Научная статья на тему 'Какой должна быть современная дежурная часть органов внутренних дел?'

Какой должна быть современная дежурная часть органов внутренних дел? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4714
471
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЖУРНЫЕ ЧАСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НАРЯДЫ КОМПЛЕКСНЫХ СИЛ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / EMERGENCY DISPATCH CENTERS OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES / INTERACTION / INTEGRATED POLICE FORCES SQUADS / COMPETENCE AND PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Толдиев А. Б.

Реферат. Дежурные части территориальных органов МВД России, являясь центрами оперативного реагирования, в полном объеме испытывают на себе воздействие всех негативных последствий, возникающих вследствие происходящих в стране преобразований и реформ, возрастания социально-политической активности населения, увеличения числа особо тяжких преступлений, связанных с вооруженными нападениями, использованием взрывчатых веществ. Известно, что от эффективности работы дежурных частей во многом зависят результаты деятельности органов внутренних дел. От дежурного зависит своевременность прибытия следственно-оперативной группы и эффективность ее работы на месте происшествия; он инициирует механизм расследования преступлений; руководит всеми нарядами и патрулями, которые работают по плану «единой дислокации» на улицах городов и поселков. Дежурные части некоторых территориальных органов внутренних дел обеспечивают работу видеосистем «Безопасный город». Аргументируется, что на сегодняшний день важно укрепить централизованное управление нарядами, задействованными в системе единой дислокации, построить четкую иерархическую структуру во главе с дежурной частью органов внутренних дел, исключить дублирование функций. Рассмотрены особенности организации работы дежурных частей органов внутренних дел по управлению подконтрольными силами и средствами, даны рекомендации, следование которым окажет ощутимое влияние как на деятельность дежурных частей, так и на имидж их сотрудников и состояние правопорядка на обслуживаемой территории. Обосновываются направления реформирования работы дежурных частей для укрепления доверия населения к полиции путем формирования нового облика самой дежурной части, сотрудники которой способны эффективно защитить права и свободы граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Толдиев А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern emergency dispatch center of the internal affairs bodies what should it be?

Being rapid response centers, emergency dispatch centers of the territorial bodies of MIA of Russia fully experience the impact of negative effects arising from changes and reforms taking place in the country, increasing social and political activity of the population, increasing numbers of serious crimes related to armed assaults, using explosives. It's known that the results of internal affairs bodies' activities largely depend on the efficiency of emergency dispatch centers. The duty officer is responsible for the timely arrival of investigative-operational group and effectiveness of its work at the crime scene. He initiates a mechanism to investigate crimes and manages all patrols. Some emergency dispatch centers ensure the operation of video systems "Safe City”. It's proved that today, it's important to strengthen the centralized management of the police squads involved in the system of a single dislocation, to construct a clear hierarchical structure headed by emergency dispatch center of the internal affairs bodies, to avoid overlapping of functions. The features of the organization of work of the internal affairs bodies' emergency dispatch centers to manage controlled forces and means are considered. Some recommendations are given. Following these guidelines will have a significant effect on the emergency dispatch centers activities, the image of their employees, law and order in the service area. The directions of reforming the emergency dispatch centers to strengthen public confidence in the police are substantiated. Reform can be carried out by forming new image of emergency dispatch centers, which employees are able to protect citizens' rights and freedoms effectively.

Текст научной работы на тему «Какой должна быть современная дежурная часть органов внутренних дел?»

ТОЛДИЕВ А.Б., кандидат юридических наук, [email protected] Кафедра огневой подготовки; Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, 360016, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, Мальбахова, 123

TOLDIEV A.B.,

Candidate of Legal Sciences,

[email protected]

Chair of Fire Training;

North Caucasus Advanced

Training Institute (branch),

Krasnodar University of the Ministry

of the Interior of the Russian Federation,

Malbakhova St. 123, Nalchik, 360016,

Kabardino-Balkar Republic,

Russian Federation

КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ СОВРЕМЕННАЯ ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ?

Реферат. Дежурные части территориальных органов МВД России, являясь центрами оперативного реагирования, в полном объеме испытывают на себе воздействие всех негативных последствий, возникающих вследствие происходящих в стране преобразований и реформ, возрастания социально-политической активности населения, увеличения числа особо тяжких преступлений, связанных с вооруженными нападениями, использованием взрывчатых веществ. Известно, что от эффективности работы дежурных частей во многом зависят результаты деятельности органов внутренних дел. От дежурного зависит своевременность прибытия следственно-оперативной группы и эффективность ее работы на месте происшествия; он инициирует механизм расследования преступлений; руководит всеми нарядами и патрулями, которые работают по плану «единой дислокации» на улицах городов и поселков. Дежурные части некоторых территориальных органов внутренних дел обеспечивают работу видеосистем «Безопасный город». Аргументируется, что на сегодняшний день важно укрепить централизованное управление нарядами, задействованными в системе единой дислокации, построить четкую иерархическую структуру во главе с дежурной частью органов внутренних дел, исключить дублирование функций. Рассмотрены особенности организации работы дежурных частей органов внутренних дел по управлению подконтрольными силами и средствами, даны рекомендации, следование которым окажет ощутимое влияние как на деятельность дежурных частей, так и на имидж их сотрудников и состояние правопорядка на обслуживаемой территории. Обосновываются направления реформирования работы дежурных частей для укрепления доверия населения к полиции путем формирования нового облика самой дежурной части, сотрудники которой способны эффективно защитить права и свободы граждан.

Ключевые слова: дежурные части органов внутренних дел, взаимодействие, наряды комплексных сил, компетентность и профессионализм.

MODERN EMERGENCY DISPATCH CENTER OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES - WHAT SHOULD IT BE?

Abstract. Being rapid response centers, emergency dispatch centers of the territorial bodies of MIA of Russia fully experience the impact of negative effects arising from changes and reforms taking place in the country, increasing social and political activity of the population, increasing numbers of serious crimes related to armed assaults, using explosives. It's known that the results of internal affairs bodies' activities largely depend on the efficiency of emergency dispatch centers. The duty officer is responsible for the timely arrival of investigative-operational group and effectiveness of its work at the crime scene. He initiates a mechanism to investigate crimes and manages all patrols. Some emergency dispatch centers ensure the operation of video systems "Safe City". It's proved that today, it's important to strengthen the centralized management of the police squads involved in the system of a single dislocation, to construct a clear hierarchical structure headed by emergency dispatch center of the internal affairs bodies, to avoid overlapping of functions. The features of the organization of work of the internal affairs bodies' emergency dispatch centers to manage controlled forces and means are considered. Some recommendations are given. Following these guidelines will have a significant effect on the emergency dispatch centers activities, the image of their employees, law and order in the service area. The directions of reforming the emergency dispatch centers to strengthen public confidence in the police are substantiated. Reform can be carried out by forming new image of emergency dispatch centers, which employees are able to protect citizens' rights and freedoms effectively.

Keywords: emergency dispatch centers of the internal affairs bodies, interaction, integrated police forces squads, competence and professionalism.

Формирование правового государства, укрепление законности и правопорядка, общественное мнение, наконец, требуют повышения эффективности работы всех правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел, и успешное решение ими этих задач в значительной мере зависит от того, насколько отлажен в них механизм оперативного управления подконтрольными силами и средствами. Ведущую роль в этом механизме играют дежурные части Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Дежурные части территориальных органов МВД России (отдела, отделения полиции), являясь центрами оперативного реагирования, в полном объеме испытывают на себе воздействие всех негативных последствий, возникающих по причине происходящих в стране преобразований, возрастания общественной активности всех слоев населения, увеличения числа тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с вооруженными нападениями, использованием взрывчатых веществ и взрывных устройств*.

Необходимо отметить, что руководством МВД России адекватно обстановке проводится тезис о том, что от эффективности работы дежурных частей во многом зависят результаты деятельности органов внутренних дел и в целом МВД России. Вопросы совершенствования деятельности дежурных частей обсуждаются постоянно.

От дежурного зависит своевременность прибытия следственно-оперативной группы (СОГ) и эффективность ее работы на месте происшествия. Именно оперативный дежурный «включает» сложный механизм расследования преступлений, руководит всеми нарядами и патрулями, которые работают по плану «единой дислокации» на улицах городов и поселков, а дежурные части некоторых территориальных органов внутренних дел, кроме того, обеспечивают работу видеосистем «Безо-

* Об утверждении Типового положения об отделе (отделении, пункте) полиции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне: приказ МВД России от 10 июля 2013 г. N 535. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

пасный город». Эффективность внедрения в населенных пунктах технических средств объективного контроля оперативной обстановки в общественных местах растет из года в год. В некоторых крупных городах идет процесс замены камер и серверов на более мощные, чтобы данные хранились как можно дольше. Для обеспечения обзора не только подъездов, но и дворов, устанавливаются обзорные камеры на крышах жилых домов.

На сегодняшний день важно укрепить централизованное управление нарядами, задействованными в системе единой дислокации, построить четкую иерархическую структуру во главе с дежурной частью органов внутренних дел, исключить дублирование функций. Дежурный должен по-настоящему руководить нарядами, а не просто передавать тревожные сигналы по инстанциям. Он как никто другой должен знать формы и методы, и самое главное - алгоритм действий в той или иной ситуации и осознанно решать задачи на основе инновационных технологий, которые сегодня имеются в органах внутренних дел.

Изменения уже происходят по всем составляющим управленческого процесса - правовая база, схема несения службы, материально-техническое обеспечение, процесс обучения и критерии оценки деятельности. Основная задача проводимой работы - добиться четкого и слаженного взаимодействия нарядов комплексных сил и средств органов внутренних дел под руководством дежурной части.

Этому способствует внедрение на-вигационно-мониторинговых систем для позиционирования служебного автотранспорта, а также формирование в муниципальных образованиях элементов аппаратно-программного комплекса (АПК) «Безопасный город» и введение в эксплуатацию рабочих мест Единой информационно-телекоммуникационной сети органов внутренних дел (ЕИТКС) [1].

В большинстве дежурных частей помещения и оборудование не соответствуют предъявляемым к ним требованиям, поэтому одним из важных направлений совершенствования организационной структуры дежурных частей следует при-

знать безотлагательное решение вопроса о приведении в соответствие предъявляемым требованиям их помещений, оборудования и материально-технического обеспечения.

В МВД России принято решение о том, что эти самые важные для обычных граждан подразделения будут работать в принципиально новом качестве. Сами помещения полностью перестроят и переоборудуют так, что они станут похожи на европейские офисы, а не «мини-тюрьмы», как сейчас. Ни для кого не секрет, что зачастую посещение полиции оставляет у посетителей тягостное впечатление: «обезьянник» для задержанных; туалет; дежурный, отгороженный от посетителей стальной решеткой. Через узкое окошечко полицейский общается с посетителями и принимает от них заявления. Весь этот нерадостный «видеоряд» дополняется соответствующими запахами, а нередко и пьяными репликами тех, кто «в клетке».

Не потому ли люди обращаются в полицию только в самых крайних случаях, когда уже произошло что-то чрезвычайное? Полагаем, что если бы обстановка была другой, многие приходили бы сюда поделиться своими тревогами и опасениями, просто посоветоваться. Как следствие, значительного числа преступлений, а значит, человеческих трагедий можно было бы избежать, предотвратить.

На Западе уже давно решили эту проблему. Там полицейские участки напоминают, скорее, стандартный офис, как, скажем, у любого муниципального чиновника. Отличие только в одном - посетителя встречает человек в форме. Для посетителей предусмотрена комната или холл с диванчиком, журнальным столиком, питьевой водой. Цветы на подоконнике, нейтральные картинки на стенах. Гражданам нет необходимости даже видеть нарушителей закона.

Дежурный за застекленной стойкой обязательно встает, как только человек зайдет в помещение. Посетителю предложат стандартный бланк, если ему надо подать заявление. Или попросят подождать в удобном кресле в холле, если он желает встретиться с конкретным офицером. Можно доверительно пообщаться наедине с полицейским офицером, который подскажет, как правильно написать заявление, нужно

ли его вообще писать, даст совет, пообещает помощь или вмешательство в ситуацию. Кстати, такое доверие населения к своей полиции порой заменяет агентурную сеть. Теперь это стремятся реализовать и в России. По рекомендациям специалистов - дизайнеров и психологов - интерьеры помещений дежурных частей территориальных органов будут оформлять в теплой, спокойной цветовой гамме. От этого зачастую зависит настроение посетителей, их предрасположенность к беседе. А применение современных средств охраны позволит отказаться от привычных сегодня в отделениях металлических решеток.

Такой пилотный проект по созданию совершенно новых дежурных частей полиции запущен в Тульской области.

Наименование службы органа внутренних дел, призванного выполнять функции оперативного управления силами и средствами (дежурная часть), в настоящее время не соответствует ни выполняемым функциям, ни ее организационно-штатной структуре.

В настоящее время круг обязанностей сотрудников дежурной части настолько широк и разнообразен, что применительно к ним слово «дежурный» приобретает новое качественное значение. Кроме того, об этом свидетельствуют и наименования должностей в соответствии с Типовыми штатными расписаниями дежурных частей органов внутренних дел: «начальник смены», «помощник начальника дежурной части - оперативный дежурный», «помощник начальника отдела - оперативный дежурный».

Кроме того, понятия «дежурная часть» и «дежурная служба» тождественны, и это объясняется тем, что дежурная часть является координирующим органом оперативного управления силами и средствами (служебными нарядами, СОГ, группой немедленного реагирования (ГНР), находящимися в распоряжении оперативного дежурного), а все эти силы и средства, включая оперативного дежурного и его помощников, несут дежурную службу в течение дежурных суток [2].

Изложенное выше свидетельствует о необходимости рассмотрения современных дежурных частей не как части, а как относительно самостоятельного системного образования. Кроме того, оперативный

характер выполняемых дежурной частью функций и как органа оперативного управления, и как аппарата непосредственного исполнения позволяет сделать вывод о том, что наиболее правильным было бы рассматриваемую организационную структуру именовать «служба оперативного реагирования».

Для поддержания высокой работоспособности в течение дежурных суток сотрудникам дежурной смены должны быть созданы необходимые условия для выполнения ими своих служебных обязанностей. Зал (комната) оперативного дежурного должен иметь достаточную освещенность на протяжении круглосуточного дежурства, эффективную вентиляцию и надежную звукоизоляцию.

Дежурные части органа внутренних дел, в зависимости от их уровня в системе дежурных частей МВД России, должны быть обеспечены техническими средствами и оборудованием в полном объеме.

Очень много вопросов и нареканий вызывает на практике наличие и функционирование в дежурной части телевизора. Место его расположения нормативно не определено, и некоторые руководители органов внутренних дел категорически против нахождения телевизора в зале (комнате) оперативного дежурного. Здесь имеются как плюсы, так и минусы. Наличие в Центре управления нарядами, где функционируют в реальном режиме десятки мониторов, на которые поступают изображения с сотен видеокамер, работающего телевизора недопустимо, но в дежурных частях, особенно в ночное время, когда несколько снижается количество поступающих сообщений и заявлений, наоборот, поможет дежурной смене получать дополнительную информацию, а также бодрствованию и психологической релаксации.

Важным направлением в работе дежурной части является организация постоянной готовности сил и средств органа внутренних дел к действиям при чрезвычайных обстоятельствах и при раскрытии преступлений по «горячим следам». В зависимости от тяжести и последствий преступного деяния с целью его раскрытия дежурный может задействовать иногда и силы соседних органов внутренних дел. Как показывает практика, эффективное раскрытие преступления по «горячим следам»

возможно лишь при условии, если оно обнаружено через непродолжительное время после его совершения [3]. В связи с этим исключительное значение имеет быстрота прохождения до дежурной части информации как непосредственно от граждан, так и от других источников.

На практике распространены случаи, когда при поступлении сообщения о правонарушении оперативный дежурный, не выяснив до конца обстоятельства случившегося или не имея такой возможности, в принудительном порядке отправляет участкового уполномоченного полиции на место происшествия «для выяснения обстоятельств». Зачастую получаемые сообщения не содержат всех необходимых и достаточных оснований для принятия такого решения. Основными причинами такого решения являются не только неудовлетворительная материально-техническая оснащенность дежурных частей, но и неумение оперативного дежурного правильно использовать имеющиеся в его распоряжении силы и средства.

Рассмотренные аспекты деятельности дежурных частей позволяют сформулировать некоторые рекомендации и предложения, направленные на повышение эффективности их деятельности:

1. Необходимо изыскать возможность для внедрения моделей охраны общественного порядка: АПК «Безопасный город» и ЕИТКС. Внедрение в АПК «Безопасный город» комплексов технических средств, обеспечивающих выполнение требований, предъявляемых к аппаратуре видеонаблюдения и регистрации видеоизображений, с возможностью проведения последующих идентификационных исследований. Изображения, полученные с применением такого оборудования, могут в дальнейшем использоваться в качестве доказательной базы в судебных инстанциях, что позволит существенно повысить эффективность деятельности дежурных частей.

2. Наряды полиции, несущие службу на маршрутах и постах, должны иметь возможность получить удаленный доступ к необходимым базам данных, электронным досье, а патрульные машины должны быть оборудованы навигационно-монито-ринговыми системами.

3. Центры управления нарядами должны иметь возможность видеть «кар-

тинки» не только со своих установок видеонаблюдения, но и с наружных и внутренних видеокамер предприятий, учреждений, организаций, в том числе государственных органов.

4. Необходимо снабдить устройствами экстренной связи «гражданин - полиция» общественные места.

5. В целях повышения работоспособности, добросовестного отношения к своему делу дежурных смен дежурной части руководством органа внутренних дел должны приниматься меры по улучшению условий несения ими службы, но в то же время необходимо автоматизировать контроль за работой дежурных частей. Для этого установить системы видеонаблюдения на рабочих местах оперативных дежурных с возможностью круглосуточной записи их телефонных переговоров и даже устных диалогов с гражданами, которые лично обратились в дежурную часть.

6. Хороший эффект в улучшении деятельности даст акция «Обратная связь», когда работа сотрудников дежурных частей оценивается с помощью специальных карточек. Для удобства они делятся на три вида: красные, зеленые или желтые, что означает соответственно отрицательную, положительную и удовлетворительную оценку. Карточки может заполнять каждый посетитель отдела внутренних дел. Накопление карточек того или иного цвета позволит руководству органа внутренних дел решать вопрос о целесообразности нахождения конкретного сотрудника дежурной части на занимаемой должности или поощрения.

7. Проводить ежегодно Всероссийский конкурс профессионального мастерства среди сотрудников дежурных частей МВД России (поэтапно, начиная с низшего звена и заканчивая высшим звеном: дежурная часть пункта, отделения, отдела полиции территориального органа МВД России на районном уровне - дежурная часть территориального органа МВД России на региональном уровне - дежурная часть окружного уровня - дежурная часть МВД России).

Участникам конкурса могут быть предложены испытания по следующим направлениям:

- физическая подготовка;

- медицинская подготовка;

- профессиональная подготовка;

- огневая подготовка;

- правовая подготовка;

- технико-криминалистическая подготовка.

Победителей конкурса поощрять правами Министра внутренних дел Российской Федерации.

8. Систематически в рамках профессиональной служебной и физической подготовки проводить с сотрудниками дежурных частей занятия, предполагающие отработку совместных действий нарядов комплексных сил и органов управления на практических занятиях, тренировках, тактико-специальных или тактико-строевых занятиях, в групповых упражнениях и учениях, а также обучение на методических занятиях и сборах, штабных тренировках, командно-штабных учениях.

9. Реализуемые во многих регионах Российской Федерации многочисленные программы, проекты, акции, такие как: «Дежурная часть ОВД - зона соблюдения прав человека», «Дежурная часть слушает Вас», «Самый вежливый сотрудник дежурной части», «Самый открытый отдел внутренних дел» и другие, имеют информационно-пропагандистский характер, направлены на совершенствование доверительных партнерских отношений с населением. Особенно важно, чтобы с самого начала своего пути по казенным коридорам человек ощутил, что здесь царят закон и порядок. Вежливое и культурное обращение с гражданами - одно из основных требований к сотрудникам дежурной части. Ведь их умение вежливо общаться с людьми, способность оказать моральную поддержку и помочь в рамках своей компетенции - это такие же важные составляющие профессионализма, как и специальные полицейские навыки, знания, опыт.

10. В каждом регионе должны быть созданы базовые дежурные части с необходимым материально-техническим оснащением, где должны быть организованы периодическая стажировка сотрудников дежурных частей, изучение и распространение передовых форм и методов работы, прежде всего в раскрытии преступлений по «горячим следам», и все рациональные рекомендации, предложения по организации, совершенствованию деятельности

дежурных частей должны браться на вооружение.

11. Сотрудникам подразделений организации работы с личным составом ОВД необходимо проводить выборку личных дел и в плановом порядке направлять сотрудников дежурных частей в учебные заведения МВД России для повышения квалификации. Именно это определяет сегодня компетентность и профессионализм сотрудников полиции.

Полагаем, что изложенные выше рекомендации окажут позитивное влияние не только на совершенствование деятельности дежурных частей, состояние правопорядка на обслуживаемой территории, но и повлияют на повышение имиджа сотрудников дежурных частей органов внутренних дел, укрепление доверия населения к полиции, позволят сформировать новый облик сотрудника полиции, способного надежно защищать конституционные права, свободы человека и гражданина.

Список литературы

1. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» / Ю.Е. Аврутин, С.П. Булавин, Ю.П. Соловей, В.В. Черников. М.: Проспект, 2012. 552 с.

2. Административная деятельность органов внутренних дел: учебник / О.И. Бекетов [и др.]. М.: ЦОКР МВД России, 2008. 790 с.

3. Кобозев А.А. Правовые и организационные вопросы деятельности дежурных частей горрайорганов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и безопасности: монография. Домодедово: ВИПК МВД России, 2001.

References

1. Avrutin Yu.E., Bulavin S.P., Solovey Yu.P., Chernikov V.V. Kommentariy kFederal'nomuzakonu «Opolitsii» [Comments to the Federal Law "On Police"]. Moscow, Prospekt Publ., 2012. 552 p.

2. Beketov O. [i dr.]. Administrativnaya deyatel'nost' organov vnutrennikh del [Administrative activities of the Interior]. Moscow, 2008. 790 p.

3. Kobozev A.A. Pravovye i organizatsionnye voprosy deyatel'nosti dezhurnykh chastey gorrayorganov vnutrennikh del po obespecheniyu obshchestvennogo poryadka i bezopasnosti [Legal and organizational issues of the activity of active-duty units of the municipal and district bodies of internal Affairs to ensure public order and safety]. Domodedovo, VIPK the Ministry of internal Affairs of Russia, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.