Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СТАНДАРТ / ПРОЕКТ / МОТИВАЦИЯ / ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Знаменский Е.О.

Внедрение федерального государственного образовательного стандарта потребовало пересмотреть основные подходы в процессе обучения. Проектную деятельность следует организовывать с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Диагностика определения мотивационного типа личности позволяет облегчить работу над индивидуальным учебным проектом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Список использованной литературы:

1. Бабенкова Р.Д. О подходе к физическому воспитанию учащихся вспомогательной школы // Дефектология. - 1980. - № 5. - С. 89 - 91.

2. Гербцова Г. И. Азбука здоровья. Программа специальной (коррекционной) школы по лечебной физкультуре для детей с нарушением интеллекта. I - IV классы. СПб. : Образование, 1994. 44 с.

3. Денисова Е.Н. Педагогические условия формирования заинтересованного отношения к собственному здоровью обучающихся с умственной отсталостью // Международный научный журнал «Символ науки». 2017. № 05.

4. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. М.: Норма, 2002. 176 с.

© Денисова Е.Н., Коробков Д.А., 2020

УДК 37

Е. О. Знаменский

Учитель истории и обществознания МОУ «Магнитогорский городской многопрофильный лицей при МГТУ им. Г.И.Носова»,

г. Магнитогорск

ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Внедрение федерального государственного образовательного стандарта потребовало пересмотреть основные подходы в процессе обучения. Проектную деятельность следует организовывать с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Диагностика определения мотивационного типа личности позволяет облегчить работу над индивидуальным учебным проектом.

Ключевые слова Стандарт, проект, мотивация, диагностика

Одно из основных направлений современной системы отечественного образования заключается в переходе от авторитарной модели к гуманистической. Долгое время роль ученика в образовательном процессе носила пассивный характер, а учитель выступал единоличным источником знаний. Такой подход в образовательной среде не позволял ученику проявить самостоятельность и инициативность, выступить в активной роли организатора познавательного процесса, а единственным критерием успешности обучения выступала ретрансляция полученных в готовом виде знаний.

Причинами перехода отечественного образования к новой модели стали глобальные изменения в современном мире и те цели, которые должна достичь наша страна в стратегическом развитии в ближайшие годы.

В 2010 году в РФ был принят федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, который внес коренные изменения в действующую образовательную систему.

В частности, в новом образовательном стандарте прописано, что он должен обеспечить «формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся» [5].

Еще одной отличительной особенностью нового Стандарта стало требование участия обучающихся в исследовательской и проектной деятельности. В п.18.2.1 ФГОС ООО записано, что «Программа развития -( 86 )-

универсальных учебных действий должна быть направлена на: «... формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы» [5].

Таким образом, проектная деятельность в современной российской школе является неотъемлемой частью образовательного процесса и требует от преподавателей и обучающихся определенной подготовки.

В самом общем виде индивидуальный проект - это особая форма организации деятельности обучающихся, которая осуществляется ими самостоятельно под руководством учителя. Тему проекта можно выбрать в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов. В зависимости от выбранной темы и направленности исследования проекты делятся на информационно-познавательные, социальные, исследовательские или творческие. Выбранная тема проекта и его тип, как правило, и определяют направление исследовательской деятельности, а также форму представления проектного продукта и итоговой защиты работы.

Индивидуальные проекты дают хорошую возможность оценить метапредметные и личностные результаты обучения, проверяя их по определенным критериям, однако не стоит забывать и об индивидуальных психологических особенностях обучающихся. Именно учет этих особенностей помогает решить проблемы, которые не редко возникают при организации проектной деятельности. Как показывает практика, затруднения могут появиться уже на стадии выбора темы и определения типа проекта.

Еще одна причина, осложняющая проведение проектной деятельности в школе, - это слабая заинтересованность обучающихся в выполнении проектов. Предлагаемые ранее проработанные темы и стандартные продукты (брошюра, буклет, презентация, доклад) быстро теряют свою актуальность. Работа над проектом со стороны обучающегося сводится к скачиванию готовой информации из глобальной сети, причем дети, как правило, не обращают внимания ни на оформление ссылок на источники, ни на форматирование письменной части, ни на качество презентации готового проектного продукта. Формальное отношение к проекту также можно наблюдать и со стороны наставника, который может быть назначен руководителем одновременно 10-15 проектов. Очень важно в таких непростых условиях не допустить профанации педагогической работы и исследовательской деятельности обучающихся. Необходимо найти такие средства и приемы, которые смогут повысить мотивацию ребенка, организовать его деятельность в правильном направлении и сделать работу по подготовке и выполнению индивидуального учебного проекта интересной и увлекательной.

Личный опыт участия в проектной деятельности показывает, что для успешной организации работы над проектом уже на этапе выбора темы и типа проекта необходимо учитывать психологические особенности детей. Для этого мы рекомендуем использовать диагностику по определению мотивационных типов личности М.Р. Битяновой, в зависимости от результатов которой выбирается тема проекта, проектный продукт и предпочтительный способ его презентации [2]. Таким образом, мы даем хорошую возможность ребенку самоидентифицироваться.

Диагностика определения мотивационного типа личности М.Р. Битяновой представляет собой анкету, состоящую из 48 вопросов, отвечая на которые дети сами определяют свой мотивационный тип. Мотивационный тип личности базируется на отношении опрашиваемого к знанию и на ведущей потребности. Всего автор выделяет шесть типов личности: «активист», «карьерист», «испытатель», «творец», «проектировщик», «исследователь». Например, для типа «исследователь» знание является ценностью, ведущей потребностью выступает исследование, познание, открытие, а предпочтительными способами презентации проектного продукта может стать дискуссия, пресс-конференция, защита работы на научной конференции, интеллектуальная игра. Конечно, «чистые» типы встречаются достаточно редко, но полученных данных вполне достаточно для того, чтобы помочь ребенку сориентироваться в проектной деятельности. Определение своего типа личности на начальном этапе проектной деятельности помогает ребенку выбрать наиболее предпочтительный тип проекта и способ его презентации, а руководителю проекта выстроить свою работу с учетом индивидуальных психологических особенностей обучающегося.

[4]

Проводить диагностику по данной методике целесообразнее в начале учебного года, что позволяет заранее распределить темы проектов, их типы и способы презентации. Работа по сбору информации, ее систематизации, подготовке письменной части и оформлению презентации сводится, таким образом, к минимуму и выполняется в максимально короткий срок. Несомненно, использование подобного приема позволяет, во-первых, повысить внутреннюю мотивацию обучающегося в работе над индивидуальным учебным проектом, во-вторых, сделать выполнение проектного задания интересным для самого ребенка и, в-третьих, привносит новые элементы в учебную деятельность. Таким образом, требования, которые предъявляются к организации проектной деятельности, полностью выполняются. Список использованной литературы:

1. Битянова, М.Р. Как и почему учатся разные люди. Типы учебной мотивации подростков. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tochkapsy.ru/2684 .

2. Битянова, М.Р. Построение системы учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся на основе знания ведущих мотивов учения школьников / М.Р. Битянова, Н.Р. Лосева // Исследователь /Researcher. - 2014. - №1-2. - С.26-29

3. Кузнецова Е.В. Федеральный государственный образовательный стандарт и индивидуальный учебный проект // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 12-1. - С. 103-107; [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=35218

4. Марина Битянова. Развитие проектного мышления // Школьный психолог - 2002. - № 3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tochkapsy.ru/files/bityanova.pdf

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/.

© Знаменский Е.О., 2020

УДК 7.067

Ю.И. Кривозубова

Член Творческого союза художников России Преподаватель кафедры творческих дисциплин ИТ ПИ ВШНИ (академия)

г. Москва, РФ

ТРЕВОЖНОЕ В ИСКУССТВЕ ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННИКОВ

Аннотация

Посредством изобразительного искусства человек реализует потребность в самоопределении, самосознании. Создание произведений искусства, как форма воздействия на окружающую среду, с одной стороны, актуализирует значимость независимости человека по отношению к природе; с другой стороны, связано с осознанием человека своей значимости через сопричастность к природе. Поиск смысла жизни и свое собственное предназначение -проблемы, порождающие чувство тревоги в человеке, и находящие отражение в искусстве. Изобразительному искусству актуальна тема тревоги, как одна из основополагающих. Тревожность, как реакция на неопределенность, свойственна человеку и стимулирует философский аспект осознанного восприятия жизни. Чувство тревоги стимулирует интеллектуальную и творческую деятельности, результатом которых становится гармонизация личности человека. Тревожное в искусстве, как визуализация итогов размышлений на тему неопределенного, неизвестного в жизни, служит одним из способов укрепления жизнеутверждающих систем мировоззрений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.