Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНДУСТРИИ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНДУСТРИИ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парфёнова А.М., Сазонова С.Л., Расковалова Д.А., Сазонов Н.И.

Цель исследования - диагностика уровня профессиональной самостоятельности выпускника индустрии спорта и физической культуры. Методика и организация исследования. В процессе изучения раскрыто понятие профессиональной самостоятельности, а также рассмотрены критерии и показатели сформированности самостоятельности молодого специалиста. Оценка уровня самостоятельности выпускника программы «бакалавриат» может использоваться лишь в совокупности с другими показателями. Результаты исследования и выводы. Диагностирование уровня развития профессиональной самостоятельности рассматривается в качестве момента фиксации признаков относительно выполняемых видов самообразовательной и профессиональной деятельности молодого специалиста, что осуществляется путем индивидуальных замеров. Профессиональную самостоятельность молодого специалиста можно считать основой определения вектора его последующего самосовершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парфёнова А.М., Сазонова С.Л., Расковалова Д.А., Сазонов Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS GRADUATE’S PROFESSIONAL INDEPENDENCE DIAGNOSTICS

Objective of the study was to test the academic physical education and sports graduates’ professional independence. Methods and structure of the study. Professional independence may be defined as the individual concentration on the self-reliant professional service quality and efficiency ranked among the most important credentials critical for success in the professional service design, management and perfection domains; with this quality mastered and excelled by students largely in the self-education process so that to make them fully fit for the future professional service. The graduate's professional independence rating criteria may be listed as follows: sustainable motivations for persistent professional progress by a range of means dominated by self-education; diligence and efficiency in attaining every goal; ability to master best professional service models and tools and implement innovative physical education and sports technologies and practices; successfully cooperate with the relevant public, commercial and non-governmental organizations; design, manage and control teamwork in a capacity of a team leader and decision-maker; analyze the individual and corporate progresses; and revise own professional service when necessary. Every professional independence element may be scored in points indicative of the self-educational determination and professional competences. Results and conclusion. Modern physical education and sports specialist is expected to demonstrate high knowledge, skills, competences and individual creativity as drivers for continuous professional education, self-improvement and progress, for the physical education and sport specialist being able to effectively contribute to the progress of the physical education and sport service his/ her versatile skills and experience on the professional independence basis, with the professional independence ranked among the most valuable professional qualities.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНДУСТРИИ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

диагностика профессиональной самостоятельности будущих специалистов индустрии спорта и физической культуры

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 01.03.2021 г.

Информация для связи с автором: eifk@sport-ural.ru

А.М. Парфёнова1

Кандидат педагогических наук, доцент С.Л. Сазонова1 Д.А. Расковалова1 Н.И. Сазонов1

1Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS GRADUATE'S PROFESSIONAL INDEPENDENCE DIAGNOSTICS

A.M. Parfenova1

PhD, Associate Professor S.L. Sazonova1 D.A. Raskovalova1 N.I. Sazonov1

1Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

Аннотация

Цель исследования - диагностика уровня профессиональной самостоятельности выпускника индустрии спорта и физической культуры. Методика и организация исследования. В процессе изучения раскрыто понятие профессиональной самостоятельности, а также рассмотрены критерии и показатели сформированности самостоятельности молодого специалиста. Оценка уровня самостоятельности выпускника программы «бакалавриат» может использоваться лишь в совокупности с другими показателями.

Результаты исследования и выводы. Диагностирование уровня развития профессиональной самостоятельности рассматривается в качестве момента фиксации признаков относительно выполняемых видов самообразовательной и профессиональной деятельности молодого специалиста, что осуществляется путем индивидуальных замеров. Профессиональную самостоятельность молодого специалиста можно считать основой определения вектора его последующего самосовершенствования.

Ключевые слова: профессиональная самостоятельность, компетенции, самообразование, личность, профессиональная деятельность, диагностика.

Abstract

Objective of the study was to test the academic physical education and sports graduates' professional independence.

Methods and structure of the study. Professional independence may be defined as the individual concentration on the self-reliant professional service quality and efficiency ranked among the most important credentials critical for success in the professional service design, management and perfection domains; with this quality mastered and excelled by students largely in the self-education process so that to make them fully fit for the future professional service. The graduate's professional independence rating criteria may be listed as follows: sustainable motivations for persistent professional progress by a range of means dominated by self-education; diligence and efficiency in attaining every goal; ability to master best professional service models and tools and implement innovative physical education and sports technologies and practices; successfully cooperate with the relevant public, commercial and nongovernmental organizations; design, manage and control teamwork in a capacity of a team leader and decision-maker; analyze the individual and corporate progresses; and revise own professional service when necessary. Every professional independence element may be scored in points indicative of the self-educational determination and professional competences. Results and conclusion. Modern physical education and sports specialist is expected to demonstrate high knowledge, skills, competences and individual creativity as drivers for continuous professional education, self-improvement and progress, for the physical education and sport specialist being able to effectively contribute to the progress of the physical education and sport service his/ her versatile skills and experience on the professional independence basis, with the professional independence ranked among the most valuable professional qualities.

Keywords: professional independence, competences, self-learning, personality, professional service, diagnostics.

CL

с

ra

^

О (U .с H

Введение. Изменения в индустрии физической культуры и спорта за последние годы обозначили новые пути развития российской профессиональной системы образования. Ключевым ориентиром при этом остается подготовка вы-

сококлассных специалистов, способных к эффективному комплексному сопровождению спортивной подготовки, при этом одним из основных формируемых качеств которого выступает профессиональная самостоятельность.

Цель исследования - диагностика уровня профессиональной самостоятельности выпускника индустрии спорта и физической культуры.

Методика и организация исследования. Под профессиональной самостоятельностью следует понимать нацеленность на автономную деятельность, которая формируется как важнейший компонент подготовки специалистов в ходе систематизации, планирования, регулирования и выполнения студентами самостоятельной работы и развивается в процессе самообразования в их будущей трудовой деятельности, с одной стороны, а с другой - это качество личности будущего профессионала.

В основе критериев и показателей значимости самостоятельности начинающего специалиста в ходе профессиональной деятельности лежат интеллектуально-рефлексивные, организационно-операциональные и коммуникативные способности личности, в контексте развития которых мы можем говорить о сформированности профессионально-прикладных компетенций конкретного индивида.

К критериям оценки уровня профессиональной самостоятельности бакалавра можно отнести способность и готовность - к формированию устойчивой мотивации и потребности к непрерывному профессиональному образованию и самообразованию; к осуществлению эффективного поиска путей и средств для достижения поставленной цели; трансформировать передовой опыт профессиональной деятельности и внедрять инновационные педагогические технологии и методики в области спорта; активно взаимодействовать с государственными, коммерческими и общественными ор-

ганизациями; организовать и координировать работу коллектива, находить и принимать управленческие решения и контролировать их реализацию; анализировать полученные результаты и при необходимости корректировать свою профессиональную деятельность.

За основу градации каждого уровня профессиональной самостоятельности принимают оценочный балл измерения качественных показателей самообразовательной деятельности и освоения, и владения профессионально-прикладными компетенциями, соответствующими виду профессиональной деятельности. Оценка уровней профессиональной самостоятельности носит в целом субъективный характер. Для суждения об уровне самостоятельности выпускника программы «бакалавриат» полученная оценка может использоваться лишь в совокупности с другими показателями (см. таблицу).

Результаты исследования и их обсуждение. Диагностирование уровня развития профессиональной самостоятельности рассматривается в качестве момента фиксации признаков этого качества личности относительно выполняемых видов самообразовательной и профессиональной деятельности молодого специалиста, что осуществляется путем индивидуальных замеров.

Каждый показатель оценивается по 5-балльной шкале (ретроспективный анализ), также возможна оценка деятельности молодого специалиста присутствующими на мероприятии (учебно-тренировочное занятие, совещание, участие в реализации проекта и т. п.) методистами, специалистами отдела по работе с персоналом.

Группы умений профессиональной деятельности начинающего специалиста

Группы умений самообразовательной и профессиональной деятельности начинающего специалиста

Баллы

1. Группа умений профессиональной культуры и мастерства:

1.1 актуализировать цель и задачи самостоятельной познавательной и профессиональной деятельности;

1.2 осуществлять анализ, выбор и применение инновационных технологий, средств и методов различных видов спортивной подготовки, оценивать их эффективность;

1.3 организовать логическое осмысление передового опыта в области спорта;

1.4 осуществлять самоанализ и самоконтроль самостоятельной познавательной и профессиональной деятельности и корректировать ее в соответствии с поставленной целью и задачами

2. Группа умений исследовательской направленности:

2.1 анализировать и обобщать как собственную самообразовательную и профессиональную деятельность, так и достижения отечественной и зарубежной науки в области спорта и других смежных областях;

2.2 анализировать и обобщать практический опыт спортивной подготовки и использовать его в собственной практической деятельности;

2.3 определять цели и задачи исследований, применять адекватные методы и методики их решения

3. Группа умений организации познавательной деятельности занимающихся:

3.1 формировать общую культуру личности обучающихся в процессе спортивной подготовки, приобщать занимающихся к общечеловеческим ценностям и нормам поведения в поликультурном пространстве;

3.2 формировать у спортсменов необходимый запас знаний, двигательных умений и навыков для повышения эффективности учебно-тренировочной и соревновательной деятельности;

3.3 осуществлять мотивацию и потребности в образовании и самообразовании

4. Группа умений организационно-управленческой направленности:

4.1 осуществлять планирование и организацию процесса спортивной подготовки;

4.2 уметь координировать и контролировать работу коллектива, находить и принимать управленческие решения;

4.3 взаимодействовать с государственными, коммерческими и общественными организациями;

4.4 работать с нормативными, планово-финансовыми и отчетными документами

5. Группа умений

Общий балл =

№11 • 2021 Ноябрь | November

http://www.teoriya.ru

25

5

4

3

2

1

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

В ходе исследования было установлено, что молодой специалист сферы индустрии спорта и физической культуры может находиться на четырех основных уровнях сформирован-ности профессиональной самостоятельности. Остановимся подробнее на каждом из выявленных нами уровней.

На первом уровне - имеет несистематизированные знания, как по общим, так и по дисциплинам профессионального цикла, низкую познавательную активность; недостаточно владеет приемами самостоятельной работы; анализ профессиональной деятельности не выходит за рамки фиксирования отдельных фактов и явлений; оперирование научно-методологическим аппаратом и профессиональной терминологией нередко отсутствует. Положительная внутренняя мотивация к избранной сфере деятельности отсутствует, что может спровоцировать негативное отношение к самому процессу профессиональной деятельности; интеллектуальная инертность. Уровень развития эмоционально-волевой сферы низкий. Данный уровень является отражательно-репродуктивным, так как деятельность субъекта сводится лишь к повторению полученного шаблона, без творческого подхода и поиска эффективных решений. Определенные компетенции сформированы в данном случае на недостаточном уровне, а профессиональная самостоятельность на стадии начального формирования.

Второй уровень - продуктивный - характеризуется владением молодым специалистом основными методами и приемами профессиональной деятельности. Субъект профессиональной деятельности обладает некоторым умением синтеза знаний, полученных либо из различных источников, либо являющихся результатом сравнения, установления причинно-следственных связей, то есть в результате собственной мыслительной деятельности. При осуществлении профессиональной деятельности выпускник, имеющий определенный уровень самостоятельности, использует базовые знания в профессиональной сфере, часто подражая образцу (опытный наставник, методист). Как и для предыдущего уровня, характерно отсутствие в целом самообразовательной деятельности как базиса эффективного самосовершенствования молодого специалиста, отмечается недостаточное развитие профессиональных компетенций, в том числе и самостоятельности.

Третий уровень - исследовательский - предполагает внесение молодым специалистом в свою профессиональную деятельность исследовательских элементов. Имея значительную теоретическую базу, выпускник подвергает получаемую информацию критическому анализу и синтезу. При решении профессиональных задач способен осуществлять голографический подход и принимать обоснованные экономические решения. Способен выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития, осуществлять самоанализ и самоконтроль профессиональной деятельности и корректировать ее в соответствии с поставленными целями и задачами. Коммуникативные компетенции сформированы на высоком уровне, молодой специалист регулярно выступает на деловых мероприятиях, ведет поиск дополнительных источников знаний; принимает активное участие в конструктивном анализе профессиональной деятельности своих коллег Эмоционально-волевое развитие находится на высоком уровне, в целом отмечается значительная активность поведения. Способен управлять своим временем, планировать самообразовательную деятельность и вносить в нее коррективы.

Четвертый уровень сформированности профессиональной самостоятельности - уровень научного творчества. Для

самообразовательной деятельности характерна высокая мотивация на постоянное преодоление порога незнания и выход на все новые уровни знания. Выполнение профессиональных обязанностей на высоком уровне, что ведет к эмоциональному подъему, который не позволяет остановиться на достигнутом, способствует повышению познавательной деятельности, что неизбежно приводит к формированию и развитию самостоятельности в областях науки, казавшихся выпускнику недоступными для самостоятельного изучения и усвоения.

Возникший эмоциональный подъем порождает радость труда, творческую одержимость в науке, то есть на высшем уровне развития самостоятельность отличает развитие потребности в научном творчестве, являющемся любимым видом занятий в свободное время. Высший уровень профессиональной самостоятельности весьма редок ввиду специфичности возникновения. Тем не менее, в ходе осуществления начинающим специалистом своей профессиональной деятельности должны быть созданы все условия и предпосылки для его возникновения и дальнейшего развития как залога эффективности непрерывного образования и самосовершенствования человека на всем временном интервале его профессиональной деятельности.

Выводы. В целом, рассматривая современного специалиста сферы физической культуры и спорта, как личность творческую, включенную в процесс непрерывного профессионального образования и самосовершенствования, как субъекта, преобразующего самого себя и окружающую объективную действительность, следует отметить, что его эффективная деятельность невозможна без соответствующего уровня сформированности у него профессиональной самостоятельности как профессионально значимого и личностно ценностного качества. На рынке труда сегодня востребованы не столько сами по себе знания, сколько способность эффективно осуществлять профессиональную деятельность, то есть высокий уровень сформированности профессиональных компетенций и профессиональной самостоятельности. Профессиональная самостоятельность молодого специалиста может выступать основой определения вектора его последующего самосовершенствования. Литература

1. Георге И.В. Формирование профессиональных компетенций студентов образовательных организаций высшего образования на основе организации самостоятельной работы: монография / И.В. Георге. - Тюмень.: Изд-во ТИУ, 2016.

2. Профессиональный стандарт «Тренер» (http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/72132870) (дата обращения: 07.10.2020).

3. Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2030 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 3081-р https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/74866492 (дата обращения: 22.12.2020).

4. Ушаков А.А. Акмеологические основы высшего образования: учеб.-метод. пособие / А.А. Ушаков. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2019. - 148 с.

References

1. Gheorghe I.V. (2016) Formation of professional competencies of students of educational institutions of higher education based on the organization of independent work: monograph. Tyumen.: Publishing house of TIU.

2. Professional standard «Trainer» (http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/72132870) (date accessed: 07.10.2020).

3. Strategy for the development of physical culture and sports for the period up to 2030: Order of the Government of the Russian Federation of November 24, 2020 N 3081-r https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/74866492 (date of access: 22.12 .2020).

4. Ushakov A.A. Acmeological foundations of higher education: study guide. manual / A.A. Ushakov. Krasnodar: Kuban state. un-t, 2019. 148 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.