Научная статья на тему 'Технология рефлексивного подхода к учебно-познавательному процессу с использованием устных упражнений'

Технология рефлексивного подхода к учебно-познавательному процессу с использованием устных упражнений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
842
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Липатникова И. Г.

Технология рефлексивного подхода к учебно-познавательному процессу с использованием устных упрожнений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This technology is developed on the basis of analysis of the activity theory and works of Russian and foreign authors on the problems of pedagogical technology. It implies integration of ideas which do not conflict with each other from the viewpoint of continuity of modern education. The reflexive approach to the organization of students' activities takes the central part in the technology. It represents a process of involving students into educational and cognitive activities; revealing students' individual difficulties, fixation of this difficulty; implementation of the activities analysis aimed at revealing the causes of the difficulties and correction of the way of activity.

Текст научной работы на тему «Технология рефлексивного подхода к учебно-познавательному процессу с использованием устных упражнений»

2. Концепция модернизации российского образования до 2010 года // Вестн. образования России. 2002. № 6.

3. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд., испр. М., 2003.

4. Попов А.А., Проскуровская И.Д. Проектирование старшей школы в контексте представлений о практической антропологии. -http://depo.org.ru/download/51.pdf

5. Зинченко В.П. (при участии С.Ф. Горбова, Н.Д. Гордеевой). Психологические основы педагогики (Психолого-педагогичес-кие основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова): Учеб. пос. М., 2002.

6. Иванова Т.А. Гуманитаризация общего математического образования: Моногр. Н. Новгород, 1998.

7. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Под общ. ред. А.В. Либина. М., 1998.

8. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова, И. Ломпшера, А.К. Марковой. М., 1982.

9. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.

И.Г. Липатникова

ТЕХНОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО ПОДХОДА К УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УСТНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

Особая роль в становлении личности, в развитии мышления на сегодняшний день отводится процессу формирования способностей у учащихся самостоятельно работать с информацией, осмысливать свои действия, осуществлять их анализ и переносить полученные знания на новое предметное содержание. Эта идея обусловливает новую потребность в разработке технологии рефлексивного характера, целью и конечным результатом которой является овладение способами самого рефлексивного мышления, познавательными умениями, которые бы в дальнейшем входили в интеллектуальный аппарат личности и применялись в процессе самостоятельных поисков и открытий.

Основополагающим элементом рефлексивного подхода является рефлексия. Подчеркнем, что рефлексия - это механизм, благодаря которому система создает условия для самореализации. В нашем случае такой системой является учебный процесс, где рефлексия, являясь одновременно и деятельностным и сознательным мыслительным процессом, проявляется в качестве одного из важнейших механизмов, который обеспечивает реализацию таких функций сознания, как отражение, понимание, отношение, целепо-лагание, планирование, прогнозирование, управление.

Как показал анализ, в настоящее время вопрос рефлексии является наиболее актуальным.

Проблеме выяснения роли и места рефлексии в учебно-познавательном процессе посвящены работы Т.В. Белозерцевой [1], В.В. Давыдова [2], В.А. Да-лингера [3], В.В. Котенко [4], Л.Г. Петерсон [5], П.И. Третьякова [6] и др.

Однако перечисленные авторы не в полной мере раскрывают механизм, технологию рефлексивного подхода к обучению математике, направленные на самореализацию ученика в учебно-познавательном процессе.

Несомненно, что для организации рефлексивной деятельности важно найти такие дидактические средства, которые позволили бы осуществлять данную деятельность целенаправленно, эффективно и динамично. Одним из средств и являются устные упражнения.

В свою очередь устные упражнения представляют собой действия, направленные на усвоение знаний, характерными особенностями которых являются динамичность и сокращение письменных оформлений, с целью развития математической речи, мыслительных операций, творческих способностей учащихся.

Следует подчеркнуть, что анализ технологических подходов к понятию технологии обучения [68] и раскрытию сущности системы [9, 10] позволил нам спроектировать технологию обучения на основе рефлексивного подхода, отражающую развивающую направленность устных упражнений.

Характеристическими особенностями спроектированной технологии являются:

1. Деятельностные цели, позволяющие управлять учебно-познавательным процессом.

2. Микроцели, раскрывающие разноуровневое усвоение учащимися знаний и определяющие содержание компонента диагностики на каждом этапе деятельности учащихся.

3. Деятельностное содержание устных упражнений, направленное на овладение способами деятельности с информацией и отражающее динамику учебно-познавательного процесса.

4. Структурная организация учебного процесса на основе рефлексивного подхода.

5. Интегративное использование методов обучения в процессе выполнения устных упражнений.

6. Разноуровневая самооценка учащимися своей деятельности.

7. Корректируемость, раскрывающая возможность оперативной обратной связи.

8. Воспроизводимость.

9. Замкнутость и завершенность учебного процесса.

Кроме того, в основу технологии заложены принципы управления саморазвитием учащихся:

1. Целостность - понимание учителем системы рефлексивной самоорганизации ученика.

2. Индивидуальность - стремление к сохранению и развитию индивидуальных особенностей ученика.

3. Самостоятельность - обеспечение самостоятельности в действиях ученика.

4. Рефлексивность - организация взаимопонима-емых отношений в процессе обучения.

5. Системность - соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств и результатов обучения.

6. Вариативность - представление обучаемому определенной свободы выбора в способах действий.

7. Осознанность - осмысление учеником и учителем всех особенностей процесса обучения.

8. Развитие - формирование у учащихся новых образовательных потребностей и способностей.

9. Комфортность - информационные воздействия не должны разрушать самоорганизацию внутреннего мира учащегося.

Переходим к описанию технологии использования устных упражнений в процессе обучения математике на основе рефлексивного подхода.

Этап I. Постановка учебной задачи перед выполнением устных упражнений. Включает в себя:

1. Деятельностные цели, позволяющие формировать способность учащихся к самостоятельному использованию изучаемых понятий на практике.

2. Микроцели, раскрывающие особенности раз-ноуровнего усвоения знаний и направленные на развитие личностных качеств ученика.

Заметим, что под уровнем усвоения понимается способность учащегося выполнять целенаправленные действия по решению определенного класса задач, связанных с использованием объекта изучения.

3. Обоснование потребности в предстоящей норме деятельности.

Этап II. Выполнение устных упражнений по известной норме. Включает в себя:

1. Переориентацию уже знакомой для учащегося нормы в конкретное действие, при этом формируется такое личностное качество ученика, как са-моосознание, представляющее собой личностное осознанное отношение ученика к своим потребностям и способностям.

На данном этапе ученик проявляет способность:

I уровень - к выполнению действий по известному алгоритму;

II уровень - к выполнению действий по известному алгоритму и раскрытию особенностей выполняемых им действий, установлению закономерностей;

III уровень - к ориентированию в нестандартных ситуациях в рамках известной нормы.

В процессе выполнения устных упражнений учащимся предлагается индивидуальное задание, для выполнения которого требуется использование вводимого на уроке способа действий.

В результате у большинства учащихся возникает затруднение, появляются разные ответы, которые они не могут аргументированно обосновать ввиду отсутствия у них соответствующего понятия, правила, алгоритма. Этап завершается фиксацией разных позиций, что создает мотивационную ситуацию для исследования и построения нового знания.

2. Анализ затруднения, возникшего в деятельности, и создание ориентировочной основы действий, представляющей собой последовательность выполняемых операций по достижению конкретной цели:

1) Определение причины недостатка знаний по осуществлению нового действия.

Следует уточнить, что здесь предлагается учащемуся карточка анализа индивидуального задания и правильный образец выполненного задания, с которым учащиеся сверяют свое решение и осуществляют анализ своей деятельности.

Карточка анализа индивидуального задания

Символы, которые необходимо использовать при анализе индивидуального задания:

+ - все задание выполнено верно.

? - испытывал (ла) трудности.

1. Все задание выполнено верно.

2. Трудности вызваны:

1) непониманием предложенного задания из-за:

а) невнимательного чтения задания,

б) невнимательного списывания задания;

2) ошибкой в вычислении;

3) использованием старого алгоритма действий;

4) незнанием правила выполнения конкретного действия (закона, формулы, алгоритма, разрядов и т.д.).

2) Прогнозирование результата действия:

а) самостоятельное формулирование цели учащимися;

б) выстраивание проекта будущих действий (выдвижение гипотез).

3) Самоопределение учащегося, направленное на отыскание «места для себя» в пространстве деятельности.

Для раскрытия микроцели ученика подчеркнем, что ученик осознает:

I уровень - недостаточность имеющихся знаний и потребность в получении нового знания;

II уровень - недостаточность имеющихся знаний и потребность в получении нового знания, хочет узнать причину своего индивидуального затруднения в деятельности;

III уровень - недостаточность имеющихся знаний и потребность в получении нового знания, хочет

и может найти новый способ действия с целью выявления причины затруднения.

3. Организацию коммуникативного общения на основе совместно-распределенной деятельности.

Этап III. Процесс выхода из функционирования в рефлексию в процессе выполнения устных упражнений. Он осуществляется внутри самой рефлексии - исследование или познавание.

Этап учитывает:

1. Критерии готовности учащихся к учебно-познавательной деятельности:

1) побуждающий критерий: выяснение противоречий между целевыми установками действий и их реальным смысловым содержанием;

2) базисный критерий: мысленное восприятие и объективная оценка проблемной ситуации с целью ее мотивационного познания;

3) процессуальный критерий: глубокое осмысление действий по известной норме и их несостоятельности.

2. Разноуровневое усвоение знаний, которое соотносится с понятием «готовность»:

Iуровень - готовность к воспроизведению осознанно воспринятых и зафиксированных в памяти знаний;

IIуровень - готовность к сравнению имеющихся знаний с теми, которые необходимо получить в результате мыслительной деятельности;

IIIуровень - готовность к созданию новых знаний на основе изученных.

3. Функцию рефлексии - активизация личности, вхождение в поисковую деятельность.

Этап IV. Критика запланированной нормы в процессе выполнения устных упражнений. На данном этапе учащимся предлагается карточка с алгоритмом коммуникативной деятельности ученика. Грамотной аргументированной речи необходимо учить учащихся с первого класса, а предлагаемый алгоритм помогает это делать.

Карточка с алгоритмом коммуникативной деятельности ученика (построения нового знания)

1. Прежний способ действия не работает, так как...

2. Важно вспомнить те правила, которые повторяли в начале урока...

3. Я думаю, что нам пригодятся следующие знания...

4. Пробую использовать имеющиеся знания для получения нового алгоритма действия...

5. Алгоритм нового способа действия будет состоять из следующих операций...

В ходе коммуникативного взаимодействия выясняется причина затруднения. На этом этапе функция рефлексии заключается в оснащении способами деятельности. Способ представляет собой «открытие» самого ученика, в котором проявляется его накопленный опыт познания.

Этап V. Построение новой нормы деятельности.

На данном этапе происходит принятие целенаправленного решения (в соответствии с требованиями замысла) функционального замещения оригинала (проблемной ситуации) на построенный новый проект деятельности, адекватный создавшейся ситуации. В ходе коммуникативной дискуссии у учащихся развивается самовыражение, т.е. способность к раскрытию своих индивидуальных особенностей.

При этом ученик проявляет способность:

I уровень - к восприятию диалога и реагированию на вопросы только по образцу, данной схеме или с помощью извне, к правильному произношению математических терминов и формулировке математических предложений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

II уровень - к восприятию диалога, свободному высказыванию своих идей на предмет получения нового знания, правильному произношению математических терминов и формулированию математических предложений;

III уровень - к проведению дискуссии и преобразованию словесного материала в математическую модель, перестраиванию известных и нахождению новых приемов учебной деятельности.

Рефлексия выполняет функцию стимулирования индивидуального выбора. Результатом этого этапа является возврат в учебно-познавательную деятельность.

Этап VI. Применение новой нормы в задании, где возникло затруднение в процессе выполнения устных упражнений. Этот этап направлен на использование новой нормы с целью преодоления возникшего затруднения, на корректировку выполняемых ранее действий. Важно отметить, что на данном этапе должно произойти самоутверждение учащегося как личности, сумевшей найти свой «путь», в преодолении затруднения, благодаря чему доказывается возможность его в самореализации.

В этом случае ученик проявляет способность:

I уровень - к воспроизведению и применению нового способа действия по образцу или с помощью указаний извне, выполнению простейших упражнений;

II уровень - к воспроизведению и применению нового способа действия самостоятельно в стандартных ситуациях, к раскрытию закономерностей его применения;

III уровень - к воспроизведению и применению нового способа действия самостоятельно в стандартных и нестандартных ситуациях, к раскрытию особенностей и закономерностей его применения.

Этап VII. Самооценка учащимися своей деятельности в процессе выполнения устных упражнений.

На данном этапе раскрывается отношение ученика к своим способностям, возможностям, личностным качествам в процессе выполнения деятельности.

Этот этап включает в себя разноуровневую самооценку усвоения знаний и определение индивидуальных трудностей каждого ученика.

Ученик проявляет способность:

I уровень - к пониманию, запоминанию воспроизведению и применению нового способа действия по указанному образцу или с помощью извне;

II уровень - к пониманию, запоминанию воспроизведению и самостоятельному применению нового способа действий в стандартной ситуации;

III уровень - к пониманию, запоминанию воспроизведению и самостоятельному применению нового способа действий в нестандартной ситуации, проектированию новых способов действия.

Ученик испытывает трудность:

I уровень - в самостоятельном применении нового способа действий;

II уровень - в самостоятельном применении в нестандартной ситуации;

III уровень - в самостоятельном обобщении нового способа действий.

Этап VIII. Обоснование достижения поставленной цели. Этот этап предполагает возвращение к исходной цели, соотнесение ее с достигнутыми результатами в учебно-познавательной деятельности. Параллельно у учащегося осуществляется процесс саморегуляции, позволяющий пересмотреть свои возможности в учебной деятельности, личнос-

тные качества. При этом у него выявляется способность к управлению своими психологическими состояниями, а также поступками.

Ученик проявляет:

I уровень - активность, любознательность, способность к формулированию математических предложений, к применению нового способа действия по указанному образцу;

II уровень - самостоятельность мышления, интуицию, способность к самостоятельному применению нового способа действий в стандартной ситуации;

III уровень - оригинальность, гибкость и критичность мышления, способность к исследовательской деятельности, поиску закономерностей.

Рефлексивное управление учебным процессом во время выполнения устных упражнений связано с такими факторами влияния на развитие личности, при которых ученик осознает смысл своих действий. Осознанная учеником потребность в том или ином виде формирует внутренний настрой (мотив) на целенаправленную преобразующую деятельность.

Таким образом, технология, разработанная на основе рефлексивного подхода к использованию по-лифункциональных возможностей устных упражнений, позволяет сделать учебно-познавательный процесс более динамичным, поворачивать его в новое русло, создавать и использовать новые рефлексии, переводя ученика в позицию субъекта деятельности.

Литература

1. Белозёрцева Т.В. Педагогическая технология формирования рефлексии школьников в процессе обучения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2000.

2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

3. Далингер В.А. Современные проблемы методики преподавания математики //Традиции и инновации в системе образования: гуманитаризация образования: Мат-лы регион. науч.-практ. конф. Ч. 1. Чита, 1998.

4. Котенко В.В. Рефлексивная задача как средство повышения обучаемости школьников в процессе изучения базового курса информатики: Дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2000.

5. Петерсон Л.Г. Курс математики в новой модели школы // Начальная школа. 1994. № 12.

6. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография / Под ред. П.И. Третьякова. М., 1997.

7. Монахов В.М. Теоретические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995.

8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пос. М., 1998.

9. Самарин Ю.А. Системность и динамичность умственной деятельности как основа творчества // Вопросы активизации мышления и творческой деятельности учащихся. М., 1964.

10. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1976.

11. Чошанов А.М. Что такое педагогическая технология? // Школьные технологии. 1996. № 3.

Е.А. Румбешта

МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧАЮЩИХ ЗАДАНИЙ ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Томский государственный педагогический университет

Переход мировой цивилизации в новую фазу раз- ванию систем образования во всех ведущих государ-

вития, уход от технократических принципов в пользу ствах мира. Общемировые тенденции общественнообщечеловеческих ценностей привел к реформиро- го развития, выраженные в замене технократичес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.