УДК 159.9:343.83
DOI 10.33463/2072-8336.2019.4(49).056-062
ИМПЛИЦИТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПСИХОЛОГА
Л. В. Шатохина, Т. Г. Авдеева, М. М. Калашникова
Для цитирования
Шатохина, Л. В. Имплицитное исследование профессионального интеллекта психолога / Л. В. Шатохина, Т. Г Авдеева, М. М. Калашникова // Прикладная юридическая психология. - 2019. - № 4(49). - С. 56-62. - 001 : 10.33463/2072-8336.2019.4(49).056-062.
.Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
Аннотация. В статье рассматриваются результаты имплицитного исследования профессионального интеллекта психолога, позволяющие уточнить его структурные компоненты и качества. Проанализирована степень значимости структурных компонентов профессионального интеллекта психолога для работодателей, потенциальных клиентов, студентов психологического факультета и успешных психологов-практиков. Выделены профессиональные компетенции и специальные способности (образующие «макроуровень» и «микроуровень» модели профессионального интеллекта психолога), а также определены виды интеллекта, образующие «мегауровень» профессионального интеллекта психолога.
© Шатохина Л. В., Авдеева Т. Г, Калашникова М. М., 2019
Дополнен набор профессиональных компетенций и специальных способностей, востребованных в современных условиях, необходимых для определения профессиональной компетентности, то есть уровня развития профессионального интеллекта.
Ключевые слова: имплицитное исследование, виды интеллекта, профессиональный интеллект, структурные компоненты профессионального интеллекта психолога, модель профессионального интеллекта психолога, профессиональные компетенции, специальные способности.
Активное развитие общества диктует все более жесткие требования к профессионализму специалистов. Возникают вопросы: что же является основой профессионализма? Какие качества личности необходимо учиты-
вать и развивать, чтобы человек стал настоящим профессионалом?
При подготовке специалиста-психолога наиболее важным считается установление его профессиональной компетентности, которую предопределяет профессиональный интеллект.
Интеллект является основой адаптации человека к окружающей действительности, его мыслительной деятельности, творческой, личностной и профессиональной самореализации. Именно поэтому проблема исследования интеллекта является одной из наиболее актуальных в психологии.
Исследование различий между людьми в интеллектуальной сфере привело к выделению новых характеристик, связанных с интеллектуальной деятельностью. В частности, наше исследование профессионального интеллекта психолога является таким примером. Наш теоретический анализ показал, что имплицитные представления и исследования предваряют эксплицитные, способствуют движению научной мысли вперед, уточнению многих научных понятий и делают научные знания доступными для большинства людей.
Теоретический анализ работ отечественных психологов свидетельствует о значимости принципа единства интеллекта и качеств личности и взаимозависимости интеллектуальных способностей человека и социально-экономических условий жизни. Содержательное определение самого интеллекта и особенности инструментов его измерения зависят от характера общественно значимой сферы активности индивида, в нашем исследовании - от профессиональной сферы.
Исследования интеллекта, ведущиеся в последнее десятилетие, на наш
взгляд, не связаны непосредственно с поиском новых интеллектуальных параметров. Их цель - расширение представлений об интеллектуальной сфере и включение в нее нетрадиционных для исследования интеллекта представлений.
По нашему мнению, наиболее активно интеллект проявляется в профессиональной деятельности. С одной стороны, интеллект предопределяет успешность профессиональной деятельности, с другой - профессиональная деятельность влияет на качественное проявление интеллекта.
Анализ теоретических и методологических основ исследования профессионального интеллекта выявил противоречия между необходимостью определения понятия профессионального интеллекта психолога и отсутствием его общепринятого понимания; необходимостью создания модели профессионального интеллекта и недостаточностью определения его структурных компонентов; необходимостью диагностики уровня развития профессионального интеллекта психолога, предопределяющего компетентность специалиста, и отсутствием целостного подхода к методам его диагностики.
Поиск путей разрешения обозначенных противоречий обусловил постановку цели нашего исследования, которая заключалась в уточнении понятия профессионального интеллекта психолога и обосновании структурной эксплицитно-имплицитной модели профессионального интеллекта психолога.
Структурный подход к исследованию профессионального интеллекта психолога позволил нам уточнить определение профессионального интеллекта как особой психической реальности, обладающей специфическими каче-
ствами, характеризующейся сложной умственной деятельностью, представляющей собой единство познавательных функций, ментального опыта, воспринимающейся как эффект межфункциональных связей на разных уровнях познавательного отражения, выраженных в профессиональной деятельности.
Теоретическими основаниями имплицитных исследований профессионального интеллекта психолога выступили труды Ф. Гальтона, Д. Келли, Р. Кеттелла, А. Г. Шмелева, В. Н. Дружинина, Н. Л. Смирновой, В. Ю. Самсо-новой, Р. Стернберга, М. А. Холодной.
Целью имплицитного исследования являлось уточнение профессионально важных качеств и компетенций психолога, востребованных обществом в современных условиях. Первый этап нашего исследования представлял собой имплицитное исследование отношения психолога к своей профессиональной роли и к миру. Исследование строилось на основе контент-анализа эссе студентов психологического факультета (новичков) и специалистов-психологов (экспертов).
Анализ показал, что большинством респондентов (76 % новичков и 95 % экспертов) психолог рассматривается как активный создатель и исследователь своего субъективного мира и субъективного мира клиента. Он конструирует и проверяет научно обоснованные гипотезы о внешнем мире, помогающие человеку (себе и клиенту)конструировать и реконструировать свою действительность.
Действие конструирования заключается в отвлечении от некоторых сторон действительности и приписывании ей определенных характеристик, предвосхищающих внешние события. Психолог реагирует не на внешние воздей-
ствия, а на свои научно обоснованные интерпретации событий. Это особое субъективное средство помогает психологу дифференцировать объекты, воспринимать, оценивать и понимать окружающую действительность и применять осознанное и проверенное им на практике.
Полученные данные полностью совпадают с предположениями Д. Келли. Опираясь на подобные исследования, он создал метод репертуарных решеток, который используется для выявления системы отношений человека к себе и окружающим людям [1 ]. Данный метод применяется для исследования социального интеллекта, а значит, может быть использован в исследовании профессионального интеллекта.
Факторизация наиболее значимых качеств личности Р. Кеттелла послужила основой имплицитной проверки качеств профессионального интеллекта с использованием контент-анализа полученных данных. Реализация данной идеи проводилась на втором этапе нашего исследования.
Второй этап представлял собой имплицитное исследование представлений о профессиональном интеллекте, компетенциях и способностях психолога в следующих группах: работодатели, потенциальные клиенты, эксперты и новички.
К первой группе мы отнесли работодателей, так как именно эта группа ориентируется на социальный запрос относительно необходимых профессиональных компетенций и способностей специалиста; ко второй - случайных людей - потенциальных клиентов, так как, на наш взгляд, именно эта группа отражает потенциальные ожидания относительно профессиональных качеств, необходимых психо-
логу. В третью группу вошли эксперты -профессионалы-психологи с опытом работы не менее 5 лет (консультанты, тренеры, педагоги-психологи, психологи образовательных учреждений, психологи организаций), добившиеся высоких результатов в своей профессиональной деятельности. Четвертая группа - новички - студенты психологического факультета. Представления данной группы о профессиональном интеллекте, компетенциях и способностях психолога крайне важны, так как ориентир на собственные субъективные представления создает мотивацию к развитию и формированию необходимых качеств.
Общая выборка в нашем имплицитном исследовании составила 400 человек: в равных долях (по 100 человек) работодатели, потенциальные клиенты, эксперты и новички.
Представителям всех четырех групп было предложено перечислить качества интеллекта, компетенции и способности психолога с учетом значимости по убыванию (1 - очень важно, 2 - важно, 3 - менее важно).
В группе работодателей качества, относящиеся к проявлению профессионального интеллекта психолога, по степени важности распределились следующим образом.
Наиболее важные качества: наличие профессионального и жизненного опыта; умение быстро ориентироваться в различных ситуациях и решать задачи прикладного, реального свойства; умение принимать самостоятельные решения и делать самостоятельные выводы; способность к творческому применению знаний, умений и навыков в самостоятельной профессиональной деятельности; умение быстро переключаться из одной области про-
фессиональных задач в другую; умение адаптировать уже готовые схемы работы под непосредственные нужды группы (клиента, организации); умение разрабатывать и реализовывать различные развивающие и коррек-ционные программы (с учетом и без учета диагностики); умение работать с большими объемами информации; умение читать лекции; умение самостоятельно организовывать свою работу (составлять планы, графики, вести документацию, распределять рабочее время); умение действовать самостоятельно и ответственно; высокий уровень информированности и умение использовать информацию в достижении профессиональных целей; умение разрабатывать и реализовы-вать психологические проекты, семинары, лекции, тренинги.
Важные качества: способность различать чувства и эмоции других людей; умение точно определять эмоции и управлять ими; умение направлять и контролировать свое и чужое эмоциональное состояние в соответствии с решаемыми задачами, осознанно их регулировать; способность к эмоциональному «заражению»; способность к точному выражению своих эмоций; способность к сопереживанию; коммуникативность; способность налаживать связи.
Менее важные качества: высокий уровень академической подготовки; умение делать теоретические выводы.
95 % потенциальных работодателей к основным квалификационным требованиям относят высокий уровень сформированности практических навыков и самостоятельность в выборе профессиональных стратегий, 91 % - считают важным наличие высокого уровня мотивации к профессио-
нальной деятельности и профессионального и житейского опыта, 93 % -готовность и умение поддерживать контакты, 67 % - фундаментальные знания в области психологии и способность к исследовательской деятельности.
Таким образом, наиболее востребованными на рынке труда являются профессиональные качества, относящиеся к практическому, социальному, общему и эмпирическому интеллекту.
Группа потенциальных клиентов продемонстрировала следующие результаты.
Наиболее важные качества: наличие профессионального и житейского опыта; владение методами оказания эффективной профессиональной помощи; умение слушать; умение донести в доступной форме психологические выводы; высокий уровень теоретической подготовки; способность к сопереживанию; способность к различению и регуляции своих и чужих эмоций; терпение и терпимость; способность к обучению других людей; сочетание качеств, позволяющих оценивать свои и чужие действия; способность психолога использовать профессиональные знания в собственной жизни и деятельности.
Важные качества: высокий уровень осведомленности в различных областях науки и жизнедеятельности; высокий уровень развития мышления и речи; высокий уровень развития внимания.
Менее важные качества: владение психологической терминологией, академичность речи.
95 % потенциальных клиентов считают наиболее важными практические навыки психолога и наличие жизненного и профессионального опыта, 91 % -
душевные, эмоциональные качества и умение поддерживать контакты, 90 % - высокий уровень теоретической подготовки, общей осведомленности и высоко развитых внимания, мышления и речи, 35 % - владение психологической терминологией, академичностью речи.
Из полученных данных следует, что для потенциальных клиентов наиболее значимыми являются качества практического и эмоционального интеллекта, за ними следуют качества общего и эмпирического интеллекта. Наименее важными считаются владение психологической терминологией и академичность речи. Можно предположить, что наименьшая значимость данных качеств связана с потребностью получения необходимой информации в доступной для клиента форме.
По группе экспертов (успешные специалисты-практики) были получены следующие результаты.
Наиболее значимые качества: высокий уровень академической и практической подготовки; высокий уровень информированности и умение использовать информацию в достижении профессиональных целей и адаптации; наличие профессионального и житейского опыта; умение анализировать, конструировать и выносить самостоятельные суждения; способность к развитию познавательной сферы и рациональному использованию ее потенциала; способность рассуждать в абстрактных терминах; высокий уровень развития мышления в целом и мыслительных операций в частности; высокий уровень развития речи; владение методами рефлексивного мышления и моделирования; способность различать сложные чувства и эмоции по вербальным и невербальным прояв-
лениям; умение эмоционально подчеркивать и выделять наиболее значимые аспекты в ходе решения профессиональных задач; умение применять теоретические и практические знания и навыки с целью исследования, развития или коррекции; умение быстро ориентироваться в новых жизненных ситуациях и решать задачи прикладного, реального свойства; умение перенаправлять ошибочные представления в русло научного знания в области психологии; умение адаптировать уже готовые схемы работы под непосредственные нужды группы (клиента, организации); умение работать с большими объемами информации; умение разрабатывать и реали-зовывать психологические проекты, семинары, лекции, тренинги; умение излагать сложный психологический материал на доступном для понимания большинства языке; способность эффективно сочетать необходимые в текущей ситуации стратегии поведения и методы; способность удерживать в памяти большие объемы информации и эффективно оперировать ими в ходе профессиональной деятельности; способность к самоорганизации; умение осуществлять контроль и принимать эффективные решения; способность переносить имеющийся опыт в область решения новых профессиональных задач; способность к творческой самореализации.
В нашем имплицитном исследовании профессионального интеллекта группой экспертов (успешных специалистов-практиков) не были выделены важные и наименее важные качества, так как, по их мнению, для успешного осуществления профессиональной деятельности все профессиональные качества интеллекта, компетенции и
способности в равной степени крайне важны. По группе новичков (студенты психологического факультета) были получены следующие результаты.
Наиболее важные качества: высокий уровень психологических знаний в области теории и практики; способности к интеллектуальному и личностному саморазвитию; способность к эмоциональной саморегуляции; способность к эмпатии; способность различать и корректировать свои и чужие эмоции; умение переносить теоретические знания и опыт на решение практических профессиональных задач; умение анализировать информацию и делать самостоятельные выводы; способность применять полученные психологические знания в собственной жизни и деятельности.
Важные качества: высокий уровень осведомленности в различных областях жизнедеятельности и науки; высокий уровень развития познавательных процессов; коммуникабельность; наличие профессионального и житейского опыта.
Менее важные качества: владение психологической терминологией.
97 % респондентов считают, что наиболее важные качества для психолога - это высокий уровень теоретической и практической подготовки, 94 - эмоциональное различение и регуляция, а также эмпатия, 91 -умение переносить теоретические знания и опыт в практическую плоскость профессиональной деятельности, 78 -развитие познавательных процессов, 75 - наличие профессионального и житейского опыта, 52 % - владение научной терминологией.
Таким образом, при имплицитном исследовании профессионального интеллекта психолога в группе нович-
ков, так же как и в других исследуемых группах, явно выделяются качества практического, эмоционального, эмпирического и общего интеллекта, причем в данной категории респондентов прослеживается наибольшая значимость эмпирического, эмоционального и практического интеллекта и меньшая значимость общего интеллекта.
Проведенное нами имплицитное исследование профессионального интеллекта психолога позволяет: 1) уточнить структурные компоненты и качества профессионального интеллекта психолога; 2) проанализировать степень значимости структурных компонентов профессионального интеллекта психолога для работодателей, потенциальных клиентов, студентов пси-
хологического факультета и успешных психологов-практиков; 3) выделить на основе контент-анализа профессиональные компетенции и специальные способности (образующие «макроуровень» и «микроуровень»), а также определить виды интеллекта, образующие «мегауровень» профессионального интеллекта психолога; 4) дополнить набор профессиональных компетенций и специальных способностей, востребованных в современных условиях, необходимых для определения профессиональной компетентности, то есть уровня развития профессионального интеллекта.
Библиографический список
1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. : Питер, 1997. 419 с.