УДК/UDC 371.12
О. Г. Красношлыкова, Г. Т. Васильчук O. Krasnoshlykova, G. Vasilchuk
ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАцИИ
DIAGNOSTICS OF TEACHERS' READINESS TO PEDAGOGICAL ACTIVITY IN CONDITIONS OF STANDARTIZATION
С 1 января 2017 г. вступит в силу профессиональный стандарт педагога. Задача методических служб всех уровней — устранить возникшее противоречие между возросшими требованиями к учителям в условиях введения стандарта и их недостаточной готовностью к профессиональной деятельности в современных условиях. Для решения данной задачи необходим обоснованный критериально-оценочный аппарат, позволяющий определить «стартовый уровень» готовности учителя к педагогической деятельности в условиях стандартизации. Диагностика и последующий мониторинг уровня готовности учителей к педагогической деятельности в условиях введения профессионального стандарта педагога послужит средством управления процессом повышения этого уровня, даст возможность своевременно реагировать на динамику показателей, обновлять содержание и формы единого образовательного пространства в муниципальной системе образования.
From the 1-st of January, 2017 professional standard of educator will enter into force. The task of all methodological structures — to dispose the contradictions appeared between the increased demands to the teachers in the period of the Standards introduction and their not enough readiness to professional activities in contemporary conditions. For decision of this task we require approved criterion-evaluation instrument allowing to measure the "starting level" of readiness of teachers to pedagogical activity in the condition on standardization. Diagnostics and the following monitoring of the level of readiness of teachers to pedagogical activity in the condition of the standards introduction will become the means of managing the process of this level raising, will give an opportunity to renew the content and forms of united educational environment in municipal system of education.
Ключевые слова: готовность учителя к педагогической деятельности, диагностика,
индивидуальный образовательный маршрут, критериально-оценочный аппарат, профессиональный стандарт педагога.
Keywords: readiness of teachers to pedagogical activity, diagnostics, individual educational route, criterion-evaluation instrument, professional standard of educator
В условиях вступления в силу ФГОС общего образования (далее — ФГОС ОО), введения профессионального стандарта педагога с 2017 г повышается актуальность вопроса готовности педагогических кадров к работе в современных условиях. Требования, которые сегодня предъявляют данные документы к учителю, не могут быть реализованы в полной мере без специальной теоретической и практической подготовки, а также без формирования мотива-ционной готовности работать по-новому.
Как показывают социологические опросы, проведенные среди молодых учителей, и анализ педагогической практики, педагоги, только что окончившие вузы, испытывают серьезные затруднения в профессиональной деятельности. Пытаясь разобраться в причинах этих затруднений, мы сравнили приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» [5] и приказ Министерства образования и науки РФ от 22.12.2009 № 788 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»)» (с изменениями от 31.05.2011) [4] и обнаружили ряд несоответствий.
Стандарт высшего профессионального образования содержит необходимые, но недоста-
точно практико-ориентированные компетенции педагога, необходимые современной школе. Он не включает в себя такие важные составляющие, как знания о ФГОС ОО; готовность к формированию универсальных учебных действий, организации работы с родителями (только включение), с детско-взрослыми общностями; готовность к защите интересов ребенка в конфликтных ситуациях, выявлению поведенческих и личностных проблем, коррекционно-развива-ющей работе, изучению (знание) документации различных специалистов образовательной организации, разработке программ (кроме проектов элективных курсов и культурно-просветительских программ); знания документации и вопросов организации экскурсий, походов, выездных мероприятий. В стандарте ВПО не рассматривается системно-деятельностный подход как основа ФГОС ОО.
Тема современного положения высшего педагогического образования широко обсуждается в печати в статьях А. В. Могилева, М. М. Поташника, Е. А. Ямбурга и других ученых. Так, А. М. Могилев, описывая стандарт подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование», отмечает, что он «значительно уже и более обтекаем, чем стандарт школьный» [3], и в результате реализации стандарта бакалавра не гарантируется готовность выпускника к работе в современной школе. В этих дискуссиях звучит мысль о том, что обучение будущего учителя в вузе должно стать более прикладным, а участившийся переход педагогических вузов в статус классических не вполне этому способствует. Оптимизация высшего педагогического образования, которая сегодня стала реальностью, не приводит к притоку в наши образовательные организации высококвалифицированных специалистов именно в вопросах педагогики. Как пишет Е. А. Ямбург, «не только физик, но и «специалист по ребен-ку»[6] сегодня редкая удача для школы. Становится очевидным, что даже современные выпускники вуза не в полной мере обладают необходимыми знаниями, технологиями, компетенциями, чтобы строить свою деятельность в соответствии с запросами времени.
Немалые проблемы испытывают и работающие учителя. Сложность заключается в том, что педагог обязан работать в соответствии со стандартом, но не может, так как его этому не учили. Данная проблема нашла отражение в Комплексной программе повышения профессионального уровня педагогических работников образовательных организаций
(от 28.05.2014 № 32 41 п-П8), где говорится о «несоответствии требованиям профессионального стандарта текущей педагогической деятельности значительного числа педагогов, которые не имеют необходимых знаний и квалификации для осуществления педагогических действий, направленных на обучение, воспитание и развитие учащихся, формирование предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов, на индивидуализацию своей педагогической деятельности» [1].
Таким образом, возникает противоречие между возросшими требованиями к учителю в условиях введения стандарта и его недостаточной готовностью к педагогической деятельности в современной школе. Устранение данного противоречия возможно через организацию процесса подготовки учителей, в том числе посредством системы дополнительного профессионального образования. Но данную подготовку сложно представить без обоснованного, мобильного и удобного в использовании критериально-оценочного аппарата, который бы позволил определить так называемый стартовый уровень готовности учителя к педагогической деятельности в условиях введения профессионального стандарта. Инновационный характер такого рода оценки ведет к проблеме подбора критериев готовности учителя к педагогической деятельности в современных условиях. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам сделать вывод, что готовность к определенной сфере профессиональной деятельности может определяться через сформи-рованность мотивационных компонентов, а при достижении достаточного уровня информированности (знаний) о способах решения профессиональных задач — через деятельностно-практические компоненты (умения, трудовые действия). Каждый из этих компонентов должен быть наполнен определенными критериями, в основу которых в нашем случае лег профессиональный стандарт педагога.
С целью выявления уровня готовности учителей к педагогической деятельности в условиях стандартизации на основе требований приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» МБОУ ДПО «НМЦ» г. Кемерово в 2014 г. была разработана процедура диагностики «Готовность учителя к пе-
дагогической деятельности в условиях стандартизации» (свидетельство о регистрации электронного ресурса № 20403, зарегистрировано в ОФЭРНиО ИНИПИ РАО).
Диагностика предполагает прохождение тестирования в режиме онлайн на интернет-ресурсе http://nmc-service.ru по четырем блокам, три из которых соответствуют структуре профессионального стандарта педагога:
1. Общепедагогическая деятельность. «Обучение».
2. Воспитательная деятельность.
3. Развивающая деятельность.
4. Ценностно-смысловой блок.
Ценностно-смысловой блок добавлен с целью выявления мотивационной готовности учителя работать в соответствии с требованиями стандарта. В свою очередь каждый из блоков, исключая «Ценностно-смысловой блок», в соответствии с логикой профессионального стандарта педагога разделен на компоненты готовности к педагогической деятельности:
1) трудовые действия;
2) необходимые умения;
3) необходимые знания.
Диагностика представляет собой совокупность анкеты для учителя и анкеты для эксперта, каждая из которых содержит 90 утверждений. Блоки диагностики, кроме ценностно-смыслового, содержат по 27 утверждений. Таким образом, в каждый из трех компонентов блока включены 9 утверждений. Ценностно-смысловой блок содержит всего 9 утверждений. Учитель, заполняя анкету, оценивает себя по каждому из 90 утверждений от 0 до 10 бал-
лов по степени соответствия данного утверждения собственным знаниям, умениям, трудовым действиям и ценностно-смысловым установкам. Эксперт, заполняя анкету, оценивает диагностируемого учителя также по шкале от 0 до 10 баллов в зависимости от степени его соответствия тому или иному утверждению. Экспертом может быть только педагог, знакомый с профессиональной деятельностью учителя. В нашей практике такими экспертами являются заместители директора по УВР, руководители МО, наставники и тьюторы.
Каждый выставленный учителем или экспертом балл подразумевает под собой определение уровня отдельного показателя. Например, балл, выставленный за показатель «Я разрабатываю и реализую (совместно с другими специалистами) программы индивидуального развития ребенка» (вопрос 32), будет соответствовать определенному уровню показателя блока 3 «Развивающая деятельность», компонент 1 «трудовые действия». Балл по отдельным показателям складывается в средний балл по компоненту, блоку и в среднее значение по итогам диагностики, которое отражено в «общем итоге».
Для того чтобы получить обоснованные и точные выводы, мы осуществляем анализ и интерпретацию результатов диагностики.
По окончании анкетирования электронная программа автоматически заполняет матрицу. На основании полученных ответов учителей и экспертов выводятся средний балл по каждому вопросу, компоненту, блоку и среднее значение в виде общего итога (табл.).
Таблица
Матрица диагностики с результатами анкетирования
ФИО учителя Общепедагогическая деятельность «Обучение». Блок 1 Воспитательная деятельность. Блок 2 Развивающая деятельность. Блок 3 Итого по компонентам
Трудовые действия 4.33/4.78 (4.56) 6.11/6.22 (6.17) 5.56/5.67 (5.61) 5.33/5.56 (5.44)
Умения 4.78/4.89 (4.83) 4.89/4.89 (4.89) 5.11/5.11 (5.11) 4.93/4.96 (4.94)
Знания 5.89/5.89 (5.89) 6.56/6.67 (6.61) 6.11/6.22 (6.17) 6.19/6.26 (6.22)
Итого по блокам 5/5.19 (5.09) 5.85/5.93 (5.89) 5.59/5.67 (5.63)
Ценностно-смысловой блок 4 6.22/6.67 (6.44) Общий итог 5.67/5.86 (5.76)
В представленной таблице видно, что тестируемый учитель получает средние баллы по каждому блоку и компоненту (балл в скобках) по итогам самодиагностики (первый балл) и по итогам оценки эксперта (второй балл).
Вычисление среднего балла по каждому блоку и компоненту производится по следующей формуле:
Б.
I mQ + I n=iE
n • 2
где
Вп — средний балл;
п — количество вопросов;
Ц — сумма оценок учителя;
Е| — сумма оценок эксперта.
Общий итог высчитывается путем сложения средних баллов всех блоков и делится на 4. Полученное среднее значение по итогам диагностики отражает уровень готовности учителя к педагогической деятельности в соответствии с профессиональным стандартом педагога.
Нами были определены границы уровней готовности учителя к педагогической деятельности в соответствии с профессиональным стандартом педагога: учитель, набравший от 1,0 до 4,0 балла, продемонстрировал низкий уровень, от 4,1 до 8,0 — средний уровень, а от 81 до 10,0 — высокий уровень готовности.
Новизна данной диагностики состоит в том, что предложенный критериально-оценочный инструментарий составлен на основе профессионального стандарта педагога и соответствует требованиям, предъявляемым к уровню профессионализма современного учителя.
Практическая значимость диагностики заключается в возможности использования ее результатов для организации адресного повышения квалификации в соответствии с затруднениями, выявленными у конкретного учителя, построения индивидуального образовательного маршрута, определения тем самообразования, единой методической темы образовательной организации, методического сопровождения учителей на всех уровнях методической службы (городском, районном, школьном).
Удобство диагностики состоит в том, что технические возможности продукта позволяют дистанционно, посредством сети Интернет, проводить анкетирование, мгновенно получать обработанный результат, охватывая большое
количество учителей, выдавать рекомендации тестируемому учителю. Администратор (в нашем случае директор школы) может видеть результаты диагностики каждого отдельного учителя, а также общие результаты по школе. Муниципальный оператор (в нашем случае это сотрудник МБОУ ДПО «НМЦ») видит результаты по всем образовательным организациям, принимающим участие в диагностике. Кроме того, предусмотрена возможность просчитать среднее значение уровня готовности учителей к педагогической деятельности по городу, учреждению, конкретной образовательной области, категории, стажу работы и по другим параметрам. Такие возможности позволяют дать адресные рекомендации директорам и руководителям школьных методических служб по организации научно-методического сопровождения учителей с учетом выявленных затруднений в конкретной образовательной организации.
Весной 2015 г. в Кемерове в пилотном режиме диагностику прошли 105 учителей из 6 образовательных организаций.
Если рассматривать результаты в целом, то нами было выявлено, что наиболее высокие средние баллы учителя показали по блоку «Воспитательная деятельность». Они составили согласно самооценке учителей 7,2 балла, а по оценке экспертов 6,7 балла. Наиболее низкие результаты выявлены по блоку «Развивающая деятельность»: 6,7 и 6,3 балла соответственно. Результаты по блоку «Общепедагогическая деятельность. Обучение» следующие: самооценка учителей — 7 баллов, оценка экспертов — 6,5 балла. Как видно из полученных результатов, в целом по всем блокам диагностики оценка экспертов оказалась ниже. Такая же картина наблюдается и по компонентам перечисленных блоков. Наиболее низкие баллы выставлены экспертами по компоненту «трудовые действия» (6,3 балла), по компонентам «знания» и «умения» — 6,6 балла, в то время как учителя оценили себя в среднем на 0,4-0,5 балла выше. Эту закономерность нарушил результат по ценностно-смысловому блоку, где эксперты оценили учителей на 8,1 балла, а сами учителя — на 7,4 балла. Результаты диагностики позволили спланировать методическую работу на новый учебный год с учетом выявленных проблем на всех уровнях методической службы.
Внедрение данной диагностики в практику работы школ было положительно воспринято администрацией и учителями, потому что вве-
дение профессионального стандарта является ближайшей перспективой, а диагностика позволяет выявить конкретные профессиональные затруднения учителя, которые можно устранить в короткие сроки.
Рекомендации разработаны в логике трех официально признанных ЮНЕСКО форм образования: формальное (институционально оформленное обучение в образовательных организациях, специально для этого предназначенных), неформальное (систематизированное и целенаправленное, но без выдачи документа об образовании) и информальное (неорганизованное) образование.
В рамках формального образования мы рекомендуем учителям повышение квалификации на курсах, стажировках, постоянно действующих семинарах на базе КРИПКиПРО и МБОУ ДПО «НМЦ» по программам, направленным на формирование компетенций, заявленных профессиональным стандартом педагога. Кроме того, нами была разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Подготовка учителя к педагогической деятельности в условиях стандартизации», состоящая из 10 модулей, каждый из которых рассчитан на 16 часов. Содержание модулей соответствует блокам и компонентам разработанной диагностики. В случае, если результаты диагностики уровня готовности педагога к профессиональной деятельности оказались низкими по всем блокам и компонентам, мы рекомендуем пройти обуче-
По результатам диагностики (ниже представлен шаблон) индивидуальные рекомендации выдаются учителю автоматически в соответствии с выявленным уровнем готовности по каждому блоку и компоненту.
ние по всем модулям данной программы; если «западают» отдельные компетенции, предлагаем обучение по модулям, соответствующим выявленным затруднениям.
В рамках неформального образования предусмотрены лекции, круглые столы, практические семинары, мастер-классы, другие формы непрерывного профессионального образования, которые позволят повысить уровень готовности учителя к педагогической деятельности в условиях стандартизации в соответствии с результатами диагностики.
В графе «Информальное образование» мы указываем перечень литературы и электронных ресурсов, соответствующий содержанию блоков и компонентов диагностики, для самостоятельного изучения.
Мы можем сделать вывод, что «муниципальная методическая служба создает единое научно-методическое пространство как открытую развивающую образовательную среду, находясь в которой педагог мог бы выбрать собственную траекторию развития, определяя содержание и формы» [2]. Она выступает в качестве важного организационно-педагогического условия повышения уровня готовности учителей к педагогической деятельности. Проявили интерес к данной диагностике
Индивидуальные рекомендации по итогам диагностики (фрагмент). Развивающая деятельность. Низкий уровень
Необходимые умения Формальное образование Обучение по модульному курсу ПК «Подготовка учителя к педагогической деятельности в условиях стандартизации» Развивающая деятельность. Необходимые умения (16 часов) Курс «Психолого-педагогические технологии в деятельности учителя (24 часа) Курс «Возрастные особенности обучающихся» (24 часа) Курс «Педагогическая диагностика развития ребенка» (24 часа)
Неформальное образование Практический постоянно действующий семинар: — «Взаимодействие педагогов ОО по вопросам психолого-педагогического сопровождения ООП»; — «Стандартизированные методы психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся» Тематическая консультация «Психолого-педагогическая характеристика (портрет) личности обучающегося» Социально-педагогический тренинг «Сплочение команды»
Информальное образование Список литературы: нормативные документы, основная литература, дополнительная литература Ссылки на электронные ресурсы: основные федеральные и региональные порталы, сайты и сетевые сообщества по направлению
администрации школ при работе по оказанию адресной помощи педагогам в доведении их квалификации до уровня требований профессионального стандарта педагога, и в октябре 2015 г. ее прошли во всех 72 образовательных организациях Кемерова и 26 образовательных организациях Белова.
Опираясь на результаты диагностики и выданные рекомендации, в образовательной организации можно разработать программы повышения уровня готовности учителя к педагогической деятельности в условиях стандартизации или индивидуальные образовательные маршруты. Повторная диагностика после реализации индивидуального образовательного маршрута учителя позволит отследить динамику изменения показателей.
Таким образом, диагностика готовности учителей к педагогической деятельности в условиях стандартизации позволяет не только отслеживать ситуацию изменения ее показателей, но и служит средством управления, так как позволяет своевременно реагировать на динамику изменений, обновлять содержание и формы методической работы, совершенствуя развивающую образовательную
среду, повышая готовность учителей к работе в современных условиях.
1. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников образовательных [Электронный ресурс] : утв. Правительством РФ 28.05.2014 № 3241 п-П8 . - Режим доступа: http:// www.mpgu.edu/bitnix/admin/text0000000001.pdf
2. Красношлыкова О. Г. Методология и методика развития профессионализма педагогов в муниципальной системе образования. — Кемерово, 2005. — С. 64.
3. Могилев А. В. Появился ли учитель нового поколения при реализации ФГОС педобразования? // Народное образование. — 2013. — № 2. — С. 38.
4. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 22.12.2009 № 788 (с изм. от 31.05.2011). — URL: httpZ/минобрнауки.рф/ документы/1909.
5. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]: приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н. — URL: http://www.ng.nu/2013/12/18/ pedagog-dok.html.
6. Ямбург Е. А. Ищу учителя, или Как нам модернизировать систему педагогического образования // Народное образование. — 2013. — № 2. — С. 103.
УДК/UDC 378.4 М. В. Носков, Н. Л. Аширбагина,
Н. А. Бурмистрова, Е. А. Кормильцева
M. Noskov, N. Ashirbagina, N. Burmistrova, E. Kormiltseva
инновационное экономическое образование.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КЛАСТЕРА КОМПЕТЕНцИЙ
INNOVATIVE ECONOMIC EDUCATION. DESIGNING OF COMPETENCES CLUSTER
Обсуждается проблема организации инновационного экономического многоуровневого образования, направленного на устранение разрыва между требованиями работодателей и предоставляемыми образовательными услугами. Обоснована необходимость конкретизации результата образования на этапе целепо-лагания в виде кластера компетенций с учетом требований регионального работодателя в условиях государственно-частного партнерства. Представлен опыт Финансового университета
при Правительстве РФ в разработке образовательного стандарта высшего образования по направлению «Экономика», определяющего возможность проектирования образовательного процесса в соответствии с «весовым коэффициентом» важности отдельных компетенций и системном единстве уровней высшего образования.
The article discusses the problem of organization of the innovative economic multilevel education directed on the elimination