МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНАЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЛИЧНОСТИ АСПИРАНТОВ Е.В. Веденеева, Е.В. Забелина, Д.А. Циринг
Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и образования
Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-
педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (ГК № 16.740.11.0400)
В статье рассматриваются как проблема мотивации профессиональной деятельности молодых научно-педагогических работников, так и их мотивационно-ценностные особенности личности. Приводятся результаты эмпирического исследования особенностей мотивационно-ценностной сферы аспирантов.
Ключевые слова: мотивационно-ценностная сфера личности, научно-педагогическая деятельность, аспиранты, мотивация профессиональной деятельности.
Characteristics of motivational personality sphere and system of values in postgraduates. The
problem of motivation in professional activity and personal motivation traits are considered in the article. Findings of empirical investigation of motivational personality sphere and system of values in postgraduates as young research and educational personnel are given.
Key words: young research and educational personnel, motivational personality sphere and system of values, research and educational activity, postgraduates, professional activity motivation
Закрепление молодежи в сфере науки и образования обусловлено многими факторами, при этом важную роль играет мотивация научно-педагогической деятельности, и, далеко не в последнюю очередь, нематериальная ее составляющая.
Актуальность исследования особенностей мотивационно-ценностной сферы аспирантов обусловлена важностью обеспечения научно-педагогическими кадрами, которых отличает высокий профессионализм и деловая активность для страны, переходящей на инновационный путь развития. Обучение в аспирантуре - важная ступень специализации научно-педагогических работников и от того, насколько качественно будет происходить отбор, а также дальнейшая мотивация молодых специалистов, зависит качество кадрового обеспечения и, соответственно, развитие науки и образования в целом.
Анализ исследований проблем, касающихся научно-педагогических кадров и их мотивации, показал, что большинство исследований сосредоточено, как правило, на проблеме подготовки научно-педагогических кадров [1, 6]. В их числе выделяется ряд работ, отражающих проблемы подготовки научно-педагогических кадров в силовых структурах - в МВД (В. М. Булавин, В. М. Капищенко, Л. И. Лурье и др.) и Вооружённых Силах (И. Н. Козубцов, Л. С. Козубцова, Г. И. Семенков и др.). Ряд работ (С. С. Балабанов, З.Х.-М. Саралиева и др.) посвящены «воспроизводству» научно-педагогических кадров. За последние годы появились работы, в
которых исследуются психологические закономерности, условия, факторы профессионального становления педагога и формирование личностно-профессионального потенциала на разных этапах его деятельности (Л. Г. Чернышева, Г. С. Корытова и др.), а исследования факторов успешности педагогической деятельности преподавателя вуза (В. А. Аверин, Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова, А. А. Леженина, К. С. Романов, Э. Э. Сыманюк, О. В. Юдин и др.) можно рассматривать как актуализацию научного интереса в области оценивания профессиональной деятельности в высшей школе. Важно отметить, что несмотря на множество исследований, связанных с профессиональной педагогической деятельностью, работ по психологии научного работника, учёного, исследователя практически нет. Большинство исследований профессиональной деятельности работников высшей школы посвящены в первую очередь проблемам педагогической составляющей этой деятельности, гораздо меньше внимания уделено научно-исследовательской деятельности преподавателя вуза и еще меньше работ рассматривают обе эти составляющие в системе.
Вопросы мотивации научно-педагогических работников вуза рассматриваются в работах по экономике и управлению. Основной акцент в них делается на разработке систем стимулирования (через заработную плату) персонала вузов. Существуют лишь отдельные психологические исследования частного характера, направленные на изучение конкретных аспектов мотивации профессиональной деятельности научно-педагогических работников вуза, опирающиеся, как правило, на какую-то одну мотивационную концепцию (например, Н. Н. Богдан, Е. А. Могилевкин, 2004). Попытки разработать модель мотивационной структуры личности научно-педагогического работника (С. Ю. Трапицын, Е. Ю. Васильев, 2004 и др.) не дают комплексного, системного решения проблемы.
На сегодняшний день недостаточно изучен вопрос мотивации научно-педагогических работников вуза, особенностей структуры и содержания их мотивационно-ценностной сферы, однако практическая значимость вопроса очевидна и связана с тем, что только на основе его решения возможна разработка научно обоснованных и конструктивных процедур отбора в аспирантуру и дальнейшая мотивация молодых научно-педагогических работников в соответствии с их психологическими особенностями и возможностями.
Все вышеперечисленное обусловило необходимость исследования специфики мотивационно-ценностной сферы молодых научно-педагогических работников (аспирантов, молодых ученых) для создания психологических оснований системы нематериальной мотивации их профессиональной деятельности и закрепления молодых кадров в науке.
В данной статье представлен один из фрагментов исследования, который посвящен изучению особенностей мотивационно-ценностной сферы аспирантов.
Организация и методы исследования.
Для достижения поставленной цели была разработана программа исследования, включающая в себя диагностику ряда показателей мотивационно-ценностной сферы молодых ученых (аспирантов), обработку и интерпретацию результатов. В эмпирическом исследовании приняли
участие молодые ученые, обучающиеся в очной аспирантуре университетов города Челябинска в количестве 85 человек в возрасте от 23 до 30 лет (25 мужчин, 60 женщин).
Определяющими в исследовании являются положения о мотивации достижения успеха (А. А. Реан, Т. О. Гордеева), о структуре мотивационной сферы (Б. И. Дадонов), о смыслообразующей роли мотивов (А. Н. Леонтьев), а также концепция Ш. Шварца о мотивационной цели ценностных ориентаций и универсальности базовых человеческих ценностей. Выбранные концепции не противоречат друг другу в понимании мотивационно-ценностной сферы личности, а скорее дополняют друг друга различными видами мотивов, смыслов и ценностей. Использование данных подходов в совокупности позволяет создать целостную картину мотивационно-ценностной сферы молодых научно-педагогических сотрудников, учесть специфику и нюансы отдельных её сторон.
Для исследования особенностей мотивационно-ценностной сферы молодых научно-педагогических работников (аспирантов) были выбраны следующие методики: тест «Парные сравнения» А. Н. Ладанова для исследования доминирующих потребностей, «Мотивация успеха и боязнь неудач» А. А. Реана, «Смысложизненные ориентации» (СЖО) А. Н. Леонтьева [3,4] и методика Ш. Шварца для изучения ценностей [2].
Результаты исследования и их обсуждение.
На основе результатов исследования доминирующих потребностей у аспирантов (рисунок 1) можно сделать следующие выводы: преобладающими в данной группе являются потребность в самовыражении (23,9) и потребность в признании (23,5), что связано с задачами, которые стоят перед молодыми научно-педагогическими работниками на данном этапе карьеры. Можно предполагать, что выраженность данных потребностей является одной из особенностей структуры мотивации научно-педагогических работников. Характер научно-педагогической деятельности, реализующейся в условиях преодоления различных препятствий при написании и защите диссертации, предполагает наличие выраженной мотивации достижения и самореализации.
25 20 15 10 5 0
О
о
Материальные потребности
Потребность в безопасности
Потребность в общении
Потребность в признании
Потребность в самовыражении
Рис. 1. Среднестатистические данные по показателям выраженности мотивов у аспирантов по методике А. Н. Ладанова
Наименее выраженной является потребность в общении (16,7), что также объясняется спецификой профессиональной деятельности аспирантов: вероятно, взаимоотношения с коллегами на данном этапе научно-педагогической деятельности не являются определяющими, более важным является взаимодействие с научным руководителем и само содержание работы, которая чаще всего носит индивидуальный характер.
С помощью методики «Мотивация успеха и боязнь неудач» А. А. Реана было выявлено, что средний итоговый показатель для аспирантов составляет 14,2 балла, что в соответствии с нормами опросника свидетельствует о преобладании у них мотивации на успех. Начиная дело, аспиранты обычно уверены в успешном исходе задуманного, решительны в неопределённых ситуациях, склонны к разумному риску, активны, инициативны, готовы брать на себя ответственность, проявляют большую настойчивость при стремлении к цели, имеют адекватный уровень притязаний, переживают удовольствие и гордость при достижении результата. Потребность в достижениях стимулирует поиск аспирантами таких ситуаций, в которых они могли бы испытывать удовлетворение от достижения успеха.
По методике определения смысложизненных ориентаций А. Н. Леонтьева (СЖО) были получены результаты, представленные на рисунке 2.
40 35 30 25 20 15 10 5 0
□ Цели в жизни Процесс жизни
□ Результативность жизни
□ Локус контроля-Я
ЕЗ Локус контроля-жизнь
Рис. 2. Среднестатистические данные по показателям выраженности смысложизненных ориентаций у аспирантов по методике СЖО А. Н. Леонтьева
Для обследованных аспирантов свойственно убеждение в том, что они могут контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, о чем свидетельствует следующее значение показателя «локус контроля - жизнь» - 35,5+1,5, однако интересным является тот факт, что по шкале «локус контроля - Я» для испытуемых оказались характерны относительно низкие значения (22,7±3,8). Это может свидетельствовать о том, что в отношении самих себя аспиранты могут испытывать некоторую неуверенность в своих силах в том, что касается возможности контролировать события собственной жизни. Основной смысл своей жизни они видят как в настоящем - в насыщенности, наполненности жизни (31±2,3), так и в будущем -построении целей и перспектив (33,6±1,6).
В целом, осмысленность жизни находится на высоком уровне (150+5,4), на реализацию соответствующих целей устойчиво направлена жизнедеятельность аспирантов, что обеспечивает достаточную стеничность, жизнестойкость, энергичность.
По методике Ш. Шварца для данной группы испытуемых на уровне индивидуальных приоритетов было подсчитано среднее значение для каждого из 10 типов ценностей (рисунок 3). Средние показатели позволяют судить о соотношении значимости ценностей у обследованных аспирантов.
14 12 10 8 6 4 2 0
□ Конформность Ш Традиции
И Доброта Ш Универсализм
□ Самостоятельность Ш Стимуляция
Н Гедонизм 0 Достижения Ш Власть Ш Безопасность
Рис. 3. Среднестатистические данные по показателям выраженности ценностей у аспирантов по методике Ш. Шварца
В целом для обследованной выборки наиболее значимыми являются ценности, названные Ш. Шварцем «универсализм», «самостоятельность», а также ценность «личные достижения» (рис.3).
Таким образом, главными приоритетами в жизни молодых научно-педагогических работников - аспирантов являются понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы, самостоятельность мышления и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности, а также личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами. Стоит отметить, что в среднестатистических данных в наибольшей степени проявляются такие ценности, как «самостоятельность», «доброта» и «гедонизм» (получение удовольствий). Соответственно, для данной выборки специфичным является преобладание таких ценностей как «универсализм» и «личные достижения».
В меньшей степени обследованные аспиранты ориентированы на такие ценности, как «власть», «традиции» и «конформность», что полностью совпадает со среднестатистическими значениями. Таким образом, для аспирантов достижение контроля или доминирования над людьми и посредством авторитета, богатства, социальной власти значимо в целом в меньшей степени, так же как и принятие обычаев и идей, которые существуют в культуре (смирение, благочестие, принятие своей участи, умеренность), и следование им.
Данные, полученные с помощью таких методик, как тест «Парные сравнения» А. Н. Ладанова, «Мотивация успеха и боязнь неудач» А. А. Реана, «Смысложизненные
ориентации» А. Н. Леонтьева и методика Ш. Шварца для изучения ценностей, дают подтверждающие друг друга результаты о том, что для молодых ученых (аспирантов) характерна мотивация достижения успеха; доминирующими потребностями являются потребность в самовыражении и признании. Аспиранты испытывают некоторую неуверенность в своих силах в том, что касается возможности контролировать события собственной жизни, которая представляется в основном как позитивно окрашенное настоящее, и смысл жизни они локализуют в своем будущем, самостоятельность, творчество и личностный рост являются для них приоритетными.
Факторный анализ изученных показателей мотивационно-ценностной сферы молодых научно-педагогических работников - аспирантов позволил выделить три группы факторов, которые могут характеризовать структуру мотивационно-ценностной сферы аспирантов (таблица 1).
Таблица 1
Факторный анализ структуры мотивационно-ценностной сферы аспирантов
Показатели мотивационно-ценностной сферы Факторы
1 2 3
1. Материальные мотивы 0,578
2. Мотивы безопасности 0,634
3. Социальные мотивы -0,450
4. Мотивы признания и уважения
5. Мотивы самореализации -0,629
6. Мотив достижения 0,507
7. Цели -0,546
8. Ориентация на процесс 0,562
9. Ориентация на результат 0,567
10. Локус контроля «Я» 0,612
11. Локус контроля «Жизнь»
12. Ценность «Конформность» 0,481
13. Ценность «Традиции» 0,413
14. Ценность «Доброта» 0,475
15. Ценность «Универсализм» 0,577
16. Ценность «Самостоятельность» 0,654
17. Ценность «Стимуляция» 0,653
18. Ценность «Гедонизм» 0,522
19. Ценность «Достижения» 0,565
20. Ценность «Власть» 0,602
21. Ценность «Безопасность»
22. Доля объяснимой дисперсии, % 18,1 13,5 12,2
Первый фактор назван нами «Ориентация на достижение и самореализацию». Психологическое содержание данного фактора характеризуется ведущей ролью потребности в самостоятельности мышления и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности; потребности в разнообразии, новизне и глубоких переживаниях; высоким уровнем удовлетворенности содержанием жизни и ее результативностью; высоким уровнем осмысленности жизни и целеустремленности; высоким уровнем мотивации достижения успеха; выраженной потребностью в понимании, терпимости, в позитивном взаимодействии с окружающими; потребностью в реализации своего личностного потенциала; сниженным уровнем базовых физиологических потребностей (потребности в безопасности и материальные потребности). Для обследованных аспирантов характерна вера в свои силы и представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями. Очевидно, аспиранты с выраженной мотивационно-ценностной доминантой этого типа осознанно выбирают научно-педагогическую деятельность и стремятся к достижению успеха в ней.
Второй фактор условно обозначен как «Ориентация на статус и комфорт». Психологическое содержание данного фактора отражает составляющую мотивационно-ценностной сферы обследованных аспирантов, характеризующуюся сильным стремлением к доминированию над окружающими, к обретению определенного статуса; выраженными базовыми, физиологическими потребностями (материальные мотивы и мотивы безопасности), повышенным стремлением к проявлению социальной компетентности, получением удовольствия от жизни; снижением аффилиативной потребности, потребности в общении и принадлежности к группе единомышленников, низкой ценностью отношений. Вероятно, аспиранты с данной мотивационно-ценностной доминантой видят в научно-педагогической деятельности возможности быстро сделать карьеру, обрести определенный социальный статус, достичь комфортного жизненного уровня.
Третий фактор получил название «Ориентация на отношения». Психологическое содержание данного фактора отражает составляющую мотивационно-ценностной сферы аспирантов, проявляющуюся в выраженной ориентации на поддержание позитивных отношений с окружающими; выраженной потребности в аффилиации, понимании, терпимости в отношениях; в стремлении сдерживать действия, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям; в стремлении следовать нормам и традициям, принятым в культуре; в слабой выраженности смысложизненных ориентаций (низком уровне осмысленности и направленности собственной жизни, неудовлетворенности ее результатами, проявлениями фатализма). Вероятно, аспиранты с выраженной мотивационно-ценностной доминантой данного типа приходят к занятию научно-педагогической деятельностью неосознанно, под влиянием стереотипов,
существующих в обществе или другим «случайным» причинам. Можно предполагать, что именно данный тип мотивационно-ценностной доминанты лежит в основе неудовлетворенности аспирантов работой и связан с низким уровнем успешности их научно-педагогической деятельности.
В результате эмпирического исследования особенностей мотивационно-ценностной сферы аспирантов были сделаны следующие выводы:
1. Для обследованных аспирантов характерна мотивация достижения успеха; доминирующими потребностями у них являются потребность в самовыражении и признании. Они убеждены в том, что могут контролировать свою жизнь, которая представляется в основном как позитивно окрашенное настоящее, и смысл жизни они локализуют в своем будущем, самостоятельность, творчество и личностный рост являются для них приоритетными. Выявленные особенности мотивационно-ценностной сферы можно связать с характером профессиональной деятельности, в которую включены аспиранты, предоставляющей возможности для творчества, самореализации, самостоятельного выбора путей достижения профессиональных целей.
2. Мотивационно-ценностная сфера аспирантов характеризуется присутствием в ней трех основных факторов - устойчивых совокупностей мотивов, ценностей и личностных смыслов.
Первый фактор «Ориентация на достижение и самореализацию». Аспиранты с доминированием данного фактора верят в свои силы и имеют представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями. Скорее всего, они осознанно выбирают научно-педагогическую деятельность и стремятся к достижению успеха в ней.
Второй фактор «Ориентация на статус и комфорт». Аспиранты с преобладанием данного фактора больше стремятся к доминированию над окружающими, видят в научно-педагогической деятельности возможности быстро сделать карьеру, обрести определенный социальный статус, достичь комфортного жизненного уровня.
Третий фактор «Ориентация на отношения». Аспиранты с выраженным фактором имеют ориентацию на поддержание позитивных отношений с окружающими, высокую потребность в аффилиации. Вероятно, они приходят к занятию научно-педагогической деятельностью неосознанно. Можно предполагать, что именно данный тип мотивационно-ценностной доминанты лежит в основе неудовлетворенности аспирантов работой и связан с низким уровнем успешности их научно-педагогической деятельности.
Выявленные особенности структуры мотивационно-ценностной сферы аспирантов позволят сформулировать психологические основания для создания эффективной системы нематериальной мотивации молодых научно-педагогических работников, могут быть учтены при формулировании психологических критериев отбора в аспирантуру.
Литература:
1. Вукалович, М. Подготовка молодых педагогических кадров/ М.Вуклович // Alma mater (Вестник высшей школы). 2005. №9. С.16-19.
2. Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб: Речь. 2004. 70 с.
3. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл. 2000. 18 с.
4. Леонтьев Д.А. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций/ Д.А. Леонтьев, М.О. Калашников, О.Э. Калашникова// Психол. журн. 1993. Т.14. № 1. С.150-155.
5. Овчинников М.В. Теоретическая модель мотивационно-ценностной сферы молодых научно-педагогических работников/ М.В. Овчинников, Д.А. Циринг, С.А. Репин, Е.В. Забелина// Вестник ЮжноУральского государственного университета. Сер. «Образование. Педагогические науки». 2011. № 14 (231).
6. Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. М.: Изд-во РАГС. 1996. 183 с.