Научная статья на тему 'Диагностика фактологических литературных знаний на уроках литературы как рецепт стимулирования чтения в контексте разговора о человеке'

Диагностика фактологических литературных знаний на уроках литературы как рецепт стимулирования чтения в контексте разговора о человеке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
455
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРА / LITERATURE / ПРЕПОДАВАНИЕ / TEACHING / УРОК / LESSON / ФАКТОЛОГИЧЕСКИЙ / FACTUAL / МЕТОДИКА / TECHNIQUE / ЧТЕНИЕ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / READING INCENTIVES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Митяшов Роман Петрович

Статья посвящена вопросам методики преподавания литературы в школе. Выявлены и проанализированы подходы к стимулированию чтения и способы проверки фактологических знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика фактологических литературных знаний на уроках литературы как рецепт стимулирования чтения в контексте разговора о человеке»

Diagnostic of factual literary knowledges on the lessons of literature as a recipe for stimulating reading in the context of the conversation about the person Mitjashov R.

Диагностика фактологических литературных знаний на уроках литературы как рецепт стимулирования чтения в контексте разговора о человеке Митяшов Р. П.

Митяшов Роман Петрович /Mitjashov Roman - студент, филологический факультет, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград

Аннотация: статья посвящена вопросам методики преподавания литературы в школе. Выявлены и проанализированы подходы к стимулированию чтения и способы проверки фактологических знаний.

Abstract: article focuses on methods of teaching literature at school. Revealed and analyzed the approaches to stimulate reading and ways of checking the factual knowledge.

Ключевые слова: литература, преподавание, урок, фактологический, методика, чтение, стимулирование.

Keywords: literature, teaching, lesson, factual, technique, reading incentives.

Цели преподавателя литературы достаточно широки. Г. А. Иоффе назвал самые распространённые и самые разные:

- развитие чувств учеников за счёт создания на уроках высокого эмоционального накала;

- выявление нравственно-философских вопросов произведения для разговора о проблемах бытия;

- расширение читательского кругозора учащихся за счёт расширения перечня произведений, необходимых для прочтения;

- постижение авторской позиции и способов её выражения и др.

Не скажем, что эти цели недостижимы, но вопросов, касающихся преподавания литературы, меньше не становится, в том числе в свете принятой концепции преподавания учебных предметов и переходе апробации профессионального стандарта «Педагог».

Одна из фундаментальных причин: дети и взрослые всё меньше и меньше отводят времени для чтения книг. Как отмечают наблюдательные дети, «взрослые слишком погружены в работу», «взрослые читают меньше нас», «они не читают и не покупают нам книги». Новая экономическая остро конкурентная среда вынуждает взрослых в профессиональной сфере «выкладываться по максимуму». Соответственно, в домашнем досуге предпочтение отдается самой щадящей релаксации. И если это чтение, то из разряда «легкого»: глянцевые журналы и газетно-журнальные еженедельники, книжные издания карманного формата - боевики, «иронические детективы», дамские романы и пр. [2, с. 76].

Ввиду того, что причина эта из разряда трудно устраняемых, часто непреодолимых, появились так называемые технологии преподавания литературы, «дающие шанс» нечитающим. Несмотря на их внешнюю обоснованность, в конечном итоге тургеневский П. П. Кирсанов для нечитающих вполне может занять место своего однофамильца - второго мужа Веры Павловны из романа Н. Г. Чернышевского.

Двадцать первый век, по общему признанию, требует не только и не столько «человека разумного», сколько все больше - «человека духовного», способного к творчеству, нестандартным решениям, ответственности и любви [2, с. 77].

Один из способов разрешения проблемы - найти способы стимулирования чтения, при этом, чтобы любой вид деятельности учителя и ученика опирался на фактологические знания - набор систематизированных фактов объективной действительности.

Рецептов стимулирования чтения не так уж и много. Вот некоторые из тех, которые учителя литературы чаще всего называют.

1. Выразительное чтение. Чтение вслух как рецепт стимулирования чтения в полной мере может быть оправдано, если оно именно выразительное. Такое чтение, безусловно, вызывает интерес к тексту, к произведению. И напротив, поголовное заучивание наизусть стихотворений, чтение «по цепочке», увы, есть одно из препятствий желанию прочитать книгу. Если есть возможность, необходимо использовать на уроках фонограммы или видеозаписи мастеров выразительного чтения: Аллы Демидовой, Михаила Казакова, Вениамина Смехова и других. Нередко сами авторы являют собой пример мастерского владения техникой выразительного чтения. Музыкально-литературная композиция Глеба Мая «Исповедь» на стихи Евгения Евтушенко, где стихи читает сам автор - пример вышесказанному.

2. Организация контроля над самостоятельным чтением учащегося. Фактологический контроль часто должен опережать любые формы литературного обучения или выступать в качестве составной части контрольной работы. Беседы, дискуссии, доклады и сочинения обязаны отражать, в первую очередь, знание самого произведения, а потом уже изученный теоретический и критический материал. Совершенно нормально, если ученик прочитал произведение потому, что это было задано и это будет проконтролировано.

Изучать произведение следует с первичного восприятия, а конкретнее - с выявления степени прочитанности текста. Конечно, каждое произведение требует особого подхода к первичной проверке фактологических знаний. Так, например, изучение романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» чаще всего в этом случае опирается на биографию писателя и на творческую предысторию романа. «Мёртвые души» Н. В. Гоголя располагают к тому, чтобы обозначить главных героев, воспроизвести запомнившиеся эпизоды.

Проверка фактологических знаний не должна вступать в противоречие с философской и нравственно-этической сторонами литературного произведения. Лучше, если содержание или процесс контроля будут не только интересными, но и деликатными. Особенно это касается тестовой формы контроля.

Для драматических произведений оптимальной формой контроля на фактологическом уровне может стать традиционная викторина с внимательным отслеживанием в ней каждого участника. Для повести или романа применима пресс -конференция, для которой предварительно из числа самых внимательных и исполнительных учеников-читателей создаётся группа экспертов. Эта группа в ходе пресс-конференции отвечают одноклассникам на заранее подготовленные фактологические вопросы.

3. Ключевая цитата. Суть этой работы сводится к тому, чтобы в произведении найти несколько ключевых цитат, которые можно взять за основу на пути понимания и формулировки идеи произведения.

4. «Принцип промокашки». Это определение и форму контроля ввёл Е. Н. Ильин. Работая по этому принципу, он в начале урока учащимся предлагает в книгах сделать произвольно по одной закладке (раньше это была - промокашка). Затем ученик открывает книгу на заданной странице, бегло читает её начало, закрывает книгу и пересказывает тот эпизод, который ему достался.

5. Урок-путешествие. Урок-путешествие интересен не только тем, что даёт возможность посетить (чаще всего заочно) места, связанные с жизнью того или иного писателя либо литературного героя. На уроке-путешествии создаётся благодатная почва для желания прочитать произведение и для проверки фактологических знаний. С особым интересом воспринимаются литературные задачи. Вот одна из моделей по роману И. А. Гончарова «Обломов»:

«Мы с вами находимся в Санкт-Петербурге, на улице ...., в квартире героя романа И. А. Гончарова Ильи Ильича Обломова.

Комната, в которой лежит хозяин, внешне хорошо обставлена. Мы видим . из красного дерева, . дивана, обитые шёлком, красивые ширмы, вышитые небывалыми в природе . и плодами.

Но, приглядевшись повнимательнее, мы начинаем отмечать больше черты не убранства и приличий, а желания «отделаться от них». По стенам, около картин, видна «в виде фестонов . », ковры покрыты ., на диване лежит забытое ., на столе - не убранная со вчерашнего ужина тарелка с ..

На этажерках лежат развёрнутые ..., страницы которых покрылись ... и ...».

6. Таблица анализа речи. Заполнить такую таблицу, не читая произведения, достаточно сложно. Составляется она учителем, заполняется учеником.

Таблица 1. Анализ речи Феклуши (пьеса А. Н. Островского «Гроза»)

Лексика из церковного словаря. Разговорно-литературные слова и выражения. Просторечная лексика

Содом, плевелы, видение, щедроты и т.д. Надобно, предел положен, скатертью дорога и т.д. Стянула (украла), салтан (султан), ихних (их) и т.д.

Любители подобных таблиц, а также таблиц синхронических, по достоинству оценили книгу И. А. Фогельсона «Литература учит».

7. Задание «Изучи сам, или Дополнение к известному». Раз в четверть учитель проводит опрос: творчество какого писателя вы знаете более обстоятельно? После того, как авторы изученных произведений будут названы, ученикам раздаются карточки с вопросами повышенной сложности, требующими изучения дополнительного материала. Это задание выполняется дома.

Вот, например, вопросы по творчеству Ф. И. Тютчева:

1. В чем главное отличие стихотворения Ф. И. Тютчева «С чужой стороны» от стихотворения М. Ю. Лермонтова «На севере диком.»

2. Как случилось, что знаменитое стихотворение Тютчева «Не знаю я, коснётся ль благодать.» было обнаружено только в мае 1875 г., через два года после смерти поэта?

3. Кто из русских писателей позволял себе делать в стихах Тютчева поправки и с чем это связано?

8. Важнейшая деталь. Суть работы педагога по духовному воспитанию неоднородна. Л. В. Занков определил, что заниматься проблемой духовности можно по-разному. Например, поиски духовности могут быть в продуктах жизнедеятельности: в произведениях искусства, в памятниках старины. А можно духовное воспитание рассматривать как принцип саморазвития, самореализации человека. Именно с этой позиции литература, прежде всего - разговор о человеке, попытка заглянуть в глубины своего Я.

В работе над текстом условно можно выделить три этапа:

1. предварительное чтение,

2. общение и мысленный диалог с автором и героями,

3. осмысление прочитанного.

Второй и третий этапы невозможны без элементов «человековедения», без самоанализа, без примеривания ситуации на себя. А они, в свою очередь, подтолкнут

к осмысленному прочтению тех, кто книгу ещё не открывал. Вся работа учителя литературы, все её формы должны быть направлены на главное - на духовное производство. Только тогда, когда на уроках литературы будут не только выявляться, но и пропускаться через себя вечные ценности, когда анализ произведения будет «компенсировать эмоциональную недостаточность», тогда можно будет надеяться, рассчитывать, что после изучения бунинского «Господин из Сан-Франциско», ученик сам, «духовной жаждою томим», прочитает «Сны Чанга» или «Чистый понедельник». Книга, учитель и ученик будут неразъединимы, если уроки будут «человекообразовательными».

В этом отношении очень полезна работа по выявлению детали, которая позволяет выйти на понимание принципиального смысла произведения. Так открытие учениками того, что избиение солдата в рассказе Л. Н. Толстого «После бала», происходит в прощённое воскресенье, показывает всю видимость благопристойности и блеска в доме и душе старого служаки, отца Вареньки.

И всё же, несмотря на вышеназванные рецепты стимулирования чтения и способы проверки фактологических знаний, все они будут бездейственны, если на уроке нет интереса к произведению у самого учителя. В этом случае после анализа речи героя, после выявления важного эпизода, персонажа он так и остаётся персонажем. Во всякой полемике и организации работы на уроке литературы должен быть интерес даже не учебный. Е. Н. Ильин написал о том, что он ему следует быть житейским, философским, а в контексте освоения ФГОС речь идёт, конечно, о личностных компетенциях.

Литература

1. Ильин Е. Н. Герой моего урока. М.: Педагогика, 1991. 288 с.

2. Сафонова Н. К. Отлученные от чтения или увлеченные им? (некоторые проблемы детско-подросткового чтения в XXI веке) // Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: Сборник научно-практических работ / Составитель В. Я. Аскарова. М.: МЦБС, 2007. 272 с.

3. Фогельсон И. А. Литература учит. 10 класс. М.: Просвещение, 1990. 304 с.

The image of the bird in the lyrics of A. Blok Mitjashov R. Образ птицы в лирике А. А. Блока Митяшов Р. П.

Митяшов Роман Петрович /Mitjashov Roman - студент, филологический факультет, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград

Аннотация: статья посвящена анализу символики, связанной с образом птицы в лирике А. Блока. В работе представлены различия в представлении и употреблении орнитологической образности.

Abstract: the article analyzes the symbolism associated with the image of a bird in the lyrics of Blok. The paper presents the differences in the presentation and use of the ornithological imagery.

Ключевые слова: поэзия, образ, символика, орнитонимы, птицы, мифология. Keywords: poetry, image, symbols, ornithology, bird, mythology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.