Научная статья на тему 'ТРЕВОЖНОЕ В ИСКУССТВЕ ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННИКОВ'

ТРЕВОЖНОЕ В ИСКУССТВЕ ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННИКОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
488
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / ВИЗУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА / ДВОЙСТВЕННОСТЬ / САМОСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кривозубова Ю.И.

Посредством изобразительного искусства человек реализует потребность в самоопределении, самосознании. Создание произведений искусства, как форма воздействия на окружающую среду, с одной стороны, актуализирует значимость независимости человека по отношению к природе; с другой стороны, связано с осознанием человека своей значимости через сопричастность к природе. Поиск смысла жизни и свое собственное предназначение - проблемы, порождающие чувство тревоги в человеке, и находящие отражение в искусстве. Изобразительному искусству актуальна тема тревоги, как одна из основополагающих. Тревожность, как реакция на неопределенность, свойственна человеку и стимулирует философский аспект осознанного восприятия жизни. Чувство тревоги стимулирует интеллектуальную и творческую деятельности, результатом которых становится гармонизация личности человека. Тревожное в искусстве, как визуализация итогов размышлений на тему неопределенного, неизвестного в жизни, служит одним из способов укрепления жизнеутверждающих систем мировоззрений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРЕВОЖНОЕ В ИСКУССТВЕ ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННИКОВ»

Проводить диагностику по данной методике целесообразнее в начале учебного года, что позволяет заранее распределить темы проектов, их типы и способы презентации. Работа по сбору информации, ее систематизации, подготовке письменной части и оформлению презентации сводится, таким образом, к минимуму и выполняется в максимально короткий срок. Несомненно, использование подобного приема позволяет, во-первых, повысить внутреннюю мотивацию обучающегося в работе над индивидуальным учебным проектом, во-вторых, сделать выполнение проектного задания интересным для самого ребенка и, в-третьих, привносит новые элементы в учебную деятельность. Таким образом, требования, которые предъявляются к организации проектной деятельности, полностью выполняются. Список использованной литературы:

1. Битянова, М.Р. Как и почему учатся разные люди. Типы учебной мотивации подростков. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tochkapsy.ru/2684 .

2. Битянова, М.Р. Построение системы учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся на основе знания ведущих мотивов учения школьников / М.Р. Битянова, Н.Р. Лосева // Исследователь /Researcher. - 2014. - №1-2. - С.26-29

3. Кузнецова Е.В. Федеральный государственный образовательный стандарт и индивидуальный учебный проект // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 12-1. - С. 103-107; [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=35218

4. Марина Битянова. Развитие проектного мышления // Школьный психолог - 2002. - № 3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tochkapsy.ru/files/bityanova.pdf

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/.

© Знаменский Е.О., 2020

УДК 7.067

Ю.И. Кривозубова

Член Творческого союза художников России Преподаватель кафедры творческих дисциплин ИТ ПИ ВШНИ (академия)

г. Москва, РФ

ТРЕВОЖНОЕ В ИСКУССТВЕ ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННИКОВ

Аннотация

Посредством изобразительного искусства человек реализует потребность в самоопределении, самосознании. Создание произведений искусства, как форма воздействия на окружающую среду, с одной стороны, актуализирует значимость независимости человека по отношению к природе; с другой стороны, связано с осознанием человека своей значимости через сопричастность к природе. Поиск смысла жизни и свое собственное предназначение -проблемы, порождающие чувство тревоги в человеке, и находящие отражение в искусстве. Изобразительному искусству актуальна тема тревоги, как одна из основополагающих. Тревожность, как реакция на неопределенность, свойственна человеку и стимулирует философский аспект осознанного восприятия жизни. Чувство тревоги стимулирует интеллектуальную и творческую деятельности, результатом которых становится гармонизация личности человека. Тревожное в искусстве, как визуализация итогов размышлений на тему неопределенного, неизвестного в жизни, служит одним из способов укрепления жизнеутверждающих систем мировоззрений.

Ключевые слова:

Тревожность, визуальное искусство, окружающая среда, безопасность, природа человека,

двойственность, самосознание.

В современном мире остро обозначилась проблема сбережения человеческого в человеке. Об этом говорят не только ученые, политики, но и общество, люди, обеспокоенное тенденцией утраты гуманизма [7, с.79-93]. В поисках ответа на вопрос, что делать, сегодня все чаще цитируется Ф. М. Достоевский, вспоминаются его слова о том, что красота спасет мир. При этом логично современный человек в новых геополитических и социокультурных условиях корректирует свое понимание прекрасного и безобразного, то есть восприятие искусства во всех его видах.

Традиционно восприятие произведений искусства связано с ожиданием прекрасного, возвышенного. Часто неподготовленный зритель интуитивно видит «искусство» и «прекрасное» как неделимое целое. И тогда возникают вопросы: что есть искусство, что есть красота, какую миссию они выполняют? Может ли безобразное в искусстве трансформироваться в прекрасное? Почему эстетика искусства обычно соотносится с явлениями прекрасного, не учитывается безобразное как органичная компонента? Что утрачивается в произведениях искусства, когда они не вызывают в зрителе возвышенных чувств? Может ли искусство мотивировать потребность человека не только в знании, но и в усвоении нравственных эстетических идеалов? Как в XXI веке искусство предлагает современному человеку свободу выбора идеального или вариантного образа прекрасного? Обратимся к поиску возможных ответов на некоторые из этих вопросов.

Человек в процессе становления личности воспринимает и подвергает критике необходимость жить по законам нравственных понятий. В основе воспитания устойчиво утвердились понятия добра и зла, нравственности и безнравственности, красоты и уродства. Часто именно «прекрасное» и «безобразное» сталкивают человека с разнообразием содержаний, вкладываемых в эти понятия [3, с. 28-32]. На самом простом бытовом житейском уровне восприятия очевидно, что в различных культурах в различные исторические эпохи красота в изобразительном искусстве трактовалась различно.

Обратим внимание на то, что вплоть до начала XX века искусство и красота были почти синонимами. Кроме того, через обращение к возвышенному и безусловно прекрасному искусство обогащало внутренний мир человека. Искусство воспитывало как вкус, так и «совесть», транслируя, в том числе, нравственные идеалы. В начале XX века известные процессы затронули все сферы жизни и вызвали переосмысление фундаментальных ценностей; в том числе в сфере изобразительных искусств стали появляться произведения, которые в прежней трактовке могли интерпретироваться как неприятные, некрасивые, безнравственные, безобразные. Видоизменяющий окружающую среду, современный человек рассматривает мир как ресурс. Это создает иллюзию его независимости человека от природы, порождает риски снижения интереса к культурному осмыслению личности человека, человеческого в человеке.

Человек, представляющий прошлое, и человек, устремленный в будущее, неоднозначно трактуют красоту, искусство, по-разному видят их миссию. Расхождения во взглядах подтверждаются таким их высказыванием, как, это не искусство.

Проблема противоположных интерпретаций красоты в искусстве находит свое решение посредством принципов аксиологического подхода. (ссылка на Аксиологические подходы). Различные культурные представления о красоте не могут нарушать единой гуманистической системы ценностей. Диалогичность культур и равнозначность традиций поддерживают личность человека как главную ценность.

Вслед за проблемой относительности красоты выступает проблема определения роли безобразного, уродливого, страшного в искусстве. Естественное развитие и видоизменение принципов в изобразительном искусстве находят отражение в новых течениях. Часто новаторские системы взглядов в искусстве, не сразу находящие признание, являются причиной революционного культурного развития. Институциональное признание может быть рассмотрено как результат успешной интеграции искусства в социальную среду. Таким образом кубизм, дадаизм, модернизм легли в основу современной системы европейского художественного образования.

С другой стороны, «страшное» в искусстве всегда выполняло особую миссию. В ходе размышлений о первопричине возникновения искусства, утверждается мысль, что «страшное», «тревожное» в искусстве играет одну из ведущих ролей.

Человечество с момента появления задается вопросом о природе своего возникновения и предназначения. Очевидно первобытный человек, осознав потребность в самоопределении, обратился к культовому искусству. Непознаваемость природных явлений служила стимулом к их мистической интерпретации человеком. Можно сказать, что искусство, как материализация идеи, в этих условиях возникло из потребности в составлении своеобразной карты окружающего мира.

Известно, что для первобытного человека любое изображение было знаком, т.е. изобразительный язык прежде всего являлся способом передачи информации; в то же время имел сакральное магическое значение [4, с. 51-63]. Поскольку окружающий мир для человека того времени был непознаваем, страшен - мистическая интерпретация служила особым способом познания реальности. Известно, что визуализация мыслей материализует идею. Таким образом, изображение не только описывало реальность, но было ключом к взаимодействию с ней. Так как окружающий мир представлял опасность для человека, посредством материализации пугающей идеи в тотемные изображения, человек пытался «откупиться» от природы, вступить с ней во взаимодействие, диалог. Можем ли мы в этой связи считать первобытное искусство «страшным»? Пугает ли оно современного зрителя? Конечно, нет, но следует отметить, что восприятие предметов культуры прошлого неизбежно меняется со временем, произведения искусства часто становятся в большей степени памятниками истории. Однако первобытное искусство бесспорно обращено к сфере «тревожного» «страшного».

Среди прочих подходов к периодизации истории искусств можно выделить два периода: искусство, обращенное к окружающей реальности, и искусство, направленное на внутренний мир человека. Во все периоды сохраняется актуальность проблемы самоопределения и предназначения человека. Можно сказать, что чувство тревоги, вызванное непознаваемостью как окружающего, так и внутреннего мира человека, являлось постоянным импульсом к развитию мысли в науке и искусстве.

В психологии тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности (А.М. Прихожан). Как отмечают Н.Д. Левитов, Е.П. Ильин, тревожность является даже разновидностью страха. В то же время К. Хорни не считает тревожность необходимым компонентом в психике человека, но рассматривает ее с точки зрения социокультурной теории и видит причину возникновения тревожности в отсутствии чувства безопасности в межличностных отношениях [6, с.42-52]. То есть тревожность неизменно присутствует в жизни человека, но не ослабляет воли к поиску ее смысла и надежду на успех, а даже усиливает их. Так, например, в русской философии тревожность рассматривается как возможность духовного обновления человека: «Истинная духовная жизнь не знает безопасности». Согласно Н.А. Бердяеву катастрофа, кризис и даже смерть имеют положительный смысл, а страх не может рассматриваться как феномен, которого следует избегать [1, с. 1-39]. Неизвестность пугает человека, а одна из традиционных проблем

философии: «В чем смысл бытия?» остается актуальной на протяжении всей жизни и не предполагает однозначного разрешения. То есть человек перманентно находится в условиях неопределенности. Однако тревога, вызванная неопределенностью, может инициировать новое духовное состояние человека, обладающее экзистенциальным содержанием. Ибо истинно духовная жизнь не знает безопасности [8, с. 339].

Сопричастность человека к природе в период зависимости от условий окружающей среды актуализировала самосознание. С одной стороны, человек осознает свою беспомощность, ничтожность, с другой - обожествляет природу, видит в ней причину и смысл своего существования. Искусство в этот период развития человечества отражает его мистическое восприятие природы. Через связь с природой человек утверждает собственную значимость. Создавая искусство, человек видоизменяет окружающую среду, создает нечто, чего не существовало прежде, то есть выступает творцом. Через творчество человек реализует потребность в независимости от окружающей среды. Потребность человека в самопознании и самоопределении актуализирует вопросы: «Что есть жизнь? Что есть смерть? Каковы их причины и смысл? В чем смысл жизни человека?», которые находят отражение в искусстве.

Религиозное, фольклорное искусство предлагают человеку различные способы восприятия реальности, системы ценностей, направляющих к созиданию. Искусство воссоздает антропоцентричную реальность - актуализирует в человеке чувство осмысленности бытия, безопасности, управляет тревожностью.

Известно, что ослаблению негативных чувств человека способствует вербализация эмоций. Визуализация идей обладает большим потенциалом - позволяет творцу воздействовать на реальность, в некоторой степени управлять ей.

Можно ли в этой связи утверждать, что возникновение произведений искусства, обращенных к теме «страшного», «тревожного», обусловлено потребностью художника пугать?

В случае даже, если произведение возбуждает чувство страха в зрителе, логично будет предположение о попытке художника визуализировать свой собственный тревожащий образ, чтобы таким образом ослабить силу его воздействия.

Впечатление от восприятия «страшного» искусства может противоречить его истинному содержанию.

Например, ритуальное или религиозное искусство могут испугать зрителя как содержанием, так и формой, однако, их миссия прямо противоположна. Концепт такого искусства предлагает человеку систему мировоззрения и образ жизни, которые обеспечивают чувство безопасности.

Рассматривая искусство, как особую форму общественного сознания, (ссылка на кого?) можно утверждать, что содержание искусства связано с общественной потребностью. Потребность в формировании системы представлений о мире и себе самом отражает потребность в самоопределении человека [5]. Личностное самоопределение, как социальный процесс, опирается на образ идеального.

Важно, что человек обладает правом свободы выбора, в том числе, образов идеального, представленных в культуре.

Идеальный образ в искусстве может быть представлен различно. Однако, образ, отражающий истинную природу человека, вызывает безусловную эмпатию. Особенность человеческой природы представлена двойственностью [2, с. 133-144].

Борьба противоположностей, сочетание несочетаемого внутри целого притягательны для человека. Человеку свойственно романтизировать собственные несовершенство, проявляющиеся в том числе в одновременном влечении к противоположным началам [9, с.81-90]. Например, в животном мире часто встречается сочетание безобидной внешности и хищной природы в одном организме, что становится предметом фольклорного и мифологического переосмысления. В сказках образ мира как правило представлен двумя противоположными началами и их противостоянием. Часто образы зла притягательны: располагают к себе больше,

чем положительные образы, представляющие тип более совершенного человека. Пугающие образы привлекательны сочетанием слабости, свойственной человеку и силы, типичной для идеала, к которому стремится человек. Истинно привлекательный образ обладает развитыми качествами «слабого» человека, не подверженными культурному осмыслению, оценке и критике. Через искусство человек актуализирует терпимость к себе и подтверждает свою значимость.

Искусство поддерживает потребности человека в самосознании; визуализации представлений о внутреннем и окружающем мире человека. «Пугающее» же искусство, обращается к двойственному тревожному началу личности человека и стимулирует ее гармонизацию.

Список использованной литературы:

1. Баринов, Д. Н. Тревога и страх: историко-философский очерк / Д. Н. Баринов // Психолог. -2013. - № 3. - С 1-39.

2. Дюркгейм, Э. Дуализм человеческой природы и его социальные условия / пер. с французского Г. Юдина // Социологическое обозрение. - 2013. - № 2. - С. 133-144. -ISSN 1728-192X.

3. Кривозубова, Ю. И. Культура общения как условие продуктивного взаимодействия преподавателей и студентов художественного вуза / Ю. И. Кривозубова // Журнал педагогических исследований. - 2020. - № 4. - С. 28-32. - ISSN: 2500-3305.

4. Панов, Е. Н. Зарождение творчества: знаки на камне / Е. Н. Панов // Природа. - 2016. - № 9. -С.51-63.

5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Питер, 2013. - ISBN: 978-5-3140-0016-8.

6. Сидоров, К. Р. Тревожность как психологический феномен/ К. Р. Сидоров // Вестник Удмуртского университета. Серия 3. Философия. Социология. Психология. Педагогика. - 2013. - Вып. 2. - С. 42-52.

7. Шаповалова, И. А. Лабутичева И. К. Формирование жизненной позиции студентов в процессе развития их творческой деятельности / И. А. Шаповалова И. К. Лабутичева // Социально-гуманитарные знания. - 2017. - № 12. - С. 79-93. - ISSN: 0869-8120.

8. Шестов, Л. Достоевский и Ницше. Апофеоз беспочвенности / Л. Шестов. - Азбука СПб, 2016. - 339 c. - ISBN 978-5-389-11052-6.

9. Яковлев, С. В. Развитие научных представлений о роли чувственных переживаний в воспитании персональной системы ценностей / С. В. Яковлев // Журнал педагогических исследований. - 2017. - № 4. - С. 81-90. - ISSN: 2500-3305

© Кривозубова Ю.И., 2020

УДК: 37.013.42

Лоханина М. Е.,

Аспирант

Московский Государственный Институт Культуры

Россия, Москва

СОЦИАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ, КАК ТРЕНИНГ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация

В статье рассматриваются преимущества социального танца перед другими тренингами, направленными на формирование и развитие навыков межличностного общения. Также приводятся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.