Научная статья на тему 'Диагностика как технология социальной работы с семьей и детьми'

Диагностика как технология социальной работы с семьей и детьми Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
6953
643
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коломасова Екатерина Николаевна, Бистяйкина Динара Асымовна

В статье анализируются сущность и специфика диагностики как технологии социальной работы, рассматриваются методы социальной диагностики, использование которых целесообразно в социальной работе с семьей и детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика как технология социальной работы с семьей и детьми»

ДИАГНОСТИКА КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ И ДЕТЬМИ

Е. Н. Коломасова, Д. А. Бистяйкина

В статье анализируются сущность и специфика диагностики как технологии социальной работы, рассматриваются методы социальной диагностики, использование которых целесообразно в социальной работе с семьей и детьми.

Современные семьи, особенно семьи с детьми, сталкиваются с широким кругом социальных проблем. Для их успешного решения необходимо осуществление социальной диагностики — деятельности по выявлению самих проблем, определению их причин, возможных путей и способов решения.

Социальная диагностика взаимосвязана практически со всеми (как общими, так и частными) технологиями социальной работы, она предваряет их, позволяет выбрать технологию, адекватную конкретной ситуации, на основе поставленного социального диагноза и позволяет оценить результаты использования той или иной технологии в каждом конкретном случае. Например, в процессе коррекции девиантного поведения подростка диагностика осуществляется для выявления причин и факторов, способствующих девиантному поведению, для разработки программы коррекции с учетом выявленных индивидуальных особенностей подростка, для оценки промежуточных результатов и в целом успеха коррекции. Особая значимость профессионализма социального работника при осуществлении социальной диагностики продиктована необходимостью выбора адекватных мер социальной защиты и поддержки семьи.

По мнению Л. П. Кузнецовой, необходимость овладения навыками социальной диагностики обусловлена рядом обстоятельств:

— во-первых, субъект, будь то отдельный человек, семья, группа или организация, не всегда имеет четкие и, главное, адекватные представления о причинах возникших у него проблем. Например, опыт социальных работников, занимающихся с семьей, показывает, что зачастую члены семьи не отдают себе отчета об истинных причинах семейных проблем и конфликтов, а усматривают их в малозначительных фактах и явлениях (дети не слушают родителей, супруг слишком увлечен работой и не интересуется профессиональными успеха-

ми другого и т. п.). Процесс социальной диагностики направлен как раз на то, чтобы вскрыть реальные, истинные причины конкретного осложнения или проблемы;

— во-вторых, в ряде случаев внешнее выражение проблемы, с которой сталкивается субъект, не совпадает с ее внутренним, сущностным содержанием. Так, например, проблема, связанная с низким уровнем адаптации ребенка к новому окружению может внешне проявляться как резкое снижение успеваемости в школе, негативные проявления в поведении, замкнутость и т. п. Попытка изменить эти внешние проявления без проникновения в суть проблемы, может не только осложнить процесс ее решения, но и создать новые, более сложные и тяжелые затруднения как для самого ребенка, так и для его родителей, которые находятся в его ближайшем окружении (педагоги, друзья);

— в-третьих, в процессе социальной диагностики появляется возможность не только вскрыть определенные проблемы, затрудняющие процесс социального и личностного функционирования субъекта, но и выстроить их определенную иерархию, определив, какие проблемы для субъекта имеют первостепенное значение и почему [1, с. 14].

Таким образом, процесс социальной диагностики позволяет выявить и с определенной степенью достоверности установить те проблемы и затруднения, которые препятствуют полноценному социальному и личностному функционированию человека, группы или организации, а также основные причины возникновения, существования и обострения этих проблем. Результатом социальной диагностики является социальный диагноз, т. е. четко обозначенный и названный перечень проблем конкретного субъекта в их взаимосвязи, взаимозависимости и иерархии [4, с. 286].

Методы диагностики в социальной рабо; те с семьей и детьми, как правило, исполь-

© Е. Н. Коломасова, Д. А. Бистяйкина, 2012

120

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2012 } 1

зуются комплексно — для диагностики одной проблемы возможно и целесообразно использование нескольких методов. Результаты диагностики с помощью одного метода могут дополняться, уточняться, проверяться с помощью других методов или служить основой для их использования. Так, например, по результатам опроса (в форме анкетирования, интервью или беседы) возможно составление социального портрета или социального паспорта семьи.

Социальное портретирование и социальная паспортизация — близкие по своей сути методы социальной диагностики. Однако социальное портретирование используется преимущественно в целях научных и маркетинговых исследований (социальный портрет современной молодежи, семьи, социальный портрет потребителя социальных услуг и т. п.), а социальная паспортизация — в целях оказания социальной

I

помощи семье, населению в целом (социальный паспорт региона, района, школы, семьи, личности). В Республике Мордовия социальная паспортизация осуществляется в форме анкетирования семей и отдельных категорий граждан. Заполненная и проанализированная специалистами анкета и представляет собой социальный паспорт.

Социальный паспорт предусматривает следующие разделы: характеристика семьи по ее составу и категории (многодетные, неполные, опекунские семьи, семьи, имеющие в своем составе инвалидов, пенсионеров, одиноко проживающие граждане и др. категории), видам занимаемого жилья, источникам дохода и видам расходов, нуждаемости в социальных услугах, помощи и ряд др. разделов. Целями социальной паспортизации являются повышение эффективности управления государственной социальной политикой, создание и обеспечение функционирования сйстеМы учета различных категорий семей и отдельных граждан, выявление их потребности в социальной помощи. Итоги паспортизации являются основой всех дальнейших программ по оказанию адресной социальной помощи населению и повышения ее эффективности.

Также интегративным методом социальной диагностики (т. е. методом, применение которого требует сочетания многих других методов) является социальное картографирование. Составление социальной карты (социальное картографирование) предполагает нанесение на обычную карту (например, карту микрорайона) объектов, имеющих особое значение для той или иной

группы населения (многодетных семей, неполных семей, подростков, инвалидов, пожилых людей и т. д. в зависимости от объекта изучения). Например, для подростков это могут быть школы, клубы, кружки, расположенные на данной территории, игровые площадки, опасные места, места социальной напряженности, учреждения социальной защиты и иные места, где подросток может получить помощь и которые важны для его жизнедеятельности.

Для составления социальной карты необходимо провести анализ информации, содержащейся в предшествующих исследованиях, официальных документах, статистических данных, а также опрос той кате-

Д г"*. ? X -- — — —

рой составляется социальная карта. Анализ социальной карты способствует более эффективному взаимодействию различных учреждений и организаций (социальной защиты, образования, коммунального хозяйства и т. д.), а также может служить основой. для составления проектов, внесения предложений по совершенствованию социальной инфраструктуры микрорайона, города и т. д. То есть в данном случае рсуще-ствляется взаимосвязь таких технологий, как социальная диагностика и социальное проектирование.

В практике социальной работы с семьей и детьми целесообразно использование и метода наблюдения, прежде всего, в тех случаях, когда вербальная коммуникация по тем или иным причинам затруднена — в работе с детьми раннего возраста, во время диагностики проблем учебных коллективов в процессе их основной деятельности и т. п. Так, специалисты таких учреждений, как реабилитационный центр «Радуга» и приют «Надежда» (г. Саранск): используют наблюдение как метод диагностики в работе с детьми, которые в силу возраста или иных причин не владеют словесной речью, испытывают трудности в общении или отказываются от него. Как считает С.. Н. Щеглова, наблюдение как «...неопросный ме-

к

тод исследования Детства позволяет устранить различного рода недостатки, связанные с влиянием исследователя на данную возрастную группу» [3, с. 32].

В ряде случаев в социальной работе с семьей целесообразно применение проективных методик тестирования. Создается определенный тип проекции', согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим. Так, например, известно, что характер общения и взаимоотношений в

Серия «Социологические науки»

121

супружеской паре детерминирован эмоциональной атмосферой в родительской семье. Истоки модели общения супругов можно представить с помощью проективной методики с Семейная генограмма» (Э. Г. Эйде-миллер). Методика позволяет изобразить в виде графической схемы родственные связи в семье, представить характер взаимоотношений, неосознаваемый членами семьи.

Также в социальной работе с семьей используется биографический метод — способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографический метод, как никакой другой, позволяет воспроизвести связь семьи с внешней средой [2, с. 134]. Этот метод, основанный на изучении личности в контексте ее личной истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений с другими людьми, направлен не только на диагностику, но и на реконструкцию жизненных программ и сценари-

ев развития личности, на нереструктуриро-вание пространственно-временной организации деловой, семейной, духовной жизни в условиях конкретной природной и социальной среды.

Вышеперечисленные методы не исчерпывают всего многообразия методических способов и приемов осуществления диагностики в социальной работе с семьей. В настоящее время социальная диагностика утвердилась как одно из важных направлений в социальной работе с семьей и детьми и является ее универсальной технологией. В технологическом процессе социальной работы с семьей диагностика, как правило, предшествует другим технологиям, т. е. используется на его начальном этапе, но не ограничивается только им. Использование социальной диагностики целесообразно и на других этапах технологического процесса социальной работы для оценки происходящих изменений и результатов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кузнецова Л. П. Основные технологии социальной работы : учеб. пособие / Л. П. Кузнецова. — Владивосток : Изд-во ДВГТУ, 2002. — 92 с.

2. Современная энциклопедия социальной работы / под ред. акад. РАН В. И. Жукова. — 2-е изд., доп. и перераб. — М. : Изд-во РГСУ, 2008. — 412 с.

3. Щеглова С. Н. Как изучать детство. Социологические методы исследования современных детей и современного детства / С. Н. Щеглова. — М. : ЮНПРЕСС, 2000. — 72 с.

4. Энциклопедия социальной работы : в 3 т. / пер. с англ. — М. : Центр общечел. ценностей,

1993. - Т. 1. - 480 с.

Поступила 28.11.11.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МАЛООБЕСПЕЧЕННЫМИ СЕМЬЯМИ

МОРДОВИЯ

О. С. Кострикина

В статье рассматриваются формы, принципы и основные технологии социальной работы с малообеспеченными семьями, а также предлагаются пути совершенствования данной деятельности.

Технологии социальной работы —

это одна из отраслей социальных техноло гий, ориентированных на социальное обслу

живание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

О. С. Кострикина, 2012

122

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2012 | ^9 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.