Научная статья на тему 'Особенности мышления обучающихся образовательных организаций высшего образования'

Особенности мышления обучающихся образовательных организаций высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ / МЫШЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИНТЕЛЛЕКТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / STUDENTS / THINKING / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / THOUGHT PROCESSES / INTELLIGENCE / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шатохина Лариса Вадимовна, Калашникова Мария Михайловна, Калашникова Татьяна Витальевна

В статье рассматриваются особенности мышления обучающихся образовательных организаций высшего образования. Авторы акцентируют внимание на необходимость изучения данного вопроса именно на начальных курсах обучения, поскольку от уровня сформированности мышления обучающихся напрямую зависит эффективная реализация их профессиональных задач. В ходе проведенного исследования были получены высокие, средние и низкие показатели по различным шкалам, представлена их интерпретация. Выявлены склонности юношей и девушек к усвоению учебных дисциплин определенной направленности. Достоверность описываемых результатов опирается на применении t-критерия Стьюдента. Даны рекомендации профессорско-преподавательскому составу, кураторам учебным групп и индивидуальным наставникам в области проведения воспитательной работы с учетом особенностей мышления обучающихся.The article deals with the peculiarities of thinking of students of higher education institutions. The authors emphasize the need to study this issue at the initial training courses, since the level of formation of students ' thinking directly depends on the effective implementation of their professional tasks. The Amthauer test was used to study the respondents ' thought processes. During the study, high, medium and low indicators were obtained on various scales, and their interpretation was presented. The tendencies of young men and girls to learn educational disciplines of a certain orientation are revealed. The reliability of the described results is based on the application of the student's T-test. Recommendations are given to the teaching staff, curators, educational and individual mentors in the field of educational work, considering the peculiarities of students ' thinking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шатохина Лариса Вадимовна, Калашникова Мария Михайловна, Калашникова Татьяна Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности мышления обучающихся образовательных организаций высшего образования»

вень - 50%. Половина респондентов имеет недостаточный уровень сформированности коммуникативных качеств, позволяющих проявлять гибкость в общении, меняя стратегии.

Таким образом, результаты диагностики коммуникативных качеств студентов свидетельствуют о низком уровне толерантности в общении у большинства респондентов, что указывает на низкий уровень сформированности социального интеллекта. У респондентов диагностируется выраженный эгоизм, эмоциональная холодность к чужим проблемам, нетерпимость к отличным от собственных позициям, а также неумение управлять эмоциями. Для будущих специалистов в области «человек-человек» - это совершенно неприемлемые качества, которые требуют тематических профилактический мер. Разработка данных мероприятий является перспективами наших дальнейших исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Соколов, А.В. Общая теория социальной коммуникации : учебное пособие / А.В. Соколов. - Санкт-Петербург : Изд-во Михайлова В.А., 2018. - 461 с.

2. Шатохина, Л. В. Межличностные отношения курсантов образовательных организаций ФСИН России в психологическом измерении / Л.В. Шатохина, М.М. Калашникова // Прикладная юридическая психология. - 2017. - № 2. - С. 80-85.

REFERENCES

1. Sokolov, A.V. (2018), General theory of social communication, Publishing house of V.A. Mi-khailov, St. Petersburg.

2. Shatokhina, L.V. and Kalashnikova, M.M. (2017), "Interpersonal relations of cadets of educational organizations of the Federal penitentiary service of Russia in the psychological dimension", Applied legalpsychology, No. 2, рр. 80-85.

Контактная информация: obpsychology@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.04.2020

УДК 159.955:378

ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Лариса Вадимовна Шатохина, кандидат педагогических наук, начальник кафедры, Мария Михайловна Калашникова, кандидат психологических наук, заместитель начальника кафедры, Татьяна Витальевна Калашникова, кандидат психологических наук, доцент, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России,

Рязань

Аннотация

В статье рассматриваются особенности мышления обучающихся образовательных организаций высшего образования. Авторы акцентируют внимание на необходимость изучения данного вопроса именно на начальных курсах обучения, поскольку от уровня сформированности мышления обучающихся напрямую зависит эффективная реализация их профессиональных задач. В ходе проведенного исследования были получены высокие, средние и низкие показатели по различным шкалам, представлена их интерпретация. Выявлены склонности юношей и девушек к усвоению учебных дисциплин определенной направленности. Достоверность описываемых результатов опирается на применении t-критерия Стьюдента. Даны рекомендации профессорско-преподавательскому составу, кураторам учебным групп и индивидуальным наставникам в области проведения воспитательной работы с учетом особенностей мышления обучающихся.

Ключевые слова: обучающиеся, мышление, образовательные организации, мыслительные процессы, интеллект, профессиональная деятельность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p586-589

FEATURES OF THINKING OF STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF

HIGHER EDUCATION

Larisa Vadimovna Shatokhina, the candidate ofpedagogical sciences, the Head of Department, Maria Mikhailovna Kalashnikova, candidate of psychological sciences, the deputy Head of Department, Tatyana Vitalyevna Kalashnikova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Academy of Law and Management of the Federal penitentiary service of Russia, Ryazan

Abstract

The article deals with the peculiarities of thinking of students of higher education institutions. The authors emphasize the need to study this issue at the initial training courses, since the level of formation of students ' thinking directly depends on the effective implementation of their professional tasks. The Amthauer test was used to study the respondents ' thought processes. During the study, high, medium and low indicators were obtained on various scales, and their interpretation was presented. The tendencies of young men and girls to learn educational disciplines of a certain orientation are revealed. The reliability of the described results is based on the application of the student's T-test. Recommendations are given to the teaching staff, curators, educational and individual mentors in the field of educational work, considering the peculiarities of students ' thinking.

Keywords: students, thinking, educational organizations, thought processes, intelligence, professional activity.

Сложный характер задач, решаемых образовательными организациями в условиях значительных перемен политической, экономической, социальной сторон жизни российского общества, предъявляет исключительно высокие требования к личностным качествам работников, достижение которых абсолютно немыслимо без достаточно высокого уровня культуры мышления. Поскольку эффективная реализация профессиональных задач напрямую зависит от уровня сформированности мышления специалиста. Именно поэтому особое внимание данному вопросу необходимо уделять на первых курсах подготовки обучающихся в образовательных организациях высшего образования.

Экспериментальные исследования мышления студентов вузов являются актуальными для отечественных психологов. Они проводятся в направлениях изучения рефлексивного мышления студентов, с целью выявления умений на разных этапах обучения. Основной целью настоящего исследования явилось изучение особенностей мыслительных процессов обучающихся, которые необходимо в обязательном порядке учитывать в образовательном процессе, повышая его качество и эффективность.

Для реализации поставленной цели были сформированы три группы респондентов - обучающиеся 1,3,5 курсов. Всего в ходе психодиагностического исследования было обследовано 69 обучающихся, из них 31 юноша и 38 девушек в возрасте от 17 до 22 лет.

По мнению авторов, интеллект является основой мыслительных процессов, адаптации человека к окружающей действительности, творческой, личностной и профессиональной самореализации. С одной стороны, интеллект предопределяет успешность профессиональной деятельности, с другой - профессиональная деятельность влияет на качественное проявление интеллекта [2, с. 57].

Для определения коэффициента интеллекта и особенностей мыслительных процессов в исследовании был использован тест Р. Амтхауэра [1]. Анализ полученных данных наглядно показывает, что девушки 1 курса проявляют средние значения по шкалам «аналогии», «пространственное воображение», «пространственное обобщение». Это свидетельствует о наличии у них подвижности и непостоянстве мышления, а также показывает умение решать геометрические задачи, умении оперировать пространственными образами, способность быстро решать формализуемые проблемы. Низкий показатель по шкале «обобщение» и «дополнение предложений», свидетельствует о низкой способно-

сти к абстракции, слабо развитом умении грамотно выражать и оформлять содержание своих мыслей.

Проанализировав показатели, отражающие особенности мыслительных процессов респондентов, нами был выявлен пик по шкалам «числовые ряды» и «арифметические задачи». Высокие результаты по обоим субтестам свидетельствуют о свойственной обучающимся «математической одаренности». Если эта одаренность дополняется высокой результативностью по третьему комплексу, то, возможно, правильный выбор профессии должен быть связан с естественно-техническими науками и соответствующей практической деятельностью.

Несмотря на то, что присутствуют схожие показатели особенностей мыслительных процессов, данные показатели у девушек ниже показателей юношей. Достоверность данного результата опирается на применении t-критерия Стьюдента, асимптотическая значимость которого <0,001. Анализ показателей особенностей мыслительных процессов, позволил выделить высокий показатель по шкалам «дополнение предложений», «исключение слова», «аналогии», «обобщение» в связи. Следовательно, можно говорить о доминировании комплекса вербальных субтестов (субтесты 1-4), предполагающий общую способность оперировать словами как сигналами и символами. При высоких результатах по этому комплексу преобладает вербальный интеллект, имеется общая ориентация на общественные науки и изучение иностранных языков. Практическое мышление является вербальным.

Полученные показатели у девушек ниже таковых у юношей. Достоверность данного результата опирается на применении t-критерия Стьюдента, асимптотическая значимость которого <0,001. Проанализировав показатели особенностей мыслительных процессов, нами был выявлен пик по шкалам «пространственное выражение», «пространственное обобщение» в связи, с чем можно говорить о доминировании комплекса конструктивных субтестов (7, 8), предполагающий развитые конструктивные способности теоретического и практического плана. Достоверность данных результатов опирается на применении t-критерия Стьюдента, асимптотическая значимость которого <0,001.

Анализ полученных данных показывает, что обучающиеся 3 курса имеют более высокие показатели компонентов мыслительных процессов, а 1 и 5 курс демонстрируют схожие средние показатели. У первокурсников не зависимо от пола наблюдаются способности в области практической математики и программирования, что явно свидетельствует о свойственном им практическом мышлении, способности быстро решать формализуемые проблемы, на лицо теоретическое, индуктивное мышление, а также вычислительные способности. Имеющиеся данные позволяют сделать вывод о существовании у них слабой ориентации на совместную деятельность и деловое сотрудничество. Профессорско-преподавательскому составу, кураторам учебным групп и индивидуальным наставникам в процессе проведения воспитательной работы необходимо обращать пристальное внимание на подобные результаты исследования. У данных обучающихся могут возникнуть сложности с адаптацией к условиям обучения в образовательной организации. Необходимо всегда помнить, что качество организации и особенности воспитательной работы в высшей школе обеспечивают успешное личностно-профессиональное развитие будущих специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Валиуллина, Г.Г. Методы диагностики профессионального мышления студентов / Г.Г. Валиуллина // Психологические исследования. - 2013. - Том 6, № 27. - URL : http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n27/783-valiullina27.html (дата обращения: 01.01.2020).

2. Шатохина, Л.В. Имплицитное исследование профессионального интеллекта психолога / Л.В. Шатохина, Т.Г. Авдеева, М.М. Калашникова // Прикладная юридическая психология. - 2019. -№ 4 (49). - С. 56-62.

REFERENCES

1. Valiullina, G.G. (2013), "Methods of diagnostics of professional thinking of students", Psychological research, Vol. 6, No. 27, available at: available at: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n27/783-valiullina27.html.

2. Shatokhina, L.V., Avdeeva, T.G. and Kalashnikova, M.M. (2019), "Implicit research of professional intelligence of a psychologist", Applied legal psychology, No. 4 (49), рp. 56-62.

Контактная информация: obpsychology@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 01.04.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.