Научная статья на тему 'Диагностика интернет-зависимости у подростков'

Диагностика интернет-зависимости у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2007
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / INTERNET ADDICTION / ГЭМБЛИНГ / GAMBLING / АДДИКТОЛОГИЯ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / DEVIANT BEHAVIOR PERSONALITY / ГЕЙМЕР / GAMER / ДЕВИАЦИЯ / DEVIATION / СТИГМАТИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / STIGMA PERSONALITY / ADDIKTOLOGIYA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Костюхин C. А.

В статье рассматривается проблематика отклоняющегося поведения в современном обществе. Автор разбирает понятие интернет-зависимости как болезни и возможные ее вариации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of Internet addiction in adolescents

The problem of deviant behavior in modern societyis viewed in the article.The author analyze the concept of Internet addiction as a disease and its possible variations.

Текст научной работы на тему «Диагностика интернет-зависимости у подростков»

УДК 159.972

ДИАГНОСТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ

CА. Костюхин,

Московский университет государственного управления E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается проблематика отклоняющегося поведения в современном обществе. Автор разбирает понятие интернет-зависимости как болезни и возможные ее вариации.

Ключевые слова: интернет-зависимость, гэмблинг, аддиктология, отклоняющееся поведение личности, геймер, девиация, стигматизация личности.

Abstract. The problem of deviant behavior in modern societyis viewed in the article.The author analyze the concept of Internet addiction as a disease and its possible variations.

Keywords: internet addiction, gambling, addiktologiya, deviant behavior personality, gamer, deviation, stigma personality.

В современном хайтек-сообществе появилось немало соблазнов. Благодаря интернету мы можем получить любую интересующую нас информацию, т. к. в Сети можно найти все, что накопило человечество за всю свою историю. Есть специальные порталы, существующие в виде «свободных» энциклопедий, где любой желающий может выложить информацию по тому предмету, в котором он хорошо разбирается. Интернет дал толчок к развитию новых технологий - таких, как, например, GPS. Всемирная паутина дает возможность «побывать» в любом уголке мира которые человек не может посетить в связи с какими-либо обстоятельствами. Возможности интернета возрастают с каждым днем, все больше людей пользуются компьютерами для игры и работы, все больше и больше людей по всему земному шару становятся посетителями всемирной паутины. Еще один способ проводить время в интернете - это просмотр видеофайлов в видеохостинге «youtube.com», где собран видеоматериал самого разного характера со всего света.

Но это только одна из сторон, есть и оборотная сторона медали. Компьютерная индустрия создает разнообразные компьютерные игры, наращивает темпы в производстве новых высокотехнологичных про-

дуктов, где графика фото реалистична, а мир очень похож на реальный. Одно из последних направлений - это онлайн-игры, в которых молодые люди не только проводят часы, сутки, недели и месяцы, но и тратят в онлайн-мире реальные деньги.

Увлечение компьютерными играми называется геймерством, а игроки, соответственно, геймерами. Геймеры со всего мира играют в одном виртуальном пространстве, сражаясь между собой за виртуальные очки, теряя связь с реальным миром.

Также существуют социальные сети, в которых люди проводят много времени, общаясь между собой, но при этом, не видя собеседника в живую. Такое общение дает возможностей, но и таит в себе большое количество опасностей. Благодаря интернету теперь можно общаться с людьми, находящимися на другом конце света, в режиме реального времени. Но виртуальный собеседник может оказаться совсем не тем, за кого себя выдает. Каждый в Сети может выдать себя за кого угодно, может спрятаться за придуманную маску, не боясь разоблачения. Фактором, толкающим людей на пользование интернетом для общения, является анонимность. Анонимность может помочь при знакомствах, т. к. человек, общающийся в Сети, не видит лица, мимики и жестов своего собеседника, что, в свою очередь, сильно упрощает процесс знакомства.

Интернет и игровую зависимость можно отнести к такой зависимости, как например алкогольная или наркотическая. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), интернет-зависимость считается болезнью за номером F63.0. Количество людей, подверженных этой зависимости, все время возрастает, особенно быстрый рост интернет-зависимых наблюдается среди подростков.

Существуют такие виды компьютерных зависимостей, как зависимость от работы на компьютере, зависимость от социальных сетей и гэмблинг - патологическое стремление индивида к азартным играм. Основное внимание уделяется изучению игровой компьютерной зависимости. По статистике 28% [1] интернет-аддиктов от общего числа зависимых составляют люди, которые играют в многопользовательские игры.

Аддиктология - наука о химических и нехимических зависимостях, изучающая механизмы их формирования, развития, диагностики, профилактики, лечения и реабилитации [5]. Зависимое поведение все специалисты относят к разряду отклоняющегося поведения, или девиации.

Известно, что в специальной литературе термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяется синонимом - девиантное поведение (от лат. ёе^айо - отклонение). Далее мы будем использовать оба термина - «отклоняющееся» и «девиантное» - в качестве взаимозаменяемых, отдавая предпочтение первому, как более ясному и привычному.

Очевидная сложность определения изучаемого понятия обусловлена прежде всего его междисциплинарным характером. В настоящее время термин «отклоняющееся поведение» используется в двух основных значениях. В значении «поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам» [4]. Девиантное поведение выступает предметом психологии, педагогики и психиатрии. В значении «социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям» [2] оно является предметом социологии, права, социальной психологии.

Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Иначе говоря, это действия, не соответствующие существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам. Определяя девиантное поведение как поведение, отклоняющееся от норм, следует помнить, что социальные нормы изменяются. Это, в свою очередь, придает отклоняющемуся поведению исторически преходящий характер. В качестве примера можно привести различное, в зависимости от эпохи и страны, отношение к курению. Следовательно, девиантное поведение - это нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм.

Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания. Прежде всего санкции выполняют функцию предотвращения нежелательного поведения. Но, с другой стороны, они могут приводить к такому негативному явлению, как стигматизация личности - навешивание на нее ярлыка. Например, хорошо известны трудности реадаптации человека, отбывшего срок наказания и вернувшегося в «нормальную» жизнь.

Попытки человека начать новую жизнь зачастую разбиваются о недоверие и отвержение окружающих людей. Постепенно ярлык девиан-

та (наркоман, преступник, самоубийца и т.п.) формирует девиантную идентичность (самоощущение). Таким образом, дурная репутация усиливает опасную изоляцию, препятствует позитивным переменам и вызывает рецидивы девиантного поведения.

Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Это может быть дестабилизация существующего порядка, причинение морального и материального ущерба, физическое насилие и причинение боли, ухудшение здоровья. В крайних своих проявлениях девиантное поведение представляет непосредственную угрозу для жизни, например, суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление «тяжелых» наркотиков. Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим человеком или окружающими людьми.

Данный признак означает, что отклоняющееся поведение в зависимости от формы является разрушительным - деструктивным или ау-тодеструктивным. Не удовлетворяют данному признаку и не являются отклоняющимся поведением такие близкие социальные явления, как радикализм, креативность и маргинальность. Несмотря на то, что они также отклоняются от общепринятых норм, вызывая раздражение консервативно настроенной части населения, эти феномены скорее полезны для общества, чем опасны. Так, радикально настроенные личности нацелены на коренные преобразования в обществе, что стимулирует прогрессивные изменения в нем. Креаторы, отличаясь нестандартностью, выступают исследователями и первооткрывателями. Маргиналы противопоставляют себя большинству, расширяя границы социальных норм. Перечисленные феномены могут сочетаться. Например, поведение подростков нередко отражает все три тенденции. Подросток, экспериментирующий с пирсингом, татуировкой или даже шрамированием, не может быть однозначно отнесен к группе девиантов. Но тот же подросток, употребляющий героин, демонстрирует явно отклоняющееся поведение с высоким риском для жизни. Таким образом, отклоняющееся поведение деструктивно по своей сути.

Рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное). Так, если ребенок семи лет один раз взял без спросу небольшую сумму денег у родителей на сладости, без последующих эксцессов, определение данного поведения как отклоняющегося будет недостаточно корректным.

Напротив, систематическое осознанное воровство денег подростком будет являться одной из форм отклоняющегося поведения. Другой распространенный пример: эпизодическое употребление спиртного в ряде случаев признается вполне допустимым или даже полезным.

Данное правило имеет исключения. Например, даже однократная суицидальная попытка представляет серьезную опасность и может расцениваться как отклоняющееся поведение личности.

Для того чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности. При этом поведение не должно быть следствием нестандартной ситуации (например, поведение в рамках посттравматического синдрома), следствием кризисной ситуации (например, реакция горя в случае смерти близкого человека в течение первых месяцев) или следствием самообороны (например, при наличии реальной угрозы для жизни).

Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы. Оно не должно отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с последними. В случае психического расстройства имеет место патологическое поведение психически больного человека. Патологическое поведение отклоняется от медицинских норм, требует первостепенного медицинского вмешательства и изучается психиатрией как, например, девиантное поведение психически больных. Патологическое поведение подразумевает, что под воздействием болезненного состояния способность личности осознавать и контролировать свои действия существенно снижается или вовсе перестает быть подконтрольным.

В то же время, при определенных условиях, отклоняющееся поведение может переходить в патологическое. Например, зависимое поведение может перерасти в системное заболевание - алкоголизм, наркоманию. Таким образом, личность с отклоняющимся поведением может занимать любое место на психопатологической оси «здоровье - пред-болезнь - болезнь».

Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации. Данное поведение совсем не обязательно приводит к болезни или смерти, но закономерно вызывает или усиливает состояние социальной дезадаптации. Состояние дезадаптации, в свою очередь, может быть самостоятельной причиной отклоняющегося поведения личности.

В качестве последнего признака отклоняющегося поведения можно отметить его выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие. Отклоняющееся поведение прежде всего отражает внешнее бытие личности в социуме. Оно может быть чрезвычайно разнообразным «изнутри». Одни и те же виды девиантного поведения по-разному проявляются у различных людей в разном возрасте.

Индивидуальные различия людей затрагивают мотивы поведения, формы проявления, динамику, частоту и степень выраженности. Например, форма девиации и степень ее выраженности являются наиболее очевидными характеристиками отклоняющегося поведения личности. Они могут варьировать от вполне безобидных проявлений до тотального нарушения жизнедеятельности личности.

Другая важная индивидуальная особенность касается того, как человек переживает отклоняющееся поведение - как нежелательное для себя, как временно удовлетворяющее или как обычное и привлекательное. Отношение личности к отклоняющемуся поведению (личностная позиция) во многом определяет его судьбу.

Следует заметить, что термин «отклоняющееся поведение» может применяться к детям не младше 5 лет, а в строгом смысле - после 9 лет. Ранее 5 лет необходимые представления о социальных нормах в сознании ребенка просто отсутствуют, а самоконтроль осуществляется с помощью взрослых. Только к 9-10 годам можно говорить о наличии у ребенка способности самостоятельно следовать социальным нормам. Если же поведение ребенка младше 5 лет существенно отклоняется от возрастной нормы, то его целесообразно рассматривать как одно из проявлений незрелости, невротических реакций или нарушений психического развития.

Исходя из всего сказанного выше, можно дать следующее определение отклоняющегося (девиантного) поведения - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

В последние пятнадцать-двадцать лет существенно увеличилось количество различных девиаций, к которым можно отнести ненормальные поведенческие стереотипы наркотического, сексуального, религиозного или фанатичного поведения, выходящие за рамки психологически и социально объяснимой склонности к азартным играм, патологическую страсть к воровству, интернет-зависимость, расстройства приема пищи

и пр. Оценить в цифрах реальную распространенность перечисленных поведенческих расстройств и девиаций не представляется возможным, т. к. у специалистов отсутствуют знания и навыки их диагностики, а также теоретические обоснования терапии и коррекции. Кроме того, нередко пациенты с подобными проблемами оказываются вне поля зрения психиатрии и психологии. В связи с такой печальной тенденцией появления различных девиаций, возникла необходимость создания новой области знаний, такой как аддиктология.

К сфере ее основных интересов относится проблематика зависимых (аддиктивных) форм поведения как психологического, так и психопатологического уровня. Аддиктология является мультидисциплинарной наукой, системно и комплексно изучающей все формы и типы аддик-тивного поведения, его механизмы, профилактику, терапию и реабилитацию пациентов/клиентов.

Данные поведенческие расстройства диагностируются при наличии нескольких характерных симптомов, которые при этом должны сохраняться не менее 6 месяцев. Например, к расстройствам поведения относится повторяющееся и стойкое поведение, включающее следующие симптомы [7]:

1. Больной проявляет для своего возраста необычно частые или тяжелые вспышки гнева.

2. Часто спорит со взрослыми.

3. Часто активно отказывается выполнять требования взрослых или нарушает их правила.

4. Намеренно делает вещи, которые досаждают другим людям.

5. Часто обвиняет других в своих ошибках или поведении.

6. Часто обидчив или ему легко досадить.

7. Часто сердится или негодует.

8. Часто злобен или мстителен.

9. Часто обманывает или нарушает обещания с целью получения выгоды или уклонения от обязательств.

10. Часто затевает драки (сюда не относятся драки с братьями и сестрами).

11. Использует оружие, которое способно причинить серьезный физический вред другим людям (например, клюшку, кирпич, разбитую бутылку, нож, огнестрельное оружие).

12. Несмотря на запреты родителей, часто затемно остается на улице (если начало отклонений - в возрасте до 13 лет).

13. Проявляет физическую жестокость по отношению к другим людям (например, связывает жертву, наносит ей порезы, ожоги).

14. Проявляет физическую жестокость по отношению к животным.

15. Преднамеренно разрушает чужую собственность.

16. Преднамеренно разводит огонь с риском или намерением причинить серьезный ущерб.

17. Крадет ценные вещи из дома или других мест.

18. Часто прогуливает школу.

19. Убегает из дома, по меньшей мере, дважды или один раз, но больше чем на одну ночь (кроме случаев уклонения от насилия).

20. Совершает преступления на виду у жертвы (включая выхватывание кошельков, вырывание сумок).

21. Принуждает другого человека к половой деятельности.

22.Часто проявляет задиристое поведение (преднамеренное причинение боли, унижение, мучение).

23. Проникает в чужие дома и автомобили.

Для констатации симптомов 11, 13, 15, 16, 20, 21, 23 требуется хотя бы однократное их возникновение. Расстройство поведения диагностируется только в том случае, если оно не отвечает критериям других расстройств, таких, как диссоциальное расстройство личности, шизофрения, маниакальный эпизод, гиперкинетическое расстройство, депрессивный эпизод, эмоциональное расстройство.

Интернет-зависимость - психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от интернета [9].

Выделяют основные пять типов интернет-зависимости:

1. Навязчивый веб-серфинг - бесконечные путешествия по всемирной паутине, поиск информации.

2. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам - большие объемы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, социальных сетях, избыточность знакомых и друзей в Сети.

3. Игровая зависимость - навязчивое увлечение компьютерными играми в Сети.

4. Навязчивая финансовая потребность - игра в Сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.

5. Киберсексуальная зависимость - навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.

Статистика так распределяет сетевые услуги по частоте интернет-зависимости:

1. Чаты - 37 %.

2. Многопользовательские игры - 28 %.

3. Телеконференции в Сети - 15 %.

4. Электронная почта - 13 %.

5. Сайты всемирной паутины - 7 %.

6. Иные сетевые протоколы (ftp, gopher, Википедия и пр.) - 2 %.

Эта патология проявляется как простое блуждание в Сети, так и

посещение различных форумов или RPG-серверов. В каком бы из обличий не проявлялась зависимость, она губительна. Молодой человек перестает обращать внимание на окружающий мир, все больше уходит в виртуальную реальность.

Впервые расстройство было описано в 1995 г. Иваном Голдбергом. Несмотря на то, что в цели Голдберга не входило включение этого расстройства в официальные психиатрические стандарты, предложенная им формулировка базируется на описании расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами [11]. Голдберг выделил следующие основные характеристика Интернет-зависимости:

■ использование интернета вызывает болезненное негативное стрессовое состояние или дистресс;

■ использование интернета причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, экономическому или социальному статусу.

Также этим вопросом занималась Кимберли Янг. В 1994 году она разработала и поместила на веб-сайт специальный опросник, определяющий интернет-аддикцию и вскоре получила почти 500 ответов, авторы 400 из которых были признаны, согласно выбранному критерию, интернет-зависимыми людьми. Оказалось, что распространенность этого расстройства сходна с распространенностью патологической азартности и составляет от 1 до 5 % пользователей интернета.

Стоит отметить, что тесты на интернет-аддикцию должны подбираться к каждому лицу индивидуально, это будет способствовать более точным результатам.

Четыре симптома интернет-аддикции, которые приводит Янг:

1. Навязчивое желание проверить е-mail.

2. Постоянное ожидание следующего выхода в интернет.

3. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в интернете.

4. Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на интернет.

Предрасположенность к интернет-зависимости проявляется у тех, у кого есть определенный фон, т.е. некие личностные особенности, способствующие формированию собственно аддиктивно зависимой личности, либо аддиктивной реализации с помощью интернета у уже сформировавшегося аддикта.

За интернет-зависимостью нередко скрываются другие, намного более опасные психологические отклонения или же трудности в жизни (например: депрессия, трудности в общении и т.д.), от которых человек пытается «убежать» или «спрятаться» в Сети.

Во всем цивилизованном мире уже создаются интернет-сайты, куда можно обратиться за помощью, группы взаимопомощи, созданные по типу «анонимных алкоголиков» и даже клиники по излечению от этого «недуга» [6].

Еще одной из разновидностей интернет-зависимости можно считать длительное общение - «зависание» в социальных сетях, что может приводить к изменению образа жизни, возникновению заболеваний, потере настоящих «живых» друзей.

Общение в основном через интернет приводит к тому, что люди все чаще прячутся за интернет-псевдонимом, «ником», выдавая себя за кого-то другого, признаются в любви «виртуально», не видя человека. Ведь это так просто - сидеть на другом конце провода не боясь последствий, благодаря полной анонимности, представлять себя этаким супергероем... Это позволяет скрывать настоящие переживания, жить в измененной реальности. Многие интернет-зависимые люди боятся общества, не умеют с ним контактировать. Все большее развитие приобретает так называемый «киберсекс» - зависимость от просмотра порносайтов, что часто вызывает отказ от реальных партнеров. Обычно такого рода зависимость возникает у психологически слабых, замкнутых, имеющих много комплексов людей. Эти люди не справляются с реальностью, бегут от действительности, уходя, таким образом, в виртуальную реальность [8].

Исследователи отмечают, что большая часть интернет-зависимых (91%) пользуется сервисами интернета, связанными с общением. Другую часть зависимых привлекают информационные сервисы Сети [3].

Человеку необходимо чувство того, что он не одинок, что он нужен в этом мире хоть кому-нибудь. Если он одинок, он постепенно сходит

с ума, поэтому в тюрьме считается одним из самых строгих наказаний одиночная камера. Некоторым из нас тяжело общаться в этом мире, таких людей называют некоммуникабельными. Но если им тяжело искать себе собеседников по интересам среди «живых» индивидов, то они обращаются к интернету. Ведь там все просто - ты не отвечаешь за свои поступки, слова, а если и натворил что-то, то можно с легкостью поменять свой «ник». Ты можешь представиться, кем угодно, указать любой пол и возраст. Это своеобразное бегство из настоящего мира. Также через чаты можно добиться новых ощущений. Например, виртуальная смена пола, и это не обязательно связано с гомосексуализмом или трансвестизмом, зачастую этим занимаются подростки, которые не разобрались в себе. В таких людях живет частичка от противоположного пола, и таким образом она самореализуется. Но это все говорит о не полной реализации своего «Я» в настоящем мире, и поэтому возникает желание создать виртуальную личность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1996.

2. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков: Пособие для психологов, педагогов, психосоциальных и социальных работников / Под ред. С. А. Беличевой. - М., 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. - М., 2004.

4. Змановска Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2003.

5. Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В. Д. Менделеви-ча. - СПб., 2007.

6. «Радар», радиостанция «Маяк».

7. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб., 1999.

8. URL: http://www.psychology.ru/internet/ecology/04.htm

9. URL: http://www.wikipedia.org/wiki/Интернет-зависимость

10. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/MMOG

11. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Психоактивные вещества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.