Научная статья на тему 'Роль дежурных частей территориальных органов МВД России в обеспечении правопорядка и противодействии терроризму (на примере Белгородской области)'

Роль дежурных частей территориальных органов МВД России в обеспечении правопорядка и противодействии терроризму (на примере Белгородской области) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1875
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛУЖБ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ / DUTY ROOM / COUNTERTERRORISM / INTERACTION BETWEEN SERVICES AND FORCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колениченко В. В., Шумский В. В.

В настоящей статье рассматриваются некоторые особенности деятельности дежурных частей органов внутренних дел, связанные с террористической угрозой, изменениями в оперативной обстановке на обслуживаемой территории. Обращается внимание на специфику исполнения обязанностей дежурной сменой. Анализируются проблемы организации деятельности дежурных частей на примере УМВД России по Белгородской области. Предлагаются некоторые пути решения обозначенных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Колениченко В. В., Шумский В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors of the article analyze some features of the Dispatch Rooms of internal affairs bodies connected with terrorist threat and describe the changes in operative conditions in the service area. A great attention is paid to a specific nature of performing duties of the duty shift. The authors consider the problems of the organization of Duty Rooms in the Belgorod region and illustrate some ways of the decision-making process of these problems.

Текст научной работы на тему «Роль дежурных частей территориальных органов МВД России в обеспечении правопорядка и противодействии терроризму (на примере Белгородской области)»

УДК 343.6:351.74(470.325)

В. В. Колениченко, В. В. Шумский

Роль дежурных частей территориальных органов МВД России в обеспечении правопорядка и противодействии терроризму (на примере Белгородской области)

В настоящей статье рассматриваются некоторые особенности деятельности дежурных частей органов внутренних дел, связанные с террористической угрозой, изменениями в оперативной обстановке на обслуживаемой территории. Обращается внимание на специфику исполнения обязанностей дежурной сменой. Анализируются проблемы организации деятельности дежурных частей на примере УМВД России по Белгородской области. Предлагаются некоторые пути решения обозначенных проблем.

The authors of the article analyze some features of the Dispatch Rooms of internal affairs bodies connected with terrorist threat and describe the changes in operative conditions in the service area. A great attention is paid to a specific nature of performing duties of the duty shift. The authors consider the problems of the organization of Duty Rooms in the Belgorod region and illustrate some ways of the decision-making process of these problems.

Ключевые слова: дежурная часть, противодействие терроризму, взаимодействие служб и подразделений.

Key words: Duty Room, counterterrorism, interaction between services and forces.

Знание научных основ управления силами и средствами в органах внутренних дел должностными лицами и подразделениями органов внутренних дел является необходимым условием для их успешной деятельности в современных условиях возрастающих угроз отечественной национальной безопасности. Сегодня Российская Федерация в условиях благополучного развития национального общества успешно перешла к построению новой государственной политики в сфере национальной безопасности, правовая основа деятельности которой закреплена Стратегией национальной безопасности Российской Федерации [4] и Федеральным законом от 28 декабря

© Колениченко В. В., Шумский В. В., 2018

145

2010 г. № 390-ФЗ [1], устанавливающими общие положения в области обеспечения государственной, общественной и иных видов национальной безопасности Российской Федерации.

В существующей доктрине национальной безопасности страны подчеркнуто, что процесс укрепления позиций России в настоящее время происходит на фоне образующихся новых угроз национальной безопасности, которые имеют взаимосвязанный и комплексный характер. Существующие угрозы национальной безопасности представляют собой множество различных условий и факторов, которые создают возможность нанесения национальным интересам ущерба прямым или косвенным путем.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации в качестве основных существующих угроз государственной и общественной безопасности были отмечены:

- деятельность различных террористических и экстремистских групп и организаций, основной целью которой является насильственное изменение конституционного строя, существующего в Российской Федерации, а также дестабилизация работы всех органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путем завладения оружием массового уничтожения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершения актов ядерного терроризма, нарушения безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;

- деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование «цветных революций», разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Органы внутренних дел, являясь одним из субъектов обеспечения национальной безопасности, осуществляют деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, охране собственности по обеспечению личной безопасности граждан, осуществляют меры по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, раскрытию преступлений, оказывают помощь гражданам,

146

должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

Несмотря на то что борьба с проявлениями терроризма является прерогативой Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органам внутренних дел в данной сфере отведена немаловажная роль. Прежде всего это связано с тем, что каждый гражданин знает такой номер экстренной службы, как «02», и не каждый знает телефоны территориальных подразделений Федеральной службы безопасности, в связи с чем гражданин сообщает информацию о подготавливаемом или совершенном террористическом акте, либо об угрозе совершения такого акта в дежурную часть территориального ОМВД России на районном уровне, в силу чего нарядам полиции, прибывшими первыми на место происшествия (преступления), в реальной обстановке до момента прибытия специальных подразделений приходится самостоятельно проводить все первоначальные действия по их пресечению.

В системе органов внутренних дел в современных условиях дежурную часть необходимо рассматривать как орган оперативного управления силами и средствами, принимающими участие в охране правопорядка, осуществлении мероприятий по противодействию терроризму, поскольку от умения грамотно организовать несение службы нарядами полиции, своевременного реагирования на информацию о совершенном преступлении, обеспечения координации взаимодействия нарядов полиции между собой во многом зависит состояние охраны общественного порядка и безопасности граждан, способствует функционированию нормального ритма сложившихся общественных отношений на территории города, района и иного муниципального образования.

Дежурная часть по своей сути является самостоятельным структурным подразделением территориального органа внутренних дел, основным предназначением которой является управление комплексными силами и средствами органов внутренних дел, которые используются в целях незамедлительного реагирования на поступающие заявления и сообщения о преступлениях и правонарушениях, в том числе по фактам готовящихся либо совершенных террористических актов, обеспечения безопасности личности, общественного порядка и общественной безопасности.

Если ранее на звонки об оставленных сумках, брошенных автомобилях и других предметах дежурные части реагировали пассивно, то в настоящее время это прежде всего немедленное реагирование на потенциальный акт терроризма.

В организации обеспечения правопорядка и противодействии терроризму особая роль отведена дежурным частям ОВД, поскольку именно дежурная часть обязана оперативно реагировать на изменение оперативной обстановки на обслуживаемой территории. Также она выступает в роли центра управления всеми силами и средствами органов внутренних дел, задействованных в охране общественного порядка, в качестве организатора взаимодействия всех служб и отдельных подразделений, что подразумевает согласованную и целеустремленную их деятельность по обеспечению общественного порядка и безопасности, раскрытию преступлений, особенно в условиях чрезвычайных ситуаций.

Обеспечение национальной безопасности в условиях, связанных с чрезвычайными ситуациями, может быть достигнуто только путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в том числе территориальных и функциональных сегментов), возможностью её интеграции с аналогичными зарубежными системами.

Министерство внутренних дел Российской Федерации входит в число функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На систему МВД Российской Федерации, в том числе её территориальные органы, возложена одна из важнейших государственных функций, а именно «охрана общественного порядка». Реализация данной функции возможна только при правильной организации деятельности задействованных сил и средств ОВД, внутреннего и внешнего взаимодействия в условиях различных чрезвычайных ситуаций.

В ст. 17 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» сказано, что «при ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации».

При этом высокий уровень организации деятельности подразделений дежурных частей в условиях чрезвычайных ситуаций означает: организацию четкой работы дежурных частей ОВД; осуществление оперативного выезда на место происшествия; качественный и квалифицированный осмотр места происшествия и грамотное использование полученной информации; обеспечение своевременного привлечения необходимых служб и их надлежащее взаимодействие и координацию на месте происшествия.

148

Особое место занимают чрезвычайные обстоятельства террористического характера.

В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определено понятие терроризм - это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Согласно информации, размещенной на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, на территории Российской Федерации за 2017 (2016) г. зарегистрировано: преступлений террористического характера -1887 (2227), выявлено лиц, совершивших преступления террористического характера - 873 (653) [5]. Согласно данным Национального антитеррористического комитета с 2010 г. террористическая активность в РФ сократилась более чем в 30 раз (с 779 преступлений в 2010 г. до 24 в 2017-м). Количество терактов снизилось в десять раз. Вместе с тем в 2017 г. в России предотвращены 23 крупных теракта и свыше 60 преступлений террористической направленности, пресечена деятельность 56 законспирированных ячеек [6].

При осложнении оперативной обстановки и возникновении различных кризисных ситуаций органом управления выступает дежурная часть территориального органа МВД России, которой после поступления информации о совершении такого рода преступления до момента образования и начала функционирования оперативного штаба самостоятельно приходится принимать необходимые управленческие решения, отдавать соответствующие распоряжения нарядам полиции о действиях на месте происшествия с последующим докладом начальнику территориального органа внутренних дел.

Изучение деятельности территориальных ОВД показало, что, участвуя в пресечении антитеррористической деятельности, суточный наряд дежурной части ОВД обеспечивает:

- выполнение первичных мероприятий по проверке поступающей информации, а также заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях;

- организацию незамедлительного выезда к месту происшествия нарядов полиции и следственно-оперативной группы;

- охрану места происшествия;

- осуществление общего руководства при проведении первоначальных оперативно-розыскных мероприятий по преследованию и задержанию лиц, подозреваемых в совершении преступлений;

149

- введение первоначального этапа проведения специальных мероприятий по реагированию на чрезвычайные происшествия террористического характера, предусмотренного типовым планом;

- проведение других неотложных мер.

Другими словами, личный состав, несущий службу в дежурной части, при выполнении своих функциональных обязанностей выступает в качестве организатора конкретных действий нарядов полиции, которые впоследствии создают необходимые условия для изобличения лица, совершившего данное противоправное действие, и соответственно, раскрытия преступлений террористического характера «по горячим следам».

Осложнение обстановки, в которой сотрудникам дежурной части приходится осуществлять свою деятельность, возникает, как правило, внезапно. Прежде всего это обычно характеризуется сложностью, своеобразием на первый взгляд одинаковых составов преступлений, временем суток в котором совершено преступление, быстротечностью происходящих событий, недостаточностью информации о лице совершившем преступление, а в некоторых случаях и о самом факте совершения преступления. Такие обстоятельства требуют от сотрудников дежурной части территориального органа МВД России в сжатые сроки четких и грамотных действий по привлечению необходимых сил и средств, для оперативного реагирования на данные сообщения. В то же время функции оперативного управления силами и средствами сложны и многоплановы, их умелое исполнение требует от сотрудников дежурных частей территориальных органов внутренних дел большого опыта и высокого уровня профессиональной подготовки, связанных с действиями в таких ситуациях.

Необходимо обратить внимание, что для современных условий функционирования ОВД, нередко сама уже первичная информация требует незамедлительного начала проведения специальной операции. Поэтому с учетом характера или степени опасности совершенного преступления, а иногда и ряда преступлений, по согласованию с руководителем территориального органа внутренних дел, старший дежурной смены территориального органа МВД РФ должен принять меры к незамедлительному введению в действие на территории обслуживания типовых оперативных планов по проведению специальных мероприятий по реагированию на чрезвычайные происшествия террористического характера.

Проведение специальных мероприятий в рассматриваемых условиях представляет собой сложный процесс, состоящий из организационно-тактических способов экстренного массированного реагирования всеми силами и

150

средствами органов внутренних дел на чрезвычайные происшествия. В комплексе мероприятий по их осуществлению участвуют все силы и средства ОВД, силы и средства соседних органов внутренних дел.

Анализ положительного опыта и результатов деятельности территориальных ОВД по раскрытию преступлений террористического характера показывает, что своевременное осуществление дежурной сменой территориального ОВД обозначенных мероприятий, в совокупности с полнотой и объективностью передаваемой информации, зачастую способствует эффективной деятельности нарядов полиции на месте происшествия, а также задержанию и изобличению лиц, совершивших преступление по «по горячим следам». Данное обстоятельство позволяет руководству территориального органа внутренних дел и сотрудникам, заступившим на новое дежурство по территориальному ОВД в составе дежурной смены дежурной части, быстро проанализировать складывающуюся оперативную обстановку на обслуживаемой территории, соблюсти один из главных принципов деятельности дежурной части - преемственность при анализе и обработке имеющейся информации - и соответственно своевременно взять на себя дальнейшее управление силами и средствами, задействованными для раскрытия преступлений, что позволяет избежать дублирования действия сотрудников в проведении дальнейших мероприятий по раскрытию данного преступления что, в свою очередь, позволит значительно сэкономить время в установлении и изобличении лица, совершившего данное преступление.

В территориальных ОВД на должность оперативных дежурных назначают наиболее подготовленных сотрудников, владеющих оперативной обстановкой, знающих территорию обслуживания, заслуживших уважение среди своих товарищей, быстрореагирующих на изменение оперативной обстановки, по своим деловым качествам способных принимать самостоятельные и правильные решения.

Хотелось бы обозначить некоторые проблемы дежурных частей на примере нашего региона:

1) сокращение в большинстве районов должности заместителя начальника полиции по охране общественного порядка, которому подчинялась дежурная часть, соответственно с передачей полномочий начальнику полиции ОМВД;

2) должность оперативного дежурного - потолок капитана, что не позволяет сотрудникам продвижения по службе.

В настоящее время лишь Казанский юридический институт МВД России готовит кадры для дежурных частей территориальных органов МВД

151

России. Поэтому в складывающейся обстановке необходимо постоянно повышать квалификацию сотрудников дежурных частей ОВД. Это прежде всего профессиональная подготовка личного состава в образовательных организациях МВД России, проведение командно-штабных учений на местах, учений, обучающих семинаров в связи с постоянным изменением действующего законодательства. Для выполнения этих задач постоянно используется материально-техническая база Белгородского юридического института МВД России им. И. Д. Путилина.

Изложенное позволяет заключить, что правильное и четкое реагирование на происшедшее событие, грамотное и четкое определение сил и средств, которые необходимы для эффективного и качественного реагирования на такое происшествие, позволяет оперативному дежурному территориального ОВД соблюдать принцип рационального использования сил и средств участвующих в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Оперативность реагирования органов внутренних дел на чрезвычайные происшествия террористического характера во многом определяется и уровнем профессиональной подготовки личного состава дежурных частей.

Список литературы

1. О безопасности: федер. закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // СЗ РФ. - 03.01.2011. - № 1. - Ст. 2.

2. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: федер. закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 23.06.2016) // СЗ РФ. - 26.12.1994. - № 35. - Ст. 3648.

3. О противодействии терроризму: федер. закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016) (с изм. вступ. в силу с 01.01.2017) // СЗ РФ. - 13.03.2006. - № 11. -Ст. 1146.

4. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // СЗ РФ. - 04.01.2016. - № 1 (ч. II). - Ст. 212.

5. Сайт генеральной прокуратуры Российской Федерации. - URL: https: // genproc.gov.ru/.

6. Сайт Совета безопасности Российской Федерации. - URL: http: // www.scrf.gov.ru/ news/allnews/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.