Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА ПРОЦЕССА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И РАБОТНИКОВ АДМИНИСТРАЦИИ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА'

ДИАГНОСТИКА ПРОЦЕССА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И РАБОТНИКОВ АДМИНИСТРАЦИИ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ДИСПОЗИЦИИ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА / ПРЕПОДАВАТЕЛИ И НАУЧНЫЕ СОТРУДНИКИ / РАБОТНИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабинцев В.П., Гончарук Я.А., Гончарук С.В., Пересыпкин А.П.

Цель исследования - диагностика процесса самореализации преподавателей, научных сотрудников и работников администрации в физкультурно-образовательном пространстве вуза. Методика и организация исследования. Исследование проводилось в вузах Белгородской, Курской и Липецкой областей. Социологическое исследование включало анкетный опрос работников вуза, их глубинное интервьюирование и экспертное формализованное интервьюирование. В исследовании участвовали 300 преподавателей и научных сотрудников вуза, а также 140 работников администрации вуза. Для решения поставленных задач была использована совокупность взаимодополняющих методов теоретического исследования: методы теоретического исследования: анализ, сравнение, обобщение, систематизация, моделирование. Организация социологического исследования преследовала цель получить данные об отношении преподавателей, научных сотрудников и работников администрации к формам самореализации в физкультурно-образовательном пространстве вуза. Рассматриваются следующие формы самореализации акторов в физкультурно-образовательном пространстве вуза: посещение спортивного (тренажерного) зала в свободное время; участие в физкультурно-образовательных мероприятиях; выполнение нормативов ВСФК ГТО. Результаты исследования и выводы. На основе результатов исследования рассматриваются проблемы отношения преподавателей, научных сотрудников и работников администрации к формам самореализации в физкультурно-образовательном пространстве вуза: посещение спортивного (тренажерного) зала в свободное время; участие в физкультурно-образовательных мероприятиях, выполнение нормативов ВСФК ГТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабинцев В.П., Гончарук Я.А., Гончарук С.В., Пересыпкин А.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACADEMIC PHYSICAL EDUCATION BENEFITS FOR FACULTY/ RESEARCH/ MANAGEMENT PERSONNEL’S PROGRESS AGENDAS: SURVEY AND ANALYSIS

Objective of the study was to survey and analyze the academic physical education service benefits for the faculty/ research/ management staff. Methods and structure of the study. We run a questionnaire survey of the academic faculty and research personnel (n = 300) and management staff (n = 140) in the Belgorod, Kursk and Lipetsk Oblast universities to profile the individual progress agendas; with the questionnaire survey data and analyses additionally verified by interviews of academic physical education experts (n = 20). The experts were requested to verify, among other things the questionnaire survey data and findings and contribute to the interpretations and resultant practical recommendations. We used for the purpose of the study combinations of the following theoretical research methods: analyses, comparisons, data generalization, systematization and modeling. The questionnaire survey was designed to profile the faculty/ research/ management staff attitudes to the progress opportunities offered by the academic physical education system classified into: leisure-time trainings in gyms; university mass physical education events; and the GTO Complex tests. Results and conclusion. The questionnaire survey data and analyses made it possible to profile the faculty/ research/ management staff attitudes to the progress opportunities offered by the academic physical education system classified into: leisure-time trainings in gyms; university mass physical education events; and the GTO Complex tests. The study found the faculty/ research/ management staff engaged in the academic physical education mostly on an occasional basis, with a special preference for the GTO trainings and tests and some mass physical education events.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА ПРОЦЕССА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И РАБОТНИКОВ АДМИНИСТРАЦИИ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА»

ДИАГНОСТИКА ПРОЦЕССА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И РАБОТНИКОВ АДМИНИСТРАЦИИ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

УДК/UDC 37.013

Информация для связи с автором: goncharuk_ya@bsu.edu.ru

Поступила в редакцию 24.03.2021 г.

Доктор философских наук, профессор В.П. Бабинцев1 Аспирант Я.А.Гончарук1

Кандидат социологических наук, доцент С.В. Гончарук1

Кандидат педагогических наук, доцент А.П. Пересыпкин1

белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

ACADEMIC PHYSiCAL EDUCATiON BENEFiTS FOR FACULTY/ RESEARCH/ MANAGEMENT PERSONNEL'S PROGRESS AGENDAS: SURVEY AND ANALYSIS

Dr. Sc. Philos., Professor V.P. Babintsev1 Postgraduate student Y.A. Goncharuk1 PhD, Associate Professor S.V. Goncharuk1 PhD, Associate Professor A.P. Peresypkin1

1Belgorod State National Research University, Belgorod

Аннотация

Abstract

Цель исследования - диагностика процесса самореализации преподавателей, научных сотрудников и работников администрации в физкультурно-образовательном пространстве вуза.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось в вузах Белгородской, Курской и Липецкой областей. Социологическое исследование включало анкетный опрос работников вуза, их глубинное интервьюирование и экспертное формализованное интервьюирование. В исследовании участвовали 300 преподавателей и научных сотрудников вуза, а также 140 работников администрации вуза. Для решения поставленных задач была использована совокупность взаимодополняющих методов теоретического исследования: методы теоретического исследования: анализ, сравнение, обобщение, систематизация, моделирование. Организация социологического исследования преследовала цель получить данные об отношении преподавателей, научных сотрудников и работников администрации к формам самореализации в физкультурно-образовательном пространстве вуза. Рассматриваются следующие формы самореализации акторов в физкультурно-образовательном пространстве вуза: посещение спортивного (тренажерного) зала в свободное время; участие в физкультурно-образовательных мероприятиях; выполнение нормативов ВСФК ГТО. Результаты исследования и выводы. На основе результатов исследования рассматриваются проблемы отношения преподавателей, научных сотрудников и работников администрации к формам самореализации в физкультур-но-образовательном пространстве вуза: посещение спортивного (тренажерного) зала в свободное время; участие в физкультурно-образовательных мероприятиях, выполнение нормативов ВСФК ГТО.

Ключевые слова: физкультурно-образовательное пространство вуза, технология проектного управления, диспозиции, самореализация субъекта, преподаватели и научные сотрудники, работники администрации вуза.

Objective of the study was to survey and analyze the academic physical education service benefits for the faculty/ research/ management staff. Methods and structure of the study. We run a questionnaire survey of the academic faculty and research personnel (n = 300) and management staff (n = 140) in the Belgorod, Kursk and Lipetsk Oblast universities to profile the individual progress agendas; with the questionnaire survey data and analyses additionally verified by interviews of academic physical education experts (n = 20). The experts were requested to verify, among other things the questionnaire survey data and findings and contribute to the interpretations and resultant practical recommendations. We used for the purpose of the study combinations of the following theoretical research methods: analyses, comparisons, data generalization, systematization and modeling. The questionnaire survey was designed to profile the faculty/ research/ management staff attitudes to the progress opportunities offered by the academic physical education system classified into: leisure-time trainings in gyms; university mass physical education events; and the GTO Complex tests. Results and conclusion. The questionnaire survey data and analyses made it possible to profile the faculty/ research/ management staff attitudes to the progress opportunities offered by the academic physical education system classified into: leisure-time trainings in gyms; university mass physical education events; and the GTO Complex tests. The study found the faculty/ research/ management staff engaged in the academic physical education mostly on an occasional basis, with a special preference for the GTO trainings and tests and some mass physical education events.

Keywords: academic physical education system, individual progress agenda, faculty, research personnel, university management, questionnaire survey, focus group.

Введение. Физкультурно-образовательное пространство современного вуза представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых институций, обеспечивающих здоровьесбережение и физическое развитие участников образовательного процесса посредством физкультурного образования и воспитания [2]. Основной целью функционирования физкультурно-образовательного пространства вуза является создание и поддержание условий для удовлетворения потребностей в физическом совершенствовании, профессио-

нальном росте и развитии не только студенческой молодёжи, но и преподавателей, научных сотрудников и работников администрации вуза. Развитие физкультурно-образовательного пространства вуза направлено на улучшение здоровья и физической подготовленности всех его участников [3].

Цель исследования - выявление специфики процесса самореализации преподавателей, научных сотрудников и работников администрации физкультурно-образователь-ного пространства вуза.

№5 • 2021 Май | May

http://www.teoriya.ru

и

га у

г.

ч—

. О 0J

■ -О

с га

О (U .с I—

Методика и организация исследования. Социологическое исследование включало анкетный опрос преподавателей и научных сотрудников (п=300), работников администрации (п=140) вузов Белгородской, Курской и Липецкой областей. В ходе социологического исследования диагностике подлежали диспозиции субъектов физкультурно-обра-зовательного пространства.

Для обеспечения объективности результатов исследования было проведено интервьюирование экспертов, чья профессиональная деятельность полностью связана с физ-культурно-образовательным пространством вуза (п=20). Критерием отбора экспертов был стаж научно-исследовательской работы в физкультурно-образовательном пространстве вуза. Все участники опроса занимаются научной деятельностью или длительное время работают преподавателями в вузе.

Для верификации и полноты представленности мнений всех субъектов физкультурно-образовательного пространства вуза была сформирована фокус-группа. В качестве участников фокус-группы выступили преподаватели, научные сотрудники и работники администрации БелГУ (п=12).

Результаты исследования и их обсуждение. В результате проведенного социологического опроса были получены данные об отношении преподавателей, научных сотрудников и работников администрации к формам самореализации в физкультурно-образовательном пространстве вуза. Все эти акторы реализуют свои интересы в физкультурно-образовательном пространстве в различных формах: 1) посещение спортивного (тренажерного) зала в свободное от работы время; 2) участие в физкуль-турно-образовательных мероприятиях; 3) выполнение нормативов ВСФК ГТО.

1. Посещение спортивного (тренажерного) зала в свободное от работы время. Относительно посещения спортивного зала в свободное от работы время преподавателями, научными сотрудниками и работниками администрации вуза мнения участников исследования разделились. Так, лишь половина высказались, что посещают спортивный зал 2-3 раза в неделю. Аргументация, побуждающая их к этому, была, как правило, следующей: «хочу быть здоровой/здоровым; иметь хорошую физическую форму; быть красивым (ой)/иметь красивое телосложение; это модно». Таким образом, мотивация работников вуза к самореализации в физкультур-но-образовательном пространстве вуза вполне адекватна общим целям его функционирования. И если почти половина участников фокус-группы признали, что редко (менее 1 раза в неделю) посещают спортивный зал, то обусловлено это не отсутствием мотивации, но внешними факторами: отсутствием свободного времени и большой загруженностью. Следовательно, можно констатировать наличие противоречия между потребностью работников в физическом развитии и сохранении здоровья и неблагоприятными для этого условиями труда, связанными с постоянно усиливающейся его интенсификаций, в основе которой лежит чрезмерная формализация образовательного процесса.

2. Участие в физкультурно-образовательных мероприятиях. Для преподавателей и научных сотрудников характерно эпизодическое участие в физкультурно-образовательных мероприятиях, среди них нормой является умение использовать физкультурно-образовательную деятельность для реализации своих личных и профессиональных качеств, желание коммуникации со спортивными профессионалами. Нормой поведения работников администрации вуза является умение поддержать собственное здоровье при дистанцировании от активного участия в массовых физкультурно-образова-тельных мероприятиях.

3. Выполнение нормативов ВСФК ГТО. В ходе исследования большинство участников фокус-группы заявили: они принимают участие в выполнении нормативов ВСФК ГТО (75 %). Впечатления от участия в выполнении нормативов ВСФК ГТО были исключительно положительные; ни один из членов фокус-группы не высказал негативных замечаний. Среди наиболее популярных отзывов можно выделить: «прекрасная организация, дружественный персонал, возможность проверить себя, повысить самооценку».

При этом участие в выполнении нормативов ВСФК ГТО и в спартакиадах среди преподавателей и сотрудников рассматривается работниками вуза как наиболее привлекательные формы физкультурной работы. Решающую роль в формулировке подобной диспозиции играют два фактора: качество организации и наличие элемента праздничности, карнавализации. Последнее обстоятельство весьма существенно в связи с общей тенденцией к карнавализации современной жизни, выступающей одной из форм сублимации ее нестабильности и кризисного характера. Участники фокус-группы высказывали следующие оценочные суждения: «Подготовка к сдаче ГТО, мне кажется, - одно из лучших направлений. Тут сочетается и внимание к здоровью, и патриотизм» (мужчина, 44 года, преподаватель БелГУ), «Всей семьей участвуем в данном мероприятии. ГТО поднимает спортивный и соревновательный дух, сближает людей» (женщина, 42 года, сотрудник администрации БелГУ), «участие в ГТО придает уверенности в себе, поднимает самооценку» (женщина, 39 лет, сотрудник администрации БелГУ).

Выводы. В настоящее время для преподавателей и работников администрации становится все более важной коммуникативная функция физкультурно-образовательно-го пространства, реализуемая с использованием элемента карнавализации, существенно компенсирующей издержки формализованной социальной реальности. Данное обстоятельство целесообразно максимально использовать в ходе управления этим сегментом вузовской среды.

Литература

1. Анализ результатов анкетирования обучающихся Университета ИТМО «Отношение к физической культуре и спорту» // Студенческий спортивный клуб «Кронверкские барсы». 2013-2016. - Режим доступа: https://kronbars.ifmo.ru/news/106/ (дата обращения 14.11.2020 г.).

2. Гончарук Я.А. Исследование удовлетворенности субъектов физ-культурно-образовательного пространства вуза / Я.А. Гончарук // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2018. - № 11. - С. 21-22.

3. Гончарук Я.А. К вопросу обоснования физкультурно-образова-тельного пространства высшей школы / Я.А. Гончарук // Известия Саратовского университета. Сер.: Социология. Политология. - 2019. - № 1. - С. 32-36.

4. Гущина Л.Ю. Эмоционально-ценностное отношение студентов к участию в спортивно-массовых мероприятиях / Л.Ю. Гущина. -М.: ОНВ. 2011. - № 2 (96). - С. 148-151.

References

1. Analiz rezultatov anketirovaniya obuchayushchikhsya Universiteta ITMO «Otnoshenie k fizicheskoy kulture i sportu» [Analysis of results of questionnaire survey of ITMO University students "Attitude to physical education and sports"]. Student sports club "Kronverkskiye barsy». 2013-2016. Available at: https://kronbars.ifmo.ru/news/106/ (date of access 14.11.2020).

2. Goncharuk Y.A. Issledovanie udovletvorennosti sub'ektov fizkulturno-obrazovatelnogo prostranstva vuza [Study of satisfaction of subjects of academic physical educational space]. Gumanitarnye, sotsialno-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2018. No. 11. pp. 21-22.

3. Goncharuk Y.A. K voprosu obosnovaniya fizkulturno-obrazovatelnogo prostranstva vysshey shkoly [On substantiating academic physical education space]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Ser. Sotsiologiya. Politologiya. 2019. No. 1. pp. 32-36.

4. Gushchina L.Y. Emotsionalno-tsennostnoe otnoshenie studentov k uchastiyu v sportivno-massovykh meropriyatiyakh [Emotional-value attitude of students to participation in sports events]. Moscow: ONV publ. 2011. No. 2 (96). pp. 148-151.

42

http://www.teoriya.ru

№5^ 2021 Май | May

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.