Научная статья на тему 'Основные технологии и проблемы совершенствования социальной работы с малообеспеченными семьями в Республике Мордовия'

Основные технологии и проблемы совершенствования социальной работы с малообеспеченными семьями в Республике Мордовия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1532
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кострикина Оксана Сергеевна

В статье рассматриваются формы, принципы и основные технологии социальной работы с малообеспеченными семьями, а также предлагаются пути совершенствования данной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные технологии и проблемы совершенствования социальной работы с малообеспеченными семьями в Республике Мордовия»

супружеской паре детерминирован эмоциональной атмосферой в родительской семье. Истоки модели общения супругов можно представить с помощью проективной методики «Семейная генограмма» (Э. Г. Эйде-миллер). Методика позволяет изобразить в виде графической схемы родственные связи в семье, представить характер взаимоотношений, неосознаваемый членами семьи.

Также в социальной работе с семьей используется биографический метод — способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографический метод, как никакой другой, позволяет воспроизвести связь семьи с внешней средой [2, с. 134]. Этот метод, основанный на изучении личности в контексте ее личной истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений с другими людьми, направлен не только на диагностику, но и на реконструкцию жизненных программ и сценари-

ев развития личности, на иереструктуриро-вание пространственно-временной организации деловой, семейной, духовной жизни в условиях конкретной природной и социальной среды.

Вышеперечисленные методы не исчерпывают всего многообразия методических способов и приемов осуществления диагностики в социальной работе с семьей. В настоящее время социальная диагностика утвердилась как одно из важных направлений в социальной работе с семьей и детьми и является ее универсальной технологией. В технологическом процессе социальной работы с семьей диагностика, как правило, предшествует другим технологиям, т. е. используется на его начальном этапе, но не ограничивается только им. Использование социальной диагностики целесообразно и на других этапах технологического процесса социальной работы для оценки происходящих изменений и результатов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кузнецова Л. П. Основные технологии социальной работы : учеб. пособие / Л. П. Кузнецова. — Владивосток : Изд-во ДВГТУ, 2002. — 92 с.

2. Современная энциклопедия социальной работы / под ред. акад. РАН В. И. Жукова. — 2-е изд., доп. и перераб. — М. : Изд-во РГСУ, 2008. — 412 с.

3. Щеглова С. Н. Как изучать детство. Социологические методы исследования современных детей и современного детства / С. Н. Щеглова. — М. : ЮНПРЕСС, 2000. — 72 с.

4. Энциклопедия социальной работы : в 3 т. / пер. с англ. — М. : Центр обще чел. ценностей,

1993. - Т. 1. - 480 с. Поступила 28.11.11.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МАЛООБЕСПЕЧЕННЫМИ СЕМЬЯМИ

МОРДОВИЯ

О. С. Кострикина

В статье рассматриваются формы, принципы и основные технологии социальной работы с малообеспеченными семьями, а также предлагаются пути совершенствования данной деятельности.

Технологии социальной работы —

это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслу-

живание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

© О. С. Кострикина, 2012

122

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2012 | № 1

Специалистами в области социальных технологий выработаны следующие необходимые условия технологизации практической деятельности в социальной сфере:

— объект воздействия должен обладать определенной степенью сложности, т. е. иметь признаки социальной системы;

— должны быть выделены элементы системы объекта социального воздействия, особенности его строения (структура) и функционирования;

— возможность воспроизводства формализации реально происходящих процессов и представления их в виде определенных операций, процедур, показателей;

— возможность воспроизводства и повторяемость операций, процедур или показателей в новых условиях [5, с. 8].

Социальные технологии, вероятно, единственный тип технологического процесса, построенный не на отношениях объекта и субъекта, а в значительной степени на субъект-субъектных отношениях. Без согласия клиента социальной работы, без содействия индивида, семьи, группы, которым оказывается профессиональная помощь, невозможно преобразование тех обстоятельств, которые послужили причиной применения социальных технологий. В связи с этим можно сказать, что каждый сознательный индивид является социальным технологом для себя и своих близких; он участвует в осуществлении социальных технологий различных уровней, содействуя в проводящихся преобразованиях или уклоняясь от них, разделяя цели и средства деятельности органов социального управления или противопоставляя им какие-то иные, отличные цели и средства [5, с. 12].

Можно кратко сформулировать, что в социальной работе с малообеспеченными семьями выделяются три группы задач: по реабилитации, по поддержанию социального функционирования и по развитию. Поддержание социального функционирования может обеспечиваться социально-психологической реабилитацией и поддержкой в трудной жизненной ситуации, мероприятиями по переподготовке или переобучению нужным профессиям, консультациями или иной правовой помощью для защиты прав граждан [1, с. 16].

Задачи социального развития могут обеспечиваться деятельностью по поддержанию групп самопомощи и взаимопомощи, ассоциаций защиты социальных и иных прав. Все эти задачи, как правило, выполняются социальными работниками совместно с сотрудниками различных сфер соци-

ального комплекса — правоохранительными органами, службами занятости, медицинскими и образовательными учреждениями и т. п.

Выделяют следующие формы социальной работы с малообеспеченными семьями:

1. Экстренная социальная помощь — это разовое, единичное содействие индивиду или семье, испытывающим трудности, ! путем выдачи денег, продуктов или вещей. !

2. Адресная социальная помощь оказывается малообеспеченным слоям населения и также предусматривает выдачу денег, продуктов и вещей, но может предоставляться неоднократно, даже регулярно. Этот вид помощи могут получить различные категории населения, в первую очередь представители социально неблагополучных семей.

Основные виды и формы адресной социальной помощи устанавливаются на региональном уровне с учетом имущественного и социального положения и фактора нужда- | емости граждан и включают:

— денежную помощь: единовременные 1 пособия, пособия для оплаты транспортных услуг, оказание помощи при экстремальных ситуациях, повлекших крупные единовременные расходы (пожар, наводнение, покупка жилья и др.); помощь в оплате жилья и коммунальных услуг;

— дотацию на оплату питания и лечения, льготные ссуды и кредиты;

— натуральное обеспечение: предоставление предметов первой необходимости (продуктов питания, обуви, одежды и пр.); осуществление ремонта квартир, автотранспорта; выделение лекарственных препаратов, обеспечение бесплатного питания, предоставление топлива;

— гуманитарную помощь;

— услуги и льготы: направление в реабилитационные центры, центры социально-психологической помощи, дома-интернаты; устройство в пансионаты для престарелых, организацию надомного социально-бытового обслуживания на платной и бесплатной основе, прикрепление к магазинам по про-даже продуктов питания и предметов пер-вой необходимости по социально низким \ ценам, предоставление льгот по оплате коммунально-бытовых услуг, организацию бесплатного ночного проживания бездомных граждан, обеспечение кратковремен- 1 ного ухода за больными и одинокими людьми; организацию помощи семьям с «лежачими» больными, создание специальных аптек или отделов в аспектах для малообеспеченных граждан [4, с. 18].

Серия «Социологические науки»

123

Также возможно предоставление других видов помощи (правовой, психологической , информационной, профориентаци-онной и т. д.), в которых остро нуждаются малообеспеченные семьи.

Адресная социальная помощь предоставляется в соответствии с установленными критериями малообеспеченности на основе социального мониторинга. Критерии адресной социальной помощи базируются на социальных нормативах, включающих показатели уровня потребления важнейших благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности человека.

Названная форма социальной работы, несомненно, является одной из тех, где достижения видны в большей степени. Однако адресная социальная помощь не может полностью заменить собой систему социальной работы [2, с. 24].

Важнейшим принципом социальной защиты является адресность социальных программ (выплат). Адресность предполагает правильную идентификацию нуждающихся, что может достигаться разными путями.

Во-первых, оценкой материального положения отдельных лиц или семей. Заметим, что в западной литературе и нормативных документах по социальной политике понятие «материальное положение» практически не используется, обычно речь идет об оценке «уровня доходов» или «уровня потребления». Для нас предпочтительнее термин «материальное положение», поскольку он: а) устоявшийся и привычный для населения; 6) позволяет учитывать не только денежные доходы, но и натуральные поступления; в) оценивать общее благосостояние в семье, ведущей единый бюджет. Под материальным положением имеются в виду: 1) денежные доходы; 2) натуральное поступление от сада, огорода и т. д.; 3) необходимая помощь других членов семьи, родственников, если это им по силам.

Второй путь адресности основан на определенных показателях, статистически связанных с нуждаемостью. Третий путь — создание механизма самоадресования на основе самозаявительной процедуры. Этот путь, хотя и требует большой работы органов социальной защиты, представляется в сложившихся условиях наиболее оптимальным .

Малообеспеченным семьям в РМ оказывается комплексная социальная помощь и поддержка. Хотя в этой сфере существует немало проблем, как правило, материально-финансового плана. Для улучшения соци-

124

ально-экономического положения малообеспеченных семей можно выдвинуть следующие предложения:

1. Совершенствование нормативно-правовой базы для малообеспеченных семей с целью обязать работодателей выдавать многодетным малообеспеченным семьям заработанную плату и пособия без задержек; с учетом растущей инфляции ежегодно индексировать разного рода пособия; предоставлять многодетным семьям скидки на приобретение лекарств; ввести льготные цены на приобретение учебников и других школьных и письменных принадлежностей.

2. Обеспечить ежегодное бесплатное медицинское обследование детей из многодетных и малообеспеченных семей.

3. Организовать бесплатные занятия в спортивных секциях и кружках.

4. Администрациям районов снабжать необходимыми продуктами питания многодетные и малообеспеченные семьи в специализированных магазинах по сниженным ценам.

5. Центру занятости населения направлять на вакантные должности в первую очередь безработных членов малообеспеченных семей.

В 8 районах Республики Мордовия функционируют круглосуточно отделения дневного пребывания для детей на базе центров социального обслуживания населения [3, с. 24]. Отделение дневного пребывания для детей предназначается для реализации Индивидуальной программы медико-социальной, психолого-социальной, социально-педагогической реабилитации, отдыха и досуга несовершеннолетних ежедневно по рабочим дням в дневное время в условиях Центра, в период установленной реабилитационной программой. Дети и подростки, обучающиеся в общеобразовательных школах, посещают дневное отделение в свободное от учебы время в течение необходимого для их реабилитации периода и в соответствии с индивидуальными программами. В отделении имеются помещения для питания, для учебных занятий, сна, досуга, игротера-пии, трудотерапии и другие помещения, необходимые для проведения реабилитационных мероприятий. В период пребывания в отделении воспитанники обеспечиваются продуктами и медикаментами по нормам, установленным для специализированных учреждений. Количество детей в реабилитационной группе устанавливается от 5 до 10 человек, в отделении образуются 3 реабилитационные группы. Отделение в основ-

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2012 | 1

ном посещают дети из неблагополучных кризисных семей, малообеспеченных многодетных и неполных семей.

Финансовая поддержка семей с детьми осуществляется не только за счет средств государственного бюджета. Остро нуждающимся малообеспеченным семьям, а также другим категориям семей оказывается адресная единовременная помощь заявительного характера. При этом обязательно учитывается очередность подачи заявления, а также экстренность ситуации, в которой оказалась семья.

На наш взгляд, технологии социальной работы с данной категорией населения не

достаточно разработаны и в настоящее время существует большая потребность в их совершенствовании, к тому же в Республике Мордовия существуют определенные проблемы по использованию дифференцированного подхода в социальной работе с малообеспеченными семьями, так как зачастую помощь получают семьи, которые по документам считаются малообеспеченными, а фактически их доход превышает размер прожиточного минимума в десятки раз, а те, кто реально в этом нуждаются, — не получают помощи по причине недостаточной информированности или из-за бюрократических преград.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

л

1. Байгереев С. А. Бедность и политика адресной социальной помощи малоимущим семьям /

С. А. Байгереев- - М. : ИНФРА-М, 1999. - 197 с.

2. Нестерова Г. Ф. Технология и методика социальной работы / Г. Ф. Нестерова, И. В. Ас-тэр. — СПб. : Имена, 2006. — 168 с.

3. Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы : учеб. пособие / П. Д. Пав-ленок. — 8-е изд., испр. и доп. — М. : Дашков и К°, 2008. — 568 с.

4. Технологии социальной работы : учебник / под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. — М. ИНФРА-М, 2006. - 400 с.

5. Технология социальной работы : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. И. Г. Зайнышева. — М. : ВЛАДОС, 2002. — 240 с.

Поступила 28.11.11.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ,

ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Е. А. Кот лова

Наличие разных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждает необходимость новых подходов и организации деятельности органов опеки и попечительства, позволяющих создавать уполномоченные организации, главными задачами которых будут раннее выявление детского неблагополучия, организация социальной защиты детей в их кровных семьях, а также социальная работа как с детьми, так и с их семьями, подбор и подготовка семей, желающих стать приемными родителями, воспитателями, опекунами или усыновителями.

В современном обществе особенно остро встала проблема социальной адаптации и успешной интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На первых этапах самостоятельно-

сти все дети нуждаются в социальной помощи. Обычно ее оказывает семья. Ребенок же, не имеющий родителей (в настоящее время это в основном жертвы социального сиротства: их родители вполне здоровы пси-

Ссрия «Социологические науки»

© Е. А. Котлова, 2012

А <

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.