Научная статья на тему 'Методика расчета интегрального показателя развития человеческого капитала для формирования креативной среды'

Методика расчета интегрального показателя развития человеческого капитала для формирования креативной среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
543
465
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНАЯ СРЕДА / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / МЕТОДИКА РАСЧЕТА / ИНФОРМАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОГО ОЦЕНИВАНИЯ / CREATIVE ENVIRONMENT / INTEGRATED INDICATOR OF DEVELOPMENT / HUMAN CAPITAL / CALCULATION PROCEDURE / INFORMATION DEVELOPMENT / TECHNIQUE OF COMPLEX ESTIMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондарская Татьяна Анатольевна

Российские города и регионы, обладающие высоким человеческим, в частности, творческим и информационным потенциалом, обладают скрытыми резервами корпоративного экономического роста и роста национальной экономики в целом. Автор отмечает, что показатели, приемлемые для западной экономики, не могут быть использованы в российских реалиях, так как они не отражают современное развитие регионов. Если рассматривать инновационный процесс не как узко технократический, а как важный социальный феномен, порожденный активным взаимодействием групп творческих работников, тогда и его измерение необходимо проводить, основываясь не на технико-производственных показателях, а на данных, характеризующих творческий потенциал квалифицированных работников. В современных условиях технологическая ситуация региона становится вторичным фактором. Поэтому автором на первом плане в оценке внешней информационной среды компании представлены индикаторы творческих способностей региональной общности людей, утверждая приоритет социальной трактовки инновационного процесса. Вследствие описанного, автор статьи сформировал информационную картину распределения субъектов Российской Федерации, степень адекватности которой соответствует постиндустриальным изменениям и складывающемуся новому типу экономики, в которой экономическая добавленная стоимость в большинстве случаев создается за счет информационно-творческой деятельности работников. Существующие методики и рейтинги оценки уровня креативности региональных структур не могут отразить возникающие новые реальности российских субъектов. Использование слишком большого количества статистических показателей не обеспечивает более высокого результата из-за неизбежно возникающей в этом случае взаимообусловленности численных значений факториальных показателей. Для определения тенденций и оценки уровня развития российских регионов автором предложена методика расчета интегрального показателя развития креативного человеческого капитала, соответствующая современным реалиям развития регионов Российской Федерации на основе ряда оценочных показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF CALCULATION OF THE INTEGRATED INDICATOR OF DEVELOPMENT OF THE HUMAN CAPITAL FOR FORMATION OF THE CREATIVE ENVIRONMENT

The Russian cities and regions having high human, in particular, creative and information potential have the hidden reserves of corporate economic growth and growth of national economy in general. The author noted that the indicators accepted for the western economy can't be used in the Russian realities as they don't reflect modern development of regions. If don't consider innovative process as tightly technocratic and as the important social phenomenon generated by active interaction of groups of creative specialists then its measurement needs to be carried out, being based not on technical operational performance, but on the data characterizing the creative potential of skilled workers. In modern conditions the technological situation of the region becomes a secondary factor. Therefore the author in the forefront in an assessment of the external information environment of the company presented indicators of creative abilities of a regional community of people, approving a priority of social interpretation of innovative process. Owing to described, the author created information picture of distribution of subjects of the Russian Federation which degree of adequacy corresponds to post-industrial changes and the developing new type of economy in which the economic value added exists in most cases due to information and creative activity of workers. The existing techniques and ratings of an assessment of level of creativity of regional structures can't reflect the arising new realities of the Russian subjects. Use of too large number of statistics doesn't provide more a good result because of the interdependence of numerical values of factorial indicators which is inevitably arising in this case. The author offered the method of calculation of an integrated indicator of development of the creative human capital corresponding to modern realities of development of regions of the Russian Federation on the basis of a number of estimated indicators for definition of tendencies and an assessment of a level of development of the Russian regions.

Текст научной работы на тему «Методика расчета интегрального показателя развития человеческого капитала для формирования креативной среды»

МЕТОДИКА РАСЧЕТА ИНТЕГРАЛЬНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ СРЕДЫ

БОНДАРСКАЯ ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Российские города и регионы, обладающие высоким человеческим, в частности, творческим и информационным потенциалом, обладают скрытыми резервами корпоративного экономического роста и роста национальной экономики в целом. Автор отмечает, что показатели, приемлемые для западной экономики, не могут быть использованы в российских реалиях, так как они не отражают современное развитие регионов. Если рассматривать инновационный процесс не как узко технократический, а как важный социальный феномен, порожденный активным взаимодействием групп творческих работников, тогда и его измерение необходимо проводить, основываясь не на технико-производственных показателях, а на данных, характеризующих творческий потенциал квалифицированных работников. В современных условиях технологическая ситуация региона становится вторичным фактором. Поэтому автором на первом плане в оценке внешней информационной среды компании представлены индикаторы творческих способностей региональной общности людей, утверждая приоритет социальной трактовки инновационного процесса. Вследствие описанного, автор статьи сформировал информационную картину распределения субъектов Российской Федерации, степень адекватности которой соответствует постиндустриальным изменениям и складывающемуся новому типу экономики, в которой экономическая добавленная стоимость в большинстве случаев создается за счет информационно-творческой деятельности работников. Существующие методики и рейтинги оценки уровня креативности региональных структур не могут отразить возникающие новые реальности российских субъектов. Использование слишком большого количества статистических показателей не обеспечивает более высокого результата из-за неизбежно возникающей в этом случае взаимообусловленности численных значений факториальных показателей. Для определения тенденций и оценки уровня развития российских регионов автором предложена методика расчета интегрального показателя развития креативного человеческого капитала, соответствующая современным реалиям развития регионов Российской Федерации на основе ряда оценочных показателей.

Ключевые слова: креативная среда, интегральный показатель развития, человеческий капитал, методика расчета, информационное развитие, методика комплексного оценивания

На современном этапе существует огромное множество методик оценки уровня социально-экономического и информационного развития субъектов Российской Федерации. В рамках экономической сферы наиболее проработана методика межрегиональных инвестиционных сопоставлений, в социальной - оценки уровня развития человеческого капитала в регионах России. Существует также методика комплексного оценивания уровня социально-экономического развития российских регионов.

Общим недостатком, характерным для всех методов оценки инвестиционной привлекательности регионов, является использование балльных и экспертных оценок отдельных факторов. Такие оценки носят субъективный характер и в полной мере не отражают индивидуальных региональных особенностей, присущих каждому субъекты. Использова-

ние различных весовых коэффициентов при сведении показателей еще больше усиливает субъективность общей картины.

Используемые в литературе методики расчета сводного индекса креативности жителей российских регионов базируются на исследовании Р. Флориды, проведенном для 45 стран мира [1]. В соответствии с этой методикой, сводный индекс креативности образуется из трех индексов: таланта, технологий и толерантности.

Если в качестве основы для оценки творческого потенциала региональных сообществ первые два индекса не вызывают вопросов, то использование третьего требует пояснений. Раскрытие информационных и творческих возможностей компании возможно только в определенной среде. Ее главной характеристикой является разнообразие духовной

жизни - религиозной, идеологической, общественной, творческой. Такое культурное разнообразие является результатом тесного взаимодействия людей с разными религиозными, интеллектуальными и идеологическими представлениями, в процессе которого происходит взаимопроникновение и тесная увязка. Возможность мирного, бесконфликтного совместного проживания обеспечивается терпимостью местного сообщества ко всем проявлениям интеллектуального инакомыслия, культурной и демографической экстравагантности. Отказ от стереотипных представлений способствует получению новых знаний и опыта, то есть содействует росту «информационной обучаемости» современной компании. Поэтому толерантные городские и региональные сообщества, с одной стороны, оказываются притягательными для творческих людей, талантливых мигрантов, а с другой - сами обладают способностями к восприятию нового знания и информационному развитию компании.

Прямой перенос западных методик в Россию невозможен, потому что большинство важнейших показателей, характеризующих степень развития регионального уровня креативности в нашей стране не рассчитывается (уровень толерантности региональных сообществ, возможность самовыражения и т. д.). Существенными являются также проблемы информационного сопоставления международных и российских показателей (например, количество людей, занятых в креативных сферах деятельности), а также несистематичность наблюдения за показателями, например, Всероссийская перепись населения дает представление о национальном составе населения, доле иностранных граждан, но проводится она лишь один раз в десять лет.

Методика оценки креативности, разработанная Р. Флорида, применяется лишь к странам с населением свыше 1 млн чел. Среди субъектов РФ, по которым проводилась оценка креативности, 28 регионов имеют меньшую численность населения. Данное обстоятельство снижает достоверность индикаторов в отношении этих территории, чем в случае регионов с населением более 1 млн чел.

В состав креативного класса (творческих работников) входят ученые, инженеры, артисты, музыканты, архитекторы, управленцы, специалисты высокой квалификации, общая черта которых - самоорганизация в профессиональной области.

Для определения тенденций и оценки уровня развития российских регионов можно предложить методику расчета интегрального показателя развития креативного человеческого капитала, соответствующую современным реалиям развития регионов Российской Федерации на основе ряда оценоч-

ных показателей. Креативный человеческий капитал характеризуют: численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками (чел./на 1000); численность исследователей с учеными степенями на 1 тыс. населения; численность студентов вузов на 10000 чел. населения; доля фермеров в численности экономически активного населения (%); количество товариществ собственников жилья (%); доля городских жителей (%); количество общественных организаций на 10000 чел. населения; количество индивидуальных предпринимателей на 10000 чел. населения.

Оценка затрат представлена такими показателями, как: затраты на исследования и разработки в расчете на 1 тыс. жителей региона; затраты на информационные и коммуникационные технологии в расчете на 1 тыс. жителей региона; затраты на оплату труда креативного класса населения.

Результативность креативного человеческого капитала можно оценить на основе: количество защищенных кандидатских и докторских диссертаций, (ед./на ед. перс); подано патентных заявок на изобретения и на полезные модели (ед./на ед. перс); выдано патентов на изобретения и на полезные модели (ед./на ед. перс); объем инновационных товаров, работ, услуг, млн руб.; объем продукции, выполненный малыми предпринимателями и фермерскими хозяйствами, млрд руб.; объем хозяйственных договоров, выполненных научными организациями (ед./на ед. перс); число созданных передовых производственных технологий, (ед./на ед. перс); ВРП на душу населения, руб.

Численность студентов вузов позволяет в определенной мере спрогнозировать перспективный креативный потенциал регионов.

Выбранные показатели рассчитываются на основе данных официальной статистики [2; 3] и достаточно полно позволяют оценить развитие креативного человеческого капитала в регионе. Для расчета сводного индекса развития человеческого капитала необходимо рассчитать промежуточные значения коэффициентов. В современной научной литературе при сведении частных показателей в интегральные широко используются методы «суммы баллов» и «суммы ранговых мест», основанные на применении различных весовых коэффициентов значимости частных показателей (или весовых баллов). Определение величин весовых коэффициентов значимости при этом производится экспертным путем, дополняя субъективную балльную оценку показателей не менее субъективной оценкой их значимости. Такие оценки являются субъективными и обычно сглаживают или «сжимают» реальный разброс частных показателей. При расчетах, на наш

Т. А. ВОША^КАУА

взгляд, должны использоваться статистические и количественные характеристики.

Достаточно часто при агрегировании частных показателей в общий используется метод относительных разностей, который предполагает получение оценок по частным показателям по формулам:

I =

x — x

I = 1

x _x

max mmin и

x —

x — x

max min

(i)

где I - сводный показатель;

X - частное значение показателя;

Хтах, Хтт - максимальное и минимальное значения показателей в выборке.

Первая формула применяется, если большие значения соответствуют лучшему положению региона, а вторая формула используется, если лучшему состоянию региона соответствуют меньшие значения. В целях сведения частных показателей сложной совокупности в единый обобщающий показатель лучше использовать индексный метод. Результаты расчетов практически совпадают с расчетами, полученными методом относительных разностей

(что подтверждает их объективность), при этом алгоритм расчетов значительно упрощается.

Промежуточные значения коэффициентов рассчитываются по формуле:

К

x

j

j

x

j max

(2)

где К - >ый коэффициент ьго региона;

Х^ - >ый показатель ьго региона;

Х^ах - максимальное значение j-го показателя среди регионов.

Промежуточные коэффициенты представлены как доля от максимального значения соответствующего показателя по регионам, принятого за единицу. Все регионы располагаются в интервале от 0 (худшее значение) до 1 (лучшее значение) (табл. 1). Сводный индекс креативности человеческого капитала рассчитывается как среднее арифметическое частных коэффициентов.

Определим рейтинг с помощью метода расстояний. Стандартизированные показали нами были рассчитаны при определении рейтинга по средней геометрической, поэтому далее рейтинг для каждого предприятия определим по формуле:

*j =VZ(i _ x,j )2

(3)

Таблица 1

Коэффициенты развития человеческого потенциала регионов Российской Федерации

Показатели /регионы Белгородский регион Брянский регион Владимирский регион Воронежский регион Ивановский регион Калужский регион Костромской регион Курский регион Липецкий регион Московский регион Орловский регион Рязанский регион Смоленский регион Тамбовский регион Тверской регион Тульский регион Ярославский регион г. Москва

численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками (чел./на 1000) 0,038 0,045 0,175 0,296 0,030 0,505 0,008 0,136 0,014 0,585 0,053 0,096 0,038 0,082 0,169 0,119 0,243 1,000

удельный вес экономически активного населения в общей численности населения (%) 0,902 0,917 0,966 0,902 0,947 0,983 0,959 0,919 0,934 1,000 0,903 0,893 0,987 0,896 0,963 0,931 0,968 0,803

численность исследователей с учеными степенями на 1 тыс. населения (чел./на 1000) 0,057 0,012 0,069 0,148 0,064 0,230 0,007 0,044 0,022 0,286 0,064 0,042 0,017 0,042 0,079 0,030 0,173 1,000

численность студентов вузов на 10000 чел. населения 0,540 0,463 0,463 0,603 0,489 0,378 0,350 0,681 0,371 0,245 0,593 0,532 0,499 0,403 0,335 0,359 0,429 1,000

доля фермерских хозяйств в численности экономически активного населения (%) 0,609 0,457 0,087 0,087 0,152 0,087 0,087 0,087 0,543 0,022 0,957 0,239 0,109 1,000 0,652 0,848 0,630 0,022

количество товариществ собственников жилья, шт. 0,036 0,083 0,089 0,018 0,127 0,066 0,059 0,072 0,091 0,237 0,027 0,136 0,072 0,123 0,098 0,114 0,130 1,000

доля городских жителей (%) 0,660 0,690 0,770 0,660 0,810 0,760 0,700 0,660 0,640 0,800 0,660 0,710 0,720 0,590 0,750 0,790 0,810 1,000

количество общественных организаций на 10000 чел. населения 0,021 0,045 0,022 0,025 0,040 0,039 0,085 0,026 0,029 0,525 0,843 0,082 0,909 0,019 1,000 0,256 0,126 0,071

количество индивидуальных предпринимателей, тыс. чел. 0,535 0,291 0,390 0,660 0,388 0,175 0,224 0,352 0,321 0,712 0,185 0,266 0,274 0,414 0,307 0,461 0,362 1,000

затраты на исследования и разработки в расчете на 1 тыс. жителей региона (млн руб./1000 чел.) 0,034 0,011 0,107 0,118 0,028 0,427 0,006 0,079 0,006 0,573 0,022 0,051 0,051 0,045 0,129 0,062 0,169 1,000

затраты на информационные и коммуникационные технологии расчете на 1 тыс. жителей региона (млн руб./1000 чел.) 0,126 0,107 0,640 0,157 0,119 0,239 0,113 0,094 0,145 0,170 0,069 0,088 0,157 0,082 0,101 0,088 0,283 1,000

количество защищенных кандидатских и докторских диссертаций, (ед./на ед.перс) 0,046 0,009 0,017 0,082 0,043 0,009 0,008 0,036 0,023 0,062 0,032 0,019 0,008 0,041 0,016 0,026 0,023 1,000

подано патентных заявок на изобретения и на полезные модели (ед./на ед.перс) 0,021 0,013 0,024 0,082 0,070 0,015 0,005 0,026 0,009 0,206 0,020 0,019 0,007 0,012 0,017 0,028 0,030 1,000

выдано патентов на изобретения и на полезные модели (ед./на ед.перс) 0,018 0,011 0,021 0,047 0,052 0,012 0,005 0,025 0,007 0,164 0,020 0,015 0,007 0,010 0,015 0,022 0,021 1,000

объем инновационных товаров, работ, услуг в процентах от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг 0,328 0,984 0,256 0,368 0,256 0,216 0,304 0,032 1,000 0,752 0,376 0,400 0,312 0,488 0,896 0,136 0,632 0,120

затраты на оплату труда креативного класса населения, руб. 0,397 0,324 0,324 0,335 0,275 0,371 0,313 0,346 0,355 0,541 0,313 0,313 0,337 0,320 0,316 0,359 0,328 1,000

число созданных передовых производственных технологий, (ед./на ед.перс) 0,075 0,052 0,052 0,109 0,046 0,195 0,006 0,006 0,011 0,707 0,011 0,011 0,006 0,000 0,017 0,011 0,046 1,000

объем продукции, выполненный малыми предпринимателями и фермерскими хозяйствами, млрд руб. 0,033 0,021 0,024 0,043 0,021 0,025 0,013 0,014 0,024 0,209 0,011 0,023 0,019 0,016 0,020 0,026 0,029 1,000

ВРП на душу населения, руб. 0,354 0,154 0,206 0,192 0,126 0,249 0,188 0,232 0,296 0,347 0,177 0,205 0,206 0,173 0,220 0,208 0,251 1,000

Оценим интегральный показатель развития человеческого капитала по регионам Центрально-Федерального округа. Максимальное значение

Расчет рейтинга с по!

интегрального показателя свидетельствует о последнем месте в рейтинге среди исследуемых регионов по выбранным показателям (табл. 2).

Таблица 2

ю метода расстояний

Регионы Интегральный показатель Рейтинг

Белгородский регион 3,459 8

Брянский регион 3,545 14

Владимирский регион 3,490 10

Воронежский регион 3,414 6

Ивановский регион 3,606 16

Калужский регион 3,406 5

Костромской регион 3,736 18

Курский регион 3,655 17

Липецкий регион 3,519 12

Московский регион 2,762 2

Орловский регион 3,446 7

Рязанский регион 3,575 15

Смоленский регион 3,532 13

Тамбовский регион 3,518 11

Тверской регион 3,309 4

Тульский регион 3,479 9

Ярославский регион 3,278 3

г. Москва 1,623 1

Для наглядности построим лепестковую диаграмму рейтинга регионов Центрального федерального округа по интегральному показателю оценки креативности человеческого капитала (рис. 1).

Среди регионов Центрального Федерального округа по интегральному показателю развития

креативного человеческого капитала Тамбовская область занимает 11 место. Регионами-лидерами, показатели которых значительно отличаются от всех остальных регионов являются г. Москва и Московская область. Остальные регионы находятся примерно на одном уровне развития креативного человеческого капитала.

Т. А. БОКЭАКЗКАУА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Условные обозначения: 1 - Белгородская область, 2 - Брянская область; 3 - Владимирская область; 4 - Воронежская область; 5 - Ивановская область; 6 - Калужская область; 7 - Костромская область; 8 - Курская область; 9 - Липецкая область; 10 - Московская область; 11 - Орловская область; 12 - Рязанская область; 13 - Смоленская область; 14 - Тамбовская область; 15 - Тверская область; 16 - Тульская область; 17 - Ярославская область; 18 - г. Москва

Рис. 1. Рейтинг регионов ЦФО по интегральному показателю оценки креативности человеческого капитала

Таким образом, проведенный нами анализ призван определить подлинный уровень, направление и статистическую значимость взаимосвязи между агрегированными региональными показателями развития креативного человеческого капитала.

Литература

1. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2005.

2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/

3. Хостинг Товариществ собственников жилья (ТСЖ). URL: http://megatszh.ru/index.php?region=5&pa-ge=1

References

1. Florida R. Kreativnyj klass: lyudi, kotorye menyayut budushcheye [Creative class: people who change the future]. M.: Izdatel'skij dom «Klassika-XXI», 2005.

2. Ofitsial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstven-noj statistiki [Official site of Federal service of the state statistics]. URL: http://www.gks.ru/

3. Khosting Tovarishchestv sobstvennikov zhil'ya (TSZh) [Hosting of the Associations of Owners of Housing (AOH)]. URL: http://megatszh.ru/index.php?region=5&pa-ge=1

* * *

METHOD OF CALCULATION OF THE INTEGRATED INDICATOR OF DEVELOPMENT OF THE HUMAN CAPITAL FOR FORMATION OF THE CREATIVE ENVIRONMENT

BONDARSKAYA TATYANA ANATOLYEVNA Tambov State Technical University, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

The Russian cities and regions having high human, in particular, creative and information potential have the hidden reserves of corporate economic growth and growth of national economy in general. The author noted that the indicators accepted for the western economy can't be used in the Russian realities as they don't reflect modern development of regions. If don't consider innovative process as tightly technocratic and as the important social phenomenon generated by active interaction of groups of creative specialists then its measurement needs to be carried out, being based not on technical operational

T. A. EOHflAPCKAfl

17

performance, but on the data characterizing the creative potential of skilled workers. In modem conditions the technological situation of the region becomes a secondary factor. Therefore the author in the forefront in an assessment of the external information environment of the company presented indicators of creative abilities of a regional community of people, approving a priority of social interpretation of innovative process. Owing to described, the author created information picture of distribution of subjects of the Russian Federation which degree of adequacy corresponds to post-industrial changes and the developing new type of economy in which the economic value added exists in most cases due to information and creative activity of workers. The existing techniques and ratings of an assessment of level of creativity of regional structures can't reflect the arising new realities of the Russian subjects. Use of too large number of statistics doesn't provide more a good result because of the interdependence of numerical values of factorial indicators which is inevitably arising in this case. The author offered the method of calculation of an integrated indicator of development of the creative human capital corresponding to modern realities of development of regions of the Russian Federation on the basis of a number of estimated indicators for definition of tendencies and an assessment of a level of development of the Russian regions.

Key words: creative environment, integrated indicator of development, human capital, calculation procedure, information development, technique of complex estimation

T. A. BONDARSKAYA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.