Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЙ ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ'

ЦИФРОВОЙ ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / ЦИФРОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФК / ОНЛАЙН-КАЛЬКУЛЯТОР / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шутова Т. Н., Рыбакова Е. О., Колотильщикова С. В., Окулова Л. П.

Цель исследования - выявить функциональное состояние студентов экономистов, строителей и обучающихся физкультурного вуза, используя цифровой инструмент - «Онлайн-калькулятор функционального состояния и индекса массы тела». Методика и организация исследования. В эксперименте использовалось мобильное приложение в виде онлайн-калькулятора для оценки функционального состояния обучающихся разных профессий: а) строительный университет (НИУ МГСУ, Москва), из них 115 юношей и 85 девушек; б) экономический университет («РЭУ им. Г.В. Плеханова», Москва), юношей - 118, девушек - 123; в) физкультурный вуз (Чайковская академия ФКиС, г. Чайковский), юношей - 55, девушек - 58 (февраль-май 2022 г.). Результаты исследования и выводы. Значения показателей функционального состояния в покое обучающиеся физкультурного вуза значительно не превосходят аналогичные показатели студентов-экономистов и строителей: результат достоверно выше по пробе Штанге и частоте сердечных сокращений (ЧСС). Девушки, обучающиеся в физкультурном вузе, показали результат достоверно выше в ЧСС и уровне регуляции сердечно-сосудистой системы (ССС), а также жизненной емкости легких (ЖЕЛ), жизненном индексе и циркулярно-респираторном коэффициенте по сравнению с девушками экономического вуза. Результаты экономистов несколько ниже по сравнению с другими группами. Таким образом, цифровой инструмент в виде онлайн-калькулятора позволяет оперативно и интерактивно обеспечивать пользователей объективной информацией для планирования, контроля физической нагрузки, выбора средств физической культуры и спорта на учебных и внеучебных занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шутова Т. Н., Рыбакова Е. О., Колотильщикова С. В., Окулова Л. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TOOL FOR ASSESSING THE FUNCTIONAL STATE OF STUDENTS

Objective of the study was to identify the functional state of students of economists, builders and students of a sports university using a digital tool - "Online calculator of functional state and body mass index". Methods and structure of the study. The experiment used a mobile application in the form of an online calculator to assess the functional state of students of various professions: a) Civil Engineering University (MSUCE, Moscow), of which 115 boys and 85 girls; b) University of Economics (Plekhanov Russian University of Economics, Moscow), boys - 118, girls - 123; c) a sports university (Tchaikovsky Academy of Physical Culture and Sports, Tchaikovsky), boys - 55, girls - 58 (February-May 2022). Results and conclusions. The values of the indicators of the functional state at rest of the students of the physical culture university do not significantly exceed the similar indicators of the students-economists and builders: the result is significantly higher in the Stange test and heart rate (HR). Girls studying at a sports university showed significantly higher results in heart rate and the level of regulation of the cardiovascular system (CVS), as well as lung capacity (VC), vital index and circulatory respiratory coefficient compared with girls from an economic university. The results of economists are somewhat lower compared to other groups. Thus, a digital tool in the form of an online calculator allows you to quickly and interactively provide users with objective information for planning, controlling physical activity, choosing means of physical culture and sports in educational and extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЙ ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ»

ЦИФРОВОМ ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 16.09.2022 г.

Информация для связи с автором: tany-156@rambler.ru

Кандидат педагогических наук, доцент Т.Н. Шутова1 Кандидат педагогических наук, доцент Е.О. Рыбакова2 Кандидат педагогических наук, доцент С.В. Колотильщикова1 Кандидат педагогических наук, доцент Л.П. Окулова3 1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва 2Чайковская академия физической культуры и спорта, г. Чайковский 3Филиал Удмуртского государственного университета в городе Воткинске, Воткинск

DIGITAL TOOL FOR ASSESSING THE FUNCTIONAL STATE OF STUDENTS

PhD, Associate Professor T.N. Shutova1 PhD, Associate Professor E.O. Rybakova2 PhD, Associate Professor S.V. Kolotilshchikova1 PhD, Associate Professor L.P. Okulova3 1Plekhanov Russian University of Economics, Moscow 2Tchaikovsky State Academy of Physical Culture and Sports, Tchaikovsky 3Branch of Udmurt State University in Votkinsk, Votkinsk

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - выявить функциональное состояние студентов экономистов, строителей и обучающихся физкультурного вуза, используя цифровой инструмент - «Онлайн-калькулятор функционального состояния и индекса массы тела».

Методика и организация исследования. В эксперименте использовалось мобильное приложение в виде онлайн-калькулятора для оценки функционального состояния обучающихся разных профессий: а) строительный университет (НИУ МГСУ, Москва), из них 115 юношей и 85 девушек; б) экономический университет («РЭУ им. Г.В. Плеханова», Москва), юношей - 118, девушек - 123; в) физкультурный вуз (Чайковская академия ФКиС, г. Чайковский), юношей - 55, девушек - 58 (февраль-май 2022 г.). Результаты исследования и выводы. Значения показателей функционального состояния в покое обучающиеся физкультурного вуза значительно не превосходят аналогичные показатели студентов-экономистов и строителей: результат достоверно выше по пробе Штанге и частоте сердечных сокращений (ЧСС). Девушки, обучающиеся в физкультурном вузе, показали результат достоверно выше в ЧСС и уровне регуляции сердечно-сосудистой системы (ССС), а также жизненной емкости легких (ЖЕЛ), жизненном индексе и циркулярно-респираторном коэффициенте по сравнению с девушками экономического вуза. Результаты экономистов несколько ниже по сравнению с другими группами.

Таким образом, цифровой инструмент в виде онлайн-калькулятора позволяет оперативно и интерактивно обеспечивать пользователей объективной информацией для планирования, контроля физической нагрузки, выбора средств физической культуры и спорта на учебных и внеучебных занятиях.

Ключевые слова: функциональное состояние обучающихся разных специальностей, цифровое сопровождение ФК, онлайн-калькулятор, студенты.

Abstract

Objective of the study was to identify the functional state of students of economists, builders and students of a sports university using a digital tool -"Online calculator of functional state and body mass index". Methods and structure of the study. The experiment used a mobile application in the form of an online calculator to assess the functional state of students of various professions: a) Civil Engineering University (MSUCE, Moscow), of which 115 boys and 85 girls; b) University of Economics (Plekhanov Russian University of Economics, Moscow), boys - 118, girls - 123; c) a sports university (Tchaikovsky Academy of Physical Culture and Sports, Tchaikovsky), boys - 55, girls - 58 (February-May 2022).

Results and conclusions. The values of the indicators of the functional state at rest of the students of the physical culture university do not significantly exceed the similar indicators of the students-economists and builders: the result is significantly higher in the Stange test and heart rate (HR). Girls studying at a sports university showed significantly higher results in heart rate and the level of regulation of the cardiovascular system (CVS), as well as lung capacity (VC), vital index and circulatory respiratory coefficient compared with girls from an economic university. The results of economists are somewhat lower compared to other groups.

Thus, a digital tool in the form of an online calculator allows you to quickly and interactively provide users with objective information for planning, controlling physical activity, choosing means of physical culture and sports in educational and extracurricular activities.

Keywords: functional state of students of different specialties, digital support of physical education, online calculator, students.

Введение. В обеспечение принципа здоровьесбережения и личностно ориентированной направленности обучения актуализируется проблема систематической диагностики функционального состояния обучающихся в процессе физического воспитания в вузе [1]. В настоящее время существуют различ-

ные современные цифровые инструменты и сервисы, позволяющие мобильно, удаленно осуществлять мониторинг здоровья человека [2, 3, 5]. В то же время их использование в условиях вуза не находит достаточного обоснования в контексте поддержания экосистемы образовательного учреждения [4].

ИЙЙЙЙЙИ

QR-код для скачивания (Android) QR-код для скачивания (Apple) Рис. 1. QR-коды для скачивания мобильного приложения

Цель исследования - провести сравнительную оценку функционального состояния студентов-экономистов и строителей и обучающихся физкультурного вуза на основе использования мобильного приложения «Онлайн-калькулятор функционального состояния и индекса массы тела».

Методика и организация исследования. Онлайн-калькулятор включает возможности оценки следующих показателей: коэффициент выносливости сердечно-сосудистой системы, уровень регуляции сердечно-сосудистой системы («Двойное произведение», индекс Робинсона), жизненный индекс, циркулярно-респираторный коэффициент Скибин-ски, индекс массы тела, вегетативный индекс Кердо, индекс функциональных изменений системы кровообращения. Для введения данных в онлайн-калькулятор следует определить и записать показатели:

Пол__Рост__(м) Масса тела__кг Возраст__лет

ЧСС__уд/мин Систолическое давление__мм рт. ст.

Диастолическое давление___мм рт. ст.

Сред. число шагов в сутки__тыс. шагов ЖЕЛ__мл

Проба Штанге_с.

В исследовании приняли участие студенты экономических, строительных и физкультурных вузов, которые были разделены на три группы соответственно.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате проведенных измерений выявлено, что функциональное состояние студентов физкультурного вуза незначительно выше студентов экономических и строительных специальностей. Результаты студентов-экономистов несколько ниже по сравнению с другими опытными группами, это касается как юношей, так и девушек (табл. 1).

Как видно из табл. 1, индекс массы тела юношей трех групп находится на одном уровне - «норма». Неожиданно, что самый высокий показатель индекса массы тела в группе студентов физкультурных вузов. Возможно, это можно объяснить тем, что к исследованию привлечены занимающиеся атлетическими видами спорта. Показатели индекса массы тела девушек практически не отличаются и также находятся в пределах нормы.

Двигательная активность юношей трех опытных групп не имеет достоверных различий, студенты физкультурных вузов (11144 шагов) незначительно превосходят студентов-строителей (8921 шаг) и студентов-экономистов (9035 шагов). В опытных группах девушек не выявлено достоверных различий результатов, наименьшее число шагов в группе девушек экономического вуза (7542 шагов).

Коэффициент выносливости сердечно-сосудистой системы, который должен быть на уровне 16 усл.ед. и меньше, при коэффициенте ниже 16 - наблюдается усиление сердечнососудистой системы, если выше 16 усл.ед. - ослабление деятельности с.с.с. или детренированность обследуемого. Следует отметить, что результаты у юношей трех групп практически идентичны и находится близко к норме. Следует обратить внимание на то, что студенты физкультурных вузов достоверно не превосходят другие группы обследуемых. Ко-эфициент выносливости с.с.с. у девушек имеет тенденцию к незначительному ослаблению или детренированности, особенно в группе экономисток.

Уровень регуляции сердечно-сосудистой системы на среднем уровне выявлен только у обучающихся физкультурного вуза: юноши - 88,5 ул. ед., девушки - 77,1 усл. ед., при этом у юношей результат на границе «среднего» уровня регуляции. Девушки строительного и экономического профиля относятся к уровню «ниже среднего». Юноши показали «низкий» уровень, соответственно у строителей 103,1 усл. ед., у экономистов - 100,5 усл. ед. Формула по уровню регуляции включает в себя показатели ЧСС и систолического артериального давления, при этом САД немного выше нормы у строителей и экономистов (юноши), а у девушек немного ниже нормы. Наилучшие показатели ЧСС и АД у студентов физкультурных вузов.

Наименьшие показатели жизненного индекса выявлены в группах экономического университета, лишь 37,8 мл/кг у юношей и 36,1 мл/кг у девушек. Жизненный индекс в норме

Таблица 1. Показатели функционального состояния студентов, полученные с помощью онлайн-калькулятора

Показатели Юноши (Х±а) Девушки (Х±а)

Строит. Эконом. Спорт. Строит. Эконом. Спорт.

Индекс массы тела (норма 18,5-24,9 усл. ед.) 21,5±3,2 22,7±4,2 23,1±3,6 20,3±3,02 20,9±3,6 20,1±3,1

Уровень двигательной активности (кол-во шагов) 8321±3957 9035,25±2710 11144±4717 8020,7±1975,5 7542,52±2313 9940±3554

Коэффициент выносливости ССС (усл. ед.) (норма 16, > 16 - усиление, < 16 - ослабление) 14,80±4,8 13,8±5,9 14,7±4,06 18,6±4,4 20,5±9,7 17,8±4,3

Уровень регуляции ССС (усл. ед.); 81-90 - средний; 91-100 - ниже сред.; 101 и выше - низкий 103,1±23,7 100,5±33,0 88,5±23,4 93,4±18,1 93,7±21,7 77,1±16,9

Жизненный индекс (мл/кг) (норма 53-61 мл/кг) 53,0±12,02 37,8±14,7 51,7±12,8 48,4±8,3 36,1±15,9 53,8±8,3

Циркулярно-респираторный коэффициент Скибински (10-30 - удовлет., 30-60 - хорошо) усл. ед. 41,9±19,9 25,2±13,0 52,3±24,6 20,4±11,1 16,9±8,3 25,01±9,03

Вегетативный индекс Кердо (усл. ед.) (норма 0 усл. ед.) 4,45±29,1 - 10,5±42,6 -16,56±19,2 4,3±24,6 7,39±22,5 -7,83±26,9

Индекс функциональных возможностей системы кровообращ. 2,6-3,09 усл. ед. - норма 2,26±0,45 3,64±9,2 2,26±0,32 2,08±0,29 2,1±0,26 2,05±0,36

№12 • 2022 Декабрь | December

http://www.teoriya.ru

65

Таблица 2. Физическое развитие и функциональное состояние в исследовании

Показатели Юноши (Х±а)

Строители Экономисты Спортсмены

Длина тела (см) 181,47±6,7 181,42±6,6 179,9±7,9

Масса тела (кг) 80,96±8,2 75,19±12,1 74,5±11,02

ЖЕЛ (мл) 3836,96±707,5 3171,19±594,5 4196,3±505,5

Проба Штанге (с) 71,4±23,2 69,52±25,1 100,2±29,2

ЧСС уд/мин 79,2±15,1 80,24±17,5 65,6±9,1

АД (мм. рт. ст.) 128,09±13,05 /72,58±10,4 124,9±18,1/70,2±9,9 117,8±10,9 /74,6±8,1

Показатели Девушки (Х±а)

строители экономисты спортсмены

Длина тела (см) 165,7±5,3 167,34±5,3 163,7±6,6

Масса тела (кг) 62,69±4,9 57,64±7,2 59,2±9,5

ЖЕЛ (мл) 2931,6±590,6 2370,8±397,2 3135,1±597,1

Проба Штанге (с) 51,4±14,5 53,81±15,2 61±20,6

ЧСС уд/мин 82,1±12,2 84,27±13,7 70±9,4

АД (мм. рт. ст.) 114,3 ±11,04/70,9 ±8,8 111,6 ± 14,3 /72,7±8,6 114,5±13,1 /72,8±7,3

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

у юношей строительного профиля и у обучающихся физкультурного направления, немного ниже нормы жизненный индекс у девушек строительного вуза (48,4 усл. ед.).

В завершении тестирования производился подсчет индекса функциональных возможностей системы кровообращения, который включал в себя возраст, пол, массу тела, значения ЧСС, АД. Исследование выявило недостаточные возможности системы кровообращения в группе юношей-экономистов (3,64 усл. ед.). Результаты спортсменов и строителей, как юношей (2,26 усл. ед), так и девушек практически совпадают (2,08 и 2,05 усл. ед.).

Проба Штанге помогает оценить работу сердца и дыхание в усложненных условиях (табл. 2). Результаты пробы Штанге у юношей таковы: спортсмены (100,2 с) достоверно превосходят строителей (71,4 с) и экономистов (69,5 с). Отличным считается результат 50 с и выше, менее 40 с - «неудовлетворительно» результат, а 40-50 секунд - «удовлетворительно». Результаты работы сердца и дыхания в усложненных условиях у девушек таковы: спортсменки незначительно превосходят другие опытные группы. Результаты девушек строительного и экономического вузов практически совпадают и относятся к «отличному» уровню (на границе «отличного» уровня).

Рассмотрим полученные показатели по ЧСС, отметим, что результаты, как у юношей, так и у девушек находятся в пределах нормы. ЧСС спортсменов-юношей (65,6 уд/мин) достоверно лучше, по сравнению со строителями (79,1 уд/мин) и экономистами (80,2 уд/мин).

Данные ЧСС у девушек трех опытных групп не имеют достоверных различий, из-за высоких значений среднего ква-дратического отклонения. Безусловно, значения в группе спортсменок лучше (70,0 уд/мин), при этом следует отметить, что в группе экономисток ЧСС - 84,2 уд/мин, что выше по сравнению с другими группами.

Изучим результаты АД, безусловно, значения систолического и диастолического давления ниже в группе спортсменов, при этом следует отметить, что АД в группах девушек ниже, по сравнению с группами юношей. Немного выше нормы систолическое давлению у юношей-строителей, необходимо чаще контролировать этот показатель, измерять АД на практических занятиях по ФК.

Выводы. Цифровой инструмент в виде онлайн-калькуля-тора обеспечил личностно ориентированную направленность обучения, оперативность и интерактивность. Обследуемым

даны рекомендации по двигательной активности, контролю АД, видам физической нагрузки для развития ЖЕЛ, мобильным приложениям по контролю питания. Онлайн-калькулятор применялся как компонент цифровой образовательной экосистемы по ФКиС в вузе, как возможность совместных научных исследований, дистанционного доступа к базе данных. В дальнейшем можно производить сопоставительную характеристику функционального состояния обучающихся разных регионов, профессий, кроме того, онлайн-калькулятор рекомендован для пользователей 17-50 лет, что расширяет спектр научных исследований.

Литература

1. Антонова И. Н. Исходный уровень физической подготовленности и реакции сердечной мышцы на физическую нагрузку студентов первого курса / И. Н. Антонова, Т. Н. Шутова, А. В. Носова и др. // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11 (177). - С. 21-25.

2. Белецкий С. В. Цифровое сопровождение дистанционных занятий по физической культуре и спорту в вузе / С. В. Белецкий, Т. Н. Шутова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2021. -№ 2 (192). - С. 25-29.

3. Шутова Т. Н. Цифровой подход в организации физической культуры и спорта в вузе / Т. Н. Шутова, Л. Б. Андрющенко, И. В. Орлан и др. // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 3. -С. 12-14.

4. Шутова Т. Н. Онлайн-калькулятор в диагностике функционального состояния и индекса массы тела / Т. Н. Шутова, Л. Б. Андрющенко, Н. Ю. Дрейко и др. // Теория и практика физической культуры. -2022. - № 7. - С. 23-25.

References

1. Antonova I.N., Shutova T.N., Nosova A.V. et al. Iskhodnyy urov-en fizicheskoy podgotovlennosti i reaktsii serdechnoy myshtsy na fizicheskuyu nagruzku studentov pervogo kursa [The initial level of physical fitness and the response of the heart muscle to the physical load of first-year students]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Les-gafta. 2019. No. 11 (177). pp. 21-25.

2. Beletsky S.V., Shutova T.N. Tsifrovoye soprovozhdeniye distantsionnykh zanyatiy po fizicheskoy kulture i sportu v vuze [Digital support for distance learning in physical culture and sports at the university]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2021. No. 2 (192). pp. 25-29.

3. Shutova T.N., Andryushchenko L.B., Orlan I.V. et al. Tsifrovoy podkhod v organizatsii fizicheskoy kultury i sporta v vuze [Digital approach to the organization of physical culture and sports at the university]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2021. No. 3. pp. 12-14.

4. Shutova T.N., Andryushchenko L.B., Dreiko N.Yu. et al. Onlayn-kalku-lyator v diagnostike funktsionalnogo sostoyaniya i indeksa massy tela [Online calculator in the diagnosis of the functional state and body mass index]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2022. No. 7. pp. 23-25.

5. Masi E., James E. Peterman, Leonard A. Kaminsky. The Health Benefits of a Pedometer -Based 100,000 Steps. Journal of Science in Sport and Exercise. 2019. Vol. 1. № 2. рp. 176-183.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.