Научная статья на тему 'ДЕЙСТВИЯ РОЗЫСКНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННОГО, УКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ОТ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И АЛГОРИТМЫ ПРАКТИКИ'

ДЕЙСТВИЯ РОЗЫСКНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННОГО, УКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ОТ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И АЛГОРИТМЫ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
305
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ РОЗЫСК / МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ РОЗЫСК / ИНТЕРПОЛ / УИС ФСИН РОССИИ / ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ РОЗЫСКА / INTERNATIONAL SEARCH / INTERSTATE SEARCH / INTERPOL / UIS FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA / GROUNDS FOR TERMINATION OF THE SEARCH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тарасов Максим Юрьевич

Федеральная служба исполнения наказаний определена Указом Президента Российской Федерации в качестве одного из компетентных органов Российской Федерации, который сотрудничает в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями при осуществлении розыска лиц. Основным субъектом розыскной работы в уголовно-исполнительной системе (УИС) выступают розыскные подразделения территориальных органов ФСИН. В статье определяются нормативно-правовые основания деятельности подразделений розыска УИС в отношении осужденного, уклоняющегося от уголовного наказания за пределами Российской Федерации, и на этой базе раскрывается алгоритм действий подразделений розыска Уголовно-исполнительной системы ФСИН России, направленных на объявление в розыск и прекращение розыска (розыскного дела) в отношении осужденного, уклоняющегося от уголовного наказания, при установлении его местонахождения за пределами Российской Федерации. Определяются основания и порядок действий в различных ситуациях межгосударственного и международного розыска - когда задержанное за пределами Российской Федерации лицо не является гражданином государства, в котором установлено его местонахождение; когда оно является гражданином этого государства; и в случае задержания лиц, являющихся бипатридами, беженцами, вынужденными переселенцами или лицами без гражданства. Приведенные результаты сравнительного анализа межгосударственных и ведомственных оснований для прекращения розыскного дела свидетельствуют о значительной зауженности и излишней казуистичности и в связи с этим неполноте последних и необходимости их совершенствования, приведениях их в соответствие с общими нормами, содержащимися, в частности, в Регламенте компетентных органов по осуществлению межгосударственного розыска лиц 2015 года, имеющем более высокую юридическую силу как межгосударственный нормативный правовой акт. Учет сформулированных рекомендаций может оказать влияние на порядок применения установленных оснований для прекращения розыска, а также практику производства по розыскным делам.The Federal Penitentiary Service is defined by Decree of the President of the Russian Federation as one of the competent authorities of the Russian Federation, which cooperates in the established manner with state authorities of foreign states and international organizations in the search for persons. The main subject of investigative work in the penal system is the investigative units of the territorial bodies of the FSIN. The article defines the legal basis for the activities of the UIS search units in relation to a convicted person evading criminal punishment outside the Russian Federation, and on this basis the algorithm of actions of the search units of the Criminal Executive System of the Federal Penitentiary Service of Russia aimed at listing and terminating the search (search cases) in respect of a convicted person evading criminal punishment when establishing his whereabouts outside the Russian Federation. The grounds and procedure are determined in various situations of interstate and international search - when a person detained outside the Russian Federation is not a citizen of the state in which his location is established; when she is a citizen of this state; and in the case of detention of persons who are bipatrides, refugees, internally displaced persons or stateless persons. The above results of a comparative analysis of interstate and departmental grounds for terminating the search indicate a significant narrowing and excessive casuism, and in connection with this the incompleteness of the latter and the need to improve them, bringing them into line with the general norms contained, in particular, in the Rules of the competent authorities for implementation the interstate search for persons in 2015, which has a higher legal force as an interstate regulatory legal act. Taking into account the recommendations made may have an effect on the procedure for applying the established grounds for terminating the search, as well as the practice of investigative proceedings.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕЙСТВИЯ РОЗЫСКНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННОГО, УКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ОТ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И АЛГОРИТМЫ ПРАКТИКИ»

9. КРИМИНАЛИСТИКА; СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.12)

УДК 343.985.5

9.1. Действия розыскных подразделений уголовно-исполнительной системы в отношении осужденного, уклоняющегося от уголовного наказания за пределами Российской Федерации: проблемы нормативного регулирования и алгоритмы практики

©Тарасов Максим Юрьевич

Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний, г.Москва, Россия tarasov0123@gmail. com

Аннотация

Федеральная служба исполнения наказаний определена Указом Президента Российской Федерации в качестве одного из компетентных органов Российской Федерации, который сотрудничает в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями при осуществлении розыска лиц. Основным субъектом розыскной работы в уголовно-исполнительной системе (УИС) выступают розыскные подразделения территориальных органов ФСИН. В статье определяются нормативно-правовые основания деятельности подразделений розыска УИС в отношении осужденного, уклоняющегося от уголовного наказания за пределами Российской Федерации, и на этой базе раскрывается алгоритм действий подразделений розыска Уголовно-исполнительной системы ФСИН России, направленных на объявление в розыск и прекращение розыска (розыскного дела) в отношении осужденного, уклоняющегося от уголовного наказания, при установлении его местонахождения за пределами Российской Федерации. Определяются основания и порядок действий в различных ситуациях межгосударственного и международного розыска - когда задержанное за пределами Российской Федерации лицо не является гражданином государства, в котором установлено его местонахождение; когда оно является гражданином этого государства; и в случае задержания лиц, являющихся бипатридами, беженцами, вынужденными переселенцами или лицами без гражданства.

Приведенные результаты сравнительного анализа межгосударственных и ведомственных оснований для прекращения розыскного дела свидетельствуют о значительной зауженности и излишней казуистичности и в связи с этим неполноте последних и необходимости их совершенствования, приведениях их в соответствие с общими нормами, содержащимися, в частности, в Регламенте компетентных органов по осуществлению межгосударственного розыска лиц 2015 года, имеющем более высокую юридическую силу как межгосударственный нормативный правовой акт.

Учет сформулированных рекомендаций может оказать влияние на порядок применения установленных оснований для прекращения розыска, а также практику производства по розыскным делам.

Ключевые слова: международный розыск; межгосударственный розыск; Интерпол; УИС ФСИН России; основания прекращения розыска.

Для цитирования: Тарасов М.Ю. Действия розыскных подразделений уголовно-исполнительной системы в отношении осужденного, уклоняющегося от уголовного наказания за пределами Российской Федерации: проблемы нормативного регулирования и алгоритмы практики // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. XIII. №3. С. 225-229

Actions by the prosecutive divisions of the criminal executive system in respect of the condemned defending the criminal punishment outside the Russian Federation: problems of regulatory regulation and practice algorithms

©Tarasov Maxim Yurievich

Research Institute of the Federal Penitentiary Service, Moscow, Russia tarasov0123@gmail. com

Abstract

The Federal Penitentiary Service is defined by Decree of the President of the Russian Federation as one of the competent authorities of the Russian Federation, which cooperates in the established manner with state authorities of foreign states and international organizations in the search for persons. The main subject of investigative work in the penal system is the investigative units of the territorial bodies of the FSIN. The article defines the legal basis for the activities of the

UIS search units in relation to a convicted person evading criminal punishment outside the Russian Federation, and on this basis the algorithm of actions of the search units of the Criminal Executive System of the Federal Penitentiary Service of Russia aimed at listing and terminating the search (search cases) in respect of a convicted person evading criminal punishment when establishing his whereabouts outside the Russian Federation. The grounds and procedure are determined in various situations of interstate and international search - when a person detained outside the Russian Federation is not a citizen of the state in which his location is established; when she is a citizen of this state; and in the case of detention of persons who are bipatrides, refugees, internally displaced persons or stateless persons.

The above results of a comparative analysis of interstate and departmental grounds for terminating the search indicate a significant narrowing and excessive casuism, and in connection with this the incompleteness of the latter and the need to improve them, bringing them into line with the general norms contained, in particular, in the Rules of the competent authorities for implementation the interstate search for persons in 2015, which has a higher legal force as an interstate regulatory legal act.

Taking into account the recommendations made may have an effect on the procedure for applying the established grounds for terminating the search, as well as the practice of investigative proceedings.

Keywords: international search; interstate search; Interpol; UIS Federal Penitentiary Service of Russia; grounds for termination of the search.

For citation: Tarasov M.Yu. Actions by the prosecutive divisions of the criminal executive system in respect of the condemned defending the criminal punishment outside the Russian Federation: problems of regulatory regulation and practice algorithms // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. XIII. №3. Pp. 000-000. (in Russ.)

Введение

Указом Президента РФ от 13.07.2016 № 332 «О компетентных органах Российской Федерации, осуществляющих сотрудничество в рамках Договора государств - участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц» [12] Федеральная служба исполнения наказаний определена в качестве одного из компетентных органов Российской Федерации, осуществляющих сотрудничество в рамках Договора государств - участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц. Соответствующая норма включена в Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314 (ред. от 04.11.2019) [11; 13]: в соответствии с подпунктом 9.6 пункта 7 указанного Положения ФСИН России сотрудничает в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями при осуществлении розыска лиц.

Основным субъектом розыскной работы в уголовно-исполнительной системе выступают розыскные подразделения территориальных органов ФСИН [Бакун-чев, 2011: 22]. Они осуществляют важную функцию -розыск лиц, скрывшихся от назначенного судами наказания, совершивших побег из мест лишения свободы. Как отмечают исследователи, с 2016 г. розыскным подразделениям территориальных органов ФСИН России поручено осуществлять розыск осужденных, в отношении которых судом вынесен приговор о назначении наказания в виде лишения свободы в отсутствие подсудимого. Помимо этого, в их компетенции: розыск осужденных, совершивших побег из мест лишения свободы; розыск осужденных, уклонившихся от отбывания наказания в виде лишения свободы; розыск осужденных, уклонившихся от получения предписания для направления в колонию-поселение, а также осужденных, не прибывших в колонию-поселение в установленный в предписании срок; и другие [Степанов, Агарков, Тарасенко, 2018: 48]. Межведомственными приказами МВД России и ФСИН России утвержден порядок оказания территориальными органами МВД России содействия учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи,

лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок [Омелин, Исиченко, Лаверычева, 2018: 219].

Сказанное свидетельствует о том, что розыскные действия УИС в отношении осужденного, уклоняющегося от уголовного наказания за пределами Российской Федерации, составляют самостоятельный предмет научного исследования.

Основные положения

Нормативно-правовые основания деятельности подразделений розыска УИС в отношении осужденного, уклоняющегося от уголовного наказания за пределами Российской Федерации, включают законодательные и подзаконные нормативно-правовые акты, международные договоры.

К числу законодательных актов, составляющих правовую основу для розыска лиц, уклоняющихся от уголовного наказания за пределами Российской Федерации, следует в первую очередь отнести Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности» [7]. Важным элементом правовой основы розыскной работы является уголовно-процессуальное законодательство (ст. 210, 238 и 253 УПК РФ, раздел XVIII УПК РФ).

Обязанности по осуществлению розыскной работы закреплены также в законах, регулирующих деятельность органов внутренних дел, ФСИН России.

К нормативным актам подзаконного уровня относятся Указы Президента, постановления Правительства Российской Федерации, например: Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 (ред. от 04.11.2019) «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) [11]; Указ Президента РФ от 13.07.2016 № 332 «О компетентных органах Российской Федерации, осуществляющих сотрудничество в рамках Договора государств - участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц» [12], а также межведомственные и ведомственные приказы и инструкции, регламентирующие вопросы организации и тактики розыскной работы. Среди них, например, Инструкция по организации информационного обеспечения

сотрудничества по линии Интерпола, утвержденная совместным приказом МВД РФ № 786, Минюста РФ № 310, ФСБ РФ № 470, ФСО РФ № 454, ФСКН РФ № 333, ФТС РФ 971 от 06.10.2006 (ред. от 22.09.2009) [14] (далее - Инструкция по линии Интерпола), а также другие акты ограниченного доступа пользования, касающиеся: основ организации оперативно-розыскной деятельности в Федеральной службе исполнения наказаний; порядка оказания территориальными органами МВД России содействия учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок; организации и осуществлении розыска и идентификации лиц.

Вопросы международного розыска регулируются Европейской конвенцией о выдаче, заключенной в г. Париже 13 декабря 1957 года [2], а также нормативно-правовыми актами Международной организации уголовной полиции (Интерпол), среди которых: Конституция (Устав) Международной организации уголовной полиции-Интерпол от 13 июня 1956 г., действующая в редакции 2017 года [15]; Правила Интерпола по обработке данных, приняты Генеральной Ассамблеей в 2011 году и действующие в редакции 2019 года [16]; Положение о Комиссии по контролю за файлами Интерпола 2016 года [17]; и другие.

Вопросы межгосударственного розыска регулируются Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в г. Минске 22 января 1993 года [3]; Договором государств-участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц, подписанном в г. Москве 10 декабря 2010 года [4]; Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств «О Регламенте компетентных органов по осуществлению межгосударственного розыска лиц», принятом в г. Душанбе 30 октября 2015 года [5]. Во исполнение ст. 9 Договора государств-участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц 2010 года решением Совета глав правительств СНГ 2015 года утверждён Регламент компетентных органов по осуществлению межгосударственного розыска лиц [6] (далее - Регламент, Регламент межгосударственного розыска).

Объявление в розыск осужденных, уклоняющихся от уголовного наказания. В зависимости от территориальных границ осуществления оперативно-розыскных мероприятий розыск делится на четыре основных вида: местный, федеральный, межгосударственный и международный. Применение того или иного вида розыска зависит от наличия соответствующих правовых оснований и соблюдения определенных процедурных требований [Горяинов и др., 2004: 518519].

Международный и межгосударственный виды розыска различаются по территории их проведения и странам, которые имеют право его осуществлять. Применение розыска этих видов зависит от точной информации о стране местонахождения разыскиваемого, а не от принадлежности страны к определенному содружеству [Дунаева, 2013: 82-83].

Международный розыск лиц не подменяет собой межгосударственный розыск в пределах государств -участников СНГ и может осуществляться параллельно

с ним. При этом обязательным условием является предварительное или одновременное объявление межгосударственного розыска. Каналы Интерпола для осуществления межгосударственного розыска на территории государств - участников СНГ не задействуют-ся [Лещенко, Джелали, 2014: 62].

Как установлено в ведомственных нормативно-правовых актах ФСИН России, розыску подлежат лица:

- совершившие побег из исправительных учреждений УИС или в период конвоирования сотрудниками УИС;

- уклоняющиеся от отбывания лишения свободы;

- уклоняющиеся для получения предписания для направления в колонию-поселение, которым судом предоставлено право самостоятельного следования к месту отбывания наказания или не прибывших в предписанный срок;

- осужденные к принудительным работам, уклоняющиеся от получения предписания для направления в исправительный центр, или не прибывшие к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок, не возвратившиеся в исправительный центр по истечении разрешенного срока выезда, а также самовольно оставившие исправительный центр, место работы и (или) место проживания, определенные администрацией исправительного центра, на срок свыше 24 часов;

- осужденные к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, условно осужденные и осужденные с отсрочкой приговора, уклоняющиеся от контроля уголовно-исполнительных инспекций.

В соответствии с установленным ФСИН России порядком в отношении указанных категорий лиц заводятся розыскные дела. Розыскное дело является одним из видов дел оперативного учета, заведение которых предусмотрено ст. 10 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Розыскное дело предназначено, чтобы накапливать информацию о ходе и результатах розыска, анализировать и систематизировать ее, планировать работу, а также контролировать ее законность и эффективность. В этом деле сосредоточиваются уголовно-процессуальные документы, составляющие юридические основания для объявления розыска и производства оперативно-розыскных мероприятий; общие планы работы по розыскному делу и планы решения отдельных тактических задач; справки об их выполнении; материалы служебной переписки и другие оперативно-служебные документы [Горяинов и др., 2020].

Розыскное дело регистрируется в подразделении Информационно-регистрационного архивного фонда (ИРАФ) территориального органа ФСИн России с обязательным направлением в информационный центр территориального органа МВД России документов, определенных соответствующими приказами МВД России.

Межгосударственный розыск объявляется, когда меры розыска внутри одного из государств — участников СНГ исчерпаны и имеются основания полагать, что разыскиваемое лицо выехало за пределы данной страны [Лапин, 2019: 205]. В соответствии со ст. 18 Регламента компетентных органов по осуществлению межгосударственного розыска лиц от 30 октября 2015 года для объявления лица в межгосударственный розыск выносится специальное постановление, которое через информационные центры МВД направляется в

Межгосударственный информационный банк (МИБ), созданный в ГИАЦ МВД России. В свою очередь, МИБ передает сведения на указанных лиц в информационные центры всех МВД государств - членов СНГ для размещения в своих оперативно-справочных картотеках.

Форма постановления об объявлении межгосударственного розыска, представленная в приложении 2 к Регламенту, предусматривает приведение сведений о мере пресечения в отношении разыскиваемого либо ее отсутствии (п. 31). Между тем, до недавних пор закон не предусматривал возможности заочного избрания меры пресечения в виде заключения под стражу при объявлении лица в межгосударственный розыск. С 2002 года такая возможность существовала только для ситуаций объявления обвиняемого в международный розыск: в соответствии с ч. 5 ст. 108 УПК РФ, введенной Федеральным законом от 29.05.2002 № 58-ФЗ [8], принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого допускалось только в случае объявления обвиняемого в международный розыск. В этой связи сложилась ситуация, при которой вопрос о мере пресечения в виде заключения под стражу необходимо было решать до объявления межгосударственного розыска. В учебной литературе прямо утверждалось: «Межгосударственный розыск объявляется только при условии, что в отношении разыскиваемого лица избрана мера пресечения в виде заключения под стражу» [Горяинов, 2004: 524; Лапин, 2019: 205]. Теоретически возможные, на практике такие случаи были маловероятными.

Несовершенство уголовно-процессуального законодательства порождало ситуации, когда суды отказывали в заочном избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лиц, совершивших побег из колоний-поселений. Позиции судов основывались на той же норме ч. 5 ст. 108 УПК РФ, где указывалось, что принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого допускается только в случае объявления обвиняемого в международный розыск. Данная проблема существенно затрудняла розыскную работу, так как большинство побегов по оценкам специалистов (свыше 90 %) совершаются именно из колоний-поселений [Кириллов, 2016: 99].

Проблему удалось решить с внесением Федеральным законом от 06.03.2019 № 21-ФЗ «О внесении изменения в статью 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» [9] в УПК РФ дополнений, которые распространили норму о возможности заочного избрания меры пресечения в виде заключения под стражу при объявлении лица наряду с международным также и в межгосударственный розыск.

На территории Российской Федерации объявление межгосударственного розыска происходит одновременно с объявлением лица в федеральный розыск без вынесения специального постановления, поэтому нередко эти два вида розыска отождествляются [Горяи-нов К.К. и др., 2020].

Международный розыск объявляется в том случае, если в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий получены данные о выезде разыскиваемого лица за пределы России либо достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого родственные, дружеские и иные связи за пределами России, либо получена информация о намерении

разыскиваемого выехать за рубеж с деловой или другой целью.

Решение об объявлении лица в международный розыск принимается органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, которому поступило на исполнение постановление о розыске. Решение оформляется постановлением об объявлении лица в международный розыск, которое выносится сотрудником розыскного подразделения. Один экземпляр постановления об объявлении лица в международный розыск должен быть вручен следователю или прокурору для обращения в суд в порядке ч. 5 ст. 108 УПК РФ с целью получения судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого.

Одновременно с вынесением постановления об объявлении лица в международный розыск в Департамент пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России в установленном порядке направляется запрос о постановке разыскиваемых лиц на контроль в пунктах пропуска через Государственную границу России.

Прекращение розыска (розыскного дела) в отношении осужденного, не являющегося гражданином государства, в котором установлено его местонахождение. Говоря о действиях, направленных на прекращение розыска (розыскного дела) в отношении осужденного, уклоняющегося от уголовного наказания, при установлении его местонахождения за пределами Российской Федерации, необходимо прежде всего отметить, что речь в этой ситуации идет о межгосударственном розыске и международном розыске. Соответственно, в такой ситуации в отношении разыскиваемого по определению избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

В соответствии с ведомственными нормативно-правовыми актами ФСИН России, регулирующими организацию оперативно-розыскной деятельности, розыскное дело прекращается по постановлению, утвержденному начальником территориального органа ФСИН России или его заместителем, курирующим вопросы безопасности и оперативной работы, при наличии следующих оснований:

- задержании разыскиваемого лица (за исключением случаев, требующих решения вопроса о выдаче (экстрадиции) скрывшегося лица в установленном порядке - до поступления сообщения о прибытии разысканного лица на территорию Российской Федерации или поступления сообщения из соответствующих органов государственной власти Российской Федерации о направлении в иностранное государство уголовного дела для осуществления его дальнейшего уголовного преследования);

- при документальном подтверждении факта смерти разыскиваемого лица;

- при прекращении производства по уголовному делу по факту побега из учреждения УИС или уклонения от отбывания лишения свободы в отношении разыскиваемого лица;

- при вынесении постановления (определения) суда о прекращении уголовного преследования;

- при получении из уголовно-исполнительной инспекции или ее филиала информации о снятии с учета осужденных по истечении срока ограничения свободы, истечения испытательного срока условно-осужденных и срока отсрочки отбывания наказания;

- при получении документально-подтвержденной информации о нахождении на территории иностранно-

го государства разыскиваемого лица, уклоняющегося от получения предписания для направления в колонию-поселение или не прибывшего к месту отбывания наказания в указанный в предписании срок, а также осужденного уклоняющегося от контроля уголовно-исполнительной инспекции, являющегося гражданином данного государства (информация о прекращении розыскного дела и оригиналы полученных документов направляются в соответствующий суд или уголовно-исполнительную инспекцию для принятия дальнейшего решения в соответствии с действующими международными договорами и соглашениями Российской Федерации).

Прекращенное розыскное дело в трехдневный срок сдается в архив ИРАФ территориального органа ФСИН России, о чем производится отметка в журнале регистрации и в лицевом счете сотрудника оперативного подразделения учреждения (органа) УИС, с обязательным направлением в информационный центр территориального органа МВД России соответствующих документов. Дубликаты розыскных дел также сдаются в архив ИРАФ территориального органа ФСИН России. Срок архивного хранения розыскного дела составляет пять лет с момента его прекращения.

Прекращение межгосударственного розыска. Вопросы прекращения межгосударственного розыска регулируются главой 5 Регламента компетентных органов по осуществлению межгосударственного розыска лиц. В ст. 33 указывается, что межгосударственный розыск лиц прекращается на основании постановления о прекращении межгосударственного розыска (приложения 4 и 5), которое выносит инициатор розыска в пятидневный срок после прекращения дела по розыску лица.

Согласно п. 18 Приложения 5 к Регламенту, являющегося его неотъемлемой частью, причиной прекращения межгосударственного розыска лица, совершившего преступление, может быть:

- арест, задержание, установление местонахождения;

- задержание при совершении нового преступления;

- опознание трупа, в том числе с признаками насильственной смерти;

- прекращение уголовного дела, решение суда о прекращении розыска;

- установление местонахождения разыскиваемого лица с отказом в его экстрадиции;

- прекращение по сроку давности и пр.

Соответственно, по этим же основаниям может быть

прекращено розыскное дело, так как в контексте рассматриваемого документа понятия прекращение розыска и прекращение розыскного дела взаимоувязываются.

Следует заметить, что эти основания прекращения розыска, установленные международно-правовым актом с участием Российской Федерации, и приведенные выше основания прекращения розыскного дела, установленные ведомственным актом ФСИН России, не во всем соответствуют друг другу.

Некоторые разночтения обусловлены предметной ведомственной специализацией. В Регламенте межгосударственного розыска, например, говорится о прекращении уголовного дела, а в нормативном акте ФСИН России - о прекращении производства по уголовному делу по факту побега из учреждения УИС или уклонения от отбывания лишения свободы в отношении разыскиваемого лица. Подобное различие пред-

ставляет по сути детализацию общей нормы применительно к специфике и предмету деятельности розыскных подразделений ФСИН России и является оправданным.

Вместе с тем, такая детализация, обусловленная специализацией розыскной работы оперативных подразделений ФСИН, вызывает вопросы с точки зрения полноты охвата всех категорий разыскиваемых лиц. В качестве разыскиваемых названы только лица, совершившие побег из учреждения УИС (ст. 313 УК РФ) или уклоняющиеся от отбывания лишения свободы (ст. 314 УК РФ). Между тем, в ст. 314 УК РФ наряду с уклонением от лишения свободы предусмотрена также ответственность за уклонение от отбывания ограничения свободы и от применения принудительных мер медицинского характера. В этой связи возникает вопрос о необходимости включения в число оснований прекращения розыскного дела прекращение производства по уголовному делу в отношении и иных осужденных лиц, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, тем более что в круг лиц, для осуществления розыска которых заводится розыскное дело, они включены.

Но есть и другие варианты разночтений в формулировках оснований прекращения розыска, по-разному определяющие, например, момент (этап) принятия соответствующего решения. Так, в Регламенте межгосударственного розыска, например, говорится о прекращении розыска в связи с задержанием разыскиваемого лица, а в нормативном акте ФСИН России для принятия аналогичного решения в подобной ситуации, когда решается вопрос об экстрадиции, требуется в дополнение к самому факту задержания еще поступление сообщения о прибытии разысканного лица на территорию Российской Федерации или поступление сообщения из соответствующих органов государственной власти Российской Федерации о направлении в иностранное государство уголовного дела для осуществления его дальнейшего уголовного преследования. Такое разночтение не обусловлено ни спецификой предмета деятельности, ни специализацией оперативных подразделений ФСИН России, поэтому нуждается в устранении.

Встречаются и такие разночтения в основаниях прекращения розыскного дела, которые, с одной стороны, содержат оправданную спецификой предмета деятельности детализацию общей нормы, и вместе с тем, привносят в нее выходящее за эти рамки дополнительное содержание.

Так, в Регламенте межгосударственного розыска предусмотрено в качестве причины его прекращения установление местонахождения разыскиваемого лица, а в нормативном акте ФСИН России - получение документально-подтвержденной информации о нахождении на территории иностранного государства разыскиваемого лица, уклоняющегося от получения предписания для направления в колонию-поселение или не прибывшего к месту отбывания наказания в указанный в предписании срок, а также осужденного уклоняющегося от контроля уголовно-исполнительной инспекции, являющегося гражданином данного государства (информация о прекращении розыскного дела и оригиналы полученных документов направляются в соответствующий суд или уголовно-исполнительную инспекцию для принятия дальнейшего решения в соответствии с действующими международными договорами и соглашениями Российской Федерации).

Предметно-специальная детализация последней нормы здесь налицо, и в этой части она если и вызывает замечания, то из-за витиеватой техники изложения текста нормативного акта, и главным образом, отмеченной уже выше неполноты охвата приведенным в основании перечнем категорий подлежащих розыску лиц. Однако за витиеватостью избранной техники кроется норма, определяющая несколько иное основание для прекращения розыска чем предусмотрено в Регламенте межгосударственного розыска: информация о нахождении на территории иностранного государства разыскиваемого лица, являющегося гражданином данного государства. Включение в формулировку основания указания на принадлежность гражданства разысканного лица к запрашиваемому государству значительно сужает сферу (объем) применения данного основания. К тому же, данное основание не вполне согласуется с приведенным выше основанием прекращения розыскного дела из нормативного акта ФСИН России, - задержание с экстрадицией, для применения которого требуются сведения о прибытии разысканного лица на территорию Российской Федерации или о направлении в иностранное государство уголовного дела для осуществления его дальнейшего уголовного преследования. Такое разночтение не обусловлено ни спецификой предмета деятельности, ни его специализацией, поэтому также нуждается в устранении.

По существу же в данной ситуации подлежит применению завуалированное в тексте нормативного акта ФСИН России такое основание прекращения розыска как установление местонахождения разыскиваемого лица с отказом в его экстрадиции, установленное в упомянутом выше п. 18 Приложения 5 к Регламенту, поскольку речь идет о ситуации выдачи Стороной своего гражданина. В такой ситуации на основании пп. «а» п. 1 ст. 57 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в г. Минске 22 января 1993 года, выдача не производится, если лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемой Договаривающейся Стороны.

Приведенные результаты сравнительного анализа межгосударственных и ведомственных оснований для прекращения розыскного дела свидетельствуют о значительной зауженности и излишней казуистичности и в связи с этим неполноте последних и необходимости их совершенствования, приведениях их в соответствие с общими нормами, содержащимися, в частности, в Регламенте компетентных органов по осуществлению межгосударственного розыска лиц 2015 года, имеющем более высокую юридическую силу как межгосударственный нормативный правовой акт.

В постановлении о прекращении межгосударственного розыска приводятся детальные сведения о том, кем был установлен (задержан) разыскиваемый и при чьем участии (бланк постановления содержит 42 позиции вариантов ответа на этот вопрос), с помощью каких оперативно-справочных учетов был установлен задержанный (9 вариантов ответа), где на момент обнаружения находился разысканный (в государственной или общественной организации, у частного лица, в больнице и т.д. - 11 вариантов ответов).

Постановление о прекращении межгосударственного розыска направляется инициатором розыска в центральное информационное подразделение, которое направляет сведения о прекращении межгосудар-

ственного розыска с приложением соответствующих постановлений в ГИАЦ МВД России.

ГИАЦ МВД России в соответствии со ст. 23 Регламента передает сведения о прекращении межгосударственного розыска в электронном виде по каналам связи или на оптических носителях в центральные информационные подразделения центральных аппаратов компетентных органов для последующего размещения в соответствующих информационных массивах.

Розыск лица, в выдаче которого уполномоченным органом запрашиваемой Стороны отказано, на территории данной Стороны прекращается. Сторона, принявшая решение о прекращении розыска на своей территории, информирует об этом Сторону, являющуюся инициатором розыска.

Прекращение международного розыска. Международный розыск осужденных, уклоняющихся от уголовного наказания, прекращается в связи с достижением цели розыска или истечением его срока [Илларионов, Путова, 1999: 43]. Срок международного розыска ограничивается одним годом. Для его продолжения в НЦБ Интерпола следует ежегодно направлять уведомление о необходимости продолжения международного розыска.

Основаниями для вынесения решения о прекращении международного розыска осужденных, уклоняющихся от уголовного наказания, в соответствии с Инструкцией Интерпола являются:

- выдача или депортация разыскиваемого лица из иностранного государства в Российскую Федерацию;

- задержание разыскиваемого лица на территории Российской Федерации;

- обнаружение на территории иностранного государства или в Российской Федерации трупа, идентифицированного как разыскиваемый;

- получение документально подтвержденных сведений о смерти разыскиваемого лица (п. 154).

В соответствии с п. 155 Инструкции международный розыск осужденных может быть прекращен и по истечении двух лет с момента передачи в НЦБ Интерпола иностранного государства запроса об объявлении розыска, если в течение указанного периода не было получено сведений, подтверждающих пребывание разыскиваемого лица за пределами России и СНГ.

По указанным выше основаниям выносится постановление о прекращении международного розыска.

При установлении местонахождения осужденного, уклоняющегося от уголовного наказания, в отношении которого объявлен розыск, за пределами Российской Федерации он подлежит выдаче. В этом случае задей-ствуется механизм экстрадиции, а розыск подлежит прекращению на основании п. 154.1 Инструкции по линии Интерпола в связи с выдачей разыскиваемого лица из иностранного государства в Российскую Федерацию.

В отдельных случаях иностранное государство может выдворить либо депортировать лицо. Такое часто бывает, когда между государствами отсутствует договор о выдаче и они не являются участниками многосторонних договоров о выдаче. В этом случае розыск подлежит прекращению также на основании п. 154.1 Инструкции, предусматривающего: «154. Основаниями для вынесения решения о прекращении международного розыска обвиняемых, осужденных, разыскиваемых с целью ареста и выдачи являются: 154.1. Выдача

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

или депортация разыскиваемого лица из иностранного государства в Российскую Федерацию».

Постановление выносится сотрудником органа -инициатора объявления лица в международный розыск, осуществляющим розыскную работу, либо того органа, которому перепоручен розыск. В соответствии с Инструкцией по линии Интерпола постановление должно быть вынесено в срок не более 3 суток с момента получения информации об основаниях для прекращения международного розыска. В течение 2 суток с момента вынесения постановление о прекращении международного розыска направляется в НЦБ Интерпола, копия постановления приобщается к материалам розыскного дела.

О прекращении международного розыска осужденного НЦБ Интерпола уведомляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Инициатор объявления международного розыска передает копию уведомления НЦБ Интерпола о прекращении международного розыска осужденного прокурору либо судье, поручившим осуществление розыска соответствующего лица.

Сведения о лице, международный розыск которого был прекращен, хранятся в банке данных НЦБ Интерпола в течение 5 лет с момента прекращения розыска, если за это время не поступит каких-либо дополнительных сообщений о данном лице.

Прекращение розыска (розыскного дела) в отношении осужденного, являющегося гражданином государства, в котором установлено его местонахождение. В случае задержания объявленного в розыск лица, являющегося гражданином запрашиваемого государства и не состоящего в гражданстве Российской Федерации, экстрадиция лица на территорию РФ невозможна, поскольку национальное законодательство многих государств, большинство многосторонних и двусторонних международных договоров, регламентирующих вопросы выдачи, содержат запрет выдачи собственных граждан. В ст. 61 Конституции Российской Федерации [1], например, записано, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Исключение составляют единичные государства, выдающие собственных граждан (например, Израиль [Ващенко, 2017]).

В случае отказа в выдаче объявленного в розыск лица, являющегося гражданином запрашиваемого государства, может быть задействован другой вариант -ходатайство перед органом расследования о направлении материалов уголовного дела для уголовного преследования в иностранное государство.

В соответствии со ст. 458 УПК РФ в случае совершения преступления на территории Российской Федерации иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся за ее пределами, и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории Российской Федерации все материалы возбужденного и расследуемого уголовного дела передаются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, которая решает вопрос об их направлении в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования. В этом случае розыск подлежит прекращению на основании п. 154.2 Инструкции по линии Интерпола, предусматривающего в качестве основания для вынесения решения о прекращении международного розыска обвиняемых, осужденных, разыскиваемых с целью ареста и выдачи передачу, в соответствии со статьей 458 Уго-

ловно-процессуального кодекса Российской Федерации, в компетентные органы иностранного государства материалов уголовного дела с ходатайством о возбуждении уголовного преследования в отношении обнаруженного за рубежом обвиняемого на территории запрашиваемого иностранного государства.

Прекращение розыска (розыскного дела) в отношении осужденного, являющегося бипатридом, беженцем, вынужденным переселенцем или лицом без гражданства. Лица без гражданства подлежат выдаче, что прямо предусмотрено международными договорами. Соответственно, розыск лиц без гражданства в случае экстрадиции или депортации прекращается на основании п. 154.1 Инструкции по линии Интерпола.

Экстрадиция бипатридов невозможна (в подавляющем большинстве государств, за исключением тех, кто выдает собственных граждан), поскольку наряду с другим гражданством у них есть и гражданство государства задержания.

Европейская конвенция о выдаче (заключена в г. Париже 13.12.1957) [2] в ст. 6 (Выдача своих граждан) предусматривает, что Договаривающаяся Сторона имеет право отказать в выдаче своих граждан (пп. «а» п. 1).

Ст. 57 Конвенции государств - участников СНГ от 22 января 1993 г. «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» (Минская конвенция 1993 года), участником которой являются Российская Федерация, предусматривает, что выдача не производится, если лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемой Договаривающейся Стороны. Запрет выдачи собственных граждан, имеющих гражданство еще и другого государства, этому государству нашел отражение также в Постановлении ЕСПЧ от 07.06.2007 «Дело «Гарабаев (Garabayev) против Российской Федерации» (жалоба № 38411/02) [Постановление ЕСПЧ, 2007] (п. 54, 61).

В этом случае розыск должен продолжаться. Во-первых, теоретически разыскиваемое лицо может выехать из государства-задержания, вследствие чего ситуация поменяется: требование о выдаче будет адресовано уже другому государству, на территории которого разыскиваемый будет задержан, - гражданином которого он не является. В этой ситуации будут применяться правила прекращения розыска (розыскного дела) в отношении осужденного, не являющегося гражданином государства, в котором установлено его местонахождение. Во-вторых, собственных граждан только потому что их разыскивает другое государство у себя под стражей никто содержать не будет (за исключением некоторых государств, которые могут это делать в ожидании поступления материалов уголовного дела из иностранного государства, например, ст. 484-485 УПК Республики Армения). В-третьих, исключен вариант с направлением уголовного дела для уголовного преследования в зарубежное государство, так как разыскиваемый является гражданином и Российской Федерации.

Что касается беженцев, большинство из действующих договоров о выдаче содержат запрет выдачи лиц, получивших убежище. Соответственно, уголовное дело в этом случае также не может быть направлено, поскольку это будет противоречить ст. 458 УПК РФ, а также поскольку действующие договоры о международно-правовой помощи по уголовным делам не со-

держат основания для направления уголовного дела в связи с предоставлением убежища. Следовательно, розыск надо продолжать, поскольку лицо может покинуть государство убежища и в таком случае оно может быть лишено статуса беженца. Международные акты о беженцах предусматривают лишение статуса беженца в случае покидания государства убежища.

Следует также иметь в виду, что в случае наличия у лица убежища Генеральный Секретариат Интерпола сам прекратит на основании п. «2с» ст. 81 (Приостановка, отзыв или отмена уведомления) Правил Интерпола по обработке данных международный розыск такого лица, поскольку это будет противоречить ст. 3 Устава Интерпола, устанавливающей, что Организации категорически запрещается осуществлять какое-либо вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.

Что касается вынужденного переселенца, то это понятие содержится в Законе РФ от 19.02.1993 № 4530-1 (ред. от 27.12.2018) «О вынужденных переселенцах» [10] и относится к гражданам Российской Федерации, вынужденным прибыть на территорию РФ с территории иностранного государства. В этой ситуации международный розыск будет прекращён на основании п. 154.3 Инструкции по линии Интерпола - Задержание разыскиваемого лица на территории Российской Федерации (в связи с его возвращением).

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием) 12 декабря 1993 года (с учетом внесенных поправок от 21.07.2014 года № 11-ФКЗ) // [электронный ресурс] режим доступа: http://konstitucija.ru/ [дата обращения - 08.04.2020].

2. Европейская конвенция о выдаче (заключена в г. Париже 13.12.1957) (с изм. от 20.09.2012) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 23. Ст. 2348.

3. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Заключена в г. Минске 22.01.1993. Вступила в силу 19.05.1994, для Российской Федерации 10.12.1994 (с изм. от 28.03.1997) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1472.

4. Договор государств-участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц. Подписан в г. Москве 10.12.2010 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 39. Ст. 5619.

5. Решение Совета глав правительств СНГ «О Регламенте компетентных органов по осуществлению межгосударственного розыска лиц». Принято в г. Душанбе 30.10.2015 // СПС КонсультантПлюс [дата обращения -08.04.2020].

6. Регламент компетентных органов по осуществлению межгосударственного розыска лиц. Утвержден решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Регламенте компетентных органов по осуществлению межгосударственного розыска лиц от 30 октября 2015 года // Кодекс // http://docs.cntd.ru/document/ 420389266 [дата обращения - 08.04.2020].

7. Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349.

8. Федеральный закон от 29.05.2002 № 58-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 22. Ст. 2027.

К гражданам Российской Федерации, вынужденным покинуть территорию одного субъекта РФ и прибывшим на территорию другого субъекта РФ, само понятие международного (межгосударственного) розыска данного лица в этом случае неприменимо.

Заключение

Проведенное исследование позволило определить примерный алгоритм действий подразделений розыска Уголовно-исполнительной системы ФСИН России, направленных на объявление в розыск и прекращение розыска (розыскного дела) в отношении осужденного, уклоняющегося от уголовного наказания, при установлении его местонахождения за пределами Российской Федерации. Определены основания и порядок действий в различных ситуациях межгосударственного и международного розыска - когда задержанное за пределами Российской Федерации лицо не является гражданином государства, в котором установлено его местонахождение; когда оно является гражданином этого государства; и в случае задержания лиц, являющихся бипатридами, беженцами, вынужденными переселенцами или лицами без гражданства.

Учет сформулированных рекомендаций может оказать влияние на порядок применения установленных оснований для прекращения розыска, а также практику производства по розыскным делам.

References:

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote) December 12, 1993 (as amended on July 21, 2014 No. 11-FKZ) // [electronic resource] access mode: http://konstitucija.ru/ [appeal date - 04/08/2020].

2. European Convention on Extradition (concluded in Paris on 12/13/1957) (as amended on 09/20/2012) // Collection of legislation of the Russian Federation. 2000. No. 23. Art. 2348.

3. Convention on legal assistance and legal relations in civil, family and criminal matters. It was concluded in Minsk on January 22, 1993. Entered into force on 05/19/1994, for the Russian Federation 12/10/1994 (as amended on 03/28/1997) // Collection of legislation of the Russian Federation. 1995. No. 17. Art. 1472.

4. The Treaty of States Parties to the Commonwealth of Independent States on the interstate search of persons. Signed in Moscow on December 10, 2010 // Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2016. No. 39. Article 5619.

5. Decision of the Council of Heads of Government of the CIS "On the Rules of Competent Bodies for the Implementation of Interstate Tracing of Persons". Adopted in the city of Dushanbe 10/30/2015 // ATP Consultant Plus [appeal date -04/08/2020].

6. Regulations of the competent authorities for the implementation of the interstate search of persons. Approved by the decision of the Council of Heads of Government of the Commonwealth of Independent States on the Regulation of the competent authorities for the implementation of the interstate search of persons dated October 30, 2015 // Code // http://docs.cntd.ru/document/420389266 [appeal date -08.04.2020].

7. Federal law of August 12, 1995 No. 144-FZ (as amended on August 2, 2019) "On operational-search activity" // Collection of legislation of the Russian Federation. 1995. No. 33. Article 3349.

8. Federal Law of May 29, 2002 No. 58-FZ (as amended on December 29, 2010) "On Amendments and Additions to the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation" // Collected Legislation of the Russian Federation. 2002. No. 22. Art. 2027.

9. Федеральный закон от 06.03.2019 № 21-ФЗ «О внесении изменения в статью 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.2019. № 10. Ст. 891.

10. Закон РФ от 19.02.1993 N 4530-1 (ред. от 27.12.2018) «О вынужденных переселенцах» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 52. Ст. 5110.

11. Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 (ред. от 04.11.2019) «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 42. Ст. 4109.

12. Указ Президента РФ от 13.07.2016 № 332 «О компетентных органах Российской Федерации, осуществляющих сотрудничество в рамках Договора государств -участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 29. Ст. 4798.

13. Положение о Федеральной службе исполнения наказаний. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314 (ред. от

04.11.2019) «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 42. Ст. 4109.

14. Приказ МВД РФ № 786, Минюста РФ № 310, ФСБ РФ № 470, ФСО РФ № 454, ФСКН РФ № 333, ФТС РФ 971 от 06.10.2006 (ред. от 22.09.2009) «Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола» // СПС Консуль-тантПлюс [дата обращения - 08.04.2020].

15. Constitution of the ICPO-INTERPOL [I/CONS/GA/1956 (2017)] / Конституция ICPO-Интерпол [I / CONS / GA / 1956 (2017)]. (КОНСТИТУЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИЦИИ-ИНТЕРПОЛ) Актуальная редакция на официальном сайте Организации // https://www.interpol.int/ Who-we-are/Commission-for-the-Control-of-INTERPOL-s-Files-CCF/About-the-CCF [На указанном сайте дана актуальная редакция нормативного акта. В России опубликован текст Конституции в переводе на русский язык по состоянию на 1 января 1986 года: Устав Международной организации уголовной полиции (Интерпол) (вступил в силу 13 июня 1956 г., с изменениями по состоянию на 1 января 1986 г.) // http://docs.cntd.ru/document/1901939/ [дата обращения -

08.04.2020].

16. INTERPOL'S Rules on the Processing of Data [III/IRPD/GA/2011 (2019)] (Правила Интерпола по обработке данных. Приняты Генеральной Ассамблеей на ее 80-й сессии (Ханой, 2011 г.) (Резолюция AG-2011-RES-07), действуют в редакции, утвержденной Генеральной Ассамблеей ICPO-INTERPOL на 88-й сессии (Сантьяго-де-Чили, 2019 г.) (Резолюция GA-2019-88-RES-02) // https ://www.interpol .int/Resources/Documents) // https://www.interpol.int/Who-we-are/Commission-for-the-Control-of-INTERPOL-s-Files-CCF/About-the-CCF [дата обращения - 08.04.2020].

17. Statute of the Commission for the Control of Interpol's Files [II.E/RCIA/GA/2016] (Положение о Комиссии по контролю за файлами Интерпола) // https://www.interpol.int/Who-we-are/Commission-for-the-Control-of-INTERPOL-s-Files-CCF/About-the-CCF [дата обращения - 08.04.2020].

18. Бакунчев А.Г. Понятие, сущность розыскной работы оперативных подразделений ФСИН России и проблемы, возникающие при её организации // Вестник Кузбасского института Федеральной службы исполнения наказаний. 2011. № 5 (8). С. 18-23.

19. Ващенко В. Как устроена экстрадиция граждан Израиля в Россию // Газета.ги. 09.12.2017 // https://www.gaze-ta.ru/social/2017/12/08/11243594.shtml [дата обращения -08.04.2020].

9. Federal Law dated 06.03.2019 No. 21-03 "On Amending Article 108 of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation" // Collection of legislation of the Russian Federation. 2019. No. 10. Art. 891.

10. The law of the Russian Federation of 02.19.1993 N 4530-1 (as amended on 12.27.2018) "On internally displaced persons" // Collection of legislation of the Russian Federation. 1995. No. 52. Article 5110.

11. Decree of the President of the Russian Federation of October 13, 2004 No. 1314 (as amended on November 4, 2019) "Issues of the Federal Penitentiary Service" (as amended and supplemented, entered into force on 01/01/2020) // Collection of legislation of the Russian Federation. 2004. No. 42. Article 4109.

12. Decree of the President of the Russian Federation of July 13, 2016 No. 332 "On the competent authorities of the Russian Federation engaged in cooperation under the Treaty of the Member States of the Commonwealth of Independent States on the Interstate Tracing of Persons" // Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2016. No. 29. Article 4798.

13. Regulation on the Federal Penitentiary Service. Approved by the Decree of the President of the Russian Federation of October 13, 2004 No. 1314 (as amended on 11/04/2019) "Issues of the Federal Penitentiary Service" (as amended and supplemented, entered into force on 01/01/2020) // Collection of legislation of the Russian Federation . 2004. No. 42. Article 4109.

14. The order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation No. 786, the Ministry of Justice of the Russian Federation No. 310, the Federal Security Service of the Russian Federation No. 470, the Federal Security Service of the Russian Federation No. 454, the Federal Security Service of the Russian Federation No. 333, the Federal Customs Service of the Russian Federation 971 dated 10/06/2006 (as amended on 09/22/2009) "On Approving the Instructions for the Organization of Information ensuring cooperation through Interpol "// ATP ConsultantPlus [appeal date - 04/08/2020].

15. Constitution of the ICPO-INTERPOL [I / CONS / GA / 1956 (2017)] / Constitution of the ICPO-INTERPOL [I / CONS / GA / 1956 (2017)]. (CONSTITUTION OF THE INTERNATIONAL ORGANIZATION OF CRIMINAL POLICEINTERPOL) Current version on the official website of the Organization // https://www.interpol.int/Who-we-are/Commi-ssion-for-the-Control-of-INTERPOL-s-Files-CCF / About-the-CCF [The specified version of the normative act is given on the indicated site. The text of the Constitution was published in Russia in Russian as of January 1, 1986: the Charter of the International Criminal Police Organization (Interpol) (entered into force on June 13, 1956, as amended on January 1, 1986) // http : //docs.cntd.ru/document/1901939/ [accessed date 04/08/2020].

16. Interpol's Rules on the Processing of Data [III / IRPD / GA / 2011 (2019)] (Interpol Data Processing Rules. Adopted by the General Assembly at its 80th session (Hanoi, 2011) (Resolution AG-2011 - RES-07), as amended by the General Assembly of ICPO-INTERPOL at the 88th session (Santiago de Chile, 2019) (Resolution GA-2019-88-RES-02) // https: // www .interpol.int / Resources / Documents) // https://www.interpol.int/Who-we-are/Commission-for-the-Control-of-INTERPOL-s-Files-CCF/About-the-CCF [appeal date - 04/08/2020].

17. Statute of the Commission for the Control of INTER-POL's Files [II.E / RCIA / GA / 2016] (Regulation on the Interpol File Control Commission) // https://www.interpol.int/Who-we-are / Commission-for-the-Control-of-INTERpOL-s-Files-CCF / About-the-CCF [accessed 04.04.2020].

18. Bakunchov A.G. The concept, essence of the search work of the operational units of the Federal Penitentiary Service of Russia and the problems that arise when it is organized // Bulletin of the Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service. 2011. No. 5 (8). S. 18-23.

19. Vashchenko V. How is the extradition of Israeli citizens to Russia // Gazeta.ru. 12/09/2017 // https://www.gazeta.ru/ social/2017/12/08/11243594.shtml [acc. date 04/08/2020].

20. Горяинов К. К. Оперативно-розыскной контроль за осужденными к наказаниям без лишения свободы // Человек: преступление и наказание. 2018. Т. 26 (1-4), № 4. С. 396-400.

21. Дунаева А.В. О понятиях межгосударственного и международного видов розыска // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 1 (52). С. 82-85.

22. Илларионов В.П., Путова И.В. Правовые и организационно-методические аспекты международного розыска преступников. Учебное пособие. - М.: Книжный мир, 1999. - 94 с.

23. Кириллов М. А. Побеги осужденных как один из проблемных аспектов при организации надзора в колониях-поселениях и на участках колоний // Прикладная юридическая психология. 2016. № 4. С. 98-102.

24. Кутуков С.А., Смирнов С.Н. Актуальные проблемы розыска лиц, осужденных к наказаниям без изоляции от общества // Человек: преступление и наказание. 2016. № 3 (94). С. 100-104.

25. Лапин Е.С. Оперативно-розыскная деятельность. Правовые и теоретические основы: учебник и практикум для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. -343 с.

26. Лещенко О.В., Джелали Т.И. Межгосударственный и международный розыск обвиняемых и осужденных // Юристъ - Правоведъ. 2014. № 6 (67). С. 61-66.

27. Омелин В.Н., Исиченко А.П., Лаверычева С.А. О задержании лиц, уклоняющихся от отбывания наказания, сотрудниками территориальных органов ФСИН России // Организационно-правовое регулирование деятельности уголовно-исполнительной системы: теоретические и прикладные аспекты. Материалы межвузовской научно-практической конференции. - Рязань: Академия права и управления ФСИН России, 2018. С. 216-221.

28. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Ов-чинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 848 с.

29. Постановление ЕСПЧ от 07.06.2007 «Дело «Гараба-ев (Garabayev) против Российской Федерации» (жалоба № 38411/02) [рус., англ.]» // Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. 2007. № 11. С. 115 - 135.

30. Степанов Г.В., Агарков А.В., Тарасенко О.А. Двадцать лет подразделениям розыска ФСИН России: итоги, проблемы, перспективы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2018. № 12. С. 46-52.

31. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2020. - 762 с.

20. Goryainov KK Operational-search control over convicted to punishment without imprisonment // Man: crime and punishment. 2018.Vol. 26 (1-4), No. 4. P. 396-400.

21. Dunaeva A.V. On the concepts of interstate and international types of search // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2013. No. 1 (52). S. 82-85.

22. Illarionov V.P., Putova I.V. Legal and organizational and methodological aspects of the international search for criminals. Tutorial. - M.: Book World, 1999. - 94 p.

23. Kirillov M. A. Escapes of convicts as one of the problematic aspects in the organization of supervision in colony settlements and in colony sections // Applied Legal Psychology. 2016. No. 4. P. 98-102.

24. Kutukov S.A., Smirnov S.N. Actual problems of the search for persons sentenced to punishment without isolation from society // Man: crime and punishment. 2016. No. 3 (94). S. 100-104.

25. Lapin E.S. Operational-search activity. Legal and theoretical foundations: a textbook and workshop for universities. 4th ed., Revised. and add. - M.: Yurait, 2019 .-- 343 p.

26. Leshchenko O.V., Dzhelali T.I. Interstate and international search for accused and convicted // Lawyer - Jurisprudence. 2014. No. 6 (67). S. 61-66.

27. Omelin V.N., Isichenko A.P., Laverycheva S.A. On the detention of persons evading serving sentences by employees of the territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia // Organizational and legal regulation of the activity of the penitentiary system: theoretical and applied aspects. Materials of the interuniversity scientific-practical conference.

- Ryazan: Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2018.S. 216-221.

28. The operational-search activity: Textbook. 2nd ed., Ext. and reslave. / Ed. K.K. Goryainova, V.S. Ovchinsky, G.K. Sinilova, A.Yu. Shumilova. - M .: INFRA-M, 2004 .-- 848 p.

29. The ECtHR judgment of 07.06.2007 "The case" Garabayev (v. Garabayev) v. Russian Federation "(complaint No. 38411/02) [Russian, English]" // Bulletin of the European Court of Human Rights. Russian edition. 2007. No. 11. P. 115

- 135.

30. Stepanov G.V., Agarkov A.V., Tarasenko O.A. Twenty Years of the Tracing Units of the Federal Penitentiary Service of Russia: Results, Problems, Prospects // Bulletin of the Criminal Executive System. 2018. No. 12. P. 46-52.

31. The theory of operational investigative activity: a textbook / ed. K.K. Goryainova, V.S. Ovchinsky. - 4th ed., Revised. and add. - M .: INFRA-M, 2020 .-- 762 p.

Рецензия

на рукопись статьи М.Ю. Тарасова «Действия розыскных подразделений Уголовно-исполнительной системы в отношении осужденного, уклоняющегося от уголовного наказания за пределами Российской Федерации: проблемы нормативного регулирования и алгоритмы практики»

Деятельность правоохранительных органов не может быть по понятным причинам полностью прозрачной. Международный розыск в этой сфере не является исключением. Особенно с учетом того, что данная деятельность осуществляется по разные стороны границ, где не все нам рады. ФСИН России - совсем молодая правоохранительная служба, в которой еще не во всем достигли того уровня что был у предшественника - в Министерстве внутренних дел. Это касается, в частности, нормативно-правовой основы деятельности. ФКУ НИИ ФСИН России под руководством профессора А.В. Быкова при деловой поддержке руководства Службы удалось немало сделать за последние годы в решении накопившихся здесь проблем. Однако ошибки и неточности еще далеко не исчерпаны. В этой связи обращение автора к вопросам международного розыска осужденных и участия в нем розыскных подразделений Уголовно-исполнительной системы является весьма своевременным, затрагивающим актуальную организационно-правовую и социальную проблему.

В результате проведенного исследования автору удалось привести в систему нормативно-правовые основания деятельности подразделений розыска УИС в отношении осужденного, уклоняющегося от уголовного наказания за пределами Российской Федерации, и на этой базе раскрыть алгоритм действий подразделений розыска Уголовно-исполнительной системы ФСИН России, направленных на объявление в розыск и прекращение розыскно-

го дела в отношении осужденного, уклоняющегося от уголовного наказания, при установлении его местонахождения за пределами Российской Федерации.

Приведенные результаты сравнительного анализа межгосударственных и ведомственных оснований для прекращения розыскного дела свидетельствуют о значительной зауженности и излишней казуистичности и в связи с этим неполноте последних и необходимости их совершенствования, приведениях их в соответствие с общими нормами.

Основным субъектом розыскной работы в уголовно-исполнительной системе выступают розыскные подразделения территориальных органов ФСИН. В статье определяется порядок действий сотрудников данных подразделений в различных ситуациях межгосударственного и международного розыска - когда задержанное за пределами Российской Федерации лицо не является гражданином государства, в котором установлено его местонахождение; когда оно является гражданином этого государства; и в случае задержания лиц, являющихся бипатридами, беженцами, вынужденными переселенцами или лицами без гражданства. Учет сформулированных в статье рекомендаций может оказать влияние на порядок применения установленных оснований для прекращения розыска, а также оптимизацию практики производства по розыскным делам.

Отличие рассматриваемого материала от работ со сходной тематикой состоит в том, что автор сосредоточился на анализе не вошедших в активный научный оборот источников и разработке рекомендаций для правоприменителей в контексте современной международно-правовой ситуации, исследовал широкий круг аспектов этого явления во взаимосвязи с деятельностью оперативных подразделений МВД России, с активным участием в пределах установленной компетенции Главного управления международноправового сотрудничества Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Особый интерес статья привлекает тем, что в ней наряду с теорией исследованных проблем автором намечены серьезные перспективы реализации полученных научных результатов в ходе дальнейших исследований.

С учетом сказанного можно прийти к заключению, что рецензируемая статья является самостоятельно выполненной научной работой, в которой автором разработаны теоретические положения, совокупность которых имеет важное научное и практическое значение. Статья обладает внутренним единством, содержит новые научные результаты, что свидетельствует о личном вкладе автора в науку; в ней содержатся достаточные рекомендации по использованию полученных результатов; предложенные автором решения аргументированы и оценены по сравнению с другими известными решениями.

Вывод: рукопись статьи М.Ю. Тарасова «Действия розыскных подразделений Уголовно-исполнительной системы в отношении осужденного, уклоняющегося от уголовного наказания за пределами Российской Федерации: проблемы нормативного регулирования и алгоритмы практики» рекомендуется к опубликованию в открытом научном издании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессор кафедры уголовного процесса Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя» доктор юридических наук, профессор В.Н. Григорьев

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Тарасов Максим Юрьевич, канд. юрид. наук, ведущий научный сотрудник. Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний». РИНЦ AuthorID: 1062015, E-mail: tarasov0123@gmail.com

ABOUT THE AUTHOR

Tarasov Maxim Yurievich, PhD (Law), Leading Researcher. Federal State Institution "Research Institute of the Federal Penitentiary Service". AuthorID: 1062015, Email: tarasov0123@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.