Научная статья на тему 'Диагностика коммуникативных качеств личности студентов в профессии типа «Человек-человек»'

Диагностика коммуникативных качеств личности студентов в профессии типа «Человек-человек» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
297
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ОБЩЕНИИ / STUDENTS / THINKING / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / THOUGHT PROCESSES / INTELLIGENCE / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шатохина Лариса Вадимовна, Авдеева Татьяна Геннадьевна, Калашникова Мария Михайловна, Купцов Иван Иванович, Юрина Ольга Игоревна

В статье поднимается проблема развития коммуникативных качеств студентов образовательных организаций высшего образования, избравших профессию типа «человек-человек». Авторами уделяют особое внимание развитию данных качеств в период профессионального становления. Сформированность данных личностных структур напрямую влияют на эффективную реализацию профессиональных задач. Проведенное исследование показало, что для большинства респондентов характерен низкий уровень толерантности в общении, что указывает на низкий уровень сформированности социального интеллекта. Также определены перспективы дальнейших исследований.The article raises the problem of developing the communicative qualities of students of higher education institutions who have chosen a profession of the «man-man» type. The authors pay special attention to the development of these qualities in the period of professional formation. The formation of these personal structures directly affects the effective implementation of professional tasks. The study showed that most respondents are characterized by the low level of tolerance in communication, which indicates the low level of formation of social intelligence. Prospects for further research are also identified.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шатохина Лариса Вадимовна, Авдеева Татьяна Геннадьевна, Калашникова Мария Михайловна, Купцов Иван Иванович, Юрина Ольга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика коммуникативных качеств личности студентов в профессии типа «Человек-человек»»

Статья поступила в редакцию 20.04.2020

УДК 159.955

ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»

Лариса Вадимовна Шатохина, кандидат педагогических наук, начальник кафедры, Татьяна Геннадьевна Авдеева, кандидат психологических наук, старший преподаватель,

Мария Михайловна Калашникова, кандидат психологических наук, заместитель начальника кафедры, Иван Иванович Купцов, кандидат психологических наук, профессор, Ольга Игоревна Юрина, старший преподаватель, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России, Рязань

Аннотация

В статье поднимается проблема развития коммуникативных качеств студентов образовательных организаций высшего образования, избравших профессию типа «человек-человек». Авторами уделяют особое внимание развитию данных качеств в период профессионального становления. Сформированность данных личностных структур напрямую влияют на эффективную реализацию профессиональных задач. Проведенное исследование показало, что для большинства респондентов характерен низкий уровень толерантности в общении, что указывает на низкий уровень сформированности социального интеллекта. Также определены перспективы дальнейших исследований.

Ключевые слова: студенты, коммуникативные качества, образовательные организации высшего образования, толерантность в общении.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p584-586

DIAGNOSTICS OF COMMUNICATIVE QUALITIES OF STUDENTS' PERSONALITY IN THE "PERSON-TO-PERSON" TYPE OF PROFESSION

Larisa Vadimovna Shatokhina, the candidate ofpedagogical sciences, head of the department, Tatyana Gennadyevna Avdeeva, the candidate of psychological sciences, senior teacher, Maria Mikhailovna Kalashnikova, the candidate ofpsychological sciences, deputy head of the department, Ivan Ivanovich Kuptsov, the candidate of psychological sciences, professor, Olga Igorevna Yurina, the senior teacher, Academy of Law and Administration of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan

Abstract

The article raises the problem of developing the communicative qualities of students of higher education institutions who have chosen a profession of the «man-man» type. The authors pay special attention to the development of these qualities in the period of professional formation. The formation of these personal structures directly affects the effective implementation of professional tasks. The study showed that most respondents are characterized by the low level of tolerance in communication, which indicates the low level of formation of social intelligence. Prospects for further research are also identified.

Keywords: students, thinking, educational organizations, thought processes, intelligence, professional activity.

В условиях технического прогресса современная молодежь все дальше и дальше уходит в мир виртуальных контактов, испытывая затруднения в построении реальных. Развитие коммуникативных качеств у каждого человека происходит индивидуально за счет влияния системы взаимоотношений, складывающихся во взаимодействии с окружающей реальностью [1]. Владение техникой общения и контакта является основой успешной профессиональной деятельности, но для успешного овладения техникой общения личность должна обладать целым комплексом важных качеств. Развитые коммуникативные качества играют важную роль в ходе профессиональной подготовки студентов, в

профессии типа «человек-человек», что определило проблему и направление нашего исследования [2]. Выборку проведенного исследования составили студенты 1 курса психологического, юридического и экономического факультетов Академии ФСИН России. Общее количество респондентов составило 90 человек в возрасте 18-20 лет. В качестве диагностического инструментария нами была использована методика диагностики общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко.

Результаты по шкале «неприятие или непонимание индивидуальности человека» показало, что у 17% испытуемых диагностируется высокая степень толерантности; 50% -средний уровень толерантности; 30% - низкий уровень; 3% - полное непонимание окружающих. Полученные данные свидетельствуют о том, что большая часть респондентов, не умеет, либо не хочет понимать и принимать индивидуальные особенности других.

Распределение данных по шкале «использование себя в качестве эталона, при оценке других» следующее: 3% - высокий уровень толерантности, 40% - средний уровень, 67% - низкий уровень толерантности. Это свидетельствуют о том, что большая часть респондентов оценивает поведение, образ мыслей или отдельные характеристики людей, принимая себя за эталон.

Показатели по шкале «категоричность или консерватизм в оценке людей» распределись следующим образом: 17% - высокий уровень толерантности; 40% - средний уровень; 43% - низкий уровень. Это говорит о том, что для большинства респондентов недостает гибкости и широты кругозора, что приводит к категоричности и консерватизму в оценках людей и затрудняет общение.

Результаты по шкале «умение скрывать или сглаживать неприятные чувства» следующие: 50% - низкий уровень; 10% - высокий уровень; 40% - средний уровень. Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство респондентов не умеет скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров, что указывает на низкий уровень владения своими эмоциями и низкий уровень эмпатии.

Показатели по шкале «стремление переделать, перевоспитать партнера по общению» распределись следующим образом: высокий уровень толерантности - 10%; средний уровень - 50%; низкий уровень - 40%. Большинство респондентов по данному признаку показало средний или низкий уровень толерантности, что свидетельствует о стремлении изменить партнера по общению по своему желанию. Данная позиция будет встречать сопротивление и может приводить к конфликтам.

Результаты по шкале «стремление подогнать других участников коммуникации под себя» следующие: высокий уровень - 20%; средний уровень - 50%; низкий уровень -30%. Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство респондентов стремится ситуативно навязывать свои позиции, подогнять под себя характер, привычки и притязания партнеров по коммуникации.

По шкале «умение прощать другому ошибки» были получены следующие данные: высокий уровень - 3%; средний уровень - 30%; низкий уровень - 67%. Это свидетельствуют о том, что большинство респондентов не готово прощать другим участникам ком -муникации неловкости, непреднамеренно причиненные неприятности и ошибки.

Данные, полученные по шкале «терпимость к дискомфортным (болезнь, усталость, отсутствие настроения) состояниям партнера по общению» следующие: высокий уровень - 10%; средний уровень - 30%; низкий уровень - 60%. Это говорит о том, что подавляющее большинство респондентов совершенно не готово терпеть физический или психический дискомфорт, в котором оказался сам или партнер по общению. Это является довольно тревожным сигналом о слишком сильно выраженном эгоцентризме, эмоциональной холодности и низком уровне эмпатии.

По шкале «умение приспосабливаться к другим участникам общения» были получены следующие данные: высокий уровень - 20%; средний уровень - 30%; низкий уро-

вень - 50%. Половина респондентов имеет недостаточный уровень сформированности коммуникативных качеств, позволяющих проявлять гибкость в общении, меняя стратегии.

Таким образом, результаты диагностики коммуникативных качеств студентов свидетельствуют о низком уровне толерантности в общении у большинства респондентов, что указывает на низкий уровень сформированности социального интеллекта. У респондентов диагностируется выраженный эгоизм, эмоциональная холодность к чужим проблемам, нетерпимость к отличным от собственных позициям, а также неумение управлять эмоциями. Для будущих специалистов в области «человек-человек» - это совершенно неприемлемые качества, которые требуют тематических профилактический мер. Разработка данных мероприятий является перспективами наших дальнейших исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Соколов, А.В. Общая теория социальной коммуникации : учебное пособие / А.В. Соколов. - Санкт-Петербург : Изд-во Михайлова В.А., 2018. - 461 с.

2. Шатохина, Л. В. Межличностные отношения курсантов образовательных организаций ФСИН России в психологическом измерении / Л.В. Шатохина, М.М. Калашникова // Прикладная юридическая психология. - 2017. - № 2. - С. 80-85.

REFERENCES

1. Sokolov, A.V. (2018), General theory of social communication, Publishing house of V.A. Mi-khailov, St. Petersburg.

2. Shatokhina, L.V. and Kalashnikova, M.M. (2017), "Interpersonal relations of cadets of educational organizations of the Federal penitentiary service of Russia in the psychological dimension", Applied legalpsychology, No. 2, рр. 80-85.

Контактная информация: obpsychology@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.04.2020

УДК 159.955:378

ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Лариса Вадимовна Шатохина, кандидат педагогических наук, начальник кафедры, Мария Михайловна Калашникова, кандидат психологических наук, заместитель начальника кафедры, Татьяна Витальевна Калашникова, кандидат психологических наук, доцент, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России,

Рязань

Аннотация

В статье рассматриваются особенности мышления обучающихся образовательных организаций высшего образования. Авторы акцентируют внимание на необходимость изучения данного вопроса именно на начальных курсах обучения, поскольку от уровня сформированности мышления обучающихся напрямую зависит эффективная реализация их профессиональных задач. В ходе проведенного исследования были получены высокие, средние и низкие показатели по различным шкалам, представлена их интерпретация. Выявлены склонности юношей и девушек к усвоению учебных дисциплин определенной направленности. Достоверность описываемых результатов опирается на применении t-критерия Стьюдента. Даны рекомендации профессорско-преподавательскому составу, кураторам учебным групп и индивидуальным наставникам в области проведения воспитательной работы с учетом особенностей мышления обучающихся.

Ключевые слова: обучающиеся, мышление, образовательные организации, мыслительные процессы, интеллект, профессиональная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.