Научная статья на тему 'Диагностика патриотического воспитания младших школьников: проблема разработки критериев'

Диагностика патриотического воспитания младших школьников: проблема разработки критериев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7625
616
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / НРАВСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / PATRIOTISM / MORAL-POLITICAL CULTURE / UPBRINGING OF YOUNG PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манина Лидия Ивановна

Критерии рассматриваются как стандарты, по степени приближения к которым дается оценка педагогической деятельности. В соответствии со структурой патриотизма как элемента нравственно-политической культуры личности разработаны три группы критериев: когнитивные, эмотивно-мотивационные, поведенческие. Содержание критериев раскрыто с учетом возрастных особенностей младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of patriotic education of younger schoolchildren: problem of criteria development

Criteria are considered as standards, a degree of approach to which defines the rating of pedagogical activity. According to the structure of patriotism as an element of moral-political culture of a person three groups of criteria are developed. The content of the criteria is revealed taking into consideration the age peculiarities of young pupils.

Текст научной работы на тему «Диагностика патриотического воспитания младших школьников: проблема разработки критериев»

сознания улавливают информацию ребенка о том, что он нуждается в поддержке, ласке, нежности, понимании и сочувствии, а не в директивном руководстве.

Анализ значений /-критерия (при р = 0,05 и числе степеней свободы 25, критическое значение 2,06) по всем исследуемым нами показателям свидетельствует о наличии статистически значимых различий между данными, полученными в группах родителей с ориентацией на личностную и дисциплинарную модели взаимодействия с детьми. То есть группы родителей с разной ориентацией на модель взаимодействия с детьми не являются однородными выборками и действительно различаются по анализируемым показателям.

Таким образом, во взаимоотношениях родителей с детьми важное место занимает образ ребенка. Родители, позитивно воспринимающие собственных детей, чаще ориентированы на личностную модель взаимодействия, учитывающую чувства и потребности ребенка, способствующую развитию его личности. В свою очередь, родители, приписывающие своим детям негативные качества, чаще выбирают дисциплинарно-ориентированные способы взаимодействия с детьми, требующие «послушания» и соответствия общепринятым нормам, независимо от его

собственных личностных особенностей, переживаний и мотивов.

1. Исаева Н.И. Профессиональная культура психолога образования. М.; Белгород, 2002.

2. Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. М., 1965. С. 10-11.

3. Андреева Г.М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания // Межличностное восприятие в группе. М., 1981. С. 26-48.

4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

5. Родители и дети: Психология взаимоотношений / под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. М., 2003.

6. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997.

Поступила в редакцию 3.05.2008 г.

Ovsyanikova E.A. Psychological analysis of content of parents’ conception about their child. The article deals with psychological analysis of the content of conception about the child in parents being oriented on different models of interaction with their children. The role of the child image in relations between parents and children is also considered in the paper.

Key words: perception, notion, image of children, pattern, interaction, individual pattern of interaction with child, disciplinary pattern of interaction with child.

ДИАГНОСТИКА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМА РАЗРАБОТКИ КРИТЕРИЕВ

Л.И. Манина

Критерии рассматриваются как стандарты, по степени приближения к которым дается оценка педагогической деятельности. В соответствии со структурой патриотизма как элемента нравственнополитической культуры личности разработаны три группы критериев: когнитивные, эмотивно-мотивационные, поведенческие. Содержание критериев раскрыто с учетом возрастных особенностей младших школьников.

Ключевые слова: патриотизм, нравственно-политическая культура, воспитание младших школьников.

Воспитание патриотизма - одна из самых актуальных проблем современного российского общества. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения мы не сможем уверенно двигаться вперед ни в экономике, ни в

культуре, ни в политике, т. к. наше будущее должно иметь свой нравственный стержень -любовь к Родине, служение Отечеству.

В настоящее время в научной литературе патриотизм интерпретируется как нравственно-политическое качество личности,

включающее в себя патриотическое сознание, патриотические чувства и убеждения, патриотическую деятельность [1]. В современной педагогической практике под патриотическим воспитанием понимается целенаправленный творческий процесс взаимодействия учителя и ученика по формированию патриотизма как нравственного качества личности [2].

Патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему. Патриотизм включает в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения. Однако нельзя рассчитывать, что необходимые для общества нравственные качества сами «произрастут» в сознании подрастающего поколения: их надо активно и искусно культивировать.

Наиболее благоприятные психолого-пе-дагогические условия для воспитания нравственных качеств ребенка, в т. ч. и патриотизма, складываются в конце младшего школьного возраста. Предподростковый возраст рассматривается психологами в качестве сензитивно-го периода воспитания, главными агентами которого являются семья и школа. Процесс патриотического воспитания в семье имеет преимущественно спонтанный, стихийный характер и основан на имитации моделей поведения родителей. Патриотическое воспитание в школе характеризуется целенаправленностью и организованностью, что обеспечивает, по мнению ряда ученых и педагогов-практиков, его большую результативность.

В процессе исследования эффективности патриотического воспитания младших

школьников особое значение, на наш взгляд, имеет системная диагностика. Решение диагностических задач предполагает, прежде всего, выявление критериев патриотического воспитания младших школьников и определение на их основе показателей эффективности патриотического воспитания в данной возрастной группе.

Именно поэтому представляется актуальным выделение критериев патриотического воспитания в качестве особого предмета исследования не только как важного этапа, но и как сущностного условия воспитания патриотизма младших школьников.

В современной педагогической науке под критериями понимаются «стандарты, по

степени приближения к которым дается оценка того или иного вида деятельности» [3]. Следовательно, критерии патриотического воспитания выступают своего рода образцом, эталоном, выражают высший, наиболее оптимальный уровень патриотической воспитанности, определяют степень его соответствия, приближения к норме, идеалу. Оптимальное определение и использование критериев помогает своевременно корректировать содержание патриотического воспитания и механизм его реализации. Соответствующие критерии могут выступать теоретическим инструментом определения эффективности процесса патриотического воспитания.

По вопросу определения сущности критериев нравственного воспитания и особенностей содержания критериев патриотического воспитания в отечественной педагогической науке единой точки зрения не сложилось. Проблемой критериев нравственного воспитания в отечественной педагогической науке занимались Л.И. Божович, Н.И. Болдырев, О.Г. Дробницкий, В.А. Караковский, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, Л.Н. Новикова,

В.А. Фокин и др. В последние годы вопрос о критериях нравственного и патриотического воспитания школьников рассматривался в исследованиях А.Р. Балагланова, Л.В. Кузнецовой, Н.А. Мельниковой.

В 50-60-е гг. XX в. доминировал «содержательный» подход к определению критериев: критерием нравственной воспитанности считалось «слово» учащегося (его сочинения, высказывания) или же его конкретный поступок (или проступок), в т. ч. и вербальный. Однако, на наш взгляд, они не могут претендовать на роль критерия нравственной воспитанности школьника, поскольку в словах не всегда отражается сущность личности, а поступок может быть результатом импульсивности или же воздействия внешних обстоятельств.

Позже, в 1970-е гг., в отечественной педагогике и психологии преобладал функциональный подход к оценке нравственной воспитанности, в рамках которого выделялся в качестве критериев обширный перечень качеств личности: трудолюбие, гуманность, честность, скромность, дисциплинированность и др. Однако, не сведенные в целостную структуру, они не могли выполнить функцию теоретического инструментария исследования.

Менее широко представлен в научной литературе этого периода интегративный подход, в рамках которого предлагался один, максимально широкий критерий, позволяющий выявить и зафиксировать главное содержание личности (нравственная позиция личности, моральная устойчивость, нравственная готовность к тому или иному виду деятельности и др.). Данный подход также имеет уязвимую сторону: предложенные критерии

слишком общие, что затрудняет их использование в педагогической деятельности [4].

Мы разделяем точку зрения исследователей, которые считают, что в силу невозможности оценить все стороны такого сложного процесса, как процесс воспитания, стремиться к разработке универсальных критериев, равно как и единственного, всеобъемлющего критерия, бессмысленно. Перечень критериев должен быть научно обоснован и сознательно ограничен небольшим количеством [2].

В качестве основы для выявления критериев уровня патриотической воспитанности личности можно предложить обобщенную цель патриотического воспитания - формирование патриотизма как комплексного элемента нравственно-политической культуры, включающего в себя когнитивный, эмотив-но-мотивационный, поведенческий компоненты. Следовательно, и критерии патриотического развития личности школьника должны отражать, по нашему мнению, не только его знания о патриотизме (когнитивный компонент), но и патриотические чувства (эмо-тивно-мотивационный компонент), и патриотическую деятельность (поведенческий компонент).

Когнитивные критерии целесообразно рассматривать как наличие у школьника достаточного объема патриотических знаний, которые могут стать базой возникновения патриотических чувств и мотивов патриотического поведения. Эмотивно-мотивационные критерии предполагают наличие у школьника патриотических чувств и мотивов патриотического поведения. Поведенческие критерии проявляются в патриотических поступках, патриотической деятельности. Рассмотрим содержание предложенных критериев более подробно.

Когнитивные критерии патриотической воспитанности младших школьников, на наш

взгляд, проявляются в знании содержания понятий «большая родина», «малая родина», «патриот»; в знании деятельностных форм проявления патриотизма у взрослых и детей; в знании истории своей семьи; в знании ключевых событий истории России; в знании важнейших событий из истории родного края, а также в первоначальных умениях анализировать свои чувства, мотивы деятельности, оценивать отдельные свои и чужие поступки.

Эмотивно-мотивационные критерии рассматриваются нами по двум направлениям: наличие патриотических чувств и сформиро-ванность мотивов патриотической деятельности.

Для младших школьников эмотивный критерий патриотического воспитания, по нашему мнению, сводится только к патриотическим чувствам. Учитывая возрастные особенности младших школьников, оценивать уровень сформированности у них таких личностных качеств, как патриотические убеждения, преждевременно.

Как известно, мотивация деятельности личности в психологии рассматривается как совокупность мотивов, побуждающих к действию, к достижению цели, как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность [5]. Применительно к ученикам младшего школьного возраста правомерно говорить только о таких мотивах деятельности, как чувства, интересы, желания.

Таким образом, эмотивно-мотивационные критерии патриотического воспитания включают в себя эмотивную составляющую (патриотические чувства к семье, к родине; эмоциональную оценку своей общественнополезной и учебной деятельности) и мотивационную составляющую (эмоциональные или когнитивные побуждения к патриотической деятельности).

Как отмечалось ранее, патриотическое сознание и патриотические чувства у детей младшего школьного возраста находятся на начальной стадии развития, поэтому возможности для патриотического поведения младших школьников невелики. Преждевременно ожидать в этом возрасте самостоятельную патриотическую деятельность - дети могут выступать в основном в качестве исполните-

лей доступных им видов деятельности, организованных и регулируемых взрослыми.

Следовательно, для младших школьников патриотическое поведение может проявляться в участии в соответствующих их возрасту патриотических действиях, организованных чаще всего учителями. Все это позволяет включить в группу поведенческих критериев патриотического воспитания

младших школьников сформированность навыков патриотического поведения в видах деятельности, соответствующих их возрасту.

Предложенные критерии патриотического воспитания младших школьников не противоречат друг другу, они взаимосвязаны и во многом взаимообусловлены, что, на наш взгляд, является отражением системного характера патриотизма. На начальном этапе патриотического воспитания школьников общий уровень развития патриотизма в значительной степени зависит от сформирован-ности когнитивной подсистемы патриотизма, на основе которой впоследствии развиваются эмотивная и поведенческая подсистемы патриотизма.

1. Яновский Р.Г. Патриотизм: О смысле созидающего служения человеку, народам России и Отечеству. М., 2004.

2. Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий // Социс. 2006. № 8. С. 67-76.

3. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности // Педагогика. 1992. № 11.

С. 390-391.

4. Ребер А. Большой толковый психологический словарь: в 2 т. М., 2000. Т. 1.

5. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология. Словарь-справочник. М., 1998.

6. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. М., 1999. Кн. 1.

Поступила в редакцию 2.05.2008 г.

Manina L.I. Diagnostics of patriotic education of younger schoolchildren: problem of criteria development. Criteria are considered as standards, a degree of approach to which defines the rating of pedagogical activity. According to the structure of patriotism as an element of moral-political culture of a person three groups of criteria are developed. The content of the criteria is revealed taking into consideration the age peculiarities of young pupils.

Key words: patriotism, moral-political culture, upbringing of young pupils.

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА КАК ФАКТОР ИНТЕГРАЦИИ В ЕДИНОЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

И.В. Колинько

Краснодарский край как полиэтнический регион может стать моделью по реализации политики межэтнического диалога, выступить полигоном проектирования и быть лидером в Российской Федерации по реализации национальных проектов. В статье характеризуется культурно-историческое своеобразие Краснодарского края через полиэтническое многообразие, которое образует единое социально-культурное пространство, описаны этапы разработки политики в данной области, направленные на сплачивание межэтнического общества путем более эффективного учета реальностей и возможностей, предоставляемых культурным плюрализмом.

Ключевые слова: регион, этнокультурный потенциал, национально-культурные объединения.

Обострение глобальных проблем современности, нарастание универсализации информационного общества обусловливают процессы интеграции. Одновременно с активным развитием этнокультурных связей и межэтнических контактов, характерным для процессов глобализации, все больше возрастает интерес к богатству и своеобразию на-

циональной культуры. Сегодня остро встал вопрос о восстановлении реального этнокультурного пространства, реконструкции его национальных моделей.

Происходящие в мире и России социально-культурные изменения свидетельствуют о возрастании роли регионов, их самостоятельного общественного и культурного раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.