Научная статья на тему 'Креативный потенциал Республики Бурятия: картирование территории'

Креативный потенциал Республики Бурятия: картирование территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
456
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / КРЕАТИВ-НЫЕ ИНДУСТРИИ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ / КАРТИРОВАНИЕ / CREATIVE ECONOMY / CREATIVE INDUSTRIES / CREATIVE INDUSTRIES IN THE REPUBLIC OF BURYATIA / MAPPING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадлуева М.П.

Представляется актуальным исследование креативного потенциала территории для выделения ключевых направлений развития. В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия «креативные индустрии» и их классификация. Далее автором представлен анализ развития «креативных индустрий» в Республике Бурятия на основе методики картирования территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REATIVE POTENTIAL OF THE REPUBLIC BURYATIA: MAPPING THE TERRITORY

The article describes the main approaches to the definition of the concept of "crea-tive industries" and their classification. Further the author presents development analysis of "creative industries" in the Republic of Buryatia based on the methodology of mapping territories.

Текст научной работы на тему «Креативный потенциал Республики Бурятия: картирование территории»

УДК 332.1

© М. П. Бадлуева

КРЕАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ: КАРТИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ

Представляется актуальным исследование креативного потенциала территории для выделения ключевых направлений развития. В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия «креативные индустрии» и их классификация. Далее автором представлен анализ развития «креативных индустрий» в Республике Бурятия на основе методики картирования территорий.

Ключевые слова: креативная экономика, креативные индустрии, креативные индустрии в Республике Бурятия, картирование.

M. P. Badlueva

CREATIVE POTENTIAL OF THE REPUBLIC BURYATIA: MAPPING THE TERRITORY

The article describes the main approaches to the definition of the concept of "creative industries" and their classification. Further the author presents development analysis of "creative industries" in the Republic of Buryatia based on the methodology of mapping territories.

Keywords: creative economy; creative industries, creative industries in the Republic of Buryatia; mapping.

В условиях глобализации и постиндустриальной экономики определилась новая парадигма развития социально-экономической системы региона. Теперь в основе экономических, политических и общественных преобразований лежит положение о необходимости анализа не только веще-

ственных рынков, осязаемых активов, но и рынков неосязаемых, нематериальных активов, куда входят креативные индустрии, основанные на научно-техническом прогрессе, инновациях на всех этапах создания и продвижения товара, а также специфических знаниях и креативных способностях человека.

Сегодня территории создают неплохую добавленную стоимость за счет высоких компетенций человеческого капитала. Креативные индустрии тесно связаны с инновациями, которые являются ключом к экономической конкурентоспособности. Поэтому сегодня территория понимается не только как пространственная, природно-ресурсная, экономическая, инфраструктурная категория, но и как социальное пространство, имеющее историко-культурную и экологическую составляющую, что формирует качество проживания и уровень жизни.

В связи с этим представляется актуальным исследование креативного потенциала территории для выделения ключевых направлений развития. Логично будет в первую очередь рассмотреть основные подходы к определению понятия «креативные индустрии» и их классификацию. Далее автором представлен подробный анализ развития креативных индустрий в Республике Бурятия на основе методики картирования территорий.

В зарубежной прессе понятие «креативная экономика» впервые было введено в оборот журналом BusinessWeek в августе 2002 г. в статье «THE 21ST CENTURY CORPORATION: The Creative Economy» [1]. В ней автор высказывает свои рассуждения о будущем корпораций XXI в., как они будут адаптироваться к условиям новой «знаниевой - креативной» экономики, где все большая важность принадлежит идеям, а основным средством производства становятся интеллектуальные ресурсы. В креативной экономике главной интеллектуальной собственностью, особо ценным активом становится «содержимое головы человека».

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) дает следующее определение креативной экономики: «Креативная экономика - это развивающееся понятие, основой такой экономики становятся креативные активы, за счет которых происходят экономический рост и развитие» [2].

В 2001 г. вышла в свет книга Джона Хокинса [3], члена консультационного совета ООН по креативной экономике, посвященная становлению и развитию креативного сектора в новой экономике, основанной на интеллектуальных ресурсах. Исследованиям креативной экономики как социально-экономического явления посвящены такие работы, как «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» американского профессора, экономиста и социолога Ричарда Флориды [4] и «Креативный город» создателя фирмы «Comedia» и эксперта Всемирного банка британца Чарльза Лэндри [5]. На основе теорий основателей этого направления креативная экономика представляется как система, состоящая из трех элементов: креативного города, креативного класса и креативных индуст-рий. Остановимся на последнем. Понятие «креативные индустрии» стано-

вится популярным среди исследователей. Основные определения этого понятия приведены в таблице 1.

Таблица 1

Подходы к определению понятия «креативные индустрии»

Источник Определение

Министерство культуры, СМИ и спорта Великобритании Производство, основанное на творческом потенциале каждого отдельного человека, его умениях и талантах; также существует потенциал развития производства, увеличения прибыли, создания новых рабочих мест на основании использования данного потенциала и интеллектуальной собственности

Международный центр социально-экономических исследований «Леон-тьевский центр» Термин, используемый для обозначения такой предпринимательской деятельности, при которой экономическая ценность продукции неразрывно связана с ее существованием в качестве элемента культуры

Ассоциация «Американцы за искусство» Производство товаров и услуг, связанное с созданием и распространением как любительского, так и профессионального искусства

Центр идей (Гонконг) Отрасли производства, которые создают товары и услуги, используя творческий потенциал и интеллектуальную собственность в качестве основных активов

ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) Культурные отрасли промышленности, культурные и артистические услуги как в живом исполнении, так и в записи; характеризуются использованием творческих или артистических усилий

В своей работе «Креативная экономика» Джон Хокинс выделяет те креативные индустрии, где «творчество - самый важный сырьевой ресурс и самый ценный экономический продукт». По его мнению, «креативная экономика - это творческий продукт, умноженный на финансовые трансакции». Результатом трансакции является получение прибыли. То есть креативные активы, созданные в результате творческого процесса, должны иметь экономическую ценность. Таким образом, под креативными ин-дустриями сегодня понимают совокупный цикл создания, производства и распространения товаров и услуг, основанных на креативности и интеллектуальном капитале.

По мнению автора, наиболее рациональной и удобной для понимания является модель креативных индустрий, представленная в отчете конференции ООН по торговле и развитию (рис. 1). Эта структурированная модель отражает все существующие в настоящее время креативные отрасли и их специфику. Так, креативная экономика представляет собой особый сектор экономики, основанный на интеллектуальной, креативной деятельности.

Наследие

'Г рал и пион на я культура:

- ремесла;

- фестивали;

- праздники

Культурные источники:

- памятники;

- музеи;

- библиотеки,

- архивы

КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ

Искусство

Визуальное искусство;

- живопись;

- скульптура;

- фотография

Исполните льск ос искусство:

- живая музыка:

- театр:

- танец.

- цирк

СМИ

Публикации и печатные издания:

- книги;

- газеты,

- издательства

Ауднов нзуальное искусство:

- фильмы; - телевидение; - радио

Новые СМИ:

- цифровой контент; - программное обеспечение; - видеоигры

Фу нкциона ль ное творчество

Дизайн:

- интерьер:

- графика;

- мода;

- игрушки;

- ювелирное

дело

Креативны? услуги:

- архитектура;

- реклама;

- креативные научные

исследования

Рнс, 1, Модель креативных индустрии конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

Отдельно остановимся на характеристиках креативного общества. Ими являются: во-первых, систематическое инвестирование в инновации в различных сферах (экономика, наука, техника, социальная сфера, политика, культура и др.); во-вторых, нельзя не отметить рост количества профессионалов интеллектуального труда; в-третьих, стремительное развитие инновационных инфраструктур (технопарки, инновационно-технологические центры и комплексы, инновационные венчурные фирмы, кластеры, бизнес-инкубаторы).

В качестве элементов креативного потенциала территории предлагается рассматривать:

1) человеческий потенциал (образование, культура, искусство, здравоохранение, воспитание, физкультура, спорт, занятость, демография, профессиональный уровень населения);

2) организационный потенциал (финансирование, законодательство, инфраструктура образования, науки и НИОКР, численность и структура магистрантов, аспирантов, кандидатов и докторов наук, коммуникации);

3) информационный потенциал (информационные системы и технологии);

4) процессный потенциал (современные методы и технологии в области экономики, производства, управления и др.);

5) инновационный потенциал (направления фундаментальных и прикладных научно-исследовательских разработок, их финансирование, изобретательская активность населения, защита объектов интеллектуальной собственности, система патентования).

Для оценки потенциала креативных индустрий и формирования стратегий их развития и поддержки применяется технология по построению модели существующих связей и стоимостных цепочек, основанная на статистике и социологических исследованиях. Эта технология называется картированием (англ. mapping).

Картирование территорий - это составление карты культурных и творческих ресурсов территории для оценки потенциала креативного сектора, определения его возможностей и потребностей. На его основе формируются стратегия развития творческих индустрий и культурная политика на данной территории. Картирование может осуществляться как для творческих индустрий в целом, так и для отдельных секторов (например, только СМИ и т. д.). Характер картирования зависит от потребностей и целей исследования.

Первая работа такого рода была осуществлена в Великобритании в 1997-1998 гг. и включала информацию обо всех секторах творческих индустрий - от рекламы до архитектуры. По каждому из секторов была приведена основная информация: размер рынка, его финансовая емкость, структура, потенциал роста, влияние на развитие экономики в целом и социальной сферы, количество производимой продукции, количество занятых людей. Кроме того, по каждому из направлений были выделены основные проблемы. Например, недостаточное привлечение в область

рекламы молодых дизайнеров или необходимость продвигать важность качественного дизайна архитектурных сооружений.

Картирование было направлено на решение следующих задач:

- аккумулирование данных о финансовом вкладе творческих индуст-рий в экономику, наглядную демонстрацию их значимости, что позволило правительству Великобритании сделать творческие индустрии обоснованным приоритетом;

- аккумулирование данных о количестве занятых людей, что продемонстрировало социальную значимость творческих индустрий;

- формулировку основных проблем и выявление перспектив и возможностей роста, что стало базой для формирования конкретных программ и проектов поддержки творческих индустрий.

Британское агентство «EUCLID» [7] разработало следующую технологию картирования. Производственная цепочка включает четыре стадии:

1. Зарождение идей. На этом этапе происходит создание культурных замыслов и проектирование продукта.

2. Производство. Включает тестирование пробников, выпуск демо-версий, их дальнейшую корректировку, и, как итог, создание пригодных для коммерческой реализации продуктов.

3. Распространение. Выход на массовые продажи путем трансляций, записей, кинопоказов и т. д.

4. Потребление. Самый важный этап - получение определенного опыта конечным пользователем и обратная связь.

Методика составления карты может охватывать следующие аспекты:

1. Контекст. Оцениваются факторы внешней среды прямого и косвенного воздействия:

- факторы развития - культурные, экономические, правовые, социальные, национальные, географические, демографические, образовательные и т. д.;

- первичные и вторичные источники данных - статистические данные, государственные структуры, университетские центры, сети и ассоциации, книги, справочники, Интернет.

Рекомендуется использовать популярный сегодня метод SWOT-анализа, позволяющий проанализировать сильные (strenghts) и слабые (weaknesses) стороны сектора, а также увидеть возможности (opportunities) и угрозы (threats) развития.

2. Поддержка: на местном / региональном / федеральном уровне:

- по типам - финансовая, организационная, продвижение, организация продаж, тренинги (обучение);

- по источникам - местная / региональная / федеральная, государственная / негосударственная.

3. Определение сектора и его параметров, так называемый профиль:

- организации: количество, размер / статус / долговечность / местоположение / позиция в производственной цепочке;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- занятость людей: число занятых, статус (полная / частичная / работающие по найму / внештатные сотрудники / волонтеры и т. д.);

- рынки: местные / региональные / федеральные / международные, типы покупателей или клиентов услуг;

- потоки поступления доходов: оборот (объем / структура), типы / источники финансовых поступлений, другие доходы;

- структура издержек: на персонал, накладные расходы, на маркетинг и развитие.

4. Потребности сектора и пути его развития:

- образование / тренинги / повышение квалификации;

- инвестиционные приоритеты (бюджетные дотации, гранты, льготные кредиты);

- маркетинг, продажи, экспорт;

- возможные пути развития и партнерства.

Спектр возможностей для развития сектора может включать следующие направления: участие в грантовых программах, создание сетей, проведение образовательных программ, консультирование по вопросам организации, создание кластеров и креативных агентств.

Методы, используемые в процессе картирования территорий, представлены ниже [8].

1. Изучение существующих данных.

2. Опросы (анкетирование): телефонное интервью, работа с фокус-группами, индивидуальная беседа.

3. Консультации (с представителями культурного и креативного сектора).

4. Обработка данных и составление отчета.

При картировании креативного потенциала территории для выделения секторов наиболее удобной автору представляется классификация на основе отраслевого подхода Джона Хокинса. Он выделяет 15 индустрий: реклама, кино, телевидение и радио, музыка, издательское дело, исполнительское искусство, архитектура, ремесла, дизайн, мода, изобразительное искусство, программное обеспечение, видео- и компьютерные игры, игрушки, НИОКР.

В настоящей работе картирование будет выполнено для сектора «ремесла» в Республике Бурятия. По мнению Джона Хокинса, «ремесла процветают на двух отдельных рынках: художественном, где их выставляют в галереях и продают на аукционах, и в большей степени на туристическом и досуговом». Креативность обеспечивает деятельность, содержание и сферу туризма, а сам туризм через туристов-потребителей активно поддерживает креативные индустрии. Производство сувенирной продукции является одной из основных составляющих экономики туризма, оно предполагает творческий продукт, который имеет экономическую ценность, и трансакцию, поскольку продукция приобретается потребителями по определенной цене, принося доход и прибыль. Производство сувенирной продукции относится к группе ремесел.

Сувенирная продукция - это памятные товары, ассоциирующиеся с определенным местом, включает в себя товары массового производства, такие как одежда, почтовые открытки с фотографиями места, магниты, предметы быта: кружки, тарелки, блокноты, ручки и многие другие, а также товары немассового спроса - предметы народного искусства, ремесленные товары, антиквариат, возможны природные объекты.

Сувенир не должен быть дорогим, ведь его смысл в том, что человек хочет покупать его в подарок и в большом количестве. Дорогие сувениры могут быть, но лишь в небольших количествах. Обычно туристы покупают сувениры в качестве подарков для семьи и друзей и на память о путешествии, особенно важна для них аутентичность того места (особый дух и характерные черты), где продукция была приобретена. Исследователями выделяются следующие характеристики аутентичности в ремесленных сувенирах: уникальность и оригинальность, внешний вид ручной работы, качество изготовления, полезность, иллюстрация культурных и исторических связей, должны быть сделаны из местных материалов. Таким образом, сувенир для туристически ориентированного региона - это способ доведения до гостей своеобразия культуры, способ сохранения памяти о регионе, способ рекламирования региона.

Следующая часть статьи будет посвящена анализу производства и реализации сувенирной продукции в туристическом регионе Республика Бурятия. Республика Бурятия является одним из самых перспективных регионов России по своему туристско-рекреационному потенциалу. Это регион с многоукладной и многонациональной культурой, особо привлекательный для туристов из России и зарубежных стран близостью к великому озеру Байкал. Республика Бурятия является одним из семи субъектов Российской Федерации, где создана особая экономическая зона тури-стско-рекреационного типа «Байкальская гавань», и имеет выгодное транзитное положение в транспортных связях стран Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.

В период 2009-2013 гг. рынок туризма в Республике Бурятия характеризуется положительной динамикой. За 2009-2013 гг. общий туристский поток увеличился в 2,3 раза, объем платных услуг - в 1,67 раза, заработная плата - в 1,33 раза. География въездного туризма обширна и охватывает 61 страну. Количество иностранных граждан, посетивших республику в 2013 г., составило 26 500 чел. Доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона составляет 64,8 %, Европы - 10 %, США - 3 %. Наибольший удельный вес занимают Монголия, Китай и Германия - 44 %, 19 % и 5 % соответственно. По состоянию на 1 января 2014 г. на территории Республики Бурятия осуществляют деятельность 27 туроператоров и 50 турагентств.

В рамках первого этапа картирования «контект» автором проведен SWOT-анализ Республики Бурятия с позиции развития туристического направления.

Таблица 2

SWOT-анализ Республики Бурятия

Сильные Слабые

1. Близость Республики к быстрораз-вивающимся странам АТР и ЮВА. Республика Бурятия географически представляет собой перекрестие транспортных и транзитных путей сообщения Европы и Центральной Азии. 2. 60 % побережья уникального природного объекта - озера Байкал-средоточие мировых запасов пресной воды и природной экзотики, являющихся мировым брендом. 3. Бурятия - российский центр мировой религии - буддизма. 4. Богатое культурно-историческое наследие (культуры кочевников, буддизма, шаманизма, семей-ских/старообрядцев). 5. Высокий уровень образования и науки университеты (классический -БГУ, технологический - ВСГУТУ, сельскохозяйственный - БГСХА, культуры и искусств - ВСГАКИ), БНЦ - филиал Сибирского отделения РАН). 6. Богатый природный ландшафт (национальные парки, заповедники и заказники составляют 9 % от общей площади территории региона). 7. Наличие ж/д сети - ВСЖД. 8. Международный аэропорт «Байкал». 1. Удаленность от центра РФ (5 тыс. км). 2. Концентрация производства в столице республике. 3. Дотационный регион. 4. Отдаленность озера Байкал от столицы республики г. Улан-Удэ - 250 км. 5. Низкое качество туристкой инфраструктуры 6. Отдаленность туристических центров друг от друга. 7. Низкая плотность сети дорог и неравномерность транспортной освоенности территории. 8. Слабая гостиничная инфраструктура в прибрежной зоне и отдаленных районах. 9. Низкое качество организации пляжей. 10. Недостаток профессиональных кадров в сфере обслуживания.

Возможности Угрозы

1. Статус туристско-рекреационной особой экономической зоны «Байкальская гавань». 2. Озеро Байкал - участок мирового природного наследия ЮНЕСКО. 3. Организация международных туристских маршрутов «Чайный путь», «Восточное кольцо» и др. 4. Государственная политика по развитию Сибири и Дальнего Востока, в том числе субсидирование авиаперелетов. 5. Повышение уровня жизни. 6. Санкции, запрещающие выезд за границу некоторым категориям граждан. 1. Резко-континентальный климат и, как следствие, короткий пляжный сезон. 2. Федеральный закон о защите оз. Байкал, ограничивающий хозяйственную деятельность в прибрежных районах. 3. Несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей туристскую отрасль. 4. Высокая стоимость турпутевок.

Таким образом, определенные перспективы для развития сектора имеются. На сегодняшний день в Бурятии официально зарегистрировано 26 предприятий, которые производят национальную сувенирную продукцию. При этом около 70 % производителей сувенирной продукции - это незарегистрированные в качестве юридических лиц свободные мастера, создающие продукцию небольшими партиями. Сбыт сувенирной продукции осуществляется на розничных точках, наценка в некоторых из них достигает 200 %.

На рынке сувенирной продукции выделяется несколько категорий в зависимости от цены и качества. Сувениры массового сбыта по цене в среднем доходят до 500 рублей, бизнес-сувениры в среднем от 1000 до 12000 тысяч, сувениры с религиозной тематикой от 80 до 1000 рублей, между тем стоимость эксклюзивных сувениров наиболее высокая и достигает нескольких десятков тысяч рублей.

Качественный состав сувениров местных мастеров очень широк и разнообразен. Самыми популярными и доступными для туристов являются брелоки, магниты, значки, тарелки с национальным колоритом. Также туристы с охотой приобретают открытки и календари с изображениями достопримечательностей. Бизнес-сувениры отличаются высоким качеством, дорогостоящими материалами и нестандартностью исполнения. К категории бизнес-сувениров относятся различные предметы интерьера: куклы в национальных одеждах, статуэтки, картины, коллекционные ножи, вазы. Сувениры с религиозной тематикой заметно отличаются от других категорий. Они имеют черты духовного представления общества: образы святых, талисманы, четки, фигурки божеств, талисманы-мантры, благовония. Эксклюзивные сувениры - это сувениры, которые создаются, как правило, в единственном экземпляре и предназначены для состоятельных людей.

Следует отметить, что основная тематика сувениров довольно узкая. Она включает в себя образы природы Бурятии, Байкала и национальные особенности бурятского народа.

Также интересна еще одна особенность сувенирного рынка Бурятии: сувениры, сделанные в Китае и Монголии, представляют большую часть всего ассортимента. В основном это сувениры, сделанные из кожи, различные статуэтки, магниты, брелоки. Это говорит о том, что охват рынка местными мастерами недостаточен и определенные ниши свободны.

Что касается государственной поддержки, то здесь мы можем отметить проведение мероприятий, направленных на популяризацию бурятского сувенира, таких как межрегиональная выставка ярмарка «Мастера Сибири», круглый стол-выставка «Бурятский сувенир XXI века и реклама» и прочие.

Так, на современном этапе развития сувенирного рынка Бурятии выделяются определенные тенденции:

- доминирование изделий из КНР. Около 70 % сувениров и материалов для их изготовления ввозится из Поднебесной;

- отсутствие большого выбора при внешнем изобилии сувенирной продукции на рынке. Туристы отмечают, что довольно проблематично найти что-то оригинальное. Поставщики на склады завозят в основном только те позиции, которые пользуются гарантированным спросом. Это позволяет удовлетворять основные потребности рынка. Поэтому возникают сложности с национальными сувенирами в категории «бизнес» и «эксклюзив», сама идея которых предполагает оригинальность, штуч-ность и высокую стоимость.

Автором определены следующие проблемы развития производства сувенирной продукции как креативной индустрии.

1. Запутанная система дистрибуции. Работа с розничными магазинами налажена таким образом, что магазин/торговая точка заключает договор с мастером/производителем на поставку продукции без предоплаты, то есть под реализацию: продали - расплатились, не продали - вернули товар. При таких договоренностях мастера сталкиваются с невозможностью контроля окончательной цены и слишком высокой наценкой, которая и является причиной невысоких продаж.

2. Незащищенность интеллектуальной собственности и отсутствие этики бизнеса. На рынке сувенирной продукции большинство производителей не претендуют на права интеллектуальной собственности; отсутствует какая-либо этика как между прямыми, так и непрямыми конкурентами, многие производители просто копируют продукцию друг друга, что, в свою очередь, влечет отсутствие какого-либо партнерства, ассоциаций, в том числе для отстаивания своих интересов и обращения к государству. Пожалуй, самой главной причиной существования данной проблемы является дороговизна и сложность патентования в России. Стоит заметить, что потратившись один раз на патентование (с учетом всех бюрократических затрат), необходимо регулярно тратить существенные суммы на пролонгацию зарегистрированного патента. Не все мастера готовы к таким затратам.

3. Отсутствие инвестиций в развитие производства сувенирной продукции. Несмотря на декларируемую значимость туризма правительством, в секторе производства сувенирной продукции постоянно не хватает финансовых ресурсов на развитие и поддержание производства сувенирной продукции. Многие ремесленники создают свои «шедевры» в собственных квартирах, домах и гаражах, так как в регионе нет специальных мастерских, которые можно было бы арендовать или приобрести в собственность, а высокая цена за электроэнергию, топливо и материалы нередко делает сувениры непомерно дорогими. В связи с этим необходимо включение в процесс поддержки развития ремесленного сектора других заинтересованных групп, построение профессиональных сетей и выработки этических норм поведения на рынке, которые способствовали бы повышению квалификации кадров и созданию благоприятной творческой атмосферы.

По итогам картирования сектора «ремесла» можно выделить следующие рекомендации по развитию сувенирной индустрии Республики Бурятии:

- инициировать изменения в производственной базе - поддержать развитие проектов по выпуску и продаже сувенирных изделий (формат бизнес-инкубатора или кластера). Создавая творческие пространства, стимулировать и регулировать развитие рынка будет проще. Поддержка должна осуществляться на основе согласованных показателей достижения целей и мер поддержки малого предпринимательства;

- стимулировать участие местных мастеров в формировании сувенирного ассортимента, обеспечивающее более высокую планку качества изготовления сувениров. Также необходима помощь в техническом оснащении ремесленных мастерских;

- разработать типовые бизнес-планы для запуска в производство новых сувенирных линеек;

- запустить курсы по образовательной поддержке малого бизнеса и предпринимательства в этой сфере;

- четко координировать деятельность всех заинтересованных игроков сувенирного рынка: производителей сувенирной продукции, владельцев магазинов, объектов показа и туристической инфраструктуры, музейных работников, туроператоров (как региональных, так и внешних), органов управления и т. д. через организацию совещательного органа (совет, ежегодный семинар);

- стимулировать рынок сувенирной продукции и обеспечивать быстрый вход на рынок местных изделий через налоговую политику, льготные условия аренды помещений для производств и магазинов, системы государственного заказа на сувенирную продукцию и т. д.;

- создать каталог (маркетинг-кит) сувенирной продукции, развитие интернет-торговли, лендинг-пейдж на отдельные направления;

- разработать качественный бренд-бук. Это объемное печатное издание, содержащее в себе информацию о регионе и правилах использования фирменного стиля. Бренд-бук описывает технологию создания рекламного образа, т. е. регулирует такие вопросы, как: трансформация логотипа или товарного знака; размещение логотипа в печатных изданиях, на сувенирах, упаковке; оформление мест продаж; фирменная одежда и прочее. Также он содержит дизайнерскую проработку основных образов и символов, отражающих специфику региона, для единого стилевого и имиджевого продвижения региона.

В заключение следует отметить следующие моменты. О креативных индустриях в России заговорили сравнительно недавно. Для Республики Бурятия как региона с высоким креативным потенциалом эта тема является особенно актуальной, поскольку развитие креативных индустрий может стать весомой точкой роста экономики региона. Однако одного потенциала в виде богатых национальных традиций и туристической привлекательности для эффективного функционирования конкретного секто-

ра, как видно из картирования территории, недостаточно. Представляются необходимыми механизмы поддержки и развития коммуникаций внутри сектора, которые не только обеспечивали бы финансовые средства, контроль качества продукции, обучение и подготовку квалифицированных кадров (как в сфере производства, так и в сфере менеджмента и маркетинга), но имели бы стратегической целью сделать сектор самостоятельной, зарабатывающей, а не дотационной частью экономики региона. Важнейшей задачей здесь является формирование партнерских отношений между участниками данного рынка, в том числе путем организации совместных конференций, обмена опытом, создания совместных программ и проектов, объединения в кластеры и частичный аутсорсинг.

Литература

1. Peter Coy. «The 21st century corporation: The Creative Economy». Business Week Magazine. August 28, 2000. - URL: <http://www.businessweek.com/2000/00 _35/b3696002.htm>

2. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) - URL: http://unctad.org/en/Pages/Statistics.aspx

3. Хокинс Дж. Креативная экономика: как превратить идеи в деньги. - М.: Классика - XXI, 2011.

4. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. - М.: Классика - XXI, 2007.

5. Лэндри Ч. Креативный город. - М.: Классика - XXI, 2006.

6. Каменских М. А. Исследование понятия креативных индустрий и оценка их влияния на экономическое развитие России // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - №8. - С. 62-68.

7. Браун Дж. Презентация на семинаре «Картирование творческих индустрий» («Creative industries mapping») - г. Петрозаводск, 14-18 июля 2003 год. [online]. [Цит. 10 марта 2004 г.]. - URL: <http://www.cpolicy.ru/doc.plx?id=64>

8. Пахтер М., Лэндри Ч. Культура на перепутье. - М.: Классика - XXI, 2003.

9. Вуд Ф. Круговорот городского творчества / пер. с англ. - М.: Хрусталева. -URL: <http ://www.cpolicy.ru/doc .plx?id=63>

10. Е. Зеленцова, Н. Гладких. Творческие индустрии: теории и практики. - М., Классика - XXI, 2010.

Бадлуева Майя Павловна, ассистент кафедры государственного и муниципального управления, Бурятский государственный университет. E-mail: badlu-eva11@gmail. com

Badlueva Mayya Pavlovna, assistant of department of government and municipal management, Buryat State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.