особого значения не имеет (67 %). Интересен тот факт, что представители «сильного пола» в большей степени, чем представительницы «прекрасного пола», считают, что мужчине в современном обществе всегда и во всём проще (20 % и 14 % соответственно).
Таким образом, исследование убедительно доказывает, что общая удовлетворенность от просмотра телепередач, а в немалой степени и социальное самочувствие аудитории, во многом зависят от личности телеведущего, его профессиональных качеств, степени соблюдения им морально-этических норм, его внешнего имиджа и внутренней культуры. При этом становится близким и симпатичным для аудитории тот телеведущий, кто является не только личностью незаурядной, коммуникабельной и харизматичной, но и умеющей построить диалог с аудиторией путем доброжелательного и искреннего общения с ней.
Библиографический список
1. Словарь-справочник по рекламе, связям с общественностью, СМИ ; автор-составитель А.А. Чесанов. — СПб., 1998. - 150 с.
2. Сапунов, Б.М. Этика и культура работника телевидения : учеб. пособие / Б.М. Сапунов. — М., 1991. — 104 с.
3. Брус, Л. Диктор телевидения / Л. Брус ; перевод с англ. В. Ткаченко. — М. : Искусство, 1973. — 200 с.
КРИКУНОВА Юлия Анваровна, ассистент кафедры социологии.
Дата поступления статьи в редакцию: 23.10.2008 г.
© Крикунова Ю.А.
УДК 330 34 А. Д. КОСЬМИН
Е. П. КУКЕЛЬ Е. С. АЛЕКСАНДРОВА
Омский государственный технический университет
К ПРОБЛЕМЕ ОТОБРАЖЕНИЯ ПАРАДИГМАЛЬНЫХ ЦЕННОСТНЫХ СДВИГОВ В КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ__________________________________
В статье рассмотрена методика расчета Индекса развития человеческого потенциала, ее достоинства и недостатки. Выявлена роль индекса креативности при совершенствовании методики расчета Индекса развития человеческого потенциала с учетом переориентации системы ценностей на развитие креативного потенциала общества, как скрытого резерва роста благополучия граждан.
Ключевые слова: индекс развития человеческого потенциала, индекс креативности, благосостояние.
Мера есть качественно определенное количество.
(Гегель В.Ф.)
Проблемы выявления унифицированной системы показателей, определяющих качество жизни, уделяется большое внимание. Это обусловлено все возрастающими потребностями органов государственного управления в надежной и качественной информации, необходимой для разработки социально-экономической политики. В связи с этим особую значимость приобретает показатель «Индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП), который объединяет положение основных векторов развития человеческого потенциала, которые в свою очередь, являются основными составляющими благосостояния населения.
Основным достоинством данного индекса является переориентация систем ценностей на совершенство-
вание человеческих возможностей, а не экономического роста. Под развитием человеческого потенциала понимается расширение возможностей населения, повышение территориальной мобильности и профессиональных навыков.
Стратегия развития России на период до 2010 года определяет «...восстановление человеческого капитала как одну из главных целей реформ» [1]. При этом большинство программ федерального и регионального уровня, реализуемых в нашей стране, предусматривает реформирование системы управления и финансирования в системе образования, здравоохранения, в сфере социального обеспечения. Основным результатом проведения такого рода мероприятий становится развитие институциональных ресурсов, модернизация современной системы их воспроизводства и саморазвития.
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009
Долгая и здоровая жизнь
і
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении
Знания
Уровень грамот- Валовой коэффи-
ности взрослого циент поступивших в
населения учебные заведения
Достойный уровень жизни
I
ВВП на душу населения (ППС в долл США)
\ /
1 \ Индекс грамот-\ ности взрослого І ! Индекс ВКПУЗ і
і населения 1 1
1 г V 1 г
Индекс продолжительности жизни Индекс образования Индекс дохода
Индекс развития человеческого потенциала
Рис. 1. Алгоритм расчета показателя ИРЧП
В последние годы прослеживается положительная динамика показателя ИРЧП. По данным ПРООН в 2007/2008 годах Россия перешла из «семейства» стран со средним уровнем развития человеческого потенциала в «семейство» высокоразвитых стран, что подтверждает более полное использование совокупных человеческих ресурсов, расширение возможностей отдельного человека в различных сферах экономической деятельности страны.
Расчет ИРЧП базируется на трех показателях, которые отражают тенденции развития наиболее важных аспектов благосостояния населения, а именно (рис. 1) [2]: ожидаемая продолжительность жизни при рождении; уровень грамотности взрослого населения и валовой коэффициент поступивших в учебные заведения; ВВП на душу населения.
Методология расчета ИРЧП постоянно уточняется и совершенствуется. Наибольшие трудности связаны с необходимостью получения сравнимых показателей при отсутствии необходимой социальной статистики в большинстве развивающихся стран, а по ряду разделов — и в странах с переходной экономикой. Проблема отсутствия регулярной статистики по обозначенным показателям дополняется проблемой расширения аргументов функции благосостояния, усиливающих степень достоверности и многогранности показателя ИРЧП. Это вполне согласуется с тем обстоятельством, что в современном мире приобретают актуальность не количественные, а качественные критерии, используемые в оценке социально-экономических тенденций.
С помощью индекса ВВП можно приблизительно оценить уровень и качество жизни населения страны. Данный индекс является обобщенным показателем. Более высокий уровень дохода на душу населения в той или иной стране совсем не означает, что большинство её граждан действительно живут благополучно. Как показывает практика, в странах и регионах с высоким уровнем ВВП достаточно высока дифференциация доходов населения, что свидетельствует о проблеме «бедных и богатых».
Индекс продолжительности жизни используется в качестве общей меры качества жизни населения, поскольку он косвенно отражает многие аспекты благосостояния, включая доход и характер питания, качество окружающей среды, доступ к здравоохранению, питьевой воде и санитарным услугам. Но самым
большим недостатком данного индекса является невозможность оценить интенсивность человеческой жизни, развитие человеческого капитала, эффективность использования возможностей и ресурсов, находящихся в его распоряжении.
Индекс образования, отражающий данные о грамотности и уровне образования человека, является одним из важнейших показателей качества жизни в стране. Инвестиции в образование — это не только важный способ наращивания человеческого капитала страны, но и улучшения перспектив экономического роста. Но недостаток заключается в том, что количество людей, получивших образование, не может отразить уровень накопленного в обществе знания. Экономические оценки человеческого капитала стали широко использоваться на микроэкономическом и макроэкономическом уровнях для определения величины национального богатства, потерь общества от войн, болезней и стихийных бедствий, в сфере страхования жизни, выгодности инвестиций в образование, здравоохранение и для многих других целей.
Поэтому для более всесторонней оценки развития человеческого потенциала необходимо учитывать следующие показатели: человеческий капитал общества; научный талант; наличие социальных сетей в обществе, открытость общества; объем инвестиций в науку; наличие разработок в различных отраслях науки. Данные показатели отражены в индексе креативности. Индекс креативности — это совокупный индекс, объединяющий следующие индексы: «индекс высоких технологий», «индекс инноваций», «гей-индекс», «индекс богемы», «индекс таланта» [3].
Ядро креативного класса составляют люди, занятые в научно-технической сфере, архитектуре, дизайне, образовании, чья экономическая функция заключается в создании новых идей, технологий и нового креативного содержания. Помимо ядра, креативный класс также включает обширную группу специалистов, работающих в бизнесе и финансах, праве, здравоохранении и смежных областях деятельности. Эти люди занимаются решением сложных задач, для чего требуется значительная независимость мышления и высокий уровень образования и человеческого капитала. Радикальное отличие креативного класса от других заключается в том, что люди данного класса заняты в проектирование и создании «нового» [3].
Методика расчета индекса креативности рос-
Республика Ингушетия Республика Адыгея Республика Хакасия Псковская область Республика Алтай Чукотский автономный округ Сахалинская область Республира Тыва Республика Калмыкия Республика Карелия Читинская область Брянская область Архангельская область Республика Дагестан Кабардино-Балкарская республика Костромская область Оренбургская область Белгородская область Республика Бурятия Республика Мордовия Курганская область Карачаево-Черкесская республика Смоленская область Амурская область Ставропольский край Тюменская область Чувашская республика Кемеровская область Новгородская область Республика Коми Липетская область Астраханская область Вологодская область Республика Саха (Якутия) Алтайский край Магаданская область Республика Сев ерная Осетия Киров ская область Ивановская область Удмурдская республика Волгоградская область Иркутская область Мурманская область Тамбовская область Калининградская область Камчатская область Ленинградская область Республика Башкортостан Саратовская область Красноярский край Курская область Омская область Приморский край Хабаровский край Рязанская область Республика Марий Эл Республика Татарстан Орловская область Пензенская область Ярославская область Тверская область Челябинская область Ростовская область Владимирская область Свердловская область Краснодарский край Тульская область Российская Федерация Воронежская область Самарская область Калужская область Пермская область Томская область Новосибирская область Ульяновская область Московская область г. Москв а г. Санкт-Петербург Нижегородская область
□ Индекс технологий И индекс креативности
-1,00 -0,50
0,00
0,50
1,00
Рис. 2. Ранжирование регионов по индексу креативности и индексу технологий
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009
Республира Тыва Республика Ингушетия Читинская область Республика Алтай Ивановская область Псковская область Калининградская область Республика Адыгея Амурская область Республика Бурятия Курганская область Брянская область Республика Марий Эл Владимирская область Костромская область Тверская область Алтайский край Приморский край Тульская область Смоленская область Кировская область Новгородская область Республика Хакасия Ленинградская область Республика Карелия Камчатская область Карачаево-Черкесская республика Иркутская область Пензенская область Республика Калмыкия Кабардино-Балкарская республика Чукотский автономный округ Ульяновская область Республика Дагестан Республика Северная Осетия Ставропольский край Калужская область Хабаровский край Тамбовская область Московская область Ростовская область Воронежская область Сахалинская область Кемеровская область Нижегородская область Рязанская область Астраханская область Саратовская область Пермская область Чувашская республика Мурманская область Краснодарский край Магаданская область Волгоградская область Удмурдская республика Курская область Свердловская область Орловская область Архангельская область Республика Мордовия Ярославская область Челябинская область Республика Коми Новосибирская область Оренбургская область Красноярский край Российская Федерация Вологодская область Республика Башкортостан Самарская область Белгородская область Республика Саха (Якутия) Омская область Липетская область Томская область Республика Татарстан г. Санкт-Петербург Тюменская область г. Москва
□ Ранг по ИРЧП* ■ Ранг по ИРЧП
Рис. 3. Ранги регионов по ИРЧП и ИРЧП*
Республира Тыва Республика Ингушетия Читинская область Республика Алтай Ивановская область Псковская область Калининградская область Республика Адыгея Амурская область Республика Бурятия Курганская область Брянская область Республика Марий Эл Владимирская область Костромская область Тверская область Алтайский край Приморский край Тульская область Смоленская область Кировская область Новгородская область Республика Хакасия Ленинградская область Р еспублика Карелия Камчатская область Карачаево-Черкесская республика Иркутская область Пензенская область Р еспублика Калмыкия Кабардино-Балкарская республика Чукотский автономный округ Ульяновская область Республика Дагестан Республика Северная Осетия Ставропольский край Калужская область Хабаровский край Тамбовская область Московская область Ростовская область Воронежская область Сахалинская область Кемеровская область Нижегородская область Рязанская область Астраханская область Саратовская область Пермская область Чувашская республика Мурманская область Краснодарский край Магаданская область Волгоградская область Удмурдская республика Курская область Свердловская область Орловская область Архангельская область Республика Мордовия Ярославская область Челябинская область Республика Коми Новосибирская область Оренбургская область Красноярский край Российская Федерация Вологодская область Республика Башкортостан Самарская область Белгородская область Республика Саха (Якутия) Омская область Липетская область Томская область Республика Татарстан г. Санкт-Петербург Тюменская область г. Москва
□
□
=1
□
=1
=□
=1
□
□
□
□
=1
□
□ Индекс технологий ■ ИРЧП
-1,000 -0,500 0,000 0,500 1,000
Рис. 4. Ранжирование регионов по индексу технологий и ИРЧП
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
02532353532323532331235323235323482323482323
Приложение 1
Ранжирование субъектов РФ по различным индексам
Регион Индекс креативности Индекс техноло- гий ИРЧП ИРЧП* ИРЧП с учетом индекса технологий Ранг по индексу технологий Ранг по ИРЧП Ранг по ИРЧП* Разница между рангами (индексу дохода и ИРЧП) Разница между рангами (индексу дохода и ИРЧП*) Разница между рангами ИРЧП и ИРЧП*
1 г, Москва 0,73 0,75 0,873 0,838 0,843 3 1 1 1 1 0
2 г, Санкт-Петербург 0,68 0,78 0,818 0,783 0,808 2 3 2 12 13 1
3 Московская областв 0,59 0,63 0,754 0,713 0,723 4 40 5 -8 27 35
4 Томская областв 0,54 0,45 0,799 0,734 0,712 7 5 4 1 2 1
5 Нижегородская областв 0,52 0,79 0,757 0,698 0,766 1 35 8 -4 23 27
6 Калужская областв 0,49 0,44 0,749 0,684 0,672 9 43 11 -2 30 32
7 Новосибирская областв 0,48 0,47 0,773 0,700 0,698 6 16 7 17 26 9
8 Магаданская областв 0,48 0,12 0,765 0,694 0,604 44 27 9 -5 13 18
9 Тюменская областв 0,47 0,08 0,867 0,768 0,670 54 2 3 -1 -2 -1
10 Улвяновская областв 0,47 0,52 0,746 0,677 0,690 5 47 16 14 45 31
И Самарская областв 0,45 0,38 0,787 0,703 0,686 10 10 6 8 12 4
12 Ленинградская областв 0,44 0,16 0,739 0,665 0,595 33 56 24 -42 -10 32
13 Хабаровский край 0,43 0,19 0,749 0,670 0,610 26 42 19 -3 20 23
14 Калининградская областв 0,42 0,15 0,724 0,648 0,581 35 73 39 -28 6 34
15 Красноярский край 0,4 0,18 0,778 0,684 0,629 30 14 12 -3 -1 2
16 Мурманская областв 0,4 0,14 0,762 0,672 0,607 37 29 17 -9 3 12
17 Камчатская областв 0,4 0,16 0,743 0,657 0,597 34 54 32 -3 19 22
18 Российская Федерация 0,39 0,29 0,781 0,684 0,659 12 13 13 3 3 0
19 Краснодарский край 0,39 0,28 0,763 0,670 0,642 14 28 20 15 23 8
20 Пермская областв 0,39 0,45 0,760 0,667 0,682 8 31 23 -7 1 8
21 Чукотский автономный окр. 0,39 0,03 0,746 0,657 0,567 74 48 30 -43 -25 18
22 Приморский край 0,39 0,19 0,736 0,650 0,600 27 62 37 -6 19 25
23 Воронежская областв 0,38 0,36 0,755 0,661 0,656 11 38 25 24 37 13
24 Свердловская областв 0,37 0,28 0,767 0,668 0,646 15 23 21 4 6 2
25 Ростовская областв 0,37 0,26 0,755 0,659 0,631 17 39 28 21 32 11
26 Челябинская областв 0,36 0,26 0,773 0,670 0,645 18 18 18 7 7 0
27 Тверская областв 0,36 0,25 0,734 0,641 0,613 19 64 47 -18 -1 17
28 Республика Саха (Якутия) 0,35 0,10 0,790 0,680 0,618 46 8 15 1 -6 -7
29 Республика Коми 0,35 0,09 0,773 0,668 0,603 50 17 22 -7 -12 -5
30 Саратовская областв 0,35 0,18 0,759 0,657 0,615 31 32 31 16 17 1
31 Иркутская областв 0,35 0,14 0,744 0,645 0,593 38 52 44 -23 -15 8
32 Республика Хакасия 0,35 0,01 0,739 0,642 0,557 77 57 46 -8 3 11
33 Омская областв 0,34 0,19 0,794 0,681 0,643 28 7 14 1 -6 -7
34 Волгоградская областв 0,34 0,14 0,765 0,659 0,609 39 26 27 14 13 -1
35 Ставропольский край 0,34 0,08 0,748 0,646 0,581 55 44 43 24 25 1
36 Тульская область 0,34 0,29 0,736 0,637 0,625 13 61 52 -7 2 9
37 Республика Марий Эл 0,34 0,21 0,731 0,634 0,601 24 67 54 -3 10 13
38 Республика Калмыкия 0,33 0,05 0,744 0,641 0,571 70 50 48 21 23 2
Регион Индекс креативности Индекс техноло- гий ИРЧП ИРЧП* ИРЧП с учетом индекса технологий Ранг по индексу технологий Ранг по ИРЧП Ранг по ИРЧП* Разница между рангами (индексу дохода и ИРЧП) Разница между рангами (индексу дохода и ИРЧП*) Разница между рангами ИРЧП и ИРЧП*
39 Республика Карелия 0,33 0,05 0,743 0,640 0,570 71 55 49 -25 -19 6
40 Владимирская область 0,33 0,28 0,732 0,632 0,619 16 66 58 -8 0 8
41 Ярославская область 0,32 0,25 0,771 0,658 0,641 20 19 29 -2 -12 -10
42 Рязанская область 0,32 0,21 0,758 0,648 0,621 25 34 38 1 -3 -4
43 Сахалинская область 0,32 0,04 0,755 0,647 0,577 73 37 41 -24 -28 -4
44 Алтайский край 0,32 0,11 0,735 0,632 0,579 45 63 59 3 7 4
45 Амурская область 0,32 0,08 0,726 0,625 0,565 56 71 64 -24 -17 7
46 Республика Адыгея 0,32 0,01 0,725 0,624 0,547 78 72 65 5 12 7
47 Республика Татарстан 0,31 0,22 0,812 0,687 0,664 23 4 10 3 -3 -6
48 Орловская область 0,31 0,24 0,768 0,654 0,636 22 22 36 14 0 -14
49 Пензенская область 0,31 0,25 0,744 0,636 0,621 21 51 53 14 12 -2
50 Новгородская область 0,31 0,09 0,739 0,632 0,577 51 58 57 -24 -23 1
51 Удмурдская республика 0,29 0,14 0,766 0,647 0,609 40 25 40 3 -12 -15
52 Кировская область 0,29 0,13 0,737 0,626 0,586 42 59 62 4 1 -3
53 Смоленская область 0,29 0,08 0,737 0,625 0,573 57 60 63 -16 -19 -3
54 Республика Бурятия 0,29 0,07 0,728 0,618 0,563 61 70 67 -20 -17 3
55 Кемеровская область 0,28 0,09 0,756 0,637 0,590 52 36 51 -13 -28 -15
56 Респ, Северная Осетия 0,28 0,13 0,748 0,631 0,593 43 45 60 27 12 -15
57 Республика Алтай 0,28 0,02 0,712 0,604 0,539 75 76 73 -6 -3 3
58 Белгородская область 0,27 0,07 0,788 0,659 0,609 62 9 26 17 0 -17
59 Республика Башкортостан 0,27 0,18 0,786 0,657 0,634 32 11 33 8 -14 -22
60 Вологодская область 0,27 0,10 0,783 0,655 0,612 47 12 34 -9 -31 -22
61 Курская область 0,27 0,19 0,766 0,642 0,622 29 24 45 14 -7 -21
62 Карачаево-Черкесская респ. 0,26 0,08 0,743 0,622 0,577 58 53 66 22 9 -13
63 Оренбургская область 0,25 0,07 0,778 0,646 0,601 63 15 42 6 -21 -27
64 Архангельская область 0,25 0,06 0,768 0,639 0,591 67 21 50 -9 -38 -29
65 Чувашская республика 0,25 0,09 0,761 0,633 0,593 53 30 55 27 2 -25
66 Курганская область 0,25 0,08 0,730 0,610 0,568 59 69 69 -2 -2 0
67 Псковская область 0,25 0,02 0,718 0,601 0,544 76 74 74 -19 -19 0
68 Ивановская область 0,25 0,14 0,717 0,600 0,573 41 75 75 -1 -1 0
69 Костромская область 0,24 0,07 0,733 0,610 0,567 64 65 70 -12 -17 -5
70 Астраханская область 0,23 0,10 0,758 0,626 0,594 48 33 61 4 -24 -28
71 Брянская область 0,23 0,06 0,731 0,606 0,563 68 68 72 1 -3 -4
72 Республика Тыва 0,23 0,05 0,668 0,558 0,513 72 79 79 -1 -1 0
73 Липетская область 0,22 0,10 0,798 0,654 0,624 49 6 35 -2 -31 -29
74 Республика Мордовия 0,22 0,08 0,770 0,633 0,598 60 20 56 22 -14 -36
75 Читинская область 0,22 0,06 0,710 0,587 0,547 69 77 76 -18 -17 1
76 Тамбовская область 0,21 0,15 0,752 0,616 0,601 36 41 68 11 -16 -27
77 Республика Ингушетия 0,21 0,00 0,687 0,568 0,516 79 78 78 1 1 0
78 Кабардино-Балкарская респ 0,2 0,07 0,744 0,608 0,576 65 49 71 24 2 -22
79 Республика Дагестан 0,09 0,07 0,747 0,583 0,578 66 46 77 30 -1 -31
ИЯЛУН ЭИНЭЭЫПЛЮНОЯе И 3M>l03hMJ0V0Mh00
6003 (9Ú l óN «ЯИН103Я HNHhAVH ИИЮ1ЛЮ»
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009
сийских регионов базируется на исследовании Р. Флориды, проведенном для 45 стран мира [4]. В соответствии с методикой сводный индекс креативности состоит из трех индексов: таланта, технологий и толерантности.
Толерантность, или терпимость, а не агрессивность, как это часто случалось в бизнесе постиндустриального общества, стала весьма важной характеристикой вновь зарождающегося креативного класса, способного весьма мощно воздействовать, в соответствии с результатами исследования Р. Флориды, на развитие мировой экономики.
«Индекс таланта» Флорида трактует не столько как особую одаренность человека, а как определенный уровень образованности, начиная со степени бакалавра и выше. Это качественный показатель человеческого капитала.
«Индекс высоких технологий» — данный индекс характеризует степень концентрации высокотехнологичных индустрий, как в крупных ареалах, так и на локальных территориях. Технологии являются важным проводником в различных сферах человеческой жизнедеятельности, и в каждой из этих сфер они дают уникальные результаты.
Данные индексы взаимосвязаны между собой. Талант и толерантность — это силы и возможности, которыми владеет общество, а технологии — это результаты трансформации этих возможностей при необходимых и достаточных условиях, существенно различающихся по регионам страны.
В настоящее время средний индекс креативности по России составляет 0,39 (приложение 1). Если проранжировать субъекты Российской Федерации по значению индекса креативности, то для регионов-лидеров характерны максимальные значения толерантности, высокий творческий потенциал, активная инновационная деятельность. Для остальных регионов РФ, расположенных ниже среднего уровня индекса креативности, характерны более низкие значения индексов таланта, технологий, толерантности.
Но влияние каждого индекса на сводный индекс креативности не всегда равнозначно. Рассмотрим на примере «индекса технологий» (рис. 2). Большинство регионов-лидеров имеют высокие показатели по всем трем индексам, но, например, регион-лидер по индексу креативности — Тюменская область имеет низкий ранг по индексу технологий. Так как высокий творческий потенциал таких регионов обеспечивается позитивными характеристиками местных сообществ, но пока слабо подкреплен реальной инновационной деятельностью. Поэтому Россия должна стремиться к развитию креативного класса, который в конечном итоге повысит не только ее конкурентоспособность на мировых рынках, но и позволит повысить свой рейтинг по ИРЧП и закрепить свои позиции в группе стран с высоким уровнем развития.
Метод расчета индекса креативности идентичен методу расчета составляющих индексов ИРЧП, поэтому индекс креативности представляется возможным включить в методику расчета ИРЧП, что позволит более адекватно оценить уровень развития человеческого потенциала страны.
Показатель ИРЧП рассчитывается как среднее арифметическое трех индексов по элементам [5]:
ИРЧП = 1/3(индекс продолжительности жизни) + + 1/3(индекс образования) + 1/3(индекс ВВП)
Введем индекс креативности в методику расчета ИРЧП, ИРЧП с учетом креативности (ИРЧП*) будет
рассчитываться как среднее арифметическое четырех индексов:
ИРЧП* = 1/4(индекс продолжительности жизни) + + 1/4(индекс образования) + 1/4(индекс ВВП) + +1/4(индекс креативности)
Рассмотрим на примере субъектов Российской Федерации изменение рангов регионов по ИРЧП* с учетом креативности по сравнению с ИРЧП, рассчитанным по общепризнанной методике (рис.3). Результаты расчета ИРЧП и ИРЧП* по 79 субъектам РФ представлены в приложении 1.
Данный метод позволяет установить реальное положение каждого региона среди других по всем показателям человеческого потенциала. Место, занимаемое тем или иным субъектом РФ по показателю ИРЧП, зачастую существенно отличается от его места в списке регионов, ранжированных по величине ИРЧП*. Существование данной разницы свидетельствует о том, что в разных регионах результаты экономического развития и результаты развития человеческого потенциала с точки зрения креативности значительно отличаются. Положительная разница свидетельствует о том, что по ИРЧП* регион занимает более низкое место, чем по ИРЧП, что свидетельствует о том, что развитие креативного класса сильно отстает от экономического развития региона. А отрицательная разница свидетельствует об относительно успешном использовании результатов, как экономического роста, так и развития креативных направлений в интересах человеческого развития.
Аналогичная динамика прослеживается при сопоставлении рангов регионов по индексу дохода и ИРЧП (ИРЧП*) (приложение 1). Это свидетельствует о том, что в регионах результат экономического роста преобразуется с неодинаковым успехом в рост человеческого потенциала. Например, регионы — лидеры по уровню дохода (Чукотский АО, Липецкая область, Волгоградская область и т.д.) значительно отстают по эффективности развития человеческого потенциала. И наоборот, регионы с более низким уровнем дохода (г. Санкт-Петербург, Новосибирская область) наиболее эффективно используют свои ресурсы в данном направлении. Экономическая структура именно таких регионов обладает значительной гибкостью и пластичностью, способна к оперативной реструктуризации.
В последние годы активно обсуждается вопрос о необходимости модернизации России. Если раньше нововведения в основном воплощались в конструкции товаров, в технологии их изготовления, то сегодня все чаще происходит отделение их производства в самостоятельные виды деятельности, создание все новых креативных отраслей. Индекс технологий как составляющий индекса креативности имеет большой удельный вес в развитии инновационной деятельности. Учитывая то, что индекс технологий является наиболее значимым в индексе креативности, следует рассмотреть возможность включения индекса технологий в методику расчета ИРЧП обособленно.
Если сопоставить значения индекса технологий и ИРЧП для регионов России (рис.4), прослеживается неоднозначная картина. Некоторые регионы, имеющие достаточно низкое значение ИРЧП, достаточно развиты в отношении индекса технологий (например, достаточно благополучные Нижегородская, Московская и Ульяновская области), что может свидетельствовать о том, что необходимо скорректировать ИРЧП с учетом индексом технологий.
ИРЧП с учетом индекса технологий =
= 1/4(индекс продолжительности жизни) +
+ 1/4(индекс образования) + 1/4(индекс ВВП) +
+ 1/4(индекс технологий)
Если проанализировать соотношение индексов (приложение 1): ИРЧП* и ИРЧП с учетом индекса технологий, то прослеживается некоторая зависимость между данными индексами. Скорректированный ИРЧП по ранее обозначенным регионам изменяет их ранги, что свидетельствует о значимости индекса технологий при расчете ИРЧП.
Поэтому динамика экономического роста регионов и страны в целом зависит не только от развития экономических структур, но и от достигнутого уровня человеческого потенциала населения, а также от развития его креативной составляющей. «Уровень жизни» и «качество жизни» населения — понятия широкие и многогранные. Их невозможно оценить с помощью трех показателей, т.к. они отражают экономическую сторону благосостояния граждан. Поэтому для более адекватной оценки социально-экономического положения страны (региона) необходим анализ иных показателей, таких как человеческий капитал общества; научный талант; наличие социальных сетей в обществе, открытость общества; объем инвестиций в науку; наличие разработок в различных отраслях науки, которые более достоверно отображают накопленный потенциал страны и региона.
Для более качественного определения, количественного измерения уровня развития человеческого потенциала считаем необходимым включение в состав аргументов, участвующих в выявлении функции, т.е. ИРЧП, индекс креативности. Это обстоятельство детерминируется новейшими технологическими, экономическими и социальными тенденциями в процессе формирования постиндустриального общества, которые выдвигают человека в центр происходящих социально-экономических трансформаций.
В заключение отметим, что человеческий потенциал сегодня предполагает умение ставить сложные, рекордные цели и задачи, готовность к современным формам мобильности, мышление в культурных, экономических и политических координатах, способность когнитивного, эстетически проектного отношения к собственным перспективам. Вместе с тем в последнее
время аналитики отмечают стремительно растущий дефицит в российском обществе таких, казалось бы, очевидных человеческих качеств, как воля, устремленность, самостоятельность в принятии решений, наличие устойчивых интересов и целей. Прорыв в развитии человеческого потенциала осуществляют те регионы, в которых культурное и нравственное развитие основывается на прочном фундаменте эффективных институтов и сильной местной власти.
Библиографический список
1. Цели развития тысячелетия в контексте России: от экономического роста к устойчивому социальному развитию, основанному на правах человека [Текст] / Под ред. Г. Хлебникова. — М. : Информ-Знание, 2005. — 32 с.
2. Артюшина Е.М. Индекс развития человеческого потенциала как мера качества национального человеческого капитала страны и регионов [Электронный ресурс]: материалы интернет-конференции «Интеллектуальные силы человечества и гармония мирового развития». Режим доступа: http://www.plproject.ru/part09-01.php. — Дата доступа: 17.11.2008.
3. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. [Текст] / Флорида Р. — М. : Издательский дом «Классика - ХХ1», 2007. - 421 c. - ISBN 978-5-89817-185-8
4. Florida R. The Flight of the Creative Class. [Text] / Florida R. - New York, 2007.
5. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2006/2007 «Регионы России: цели, проблемы, достижения» [Текст] / Под общ. ред. проф. С.Н. Бобылева и А.Л. Александровой, — М. : Весь Мир, 2007. -144 с. - ISBN 978-5-7777-0399-6
КОСЬМИН Анатолий Данилович, доктор экономических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук, заведующий кафедрой «Основы экономической теории».
КУКЕЛЬ Екатерина Петровна, ассистент и аспирант кафедры «Основы экономической теории». АЛЕКСАНДРОВА Елена Сергеевна, старший преподаватель и аспирант кафедры «Основы экономической теории».
Дата поступления статьи в редакцию: 30.12.2008 г.
© Косьмин А.Д., Кукель Е.П., Александрова Е.С.
Книжная полка
ББК 60.6/П64
Потуданская, В. Ф. Статистика. Экономическая статистика [Текст] : учеб. пособие / В. Ф. Потуданская, Т. В. Новикова ; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2008. - 90 с. : рис., табл. - Библиогр.: с. 88-89. - ISBN 978-58149-0582-6.
В учебном пособии дается представление об основах современной экономической статистики - одного из наиболее важных разделов статистической науки и вида деятельности органов государственной статистики. Изложена статистическая методология исследования социально-экономических явлений и процессов. Практически по каждому рассматриваемому вопросу показаны особенности его постановки и решения в условиях России. Аналитическое направление, характерное для данной дисциплины, включает методы индексного анализа, оценки взаимосвязей признаков и исчисления статистических показателей, используемых макроэкономической и микроэкономической статистикой.
Данное пособие предназначено для студентов и преподавателей экономических специальностей высших профессиональных учебных заведений.
По вопросам приобретения - (3812) 65-23-69 E mail: libdirector@ omgtu.ru
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ