Научная статья на тему 'Особенности формирования мотивации личности обучающихся образовательных организаций'

Особенности формирования мотивации личности обучающихся образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
151
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / MOTIVATIONAL SPHERE / PSYCHOLOGY OF PERSONALITY / MOTIVATION / PROFESSION / EDUCATIONAL ACTIVITY / GENDER DIFFERENCES / LIFE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шатохина Лариса Вадимовна, Калашникова Мария Михайловна, Авдеева Татьяна Геннадьевна

В статье обоснована актуальность и необходимость изучения мотивационной сферы личности. Получены и проинтерпретированы результаты пилотажного исследования особенностей гендерных различий мотивационной сферы личности на примере обучающихся образовательных организаций высшего образования. Выявлены и обоснованы закономерности изучаемого феномена, которые необходимо учитывать профессорско-преподавательскому составу в образовательном процессе. В качестве психодиагностического инструментария авторы использовали тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО), адаптированный Д.А. Леонтьевым, методика «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерса; «Методика диагностики личности на мотивацию к успеху» Т. Элерса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шатохина Лариса Вадимовна, Калашникова Мария Михайловна, Авдеева Татьяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of formation of motivation of the personality of trainees of educational organizations

The article provides the ground for the relevance and necessity of studying the motivational sphere of an individual. The results of the pilot study of the gender differences in the motivational sphere of the individual were obtained and interpreted on the example of the students of the educational institutions of higher education. The article identifies and substantiates the laws of the phenomenon under study. They can be taken into account by the teaching staff in the educational process. As a psychodiagnostic tool the authors used the test “Meaning-life orientations” (LSS), adapted by D.A. Leontiev, the method of "Motivation to avoid failure" T. Ehlers; "Methods of diagnosis of the individual on the motivation to success" T. Ehlers.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования мотивации личности обучающихся образовательных организаций»

- в групповой отработке должен добиться совместной, одновременной сплоченной работы группы с активной дискуссией (односложного ответа одного-двух участников недостаточно).

ЛИТЕРАТУРА

1. Амплеева, В.В. Психология общения в спорте : учебно-методическое пособие / В.В. Амплеева, Д.И. Сурнин. - Тольятти : [б.и.], 2012. - 132 с.

2. Серебренникова, Н.А. Мнение ведущих тренеров Республики Татарстан в игровых видах спорта по вопросам влияния различных факторов, вызывающих проявление агрессии и эмоционального выгорания в игровых видах спорта / Н.А. Серебренникова, Р.К. Бикмухаметов // Физиологические и биохимические основы и педагогические технологии адаптации к разным по величине физическим нагрузкам : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной памяти доктора биол. наук, профессора А.С. Чинкина. - Казань, 2017. - С. 226-229.

REFERENCES

1. Ampleeva, V.V. and Sumin, D.I. (2012), Century Psychology of communication in sport: educational-methodical manual, Togliatti.

2. Serebrennikova, N.A., and Bikmuhametov R.K. (2017), "A lot of leading coaches of the Republic of Tatarstan in team sports on various issues causing the manifestation of aggression and emotional burnout in team sports", Physiological and biochemical principles and pedagogical technologies adapt to the greatest physical loads: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with the participation of the INF Committee devoted to the memory of professor A.S. Chinkin, Kazan, pp. 226-229.

Контактная информация: nikoletta_sudden@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.05.2019

УДК 159.923

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Лариса Вадимовна Шатохина, кандидат педагогических наук, начальник кафедры, Мария Михайловна Калашникова, кандидат психологических наук, заместитель начальника кафедры, Татьяна Геннадьевна Авдеева, кандидат психологический наук, старший преподаватель, Академия права и управления (Академия ФСИН России), Рязань

Аннотация

В статье обоснована актуальность и необходимость изучения мотивационной сферы личности. Получены и проинтерпретированы результаты пилотажного исследования особенностей гендерных различий мотивационной сферы личности на примере обучающихся образовательных организаций высшего образования. Выявлены и обоснованы закономерности изучаемого феномена, которые необходимо учитывать профессорско-преподавательскому составу в образовательном процессе. В качестве психодиагностического инструментария авторы использовали тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО), адаптированный Д.А. Леонтьевым, методика «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерса; «Методика диагностики личности на мотивацию к успеху» Т. Элерса.

Ключевые слова: мотивационная сфера, психология личности, мотивация, профессия, образовательная деятельность, гендерные различия, жизненные ориентации.

FEATURES OF FORMATION OF MOTIVATION OF THE PERSONALITY OF TRAINEES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Larisa Vadimovna Shatokhina, the candidate ofpedagogical sciences, head of department, Maria Mikhaylovna Kalashnikova, the candidate ofpsychological sciences, deputy head of department, Tatyana Gennadyevna Avdeeva, the candidate psychological sciences, senior

teacher, Academy of management and Law (Academy of Federal Penitentiary Service of Russia), Ryazan

Annotation

The article provides the ground for the relevance and necessity of studying the motivational sphere of an individual. The results of the pilot study of the gender differences in the motivational sphere of the individual were obtained and interpreted on the example of the students of the educational institutions of higher education. The article identifies and substantiates the laws of the phenomenon under study. They can be taken into account by the teaching staff in the educational process. As a psychodiagnostic tool the authors used the test "Meaning-life orientations" (LSS), adapted by D.A. Leontiev, the method of "Motivation to avoid failure" T. Ehlers; "Methods of diagnosis of the individual on the motivation to success" T. Ehlers.

Keywords: motivational sphere, psychology of personality, motivation, profession, educational activity, gender differences, life orientations.

Проблема особенностей формирования мотивационной сферы обучающихся представляется достаточно изученной в научном плане, однако по сей день не перестает быть актуальной в психологической науке, что обусловлено возрастающим интересом исследователей непосредственно к психологии личности в изменяющемся социуме. Мотивы, связанные с будущей профессиональной деятельностью человека, являются доминирующими и оказывают непосредственное воздействие на образовательный процесс в целом, подготовку высококвалифицированных специалистов, формирование толерантных отношений в поликультурной среде [1].

Целью нашего исследования явилось изучение мотивационной сферы личности в юношеском возрасте, которое было проведено на базе образовательных организаций высшего образования. Данный возраст был нами выбран не случайно, так как именно этот период онтогенеза характеризуется завершением физического созревания человека, бурным ростом самосознания, формированием мировоззрения и началом вступления во взрослую жизнь. В качестве респондентов были выбраны обучающиеся первых и вторых курсов. Выборка исследования составила 60 человек, из них 30 девушек и 30 юношей, имеющих полное среднее образование и среднее профессиональное образование.

На этапе подготовки к проведению пилотажного исследования нами было высказано предположение, что существуют различия в мотивационной сфере девушек и юношей. Для девушек характерна мотивация избегания неудач и удовлетворенность жизнью, а для юношей - демонстрация мотивации успеха и склонность к негативной оценке происходящих событий. Для проверки сформулированной гипотезы нами использовался следующий психодиагностический инструментарий: тест «Смысл-жизненные ориентации» (СЖО), адаптированный Д. А. Леонтьевым, методика «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерса; «Методика диагностики личности на мотивацию к успеху» Т. Элерса. Обработка полученных результатов осуществлялась с применением методов математической статистики, позволяющих обосновать выявленные закономерности в изученных феноменах.

По результатам проведения методики Д.А. Леонтьева «Смысложизненные ориентации» среди девушек и юношей, было установлено следующее. Для девушек характерны средние значения по всем факторам: «цели в жизни» (33,3), «процесс жизни» (27,8), «результативность жизни» (26,6), «локус контроля - Я» (21,6), «локус контроля - жизнь» (28,4), что свидетельствует о нормальной мотивации к построению жизненных целей и жизни в будущем. Девушки удовлетворены степенью насыщенности своей жизни разноплановыми событиями и считают ее весьма интересной. Они не проявляют желания коренным образом что-либо изменить в ней, поскольку их все устраивает и жизнь является продуктивной. Девушки склонны считать, что человек должен самостоятельно контролировать свое поведение, свободно принимать решения и воплощать личностные желания и идеи в жизнь.

Для юношей характерны средние значения по факторам: «цели в жизни» (29,7), «результативность жизни» (23,8), «локус контроля - Я» (21), «локус контроля - жизнь» (28,4),

что свидетельствует о наличии схожих смысложизненных ориентаций у юношей и девушек в юношеском возрасте. Однако, использование методики СЖО позволило выявить значимое отличие по фактору «процесс жизни» (27,4), что означает неудовлетворенность юношами своей жизнью в данный момент времени. При этом они могут придавать ей смысл в будущем. На наш взгляд это можно объяснить проявлениями индивидуально-личностных и типологических особенностей юношей.

локус контроль - жизнь локус контоль - Я результативность жизни процесс жизни цели в жизни

1 28,4 29,7

1 21,5 1 21

1 27,6

1 23,8

1 26,06

27,4

27,8

1

1 33,3

20 25

□ юноши □ девушки

30

35

Рисунок - Средние показатели по методике «Смысложизненные ориентации» у девушек и юношей

Проведение методик «Мотивация к избеганию неудач» и «Методика диагностики личности на мотивацию к успеху» Т. Элерса позволили нам констатировать факт - в основном девушки демонстрируют достаточно высокий уровень мотивации боязни неудач (18,3), то есть они склонны не верить в успех своих действий, чаще всего сосредотачиваются на возникающих трудностях. При возникновении затруднений при осуществлении той или иной деятельности заинтересованность к ней может снижается. Страх неудачи приводит к заниженной самооценке, проявлению неуверенности в себе, что, безусловно, может способствовать формированию негативных межличностных отношений в группе обучающихся [3]. Уровень мотивации успеха у девушек имеет низкий показатель (9), что характеризует их как малоинициативных, избегающих ответственных поручений, изыскивающих причины не выполнения порученных заданий, ставящих перед собой неоправданно завышенные цели, плохо оценивающих свои возможности. Чаще всего это находит проявление в повышенной тревожности личности и низкой уверенности в своих силах.

У юношей прослеживается тенденция к деятельности, направленной на достижение успеха, о чем говорит средний показатель, равный 16. Они в меньшей степени бояться сделать что-то не так, ошибиться, тем самым показывают четко выраженную решительность. Личности, ориентированные на успех, характеризуются как активные, решительные, инициативные, готовые настойчиво добиваться поставленной цели. В случае возникновения трудностей они ищут способы их незамедлительного решения. В то же время юноши демонстрируют низкий уровень мотивации боязни неудачи (средний показатель равен 16,3). Проанализировав результаты, можно констатировать, что они ставят перед собой цели и не думают о последствиях, рискуют расчетливо. Они склонны к переоценке своих неудач в свете достигнутых успехов. При осуществлении деятельности проблемного характера, а также в случае отсутствия необходимого времени результативность возрастает.

Результаты проведенного пилотажного исследования позволяют наметить дальнейшие векторы изучения рассматриваемой проблемы, что позволит конструктивно подойти к разработке психолого-коррекционной модели формирования позитивной мотивации личности, реализация которой сопряжена с уровнем психолого-педагогической культуры преподавателей [2].

ЛИТЕРАТУРА

1. Калашникова, М.М. Психологические особенности толерантности курсанта в поликультурной образовательной среде / М.М. Калашникова, Л.В. Шатохина, Т.В. Калашникова //

Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Педагогика и психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: теория, методика, практика». - СПб., 2018. - С. 149-152.

2. Шатохина, Л.В. Проблема прогностического развития педагогической культуры преподавателей в системе образовательных организаций / Л.В. Шатохина, М.М. Калашникова, Д.В. Сочивко // Человек: преступление и наказание. - 2018. - Т. 26. - № 4. - С. 495-499.

3. Шатохина, Л.В. Межличностные отношения курсантов образовательных организаций ФСИН России в психологическом измерении / Л.В. Шатохина, М.М. Калашникова // Прикладная пенитенциарная психология. - 2017. - № 2. - С. 80-85.

REFERENCES

1. Kalashnikova, M.M, Shatokhina, L.V. and Kalashnikova, T. V. "Psychological features of tolerance of the cadet in a multicultural educational environment", collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference Pedagogics and psychology in activity of staff of bodies of internal affairs: theory, technique, practice"St. Petersburg, pp. 149-152.

2. Shatokhina, L.V., Kalashnikova, M.M. and Sochivko, D.V. (2018), "The problem of prognostic development of the pedagogical culture of teachers in the system of educational organizations", Man: crime and punishment, Vol. 26, No. 4, pp.495-499.

3. Shatokhina, L.V. and Kalashnikova, M.M. (2017), "Interpersonal relations of cadets of educational organizations of the federal penitentiary service of Russia in the psychological dimension", Applied penitentiarypsychology, No. 2, pp. 80-85.

Контактная информация: obpsychology@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 06.06.2019

УДК 159.9

СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СПОРТСМЕНОВ НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ

Сулейман Нажмутдинович Шихвердиев, кандидат педагогических наук, доцент, Сослан Асланович Джалилов, кандидат педагогических наук, доцент,

Санкт-Петербургский институт (филиал) Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)

Аннотация

В результате исследования были выявлены четыре специфические стратегии социально-психологической адаптации спортсменов на заключительном этапе спортивной карьеры. Только одна из этих стратегий имеет позитивный характер (активно-социальная), которая не является распространенной. Также выявлены два негативных способа адаптации в обществе (активно-асоциальный и пассивно-асоциальный) и один - нейтральный (пассивно-просоциальный). Пассивно-просоциальная стратегия социально-психологической адаптации, характеризующаяся низкой самооценкой профессиональных способностей, профессиональной неустойчивостью, непривлекательностью профессионального будущего в новой реальности, несамостоятельностью в выборе новой профессии и слабой информированностью в отношении различных профессиональных альтернатив, а также высоким коммуникативным самоконтролем, и рядом аддиктивных форм поведения, является наиболее распространенной стратегией адаптации спортсменов на завершающем этапе их карьеры в спорте.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, стратегии, спортсмены, заключительный этап спортивной карьеры.

STRATEGIES OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF ATHLETES AT THE FINAL STAGE OF SPORTS CAREER

Suleyman Nazhmutdinovich Shikhverdiyev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Soslan Aslanovich Jalilov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg institute (branch) All-Russian State University ofjustice (RPA of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.