Научная статья на тему 'Сравнительный анализ учебной мотивации студентов первого и четвертого курсов'

Сравнительный анализ учебной мотивации студентов первого и четвертого курсов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
785
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / СТУДЕНЧЕСТВО / MOTIVATION / EDUCATION MOTIVATION / STUDENT BODY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мухаметова Ольга Владимировна, Мухаметов Наиль Шамильевич

В период развития и внедрения инновационных технологий во все сферы жизни человека необходимы квалифицированные, целеустремленные, конкурентоспособные молодые специалисты. Студенты это наиболее прогрессивная часть молодёжи, которая остро ощущает и чувствует все перемены, происходящие в общественной и профессиональной жизни страны. Одним из основных условий повышения качества профессиональной подготовки является учет социально-психологических факторов, в особенности ценностно-мотивационных и смыслообразующих факторов, которые во многом определяют процесс формирования личности специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE FIRST YEAR AND FOURTH-YEAR STUDENTS EDUCATION MOTIVATION

Now, with innovation technologies being developed and introduced into all the fields of human life, the young specialists should be professional, competitive and ambitious. Students are the most progressive part of the young people, aware of the changes, taking place in social and professional life of the country. One of the main conditions to improve the professional training level is taking into account social and psychological factors. These are mostly value-oriented-motivational and meaning-making factors, which predetermine the process of personality formation.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ учебной мотивации студентов первого и четвертого курсов»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО И ЧЕТВЕРТОГО КУРСОВ

Ольга Владимировна Мухаметова

Сибирская государственная геодезическая академия. 630108, г. Новосибирск, ул. Плахотного 10, кандидат биологических наук, доцент кафедры физической культуры. e-mail: volka_o@mail.ru

Наиль Шамильевич Мухаметов

Сибирская государственная геодезическая академия. 630108, г. Новосибирск, ул. Плахотного 10, преподаватель кафедры физической культуры, e-mail: busma73@mail.ru

В период развития и внедрения инновационных технологий во все сферы жизни человека необходимы квалифицированные, целеустремленные, конкурентоспособные молодые специалисты. Студенты - это наиболее прогрессивная часть молодёжи, которая остро ощущает и чувствует все перемены, происходящие в общественной и профессиональной жизни страны. Одним из основных условий повышения качества профессиональной подготовки является учет социально-психологических факторов, в особенности ценностно-мотивационных и смыслообразующих факторов, которые во многом определяют процесс формирования личности специалиста.

Ключевые слова: мотивация, учебная мотивация, студенчество.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE FIRST YEAR AND FOURTH-YEAR STUDENTS EDUCATION MOTIVATION

Olga V. Mukhametova

Ph.D., Department of Physical Eeducation, Siberian State Academy of Geodesy, 10 Plakhotnogo St., 630108, Novosibirsk, e-mail: volka_o@mail.ru

Nail Sh. Mukhametov

Teacher, Department of Physical Education, Siberian State Academy of Geodesy, 10 Plakhotnogo st., 630108, Novosibirsk, e-mail: busma73@mail.ru

Now, with innovation technologies being developed and introduced into all the fields of human life, the young specialists should be professional, competitive and ambitious. Students are the most progressive part of the young people, aware of the changes, taking place in social and professional life of the country. One of the main conditions to improve the professional training level is taking into account social and psychological factors. These are mostly value-oriented-motivational and meaning-making factors, which predetermine the process of personality formation.

Key words: motivation, education motivation, student body.

Становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений.

В настоящее время существуют множество проблем, порожденных изменениями, происходящими в образе жизни российского общества в целом и,

студенчества, как большой социальной группы, в частности. Студенчество включено в многочисленные процессы социальных и экономических изменений, происходящих в обществе.

Целью исследования было изучение изменений мотивации учебной деятельности студентов.

Для определения динамики изменения учебной мотивации современных студентов обучающихся на факультете картографии за время обучения была проведена практическая работа на базе Сибирской государственной геодезической академии. В исследовании приняли участие 60 студенток, из них: 30 студенток-картографов 1 курса, они будут составлять группу №1, 30 студенток-картографов 4 курса, они будут составлять группу №2.

Согласно поставленной цели практической части были определены методики исследования. В практической части применялись следующие методики: тест «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев), модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД), предложенная М.Ш. Магомед-Эминовым. Тест предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует. Мотивация успеха и боязнь неудачи. Опросник Реана А.А. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач (Т. Элерс). Методика диагностики структуры учебной мотивации. Цель методики -выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.

Тест «смысложизненные ориентации». У всех студенток четвертого курса оценка пройденного отрезка жизни, продуктивна и осмысленна. Половину девушек больше заботит сегодняшний день (ш Процесс 14ст), об этом говорят высокие баллы по шкале «Процесс жизни» и более низкие по остальным шкалам.

Проводя диагностику изменений мотивации достижений А. Мехрабиана мы пришли к следующим результатам что в группе четвертого курса в большей степени преобладает мотивация на успех.

Для измерения мотивации успеха и мотивации боязни неудачи мы применяли тестовый опросник МУН А.Реана. В соответствии с ним баллы 1 -7 -классифицируются как мотивация избегания неудачи; 8-13 - мотивационный полюс не выражен и 14-20 - мотивация на успех.

В группе № 1, которую составляют студентки первого курса 2 студентки боятся неудач, у 18 студенток мотивационный полюс ярко не выражен и лишь у 10 студенток первого курса определяется мотивация на успех. Возможно, девушки первого курса еще не могут принимать ответственные решения, нуждаются в одобрении своего ближнего круга (семьи и друзей).

Во второй группе студенток, девушек которые явно бояться неудач не выявлено данной методикой, у 2 девушек мотивационный полюс не ярко выражен, однако и у них ориентация на достижение успеха они набрали пограничное количество баллов , 28 девушек составили группу настроенную на успех в будущем.

Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного.

При анализе методики диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач (Т. Элерс) получили следующие результаты: по данной диагностике средние показатели четверокурсниц незначительно превышают показатели группы №1 на 3 балла. Однако, во второй группе количество девушек со среднем, умеренно высоким и высоким уровнем мотивации составило 27 студенток, а в группе № 1 только 20 девушек.

Известно, что люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.

К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.

Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху - достижению цели.

Проводя методику диагностики структуры учебной мотивации мы пришли к следующим результатам.

Девушек с низким уровнем внутренней мотивации не оказалось в обеих группах. В группе первокурсниц наибольшую группу составляют девушки со среднем уровнем мотивации - 67% студенток (набрали от 6 до 14 баллов). С высоким уровнем внутренней мотивации 33% (от 15 до 20 баллов).

На четвертом курсе студенток с высоким уровнем внутренней мотивации уже 53% (16), со средним 47%(14)студенток. Что свидетельствует о зрелости личности и повышении познавательной потребности студенток.

При обработке полученных данных наша гипотеза, что за период обучения учебная мотивация студентов возрастает к 4 курсу обучения в ВУЗе, подтвердилась, однако, разница между уровнем учебной мотивации первого курса студенток и четвертого не велика. Известно, что удовлетворенность избранной профессией выше у первокурсников и по мере обучения неуклонно снижается вплоть до пятого курса. Несмотря на то, что незадолго до окончания вуза удовлетворенность профессией оказывается наименьшей, само отношение к профессии остается положительным. Студенты-первокурсники опираются, как правило, на свои идеальные представления о будущей профессии, которые при столкновении с реалиями подвергаются болезненным изменениям. Эти представления о профессии влияют и на уровень учебной мотивации, поэтому можно предположить, что существует взаимосвязь между удовлетворенностью будущей профессией и уровнем учебной мотивации студентов.

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 1976.

2. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежной. - М., 1972.

3. Влияние мотивации на структуру целеполагания / Под ред. О. Н. Аритова -

Вестник МГУ сер.Психология № 4, 1998. С. 40-52.

4. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 1992. - 173 с.

5. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем. - М., 1986. - 392 с.

© О.В. Мухаметова, Н.Ш. Мухаметов, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.