Научная статья на тему 'Диагностика и коррекция эмоциональных состояний сотрудников УИС с использованием проективных методов'

Диагностика и коррекция эмоциональных состояний сотрудников УИС с использованием проективных методов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
481
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОДИАГНОСТИКА / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ СОТРУДНИКОВ УИС / ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / PSYCHODIAGNOSTICS / PSYCHOCORRECTION / EMOTIONAL STATES OF PENAL CORRECTION SYSTEM EMPLOYEES / PROJECTIVE METHODS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Овчарова Екатерина Владимировна, Губарева Татьяна Александровна

Рассматривается влияние психокоррекционных мероприятий с использованием проективных методов на эмоциональные состояния сотрудников УИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Овчарова Екатерина Владимировна, Губарева Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics and correction emotional states of UIS employees using projective methods

Discussed the impact of psychocor-rectional measures using projective methods on the emotional states of penal correction system employees.

Текст научной работы на тему «Диагностика и коррекция эмоциональных состояний сотрудников УИС с использованием проективных методов»

© Овчарова Е.В., Губарева Т.А. 2019

DIAGNOSTICS AND CORRECTION EMOTIONAL STATES OF UIS EMPLOYEES USING PROJECTIVE METHODS

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИИ СОТРУДНИКОВ УИС С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТИВНЫХ

МЕТОДОВ

Ekaterina Vladimirovna Ovcharova,

associate proflesor of psychology of penal professional activities of the Academy of the Federal Penal Service of Russia, PHD in Psychology Е-mail: katyaovcharova-1983@mail.ru

Tatyana Alexandrovna Gubareva,

psychologist of the psychological laboratory of FKU LIU-4 UFSIN of Russia for the Udmurt Republic Е-mail: Tatapu850@gmail.ru

Екатерина Владимировна Овчарова,

доцент кафедры психологии профессиональной деятельности в УИС Академии ФСИН России, кандидат психологических наук Е-mail: katyaovcharova-1983@mail.ru

Татьяна Александровна Губарева,

психолог психологической лаборатории ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Удмуртской Республике Е-mail: Tatapu850@gmail.ru

Для цитирования: Овчарова Е.В., Губарева Т.А. Диагностика и коррекция эмоциональных состояний сотрудников УИС с использованием проективных методов. Психология и педагогика служебной деятельности. 3/2019. С. 36-39.

Annotation. Discussed the impact of psychocor-rectional measures using projective methods on the emotional states of penal correction system employ-

ees.

Аннотация. Рассматривается влияние психокор-рекционных мероприятий с использованием проективных методов на эмоциональные состояния сотрудников УИС.

Key words: psychodiagnostics, psychocorrection, emotional states of penal correction system employees, projective methods.

Ключевые слова: психодиагностика, психокоррекция, эмоциональные состояния сотрудников УИС, проективные методы.

В настоящее время в местах лишения свободы сотрудники уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) регулярно испытывают негативные эмоциональные состояния, что связано с длительным воздействии на них стрессовых факторов, связанных с необходимостью взаимодействия с осужденными, ненормированным рабочим днем, строгой системой субординации и т. д.

Одним из наиболее эффективных методов определения эмоциональных состояний человека являются проективные методы. Они направлены на диагностику личности в целом, установление актуального эмоционального состояния, прогнозирование индивидуального стиля поведения, переживаний и аффективного реагирования в значимых или конфликтных ситуациях.

Проективные методики выгодно отличаются от других методов диагностики богатством получаемого материала. Их преимуществом является завуалированность цели, которая уменьшает возможность испытуемого давать социально жела-

емые ответы, также использование проективных методов открывает перспективу проникновения в уникальный внутренний мир человека, что не позволяют сделать стандартизованные тестовые процедуры.

Однако, по мнению Р.Б. Кеттелла, при проведении обследования с помощью проективных методик необходимо соотносить «проективный материал» с результатами, полученными другими, более надежными методами.

Проективные методы являются одновременно диагностико-коррекционными методами изучения и изменения негативных эмоциональных состояний сотрудников УИС. С помощью рисунка человек концентрирует внутренние силы, чтобы потом направить их на решение психологических проблем.

Экспериментальное исследование эмоциональных состояний сотрудников УИС проводилось на базе ФКУ Ижевская ВК УФСИН России по Удмуртской Республике. В исследовании приняли участие 30 сотрудников Ижевской воспи-

№ 3/2019

тательной колонии, из них 26 мужчин и 4 женщины. Выборка респондентов была разделена на экспериментальную и контрольную группы по 15 человек в каждой для изучения влияния краткосрочной коррекции на эмоциональные состояния сотрудников УИС.

Исследование проводилось в три этапа:

1. Диагностический. На данном этапе была проведена диагностика эмоциональных состояний сотрудников УИС с использованием Многофакторного личностного опросника 16PF (Sixteen Personality Factor Questionnaire, 16PF), метода «Мандала», методики «АРТ» (Ассоциативный рисуночный тест Ю.Н. Кудряхова и В.П. Голубева), метода цветовых выборов М. Люшера в адаптации Л.Н. Соб-чик.

2. Коррекционный. На данном этапе была проведена коррекция эмоциональных состояний сотрудников УИС с использованием методов арт-терапии, тренинговых упражнений и медитации.

3. Постдиагностический. На данном этапе была проведена повторная диагностика эмоциональных состояний сотрудников УИС с использованием Многофакторного личностного опросника 16PF (Sixteen Personality Factor Questionnaire, 16PF), метода «Мандала», методики «АРТ» (Ассоциативный рисуночный тест Ю.Н. Кудряхова и В.П. Голубева), метода цветовых выборов М. Люшера в адаптации Л.Н. Собчик. Целью этапа выступала оценка динамики эмоциональных состояний сотрудников УИС под воздействием психокоррекции.

По результатам исследования эмоциональных состояний сотрудников УИС по методике «Многофакторный личностный опросник 16PF» Р.Б. Кет-телла у сотрудников УИС преобладает низкий уровень эмоциональной устойчивости, что свидетельствует об импульсивности, переменчивости в настроении, раздражительности и быстрой утомляемости.

По результатам исследования эмоциональных состояний сотрудников УИС по методике «Ассоциативный рисуночный тест» было выявлено эмоциональное напряжение и тревога из-за взаимодействия с людьми, отмечались признаки вербальной агрессии в виде острых клыков на рисунке крокодила, а множество штрихов и волнистых линий на его теле свидетельствовало о скрытой, внутренней агрессии и состоянии нервно-психического напряжения.

По результатам диагностики эмоциональных состояний сотрудников УИС с помощью

метода «Мандала» у 60 % сотрудников наблюдались признаки эмоциональной напряженности, которые проявлялись в штриховке с сильным нажимом, множестве волнистых линий, крупном изображении рисунков, хаотичности узоров внутри круга. Избыточное количество синего цвета свидетельствовало о потребности в покое и расслаблении. Серый цвет указывал на подавление эмоций, чувство вины или усталости. Отсутствие красного и других теплых цветов свидетельствовало о пассивности, недостатке сил для самореализации. Пустоты, большие незакрашенные участки характеризовали желание скрыть или подавить свои чувства. Это свидетельствует о сильной эмоциональной напряженности и усталости сотрудников УИС. Для гармонизации эмоциональных состояний и снятия эмоционального напряжения им требуется психологическая разгрузка и физический отдых.

По результатам метода цветовых выборов М. Люшера было выявлено, что больше чем у 50 % испытуемых отмечалась тенденция к перемещению дополнительных, ахроматических цветов (серого, черного, коричневого) на первые позиции - 55 % и смещению основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый) в конец цветового ряда (при этом преобладание основных цветов на первых позициях выявлено у 45 % обследуемых), что свидетельствует о наличии конфликта, тревожности, неудовлетворенности из-за неблагоприятных обстоятельств.

Таким образом, доминирующими эмоциональными состояниями сотрудников УИС являются напряженность, стресс, тревожность, чувство усталости, поэтому они нуждаются в психологической коррекции.

После проведения психодиагностического исследования вся выборка респондентов была разделена на экспериментальную и контрольную группы по 15 человек в каждой. С экспериментальной группой была проведена психокоррекционная работа, с контрольной группой психокоррекция не проводилась. После этого была проведена повторная диагностика эмоциональных состояний сотрудников УИС с целью определения эффективности проведенных психокоррекционных мероприятий.

Основными методами психокоррекции выступали проективные методы, такие как методы арт-терапии, а также тренинговые занятия и медитация. Программа состояла из 5 занятий, которые проводились 2 раза в неделю продолжительностью 60-70 мин.

№ 3 / 2019

37

Таблица 1

Сравнительный анализ результатов диагностики эмоциональных состояний сотрудников УИС в контрольной и экспериментальной группе после проведения психокоррекционной работы по методике «Многофакторный личностный опросник 16PF»

Группы Степени реализации Фактор С Фактор F Фактор I Фактор O Фактор Q4

Первое обследование 6 4 7 8 8

Экспериментальная группа Второе обследование 7 4 6 7 6

Т - критерий Стьюдента 0,012 0,995 0,012 0,014 0,001

Первое обследование 6 4 3 7 8

Контрольная группа Второе обследование 6 4 3 7 8

Т - критерий Стьюдента 0,98 0,979 0,965 0,99 0,989

Из табл. 1 видно, что по показателям шкал эмоционального блока в экспериментальной и контрольной группах получены значимые различия исследуемых параметров. У сотрудников УИС в экспериментальной группе повысился уровень эмоциональной устойчивости (фактор С), а у контрольной не изменился ^ - критерий Стьюдента 0,012). Уровень эмоциональной чувствительности (фактор I) в экспериментальной группе уменьшился, а в контрольной не изменился ^ - критерий Стьюдента 0,012). Также после проведения пси-хокоррекционной работы в экспериментальной группе снизился уровень тревожности (фактор О) и уровень напряженности (фактор Q4), а уровень экспрессивности (фактор F) не изменился. Таким образом, можно сделать вывод о положительной динамике эмоциональной сферы личности сотрудников УИС после проведения психокоррекцион-ных мероприятий.

По результатам диагностики эмоциональных состояний сотрудников УИС с помощью метода «Мандала» в экспериментальной группе после проведения психокоррекционной работы уровень эмоциональной напряженности снизился на 13 %, агрессивности на 7 %, тревожности на 13 %, а положительные эмоциональные состояния увеличились на 33 %.

Диагностика эмоциональных состояний сотрудников УИС с помощью проективной методики «Ассоциативный рисуночный тест», так же показала положительную динамику эмоциональных состояний сотрудников УИС в экспериментальной группе. Было выявлено, что уровень эмоциональной напряженности и тревожности снизился на 23 % по сравнению с контрольной группой.

Анализ результатов до и после психокоррекции по методике цветовых выборов М. Люшера в экспериментальной и контрольной группах представлен на рис. 1 и 2.

Рис. 1. Результаты исследования по методу цветовых выборов М. Люшера» до и после коррекции в экспериментальной группе сотрудников УИС

38

№ 3 / 2019

Рис. 2. Результаты исследования по методу цветовых выборов М. Люшера в контрольной группе сотрудников УИС

На рис. 1 видно, что показатели по таким шкалам методики, как положительное настроение, стремление к признанию, активность увеличились у сотрудников, прошедших программу коррекционных мероприятий. Как видно из рис. 2 доминирующими эмоциональными состояниями в контрольной группе сотрудников остались усталость, тревожность, напряженность, стремление к покою. Сравнивая результаты диагностики эмоциональных состояний сотрудников УИС, можно сделать вывод, что положительные эмоциональные состояния в экспериментальной группе после проведения психокоррекционной программы увеличились на 27 % относительно контрольной.

Таким образом, психокоррекционные мероприятия с использованием проективных методов

привели к гармонизации эмоциональных состояний сотрудников УИС.

Литература

1. Бутенко Г.В. Проективная психология. М., 2010. 416 с.

2. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. Киев: Вист-С, 1997. 128 с.

3. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб, 2000. 443 с.

4. Габо Л. Мандалы. Большая книга. М.: Апрель-Пресс, 2015. 357 с.

5. Егоров Б.Е. Прогностические рисуночные методики в изучении бессознательного и особенности психотерапии пограничных нервно-психических расстройств. Пособие. М., 1995. 349 с.

6. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2008. 464 с.

№ 3/2019

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.