Научная статья на тему 'ОНЛАЙН-КАЛЬКУЛЯТОР В ДИАГНОСТИКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ИНДЕКСА МАССЫ ТЕЛА'

ОНЛАЙН-КАЛЬКУЛЯТОР В ДИАГНОСТИКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ИНДЕКСА МАССЫ ТЕЛА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
181
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-КАЛЬКУЛЯТОР / ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ / ЦИФРОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФК / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шутова Т.Н., Андрющенко Л.Б., Дрейко Н.Ю., Зверева С.Н.

Цель исследования - разработать цифровой инструмент для оперативного осуществления функциональной диагностики и дальнейших рекомендаций по физической культуре. Методика и организация исследования. Мобильное приложение в виде онлайн-калькулятора позволило перевести в цифровой вид данные показателей физического состояния и оценить уровень двигательной активности обучающихся РЭУ им. Г.В. Плеханова (279 человек, февраль 2022 г.). Результаты исследования и выводы. Диагностика с помощью цифрового инструмента выявила оптимальные показатели индекса массы тела, двигательную активность студентов ниже физиологической нормы. При этом определены низкие значения ЖЕЛ, уровня регуляции сердечно-сосудистой системы, жизненного индекса и индекса функциональных возможностей системы кровообращения у юношей. Практически ни по одному индексу не выявлены высокие, выше среднего и средние значения, кроме коэффициента выносливости сердечно-сосудистой системы у юношей. В этой связи отмечается значимость регулярной физической активности, «неформального участия» в спорте, организации соревнований «Для всех» (ОФП, бильярд, перетягивание каната), мастер-классов, с использованием цифровых технологий. Благодаря разработанному приложению достигалась оперативность, интерактивность, личностно ориентированная направленность обучения по физической культуре и спорту в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шутова Т.Н., Андрющенко Л.Б., Дрейко Н.Ю., Зверева С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONLINE CALCULATOR IN DIAGNOSTICS OF FUNCTIONAL STATE AND BODY MASS INDEX

Objective of the study was to develop a digital tool for the rapid implementation of functional diagnostics and further recommendations on physical culture. Methods and structure of the study. A mobile application in the form of an online calculator made it possible to digitize the following existing formulas. And also to assess the level of motor activity of students of the Plekhanov Russian University of Economics (279 people, February 2022). Results and conclusions. Diagnostics with the help of a digital tool revealed the optimal indicators of body mass index, physical activity of students below the physiological norm. At the same time, low values of VC, the level of regulation of the cardiovascular system, the vital index and the index of the functional capabilities of the circulatory system in young men were determined. Almost none of the index revealed high, above average and average values, except for the coefficient of endurance of the cardiovascular system in young men. In this regard, the importance of regular physical activity, "informal participation" in sports, organization of competitions "For all" (General physical training, billiards, tug of war), master classes using digital technologies are noted. Thanks to the developed application, efficiency, interactivity, personality-oriented orientation of teaching in physical culture and sports at the university was achieved. Undoubtedly, this digital service aroused high interest among the target student audience, it meets the requirements of the digital educational ecosystem for Physical Culture and Sports at the university.

Текст научной работы на тему «ОНЛАЙН-КАЛЬКУЛЯТОР В ДИАГНОСТИКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ИНДЕКСА МАССЫ ТЕЛА»

ОНЛАИН-КАЛЬКУЛЯТОР В ДИАГНОСТИКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ИНДЕКСА МАССЫ ТЕЛА

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 03.04.2022 г.

Информация для связи с автором: tany-156@rambler.ru

Кандидат педагогических наук, доцент Т.Н. Шутова1 Доктор педагогических наук, профессор Л. Б. Андрющенко1 Кандидат психологических наук, доцент Н.Ю. Дрейко2 Кандидат педагогических наук, доцент С.Н. Зверева3

1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва 2Чайковская академия физической культуры и спорта, г. Чайковский Севастопольский государственный университет, Севастополь

ONLINE CALCULATOR IN DIAGNOSTICS OF FUNCTIONAL STATE AND BODY MASS INDEX

PhD, Associate Professor T.N. Shutova1 Dr. Hab., Professor L.B. Andryushchenko1

PhD, Associate Professor N.Yu. Drayko2 PhD, Associate Professor S.N. Zvereva3

1 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

2 Tchaikovsky State Academy of Physical Culture and Sports, Tchaikovsky

3 Sevastopol State University, Sevastopol

Аннотация

Цель исследования - разработать цифровой инструмент для оперативного осуществления функциональной диагностики и дальнейших рекомендаций по физической культуре.

Методика и организация исследования. Мобильное приложение в виде он-лайн-калькулятора позволило перевести в цифровой вид данные показателей физического состояния и оценить уровень двигательной активности обучающихся РЭУ им. Г.В. Плеханова (279 человек, февраль 2022 г.). Результаты исследования и выводы. Диагностика с помощью цифрового инструмента выявила оптимальные показатели индекса массы тела, двигательную активность студентов ниже физиологической нормы. При этом определены низкие значения ЖЕЛ, уровня регуляции сердечно-сосудистой системы, жизненного индекса и индекса функциональных возможностей системы кровообращения у юношей. Практически ни по одному индексу не выявлены высокие, выше среднего и средние значения, кроме коэффициента выносливости сердечно-сосудистой системы у юношей. В этой связи отмечается значимость регулярной физической активности, «неформального участия» в спорте, организации соревнований «Для всех» (ОФП, бильярд, перетягивание каната), мастер-классов, с использованием цифровых технологий. Благодаря разработанному приложению достигалась оперативность, интерактивность, личностно ориентированная направленность обучения по физической культуре и спорту в вузе.

Ключевые слова: онлайн-калькулятор, экспресс-оценка функционального состояния, цифровое сопровождение ФК, физическое воспитание студентов.

Abstract

Objective of the study was to develop a digital tool for the rapid implementation of functional diagnostics and further recommendations on physical culture. Methods and structure of the study. A mobile application in the form of an online calculator made it possible to digitize the following existing formulas. And also to assess the level of motor activity of students of the Plekhanov Russian University of Economics (279 people, February 2022).

Results and conclusions. Diagnostics with the help of a digital tool revealed the optimal indicators of body mass index, physical activity of students below the physiological norm. At the same time, low values of VC, the level of regulation of the cardiovascular system, the vital index and the index of the functional capabilities of the circulatory system in young men were determined. Almost none of the index revealed high, above average and average values, except for the coefficient of endurance of the cardiovascular system in young men. In this regard, the importance of regular physical activity, "informal participation" in sports, organization of competitions "For all" (General physical training, billiards, tug of war), master classes using digital technologies are noted. Thanks to the developed application, efficiency, interactivity, personality-oriented orientation of teaching in physical culture and sports at the university was achieved. Undoubtedly, this digital service aroused high interest among the target student audience, it meets the requirements of the digital educational ecosystem for Physical Culture and Sports at the university.

Keywords: online calculator, express assessment of the functional state, digital support of physical education, physical education of students.

Введение. Представление концепции развития в современном обществе во многом идентифицируется с цифровой трансформацией и глобальными информационными вызовами [6]. Стратегия работы с цифровым поколением должна основываться на традиционных образовательных процессах, которые интегрируют современные технологические возможности как самого педагога, так и обучающегося, живущего в совершенной цифровой реальности. В связи с этим востребована его значительная трансформация, итогом которой является формирование нового цифрового образовательного процесса [1, 5].

Цифровые технологии в новом информационном обществе выступают как механизм для достижения образователь-

ных целей и задач. Такие технологии в образовательном процессе по физической культуре и спорту в вузе направлены на увеличение средств информатизации и коммуникации, развития образовательных платформ, новых способов самостоятельных занятий физической культурой и спортом, средств оперативного контроля физического и функционального состояния, переосмысление вида и подачи информации, создание новой системы знаний [2, 8]. Необходима интеграция информации, как на общепринятых, так и современных носителях, компьютерных технологиях, информационных системах, технологий работы и базах данных [3, 4, 7]. Однако в настоящее время недостаточно современных

№7 • 2022 Июль | Juli

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

IS CL ' -о с

га

^

о

(U .с I—

цифровых инструментов, сервисов (механизмов) мобильно, удаленно, оперативно, автоматизированно решать образовательные, оздоровительные, организационные и управленческие задачи по ФКиС.

Цель исследования - разработать цифровой инструмент для оперативного осуществления функциональной диагностики и дальнейших рекомендаций по физической культуре.

Методика и организация исследования. В содержании мобильного приложения «Онлайн-калькулятор функционального состояния и индекса массы тела» представлены не только выявленный результат по восьми показателям и значения нормы, но и методические рекомендации по каждому индексу, а также раздел «Статистика» для контроля динамики функционального состояния и индекса массы тела. В разделе «Итог» отображаются все восемь значений, резюмируя диагностику. Онлайн-калькулятор отличается комплексным характером, удобством использования, лаконичным интерфейсом и оперативностью проведения диагностики (рис. 1, 2). https://play.google.com/store/apps/details? id=com.vendetta. online_calculator - ссылка на приложение.

С помощью разработанного онлайн-калькулятора проведена оценка уровня двигательной активности обучающихся РЭУ им. Г. В. Плеханова (279 человек, февраль 2022 г.).

Результаты исследования и их обсуждение. Исследование показало (279 человек, февраль 2022 г.), что индекс массы тела как у юношей (22,7 усл. ед.), так и у девушек (20,9 усл. ед.) находится в пределах нормы (табл. 1).

Уровень двигательной активности составил у юношей 9035 шагов, у девушек - 7542 - «несколько активный образ жизни или несколько активная работа». Применяемая классификация уровня двигательной активности (E. Masi, James E. Peterman, Leonard A. Kaminsky, 2019) [7], где двигательная активность <5 тыс. шагов в день - так называемая «Сидячая работа»; 7,5-9,9 тыс. шагов в сутки - «Несколько активная работа»; 10-12 тыс. шагов - «Активный образ жизни»; свыше 12,5 тыс. шагов - «Очень активный образ жизни». При этом физиологическая норма 10 тыс. шагов не реализуется юношами и особенно девушками.

Онлайн-калькулятор функционального ^ состояния и массы тела

QR-код для Android

QR-код для Apple

<J о о

Рис. 2. Интерфейс, «иконка» и QR-код (Android, Apple) мобильного приложения

Коэффициент выносливости сердечно-сосудистой системы (норма 16 усл. ед.), определяемый по формуле

KB =

(ЧСС-10)

где ЧСС - частота сердечных сокращений пульсовое давление (мм рт.ст.), показал уси-

Главная страница онлайн-калькулятора функционального состояния и индекса массы тела

Раздел «Индексы» и методические рекомендации

Раздел «Итог» (все 8 показателей)

Раздел «Статистика» (контроль показателей)

пд ' (уд/мин), ПД -

ление сердечно-сосудистой системы у юношей, результат составил 13,8 усл. ед. и ослабление деятельности у девушек - 20,5 усл. ед. Наиболее часто встречаемый результат (Мо) у девушек составил 24,1 усл. ед., у юношей - 9,5 усл.ед. (табл. 1).

Вызывает опасение выявленный уровень регуляции сердечно-сосудистой системы. Так, у юношей результат составил 100,5 усл. ед., у девушек - 93,3 усл. ед., при этом 81-90 -«средний» уровень регуляции, 91-100 - «ниже среднего», а 101 и выше усл. ед. - «низкое» значение. Величина «двойного произведения» коррелирует с величиной максимального потребления кислорода, поэтому чем ниже значения, тем более высокая физическая работоспособность. Значения у юношей на границе уровня «ниже среднего» и «низкого», при этом выявлено высокое среднеквадратическое отклонение.

Следует отметить, что наиболее часто встречаемый результат АД у юношей - 134/66 мм рт.ст., средний показатель ЧСС - 80,2+17,5 уд/мин. У девушек уровень регуляции ССС «ниже среднего», при этом наиболее часто встречаемый результат АД - 115/74 мм рт.ст., среднее значение ЧСС -84,2+13,7 уд/мин (табл. 2).

Норма жизненного индекса составляет 53-61 мл/кг, если показатель меньше, то это может свидетельствовать о недостаточности жизненной емкости легких, либо избыточной массе тела. В исследовании жизненный индекс у юношей составил 37,8+14,7 мл/кг у девушек - 36,1+15,9 мл/кг низкие значения жизненного индекса обусловлены недостаточным уровнем

Рис. 1. Структура онлайн-калькулятора Таблица 1. Онлайн-калькулятор в изучении функционального состояния и индекса массы тела (февраль 2022 г.)

Показатели Юноши (n=136) Девушки (n=143)

X±ô Мо (мода) X±ô Мо (мода)

Индекс массы тела (норма 18,5-24,9 усл.ед.) 22,7±4,2 23,1 20,9±3,6 19,0

Уровень двигательной активности (количество шагов) 9035,25±2710 10 000 7542,52±2313 10 000

Коэффициент выносливости сердечно-сосудистой системы (усл. ед.) (норма 16 усл. ед., менее 16 - усиление, более 1б - ослабление с.с.с.) 13,8±5,9 9,5 20,5±9,7 24,1

Уровень регуляции ССС (усл. ед., «двойное произведение») 81-90 - средний; 91-100 - ниже среднего; 101 и выше -низкое значение 100,5±33,0 132,0 93,3±21,7 83,9

Жизненный индекс (мл/кг) (норма 53-61 мл/кг) 37,8±14,7 40,0 36,1 ±15,9 36,6

Циркулярно-респираторный коэффициент Скибински (<5 усл. ед. - очень плохо, 5-10 - неудовлетворительно, 10-30 -удовлетворительно, 30-60 - хорошо, > 60 - очень хорошо) 25,2±13,0 26,0 16,9±8,3 23,5

Вегетативный индекс Кердо (усл. ед.) (норма 0 усл. ед., от -15 до +15 уравновешенность симпатических и парасимпатических влияний) - 10,5±42,6 15,7 7,39±22,5 1,33

Индекс функциональных возможностей системы кровообращения (усл. ед.) (2,6-3,09 - достаточные функциональные показатели, более 3,09 недостаточные возможности) 3,64±9,2 2,38 2,1 ±0,26 2,24

24

http://www.teoriya.ru

№7^ 2022 Июль | Juli

Таблица 2. Показатели физического развития и функционального состояния сердечно-сосудистой системы

Показатели Юноши (n=136) Девушки (n=143)

X±ö Мо (мода) X±ö Мо (мода)

Длина тела(см) 181,42±6,6 180 167,34±5,3 165

Масса тела (кг) 75,19±12,1 74,5 57,64±7,2 50,0

ЖЕЛ (мл) 3171,19±594,5 3000 2370,8±397,2 2500

Проба Штанге (с.) 69,52±25,1 90,0 53,81±15,2 45,0

ЧСС уд/мин 80,24±17,5 81,0 84,27±13,7 83,0

АД (мм рт. ст.) 124,9±18,1/70,2±9,9 134/66 111,6±14,3/72,7±8,6 115/74

ЖЕЛ (табл. 2), который у юношей лишь 3171,19+594,5 мл, у девушек - только 2370,8+397,2 мл. Проба Штанге мужской группы исследуемых - лишь 69,5 с., у женской группы - только 53,8 с. В этой связи отмечается значимость регулярной физической активности, в том числе низкоинтенсивной физической активности, «неформального участия» в спорте, организации соревнований «Для всех» (общая физическая подготовка, бильярд, перетягивания каната), мастер-классов с использованием цифровых технологий.

Циркулярно-респираторный коэффициент Скибински (усл. ед.), определяющий резервы и выносливость дыхательной и сердечно-сосудистой систем, у юношей выявлен на удовлетворительном уровне - 25,2+13,0 усл.ед., у девушек - 16,9+8,3 - «удовлетворительно». Результат «отлично» не выявлен ни у кого из обследуемых.

Проанализируем результат индекса функциональных возможностей системы кровообращения. При показателе 3,09 усл. ед. наблюдаются недостаточные возможности системы кровообращения, результат свидетельствует о наличии выраженных отклонений процессов адаптации. У изучаемой группы юношей значение составило 3,64 усл.ед., у девушек результат лучше - 2,1 усл.ед. - достаточные функциональные возможности системы кровообращения.

Диагностика выявила оптимальные показатели индекса массы тела, двигательную активность ниже физиологической нормы. При этом определены низкие значения ЖЕЛ, уровня регуляции сердечно-сосудистой системы, жизненного индекса и индекса функциональных возможностей системы кровообращения у юношей. Практически ни по одному индексу не выявлены высокие, выше среднего и средние значения, кроме коэффициента выносливости ССС у юношей.

Выводы. Всем исследуемым даны индивидуальные рекомендации, также рекомендовано увеличить двигательную активность до 10-12,5 тыс. шагов, увеличить аэробную нагрузку, при этом контролировать показатели ЧСС и АД, также занятия в тренажерном зале два-три раза в неделю с нагрузками низкой интенсивности. Наряду с этим подключить приложения в категории «фитнес и здоровье», онлайн-кальку-ляторы по питанию и уровню употребления воды.

Благодаря разработанному мобильному приложению в виде онлайн-калькулятора достигалась оперативность, интерактивность, личностно ориентированная направленность обучения по ФКиС в вузе.

Литература

1. Аверясова, Ю.О. Использование цифровых технологий, как методов исследования в тренировочном процессе / Ю.О. Аверясова, М.Д. Ерошин // В сборнике: Современный тренинг и коучинг: новые возможности в бизнесе и образовании. Редакционная коллегия: Б.С. Васякин, Е.Л. Пожарская, Н.А. Дебердеева. Редактор-составитель: Талантбекова А. / 2021. - С. 72-75.

2. Андрющенко, Л.Б. Гандбол: цифровые и генетические технологии в системе спортивной подготовки / Л.Б. Андрющенко, И.И. Ахметов, М.О. Аксенов и др. // Издательство: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, М. - 2022. 367 с.

3. Андрющенко, О.Н. Инновационные методы контроля специальной подготовки баскетболистов. В сборнике: Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов / О.Н. Ан-

4.

5.

6.

7.

1.

2.

3.

5.

6.

7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9.

дрющенко, Ю.О. Аверясова, Г.Б. Кондраков и др.: матер. III Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием. -Москва, 2021. - С. 909-918.

Бикмулина А.Р., Фазлеева Е.В. Применение дистанционных образовательных технологий по дисциплинам «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура и спорт. - 2020. - № 3. - С. 12-20. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Совершенствование процедуры рей-тингования вузов по уровню развития электронного обучения / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Н.Ю. Фаткуллин, В.Ф. Шамшович и др. // Вестник Томского государственного университета. - 2018. -№ 437. - C. 165-170.

Матинян, А.О. Образование в эпоху цифровизации / А.О. Мати-нян // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. - 2019. - № 3 (49). - С. 60-62.

Шваб, К. Четвертая промышленная революция / пер. с англ / Шваб К. - М.: Эксмо, 2018. - 285 с.

Шутова, Т.Н. Особенности создания онлайн-курсов по физической культуре и спорту / Т.Н. Шутова, Е.И. Якуц, Е.О. Рыбакова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 12 (190). - С. 297-301.

References

Averyasova Yu.O., Eroshin M.D. Ispolzovaniye tsifrovykh tekhnologiy, kak metodov issledovaniya v trenirovochnom protsesse [Using digital technologies as research methods in the training process]. Sovre-mennyy trening i kouching: novyye vozmozhnosti v biznese i obra-zovanii. [Modern training and coaching: new opportunities in business and education]. Proceedings conference. 2021. pp. 72-75. Andryushchenko L.B., Akhmetov I.I., Aksenov M.O. et al. Gandbol: tsifrovyye i geneticheskiye tekhnologii v sisteme sportivnoy podgoto-vki [Handball: digital and genetic technologies in the system of sports training]. Moscow: Plekhanov Russian University of Economics publ., 2022. 367 p.

Andryushchenko O.N., Averyasova Yu.O., Kondrakov G.B. et al. In-novatsionnyye metody kontrolya spetsialnoy podgotovki basketbolis-tov [Innovative methods of control of special training of basketball players]. Aktualnyye problemy, sovremennyye tendentsii razvitiya fizicheskoy kultury i sporta s uchetom realizatsii natsionalnykh proyek-tov [Actual problems, modern trends in the development of physical culture and sports, taking into account the implementation of national projects]. Proceedings national scientific-practical conference with international participation. Moscow, 2021. pp. 909-918. Bikmulina A.R., Fazleeva E.V. Primeneniye distantsionnykh obrazovatel-nykh tekhnologiy po distsiplinam «Fizicheskaya kultura» i «Elektivnyye kursy po fizicheskoy kulture i sportu» [The use of distance learning technologies in the disciplines "Physical culture" and "Elective courses in physical culture and sports"]. Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. Fizicheskaya kultura i sport. 2020. No. 3. pp. 12-20. Weindorf-Sysoeva M.E., Fatkullin N.Yu., Shamshovich V.F. et al. Sover-shenstvovaniye protsedury reytingovaniya vuzov po urovnyu razvitiya elektronnogo obucheniya [Improving the procedure for rating universities in terms of the development of e-learning]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. No. 437. pp. 165-170. Matinyan A.O. Obrazovaniye v epokhu tsifrovizatsii [Education in the era of digitalization]. Vestnik Bishkekskogo gumanitarnogo universiteta. 2019. No. 3 (49). pp. 60-62.

Shvab K. Chetvertaya promyshlennaya revolyutsiya [The fourth industrial revolution]. Shvab K. [transl]. Moscow: Eksmo publ., 2018. 285 p. Shutova T.N., Yakuts E.I., Rybakova E.O. Osobennosti sozdaniya onlayn-kursov po fizicheskoy kulture i sportu [Features of creating online courses in physical culture and sports]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2020. No. 12 (190). pp. 297-301. Artamonov D.V., Osipova E.B., Averyasova Yu.O., Shutova T.N., Lubyshev E.A. Preimushchestva kiokushinkay karate dlya studentov biznes-shkol [Enefits of kyokushinkai karate for business school students]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2019. No. 11. p. 14. 10. Masi E., James E. Peterman, Leonard A. Kaminsky. The Health Benefits of a Pedometer - Based 100,000 Steps. Journal of Science in Sport and Exercise. 2019. Vol. 1. No. 2. pp. 176-183.

№7 • 2022 Июль | Juli

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.