Научная статья на тему 'Диагностика креативных процессов в экономике российских регионов'

Диагностика креативных процессов в экономике российских регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
238
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / CREATIVE ECONOMY / ИЗМЕРЕНИЕ КРЕАТИВНОСТИ / CREATIVENESS MEASUREMENT / СОСТАВЛЯЮЩИЕ КРЕАТИВНОСТИ / CREATIVENESS COMPONENTS / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ / REGIONAL RATING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лаврикова Юлия Георгиевна, Суворова Арина Валерьевна

Авторы рассматривают аспекты формирования креативной экономики: обозначены компоненты и критерии креативного развития территориальных сообществ. Определен комплекс показателей, свидетельствующих об уровне творческого потенциала регионов, предложена и апробирована авторская методика выявления позиций субъектов Российской Федерации в рейтинге креативного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of Creative Processes in Economy of Russian Regions

Authors consider aspects of creative economy forming: they specify components and criterias of creative development of territory communities. The complex of factors that attend to the level of regions' creative capability is defined. Authors' method of definition of Russian subjects in creative development rating is offered and put into action.

Текст научной работы на тему «Диагностика креативных процессов в экономике российских регионов»

творчество в зеркале рейтинга

диагностика креативных процессов

в экономике российских регионов1

_Аннотация

Авторы рассматривают аспекты формирования креативной экономики: обозначены компоненты и критерии креативного развития территориальных сообществ. Определен комплекс показателей, свидетельствующих об уровне творческого потенциала регионов, предложена и апробирована авторская методика выявления позиций субъектов Российской Федерации

в рейтинге креативного развития. _

Ключевые слова: креативная экономика, измерение креативности, составляющие креативности, региональный рейтинг

В настоящее время мировое хозяйство находится в условиях перехода ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества. То есть экономики, опирающейся преимущественно на использование интеллектуальных ресурсов, наукоемких и информационных технологий, эффективное применение и качественное совершенствование всех факторов производства. Однако инновационные процессы в России в настоящее время не являются основным двигателем экономического роста. Немаловажным фактором отставания страны по ряду показателей инновационного развития является недостаточно высокий уровень творческих инициатив большинства регионов и в целом невысокая инновационная культура. В этих условиях на первый план выходит необходимость творческого развития российских сообществ, выяв-

1 Статья подготовлена при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. Тема НИР «Теоретико-методологические основы подготовки научных и научно-педагогических кадров саморазвивающихся региональных социально-экономических систем инновационной России» (государственный контракт № 02.740.11.0358 от 20.07.2009 Шифр «2009-1.1-302-073-032»).

Лаврикова Юлия Георгиевна

доктор экон. наук, заместитель директора по научным вопросам

Суворова Арина Валерьевна

аспирантка, [email protected]

Институт экономики (Уральское отделение

рАН)

региональная экономч

_сложность

_формирования

_рейтинга

_объясняется тем,

что в большинстве научных изысканий

_креативность

_обнаруживает

_критерии

_личностной

_категории

ление лидеров и аутсайдеров рейтинга креативных территорий с целью корректировки региональной и научно-технической политики государства.

Что такое креативность?

Сложность формирования рейтинга объясняется тем, что в большинстве научных изысканий креативность обнаруживает критерии личностной категории. Американский психолог Э.П. Торренс обусловливает структуру креативности сочетанием творческих способностей, творческих умений и творческой мотивации. Т. Амайстайл в качестве составляющих креативности выделяет такие личностные характеристики, как компетенция (знания, навыки); творческое мышление; мотивация (внутренняя - заинтересованность в решении проблемы, внешняя - материальные поощрения и продвижения по службе) [1].

Аналогичные подходы могут быть использованы при характеристике структуры креативности сообществ. Американский экономист Р. Флорида трактует ее как совокупность таланта (возможности индивидов), технологии (проявление творческих инициатив) и толерантности (готовность к преобразованиям) [3]. Схожих представлений придерживаются профессор А. Пилясов и старший научный сотрудник О. Колесникова, представившие в статье «Оценка творческого потенциала российских региональных сообществ» [2] систему индексов для анализа уровня креативности общественных групп. Так для оценки индекса таланта предлагается определить долю занятых с высшим образованием, долю исследователей и долю «постановщиков задач» в общем числе жителей. Индекс технологий рассчитывается путем установления числа патентов и доли затрат на исследования и разработки в ВРП, а доля некоренных жителей, проживающих на территории, характеризует индекс толерантности (подобный способ расчета показывает привлекательность территории, что объясняется скорее сосредоточением на ней материальных ресурсов и политическими причинами, а не достойным уровне инновационной культуры). Кроме того, ряд показателей (например, число «постановщиков задач») регулярно не рассчитываются (используются данные Всероссийской переписи населения).

креативная экономика, 2012, № 9

Компоненты креативного развития

Продолжая логику рассмотренных теорий, можно предложить обобщенную формулу креативного развития: возможность (мышление, компетенции) + желание (внутренняя мотивация) + условия (внешняя мотивация и инновационная культура) = развитие. На практике составляющую «желание» приходится исключать, поскольку отечественная статистика не позволяет просчитать эту категорию, хотя косвенно ее характеризуют показатели инновационного развития, изменения уровня образованности и др. [5]. Компонент «возможность», связанный с особенностями самого общества, включает творческую, компетентностью составляющие, а также составляющую образованности, значимость которой объясняется воздействием уровня образованности на творческие способности субъекта (в условиях повышения роли высокотехнологичного сектора в экономике особое значение приобретает вузовское образование, которое обеспечивает индивида полным комплексом необходимых знаний и способствует его общему и интеллектуальному развитию). Творческую составляющую, отражающую способность общества генерировать новшества, можно оценить с помощью подсчета созданных идей (принявших материальную форму, но еще не трансформировавшимися в готовый продукт) - объема выданных патентных заявок и охранных документов (на стадии патентования зародившаяся идея получает оформление, но еще не зависит от сторонних факторов). Компетентностная компонента связана с интеллектуальными характеристиками индивидов и характеризуется числом индивидов, креативная деятельность которых является элементом их профессиональной деятельности. В отечественной статистике сложно найти информацию о доле «креативного класса», но показательна численность персонала, занятого исследованиями и разработками. Компонент «условия» характеризует окружающую среду, то есть то, что воздействует на общество извне, присуще сфере, в которой осуществляется деятельность. В частности, финансовая составляющая отражает потребность в новациях, оценивая степень материальной поддержки, ее показателем могут выступать затраты на исследования и разработки. Информационная составляющая

информационная составляющая характеризует открытую и дружелюбную к творческим преобразованиям

среду,

благоприятствующую виртуальному диалогу

региональная экономика

Таблица 1

Система индикаторов для оценки креативности

Составляющие Индексы Показатели

Показатели возможности

Творческая составляющая Индекс творчества Число выданных патентов на 1 млн жителей (шт.)

Компетентностная составляющая Индекс компетенции Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, на 1 млн жителей (человек)

Составляющая образованности (резервы) Индекс человеческого потенциала Численность студентов высших учебных заведений на 10000 чел.

Составляющая образованности (ресурсы) Индекс человеческого капитала Доля занятых в экономике, имеющих высшее профессиональное образование (%)

Показатели условий

Финансовая составляющая Индекс инвестиций в науку Доля затрат на исследования и разработки в ВРП (%)

Информационная составляющая Индекс информатизации Доля организаций, использовавших информационные и коммуникационные технологии (%)

Обобщенная характеристика окружающей среды Индекс открытости общества Численность населения в крупнейших городах региона (тыс. чел.)

Таблица 2

Рейтинг уральских регионов по уровню креативности (2010 г.)

Позиция в рейтинге Регион Индекс творчества Индекс компетенции Индекс человеческого потенциала Индекс человеческого капитала Индекс инвестиций в науку Индекс информатизации Индекс открытости общества Совокупный индекс возможности Совокупный индекс условий Совокупный индекс креативности

1 Челябинская область 0,933 0,884 0,598 0,461 1,000 0,320 0,837 0,719 0,719 0,719

2 Свердловская область 0,824 1,000 0,506 0,139 0,892 0,406 1,000 0,617 0,766 0,681

3 Тюменская область 0,568 0,824 1,000 0,270 0,707 0,164 0,431 0,665 0,434 0,566

4 Пермский край 1,000 0,777 0,334 0,035 0,854 0,000 0,734 0,536 0,529 0,533

5 Республика Башкортостан 0,624 0,397 0,386 0,104 0,391 1,000 0,787 0,378 0,726 0,527

6 Удмуртская Республика 0,602 0,208 0,520 0,200 0,125 0,281 0,465 0,382 0,290 0,343

7 ХМАО 0,000 0,226 0,154 0,713 0,083 0,664 0,227 0,273 0,325 0,295

8 ЯНАО 0,177 0,000 0,000 1,000 0,000 0,852 0,000 0,294 0,284 0,290

9 Курганская область 0,227 0,142 0,384 0,043 0,134 0,562 0,247 0,199 0,314 0,249

10 Оренбургская область 0,178 0,091 0,354 0,000 0,077 0,570 0,405 0,156 0,351 0,239

* Рассчитано авторами по [4].

юмика, 2012, № 9

характеризует открытую и дружелюбную к творческим преобразованиям среду, благоприятствующую виртуальному диалогу. Ее мерой может служить степень развития глобальных информационных сетей, например, Интернета.

Города как точки роста

В условиях развития средств коммуникации пространство (в том числе экономическое) сжимается, но локализационный фактор не теряет значения (влиянием территории как среды обитания индивидов нельзя пренебречь). Обобщенная характеристика окружающей среды, выраженная с помощью показателей локализации общественных групп, близка к категории толерантности, предложенной Р. Флоридой. Толерантности сложно дать количественную оценку, однако ее компоненты находятся в прямой зависимости от размеров (не только географических) территории размещения исследуемой совокупности индивидов. Город нужно понимать как особую среду существования акторов, дающую им большое количество возможностей, обеспечивающую свободу деятельности: показателем, отражающим обобщенную характеристику окружающей среды, можно считать численность крупнейших на территории региона городов (своеобразных точек роста). При расчетах значения показателей пересчитыва-ются в безразмерные индексы - регионы можно сопоставить друг с другом, представив результаты расчетов в виде критерия для составления рейтинга. Полигоном исследования для апробации методики выступили регионы Урала (субъекты, входящие в состав Уральского экономического района и Уральского федерального округа), однако рейтинг может быть составлен и на основе исследования всех российских регионов.

Вывод

Итак, налицо взаимозависимость уровня креативного развития и экономического потенциала региона. Верхние позиции таблицы заняли субъекты, являющиеся лидерами рейтингов научного и образовательного потенциалов, обладающие развитым промышленным комплексом и характеризующиеся наличием исторически развитых технологических комплексов; проблемные аграрные регионы, не отличающиеся значительным

при расчетах значения показателей пересчитываются в безразмерные индексы - регионы можно сопоставить друг с другом, представив результаты расчетов в виде критерия для составления рейтинга

региональная экономика

в М

числом ресурсов развития, и по уровню креативности входят в число аутсайдеров. В то же время креативность выступает необходимым (но не достаточным) условием инновационного и экономического развития. Более того, исследование подтверждает высказанный выше тезис о том, что в современных условиях креативность (как и инновационность) не всегда выступает значимым фактором повышения конкурентоспособности территории (например, это касается автономных округов ХМАО и ЯНАО, характеризующихся низким уровнем креативности, но которые входят в число наиболее финансово благополучных регионов).

Литература

1. Журавлев В. А. Креативное мышление, креативный менеджмент и инновационное развитие общества (Часть 2) [Текст] // Креативная экономика, 2008, № 5.

2. Пилясов А., Колесникова О. Оценка творческого потенциала российских региональных сообществ [Текст] // Вопросы экономики, 2008, № 9.

3. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее [Текст]. - М.: Классика-ХХ1, 2005.

4. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] // http://www.gks.ru.

5. Горелов Н.А., Кораблева О.Н. Знание и креативность - основные черты нового социума // Российское предпринимательство, 2012, № 2 // http://www.creativeconomy.ru/articles/22784/.

Yulia G. Lavrikova

Dr. of Econ. Sci., Deputy of Director for Scientific Issues, Institute of Economy (Ural Affiliate of Russian Academy of Science), Yekaterinburg-city Arina V. Suvorova

Postgraduate Student, Institute of Economy (Ural Affiliate of Russian Academy of Science), Yekaterinburg-city

Diagnostics of Creative Processes in Economy of Russian Regions

_Abstract

Authors consider aspects of creative economy forming: they specify components and criterias of creative development of territory communities. The complex of factors that attend to the level of regions' creative capability is defined Authors' method of definition of Russian subjects in creative development rating is offered and put into action. Keywords: creative economy, creativeness measurement, creativeness components, regional rating

креативная экономика, 2012, № 9

14-

_исследование

_подтверждает

_высказанный ранее

_тезис о том,

_что в современных

_условиях

_креативность

_(как и инновацион-

ность) не выступает значимым фактором _повышения конку_рентоспособности

_территории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.