Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №3 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/53PVN315.pdf DOI: 10.15862/53PVN315 (http://dx.doi.org/10.15862/53PVN315)
УДК 37. 014. 5
Мирошникова Ольга Христьевна
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
Россия, Ростов-на-Дону1 Кандидат педагогических наук Доцент кафедры «Английского языка естественных факультетов»
E-mail: rostovolga@yandex.ru
Профессиональный стандарт педагога: международный опыт и региональные компоненты
1 ул. Б. Садовая, 105/42, г. Ростов-на-Дону, 344006
1
Аннотация. В статье рассматриваются условия и принципы разработки и внедрения профессионального стандарта педагога в нашей стране и за рубежом; описывается модель профессионального стандарта педагога Ростовской области как часть регионального компонента профессионального стандарта, основанная на требованиях к педагогам с учетом локальных особенностей развития региона (социокультурного, социально-экономического и исторического контекста, этнонациональной специфики, культурных обычаев, религиозных традиций и пр.). Сопоставляются критерии и принципы построения профессиональных стандартов педагога в западной и отечественной педагогической науке, в том числе общая структура стандартов, принципы выделения доменов профессиональной готовности педагогов с точки зрения таксономического подхода, профессиональные функции представителей педагогической профессии и другие критерии, являющиеся основанием для повышения квалификации педагогов и стимулами к их непрерывному профессиональному и личностному совершенствованию. В процессе исследования были проанализированы русскоязычные нормативно-правовые источники (Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель)), утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г.), отдельные региональные модели профессионального стандарта учителя, а также свыше 30 англоязычных профессиональных стандартов педагогов Австралии, Великобритании, Новой Зеландии, Пакистана, различных штатов США и ряда других индустриально развитых и развивающихся стран.
Ключевые слова: стандартизация образования; профессиональный стандарт педагога; региональные модели профессиональных стандартов; нормативные требования; домены профессиональной готовности; таксономия педагогических целей; дескрипторы квалификационных уровней; профессиональные функции.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Мирошникова О.Х. Профессиональный стандарт педагога: международный опыт и региональные компоненты // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/53PVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/53?'УШ15
Профессиональные стандарты являются одним из необходимых инструментов управления качеством образования и оптимальным средством обеспечения его непрерывности. Сейчас, когда на повестке дня стоит вопрос о внедрении профессионального стандарта педагога2, исследование методов стандартизации профессионально-педагогического образования с учетом широкого международного контекста представляется особенно актуальным.
Характер глобальной тенденции стандартизация образования приняла относительно недавно, в 80-90-е гг. ХХ в., затронув как индустриально-развитые державы (США, Великобритания, Франция, Германия, Австралия, Новая Зеландия и др.), так и развивающиеся страны (Пакистан, Индия, Филиппины и др.). Особенно масштабно процесс стандартизации протекал в США, где практически в каждом штате параллельно с пилотированием государственных академических стандартов разрабатывались региональные профессиональные стандарты педагога. Следует отметить, что в США, стране с децентрализованной системой образования, борьба за стандартизацию продолжалась почти целое десятилетие (с конца 80-х до середины 90-х гг.), при этом, обладая политической и экономической самостоятельностью, многие штаты неоднократно сопротивлялись «периодическим федеральным попыткам установить централизованный контроль над государственным образованием» [5]. Фактически в каждом штате параллелльно с государственными образовательными стандартами («The Common Core State Standards») активно разрабатывались и апробировались региональные стандарты (стандарты штата). При этом условием успешности политики стандартизации выступает оптимальный баланс между государственным и региональными компонентами, поскольку, «с одной стороны, существует опасность регионализации содержания образования, с другой стороны, ориентация во многих штатах на федеральные стандарты позволяет сторонникам государственного подхода надеяться на новый уровень создания общенациональных требований» [3].
Что касается методологии разработки профессиональных стандартов педагога, в англоязычных источниках широко применяется термин "core teachers' standards", который, при всей его прозрачности, достаточно сложно однозначно перевести. "Core" буквально означает «важный», «ключевой», «базовый». Подобных базовых требований, объединенных в домены (смысловые области), обычно в тексте стандарта выделяется не более 10-12. В качестве примера приведем профессиональные стандарты педагога, представленные разработчиками Совета главных школьных чиновников штатов, США.3 Всего выделено 10 нормативных стандартов, распределенных по 4-м доменам.
1. Учащийся и образовательный процесс
Стандарт 1. Развитие учащегося.
Стандарт 2. Дифференциация в обучении.
Стандарт 3. Образовательная среда.
2. Содержание обучения
Стандарт 4. Знание учебного предмета.
2 Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель)). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н.
3 InTASC Model Core Teaching Standards: A Resource for State Dialogue. 2011. URL:
http://www.ccsso.org/Resources/Publications/InTASC_Model_Core_Teaching_Standards_A_Resource_for_State_Dialo gue_%28April_2011%29.html (дата обращения: 10.05. 2015).
Стандарт 5. Прикладное значение учебного предмета.
3. Практика преподавания
Стандарт 6. Оценка достижений.
Стандарт 7. Планирование образовательной деятельности.
Стандарт 8. Образовательные технологии.
4. Профессиональная ответственность
Стандарт 9. Повышение квалификации и этика педагога.
Стандарт 10. Лидерство и сотрудничество.
Структура профессионального стандарта педагога обычно включает наименования доменов, сами стандарты (нормативные требования к педагогам) и дескрипторы квалификационых уровней педагогических кадров. Исходя из проведенного нами анализа свыше 30 профессиональных стандартов педагогов, разработанных в США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Пакистане и ряде других стран в период с 2007 по 2015 гг., наиболее частотными являются следующие домены:
1. Содержание обучения, предметные знания, предметные компетенции;
2. Вариативность, индивидуализация и дифференциация обучения, психолого-педагогическое сопровождение учащихся;
3. Планирование образовательной деятельности, учебный план;
4. Образовательная среда, безопасное развивающее образовательное пространство;
5. Образовательные технологии, ИКТ, средства оптимизации учебного процесса, ресурсы, инновации, междисциплинарность;
6. Оценка результатов обучения и обратная связь;
7. Учебная коммуникация (отношения учителя с учащимися);
8. Отношения сотрудничества (профессиональные связи, отношения с родителями, общественностью, администрацией образовательных организаций);
9. Профессиональное совершенствование, повышение квалификации, рефлексия;
10. Нормы профессиональной этики, профессиональная ответственность педагога, педагогическая культура.
Содержание стандартов формулируется в различных формах, но преобладающими являются краткие формулировки, соответствующие принципу таксономии на основе концептульного подхода к целеполаганию Бенджамина Блума, например: «учитель должен...»; «учитель использует/применяет/ демонстрирует...»; несколько менее распространены номинативные конструкции типа: «глубокое знание учебного предмета», «понимание возрастных и индивидуальных особенностей учащихся», «способность к планированию и организации учебной деятельности» и т.п.
Особенно важны в оценке труда педагога такие компонеты, как: а) профессиональные знания, умения и навыки; б) профессиональные достижения и опыт; в) система ценностей педагога; г) критическое отношение к собственным профессиоанльным достижениям (рефлексия) и др. [11].
Согласно мнению разработчиков из Великобритании4, профессиональные стандарты педагога должны:
• давать четкие установки относительно практики обучения и воспитания;
• стимулировать учителей выявлять актуальные аспекты для личностного и профессионального совершенствования;
• помогать администрации образовательных учреждений в стимулировании профессионального роста персонала.
Важным компонентом при формулировании англоязычных профессиональных стандартов учителя является понятие «понимание» (understanding), в которое вкладывается широкий смысл (понимание методики преподавания предмета, понимание структуры и предназначения стандартов, понимание индивидуальных и возрастных особенностей развития учащихся и пр.).
В структуру стандартов для учителя обычно входит глоссарий необходимых профессиональных терминов. Чаще всего глоссарии включают следующую базовую терминологию: обучение, образовательные достижения / оценка образовательных достижений, аккредитация, сертификация, учебный план, сотрудничество, предметное содержание, образовательные технологии, ИКТ, образовательная программа, профессиональные знания, профессиональная практика/опыт, цели обучения, коммуникация, образовательный уровень, учащиеся (субъект обучения), этика профессионального поведения, профессиональная культура, мотивация обучающихся, школьное управление, сотрудничество с коллегами и др.
В структуре западных стандартов выделяют от 2 до 4 уровней педагогического мастерства: 1) базовый уровень (Graduate Teachers) - базовое педагогическое образование; 2) профессиональный уровень (Proficient Teachers) - учителя, прошедшие аккредитацию в соответствии с требованиями профессионального стандарта; 3) учителя высшей квалификации (Highly Accomplished Teachers) - опытные, эрудированные педагоги, признанные коллегами и родительским сообществом); 4) учителя-лидеры (Lead Teachers) -образцовые учителя, достигшие высшей степени признания и педагогического мастерства.5
Стандарты регионов с выраженной этнокультурной спецификой, в частности, религиозной (например, исламские государства), содержат требования, чтобы педагог обладал знаниями в соответствующей духовной области, например, «знание этических ценностей ислама» а также обязательное изучение второго (обычно английского) языка.6
Практически все зарубежные модели профессиональных стандартов педагога практикоориентированы. Структура и содержание стандартов периодически обновляется. В странах с федеральным устройством, например, в США, регулярно проводятся сопоставительные исследования стандартов штатов, о чем публикуются ежегодные итоговые отчеты. Учительские стандарты рассматриваются как инструмент для широкого диалога на государственном уровне.
4 Professional Standards for Teachers and Trainers in Education and Training - England. URL: http://www.et-foundation.co.uk/wp-content/uploads/2014/05/4991-Prof-standards-A4_4-2.pdf (дата обращения: 10.05. 2015).
5 Australian Professional Standards for Teachers. // Australian Institute for Teaching and School Leadership. 2015. URL: http://www.aitsl.edu.au/australian-professional-standards-for-teachers/standards/list (дата обращения: 10.05. 2015).
6 National Professional Standards for Teachers in Pakistan. Policy and Planning Wing. Ministry of Education. Government of Pakistan. Islamabad. February 2009. 18 pp.
Что касается отечественного опыта стандартизации, разработка региональных стандартов и региональных дополнений к профессиональному стандарту педагога только начинается. При этом не вызывает сомнений необходимость тщательного анализа и учета локальных факторов - экономических (положение на региональном рынке труда), социокультурных (диалог культур, воспитание толерантности, поликультурное образование и воспитание), лингвистических (решение проблемы билингвизма в многоязычных районах) и др. Н.В. Иванова отмечает, что «национально-региональный компонент предусматривает введение содержания, связанного с традициями региона и отвечает потребностям и интересам народов нашей страны, что позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы» [4].
Разработка, освоение и реализация профессионального стандарта педагога - процесс сложный и длительный7. Необходима научно-обоснованная методология разработки и внедрения регионального компонента, в частности, должны подробно разъясняться принципы и условия регионализации (этно-национальные и экономические особенности региона, поликультурный тип региона, районы межэтнических и межрелигиозных конфликтов, особые условия, сложившиеся на локальном рынке труда относительно спроса и предложения на специалистов педагогического профиля, демографические условия и пр.). Очевидно, что, например, профессиональный стандарт педагога Татарстана как многонационального поликонфессионального региона8 должен иметь специфические концептуальные отличия, например, от профессионального стандарта педагога Курской области9.
Не менее важен и учет запросов регионального рынка труда к подготовке педагогических кадров и проектированию образовательных программ в высшей школе [9]. На это обстоятельство обращает внимание ректор Волгоградского государственного социально-педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Н.К. Сергеев, который отмечает, что «профессиональный стандарт выполняет две очень важные методологические функции. С одной стороны, позволяет в системной форме представить требования работодателей, что имеет большое значение для подбора, расстановки и наиболее эффективного использования педагогических кадров. С другой стороны, служит основой для формирования федеральных государственных образовательных стандартов и повышения квалификации педагогов. Коллизия состоит в том, что сначала были разработаны образовательные стандарты. Сейчас очевидно, что они должны быть скорректированы с учетом новых реалий, подробно прописанных в профессиональных стандартах» [10]. Немало говорится также о том, что требования к квалификации и компетенциям педагога не всегда соответствуют требованиям образовательных стандартов к выпускнику педагогического вуза [6], [7]. Существуют и определенные методологические разногласия, в частности, «в качестве примера можно привести ФГОС ВПО по направлению 050100, где ключевыми являются представления о подготовке студентов к образовательной деятельности. Однако в профессиональном стандарте, разработанном экспертной группой под руководством член-корреспондента РАО, профессора Е.А. Ямбурга, речь идет о
7 Согласно федеральному проекту, за последние два года экспериментальные площадки по обучению педагогов и управленцев созданы в 21 регионе Российской Федерации.
8 Профессиональный стандарт учителя татарского языка. Проект. 22 апреля 2014. URL: http://magarif-uku.ru/professionalnyjj-standart-uchitelya-t/
9 Региональный стандарт профессиональной деятельности учителя. Комитет образования и науки Курской области. Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Курский институт непрерывного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) специалистов отрасли образования» КИНПО (ПКиММ)СОО. Курск 2012. 35 с.
готовности учителя к обучению, воспитанию и развитию как основным педагогическим процессам» [2]. С учетом этих противоречий становится понятным тот факт, что сроки внедрения профессионального стандарта педагога передвигаются на два года вперед (с 1 января 2015 года до 1 января 2017 года).
Позитивный опыт по разработке регионального компонента профессионального стандарта педагога накоплен за последние годы в Южном федеральном университете. В частности, в рамках проекта профессионально-образовательного стандарта ЮФУ был разработан паспорт педагога Ростовской области, в котором представлена обобщенная модель эффективной деятельности педагогов и основные домены (информационный, опытный и мотивационный) уровня профессиональной готовности учителя [2]. Региональный компонент преполагает необходимость широкой просветительской деятельности педагогов (изучение истории и традиций Донского края, культуры народов, исторически населяющих Ростовскую область - казачества, армянского населения Дона, православных традиций и др.).
В таблице 1 представлены элементы модели регионального профессионального стандарта учителя, являющегося частью разрабатываемого проекта профессионально-образовательного стандарта ЮФУ 10. Предложенная модель соответствует опыту построения международных профессиональных стандартов педагога и может быть представлена следующей таксономией:
Таблица 1
Таксономия педагогических целей и профессиональные функции педагога
Ростовской области
I. ИНФОРМАЦИОННЫМ (ТЕОРЕТИЧЕСКИМ) ДОМЕН Знание и понимание методов и процессов обучения, воспитания, развития
А. Знание учащихся 1. Знание психолого-педагогических концепций обучения, воспитания, образования и развития личности в условиях образовательных организаций
2. Владение методами диагностики индивидуальных физических, социальных, индивидуальных и интеллектуальных особенностей, потребностей и возможностей учащихся, проектирование индивидуальных образовательно-воспитательных маршрутов
3. Изучение потребностей учащихся в социально-воспитательной и культурно-просветительской деятельности; понимание особенностей различия в языковом, социокультурном и религиозном фоне; владение методами социологического анализа; знание особенностей регионального социокультурного контекста
4. Готовность дифференцировать образовательные стратегии для удовлетворения специальных потребностей учащихся, умение читать документацию специалистов (логопедов, психологов, дефектологов) и обсуждать актуальные проблемы
Б. Предметные знания 1. Знание генезиса формирования предметных знаний, их
10 За возможность использовать данные материалы, находящиеся в процессе разработки, хотелось бы выразить свою искреннюю признательность разработчику проекта профессионально-образовательного стандарта ЮФУ, доктору педагогических наук, профессору кафедры образования и педагогических наук Академии психологии и педагогики ЮФУ Александру Григорьевичу Берму су.
значимости для объяснения социальных и природных явлений
2. Знание ФГОС, учебного плана, типовых программ, учебников_
3. Знание содержания предмета и нормативных методик его преподавания; владение альтернативными (авторскими) стратегиями преподавания в предметной области, методами решения элементарных задач и задач повышенной сложности
4. Знание базовых методик обучения чтению, счету, методов обучения ИКТ и возможностей их применения для формирования сложных умений и обогащения образовательных программ_
5. Знание требований, подходов к оцениванию, возможностей использования статистических методов обработки данных_
В. Научно-
методологические знания
1. Умение вести поиск, сбор, обработку и обобщение актуальной образовательной информации
2. Владение методами проектирования, организации и оценки результатов научно-методического исследования
3. Изучение состояния и потенциала образовательной системы с использованием методов стратегического и оперативного анализа, инновационного менеджмента, ИКТ
4. Владение методами акмеологического исследования; изучение профессионально-образовательных потребностей педагогов, проектирование маршрутов индивидуального научно-методического сопровождения и карьерного роста; знание своих индивидуальных особенностей и учет их в собственной деятельности
II. ОПЫТНЫЙ (ПРАКТИЧЕСКИМ) ДОМЕН
Планирование, осуществление эффективных педагогических процессов, создание и поддержание безопасной развивающей среды, обеспечение обратной связи
_и открытости_
А. Проектные умения
1. Умение разрабатывать образовательные и учебные программы, вовлечение работодателей в процесс разработки
2. Умение разрабатывать индивидуальные образовательные программы с привлечением учащихся и их родителей; проектирование индивидуальных стратегий обучения_
3. Знание учебников и учебно-методических комплектов
4. Проектирование образовательных сред, обеспечивающих качество образования_
5. Проектирование дополнительных (элективных) курсов, курсов профильной и предпрофильной подготовки_
6. Проектирование систем мониторинга образовательной деятельности (в том числе, с использованием ИКТ технологий самооценки)_
и
7. Проектирование коррекционных и развивающих программ по предмету (предметной области)_
Б. Мотивационные умения
1. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения
2. Умение вычленять ценностный аспект педагогических процессов_
3. Умение проектировать психологически безопасную образовательную среду, профилактировать насилие_
4. Умение объективно оценивать достижения учащихся, пособность оказать адресную помощь ребенку, создать ситуацию успеха, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение_
В. Организационные умения
1. Организация совместной деятельности учителя и учащихся, осуществление эффективного управления деятельностью класса, умение поддерживать уклад, атмосферу и традиции школы_
2. Организация взаимодействия с родителями для оптимального решения задач профессиональной деятельности
3. Организация взаимодействия с коллегами и специалистами в решении педагогических проблем_
4. Умение формировать детско-взрослое образовательное сообщество, поддержка ученического самоуправления, оптимизация развивающего и социально-педагогического эффекта_
5. Организация социального партнерства в образовательном пространстве школы_
Г. Технологические умения
1. Владение технологиями проектирования образовательных, информационно-образовательных и культурно-образовательных сред, в том числе с использованием ИКТ, средств СМИ и РЯ_
2. Владение технологиями формирования и оценки уровня умственной деятельности учащихся_
3. Владение общетеоретическими подходами к разработке инновационных образовательных технологий (культурно-исторический, деятельностный, развивающий и др.), технологиями развития метапредметных компетенций и универсальных учебных действий_
4. Владение технологиями внеаудиторной деятельности (практики, экскурсии, экспедиции, музейная педагогика)
5. Владение технологиями дифференцированного обучения
инклюзивного
и
Д. Коммуникативные умения
1. Осуществление «мотивирующего» поведения, поддержание чувства защищенности, эффективное управление поведением учащегося для обеспечения безопасности среды и вовлечения в педагогический процесс
2. Знание типичных и нетипичных педагогических ситуаций и примеров их разрешения_
Е. Диагностические умения 1. Знание функций, видов и стратегий педагогической диагностики; владение методами психолого-педагогической диагностики
2. Обеспечение обратной связи для обучающихся, формирования согласованных и обоснованных суждений
3. Умение интерпретировать результаты достижений учащихся
4. Умение составлять психологический портрет учащегося (возрастные, полоролевые, интеллектуальные личностные особенности), отчет о достижениях и проблемах
5. Владение навыками психолого-педагогической самодиагностики и самопроектирования
III. ЛИЧНО вовлеченность в проф )СТНЫИ (МОТИВАЦИОННЫИ) ДОМЕН ессиональное обучение и професиональное сообщество
А. Позитивная профессионально-личностная «Я-концепция» 1. Наличие адекватного «Я-образа», представлений о своих сильных и слабых сторонах; вера в свои силы, профессионально-личностную состоятельность, позитивная направленность на педагогическую деятельность
2. Владение паттернами эффективного профессионального поведения в условиях образовательной среды
3. Интерес к внутреннему миру учащихся, вера в их силы и возможности, демонстрация положительных ценностей
4. Ценностное отношение к общению со специалистами, открытость к диалогу, принятию альтернативных позиций
5. Общая культура, ориентация в основных вопросах материальной и духовной жизни
6. Эмоциональная устойчивость (невосприимчивость) к конфликту
Б. Вовлеченность в профессиональное обучение 1. Наличие профессиональных потребностей и планов
2. Включенность в практику профессионального обучения и повышения квалификации, включенность во взаимоотношения с коллегами, принятие советов и рекомендаций
3. Участие в профессиональном обучении студентов, повышении квалификации, опытно-экспериментальной работе, креативность и конструктивность в отношении к инновациям
В. Включенность в профессиональное сообщество 1. Соответствие правовым рамкам, профессиональным и корпоративным требованиям
2. Соответствие нормам профессиональной этики
3. Участие в работе с родителями
4. Участие в профессиональных сетях и сообществах
Разработка и внедрение профессионального стандарта педагога может стать ведущим фактором в становлении региональных образовательных комплексов и базой для формирования новой методологии образования, основанной на междисциплинарности, системности, деятельности, управляемости и взаимосвязи между всеми субъектами образовательной практики [1, с. 31].
Не менее важным принципом построения и внедрения региональных моделей профессионального стандарта педагога является учет международных тенденций стандартизации образования на основе международного сотрудничества образовательных организаций, в том числе на базе сотрудничества университетов как центров региональных систем высшего образования [8], что открывает для российской педагогической общественности доступ в мировое и общеевропейское профессиональное экспертное сообщество, имеющее богатый опыт разработки эффективных стратегий и тактик образовательной политики.
Таким образом, профессиональный стандарт педагога является тем нормативно-правовым инструментом, который в состоянии обеспечить единство требований в профессионально-педагогической сфере и создать условия для профессионального и личностного роста педагогических кадров с учетом государственных требований к системе образования на федеральном и региональном уровнях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бермус А.Г. Возможна ли иная методология образования? // Alma Mater. 2005. N4 С. 31 - 38.
2. Бермус А.Г. Профессионально-образовательный стандарт в контексте стратегического управления развитием федерального университета // Непрерывное образование: XXI век. Вып. 4, 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lll21.petrsu.ru/joumal/article.php?id=2167 (дата обращения: 25.05. 2015).
3. Воскресенская Н.М. Опыт разработки стандартов образования в зарубежных странах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: //http://ecsocman.hse.ru/data/031/877/1219/08voskresenskaya143-161.pdf (дата обращения: 25.05. 2015).
4. Иванова Н.В. Общий подход к реализации национально-регионального компонента содержания профессиональной подготовки будущих специалистов билангвального образования дошкольников. // Современные проблемы науки и образования. 2014. №5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/119-14923(дата обращения: 25.05. 2015).
5. Кравченко А.С. Факторы воздействия на стандартизацию подготовки учителей в США // Молодой ученый. - 2012. - №2. - С. 272-274.
6. Махотин Д.А. Профессиональные и образовательные стандарты: соотношение требований к современному педагогу // Вестник РМАТ. Выпуск №2-3(5-6), 2012. С. 89-99.
7. Мелехин В.А. Механизмы разработки профессиональных стандартов педагогических работников // Человек и образование. №3(36), 2013. С. 43-48.
8. Мирошникова О.Х. Глобальное межуниверситетское сотрудничество как фактор становления парадигмы непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. Выпуск 1 (5), 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: DOI: 10.15393/j5.art.2014.2264 (дата обращения: 25.05. 2015).
9. Мирошникова О.Х. Качество иноязычной подготовки в вузе: исследование запросов работодателей. // Сб. трудов Международной научно-практической конференции «Наука и образование в жизни современного общества», тамбов, 30 декабря 2014. Тамбов, издательство Консалтинговой компании Юком. 2015. С. 120-121.
10. Сергеев Н.К. Минуя голову учителя, образование не усовершенствовать. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.akvobr.ru/o_profstandarte_uchitela.html (дата обращения: 25.05. 2015).
11. Ingvarson L. Teaching Standards and MESHGuides // URL: http://www.meshguides.org/mesh-background-2/teaching-standards-and-mesh-guides-lawrence-ingvarson/ Date of access 25.05. 2015.
Рецензент: Сафроненко Ольга Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой «Английского языка» естественных факультетов Южного федерального университета.
Olga Christjevna Miroshnikova
Southern Federal University Russia, Rostov on Don E-mail: rostovolga@yandex.ru
Teachers' Professional Standards: International Experience
and Local Components
Abstract. The article reviews methodological approaches and the framework of professional standards for teachers both in our country and abroad; some components of a local professional standard project for the teachers of Rostov region are described including the demands of the teacher profession and taking into account taking into account the specificities of different regions (its social, cultural, economic and historical background, enthnic and national stereotypes, cultural trends, preferences and customs, religious traditions, etc.). A methodology and the criteria set out in the professional teaching standards in Russian and Western educational traditions are observed, namely their structure and content, principles of choosing professional activity domains based on taxonomy approach, teachers' professional functions and other aspects important for teachers' lifelong leaning career and personal development. A number of theoretical papers and normative documents both in the Russian and English languages were analyzed including the professional standard "Teacher (teaching activities in the field of pre-school, primary general, basic general, secondary education) (preschool teacher, teacher)" adopted Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation on October 18, 2013, and some regional models of professional teacher standards. Over 30 professional standards for the teachers of Australia, Great Britain, New Zealand, the USA, Pakistan and other developed and developing countries were observed.
Keywords: standardization in education systems; professional standards for teachers; regional frameworks on professional teaching standards; normative demands; professional activity domains; taxonomy of pedagogical goals; professional skills' descriptors; professional functions.
REFERENCES
1. Bermus A.G. Vozmozhna li inaya metodologiya obrazovaniya? // Alma Mater. 2005. N4 S. 31 - 38.
2. Bermus A.G. Professional'no-obrazovatel'nyy standart v kontekste strategicheskogo upravleniya razvitiem federal'nogo universiteta // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. Vyp. 4, 2013. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2167 (data obrashcheniya: 25.05. 2015).
3. Voskresenskaya N.M. Opyt razrabotki standartov obrazovaniya v zarubezhnykh stranakh. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: //http://ecsocman.hse.ru/data/031/877/1219/08voskresenskaya143-161.pdf (data obrashcheniya: 25.05. 2015).
4. Ivanova N.V. Obshchiy podkhod k realizatsii natsional'no-regional'nogo komponenta soderzhaniya professional'noy podgotovki budushchikh spetsialistov bilangval'nogo obrazovaniya doshkol'nikov. // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. №5. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.science-education.ru/119-14923(data obrashcheniya: 25.05. 2015).
5. Kravchenko A.S. Faktory vozdeystviya na standartizatsiyu podgotovki uchiteley v SShA // Molodoy uchenyy. - 2012. - №2. - S. 272-274.
6. Makhotin D.A. Professional'nye i obrazovatel'nye standarty: sootnoshenie trebovaniy k sovremennomu pedagogu // Vestnik RMAT. Vypusk №2-3(5-6), 2012. S. 89-99.
7. Melekhin V.A. Mekhanizmy razrabotki professional'nykh standartov pedagogicheskikh rabotnikov // Chelovek i obrazovanie. №3(36), 2013. S. 43-48.
8. Miroshnikova O.Kh. Global'noe mezhuniversitetskoe sotrudnichestvo kak faktor stanovleniya paradigmy nepreryvnogo obrazovaniya // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. Vypusk 1 (5), 2014. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: DOI: 10.15393/j5.art.2014.2264 (data obrashcheniya: 25.05. 2015).
9. Miroshnikova O.Kh. Kachestvo inoyazychnoy podgotovki v vuze: issledovanie zaprosov rabotodateley. // Sb. trudov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Nauka i obrazovanie v zhizni sovremennogo obshchestva», tambov, 30 dekabrya 2014. Tambov, izdatel'stvo Konsaltingovoy kompanii Yukom. 2015. S. 120121.
10. Sergeev N.K. Minuya golovu uchitelya, obrazovanie ne usovershenstvovat'. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.akvobr.ru/o_profstandarte_uchitela.html (data obrashcheniya: 25.05. 2015).
11. Ingvarson L. Teaching Standards and MESHGuides // URL: http://www.meshguides.org/mesh-background-2/teaching-standards-and-mesh-guides-lawrence-ingvarson/ Date of access 25.05. 2015.