Научная статья на тему 'Имплицитное исследование профессионального интеллекта психолога'

Имплицитное исследование профессионального интеллекта психолога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
136
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПЛИЦИТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ВИДЫ ИНТЕЛЛЕКТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПСИХОЛОГА / МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПСИХОЛОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / IMPLICIT RESEARCH / TYPES OF INTELLIGENCE / PROFESSIONAL INTELLIGENCE / STRUCTURAL COMPONENTS OF PSYCHOLOGIST’ PROFESSIONAL INTELLIGENCE / MODEL OF PSYCHOLOGIST’ PROFESSIONAL INTELLIGENCE / PROFESSIONAL COMPETENCES / SPECIAL ABILITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шатохина Лариса Вадимовна, Авдеева Татьяна Геннадьевна, Калашникова Мария Михайловна

В статье рассматриваются результаты имплицитного исследования профессионального интеллекта психолога, позволяющие уточнить его структурные компоненты и качества. Проанализирована степень значимости структурных компонентов профессионального интеллекта психолога для работодателей, потенциальных клиентов, студентов психологического факультета и успешных психологов-практиков. Выделены профессиональные компетенции и специальные способности (образующие «макроуровень» и «микроуровень» модели профессионального интеллекта психолога), а также определены виды интеллекта, образующие «мегауровень» профессионального интеллекта психолога. Дополнен набор профессиональных компетенций и специальных способностей, востребованных в современных условиях, необходимых для определения профессиональной компетентности, то есть уровня развития профессионального интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шатохина Лариса Вадимовна, Авдеева Татьяна Геннадьевна, Калашникова Мария Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the results of implicit research of professional intelligence, allowing to clarify the structural components and qualities of professional intelligence of a psychologist. The importance degree of structural components of psychologist’s professional intelligence for employers, potential clients, students of psychological faculties and successful psychologists-practitioners is analyzed. Professional competencies and special abilities, forming “macro” and “micro-level” models of psychologist’s professional intelligence, are considered, types of intelligence, forming a “meta-level” of psychologist’s professional intelligence, are identified. The set of professional competences and special abilities, which is demanded in modern conditions and necessary for definition of professional competence (that is level of professional intelligence development), is supplemented.

Текст научной работы на тему «Имплицитное исследование профессионального интеллекта психолога»

УДК 159.9:343.83

DOI 10.33463/2072-8336.2019.4(49).056-062

ИМПЛИЦИТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПСИХОЛОГА

Л. В. Шатохина, Т. Г. Авдеева, М. М. Калашникова

Для цитирования

Шатохина, Л. В. Имплицитное исследование профессионального интеллекта психолога / Л. В. Шатохина, Т. Г Авдеева, М. М. Калашникова // Прикладная юридическая психология. - 2019. - № 4(49). - С. 56-62. - 001 : 10.33463/2072-8336.2019.4(49).056-062.

.Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. В статье рассматриваются результаты имплицитного исследования профессионального интеллекта психолога, позволяющие уточнить его структурные компоненты и качества. Проанализирована степень значимости структурных компонентов профессионального интеллекта психолога для работодателей, потенциальных клиентов, студентов психологического факультета и успешных психологов-практиков. Выделены профессиональные компетенции и специальные способности (образующие «макроуровень» и «микроуровень» модели профессионального интеллекта психолога), а также определены виды интеллекта, образующие «мегауровень» профессионального интеллекта психолога.

© Шатохина Л. В., Авдеева Т. Г, Калашникова М. М., 2019

Дополнен набор профессиональных компетенций и специальных способностей, востребованных в современных условиях, необходимых для определения профессиональной компетентности, то есть уровня развития профессионального интеллекта.

Ключевые слова: имплицитное исследование, виды интеллекта, профессиональный интеллект, структурные компоненты профессионального интеллекта психолога, модель профессионального интеллекта психолога, профессиональные компетенции, специальные способности.

Активное развитие общества диктует все более жесткие требования к профессионализму специалистов. Возникают вопросы: что же является основой профессионализма? Какие качества личности необходимо учиты-

вать и развивать, чтобы человек стал настоящим профессионалом?

При подготовке специалиста-психолога наиболее важным считается установление его профессиональной компетентности, которую предопределяет профессиональный интеллект.

Интеллект является основой адаптации человека к окружающей действительности, его мыслительной деятельности, творческой, личностной и профессиональной самореализации. Именно поэтому проблема исследования интеллекта является одной из наиболее актуальных в психологии.

Исследование различий между людьми в интеллектуальной сфере привело к выделению новых характеристик, связанных с интеллектуальной деятельностью. В частности, наше исследование профессионального интеллекта психолога является таким примером. Наш теоретический анализ показал, что имплицитные представления и исследования предваряют эксплицитные, способствуют движению научной мысли вперед, уточнению многих научных понятий и делают научные знания доступными для большинства людей.

Теоретический анализ работ отечественных психологов свидетельствует о значимости принципа единства интеллекта и качеств личности и взаимозависимости интеллектуальных способностей человека и социально-экономических условий жизни. Содержательное определение самого интеллекта и особенности инструментов его измерения зависят от характера общественно значимой сферы активности индивида, в нашем исследовании - от профессиональной сферы.

Исследования интеллекта, ведущиеся в последнее десятилетие, на наш

взгляд, не связаны непосредственно с поиском новых интеллектуальных параметров. Их цель - расширение представлений об интеллектуальной сфере и включение в нее нетрадиционных для исследования интеллекта представлений.

По нашему мнению, наиболее активно интеллект проявляется в профессиональной деятельности. С одной стороны, интеллект предопределяет успешность профессиональной деятельности, с другой - профессиональная деятельность влияет на качественное проявление интеллекта.

Анализ теоретических и методологических основ исследования профессионального интеллекта выявил противоречия между необходимостью определения понятия профессионального интеллекта психолога и отсутствием его общепринятого понимания; необходимостью создания модели профессионального интеллекта и недостаточностью определения его структурных компонентов; необходимостью диагностики уровня развития профессионального интеллекта психолога, предопределяющего компетентность специалиста, и отсутствием целостного подхода к методам его диагностики.

Поиск путей разрешения обозначенных противоречий обусловил постановку цели нашего исследования, которая заключалась в уточнении понятия профессионального интеллекта психолога и обосновании структурной эксплицитно-имплицитной модели профессионального интеллекта психолога.

Структурный подход к исследованию профессионального интеллекта психолога позволил нам уточнить определение профессионального интеллекта как особой психической реальности, обладающей специфическими каче-

ствами, характеризующейся сложной умственной деятельностью, представляющей собой единство познавательных функций, ментального опыта, воспринимающейся как эффект межфункциональных связей на разных уровнях познавательного отражения, выраженных в профессиональной деятельности.

Теоретическими основаниями имплицитных исследований профессионального интеллекта психолога выступили труды Ф. Гальтона, Д. Келли, Р. Кеттелла, А. Г. Шмелева, В. Н. Дружинина, Н. Л. Смирновой, В. Ю. Самсо-новой, Р. Стернберга, М. А. Холодной.

Целью имплицитного исследования являлось уточнение профессионально важных качеств и компетенций психолога, востребованных обществом в современных условиях. Первый этап нашего исследования представлял собой имплицитное исследование отношения психолога к своей профессиональной роли и к миру. Исследование строилось на основе контент-анализа эссе студентов психологического факультета (новичков) и специалистов-психологов (экспертов).

Анализ показал, что большинством респондентов (76 % новичков и 95 % экспертов) психолог рассматривается как активный создатель и исследователь своего субъективного мира и субъективного мира клиента. Он конструирует и проверяет научно обоснованные гипотезы о внешнем мире, помогающие человеку (себе и клиенту)конструировать и реконструировать свою действительность.

Действие конструирования заключается в отвлечении от некоторых сторон действительности и приписывании ей определенных характеристик, предвосхищающих внешние события. Психолог реагирует не на внешние воздей-

ствия, а на свои научно обоснованные интерпретации событий. Это особое субъективное средство помогает психологу дифференцировать объекты, воспринимать, оценивать и понимать окружающую действительность и применять осознанное и проверенное им на практике.

Полученные данные полностью совпадают с предположениями Д. Келли. Опираясь на подобные исследования, он создал метод репертуарных решеток, который используется для выявления системы отношений человека к себе и окружающим людям [1 ]. Данный метод применяется для исследования социального интеллекта, а значит, может быть использован в исследовании профессионального интеллекта.

Факторизация наиболее значимых качеств личности Р. Кеттелла послужила основой имплицитной проверки качеств профессионального интеллекта с использованием контент-анализа полученных данных. Реализация данной идеи проводилась на втором этапе нашего исследования.

Второй этап представлял собой имплицитное исследование представлений о профессиональном интеллекте, компетенциях и способностях психолога в следующих группах: работодатели, потенциальные клиенты, эксперты и новички.

К первой группе мы отнесли работодателей, так как именно эта группа ориентируется на социальный запрос относительно необходимых профессиональных компетенций и способностей специалиста; ко второй - случайных людей - потенциальных клиентов, так как, на наш взгляд, именно эта группа отражает потенциальные ожидания относительно профессиональных качеств, необходимых психо-

логу. В третью группу вошли эксперты -профессионалы-психологи с опытом работы не менее 5 лет (консультанты, тренеры, педагоги-психологи, психологи образовательных учреждений, психологи организаций), добившиеся высоких результатов в своей профессиональной деятельности. Четвертая группа - новички - студенты психологического факультета. Представления данной группы о профессиональном интеллекте, компетенциях и способностях психолога крайне важны, так как ориентир на собственные субъективные представления создает мотивацию к развитию и формированию необходимых качеств.

Общая выборка в нашем имплицитном исследовании составила 400 человек: в равных долях (по 100 человек) работодатели, потенциальные клиенты, эксперты и новички.

Представителям всех четырех групп было предложено перечислить качества интеллекта, компетенции и способности психолога с учетом значимости по убыванию (1 - очень важно, 2 - важно, 3 - менее важно).

В группе работодателей качества, относящиеся к проявлению профессионального интеллекта психолога, по степени важности распределились следующим образом.

Наиболее важные качества: наличие профессионального и жизненного опыта; умение быстро ориентироваться в различных ситуациях и решать задачи прикладного, реального свойства; умение принимать самостоятельные решения и делать самостоятельные выводы; способность к творческому применению знаний, умений и навыков в самостоятельной профессиональной деятельности; умение быстро переключаться из одной области про-

фессиональных задач в другую; умение адаптировать уже готовые схемы работы под непосредственные нужды группы (клиента, организации); умение разрабатывать и реализовывать различные развивающие и коррек-ционные программы (с учетом и без учета диагностики); умение работать с большими объемами информации; умение читать лекции; умение самостоятельно организовывать свою работу (составлять планы, графики, вести документацию, распределять рабочее время); умение действовать самостоятельно и ответственно; высокий уровень информированности и умение использовать информацию в достижении профессиональных целей; умение разрабатывать и реализовы-вать психологические проекты, семинары, лекции, тренинги.

Важные качества: способность различать чувства и эмоции других людей; умение точно определять эмоции и управлять ими; умение направлять и контролировать свое и чужое эмоциональное состояние в соответствии с решаемыми задачами, осознанно их регулировать; способность к эмоциональному «заражению»; способность к точному выражению своих эмоций; способность к сопереживанию; коммуникативность; способность налаживать связи.

Менее важные качества: высокий уровень академической подготовки; умение делать теоретические выводы.

95 % потенциальных работодателей к основным квалификационным требованиям относят высокий уровень сформированности практических навыков и самостоятельность в выборе профессиональных стратегий, 91 % - считают важным наличие высокого уровня мотивации к профессио-

нальной деятельности и профессионального и житейского опыта, 93 % -готовность и умение поддерживать контакты, 67 % - фундаментальные знания в области психологии и способность к исследовательской деятельности.

Таким образом, наиболее востребованными на рынке труда являются профессиональные качества, относящиеся к практическому, социальному, общему и эмпирическому интеллекту.

Группа потенциальных клиентов продемонстрировала следующие результаты.

Наиболее важные качества: наличие профессионального и житейского опыта; владение методами оказания эффективной профессиональной помощи; умение слушать; умение донести в доступной форме психологические выводы; высокий уровень теоретической подготовки; способность к сопереживанию; способность к различению и регуляции своих и чужих эмоций; терпение и терпимость; способность к обучению других людей; сочетание качеств, позволяющих оценивать свои и чужие действия; способность психолога использовать профессиональные знания в собственной жизни и деятельности.

Важные качества: высокий уровень осведомленности в различных областях науки и жизнедеятельности; высокий уровень развития мышления и речи; высокий уровень развития внимания.

Менее важные качества: владение психологической терминологией, академичность речи.

95 % потенциальных клиентов считают наиболее важными практические навыки психолога и наличие жизненного и профессионального опыта, 91 % -

душевные, эмоциональные качества и умение поддерживать контакты, 90 % - высокий уровень теоретической подготовки, общей осведомленности и высоко развитых внимания, мышления и речи, 35 % - владение психологической терминологией, академичностью речи.

Из полученных данных следует, что для потенциальных клиентов наиболее значимыми являются качества практического и эмоционального интеллекта, за ними следуют качества общего и эмпирического интеллекта. Наименее важными считаются владение психологической терминологией и академичность речи. Можно предположить, что наименьшая значимость данных качеств связана с потребностью получения необходимой информации в доступной для клиента форме.

По группе экспертов (успешные специалисты-практики) были получены следующие результаты.

Наиболее значимые качества: высокий уровень академической и практической подготовки; высокий уровень информированности и умение использовать информацию в достижении профессиональных целей и адаптации; наличие профессионального и житейского опыта; умение анализировать, конструировать и выносить самостоятельные суждения; способность к развитию познавательной сферы и рациональному использованию ее потенциала; способность рассуждать в абстрактных терминах; высокий уровень развития мышления в целом и мыслительных операций в частности; высокий уровень развития речи; владение методами рефлексивного мышления и моделирования; способность различать сложные чувства и эмоции по вербальным и невербальным прояв-

лениям; умение эмоционально подчеркивать и выделять наиболее значимые аспекты в ходе решения профессиональных задач; умение применять теоретические и практические знания и навыки с целью исследования, развития или коррекции; умение быстро ориентироваться в новых жизненных ситуациях и решать задачи прикладного, реального свойства; умение перенаправлять ошибочные представления в русло научного знания в области психологии; умение адаптировать уже готовые схемы работы под непосредственные нужды группы (клиента, организации); умение работать с большими объемами информации; умение разрабатывать и реали-зовывать психологические проекты, семинары, лекции, тренинги; умение излагать сложный психологический материал на доступном для понимания большинства языке; способность эффективно сочетать необходимые в текущей ситуации стратегии поведения и методы; способность удерживать в памяти большие объемы информации и эффективно оперировать ими в ходе профессиональной деятельности; способность к самоорганизации; умение осуществлять контроль и принимать эффективные решения; способность переносить имеющийся опыт в область решения новых профессиональных задач; способность к творческой самореализации.

В нашем имплицитном исследовании профессионального интеллекта группой экспертов (успешных специалистов-практиков) не были выделены важные и наименее важные качества, так как, по их мнению, для успешного осуществления профессиональной деятельности все профессиональные качества интеллекта, компетенции и

способности в равной степени крайне важны. По группе новичков (студенты психологического факультета) были получены следующие результаты.

Наиболее важные качества: высокий уровень психологических знаний в области теории и практики; способности к интеллектуальному и личностному саморазвитию; способность к эмоциональной саморегуляции; способность к эмпатии; способность различать и корректировать свои и чужие эмоции; умение переносить теоретические знания и опыт на решение практических профессиональных задач; умение анализировать информацию и делать самостоятельные выводы; способность применять полученные психологические знания в собственной жизни и деятельности.

Важные качества: высокий уровень осведомленности в различных областях жизнедеятельности и науки; высокий уровень развития познавательных процессов; коммуникабельность; наличие профессионального и житейского опыта.

Менее важные качества: владение психологической терминологией.

97 % респондентов считают, что наиболее важные качества для психолога - это высокий уровень теоретической и практической подготовки, 94 - эмоциональное различение и регуляция, а также эмпатия, 91 -умение переносить теоретические знания и опыт в практическую плоскость профессиональной деятельности, 78 -развитие познавательных процессов, 75 - наличие профессионального и житейского опыта, 52 % - владение научной терминологией.

Таким образом, при имплицитном исследовании профессионального интеллекта психолога в группе нович-

ков, так же как и в других исследуемых группах, явно выделяются качества практического, эмоционального, эмпирического и общего интеллекта, причем в данной категории респондентов прослеживается наибольшая значимость эмпирического, эмоционального и практического интеллекта и меньшая значимость общего интеллекта.

Проведенное нами имплицитное исследование профессионального интеллекта психолога позволяет: 1) уточнить структурные компоненты и качества профессионального интеллекта психолога; 2) проанализировать степень значимости структурных компонентов профессионального интеллекта психолога для работодателей, потенциальных клиентов, студентов пси-

хологического факультета и успешных психологов-практиков; 3) выделить на основе контент-анализа профессиональные компетенции и специальные способности (образующие «макроуровень» и «микроуровень»), а также определить виды интеллекта, образующие «мегауровень» профессионального интеллекта психолога; 4) дополнить набор профессиональных компетенций и специальных способностей, востребованных в современных условиях, необходимых для определения профессиональной компетентности, то есть уровня развития профессионального интеллекта.

Библиографический список

1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. : Питер, 1997. 419 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.