УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-7-48-54
ДИАГНОСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ ОНЛАЙН-КАЛЬКУЛЯТОРА
Т.Н. Шутова, Е.О. Рыбакова, Д.А. Кокорев, Р.Р. Пихаев
Изучены особенности функционального состояния и индекса массы тела обучающихся экономического вуза с помощью онлайн-калькулятора. Установлено, что онлайн-калькулятор позволяет оперативно, мобильно, индивидуально рассмотреть особенности состояния здоровья, что отвечает современным требованиям к цифровому сопровождению обучения, выступает в качестве инструмента для формирования базы данных для исследований. Предложены индивидуализированные рекомендации по физической активности и укреплению здоровья студентов в рамках учебных и самостоятельных занятий.
Ключевые слова: студенты, физическая культура, цифровой инструмент, оценка функционального состояния, индекс массы тела, оперативная и массовая диаг-ностика.
DIAGNOSTICS OF THE FUNCTIONAL STATE OF STUDENTS USING AN ONLINE CALCULATOR
Shutova T.N., candidate of pedagogical sciences, associate professor, tany-156@ram-bler.ru, Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics, Rybakova E.O., candidate of pedagogical sciences, associate professor, elenakova@in-box.ru, Russia, Tchaikovsky, Tchaikovsky State Academy of Physical Culture and Sports,
Kokorev D.A., senior lecturer, rgufk@yan-dex.ru, Russia, Moscow, State University of Management,
Pihaev R.R., senior lecturer, Pikhaev.RR@ rea.ru, Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics
The features of the functional state and body mass indices of students of an economic university were studied using an online calculator. It has been established that the online calculator allows you to quickly, mobilely, individually consider the characteristics of the state of health, which meets modern requirements for digital support for learning, acts as a tool for creating a database for research. Individualized recommendations on physical activity and health promotion of students in the framework of educational and self-study are proposed.
Key words: students, physical culture, digital tool, functional state assessment, body mass index, operational and mass diagnostics.
Шутова Татьяна Николаевна, канд. пед. наук, доц., tany- 156@rambler.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,
Рыбакова Елена Олеговна, канд. пед. наук, доц., elenakova@inbox.т, Россия, Чайковский, Чайковская государственная академия физической культуры и спорта,
Кокорев Денис Александрович, старший преподаватель, rgufk@yandex.ru, Россия, Москва, Государственный университет управления,
Пихаев Разамбек Русланович, старший преподаватель, Pikhaev.RR@rea.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
В «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» указывается необходимость повышения двигательной активности студенческой молодежи, стимулирование регулярных занятий физической культурой и спортом, совершенствование учебного предмета «Физическая культура», в том числе в вузах. При этом обозначается, что стимулирование должно производиться в том числе и на основе продвижения цифровых онлайн-сервисов, мобильных приложений, социальных сетей. Наряду с этим в концепции рассматривается потребность создания перспективных ини-
циатив и продуктов в направлении цифровизации физической культуры и спорта (ФКиС) с соблюдением закономерностей научно -методического, научно-образовательного обеспечения.
Для решения указанных глобальных задач физического воспитания в вузе необходимы цифровые инструменты, онлайн-сервисы, позволяющие оценить функциональное состояние обучающихся [1, 2, 4, 5, 8], быстро произвести обработку данных, проанализировать динамику собственных показателей. Безусловно, задачи образовательного процесса по физической культуре должны быть интегрированы в общую концепцию цифровизации образования, автоматизации учебного процесса, коммуникаций и техноло -гий обучения [3, 6].
Однако в системе физического воспитания в вузе следует выделить следующее противоречие: между необходимостью личностно-ориентиро-ванной направленности обучения по физической культуре и спорту, диф -ференциации физических нагрузок, необходимости приспособить окружающую среду для улучшения здоровья, получения оздоровительного, образовательного эффектов при реализации физического воспитания и не -достаточностью информационных систем, способных оперативно, мобильно, массово, объективно и бесплатно определить уровень функционального состояния, физической подготовленности обучающихся, их «фитнес-профиль».
Цель исследования - изучить особенности функционального состояния и индекса массы тела обучающихся экономического вуза с по -мощью онлайн-калькулятора, предложить индивидуализированные рекомендации по физической активности и укреплению состояния здоровья.
Задачи исследования:
1) произвести функциональную диагностику, применяя онлайн -калькулятор;
2) проанализировать результаты среди юношей и девушек по отдельным показателям и общей картине функционального состояния;
3) предложить обучающимся методические рекомендации по повышению функционального состояния организма, развитию аэробных возможностей, повышению выносливости сердечно-сосудистой системы.
Методика и организация исследования. Исследование реализовано в «Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова» (РЭУ им. Г.В. Плеханова), г. Москва. В нем приняли участие 77 девушек и 29 юношей (1-2-го курсов), которые с помощью мобильного приложения оперативно и индивидуально смогли получить информацию о функцио -нальном состоянии организма и способах его улучшения, вариантах физической активности при необходимости снижения массы тела и вариантах физической нагрузки для повышения показателей жизненной емкости легких.
Метод программирования позволил перевести в цифровой вид (онлайн-калькулятор) следующие существующие формулы: коэффициент
экономичности кровообращения, уровень регуляции сердечно-сосудистой системы, жизненный индекс, циркулярно-респираторный коэффициент Скибински, индекс массы тела, вегетативный индекс Кердо, индекс функциональных изменений системы кровообращения (рис. 1, 2). Ресурсное обеспечение для оценки функционального состояния - минимальное, в виде тонометра, весов, ростомера и спирометра.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, функциональная диагностика, методы мате -матической статистики.
Главная страница онлайн-калькулятора функционального состояния и индекса массы тела
Раздел «Индексы» и методические рекомендации
Z
Раздел «Итог» (8 показателей)
Z
Раздел «Статистика»
Рис. 1. Структура, «иконка» и QR-код для скачивания (Android)
Рис. 2. Интерфейс онлайн-калькулятора и QR-код для скачивания
(пользователи Apple)
Результаты исследования и их обсуждение. Индекс массы тела у исследуемых находится в пределах нормы, вместе с тем у юношей - на границе нормы, 23,4 усл. ед., поэтому следует контролировать индивидуальные значения индекса, сопоставлять их персонально с уровнем двигательной активности. Уровень двигательной активности исследуемых не -достаточен, так, у представителей мужского пола составил 8056 шаг/день, а у девушек - 8984 шаг/день, при этом у последних высокое среднеквадра-тическое отклонение количества шагов в сутки (таблица).
Результаты функционального состояния обучающихся
экономического вуза
Показатели Юноши (п=29) Девушки (п=77)
Х±о Мо Х±о Мо
Длина тела, см 173,89±31,9 180 168,10±5,6 165
Масса тела, кг 77,23±18,01 92 58,37±9,27 54
Индекс массы тела 23,4±4,23 22,22 20,7±2,85 20,7
Уровень двигательной активности, шаг/день 8056±2760 10000 8984±6957 10000
Частота сердечных сокращений, уд/мин 85,0±15,29 76 88,6±15,8 75
Систолическое артериальное давление, мм рт.ст. 127,1±17,1 122 112,4±13,5 109
Диастолическое артериальное давление, мм рт.ст. 76,56±11,15 74,0 72,99±8,72 76
Коэффициент выносливости
сердечно-сосудистои системы, усл. ед. (16 - норма, <16 - усиление, > 16 - ослабление) 18,37±5,1 20 21,64±10,7 18,8
Уровень регуляции сердечно-
сосудистой системы, усл. ед. (81-90 - норма, 91-100 - ниже среднего, 101 - низкий) 105,0±22,5 120 99,58±28,1 92,3
Жизненная емкость легких, мл 3915±620 3500 2967±514 3000
Проба Штанге, с 72,68±22,9 72 55,73±14,7 60
Жизненный индекс, мл/к (53-61 - норма) 53,47±13,2 38 50,65±14,2 50
Циркулярно-респираторный коэффициент Скибински, усл. ед. (<5 - очень плохо, 5-10 - неудовл., 35,91±16,63 46,72 19,45±8,66 16,0
10-30 - удовл., 30-60 - хор.,
> 60 - очень хор.)
Вегетативный индекс Кердо, усл. ед. (0 - норма, от -15 до +15 - 10,65±14,8 18 14,98±12,8 13,58
уравновешенность)
Индекс функциональных
возможностей кровообращения, усл. ед. (2,6-3,09 - достаточные, > 3,09 -недостаточные) 2,33±0,37 2,2 2,16±0,34 2,21
Значение частоты сердечных сокращений (ЧСС) у юношей составило 85 уд/мин, а у девушек - 88,6 уд/мин (на границе нормы). Девушкам рекомендовано чаще контролировать показатели ЧСС, увеличить количество шагов в сутки, выбрать предложенные вузом поливариантные виды физической активности (атлетическая гимнастика, бильярд, стретчинг, плавание, аэробика, пилатес, участие в мастер-классах по фитнесу, соревнованиях по общей физической подготовке) [7]. Обращает на себя внимание, что систолическое артериальное давление у девушек пониженное (112,4 мм рт.ст.), а у юношей - повышенное (127,1 мм рт.ст.). На этом фоне коэффициент выносливости сердечно-сосудистой системы имеет небольшое ослабление (норма 16 усл. ед.). Если показатели выше, то это указывает на ослабление выносливости: у юношей минимальное ослабле -ние - 18,3 усл. ед., а у девушек - 21,6 усл. ед. Индекс функциональных возможностей системы кровообращения в группе юношей и девушек находится незначительно ниже нормы.
Продолжая анализировать функциональное состояние сердечно-сосудистой системы (ССС), отметим, что уровень ее регуляции также обращает на себя внимание, а именно: у студентов он составляет 105 усл. ед. (низкий уровень регуляции), а у студенток - 99,5 усл. ед. (уровень ниже среднего).
В исследовании выявлено, что показатели жизненной емкости легких (ЖЕЛ) как у студентов (3915 мл), так и студенток (2967 мл) находятся в пределах нормы. Эти значения выше по сравнению с результатами обучающихся РЭУ им. Г.В. Плеханова за предыдущие годы. Вместе с тем отметим, что у юношей хорошие результаты должны находиться в пределах 3500-5000 мл, а у девушек - 2500-4000 мл.
Циркулярно-респираторный коэффициент Скибински, определяющий резервы и выносливость дыхательной и сердечно-сосудистой систем, у студенток составил 19,45 усл. ед. (удовлетворительный уровень), а у студентов он был несколько лучше - 35,91 усл. ед. и соответствовал уровню «хорошо». Жизненный индекс, дающий косвенное представление о функ -циональных возможностях системы внешнего дыхания, у юношей был в норме (53,47 мл/кг), а у девушек - немного ниже нормы (50,65 мл/кг). Реакция организма на задержку дыхания (проба Штанге) у всех обследуемых находилась на «хорошем» уровне: у юношей - 72,6 с, у девушек - 55,7 с.
Вегетативный индекс Кердо, оценивающий состояние вегетативной нервной системы, показал уравновешенность симпатического и парасимпатического отделов: у юношей он составил 10,65 усл. ед, у девушек -14,98 усл. ед. (на границе нормы).
Выводы. Следует обратить внимание на то, что функциональное состояние ССС требует особого контроля на практических занятиях, например, показателей артериального давления (АД) у юношей. Уровень
регуляции ССС у большей части обследуемых низкий, коэффициент выносливости ССС отличается усилением у незначительной части юношей и девушек. Значения индекса массы тела, дыхательной системы, вегета -тивного индекса Кердо, циркулярно-респираторного коэффициента оцениваются как «хорошие» и «удовлетворительные».
В процессе диагностики проводились индивидуальные рекомендации и комплексный анализ результатов, полученный с помощью онлайн -калькулятора. Например, способы повышения аэробных возможностей, показателей ЖЕЛ. Для обучающихся, имеющих повышенное артериальное давление, были рекомендованы ходьба на беговой дорожке со скоростью 5,6-6,5 км/ч, плавание с контролем АД, «мягкий» фитнес [8], атлетическая гимнастика для юношей с весом отягощения 40-65 % от максимума, а для девушек - с минимальным весом отягощения и др.
Полученные результаты исследования свидетельствовали о недостатке знаний у студентов в вопросах оптимизации физической активности и проведения тренировок в тренажерном зале, парке, дома, что предопределило последующую разработку мобильного приложения «Фитнес-профиль», включающего практические рекомендации, формулы, функции учета реакции организма на физическую нагрузку и результатов двигательных тестов комплекса ГТО.
Список литературы
1. Витун Е.В., Витун В.Г. Особенности использования смарт-физ-культуры на учебных занятиях со студентами различных медицинских групп // Образование личности. 2018. № 3. С. 124-130.
2. Волков В.Ю., Волкова Л.М. Компьютерные технологии в препо -давании физической культуры: учеб.-метод. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУГА, 2018. 56 с.
3. Матинян А.О. Образование в эпоху цифровизации // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. 2019. № 3 (49). С. 60-62.
4. Применение информационных технологий для проведения исследований показателей уровня физической активности населения: метод. рекомендации / Д.Н. Пухов [и др.]. СПб.: Изд-во СПбНИИФК, 2019. 32 с.
5. Россиева А.В. Требование к преподавателю высшей школы по дисциплине физическая культура в условиях современной информационно-образовательной среды // Преподаватель как субъект и объект информационно-образовательной среды вуза: сб. трудов ХLШ науч.-метод. конф. преподавателей, аспирантов и сотрудников / под ред. О.А. Корниловой. Самара: Изд-во СГИК, 2016. С. 285-288.
6. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования: коллектив. монография / А.Ю. Уваров [и др.]. М.: ИД «Высшая школа экономики», 2019. 343 с.
7. Широкова Е.А. Особенности применения методики «мягкого» фитнеса в регулировании качества жизни студентов гуманитарных специальностей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2021. 24 с.
8. Шутова Т.Н. Инновации компьютерных и фитнес-технологий в физическом воспитании студентов // Здоровьесберегающие аспекты заня -тий физической культурой и спортом: сб. науч. статей по материалам Междунар. науч.-практ. интернет-конф. Саранск: Изд-во МГПИ имени М.Е. Евсевьева, 2020. С. 139-145.
References
1. Vitun E.V., Vitun V.G. Osobennosti ispol'zovaniya smart-fizkul'tury na uchebnyh zanyatiyah so studentami razlichnyh medicinskih grupp [Features of the use of smart physical education in training sessions with students of various medical groups] // Obrazovanie lich-nosti [Education of personality]. 2018. No. 3. P. 124-130.
2. Volkov V.Yu., Volkova L.M. Komp'yuternye tekhnologii v prepodavanii fizi-cheskoj kul'tury [Computer technologies in the teaching of physical culture]: textbook-method. allowance. St. Petersburg: SPbGUGA, 2018. 56 p.
3. Matinyan A.O. Obrazovanie v epohu cifrovizacii [Education in the era of digitization] // Vestnik Bishkekskogo gumanitarnogo universiteta [Bulletin of the Bishkek Humanitarian University]. 2019. No. 3 (49). P. 60-62.
4. Primenenie informacionnyh tekhnologij dlya provedeniya issledovanij pokazatelej urovnya fizicheskoj aktivnosti naseleniya [Application of information technologies for conducting research on indicators of the level of physical activity of the population]: method. recommendations]: D.N. Puhov [et al.]. St. Petersburg: SPbNIIFK, 2019. 32 p.
5. Rossieva A.V. Trebovanie k prepodavatelyu vysshej shkoly po discipline fizi-cheskaya kul'tura v usloviyah sovremennoj informacionno-obrazovatel'noj sredy [Requirements for a higher school teacher in the discipline of physical culture in the conditions of the modern information and educational environment] // Teacher as a subject and object of the information and educational environment of the university: sat. proceedings of XLIII scientific method. conf. teachers, graduate students and employees / ed. O.A. Kornilova. Samara: Publishing House of SGIK, 2016. P. 285-288.
6. Trudnosti i perspektivy cifrovoj transformacii obrazovaniya [Difficulties and prospects of digital transformation of education]: collective. monograph / A.Yu. Uvarov [et al.]. M.: Publishing House "Higher School of Economics", 2019. 343 p.
7. Shirokova E.A. Osobennosti primeneniya metodiki «myagkogo» fitnesa v reguli-rovanii kachestva zhizni studentov gumanitarnyh special'nostej [Features of the application of the "soft" fitness methodology in regulating the quality of life of students of humanitarian specialties]: abstract. dis. ... cand. ped. sciences. M., 2021. 24 p.
8. Shutova T.N. Innovacii komp'yuternyh i fitnes-tekhnologij v fizicheskom vospita-nii studentov [Innovations of computer and fitness technologies in the physical education of students] // Health-saving aspects of physical culture and sports: sat. scientific articles based on the materials of the International. scientific-practical. internet conf. Saransk: M.E. Evse-vyeva, 2020. P. 139-145.