Научная статья на тему 'Диагностика произношения шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией'

Диагностика произношения шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
1034
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
нарушение звукопроизношения / стёртая дизартрия / диагностика / методика / ар-тикуляционный аппарат / замена звуков / violation of sound reproduction / erased dysarthria / diagnostics / methods / articulation apparatus / sound replacement.

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Иванова Наталья Викторовна, Косякова Ирина Анатольевна

В данной статье рассмотрены особенности произношения шипящих звуков у старших дошкольников со стёртой дизартрией. Актуальность данной проблемы состоит в необходимости раннего выявления нарушений звукопроизношения детей дошкольного возраста и организации целенаправленной коррекци-онно-развивающей деятельности учителя-логопеда по их преодолению. Данная статья отражает ре-зультаты работы по исследованию произношения шипящих звуков у дошкольников со стёртой дизарт-рией на основе применения теоретических и эмпирических методов. Рассматривается лишь один из ас-пектов проблемы нарушения звукопроизношения. Исследования в этом направлении могут быть продолжены и охватывать все аспекты звукопроизносительного навыка детей со стёртой дизартрией

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF THE PRONUNCIATION OF SIBILANT SOUNDS IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH DYSARTHRIA

This article discusses the peculiarities of pronunciation of hissing sounds in older preschoolers with erased dysarthria. The relevance of this problem is the need for early detection of violations of sound reproduction of preschool children and the organization of targeted correctional and developmental activities of a speech therapist to overcome them. This article reflects the results of research on the pronunciation of sibilant sounds in preschool children with erased dysarthria based on the application of theoretical and empirical methods. We consider only one aspect of the problem of violation of sound reproduction. Research in this direction can be continued and cover all aspects of the sound-producing skill of children with erased dysarthria.

Текст научной работы на тему «Диагностика произношения шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией»

<<ШУШетиМ~^©У©Ма1>#Щ64)),2©2© / PEDAGOGICAL sciences

УДК 376

Иванова Наталья Викторовна,

Кандидат педагогических наук, доцент Косякова Ирина Анатольевна

Студент

Смоленский государственный университет DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11802 ДИАГНОСТИКА ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЁРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

Ivanova Natalia Victorovna,

Candidate of Pedagogic Sciences, docent Kosyakova Irina Anatolyevna

Student

Smolensk State University

DIAGNOSTICS OF THE PRONUNCIATION OF SIBILANT SOUNDS IN OLDER PRESCHOOL

CHILDREN WITH DYSARTHRIA

Аннотация.

В данной статье рассмотрены особенности произношения шипящих звуков у старших дошкольников со стёртой дизартрией. Актуальность данной проблемы состоит в необходимости раннего выявления нарушений звукопроизношения детей дошкольного возраста и организации целенаправленной коррекци-онно-развивающей деятельности учителя-логопеда по их преодолению. Данная статья отражает результаты работы по исследованию произношения шипящих звуков у дошкольников со стёртой дизартрией на основе применения теоретических и эмпирических методов. Рассматривается лишь один из аспектов проблемы нарушения звукопроизношения. Исследования в этом направлении могут быть продолжены и охватывать все аспекты звукопроизносительного навыка детей со стёртой дизартрией.

Abstract.

This article discusses the peculiarities of pronunciation of hissing sounds in older preschoolers with erased dysarthria. The relevance of this problem is the need for early detection of violations of sound reproduction of preschool children and the organization of targeted correctional and developmental activities of a speech therapist to overcome them. This article reflects the results of research on the pronunciation of sibilant sounds in preschool children with erased dysarthria based on the application of theoretical and empirical methods. We consider only one aspect of the problem of violation of sound reproduction. Research in this direction can be continued and cover all aspects of the sound-producing skill of children with erased dysarthria.

Ключевые слова: нарушение звукопроизношения, стёртая дизартрия, диагностика, методика, артикуляционный аппарат, замена звуков.

Key word: violation of sound reproduction, erased dysarthria, diagnostics, methods, articulation apparatus, sound replacement.

На данный момент достаточно широко распространённым явлением среди детей различных возрастов являются разнообразные нарушения в произношении слов, которые возникают в результате поражений нервной системы (дизартрия).

Отмечено, что отсутствие своевременной помощи детям с речевой патологией может привести к появлению нарушений чтения и письма при поступлении в школу. Нарушенное звукопроизноше-ние, смазанная речь, нарушенный ритм дыхания являются яркими признаками наличия дизартрии у ребенка[4, с.39].

Становлению правильного звукопроизноше-ния способствует совместная работа органов чувств и двигательных функций, которые отвечают за единство речевой системы. Чтобы ребёнок смог овладеть правильным звукопроизношением, ему необходимо, прежде всего, на слух чётко воспринимать звуки речи, иметь подготовленный артикуляционный аппарат для их произнесения, и только

при этих условиях смогут формироваться единицы языковой системы [2, с.97].

Согласно исследованиям Е.Ф. Архиповой, нарушение звукопроизношения у детей со стёртой дизартрией проявляется в виде смешений, искажений, замен и пропусков звуков. Причиной возникновения этих нарушений является органическая недостаточность иннервации мышц речевого аппарата, включающего в себя голосовой, дыхательный и артикуляционный отделы.

Дефекты звукопроизношения при дизартрии следует дифференцировать на антропофонические, при которых наблюдается искажение звука и фонологические, когда имеет место отсутствие звука, замена или его смешение, которые обуславливаются характером и силой проявления артикуляционных, дыхательных и голосовых нарушений [5, с.514].

В данной статье мы рассмотрим результаты исследования произношения шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией. Обследование детей было проведено на

PEDAGOGICAL SCIENCES /

основе диагностических методик Н.М. Трубниковой и Л.В. Лопатиной. Эти методики включают в себя исследование строения и подвижности органов артикуляционного аппарата и звукопроизноше-ния шипящих звуков.

Эксперимент был организован на базе МБДОУ детский сад № 7 города Вязьмы. В нём приняли участие десять детей старшего дошкольного возраста с дизартрией (согласно заключению психо-лого-медико -педагогической комиссии).

По результатам методики № 1 мы выявили, что у 50% обследованных детей строение артикуляционного аппарата без особенностей, а 50% дошкольников имеют некоторые негрубые отклонения от нормы (вялые губы, узкий или широкий язык).

Диагностика подвижности артикуляционного аппарата по методике № 2 дала нам возможность

Таким образом, у 100 % обследуемых детей имеются нарушения шипящих звуков, из них у 50 % - наблюдается тотальное нарушение шипящих звуков, у 50% детей - один и более двух групп шипящих звуков. Наряду с этим у всех дошкольников присутствуют в речи замены, искажения и отсутствия звуков в словах, смазанная и невнятная речь.

Коррекционная работа логопеда по преодолению стёртой дизартрии должна носить комплексный характер, так как коррекция звукопроизноше-ния осуществляется совместно с развитием навыков звукового анализа и синтеза, становлением лексико-грамматического строя речи и самостоятельного высказывания[3, с.514].

Список литературы

1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. - М.: Просвещение, 2007. - 205 с.

2. Гарева Т. А. Клинико-педагогическая характеристика детей с минимальными дизартриче-скими расстройствами. Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). - Пермь:

• У 100 % обследуемых детей артикуляционные движения нечеткие, требуют усилий, часть предложенных заданий не выполнена;

• 50 % детей с трудом выполнили переключение с одного артикуляционного уклада на другой.

По результатам методики № 3 у детей со стёртой формой дизартрии выявлены нарушения произношения шипящих звуков, которые выражаются в заменах:

• [ш] на [с] («шапка - сапка», «мишка -миска»);

• [ж] на [з] («жук - зук», «пижама - пизама»);

• [щ] на [с4] («щепка - сепка», «плащ -плась»);

• [ч] на [тч] («часы - тясы», «мяч - мять»).

Представим полученные результаты исследования в виде диаграммы (см. рис 1).

Меркурий, 2013. - С. 95 - 97. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3237/ (дата обращения: 19.04.2020)

3. Лавская Н. С., Ковалёва Т.П. Актуальные вопросы изучения и коррекции стертой дизартрии у детей. Молодой ученый. - 2014. - № 17 (76). - С. 512-514. - URL: https://moluch.ru/archive/76/12952/ (дата обращения: 18.04.2020).

4. Пастухова Н.В. Специфика нарушения зву-копроизношения у детей старшего дошкольного возраста. Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.- практ. конф. - № 3. - С. 3539. -URL: https://sibac.info/archive/meghdis/4(39).pdf (да та обращения: 19.04.2020).

5. Яровая Н. С., Ковалёва Т. П. Актуальные вопросы изучения и коррекции стертой дизартрии у детей. Молодой ученый. - 2014. - №17. - С. 512514. - URL https://moluch.ru/archive/76/12952/ (дата обращения: 19.04.2020).

получить следующие результаты:

нарушен один звук нарушены более двух групп звуков ■ тотальное нарушение

Рис. 1. - Результаты исследования произношения шипящих звуков у дошкольников с дизартрией

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.