Научная статья на тему 'Диагностика обученности учащихся составлению связного устного высказывания на заданную тему'

Диагностика обученности учащихся составлению связного устного высказывания на заданную тему Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1164
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика обученности учащихся составлению связного устного высказывания на заданную тему»

Сидеть сложа руки. Воды в рот набрать.

От рук отбиться. Ворон считать.

Во всю Ивановскую (кричать). В руки взять.

От доски до доски (читать). Своим горбом жить.

На чужой шее сидеть. Не покладая рук.

Держать в ежовых рукавицах. Лясы точить.

Учителю начальных классов нужно работать над повышением культуры речи младшего школьника, учить его излагать свои мысли правильно, точно, чтобы окружающие могли его понять. Недостаточно уделять этому внимание только на уроках русского языка, литературного чтения, риторики. Мы считаем, необходимо использовать для этого формы внеурочной работы по культуре речи, способствующие формированию языковой личности.

Библиографический список

1. Григорян, Л. Т. Основные принципы внеклассной работы / Г. К. Лидман-Орлова // Виды внеклассной работы по русскому языку. - М.: Просвещение, 1968.-С. 8-13.

2. Елисеева, В. Ф., Ушаков, Н. Н. Уголок русского языка в школе / Г. К.Лидман-Орлова // Виды внеклассной работы по русскому языку. - М.: Просвещение, 1968.-С. 23—125.

3. Львов, М. Р., Рамзаева, Т. Г., Светловская, Н. Н. Методика обучения русскому язык}' в начальных классах. - М.: Просвещение, 1987. - 415 с.

4. Панов, Б. Т. Внеклассная работа по русскому языку. Пособие для учителей / Б. Т. Панов. - М.: Просвещение, 1980. - 208 с.

5. Приступа, Г. Н. Краткий курс методики русского языка / Г. Н.Приступа. -Рязань: РГПИ, 1997.-380 с.

6. Ушаков, Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Пособие для учителей. / Н. Н.Ушаков. - М.: Просвещение, 1978. - 192 с.

УДК 359:129.8

И. Л. Васютина

ДИАГНОСТИКА ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СОСТАВЛЕНИЮ СВЯЗНОГО УСТНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ

Начальная школа призвана заложить основы всестороннего развития личности ребенка. Важное место в этом процессе принадлежит курсу развития связной речи младших школьников. По мнению одного из видных ученых Л. П. Федоренко, развитие связной речи ученика служит внешним показателем развития его интеллекта и высших эмоций.

Основные задачи работы по развитию связной устной и письменной речи учащихся сводятся к следующему:

во-первых, помочь детям осмыслить их речевую практику (что представляет собой речь, речевая деятельность, в процессе которой воспринимается или создается текст);

во-вторых, ознакомить учащихся с определенными речеведческими понятиями и способами речевой деятельности;

в-третьих, на этой основе развивать речевое чутье учащихся, научить преодолевать трудности в создании устных и письменных высказываний (определенного жанра, стиля, структуры, композиции);

в-четвертых, реализовать задачи воспитательного характера, так как, в сущности именно уроки развития связной речи целиком направлены на овладение языком как средством общения, что является важнейшим условием формирования социально активной личности [1, 54].

Однако успешное развитие связной устной речи младших школьников невозможно без грамотного и своевременного использования педагогической диагностики, которая является неотъемлемой частью учебного процесса. Почему же сегодня вместо контроля речь все больше идет о диагностике? Ответ, на наш взгляд, очевиден: если традиционные методы контроля анализировали результаты деятельности ученика, то диагностика анализирует совместную деятельность ученика и учителя, дает ответ на вопрос, почему достигнуты или не достигнуты запланированные показатели, эффективны ли используемые педагогические средства, методы и формы организации педагогического процесса.

Диагностика знаний, умений и навыков, приобретенных младшими школьниками в результате обучения, проводится, как правило, в конце учебного процесса. Она оценивает результативность работы педагога с детьми и подводит ее итоги. Кроме того, приводит основные данные для планирования и организации эффективного учебно-воспитательного процесса на следующей ступени обучения.

Для определения уровня обученности младших школьников составлению связного устного высказывания на заданную тему мы выбрали, на наш взгляд, наиболее валидный, объективный и надежный метод диагностики - метод устного тестирования. Под устным тестированием понимают «процедуру проверки ..., в которой тестируемый говорит и оценивается на основе того, что он скажет» [2, с. 20]. Устное тестирование может проводиться рейтерами и маркерами, которые оценивают речь испытуемого по специально разработанным шкалам. Отличие их состоит в том, чго рейтер присутствует во время устного тестирования и оценивает на основе услышанного, а маркер оценивает позже на основе видео - или аудиозаписи. Для повышения надежности результатов оценивания мы считаем, что целесообразнее при комплексной диагностике использовать аудиозапись или присутствие более одного рейтера.

В связи с тем, что проведение диагностического тестирования может использоваться в разных целях и что сейчас существует большое разнообразие тестовых заданий, требующих ответов разного типа, отечественными и зарубежными тестологами были разработаны разнообразные методы оценивания. Методика оценивания уровня сформированности коммуникативно-речевых умений имеет свою специфику и сложность, которая заключается в определении критериев оценки качественных характеристик, а также изучаемой стороны связной устной речи. Исследования последних лет показали, что наилучшим решением этой проблемы является использование комбинированной шкалы, состоящей из целостной и аналитических шкал, при этом приоритет отдается целостной шкале из-за комплексного характера коммуникативно-речевых умений.

При разработке диагностических тестов мы учитывали, что в российских школах в настоящее время функционируют учебные комплексы различных авторских коллективов, поэтому мы предлагаем тесты, основываясь на программах разных систем обучения. Проанализировав государственный стандарт общего образования, программы и учебники по русскому языку и литературному чтению, мы выделили требования к основным коммуника-тивно-речевым умениям и навыкам, необходимым при составлении связного устного высказывания на заданную тему учащимися, оканчивающими начальную школу:

• умение создавать несложные устные монологические высказывания на доступные детям темы в форме повествования, описания, рассуждения или смешанного варианта (повествование с элементами описания, повествования с элементами рассуждения);

• умение строить высказывание в соответствии с композиционными особенностями данного типа;

• умение соблюдать при построении высказывания изученные нормы литературного языка;

• з'мение использовать основной тон, темп, громкость речи, смысловую и эмоциональную интонацию, смысловое ударение в соответствии с замыслом высказывания.

Обучение младших школьников созданию монологических высказываний ведется по нескольким направлениям: работа над содержанием высказывания, работа над его речевым оформлением, работа над правильностью речи с точки зрения норм устной формы литературного языка и работа над произносительной стороной высказывания. В связи с этим мы предлагаем при диагностике оценивать созданное учащимися связное устное высказывание на заданную тему по следующим направлениям: содержание, речевое оформление, соблюдение норм литературного языка и произносительные умения и навыки.

Мы предлагаем фиксировать результаты тестирования каждой стороны

связного устного высказывания в виде четырех уровней. Выявленный уровень учителю легко соотнести с оценками. Принцип определения уровня заключается в выявлении основных для данного этапа обучения показателей правильного составления и произнесения связного устного высказывания.

IV уровень (высший) - соответствие высказывания всем критериям;

III уровень - соответствие большей части высказывания всем критериям или наиболее значимым критериям;

II уровень - соответствие меньшей части высказывания всем критериям;

I уровень (низший) - полное несоответствие высказывания предъявленным критериям.

Рейтер или маркер путем фиксации по специальным шкалам соответствия высказывания разработанным критериям, учета фактических и речевых ошибок, недочетов, неоправданных пауз, затруднений при выполнении задания делает выводы об уровне сформированности итогового умения или какого-то составного умения. Помимо количественной информации, выраженной в баллах, предоставляется и качественная характеристика диагностируемого умения или умений. Определение уровня каждого ученика дает учителю информацию об успешности усвоения программы и о направлении работы над дальнейшим развитием или коррекцией того или иного умения.

Оптимальное время, отводимое на тестирование одного испытуемого студента, тестологи считают от 11 до 15 минут (Д. Игрем, Е. Вули). Однако с учетом возрастных особенностей младших школьников и программного требования к умению составлять небольшие по объему высказывания это время изменится в сторону сокращения и будет составлять от 5 до 10 минут. При определении времени на выполнение задания мы исходили из того, что создание аналогичного высказывания на заданную тему только письменно учащимся в начальной школе отводится 30 минут (время урока без вводной беседы).

Рассмотрим предлагаемую нами систему диагностики, которую может использовать учитель при определении уровня сформированности у учащихся, оканчивающих начальную школу, умения составлять связные устные высказывания.

При выборе тем, мы основывались на принципах доступности, активности, связи обучения с жизнью. Исходя из сказанного, мы выбрали те темы, которые будут понятны детям, вызовут живой интерес и желание высказаться. Кроме того, подбирались такие темы, которые проверяют у учащихся умение составлять текст с заданной композиционной структу-рой. Для объективности проводимой диагностики мы использовали те темы, которые не требуют дополнительного сбора материала. Приведем несколько примеров:

Однажды со мной произошел такой случай (повествование).

Мы с классом в театре (повествование).

Забавная история (повествование).

Наша дружная семья (описание).

Какое удивительное животное! (по выбору учащегося).

Моя комната (или Наша классная комната).

С другом всегда не скучно (рассуждение).

Зачем нужно учиться (рассуждение)?

Кем я хочу быть и почему (рассуждение)?

Цель данного теста - определить уровень сформированности умения создавать небольшие по объему связные устные высказывания разных типов на заданную тему.

Результаты тестирования могут использоваться: 1) для аттестации ученика или учителя; 2) для распределения учащихся по разноуровневым классам (группам); 3) с прогностической целью; 4) для планирования и других целей.

Инструкция: Составь небольшой устный рассказ по следующей теме (тема указывается). При его составлении ты можешь составить план предстоящего высказывания, который можно будет использовать при ответе. На подготовку отводится 20-25 минут.

Для того чтобы наиболее полно оценить результаты тестирования, твой ответ будет записан на магнитофон, поэтому говори, пожалуйста, достаточно громко (при использовании аудиозаписи). Не волнуйся, старайся говорить свободно.

Критерии оценки.

I. Содержание высказывания:

IVуровень - в норме следующие критерии:

1) соответствие высказывания заданной теме и основной мысли;

2) при последовательности и логичности изложения мыслей тема раскрыта полностью;

3) в соответствии с замыслом высказывания выбран тип, и оно построено в соответствии с композиционными особенностями данного типа:

• повествование: начало событий, развитие событий, конец события;

• описание: общее впечатление от предмета, указание его признаков, оценка;

• рассуждение: тезис или положение; часть, содержащая доказательства, и часть, в которой делаются необходимые выводы;

1 наличие взаимосвязи между композиционными частями высказывания;

IIIуровень - при соблюдении основных критериев имеются логические недочеты, нарушающие последовательность изложения;

IIуровень - упущены 2 компонента высказывания;

Iуровень - учащийся не справился с заданием.

П. Речевое оформление высказывания:

IVуровень - в норме следующие критерии:

1) точность, богатство, выразительность речи;

2) разнообразие словаря и использование различных синтаксических конструкций;

3) отсутствие речевых ошибок или 1 негрубая речевая ошибка (недочет);

IIIуровень - при соблюдении 1 и 2 критериев допущено не более 3 речевых

ошибок;

IIуровень—допущено 4-5 речевых ошибок, однообразные синтаксические конструкции, отсутствие сложных предложений, повторы слов;

Iуровень - допущено более 5 ошибок, несоответствие 1, 2 критерию.

III. Правильность речи с точки зрения норм литературного языка:

IV уровень - ошибок нет или допущена 1 ошибка при соблюдении

следующих критериев:

1) соблюдение лексических норм (выбор точных и нужных слов адекватных замыслу высказывания);

2) соблюдение словообразовательных норм;

3) соблюдение орфоэпических норм;

4) соблюдение грамматических норм:

5) соблюдение стилистических норм (использование слов с разной стилистической окраской в соответствии с замыслом высказывания);

IIIуровень - 4 показателя в норме;

IIуровень - 2-3 показателя в норме;

Iуровень - 1 показатель в норме.

IV. Использование основных средств выразительности устной речи:

IVуровень - все указанные показатели соответствуют содержанию и настроению высказывания:

1) логическое ударение;

2) темп и громкость речи;

3) основной тон;

4) паузы;

5) использование мимики и жестов;

IIIуровень - 4 показателя в норме;

IIуровень - 2-3 показателя в норме;

Iуровень - 1 показатель в норме.

Диагностика - важное звено учебного процесса, позволяющее получить объективные сведения об успешности процесса обучения младших школьников составлению связного устного высказывания, об уровне сформированности конкретных умений и навыков. Поэтому современному учителю необходимо активно использовать диагностические методики в своей работе. Следует отметить, что мы не считаем предложенную нами методику диагностики единственно возможной. Но положительные результаты экспериментального обучения позволяют рекомендовать ее для использования.

ДИАГНОСТИКА ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СОСТАВЛЕНИЮ СВЯЗНОГО УСТНОГО...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Обучение русскому языку в 4 классе / Сост. Т. А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 1985.-223 с.

2. Цатурова, И. А. Тестирование устной коммуникации: Учебно-методическое пособие / И. А. Цатурова, С. Р. Балуян. - М.: Высшая школа, 2004. - 127 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.