Научная статья на тему 'Адаптация выпускников вуза на этапе начальной профессиональной деятельности'

Адаптация выпускников вуза на этапе начальной профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
198
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ФАКТОРЫ / ВЛИЯЮЩИЕ НА АДАПТАЦИЮ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ АДАПТАЦИИ / ADAPTATION POTENTIAL / PROFESSIONAL AND SOCIAL ADAPTATION / FACTORS INFLUENCING ADAPTATION / LEVELS OF FORMATION OF ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Исмаилов Асомиддин Исмаилович, Григорьев Павел Петрович

Цель исследования выявление субъективных, объективных факторов и условий, влияющих на личностный адаптационный потенциал молодых выпускников вуза. Будучи привлекательной профессией, количество молодых специалистов, которые поступают на работу и их соотношение с текучестью кадров, являются результатом неспособности адаптироваться к существующим условиям и низким уровнем личностного адаптационного потенциала выпускника вуза. Использованная система оценки уровня адаптированности на этапе начальной профессиональной подготовки может служить характеристикой личностного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Исмаилов Асомиддин Исмаилович, Григорьев Павел Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation of university graduates at the stage of initial professional activity

Research objective identification of the subjective, objective factors and conditions influencing on the personal adaptation potential of the young university graduates. Being an attractive profession, the number of the young specialists, who go to work and their ratio with turnover of staff, inability to adapt to the existing conditions and the low level of personal adaptation potential of the university graduate are considered as a result. The used system for assessment of the level of adaptive potential at the stage of initial vocational training can serve as characteristic of personal potential.

Текст научной работы на тему «Адаптация выпускников вуза на этапе начальной профессиональной деятельности»

of linguistics and pedagogy, No. 1, pp. 86-95.

3. Borscheva, O.V. (2015) "The Teaching English Using Wiki Technology", Pedagogy and Psychology of Education, No. 3, pp. 26-28.

4. Rule II/2 the mandatory minimum requirements for certification of captains and chief mates, available at: https://zakonbase.ru/content/part/97872 (accessed 20 April 2019).

5. Advantages of Moodle, Open technologies. Web applications for business and education, available at: http://www.opentechnology.ru/info/moodle_about.mtd (accessed 20 April 2019).

6. Rymanova, I.E. (2013), "Using the Moodle environment for teaching vocational foreign language to students of a technical college", Philological Sciences. Questions of theory and practice, No. 112, pp. 164-167.

7. Sysoev, P.V. (2012), "Modern information and communication technologies: didactic characteristics and functions", Language and Culture, No. 1 (17), pp. 120-133.

8. Titova, S.V., Danilina, E.K. (2018), "Experimental Implementation of Organization Mobile Technology Model of Formative and Summative Assessment of Students' Writing Skills in A Nonlinguistic University", Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities, Publishing house: Tambov State University named G.R. Derzhavin, Vol. 23, No. 172, pp. 35-42.

9. Federal State Educational Standard of Higher Education SES VO (3 ++) specialty on 05/26/05 Navigation, approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 15.03.2018. № 191, available at: http: //fgosvo.ru/upload-files/FG0S%20V0%203++/Spec/260505_C_3plus_10042018.pdf (accessed 20 April 2019).

Контактная информация: julsan84@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.04.2019

УДК 378

АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Асомиддин Исмаилович Исмаилов, кандидат педагогических наук, профессор, Павел Петрович Григорьев, соискатель, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

Цель исследования - выявление субъективных, объективных факторов и условий, влияющих на личностный адаптационный потенциал молодых выпускников вуза. Будучи привлекательной профессией, количество молодых специалистов, которые поступают на работу и их соотношение с текучестью кадров, являются результатом неспособности адаптироваться к существующим условиям и низким уровнем личностного адаптационного потенциала выпускника вуза. Использованная система оценки уровня адаптированности на этапе начальной профессиональной подготовки может служить характеристикой личностного потенциала.

Ключевые слова: адаптационный потенциал, профессиональная и социальная адаптация, факторы, влияющие на адаптацию, уровни сформированности адаптации.

ADAPTATION OF UNIVERSITY GRADUATES AT THE STAGE OF INITIAL

PROFESSIONAL ACTIVITY

Asomiddin Ismailovich Ismailov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Pavel Petrovich Grigoriev, the competitor, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

Annotation

Research objective - identification of the subjective, objective factors and conditions influencing on the personal adaptation potential of the young university graduates. Being an attractive profession, the number of the young specialists, who go to work and their ratio with turnover of staff, inability to adapt to the existing conditions and the low level of personal adaptation potential of the university graduate are

considered as a result. The used system for assessment of the level of adaptive potential at the stage of initial vocational training can serve as characteristic of personal potential.

Keywords: adaptation potential, professional and social adaptation, factors influencing adaptation, levels of formation of adaptation.

Привлекательность профессий туроператора, турагента, менеджера по туризму связана с престижностью данных видов деятельности в молодежной среде. Включаясь в деятельность, молодые специалисты сталкиваются с объективными сложностями, которые связаны с этноцентризмом, с психоэмоциональной нагрузкой, низкой зарплатой, отсутствием профессионального роста, и самое важное недостаточными профессиональными знаниями, которое существенно влияет на качественное выполнение функциональных обязанностей. Практика показывает, что лишь незначительная часть выпускников вуза способна быстро адаптироваться к условиям деятельности.

Исследователи выделяют различные виды адаптации: биологическая, психологическая, социальная, профессиональная и т.д., которые как многофакторное явление имеет свои закономерности, характеризующее способности человека адаптироваться в различных ситуациях. Одновременно также выделяют адаптационный потенциал личности, как "взаимосвязанные между собой психологические особенности личности", определяющие успешность адаптации и вероятность сохранения профессионального здоровья, что в свою очередь адаптационный потенциал можно оценить через когнитивный, коммуникативный, поведенческий компонентов [4]. А.М. Богомолов считает, что адаптационный потенциал -это способность личности к изменениям качеств и свойств под влиянием различных факторов [2], а другие исследователи отмечают, что личностный адаптационный потенциал -это интегральная переменная, обуславливающая эффективность к адаптации человека [1, 2, 3, 5, 6].

На наш взгляд, наиболее важной характеристикой, которая связана с приспособлением молодого специалиста с условиями труда является его адаптивной способностью, так как он должен уметь построить отношения не только с сотрудниками, но и с потенциальными "туристами" - потребителями туристских услуг. Что касается аффективных компонентов процесса адаптации, следует обратить внимание на восприятие корпоративных норм поведения и отношений требования непосредственного окружения и личностных особенностей самого специалиста. В совокупности все вышеизложенное объективно и субъективно оказывает влияние на профессиональную адаптацию специалиста в различной степени. Исходя из вышеизложенного, проблема исследований эффективной профессиональной адаптации молодых специалистов на наш взгляд является весьма актуальной.

Исследователями были выделены несколько уровней адаптации: оптимальный - эффективная адаптация; высокий уровень адаптированности; средний - неполная адаптация, невысокая степень адаптированности в различных ситуациях; низкий - неустойчивая адаптация, низкая адаптированность, которая создает предпосылку для нарушения адаптации, т.е. дезадаптации [2, 3, 5].

Потенциал адаптирующейся личности можно также определить через такие характеристики, как осознание личности окружающей действительности, ее рефлексии в условиях деятельности, способностью к саморегуляции и способностью изменить способы воздействия с окружающей средой [4, 6].

Цель исследования - изучить адаптационный потенциал выпускников вуза на этапе начальной профессиональной деятельности

Задачи: 1) выявить личностный адаптационный потенциал выпускника ВУЗа в туристской деятельности; 2) разработать систему оценки уровня адаптированности молодых специалистов на этапе начальной профессиональной деятельности

Методы исследования - анализ литературных источников, анкетирование, метод ти-пологизации, метод наблюдения, педагогический эксперимент, тестирования. Для решения поставленных задач нами были проведены тренинги, кейсы и деловые игры со студентами,

обучающихся по направлению 43.00.08 - "Туризм" в количестве 24 чел.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для решения поставленных задач нами был проведен опрос работающих студентов в различных туристских организациях. Выявлено, что существует ряд серьезных факторов, которые оказывают влияние на адаптацию выпускников вуза на этапе начальной профессиональной деятельности. В качестве наиболее значимых факторов респонденты отметили сложный характер профессии - 79,2%, этноцентризм - 87,5%, низкая зарплата - 62,5%, отсутствие профессионального роста - 83,3%, этнодемографические различия - 54,2%, недостаточные профессиональные знания - 83,3% и высокая психическая нагрузка - 70,8%. Результаты ранжирования показали, что по степени важности наиболее высокие ранги получили этноцентризм, отсутствие профессионального роста и недостаточные профессиональные знания (Я=1-3).

Для определения личностного адаптационного потенциала выпускника на основе проведенного контент анализа выявлены основные компоненты, связанные с адаптационными способностями специалиста. Оценка уровня способности определялась до и после проведенного нами разработанного тренинга, содержащего кейсы, деловые игры и т.д. В таблице 1 представлены изменения компонентов адаптационного потенциала. Как видно, наиболее высокие оценки по степени важности были получены в таких компонентах, как коммуникативный, мотивационный и творческий как до и после тренингов (от 2,6 до 3,0). По-видимому, это связано с тем, что данные компоненты являются индикаторами во взаимодействии между не только сотрудниками одной компании, но потенциальными туристами, которые представляют различные социальные группы.

Таблица 1 - Изменение компонентов адаптационного потенциала до и после тренинга

■——___ Изменения Компоненты " —— До тренинга После т ренинга

х 5 х 5

Мотивационные 2,5 1,1 2,7 1,2

Когнитивные 2,3 1,2 2,3 1,4

Инструментальные 2,1 1,4 1,2 1,6

Творческие 2,6 1,2 2,8 0,7

Коммуникативные 2,8 1,1 3,0 0,4

х/Шкала 1^3

Незначительные изменения, которые свойственны для таких компонентов, как когнитивные и инструментальные, объясняются тем, что у молодых специалистов явно вырисовывается недостаточность знаний, как профессионального, так и прикладного характера. Инструментальные компоненты, которые связаны со способностями, умениями и навыками человека с учетом традиции, культуры, ценностей, общностей требует специальных знаний, умений использовать их в работе, что, по-видимому, имеют недостаточное эффективное воздействие, и в ходе дальнейших тренингов следует на это обратить внимание.

С целью подтверждения представленных компонентов, нами был проведен педагогический эксперимент с использованием тренингов различного назначения. Все участники были распределены на три условные группы по уровню адаптации: оптимальный, средний, низкий. Основные критерии и показатели начинались от положительного до отсутствия стремления профессионального самосовершенствования.

На рисунке представлены уровни сформированности адаптационных способностей, характеризующие личностный адаптационный потенциал выпускников вуза до и после тренинга. В экспериментальной группе после проведенных тренингов были достигнуты увеличения показателей у представителей группы с оптимальной адаптацией, что свидетельствует об эффекте используемых тренингов, кейсов и деловых игр.

Реализация программы тренинга профессиональной адаптации молодых специалистов позволит разрешить некоторые противоречие, которое имеет место на начальном этапе профессиональной адаптации.

%

80 60 40 20 0

41,7

50

50

33,3

8,3

25

25

25

66,7

25

25

25

Низкая адаптация Средняя адаптация

До тренинга, КГ С До тренинга, ЭГ □ После тренинга, КГ

Оптимальная адаптация □ После тренинга, ЭГ

Рисунок 1 - Уровни сформированности адаптации выпускников вуза до и после тренинга в контрольной и

экспериментальных группах

ВЫВОДЫ

При содержательном анализе было выявлено, что большинство исследователей характеризует проблему адаптации как динамичный процесс, связанный с личностными особенностями субъектов и уровнем их теоретической и профессиональной подготовленности. Одновременно отмечается значимость личностного адаптационного потенциала будущего специалиста и наличия сформированных компетенций.

В результате проведенного тренинга выпускников, участники педагогического эксперимента по интегральным характеристикам можно объединить в три условные группы. Первая группа - выпускники, которые обладали высоким уровнем теоретических и практических знаний, проявляли самостоятельность при решении конкретных проблем в различных ситуациях с потенциальными потребителями туристических услуг. Вторая группа - выпускники, которые обладают некоторыми профессиональными компетенциями, знаниями теоретического и практического характера, но не способны самостоятельно принимать решения в конкретных ситуациях. Третья группа - низкий уровень теоретических и практических знаний, сложно ориентируются при решении конкретных задач с потребителями услуг и обладают очень низким уровнем профессиональных и личностных компетенций.

Адаптационный потенциал личности являются интегративной характеристикой, которая способна отражать уровень сформированности адаптации и компетенции выпускников в будущей профессиональной деятельности. Следует отметить, что адаптация выпускника ВУЗа на начальном этапе деятельности является сложной социальной педагогической проблемой, которая зависит от деятельности всех субъектов образовательного процесса. Выявленные критерии адаптационного потенциала личности, по-видимому, требуют коррекции, так как они не в полной мере отражают влияние субъективных и объективных факторов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балюк, А. Д. Профессиональная адаптация специалиста по сервису и туризму / А. Д. Балюк // Вестник Тюменского государственного университета. - 2011. - № 4. - С. 213-216.

2. Богомолов, А.М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа / А.М. Богомолов // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 1. - С. 67-73.

3. Ларионова, С.А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика : монография / С.А. Ларионова. - Белгород : [б.и.], 2002. - 200 с.

4. Маклаков, А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г. Маклаков // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22, № 1. - С. 16-24.

5. Посохова, С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъектный подход : автореферат дис. ... д-ра психол. наук / Посохова С.Т. - М., 2001. - 36 с.

6. Хаустова, А.И. Социально-психологическая адаптация / А.И. Хаустова // Молодой ученый. - 2016. - № 26. - С. 614-617.

REFERENCES

1. Balyuk, A.D. (2011), "Professional adaptation of the specialist in service and tourism", Bulletin of the Tyumen state university, No. 4, рр. 213-216.

2. Bogomolov, A.M. (2008), "Personal adaptation potential in the context of the system analysis", Psychological science and education, No. 1, рр. 67-73.

3. Larionova, S.A. (2002), Social and psychological adaptation of the personality: theoretical model and diagnostics: monograph, Belgorod.

4. Maklakov, A.G. (2001), "Personal adaptation potential: its mobilization and forecasting in extreme conditions", Psychological journal, Vol. 22, No. 1, рр. 16-24.

5. Posokhova, S.T. (2001), Psychology of the adaptive personality: subject approach, dissertation, Moscow.

6. Haustova, A.I. (2016), "Social and psychological adaptation", Young scientist, No. 26, рр. 614617.

Контактная информация: g.pavelp@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 05.05.2019

УДК 796.015:612

ВЛИЯНИЕ ГИПОВЕНТИЛЯЦИОННОГО ДЫХАНИЯ НА УРОВЕНЬ САТУРАЦИИ АРТЕРИАЛЬНОЙ КРОВИ КИСЛОРОДОМ У СПОРТСМЕНОВ ПРИ ТРЕНИРОВКЕ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ

Светлана Яковлевна Классина, кандидат биологических наук, ведущий научный

сотрудник, Научно-исследовательский институт нормальной физиологии им.

П.К. Анохина (ФГБНУ «НИИНФ им. П.К. Анохина»), Москва

Аннотация

Статья посвящена изучению влияния гиповентиляционного дыхания на уровень сатурации артериальной крови кислородом у спортсменов при тренировке на выносливость. Показано, что обучение гиповентиляционному дыханию способствует повышению гипоксической устойчивости испытуемых, увеличивает уровень сатурации артериальной крови кислородом в покое, а при интенсивной физической работе до отказа «смягчает» негативное влияние длительной физической работы на процесс утилизации кислорода мышцами, интенсифицирует процесс восстановления уровня сатурации артериальной крови кислородом после нагрузки.

Ключевые слова: спорт, гиповентиляционное дыхание, тренировка, выносливость, сатурация артериальной крови кислородом.

EFFECT OF HYPOVENTILATICAL BREATHING ON LEVEL OF SATURATION

WITH OXYGEN OF ATHLETE'S ARTERIAL BLOOD AT TRAINING ON

ENDURANCE

Svetlana Yakovlevna Klassina, the candidate of biological sciences, leading researcher, P.K. Anokhin Institute of Normal Physiology, Moscow

Annotation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article is devoted to the study of the effect of hyperventilation breathing on the level of saturation with oxygen of athlete's arterial blood at training on endurance. It has been shown that hypoventilation breathing training increases the hypoxic stability of subjects, it increases the level of arterial blood saturation with oxygen at rest, and under intensive physical work to failure it "softens" the negative impact of prolonged physical work on the process of oxygen utilization by muscles, it intensifies the restoring process of arterial blood oxygen saturation level after the load.

Keywords: sport, hypoventilation breath, training, endurance, oxygenation of arterial blood.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время введение дополнительных эргогенических средств в технологию подготовки спортсменов получает все большее распространение [1]. Одним из таких

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.