УДК 351.74 ББК 67
© 2016 г. В. С. Овсянников,
адъюнкт Ростовского юридического института МВД России.
Тел.: 8 (928) 965-68-87.
ДЕЖУРНЫЕ ЧАСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ КАК ОСНОВНОЙ СУБЪЕКТ РЕАГИРОВАНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЯ В ОПЕРАТИВНОЙ ОБСТАНОВКЕ
В статье анализируются некоторые особенности деятельности дежурных частей органов внутренних дел, связанные с изменениями в оперативной обстановке на обслуживаемой территории. Автор обращает внимание на специфику исполнения обязанностей дежурной смены и источники информации об изменении состояния оперативной обстановки.
Ключевые слова: дежурная часть, информация, оперативная обстановка, чрезвычайные происшествия, реформа МВД России.
V. S. Ovsyannikov - Adjunct of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian
Federation.
DUTY UNITS OFTERRITORIAL BODIES OFTHE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
AS THE MAIN ENTITY TO RESPOND TO CHANGES IN THE OPERATIONAL CONDITION
The article analyzes some peculiarities of activity of duty units of internal Affairs bodies associated with changes in the operational environment in the service area. The author draws attention to the specificity of the duties of the duty shift and the sources of information on the changing state of the operational environment.
Key words: part of the duty, information, operational environment, emergency, reform of the interior Ministry of Russia.
Несмотря на принимаемые МВД России усилия, преступность в России продолжает оказывать негативное влияние на всю жизнедеятельность общества и государства. Ежегодно в России регистрируется более 3 миллионов преступлений, свыше 1 миллиона тяжких и особо тяжких посягательств, почти 31 тысяча убийств и покушений на убийства, десятки тысяч фактов безвестного исчезновения, похищения людей и захвата заложников.
За последнее время произошли системные изменения преступности, возникли ее новые виды в сфере высоких технологических процессов, интеллектуальной собственности и экономической безопасности. Вместе с тем процесс формирования новой системы МВД России отстает от нынешнего состояния криминогенной обстановки и от тех требований, которые предъявляются к органам внутренних дел в связи с общими изменениями в нашей стране. Эти изменения коснулись и системы профилактики правонарушений. В реализации данной общегосударственной программы одним из перспективных направлений является создание аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». Он позволяет в режиме онлайн контролировать
обстановку на стратегических объектах, в общественных местах. Апробация новых форм и методов службы на обслуживаемой территории, совершенствование систем управления силами и средствами, расширение возможности непосредственного доступа сотрудников полиции к автоматизированным информационным системам позволяют наиболее эффективно реагировать на поступающие сообщения о происшествиях в дежурные части территориальных органов МВД России. Сегодня проходит апробацию новая система управления мобильными нарядами (СУМН), цель которой заключается в отслеживании ближайшего патрульного наряда для оперативного реагирования на сообщение о преступлении с автоматическим доведением карточки «02». Более того, предпринимаются активные меры, направленные на совершенствование материально-технического обеспечения полиции, что имеет положительное значение в профилактике и предупреждении преступности, оперативном реагировании и раскрытии преступлений.
В целях соблюдения законности и обеспечения правопорядка особое внимание уделяется совершенствованию учета регистрации
поступающей информации в дежурные части территориальных органов МВД России. Перспективное направление и развитие получили комплексная информатизация и компьютеризация, создание объективной и свободной от злоупотреблений системы регистрации и учета преступлений. Это позволяет оперативно реагировать на поступающую информацию и своевременно прибывать на место происшествия. Оснащение информационных центров МВД, ГУ, УВД по субъектам Российской Федерации, УВД на транспорте программно-техническими комплексами (ПТК) «Информационная база данных - регион» (ИБД-Регион), которая позволяет обрабатывать сведения по всей стране и в течение 24-х часов получать обобщенные сведения из оперативно-справочных, разыскных и криминалистических учетов.
В этих целях осуществляются меры, направленные на улучшение организации управления органами внутренних дел, продолжается работа по оптимизации структуры МВД России, приведению ее в соответствие с организационным построением федеральных органов
_______и ____ 1 Л и
исполнительной власти. В современный реформенный период в МВД России были определены главные стратегические приоритеты и тенденции становления и развития органов внутренних дел, достигнуты положительные результаты в оперативной и служебной деятельности, повысилась ее результативность. Свидетельством этому являются данные государственной статистики преступности, повышение доверия граждан к полиции.
Значимым для данной системы стало расширенное заседание коллегии МВД России, проводившееся 15 марта 2016 года, на котором были подведены итоги за истекшие пять лет и намечены приоритетные направления ее развития [4]. В рамках поставленных государством задач МВД России осуществляется плодотворная работа по улучшению информационного обеспечения оперативно-служебной деятельности органов полиции. Создана концептуальная основа информационной политики подразделений и служб системы МВД России. Сформирована организационно-правовая система участия общественности в совершенствовании основных направлений государственной политики в сфере внутренних дел, укрепления правопорядка, повышения правового мировоззрения и правовой куль-
туры населения и сотрудников правопорядка (полиции). Реализована Концепция совершенствования взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2009-2014 годы [3]. Ее реализация позволила в определенной степени расширить сотрудничество с общественностью, выработать новые, более эффективные формы, методы и механизмы совместной деятельности. Открытость полиции имеет своей целью повышение доверия населения к органам внутренних дел. МВД России является важнейшим органом, оперативно реагирующим на возникновение угроз и вызовов национальной безопасности, видов правонарушений, изменение оперативной обстановки. Разработана инновационная многопараметрическая информационно-аналитическая система, которая способна прогнозировать состояние безопасности дорожного движения (МИАС). В дальнейшем планируется ее интеграция на основе Единой информационно-телекоммуникационной системы МВД России [2] (ЕИТКС МВД России). В решении задач профилактики стали широко использоваться современные технические средства и информационные технологии.
В Российской Федерации на улицах городов и поселков установлено и действует около 73 тысяч камер видеонаблюдения. В общественных местах оборудовано более 12 тысяч установок экстренной связи «гражданин - полиция». Как результат - в 2015 году на улицах городов и населенных пунктов совершено меньше преступлений (385,9 тысяч преступлений) на 4,9 %, в том числе тяжких и особо тяжких - на 11,9 % (124,4 тысячи преступлений). На фоне развития современных инновационных систем профилактики совершения правонарушений главная нагрузка в этом направлении продолжает возлагаться на полицию по охране общественного порядка. Борьба с преступностью сегодня основана на превосходстве технологий, мобильности, оперативности и высоком уровне технической оснащенности служб и подразделений полиции, что является залогом успеха в оперативно-служебной деятельности. Созданные региональные ситуационные центры позволяют в режиме реального времени отслеживать и анализировать обстановку в общественных мес-
тах и незамедлительно реагировать на изменения оперативной обстановки.
Организация деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России по реагированию на изменения оперативной обстановки в современных условиях во многом зависит от гибкости и динамичности использования сил и средств органов внутренних дел на территории оперативного обслуживания.
В практической деятельности это достигается в результате комплексного использования сил и средств органов внутренних дел. В соответствии с действующим законодательством к участию в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности в общественных местах во взаимодействии с органами внутренних дел могут привлекаться представители общественных формирований правоохранительной направленности, работники предприятий, осуществляющих негосударственную частную охранную деятельность. К вышеуказанным направлениям деятельности самое непосредственное отношение имеют дежурные части органов внутренних дел, на которые возложена обязанность по оперативному управлению силами и средствами, задействованными в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, в том числе при возникновении чрезвычайных происшествий.
В современных условиях происходит значительное число различного рода аварий, катастроф, пожаров и иных видов чрезвычайных происшествий (ЧП), нередко сопровождающихся большими человеческими жертвами, огромным ущербом хозяйственным, оборонным и природным объектам. Не снижается уровень и социальных конфликтов: массовых беспорядков, захватов заложников, иных крупномасштабных ситуаций чрезвычайного характера. Отдельные из них приводят к возникновению чрезвычайных ситуаций, которые существенно, а порой и критически дезорганизуют нормальное функционирование органов власти и управления, жизнедеятельность населения и территорий [5]. В соответствии с требованиями приказа МВД России от 13.07.2007 № 633 (в ред. от 24.03.2015) «Об утверждении Положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций» [1] министерством на базе органов управления, сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России для организации и проведения мероприятий, направленных на поддержание общественного порядка, общественной безопасности, обеспечение охраны материальных и культурных ценностей при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создается функциональная подсистема охраны общественного порядка единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При изменении оперативной обстановки на территории обслуживания объектом управления выступают процессы, связанные с организацией деятельности дежурного по реагированию на эти изменения. Применительно к дежурным частям органов внутренних дел оперативное реагирование выражается в выработке и принятии управленческого решения на изменения оперативной обстановки в процессе выполнения оперативно-служебных задач. Исходя из этого при исследовании вопросов организации и деятельности дежурных частей органов внутренних дел оперативное реагирование представляет собой целенаправленное воздействие субъекта управления на объект, выраженное в принятии управленческого решения, направленного на достижение конкретной цели за определенный период времени.
По мнению ряда авторов, реагирование на изменения оперативной обстановки по своей сути является управленческой деятельностью: «Управленческая деятельность есть особая сфера общественного труда, обладающая спецификой и относительной самостоятельностью» [6], что, безусловно, с уверенностью можно применить к управленческой деятельности сотрудников дежурных частей территориальных органов МВД России.
Органы внутренних дел постоянно подвергаются влиянию меняющейся внешней среды функционирования, причем возникающие изменения происходят скоротечно, что особенно характерно в современных условиях функционирования органов полиции, в том числе при возникновении различных ситуаций. В этом случае появляется потребность принимать определенные управленческие решения
на изменения оперативной обстановки. Оперативное управление, осуществляемое дежурной частью, в первую очередь направлено на руководство и обеспечение контроля за состоянием оперативной обстановки и эффективное использование управляемой системы (сил и средств, задействованных по плану единой дислокации).
Из содержания целей оперативного управления очевидна его многогранность, оно охватывает все стороны деятельности подчиненных сил и средств. В этом процессе, как правило, задействованы все управленческие звенья территориального органа МВД России. Следовательно, само по себе оперативное управление позволяет анализировать содержательный аспект деятельности, учитывая весь перечень обязанностей, возложенных на дежурную смену, а именно:
- постоянный круглосуточный сбор, анализ и передача сведений об оперативной обстановке;
- прием, регистрация поступивших в дежурную часть заявлений, сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, чрезвычайных ситуациях и происшествиях, а также своевременное реагирование на них;
- постоянное управление силами и средствами органа внутренних дел, немедленное принятие мер к раскрытию преступлений по «горячим следам»;
- оперативная организация действий по обеспечению общественного порядка, ликвидация последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций и происшествий;
- осуществление разбирательства с гражданами, в том числе с задержанными и доставленными;
- контроль за соблюдением установленного порядка содержания, конвоирования задержанных и заключенных под стражу лиц;
- сохранность служебных документов, оружия, боеприпасов, специальных средств, оперативной и криминалистической техники, средств связи и другого вверенного имущества;
- прием и сохранность изъятого, добровольно сданного, найденного оружия и боеприпасов, а также предметов и вещей, принадлежность которых не установлена;
- контроль за состоянием охраны помещений, противопожарной безопасностью и санитарным состоянием;
- оповещение личного состава.
В этой связи оперативное управление осуществляется в течение дежурных суток, то есть круглосуточно. С учетом этого и принимая во внимание, что любая деятельность состоит из определенного набора операций, оперативное реагирование на изменение обстановки на обслуживаемой территории может быть представлено в виде управленческих решений, каждое из которых включает в себя конкретные рабочие операции.
Практика деятельности дежурных частей горрайорганов внутренних дел дает основания полагать, что роль дежурной части как субъекта оперативного реагирования на изменения оперативной обстановки не всегда однозначна. Так, на этапе сбора, накопления, изучения и анализа поступающей информации, имеющей непосредственное отношение к оперативной обстановке, на этапе сбора поступающей информации роль дежурной части как субъекта оперативного управления чрезвычайно важна, ведь все его рабочие операции, по существу, выполняются сотрудниками дежурной смены, а качество их реализации (конечный результат) определенным образом будет влиять на выработку и принятие управленческого решения по территориальному органу в целом. Следовательно, профессионально грамотные действия суточного наряда дежурной смены обеспечивают расстановку сил и средств, осуществление маневра для достижения основной цели - охраны правопорядка в общественных местах.
Целью реализации оперативного управления служит не только выработка управленческого решения, но и своевременность реагирования на изменения оперативной обстановки. Данное положение связано непосредственно с категорией «информация». Она выступает неотъемлемым свойством любой системы, и система органов внутренних дел в этом смысле не является исключением.
Как показывает проведенный анализ, именно оперативные дежурные по территориальному органу МВД России становятся основными субъектами сбора, накопления и анализа поступающей информации обо всех изменениях оперативной обстановки на терри-
тории обслуживания. В каждом отдельно взятом случае дежурный представлен конкретным сотрудником полиции, с присущими только ему профессиональными и личностными качествами.
В этом плане очень важна роль оперативного дежурного как субъекта сбора и анализа поступающей информации о состоянии оперативной обстановки на обслуживаемой территории. Дежурная смена в течение дежурных суток обязана полностью владеть оперативной обстановкой, непрерывно собирать, обобщать, анализировать данные обо всех ее изменениях, докладывать о них руководству территориального органа с предложениями о мерах реагирования, а в случаях, не терпящих промедления, самостоятельно принимать рациональные решения, давать соответствующие указания нарядам с последующим докладом начальнику полиции. Эта система состоит из ряда элементов: источников, каналов поступления, видов информации, методов ее сбора, обработки, обобщения и передачи в вышестоящие дежурные части МВД, ГУ, УВД по субъекту Российской Федерации.
Практика деятельности органов внутренних дел позволяет выделить следующие основные источники поступления информации:
- информация, поступающая от служебных нарядов ППСП,
- дежурных частей структурных подразделений органов внутренних дел,
- дежурных частей других органов внутренних дел,
- аварийных и спасательных служб,
- санитарно-эпидемиологических служб,
- метеослужбы,
- диспетчерских служб транспортных организаций,
- городской телефонной связи,
- инкассации,
- скорой помощи, медицинских и других служб,
- органов исполнительной власти и органов местного самоуправления о предстоящих общественно-политических, спортивных и других массовых мероприятиях;
- жалобы, заявления и сообщения от граждан, предприятий, организаций и учреждений различных форм собственности;
- распоряжения начальника органа внутренних дел;
- информация от правоохранительных органов и судов;
- информация от сотрудников структурных подразделений и служб МВД России;
- приказы, директивы, распоряжения, циркуляры, ориентировки МВД, ГУ, УВД по субъекту Российской Федерации, сообщения сопредельных органов внутренних дел;
- сигналы технических устройств;
- сообщения в средствах массовой информации;
- сообщения, поступающие от общественных формирований.
Дежурная смена обязана собрать, обработать, обобщить поступающую информацию и доложить руководству: о силах и средствах суточного наряда дежурной части, СОГ, количестве нарядов ППСП, задействованных в обеспечении охраны правопорядка; об общественных формированиях, участвующих в охране правопорядка; о состоянии средств связи, автотранспорта и вооружения; состоянии служебной дисциплины и законности; мероприятиях в территориальном органе, проводимых службами и подразделениями; состоянии преступности, охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности на обслуживаемой территории; раскрытых преступлениях, чрезвычайных происшествиях и выявленных административных правонарушениях; нераскрытых преступлениях; структуре и «географии» выявленных административных правонарушений; разыскиваемых преступниках, без вести пропавших лицах; состоянии оперативной обстановки на сопредельной территории; дорожно-транспортных происшествиях, пожарах и иных сведениях, характеризующих состояние оперативной обстановки; фактах среды функционирования, осложняющих оперативную обстановку или требующих усиления охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
Несомненно, современная система реагирования на сообщения об изменениях состояния оперативной обстановки еще далека от совершенства, но очевиден однозначный вывод о том, что данное направление обладает динамичным характером и самое главное - имеет важное значение в совершенствовании деятельности территориальных органов МВД России.
Литература
1. Приказ МВД России от 13.07.2007 № 633 (в ред. от 24.03.2015) «Об утверждении Положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». URL: http://consultant.ru
2. Приказ МВД России от 20 мая 2008 г. № 435 «Об утверждении новой редакции программы МВД России "Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел"». URL: http:// consultant.ru
3. Приказ МВД России от 1 января 2009 г. № 1 «Об утверждении Концепции совершенствования взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2009-2014 годы». URL: http:// consultant.ru
4. Текст официального выступления В. А. Ко-локольцева на расширенном заседании коллегии МВД России. URL: https://mvd.ru/document/ 3172398
5. Коткин П. Н. Понятие, сущность и содержание термина «чрезвычайное происшествие» как объекта правового и криминалистического познания. URL: http://consultant.ru
6. Теория управления в сфере правоохранительной деятельности / под ред. В. Д. Малко-ва. М., 1990.
Bibliography
1. The order of the interior Ministry of Russia 13.07.2007 № 633 (ed. by 24.03.2015) «On approval of the regulations on functional subsystems of prevention and liquidation of emergency situations». URL: http://consultant.ru
2. The order of the interior Ministry of Russia dated may 20, 2008 № 435 «About Approval of new edition of the Programme, the Ministry of internal Affairs of Russia "Creation of uniform information-telecommunication system of internal Affairs bodies"». URL: http://consultant.ru
3. Order of the Ministry of internal Affairs of Russia from January 1, 2009 № 1 «On approving the concept of improving interaction between the system entities of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation with the media and public associations for 2009-2014». URL: http://consultant.ru
4. The text of the official speech of V. A. Kolokolt-sev at the enlarged meeting of the Collegium of the Ministry of internal Affairs of Russia. URL: https:// mvd.ru/document/3172398
5. Kotkin P. N. The concept, nature and scope of the term «emergency» as an object of legal and forensic knowledge. URL: http://consu
ltant.ru
6. Control theory in the field of law enforcement / ed. by V. D. Malkov. Moscow, 1990.