Научная статья на тему 'Оценка творческого потенциала региона'

Оценка творческого потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
288
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / CREATIVE POTENTIAL / ТВОРЧЕСКИЕ ИНДУСТРИИ / CREATIVE INDUSTRIES / РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ / REPUBLIC OF BURYATIA / РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА / THE DEVELOPMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEM OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадлуева Майя Павловна

Статья посвящена вопросам регионального развития в современных ус-ловиях, когда решающим фактором конкурентоспособности являютсянематериальные активы, а территория представляется как социальноепространство, имеющее историко-культурную и экологическую составляю-щие. Автором предлагается новый подход к оценке творческого потенциаларегиона с существенными ограничениями ведения хозяйственной деятель-ности. В качестве основы построения системы индексов для анализа кре-ативности регионов определены основные факторы развития творческихиндустрий, к которым относятся: человеческий капитал, инфраструктуратворчества и социально-культурная среда. Выполнена оценка творческогопотенциала территорий по административным центрам Сибирского Фе-дерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF CREATIVE POTENTIAL OF THE REGION

The article is devoted to regional development in the current conditions, whenthe decisive competitive factor is intangible assets, and the area is presented as asocial space, having historical, cultural and environmental component. The authorproposes a new approach to the evaluation of the creative potential of the region withsignificant limitations of economic activity. At the heart of the construction of theindex it identifies the main factors for the development of creative industries, whichinclude: human capital, infrastructure creation and social and cultural environment.It gives the evaluation of the creative potential of the territories on the administrativecenters of the Siberian Federal District.

Текст научной работы на тему «Оценка творческого потенциала региона»

ОЦЕНКА ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

ASSESSMENT OF CREATIVE POTENTIAL OF THE REGION

УДК 332.146.2

БАДЛУЕВА Майя Павловна

аспирантка Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, mbadlueva@gmail.com

BADLUEVA, Mayya Pavlovna

Post -graduate student of the East Siberian State University of Technology and Management, mbad-lueva@gmail.com

Аннотация.

Статья посвящена вопросам регионального развития в современных условиях, когда решающим фактором конкурентоспособности являются нематериальные активы, а территория представляется как социальное пространство, имеющее историко-культурную и экологическую составляющие. Автором предлагается новый подход к оценке творческого потенциала региона с существенными ограничениями ведения хозяйственной деятельности. В качестве основы построения системы индексов для анализа креативности регионов определены основные факторы развития творческих индустрий, к которым относятся: человеческий капитал, инфраструктура творчества и социально-культурная среда. Выполнена оценка творческого потенциала территорий по административным центрам Сибирского Федерального округа.

Ключевые слова: социально-культурная среда, творческий потенциал,, творческие индустрии, Республика Бурятия, развитие социально-экономической системы региона.

Abstract.

The article is devoted to regional development in the current conditions, when the decisive competitive factor is intangible assets, and the area is presented as a social space, having historical, cultural and environmental component. The author proposes a new approach to the evaluation of the creative potential of the region with significant limitations of economic activity. At the heart of the construction of the index it identifies the main factors for the development of creative industries, which include: human capital, infrastructure creation and social and cultural environment. It gives the evaluation of the creative potential of the territories on the administrative centers of the Siberian Federal District.

Key words: socio-cultural environment, creative potential, creative industries; Republic of Buryatia, the development of social and economic system of the region.

© Бадлуева M. П., 2016.

Современные подходы к изучению новых тенденций развития региональных социально-экономических систем обусловлены необходимостью исследования условий их функционирования и сглаживанием межрегиональных противоречий и диспропорций экономического развития. Сегодня предприятия творческих индустрий во всем мире имеют высокий потенциал экономического развития и являются значимым фактором повышения конкурентоспособности региональных социально-экономических систем.

Творческие индустрии являются важным фактором развития, так называемой «точкой роста» региональной социально-экономической системы.

Для Республики Бурятии, как региона с существенными ограничениями хозяйственной деятельности, эта тема является особенно актуальной. В рамках существующей парадигмы конкуренции между территориями и выделения сильных регионов (точек роста) происходит углубление диспропорций в развитии территорий с различными ограничениями пространственного, экономического и институционального характера. В Бурятии представлены следующие виды сдерживающих факторов: экологические ограничения, выраженные в особых условиях природопользования более чем на половине территории региона, входящего в состав Байкальской природной территории, наличие приграничных и особо охраняемых территорий, местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, значительная транспортная удаленность и отсутствие тесных связей с внутренним национальным рынком ввиду периферийного положения, малочисленность населения.

В этой связи для повышения показателей социально-экономического развития региона особо важную роль приобретает способность находить нестандартные пути развития территории, разрабатывать более адаптивные и эффективные механизмы.

Исследования и оценка творческого потенциала (креативности) региона необходимы для улучшения конкурентных преимуществ территорий. Сегодня территория понимается не только как пространственная, природно-

ресурсная, экономическая, инфраструктурная категория, а как социальное пространство, имеющее историко-культурную и экологическую составляющую, что формирует качество проживания и уровень жизни.

Одной из наиболее приемлемых для оценки творческого потенциала региональных социально-экономических систем, как представляется, может являться методика расчета сводного индекса креативности региона, основанная на исследовании американского профессора Р. Флориды, которое проводилось для 45 стран мира. Результаты этих исследований опубликованы в монографии «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» [1]. Креативный класс, по формуле Р. Флориды, выбирает места концентрации трех «т»: технологий (проявление творческих инициатив), талантов (возможности индивидов) и толерантности (готовность к преобразованиям). При этом выделяются основные приоритеты креативного класса при выборе места жительства: так, одной из ключевых характеристик места должно быть его разнообразие, что подразумевает наличие в регионе представителей любых культурных, политических, религиозных взглядов, любых рас и национальностей. Также, наряду с открытостью, территория должна обладать некими уникальными характеристиками, своей аутентичностью, использовать местный культурный ресурс.

Адаптировали методику Р. Флориды к российским условиям А. Н. Пилясов и О. В. Колесникова в своей работе «Оценка творческого потенциала российских региональных сообществ» [2]. Авторы вывели свою систему индексов для анализа креативности регионов с использованием метода построения сводного латентного показателя, наглядно представленную в таблице 1.

Этот метод позволяет выявить реальное положение каждого региона среди других. Все показатели переводятся в безразмерные индексы по формуле

R = (X. - X )/(Х - X . ),

i v i min v max min '

где X. - значение выбранного показателя для i -го региона,

Х и X . - соответственно его максималь-

max min

ное и минимальное значения.

Таблица 1

Система индикаторов для оценки творческого потенциала региона

Сводный индекс Частные индексы Индексы Показатели

Сводный индекс креативности Индекс таланта Индекс креативного класса Число «постановщиков» задач на 1000 жителей (чел.)

Индекс человеческого капитала Доля занятых, имеющих высшее образование (%)

Индекс научного таланта Число исследователей на 1 млн жителей (чел.)

Индекс технологий Индекс инвестиций в науку Доля затрат на исследования и разработки ВРП (%)

Индекс инноваций Число патентов на 1 млн жителей

Индекс толерантности Индекс открытости общества Доля жителей, проживающих на территории не с рождения (%)

Таким образом, регионы выстраиваются по порядку от 0 (худшее значение) до 1 (лучшее значение). Частные индексы рассчитываются как среднее арифметическое из составляющих их показателей. Совокупный показатель (сводный индекс креативности региона) рассчитывается как среднее арифметическое частных показателей.

Индекс технологий рассчитывается путем установления числа патентов и доли затрат на НИОКР в ВРП. Для расчета индекса таланта предлагается определить долю занятых с высшим образованием, долю исследователей и долю «постановщиков» задач в общей численности населения региона. Индекс толерантности представлен долей некоренных жителей, проживающих на территории - иммигрантов. Следует отметить, что данный индекс скорее показывает привлекательность территории с точки зрения политической ситуации и наличия материальных ресурсов, нежели уровень культуры и терпимости.

Продолжают логику исследования в данном направлении авторы Ю. Г. Лаврикова и А. В. Суворова в работе «Диагностика креативных процессов в экономике креативных регионов» [3]. А. В. Суворова отмечает, что переложение методики Р. Флориды на отече-

ственную почву несет в себе ряд трудностей: индекс толерантности, аналог которого описывался Р. Флоридой с помощью нескольких параметров, сводится к числу некоренных жителей территории, а, следовательно, в большей степени характеризует привлекательность территории для населения других регионов (что объясняется скорее сосредоточением материальных и финансовых ресурсов, а не доброжелательной атмосферой к приезжим). Также ряд показателей (в частности, число «постановщиков задач») нельзя найти среди ежегодно рассчитываемых статистических данных (используются данные Всероссийской переписи населения).

Иными словами, Ю. Г. Лаврикова и А. В. Суворова предлагают переосмыслить ряд критериев, позволяющих оценить уровень креативности среды современного российского общества. В целом, обобщенную формулу креативного развития можно представить следующим образом: возможность (мышление, компетенции) + желание (внутренняя мотивация) + условия (внешняя мотивация и инновационная культура). В общем виде система индикаторов представлена в таблице 2. Следует отметить, что авторы исключают составляющую «Желание» по причине слож-

Таблица 2

Система индикаторов для оценки креативности на основе составляющих креативного развития

Составляющие Индексы Показатели

Показатели возможности

Творческая составляющая Индекс творчества Число выданных патентов на 1 млн жителей (шт.)

Компетентностная составляющая Индекс компетенции Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, на 1 млн жителей (чел.)

Составляющая образованности (резервы) Индекс человеческого потенциала Численность студентов высших учебных заведений на 10 000 чел.

Составляющая образованности (ресурсы) Индекс человеческого капитала Доля занятых в экономике, имеющих высшее профессиональное образование (%)

Показатели условий

Финансовая составляющая Индекс инвестиций в науку Доля затрат на исследования и разработки в ВРП (%)

Информационная составляющая Индекс информатизации Доля организаций, использовавших информационные и коммуникационные технологии (%)

Обобщенная характеристика окружающей среды Индекс открытости общества Численность населения в крупнейших городах региона (тыс. чел.)

ности оценки данной категории на основе данных статистики, хотя косвенно ее характеризуют показатели инновационного развития, уровня образованности и др.

Таким образом, творческий потенциал региональной социально-экономической системы представляет собой способность социально-экономической системы к развитию творческих индустрий на основе генерации и анализа идей, вариантов для повышения эффективности и конкурентоспособности региональной экономики в будущем. Институционально творческие индустрии существуют в виде малых предприятий, сообществ, субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих творческие товары и услуги.

Как представляется, благоприятным контекстом для структуризации творческих индустрий являются культурно-политические и экономические условия, создаваемые регионом, заинтересованность коммерческих структур, наличие определенного количества носителей креативных идей, востребован-

ность творческого продукта среди населения, а также площадок для взаимодействия [4].

Условием формирования благоприятной среды для развития данного сектора экономики является хорошо развитая институциональная инфраструктура. Важной предпосылкой является институциональное обеспечение, на базе которого происходят распределение всевозможных грантов, реализация проектов, развитие культурных традиций, проводятся культурные мероприятия, осуществляется поддержка таких видов общественных образований, как, например, школы народного творчества или любительские общества.

По мнению автора, в основе построения индексов для оценки уровня творческого потенциала региона прежде всего должны быть главные факторы развития творческих ин-дустрий, к которым относятся: человеческий капитал, инфраструктура творчества и социально-культурная среда. Как представлено в таблице 3, каждый из факторов соотносится с методикой Р. Флориды.

В основе построения показателя «человеческий капитал» лежат три частных индекса:

• индекс компетенции, характеризуемый числом категории «исследователей» из численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками (чел.);

• индекс человеческого капитала, отражаемый долей занятого населения, имеющего высшее образование (%);

• индекс человеческого потенциала, представленный числом студентов высших учебных заведений на 1000 человек населения.

Фактор «инфраструктура "творчества"» характеризует собой предпосылки развития творческих индустрий, своеобразные условия осуществления креативной деятельности.

Например, степень материальной поддержки отражают данные об объемах финансовых ресурсов, направляемых в сферу науки, исследований и разработок, т. е. средств, формирующих благоприятную научно-исследовательскую среду. Данный компонент аналитического блока отражает интерес системы к новациям (за счет условий, которые сформированы в обществе в интересах их приращения), потребность в них. Показателем финансовой поддержки могут выступать затраты на исследования и разработки - выраженные в денежной форме расходы на выполнение научных исследований и разработок (затраты на выполнение подобных мероприятий собственными силами организаций в течение отчетного года независимо от источника финансирования).

Что касается инновационной активности организаций, здесь, на взгляд автора, более показательным будет удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации, в процентах, нежели показатель «число выданных патентов на 1 млн жителей». Основными аргументами в пользу данной позиции можно считать: неразвитость патентного законодательства, бюрократические сложности, высокую стоимость данной процедуры. В связи с перечисленными проблемами многие субъекты творческих индустрий не патентуют свои разработки. А инновационная активность организации характеризует степень участия

организации в осуществлении инновационной деятельности в целом или отдельных ее видов в течение определенного периода времени.

Показателем, характеризующим информационную составляющую, может служить характеристика развития (использования) глобальных информационных сетей, преимущественно Интернета (традиционные факторы, например, развитие средств телефонии, телевидения и радиовещания, отчасти утрачивают свое значение). В частности, наиболее адекватным данной задаче является показатель доли организаций, использующих информационные и коммуникационные технологии (для предоставления доступа к базам данных через глобальные информационные сети, включая сеть Интернет).

Таким образом, инфраструктура «творчества» может быть представлена:

• индексом инвестиций в науку, характеризующимся как доля затрат на исследования и разработки ВРП (%);

• индексом инноваций, представляющим инновационную активность организаций;

• индексом информатизации, представленным как доля организаций, использовавших информационные и коммуникационные технологии (%).

Фактор «социально-культурная среда» может выражаться помощью показателей.

1. Индекс открытости общества, представленный показателем «Число прибывших из других регионов России и из-за ее пределов». Индекс характеризует степень привлекательности территории для мигрантов, то есть более открытые и толерантные территории привлекают большее число внешних мигрантов.

2. Индекс спроса на творческий продукт характеризуется показателем «Численность зрителей театров и число посещений музеев на 1000 человек населения». Данный индекс нужен нам для того, чтобы оценить примерный спрос населения на продукты творческих индустрий, уровень их востребованности. Так как общей информации об объемах потребления «творческих» продуктов в статистических сборниках не представлено, необходимо использовать данный показатель.

Таблица 3

Система индикаторов для оценки креативности региона, основанная на факторах развития творческих индустрий

Факторы развития творческих индустрий Частные индексы (Р. Флорида) Индексы Показатели

Человеческий капитал Индекс таланта Индекс компетенции Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, только категория «Исследователи», чел.

Индекс человеческого капитала Доля занятых, имеющих высшее образование, %

Индекс человеческого потенциала Численность студентов высших учебных заведений на 10000 чел.

Инфраструктура «творчества» Индекс технологий Индекс инвестиций в науку Доля затрат на исследования и разработки ВРП, %

Индекс инноваций Инновационная активность (удельный вес организаций, осуществлявших технологиче ские, организационные, маркетинговые инновации, в общем числе обследованных организаций, %

Индекс информатизации Доля организаций, использовавших информационные и коммуникационные технологии, %

Социально-культурная среда Индекс толерантности Индекс открытости общества Число прибывших из других регионов России и из-за ее пределов (в % от общего числа прибывших)

Индекс спроса на творческий продукт Численность зрителей театров и число посещений музеев на 1000 человек населения, чел.

Индекс туристской активности Объем платных туристских услуг, млн руб.

Индекс «творческого» предпринимательства Число предприятий творческих индустрий, на 1000 жителей, чел.

3. Индекс туристской активности, отражаемый объемом платных туристских услуг. Данный показатель интересен с точки зрения максимального удовлетворения туристских потребностей. Туристские услуги охватывают услуги: туроператоров по фор-

мированию и реализации пакетного тура (комплекса услуг по перевозке, размещению, питанию туристов, экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия); турагентов по реализации пакет-

ного тура потребителю; по экскурсионному обслуживанию, т.е. услуги по организации поездок граждан с познавательными целями без осуществления ночевки в коллективном средстве размещения и не входящие в стоимость тура; объектов туриндустрии по обслуживанию туристов, оплаченные в составе пакетного тура.

Создание привлекательного туристского продукта является одной из важных задач развития современного туризма. Помимо гостиничного размещения, питания и транспортного обслуживания, турист готов оплачивать и новые ощущения, получаемые от экскурсионной программы, различные мероприятия просветительского и развлекательного характера. Однако в общих затратах по приобретению прав на услуги сторонних организаций за 2014 г. экскурсионное обслуживание и услуги культурно-просветительского и культурно-развлекательного характера в сумме составили всего 9,8%, что делает турпродукт Республики Бурятия малопривлекательным и отражается на продолжительности пребывания в регионе. Так, по данным регионального наблюдения за 2014 г., продолжительность пребывания 68% иностранных туристов в Республике незначительна и составила от одного до трех дней. Современному туристу мало просто «прикоснуться к великому», ему важны «впечатления», интерактивность, включенность в процесс.

4. Индекс «творческого» предпринимательства представлен как «Число предприятий творческих индустрий, на 1000 жителей (чел.)» (см. таблицу 3).

Общая схема построения индексов может быть представлена пятью этапами:

1. Определение показателей.

2. Определение значений выбранных показателей.

3. Индексирование показателей (приведение к сопоставимому виду).

4. Расчет сводного индекса (на основе частных индексов).

5. Построение рейтинга регионов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Например, индекс человеческого капитала

рассчитывается по формуле

Лай

Labj - Labmin ,

LaKax - LaKin

где Lab. - доля работников с высшим образованием в структуре занятых в экономике региона;

Lab , Lab - минимальное и максималь-

mim max

ное значения по выборке регионов.

Частные индексы, например, индекс таланта, рассчитывается как среднее арифметическое из составляющих показателей. Совокупный показатель (сводный индекс творческого потенциала региона) представлен как среднее арифметическое частных показателей.

Для определения рейтинга конкурентоспособности через призму творческого потенциала регионов были выбраны статистические данные за 2014-2015 гг. Проведя соответствующие расчеты, были получены следующие результаты.

На сегодня сегмент творческих индустрий в экономике Сибирского федерального округа является наиболее динамично развивающимся. Рассмотрим количество компаний в данной сфере в административных центрах Сибирского федерального округа, чтобы оценить масштабы развития творческих индустрий. Общее количество компаний творческих индустрий в городах - административных центрах Сибирского федерального округа составило около 28 000 единиц. В среднем на 1000 жителей приходится 3,9 компаний творческих индустрий, что является достаточно высоким показателем. Лидером по данному показателю является город Новосибирск, где на тысячу жителей приходится около 4,7 компаний творческих индустрий.

Результаты исследования и оценки творческого потенциала Республики Бурятия по состоянию на 2015 г. показали, что потенциал Республики находится на уровне 0,408, что на 0,006 пунктов выше среднего показателя в СФО (рисунки 1 и 2).

Важнейшим направлением практического использования предложенного подхода по измерению творческого потенциала экономики региона является организация его мониторинга, который важен для целей местного, регионального и государственного управления.

Число компаний творческих индустрии (ед. на тыс. чел.)

Рисунок 1

Компании творческих индустрий СФО, 2015 (ед. на тыс. чел.)

Республика Тыва Забайкальский край Республика Алтай Алтайский край Республика Хакасия Кемеровская область Республика Бурятия Иркутская область Омская область Томская область Красноярский край

0,00 0,10 0,20 0,30 0,40 0,50 0,60 0,70 0,80

■ Новосибирская область ■ Красноярский край Томская область Омская область

■ Иркутская область ■ Республика Бурятия ■ Кемеровская область ■ Республика Хакасия

■ Алтайский край ■ Республика Алтай ■ Забайкальский край ■ Республика Тыва

Рисунок 2

Сводный индекс креативности регионов СФО, 2015 (ед. на тыс. чел.)

На региональном уровне управления социально-экономической системой результаты исследования творческого потенциала позволят определить направления использования конкурентных преимуществ региона; принять

обоснованные решения в области формирования бюджетных программ финансирования; обеспечить привлечение инвесторов для развития творческих индустрий, обладающих высоким потенциалом развития.

Список литературы

1. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика XXI, 2005. 432 с.

2. Пилясов А. Н., Колесникова О. В. Оценка творческого потенциала российских региональных сообществ. URL: http://demoscope.ru/weekly/2008/0349/analit01.php (дата обращения: 01.06.2016).

3. Лаврикова Ю. Г., Суворова А. В. Диагностика креативных процессов в экономике российских регионов // Креативная экономика. 2012. № 9 (69). С. 9-14.

4. Бадлуева М. П. Развитие социально-экономической системы региона в условиях возрастающей роли социально-культурной среды // Наследие нобелевских лауреатов по экономике: сб. ст. III Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых. Самара, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.