УДК 376. 37
Я.И. ВЕТРОВА, студент, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ
Y.I. Vetrova
FEATURES SOUND SPEECH OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE CHILDREN WITH DYSARTHRIA
В статье рассматривается характеристика дизартрии как нарушения произносительной стороны речи, а также на основе анализа ряда источников психолого-педагогической и методической литературы и проведённой опытно-экспериментальной работы раскрываются особенности звукопроизношения и фонематических процессов у старших дошкольников с дизартрией.
Ключевые слова: дизартрия, звукопроизношение, фонематические процессы, старшие дошкольники.
The article is devoted to the characteristic of dysarthria as violations of pronunciation speech, and also on the basis of the analysis of several sources of psychological-pedagogical and methodical literature and conducted experimental work specifics of sound pronunciation and phonemic processes in the senior preschool children with dysarthria.
Keywords: dysarthria, sound pronunciation, phonemic processes, senior preschool children.
Изучение особенностей звуковой стороны речи у старших дошкольников с дизартрией является весьма актуальным вопросом в логопедии, так как именно состояние звукопроизношения и фонематических процессов является одним из факторов, оказывающих непосредственное влияние на возникновение социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности.
Проблема дизартрии детского возраста наиболее подробно описана такими специалистами в области логопедии, как Е. Ф. Архипова (2006, 2008), Е.Н. Винарская (2006), М. В. Ипполитова (1985), И. Ю. Левченко (2001), В. А. Киселёва (2007), ЕМ. Мастюкова (1985), И. И. Панченко (2006), Л. М. Шипицына (2001) и др. Как показали исследования данных авторов, из-за возникающих при дизартрии артикуляционных нарушений затруднено формирование кинестезий, необходимых для формирования правильного звукопроизношения, а это, в свою очередь, приводит к недоразвитию фонематических процессов. Это негативно влияет на развитие ребенка, в частности на его нервно-психическую деятельность уже в дошкольном возрасте, а позднее может привести к школьной дезадаптации, так как данные нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие всех сторон речи, а следовательно, снижают эффективность процесса школьного обучения детей в целом, вызывая специфические ошибки чтения и письма различного характера.
В связи с актуальностью данной проблемы на базе МБОУ ДОД «ЦРТ» в Ленинском районе города Н. Новгорода была проведена опытно-экспериментальная работа, посвящённая исследованию особенностей звуковой стороны речи старших дошкольников с дизартрией. В исследовании приняли участие две группы детей старшего дошкольного возраста: экспериментальная группа детей с дизартрией и контрольная группа детей с нормой речевого развития.
Для реализации поставленной цели были подобраны диагностические методики, позволяющие наиболее точно изучить особенности звуковой стороны речи. Полученные результаты переводились в баллы, после чего были подвержены количественному и качественному анализу.
Целью первого задания являлось определение состояния артикуляционной моторики через обследование способности удерживать статическую позу, кинестетического праксиса и динамической координации движений [2]. Качественный анализ результатов позволяет выделить ряд особенностей у детей экспериментальной группы: при выполнении предложенных заданий у многих отмечались проявления сопутствующей неврологической симптоматики, при этом четкость и темп выполнения движений были грубо нарушены, отмечался длительный поиск нужной позы или же уподобление поз. Большинство же детей контрольной группы получили максимальное количество баллов за выполнение заданий, при этом резкого замедления темпа, значительной нечёткости движений, сопутствующей симптоматики не продемонстрировал ни один ребёнок.
Второе задание состояло в обследовании мимической моторики старших дошкольников [2]. Качественный анализ состояния мимической моторики детей с дизартрией позволил выявить следующие особенности: в большинстве случаев проба выполнялась по образцу, при этом чёткость и темп выполнения были значительно снижены. Дети с нормальным речевым развитием справились с заданием максимально хорошо. Движения выполнялись быстро, правильно, чётко по словесной инструкции и без использования образца.
Цель третьего задания состояла в изучении состояния звукопроизношения через обследование произношения изолированных звуков, а также в составе слов (в начале, середине, конце) и предложений [1]. Качественный анализ результатов обследования старших дошкольников с дизартрией позволил выделить следующие особенности: при изолированном произношении у большинства детей наблюдалось меньше нарушений звукопроизношения, в то время как при произношении звуков в словах и предложениях у многих были выявлены пропуски, замены и искажения полиморфного характера не зависимо от позиции звука в слове. Большинство детей контрольной группы продемонстрировали правильное произношение всех звуков как изолированно, так и в составе слов и предложений.
Целью четвёртого задания являлось изучение фонематических процессов старших дошкольников через обследование восприятия и воспроизведения ритмов, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза [2], а также фонематических представлений [3]. Качественный анализ результатов выявил следующие особенности фонематических процессов у детей с дизартрией: большинство детей воспроизвели простые ритмы только после трёх прослушиваний и не смогли повторить сложные ритмы; при выполнении серии проб на фонематическое восприятие многие допускали большое количество ошибок в различении слов, близких по звуковому составу, нахождении асемантичных звукосочетаний, воспроизведении слогов и слов с оппозиционными звуками, при этом правильное воспроизведение скороговорок оказалось для этих детей невозможным. Наибольшее затруднение у детей с дизартрией вызвали пробы на звуко-слоговой анализ. Дети допускали большое количество не исправляемых даже с помощью экспериментатора ошибок при определении позиций звуков в слове, проба на изменение слова путём добавления или замены звука не выполнялась вовсе. При выполнении проб на звуковой синтез в большинстве случаев дети не смогли правильно воспроизвести слово, данное с переставленными звуками или слогами.
Результаты, продемонстрированные детьми контрольной группы, показали, что в большинстве случаев дошкольники воспроизвели простые и сложные ритмы с первого предъявления, в пробах на фонематическое восприятие были правильно выполнены все задания, лишь некоторые затруднялись в воспроизведении скороговорок. Небольшой
процент детей допускали ошибки в задании, где требовалось изменить предложенное слово путём добавления или замены звука, однако эти ошибки исправлялись самими детьми.
Проведя первичную диагностику детей экспериментальной и контрольной групп и сравнив полученные качественные и количественные результаты, можно выявить следующие особенности звуковой стороны речи у старших дошкольников с дизартрией: наличие сопутствующей неврологической симптоматики (саливация, изменение цвета кожных покровов, синкинезии); нарушение четкости и темпа выполнения движений, длительный поиск нужной позы или же уподобление поз; множественные искажения и замены звуков как в изолированном состоянии, так и в составе слов и предложений; наличие различного рода фонематических расстройств: трудности в воспроизведении простых и сложных ритмов, большое количество ошибок в различении слов, близких по звуковому составу, нахождении асемантичных звукосочетаний, воспроизведении слогов и слов с оппозиционными звуками, множественные ошибки в звуко-слоговом анализе и синтезе слов, недостаточный уровень развития фонематических представлений.
Таким образом, недостаточная иннервация мышц речевого аппарата у детей с дизартрией действительно создаёт предпосылки для сужения и ограничения объёма, чёткости и темпа выполняемых артикуляционных движений, что приводит к своеобразным нарушениям звукопроизношения и фонематических процессов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е.Ф. Архипова.- М.: АСТ: Астрель, 2006. - 319 с.
2. Киселева, В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии: пособие для логопедов / В.А. Киселева. - М.: Школьная пресса, 2007. - 48 с.
3. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
© Ветрова Я.И., 2014