к осмысленному прочтению тех, кто книгу ещё не открывал. Вся работа учителя литературы, все её формы должны быть направлены на главное - на духовное производство. Только тогда, когда на уроках литературы будут не только выявляться, но и пропускаться через себя вечные ценности, когда анализ произведения будет «компенсировать эмоциональную недостаточность», тогда можно будет надеяться, рассчитывать, что после изучения бунинского «Господин из Сан-Франциско», ученик сам, «духовной жаждою томим», прочитает «Сны Чанга» или «Чистый понедельник». Книга, учитель и ученик будут неразъединимы, если уроки будут «человекообразовательными».
В этом отношении очень полезна работа по выявлению детали, которая позволяет выйти на понимание принципиального смысла произведения. Так открытие учениками того, что избиение солдата в рассказе Л. Н. Толстого «После бала», происходит в прощённое воскресенье, показывает всю видимость благопристойности и блеска в доме и душе старого служаки, отца Вареньки.
И всё же, несмотря на вышеназванные рецепты стимулирования чтения и способы проверки фактологических знаний, все они будут бездейственны, если на уроке нет интереса к произведению у самого учителя. В этом случае после анализа речи героя, после выявления важного эпизода, персонажа он так и остаётся персонажем. Во всякой полемике и организации работы на уроке литературы должен быть интерес даже не учебный. Е. Н. Ильин написал о том, что он ему следует быть житейским, философским, а в контексте освоения ФГОС речь идёт, конечно, о личностных компетенциях.
Литература
1. Ильин Е. Н. Герой моего урока. М.: Педагогика, 1991. 288 с.
2. Сафонова Н. К. Отлученные от чтения или увлеченные им? (некоторые проблемы детско-подросткового чтения в XXI веке) // Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: Сборник научно-практических работ / Составитель В. Я. Аскарова. М.: МЦБС, 2007. 272 с.
3. Фогельсон И. А. Литература учит. 10 класс. М.: Просвещение, 1990. 304 с.
The image of the bird in the lyrics of A. Blok Mitjashov R. Образ птицы в лирике А. А. Блока Митяшов Р. П.
Митяшов Роман Петрович /Mitjashov Roman - студент, филологический факультет, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград
Аннотация: статья посвящена анализу символики, связанной с образом птицы в лирике А. Блока. В работе представлены различия в представлении и употреблении орнитологической образности.
Abstract: the article analyzes the symbolism associated with the image of a bird in the lyrics of Blok. The paper presents the differences in the presentation and use of the ornithological imagery.
Ключевые слова: поэзия, образ, символика, орнитонимы, птицы, мифология. Keywords: poetry, image, symbols, ornithology, bird, mythology.
В начале 20-го века мир многое на себе испытал: мировая война, социалистическая революция, утверждение тоталитарных государств. Через всё это прошла и Россия. И, конечно же, всё это нашло отклик в литературе. Появляется множество течений, пытающихся осмыслить происходящее, дать ему оценку и, возможно, указать дальнейший путь.
А. А. Блок принадлежал к символизму, поэтому при анализе его творчества важно обращать пристальное внимание на образную составляющую. Активное обращение к орнитологической образности в русской и китайской поэзии первой трети ХХ века было закономерным. Оно отражало поворот к вечным темам, ощущение грядущих исторических событий, понимаемых либо под знаком ожидания позитивных перемен, либо как предвидение будущих катаклизмов, повышенный интерес к мифопоэтике, архаическим пластам словесности и переосмысление наследия классической литературы.
Образы птиц проходят через всё творчество А. Блока. И они очень разнообразны в своем представлении и употреблении.
Например, орнитологические образы, встречающиеся одиночно, Блок использует в качестве сравнения или создания картины, не более:
«Старушка, как курица» (Поэма «Двенадцать») [3, с. 278]; «Над берегом вьются галки» («Поэт») [2, с. 74]; «Замерла береговая песня; В стоне чайки - белоснежный зов. В тишине - еще, еще чудесней
Дуновенья снежных облаков» («Замерла береговая песня...») [1, с. 526]. Можно было по-другому описать, но Блок выбрал именно образы птиц. В ранней лирике встречаются и образы мифологических птиц. В стихотворении «Гамаюн, птица вещая» [1, с. 14] Гамаюн смотрит на ужасы, уготованные Родине лирического героя. «Сирин и Алконост» [1, с. 381] - лирическое описание райских славянских птиц. Взяв образ восточной мифической птицы Рок, которая описывается как огромнейшая птица с большими крыльями, Блок подчеркивает всеобъемлемость, величие силы любви.
Что касается символики, заложенной в орнитологических образах, в его стихотворениях птицы, приближенные к Небу, напрямую связаны со святостью, творчеством, любовью. И поэтому человек, полюбивший, освободившийся от земной несвободы нередко наделяется крыльями. В стихотворении «Туда, где небо с океаном.» автор стремится воссоединить свою душу «с небесной твердью чистой, ясной» и высказывает следующую мысль: «Ах, если б ты, творец вселенной, Над нами чудо совершил И мощью гения нетленной — Крылами смертных наделил!..» [1, с. 372]. Здесь окрыление - путь к небесному, к мечте. Свобода также окрыляет лирического героя Блока: «Крылья легкие раскину, Стены воздуха раздвину, Страны дольние покину» [1, с. 218].
Обретение крыльев говорит о возвышенном стремлении человека к битве жизни после забвения, сна:
«За краткий сон, что нынче снится, А завтра - нет, Готов и смерти покориться Младой поэт
Я не таков: пусть буду снами Заворожен, -
В мятежный час взмахну крылами И сброшу сон.
Опять - тревога, опять - стремленье, Опять готов
Всей битвы жизни я слушать пенье До новых снов!» [1, с. 283].
Счастье, которое свято, окрыляет человека, но оно также и покидает, уносясь на крыльях:
«Помните счастье: давно отлетело
Грустное счастье на быстрых крылах...» [1, с. 384].
Погружаясь в свою душу, ведя с ней разговоры, лирический герой летает:
«Я парю на крылах неземных, Пролетаю над сонной рекою, Пролетаю в туманах седых И веду разговоры с душою...» [1, с. 401].
В то же время, вещи безбожные, не являющиеся святыми, лишаются крыльев:
«Вдруг издали донесся в заточенье
Из тишины грядущих полуснов
Неясный звук невнятного моленья,
Неведомый, бескрылый, страшный зов.
То был ли стон души безбожно-дикой...» [2, с. 77].
Часто в лирике А. Блока не называются конкретные птицы, но символика небес сохраняется:
«Перед Тобой синеют без границы Моря, поля, и горы, и леса, Перекликаются в свободной выси птицы, Встает туман, алеют небеса.
А здесь, внизу, в пыли, в уничиженьи, Узрев на миг бессмертные черты, Безвестный раб, исполнен вдохновенья, Тебя поет»[2, с. 134].
Здесь также присутствует четкое противопоставление земли небесам. В стихотворении «Я и мир - снега, ручьи.» птицы и вовсе являются одной из важных частей мироздания:
«Я и мир — снега, ручьи,
Солнце, песни, звезды, птицы» [2, с. 147].
Нередко к слову «птица» добавляется определение, расширяя образ:
«Если умру — перелетные птицы
Призрак развеют, шутя» [2, с. 104] - не указывается, какие именно перелетные птицы, но автор именно орнитологический образ связывает со своей судьбой.
Чаще всего особенности орнитологических образов даются через цветовую характеристику.
"Мама, красивая мама, не плачь ты! Золотую птицу мы увидим во сне [2, с. 84]. «Грежу о белых исчезнувших птицах,
Чую оторванный миг» [2, с. 140] - к птицам (не указано, конкретно к каким), олицетворяющим светлое прошлое, добавляются определения «белые», «золотую», усиливая лучшие черты.
В стихотворении «После дождя» [2, с. 392] знаком конца всего плохого будет «птичий крик». «Голос птичий» является хорошим знаком и в стихотворении «Тебе. Тебе, с иного света...» [1, с. 357].
Но стоит отметить, что символика птиц в ранних лирических произведениях Блока претерпевает изменения. В различных культурах одни птицы олицетворяют нечто хорошее, другие же - нечто плохое. Начиная со второго сборника, Блок расширяет символику птиц, они не всегда вестники доброго, светлого, творчества. «Из царства сна выходит безнадежность -Как птица серая - туман. В явь ото сна умчит меня безбрежность, Как ураган.
Здесь - все года, все боли, все тревоги, Как птицы черные в полях. Там нет предела голубой дороге -Один размах.
Из царства сна звенящей крикну птицей, Орлом - в туман.
А вы - за мной, нестройной вереницей, Туда - в обман!» [2, с. 494].
Как мы видим, птицы уже не только «белые», но «серые» и «черные». Соответственно расширяется и роль птиц в образной системе поэта. Характеристикам птиц дается не только цветовая характеристика:
«Пронеслась, бесшумно рея, Птицы траурной фата» [2, с. 64]. «Большие крылья снежной птицы Мой ум метелью замели» [2, с. 238].
И уже в творчестве 1912 года мы можем увидеть всю вышеперечисленную орнитологическую символику:
«...С моря ли вихрь? Или сирины райские В листьях поют?..»
«...И замыкаю я в клетку холодную Легкую, добрую птицу свободную, Птицу, хотевшую смерть унести, Птицу, летевшую душу спасти.
Вот моя клетка - стальная, тяжелая, Как золотая, в вечернем огне. Вот моя птица, когда-то веселая, Обруч качает, поет на окне.
Крылья подрезаны, песни заучены. Любите вы под окном постоять? Песни вам нравятся. Я же, измученный, Нового жду - и скучаю опять» [2, с. 256].
Здесь присутствует образ сирина, образ крыльев и птицы как духа творчества. Поэт тяготеет к символическому осмыслению образа птицы, орнитонимы являются сквозными образами в творчестве поэта. Часто в лирике А. Блока не называется конкретный образ птицы, но определённая символика сохраняется. Образ птиц связан с небом, Россией, святостью, любовью, творчеством. В раннем и позднем творчестве А. Блока образ птицы претерпевает некоторые изменения.
Литература
1. Блок А. А. Собрание сочинений. В 8 т. Т. 1: Стихотворения. 1897-1904 / А. А. Блок. Под общ. ред. В. Н. Орлова. М.-Л.: Гослитиздат, 1960. 715 с.
2. Блок А. А. Собрание сочинений. В 8 т. Т. 2: Стихотворения и поэмы 1904-1908 / А. А. Блок. Под общ. ред. В. Н.Орлова. М.-Л.: Гослитиздат, 1960. 466 с.
3. Блок А. А. Собрание сочинений в 8 т. Т. 3: Стихотворения и поэмы. 1907-1921 / А. А. Блок. Под общ. ред. В. Н. Орлова. М.-Л.: Гослитиздат, 1960. 714 с.