Научная статья на тему 'Диагностика межличностных и межгрупповых отношений сотрудников организации ООО «Кристалл» на основе социометрического подхода'

Диагностика межличностных и межгрупповых отношений сотрудников организации ООО «Кристалл» на основе социометрического подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
509
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социометрическое направление / лидер / математический анализ / деловые и личные взаимоотношения / психологическая взаимность / sociometric direction / leader / mathematical analysis / business and personal relationships / psychological reciprocity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веселова Ариадна Михайловна, Егорычева Елена Андреевна, Шкунова Анжелика Аркадьевна

В статье рассматривается социометрическая техника Дж. Морено на основе изучения типологии социального поведения сотрудников клининговой компании ООО «Кристалл». Исследуется процент сплоченности трудового коллектива, социометрические позиции в разных жизненных аспектах (работа, досуг) и наличие сотрудников, изолированных от группы, а также человека, имеющего среди других большее влияние, авторитет. Данные, полученные в результате анкетирования участников, были обработаны и наглядно представлены в социоматрице, социограмме и рассчитаны в социометрических индексах. Ключевым моментом исследования являются подведения итогов опроса испытуемых, выявление их степени сплоченности, формулирование выводов и нахождение «болевых точек» данного коллектива с последующим прогнозом будущего общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF INTERPERSONAL AND INTERGROUP RELATIONS OF EMPLOYEES OF THE ORGANIZATION CRYSTAL LTD. BASED ON SOCIOMETRIC APPROACH

The article discusses the sociometric technique of J. Moreno based on a study of the typology of social behavior of employees of the cleaning company LLC Crystal. We study the percentage of cohesion of the work collective, sociometric positions in various life aspects (work, leisure) and the presence of employees isolated from the group, as well as a person who has, among others, greater influence and authority. The data obtained as a result of the questionnaire survey of the participants were processed and visually represented in the socio-matrix, sociogram and calculated in sociometric indices. The key point of the study is to summarize the results of a survey of subjects, identify their degree of cohesion, formulate conclusions and find "pain points" of this team with a subsequent forecast of future communication.

Текст научной работы на тему «Диагностика межличностных и межгрупповых отношений сотрудников организации ООО «Кристалл» на основе социометрического подхода»

Список литературы

1. Торговля в России. 2017. Стат.сб./Росстат.- М., 2017 -233 с.

2. ГОСТ 30389-2013 Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования. М., Стандартинформ, 2014.

3. Васильчук Е.С., Рухманова Н.А., Михеева А.В. Анализ и оценка тенденций развития розничной торговли в регионе. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. №1(27), с.32-39.

4. Капустин Н.А., Ершов Б.Л., Васильчук Е.С. Анализ и тенденции развития общественного питания Ивановской области. Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2016. №1 (45), с.29-37.

5. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИС). URL: www. Fedstat.ru/indicator/data.do?id =31448&referrerTupe =0&referreid=12932294 (Дата обращения 16.10.2018)

6. Васильчук Е.С. Анализ тенденций и прогнозирование развития рынка общественного питания Ивановской области. Наука и практика. 2016. №3 (23), с.25-31.

7. Ресторанные ведомости. 2018. №4 (240), с. 39.

Vasilchuk Evgenii Stepanovich, Cand. of Econ. Science, associate professor, Ivanovo branch of Plekhanov Russian University of Economics.

Rukhmanova Nadezhda Anatolevna, Cand. of Econ. Science, associate professor, Ivanovo branch of Plekhanov Russian University of Economics.

ASSESSMENT OF TRENDS AND PROSPECTS OF THE MARKET OF PUBLIC CATERING IVANOVO REGION

The analysis of the sphere of public catering in the modern conditions of development of the regional consumer market has been carried out. The results of the analysis of modern formats of catering enterprises are given, the main problems of their development are revealed. The assessment of statistical information on the state of the industry in the Ivanovo region is given. The trends and prospects for the development of the public catering market in the region are defined.

Keywords: consumer market, catering, analysis, trends and development prospects.

УДК 378.046.

ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ И МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «КРИСТАЛЛ» НА ОСНОВЕ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО ПОДХОДА Веселова Ариадна Михайловна, студент (e-mail: 14arina98@mail.ru) Егорычева Елена Андреевна, студент (e-mail: lenaegorycheva@mail.ru) Шкунова Анжелика Аркадьевна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: losalgiris@mail.ru)

В статье рассматривается социометрическая техника Дж. Морено на основе изучения типологии социального поведения сотрудников клининго-

вой компании ООО «Кристалл». Исследуется процент сплоченности трудового коллектива, социометрические позиции в разных жизненных аспектах (работа, досуг) и наличие сотрудников, изолированных от группы, а также человека, имеющего среди других большее влияние, авторитет. Данные, полученные в результате анкетирования участников, были обработаны и наглядно представлены в социоматрице, социограмме и рассчитаны в социометрических индексах. Ключевым моментом исследования являются подведения итогов опроса испытуемых, выявление их степени сплоченности, формулирование выводов и нахождение «болевых точек» данного коллектива с последующим прогнозом будущего общения

Ключевые слова: социометрическое направление, лидер, математический анализ, деловые и личные взаимоотношения, психологическая взаимность.

Любая конфликтная ситуация не является редким явлением во время рабочего процесса группы, которая вовлечена в одну сферу обязанностей [2,6,14]. Противоречия в межличностных и межгрупповых отношениях должны оставаться под постоянным контролем, так как последствия любого конфликта не редко оказывают плачевное влияние на скорость, эффективность процесса работы организации [9,13,16]. Психологи, социологи проводили множество исследований в этой области и в данной статье мы рассмотрим тему конфликтных ситуаций в рамках психологических парадигм, разработанных западной психологией, а именно социометрическое направление Дж. Морено [8,11,17]. Эта методика изучает типологию социального поведения индивида в условии групповой деятельности и применяется для корректирования межгрупповых и межличностных отношений [5,7,18].

Цель нашего исследования: провести социометрическую процедуру, в которой на конкретном примере удастся выявить формального и неформального авторитета и предложить примерную перегруппировку людей в команде, чтобы снизить процент напряженности в трудовом коллективе, возникший из-за взаимной неприязни того или иного члена группы.

ФИО:_

1) Кого и своих коллег вы бы попросили о помощи в решении трудной производственной задачи? 1. 2.

2) Кого и своих коллег вы НЕ стали просить о помощи в решении трудной производственной задачи? 1. 2.

3) Кого бы из коллег вы бы пригласили на свою свадьбу? 1. 2.

4) Кого бы из коллег вы бы НЕ пригласили бы на свою свадьбу? 1. 2.

Рисунок 1. Социометрическая карточка (составлено авторами)

В исследовании приняло участие 10 человек, каждому из них было предложено пройти краткий письменный опрос (рис. 1), выбрав пару коллег, наиболее подходящих под поставленный критерий. Были предложены 4 вопроса, 2 из которых затрагивают рабочие отношения, а остальные 2 личные. Форма проведения исследования - параметрическая, то есть у испытуемых было ограничение в ответах и цель написать рядом с графой 1 члена группы, которого выбрали в первую очередь и рядом с графой 2 того, кого выбрали во вторую очередь. Также к опросу прилагается список из тех, кого из коллег можно рассмотреть при ответе.

После того, как социометрические карточки были заполнены и собраны, мы начали первый этап их математического анализа и обработки. Он заключался в том, что было необходимо построить матрицы (рис. 2,3), то есть таблицы результатов, в которых отдельно отображены деловые и личные отношения.

\°(раоота; Фамилия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 Студент 1 -1 1 -2 2

2 Студент 2 -2 2 -1 1

3 Студент 3 -2 1 2 -1

4 Студент 4 -1 1 2 -2

5 Студент: 5 -2 1 2 -1

6 Студент б -2 1 -1 2

7 Студент 7 -2 1 2 -1

8 Студент 3 2 1 -2 -1

9 Студент 9 -2 1 2 -1

10 Студент 10 2 -2 1 -1

число + 4 1 3 2 1 7 1 0 8 3

число - И 3 2 0 2 0 2 4 2 4

всего ЕЫООрОЕ 15 4 5 2 3 7 3 4 10 7

Рисунок 2.Социоматрица №1 (составлено авторами)

Вертикально записаны все фамилии участников опроса, за каждым из которых закреплен свой номер, который дублируется горизонтально, в шапке таблицы. Цифрами 2 - обозначены те испытуемые, которых участник выбрал в первую очередь, цифрой 1 - во вторую очередь при ответе на положительные вопросы в анкете под номерами 1 и 3. Цифрами -2 - обо-

значены люди, которых участник выбрал в первую очередь, цифрой -1 - во вторую очередь при ответе на отрицательные вопросы в анкете под номерами 2 и 4. Также в таблице отображены взаимные положительные или отрицательные предпочтения к друг другу в независимости от очередности (обведенные ячейки).

Вторым этапом обработки данных стал сравнительный анализ структуры взаимоотношений, который изображен на карте групповой дифференциации (рис. 5 - рабочие связи, рис. 6 - личные связи). К социограмме прилагаются условные обозначения (рис. 4)

№(досуг) Фамилия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 Студент 1 ■ -2 -1 1 2

2 Студент: 2 -1 1 -2 2

3 Студент: 3 -1 2 1 -2

4 Студент 4 -1 2 1 -2

5 Студент 5 -2 2 -1 1

6 Студент б -2 1 -1 2

7 Студент 7 1 -2 2 -1

8 Студент 8 2 1 -2 -1 ■

9 Студент 9 -2 1 2 -1 ■

10 Студент 10 1 -1 2 -2

ЧИСЛО -+ 2 1 2 3 6 3 2 4 2

число - 8 4 2 1 2 1 3 4 0 _

всего выоороЕ 10 5 4 6 5 7 6 6 4 7

Рисунок 3. Социоматрица №2 (составлено авторами)

* Позитивный односторонний выбор

( ) Мужчины

Позитивный обоюдный выбор

Негативный односторонний выбор / \ Женщины Негативный обоюдный выбор

1, 2, 3.. Номер участника в таблице (социоматрице)

Рисунок 4 Условные обозначения (составлено авторами)

Рисунок 5. Социограмма №2 (составлено авторами)

Наглядность социограммы позволяет нам вычислить: наиболее влиятельного человека в группе, изолированного сотрудника.

Третий этап обработки данных заключается в подсчете индекса психологической взаимности (индекс сплоченности группы), который рассчиты-

гуйГ уйГ д+|

Q _

±м(н-1)

вается по формуле: £ , где - взаимность в группе,

Ау+ - общее число взаимных положительных выборов, N - число членов группы. Таким образом, сплоченность группы составляет 0.31, то есть общее число взаимных выборов в группе составляет 31%.

Итак, подведём результаты. Больше всех выборов и в рабочем плане, и в личном общении получил участник 1, однако минусы преобладают над плюсами, то есть авторитетное мнение имеет участник 9:

Работа Досуг

Лидеры (10 и более) участник 1,9 участник 1

Предпочитаемые (от б до Э) участники 6,10 участники 4,6,7,8, 10

Пренебрегаемые (от 3 до 5) участники 2,3,5,7,8 участники 2,3,5,9

Отвергаемые (менее 3) участник 4

Отвергаемого сотрудника в личных взаимоотношениях выявить не удалось, так как количество выборов у всех участников приблизительно на одном уровне [18].

Список литературы

1. Аткинсон, М. Достижение целей. Пошаговая система / М. Аткинсон - М.: Эксмо, 2013. - 288 с.

2. Белбин М.Р. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач / Рэймонд Мере-дит Белбин. - М.: Изд-во Hippo, 2003.- 315с.

3. От проектного вуза к публичной образовательной корпорации: нестандартные решения 2015: Монография / Нижний Новгород, 2015.

4. Попов В.Н. Основы менеджмента: Учебное пособие / В.Н. Попов, В.С. Касьянов. -М.: КноРус, 2013. - 320 с.

5. Прохорова М.П. Инновационные процессы в профессионально - педагогическом образовании // Наука и школа, 2011. - № 5. - С. 4-6.

6. Кибанов А. Я., Митрофанова Е.А., Эсаулова И.А. Управление трудовыми ресурсами: Учебник/Под. ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 284с.

7. Лебедева Т.Е. Возможности повышения профессиональной эффективности менеджера в «обучающейся организации» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1-2 (45). С. 107-109.

8. Личность и группа. Роли в группе. URL: http://www.b17.ru/blog/27243/ (дата обращения: 01.03.2018)

9. Мандрикова Е.Ю. Личностный потенциал в организационном контексте // Личностный потенциал: структура и диагностика / под.ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2011.- С. 469-490.

10. Маркова С.М., Горлова В.Г. Проектировочная деятельность педагога как творческий процесс // Вестник Мининского университета. 2014. № 3. С.3-7

11. Меримянина Е.Н. Тренинг командообразования в студенческой среде как важный коммуникативный фактор //Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. № 9-5. С 99-104.

12. Метелева А.И., Метелева Т.Ю. Метапредметная проектная деятельность как эффективный способ мотивации познавательного интереса // На путях к новой школе.

2016. № 1- С 61-62.

13. Мишина Г.Н. Организационная культура вуза как механизм управления процессом социализации // Вестник Университета (Государственный университет управления).- 2011.- №6.- С.065-067.

14. Егоров Е.Е., Лебедева Т. Е. Технологии адаптации персонала современной ком-пании//Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии.

2017. № 12 (59). С. 1568-1572.

15. Прохорова М.П., Ваганова О.И., Гладкова М.Н. Сопровождение инновационно-проектной деятельности студентов с использованием электронного курса // Успехи современного образования и науки. 2017. Т. 1. № 2.

16. Сырова, Н.В. Этические отношения как механизм профессионального развития студентов: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Волжская государственная инженерно-педагогическая академия. Нижний Новгород, 2005 - 25 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Шкунова А. А., Лопаткина Н.С. Исследование коммуникативной среды учебной группы, как необходимое условие организации научно-исследовательской работы студентов // Интернет-журнал «Науковедение» , 2015. Т. 7. № 5 (30), 241 с.

18. Шкунова А. А.. , Плешанов К. А. Организация проектной деятельности студентов в вузе: результаты научного исследования и перспективы развития // Вестник Мининского университета. 2017. №4. URL http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/699 (дата обращения: 14.02.2018).

19. Шкунова А.А., Колода С.А. Командообразование как исследовательский проект студентов в курсе «организационное поведение».// [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. № 4(12).- URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=25286579 / (дата обращения: 10.04.2018).

20. Яшкова Е.В., Синева Н.Л. Профессиональная подготовка менеджера По управлению человеческими ресурсами: аксиологический аспект // Проблемы современного педагогического образования . 2016.No 52-7. С.502-508.

Veselova Ariadna Mikhailovna, student

Egorycheva Elena Andreevna, student

Shkunova Angelika Arkadievna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia DIAGNOSTICS OF INTERPERSONAL AND INTERGROUP RELATIONS OF EMPLOYEES OF THE ORGANIZATION CRYSTAL LTD. BASED ON SOCIOMETRIC APPROACH

Abstract. The article discusses the sociometric technique of J. Moreno based on a study of the typology of social behavior of employees of the cleaning company LLC Crystal. We study the percentage of cohesion of the work collective, sociometric positions in various life aspects (work, leisure) and the presence of employees isolated from the group, as well as a person who has, among others, greater influence and authority. The data obtained as a result of the questionnaire survey of the participants were processed and visually represented in the socio-matrix, sociogram and calculated in sociometric indices. The key point of the study is to summarize the results of a survey of subjects, identify their degree of cohesion, formulate conclusions and find "pain points" of this team with a subsequent forecast of future communication.

Keywords: sociometric direction, leader, mathematical analysis, business and personal relationships, psychological reciprocity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.