УДК 930.1
Поляков В.Е., доктор исторических наук, профессор, Крымский инженерно - педагогический Университет им. Февзи Якубова (Россия).
Ковалеров А.Е., магистр, Крымский инженерно - педагогический Университет им. Февзи Якубова (Россия).
ДЕЙСТВИЕ ВОЕННОЙ АВИАЦИИ КРАСНОЙ И БЕЛОЙ АРМИЙ НА ТЕРРИТОРИИ КРЫМА В 1920 ГОДУ
Опыт Первой мировой войны показал возрастающую роль авиации на поле боя и её весомый вклад на конечный результат борьбы. С началом гражданской войны на территории бывшей Российской империи в противоборстве красных, белых, зелёных только у двух первых оказались, доставшиеся им по наследству от императорской армии авиационные подразделения. Поскольку действия авиации оказались очень успешны, особенно в части ведения воздушной разведки, корректировки артиллерийского огня, бомбометании, штурмовке кавалерийских подразделений, то их количество росло. Как за счет изготовления новых самолетов, так и за счет поставок из-за границы. Совершенствовалась тактика. Для корректировки огня артиллерии применялась радиосвязь. Для проведения воздушной разведки кино и фотоаппаратура. Отрабатывались элементы взаимодействия с наземными частями. Успешные действия авиации против кавалерийских подразделений в Таврии существенно повлияли на исход боевых действий. В статье персонифицированы многие выдающиеся лётчики периода Гражданской войны, как в лагере белых, так и красных. Приведены марки всех применяемых в тот период самолётов. Показа роль в проведении корректировки артиллерийского огня воздушных шаров и средства борьбы с ними. Показаны все основные сражения заключительного этапа Гражданской войны и роль в них военной авиации противоборствующих сторон. Ключевые слова: Гражданская война, белые, красные, авиация, воздушные шары, самолёты. DOI: 10.22281/2413-9912-2024-08-02-142-150
Введение. Одни из ключевых этапов противоборства воюющих сторон на заключительном этапе Гражданской войны в России стало усиление роли военной авиации, что привело к временном успеху белых на Юге России.
Научная новизна исследования заключается в том, что в научной литературе беспристрастно, без опор на уже сложившиеся клише объективно показа роль военной авиации и появившиеся в её использовании боевые приёмы.
Методология ранее проводимых исследований представляла действия сторон в чёрно-белом свете, восхваляя одних и демонизируя других Динамика развития событий на заключительном этапе Гражданской войны..
После поражения понесенного армиями вооруженных сил юга России от большевиков в феврале - марте 1920 года их остатки перебазированы на территорию Таврической губернии. К началу марта в Крым были передислоцированы 8 -й добровольческий авиаотряд с двумя «Анасалями» и двумя «Эльфауге», 5 - й авиаотряд с пятью исправными «Ле Хэвиллендами» и самолеты Качинской летной школы - устаревшие и невооружённые «Анасали», «Ньюпоры» и «Мораны - Парасоли» [5, с.88]. Немного позже стали прибывать отдельное авиационное имущество и подразделения, эвакуированные из района Новороссийска. Из данного авиационного парка проводилась подготовка к боевому применению экипажей и исправных с целью отражения намечавшихся наступлений Красной армии на Крымский полуостров. Первым
© Поляков В.Е., Ковалеров А.Е. © Ро1уакоу У.Е., Коуа1егоу А.Е.
боевым применением авиации белых формирований на территории Крыма можно считать атаки, проведенные 8 марта по скоплению войск Красной армии, сосредоточившихся под Юшунем. Был нанесен удар, в результате которого большое количество наступавших частей Красной армии были деморализованы, и к 10 марту отступили за Перекоп. Это победа наглядно показала белому командованию, что авиация может быть не только вспомогательной, но и главной ударной силой как при наступлении, так и при обороне. В конце марта в составе белой авиации уже числилось порядка 34 аэропланов, из которых 27 составляли «Де Хэвил-ленды». У Красной армии в этот период в действовавших против Белой армии 3 - м истребительном, 13 - м Казанском и 48 - м разведывательном авиаотряде имелось порядка 10 самолетов. После окончания эвакуации белых войск на территорию полуострова 4 апреля главнокомандующим Вооруженными Силами Юга России вступил генерал - лейтенант П.Н. Врангель. Первой его задачей стало восстановление боеспособности эвакуированных войск, их пополнение и оснащение вооружением и имуществом для продолжения борьбы. Однако этому активно стало противодействовать Советское командование. Так еще в начале апреля было организовано наступление силами Эстонской, Латышской и 46 - й пехотной дивизией Красной армии, ставившей целью прорваться в Крым и по мере успеха продолжить наступление вглубь полуострова. Однако это попытка не увенчалась успехом, и наступление было отбито. Во многом этому
способствовало действия командующего по реорганизации и реформированию остатков авиации Русской армии. Так 14 апреля командиром авиации Белой армии в Крыму стал генерал В.М. Ткачев. Благодаря его усилиям и организаторским способностям белые авиаотряды стали пополняться людьми и техникой, а боевая подготовка летчиков стала системной и отходить от ранее принятых шаблонов. Однако большевистское командование не стало давать время на подготовку авиации Белой армии. Так уже 13 апреля последовало новое наступление на Крым. В наступление была двинута группировка в составе: 3 -й стрелковой дивизии, а также Латышской и кавалерийской дивизии. Большую роль в отражении этого штурма сыграли авиационные отряды под руководством В.М. Ткачева. Так сводная группа из 12 самолетов типа «Де Хэвилленд» сумела обратить в бегство авангард Красной армии наступавшей от Перекопа. Благодаря данным успехам белому командованию удалось сорвать наступление имевшее целью разгром войск П.Н. Врангеля. В связи с началом успешного наступления польских войск по территории Украины в конце апреля - начале мая на фронте в Крыму наступило затишье. Это позволило командованию Русской армии произвести подготовку и пополнение измотанных частей личным составом и техническим имуществом. Однако эпизодические случаи разведки и налеты противоборствующих сторон продолжались.
Одной из основных задач за все время противостояния авиации Белой и Красной армии стала борьба с разведывательными аэростатами противника. Во многом эта задача усложнялась тем, что у противников отсутствовали специальные средства для борьбы с ними, (такие как ракеты системы Ле - Приера и зажигательные пули), из-за чего приходилось использовать не зенитные орудия, которые были в дефиците, но и обычные полевые орудия, а также осколочные бомбы и обычные пули, применяемые самолетами. Это снижало возможность уничтожения данных целей, однако были успехи и в этом направлении. Так 17 апреля 1920 года бомбой сброшенной с самолёта поручика Кудинова, взорвалась рядом с висящим на небольшой высоте аэростатом 9 - го воздухоплавательного отряда Красной армии [5, с.88]. В мае в результате действия белой авиации было выведено из строя еще два аэростата противника. Тем временем к концу мая на Южный фронт прибыл 2 - й истребительный дивизион (в составе 10 самолетов типа «Ньюпор» и «Спад») под командованием И.К. Спатареля, что позволило авиации Красной армии существенно пополнится личным составом и техникой. Вскоре с присоединившимися к дивизиону 16 - м и 49 - м разведывательным отрядом
была образована «Авиагруппа перекопского направления» [7, с.263]. Данное подразделение приступило к выполнению боевых задач с 20 мая, однако ввиду плохого технического состояния авиационного оборудования возможность в полной мере оказать влияние на ход боевых действий была минимальной. Так 4 июня между одним самолетом типа «Де Хэвилленд»с одной стороны и двумя типа «Ньюпор - 23» с другой красных летчиков Гуляева и Васильченко. Советские истребители напали на «беляка» сзади, но после первой же атаки у Гуляева отказал пулемет, а у Василь-ченко сорвало полотняную обшивку с верхней плоскости [5, с.90]. На следующий день летчик Иншаков из 48 - го авиаотряда отряда пытался атаковать белый «Де Хэвилленд», в котором осуществлял рекогносцировку перед предстоящим наступлением командующий 1 - м армейским корпусом Белой армии генерал - лейтенант А.П. Ку-тепов, однако и в этот раз пулемет заклинило, в результате чего летчику пришлось вернуться обратно на аэродром.
К началу июня Русская Красная армия были готовы возобновить активные боевым действиям. Однако Белая армия сумела перехватить инициативу и начать наступление на несколько дней раньше. Именно с этого наступления начатого 7 июня активно применятся тактика взаимодействия сухопутных войск и авиации Русской армии (из 30 имевшихся в наличии самолетов к операции привлекалось 25), противопоставить которому Красная армия ничего не смогла [2, с.45]. Непосредственно над Перекопским перешейком со стороны белых принимали участие 1 - й добровольческий авиаотряд имени генерала Алексеева, 3 - й, 4 - й и 5 - й отряды, в то время как 8 - й отряд действовал на Чонгарском направлении. Прежде всего, наличными силами осуществлялась разведка противника, которая координировало огонь артиллерии белых войск по огневым точкам, узлам связи, командным пунктам и местам скопления противника. Так звено самолетов, возглавляемое лично генералом В.М. Ткачева произвело бомбометанию по штабу 13 - й армии в результате чего уже в первые дни операции было потеряно управление подчинёнными частями.
Благодаря скоординированным действиям наземных войск и авиации частей Русской армии к 12 июня удалось разгромить части и соединения 13 - й армии и оттеснить их на северо-запад, за Днепр, и на северо-восток, к Александровску. Таким образом, прорыв из Крыма закончился победой белой армии. Это стало возможным благодаря согласованным и скоординированным действиям авиации, совершившей за этот период около 150 вылетов и сбросивших на противника 6,5 тон бомб [5,
с.90]. В то же время на основании результатов данных боев командованием Красной армии были сделаны выводы, результатом которого стало качественное и количественное увеличение авиации имевшейся в распоряжении 13 - й армии.
После начала июньского наступления Русской армией под командованием П.Н. Врангеля советское командование начало разрабатывать план контрудара, ставивший своей целью разгром вырвавшейся из Крыма белогвардейской группировки и ее разгром в степях северной Таврии. Для этой
Группа Часть
48-й авиаци онный отряд 9-й авиацион ный отряд 16-й авиаци онный отряд 12-й истреби тельный отряд
38-й истреби
тельный
отряд
44-й истреби
тельный
отряд
3-й истреби тельный
а п
п
у
&
а р
рнт
е
а-
2 и
а
а иа пв п а ру й Я
я н
яа ь 5 § отряд
отельный и
й я рб
ее бр
о рт в тс
ра ис
С
и Итого
Самолеты
е ы н ь
л е теа
в
ы
д
е в
00
а
Рч
отряд
13-й Казанский авиаотряд Итого
5-й и 6-й истребительный отряды 49-й истреби-
е ы н
е т и б
е р
т
с Ис
- 2 1 -
1 2 1 истр. - 2 1 -
3 1
11 16 1 - 8 -
1 2
1 10
цели ко второй половине июня 1920 с территории Северного Кавказа был передислоцирован конный корпус под командованием Д.П. Жлобы в составе 1 - й и 2 - й кавалерийской дивизии, а также 2 - й кавалерийской дивизии имени Блинова [10, с.24]. Перед корпусом ставилась задача разгромить боевые порядки Донского корпуса и осуществить конный рейд на город Мелитополь с целью уничтожения железнодорожной станции соединяющей Северную Таврию с Крымским полуостровом.
Данные о составе авиации приведены в табл. 1.
Таблица 1.
Состав авиации 13-й армии Количество
й
е т в е л ы
н овк е т т е
о и а л
м ч д о
е р т е ю ма
В лаб Са
5 3
4 4
4 3
5 5 5 4
6 6
ы н н о
и ц
а и в
<С
33 28 11 8
5 3
16 11
Примечание
1) В подсчете личного состава не вошел обслуживающий персонал, сведенья о котором весьма не точны
2) 12-й , 38-й, и 44-й авиаотряды до 31 июля находились при 2 -й Конной армии , откуда они были переданы в Центральную авиагруппу
3) 3-й истребительный и 13 -й Казанский авиаотряды были в Славянске; в Центральную авиагруппу выделили только 6 самолетов и 6 летчиков
4) С 16 августа Правобережная группа была пополнена еще 4 - м истребительным отрядом, переброшенным с Западного фронта
Всего в 13-й армии 12 26 1 49 39 К 20 августа общее число самолетов 43 - 45
5
3
4
3
6
В случаи успеха данного рейда это позволило бы заставить войска белых отступить на исходные позиции. Операция началась 29 июня и, первоначально ей сопутствовал успех. Так 2-я кавалерийская дивизия столкнувшись с подразделениями белых войск смогла их потеснить и взять около 300
пленных. Ввиду отсутствия на данном направлении крупной группировки белых способной ликвидировать данный прорыв главной ударной силой выступила авиация. Была собрана авиационная группа Белой армии (13 аэропланов типа «Де Хевиленд»), которая под личным командованием В.М. Ткачева
вступила в бой с противником [10, с.608]. Данное сводное подразделение с помощью осуществления бомбометания и обстрела из пулеметов на низкой высоте смогло приостановить продвижение противника на двое суток. Это позволило подтянуть в обороне брешь резервы в составе Корниловской дивизии и отряда генерала Ангуладзе.
После того как кавалерийский корпус пришел в себя, из-за опасности, которая стало представлять белая авиация, его командование корпуса приняло решение об осуществлении передвижения только в ночное время. Однако, эффект внезапности красным командованием был уже потерян, в результате чего после возобновления атак 2 июля они были контратакованы частыми белых. Так в районе северо - восточных окраин деревни Лихте-фельд 2 броневика при поддержке артиллерии застигли врасплох части 2 - й кавалерийской дивизии Красной армии. Это заставило перенацелить свою атаку на возвышенность между деревнями Лихте-фельд и Рикенау, однако и там они получили отпор от находившихся в обороне частей белой пехоты. В тоже время 1-я кавалерийская дивизия на высотах севернее деревни Лихтефельд была встречена артиллерийским огнем и контратакой частей Белой армии и так же пришла в расстройство.
Другое соединение корпуса, а именно 2-я кавалерийская дивизия имени Блинова начала отступление в северо-западное направление. Другая часть корпуса сумела прорваться на высоты между деревнями Тигервейде и Рикенау, однако здесь они были обстреляны огнем полевой артиллерии Кор-ниловской дивизии и двумя бронепоездами, что заставило их отступить и сгруппироваться по балкам. Попытки командования корпуса наладить управление частями корпуса результата не дали. В это время в небе вновь появилась авиация белых, которая на низкой высоте в упор начала расстреливать кавалерию противника. Сосредоточенное бомбометание и обстрелы из пулемета с высоты менее 100 метров привели к деморализации красных кавалеристов, которые стали дезертировать и сдаваться в плен частям Белой армии.
Ввиду понесенных потерь кавалерийский корпус в полном беспорядке отступил на северо-восток, где 6 июля сосредоточился в районе станции Волноваха и в дальнейшем его остатки были влиты в состав вновь сформированной 2 - й Конной армии [4, с. 33]. Во многом данный разгром и успех авиации генерала В.М. Ткачева послужил толчком к созданию Центральной авиагруппы Красной армии сформированной 16 июля. Таким образом, авиация в разгроме корпуса Д.П. Жлобы сыграла решающую роль. Она позволила не только своевременно обнаружить и определить замысел противника, но и своими действиями по
непосредственной поддержке наземных подразделений Белой армии позволило белому командованию выиграть время для переброски резервов на угрожаемый участок фронта. Действия авиация имели не только тактическое, но и оперативное значение. Она не только уменьшила темпы наступления противника кавалерии противника, но и смогла спутать планы, советскому командованию выиграв двое суток для перегруппировки своих сил. Во многом благодаря успешному разгрому ударной группировки Красной армии Белая армия смогла продолжить свои наступательные действия на территории Украины.
К июлю авиация большевиков получила значительное пополнение в составе 12-го истребительного, а также 39-го, 8-го и 44-го разведывательных отрядов. Данное пополнение было объединено с 48 - м, 13 - м, 3 - м, 9 - м, и 16 - м авиаотрядами в «Центральную авиагруппу» (численностью 17 истребителей и 11 разведывательных самолетов) которую возглавил И.У. Павлов. Районом ее действия стали город Александровск и прилегающие к нему территории. В то же время авиационная группа Спатареля пополнилась 4 - м истребительным отрядом, благодаря чему ее численность выросла до 11 машин [9, с.235]. К этому времени численность только одной «Центральную авиагруппу» равнялось всему боевому составу авиации Белой армии. Задачами подразделения являлись осуществление разведки противника, наземная поддержка наступающих частей Красной армии и противодействие наступающим войскам противника [5, с.92]. Авиационная группа приступила к работе 1 августа с налета на наступающие колонны белыъ в районе Камыше-ватка - Павловск - Еленовка [8, с. 250].
В этот день группой в составе 13 самолетов было произведено бомбометание по частям противника. К концу дня было совершено порядка 40 боевых вылетов, что затруднило продвижение наступающих частей армии П.Н. Врангеля на данном направлении. В то же время активизировались боевые действия и на других участках фронта. В начале августа Советское командование предприняло новую попытку уничтожения Белой армии. Наступление начиналось одновременно с двух направлений сходящимися ударами. С севера - востока для наступления подготавливался 2-я конная армия Го-родовикова, созданная из остатков кавалерийского корпуса Жлобы и прибывшего пополнения. С северо-запада подготавливался сводный корпус в составе 52 - й, 15 - й и Латышской дивизии. Красное командование решила использовать удачный опыт применения сводной авиагруппы Белой армии в боях против армии Д.П. Жлобы, поэтому для поддержки действий конницы выделялась вся «Центральную авиагруппу». Однако действия авиации
по поддержки наступающей северо-восточной группировки не принесли желаемого результата, в результате чего бои принесли затяжной и тяжелый характер. Напротив, удар с северо-запада стал неожиданностью для белого командования, в результате чего Красной армии удалось занять Каховский плацдарм и начать его обустройство и укрепление. Предпринимались попытки выбить противника (с применением разведки и бомбометанием авиации) с укрепленного плацдарма (см. рис. 1).
Рис.1. Схема разведки переправы через реку Днепр у Каховки
Однако все попытки были отбиты, так как для прорыва хорошо укрепленной обороны оказалось недостаточно только пулеметного вооружения и не точного бомбометание аэропланов. Тем временем, авиация Белой армии была перенацелена на бомбежку понтонных мостов и переправ, по которым осуществлялось снабжение Каховской группировки большевиков (в результате чего последним пришлом в дальнейшем осуществлять доставку грузов и пополнения только в ночное время). Именно здесь развернулись ожесточенные воздушные бои за овладение господством в воздухе. Так 12 августа летчик 6 - го авиационного Красной армии Васильченко предпринял одиночную атаку на группу из семи самолетов Белой армии типа «Де Хэвиленд», в результате чего
вынудил их снизиться и вернуться на свои аэродромы. Такими же результатами закончились все последующие воздушные баталии, проходившие над Каховским плацдармом.
Другим театром боевых действий стал район восточного побережья Крыма и район Керченского полуострова. На данном театре боевых действий имелся главный аэродром базирования 3-го авиаотряда белых. В это время в рядах белых ощущалась острая нехватка истребительной авиации, в результате чего приходилось задействовать устаревшие и изрядно исчерпавшие свой ресурс самолеты типа «Ньюпор» и «Вуазен». Противостоявшие им части авиации 9 - й армии Советской республики в составе 35- го, 34-го и 4-го отрядов располагавшие около 10 боеспособных самолётов располагались в районе города Те-мрюк. Их задача состояла в нарушении логистики Белого флота в Азовском и Черном море, а также в уничтожении военных объектов в западной части Крымского полуострова.
С конца весны и все лето 1920 года авиация Красной армии совершала налеты на г. Керчь и суда, находящиеся на рейде, однако успехов в этом мероприятии не имели. Так в ходе проведения 25 мая разведывательного полета летчиком 35 авиационного отряда Чулковым были обнаружены порядка 20 барж и 5 пароходов, а также множество других мелких судов противника расположенные на рейде вблизи города Керчь. Экипаж аэроплана произвел бомбометание по одному из судов, однако никаких повреждений оно не получило. В ходе дальнейшего полета над городом было сброшено 10000 агитационных листовок, а на путях, расположенных на территории Брянского завода было обнаружено около 80 товарных вагонов под охраной бронепоезда [11, с.96]. Наличие таких сил давало понять командованию Красной армии, что противник начинает планирование десантной операции на Кубань и необходимо срочно усиливать оборону побережья со стороны Темрюка.
К июлю положение на данном направлении стало угрожающим, ввиду чего начальником авиации на Кубани Петрожицким предпринимались неоднократные попытки увеличить имеющуюся в его распоряжении авиационную группировку (по состоянию на 20 июля имелось всего 3 исправных самолета) [11, с.317]. Однако к началу десантной операции этого сделано не было. Между тем интересной особенностью боевых действий на данном направлении являлся тот факт, что к этому моменту в боях против белых стали принимать участие немало летчиков армии А.В. Колчака, сдавшиеся в конце 1919 года. Один из них А.Г. Хорьков за июль совершил не менее пяти разведывательных полетов в район десанта генерала Назарова и сбросил на скопление врага
не менее 60 килограммов бомб [11, с.393].
К началу августа на данном театре военных действий активизировалось командование Белой армии. Во многом это было обусловлено тем, что на середину августа планировалось осуществить крупную десантную операцию на территорию Причерноморья и Кубани. Ввиду этого 2 августа 1 - й авиаотряд Белой армии в составе 6 самолетов типа «Де Хэвилленд» был перебазированы на данный участок фронта. Ему предстояло сыграть одну из ключевых ролей в поддержки десанта генерала Улагая. Для осуществления задуманного плана остро встал вопрос о завоевании господства в воздухе и нейтрализации авиации Красной армии. Так 11 августа пара бомбардировщиков авиации Белой армии совершила налет на аэродром базирования красной авиации, сбросив порядка 15 бомб и произведя пулеметный обстрел [6, с.14]. Однако авиационное имущество имело незначительные повреждения. Через день налет был повторен усиленной группой в составе 4 самолетов типа «Де Хэвиленд», результатом чего стало уничтожение 1 самолета противника [3, с.93]. Происходили и воздушные баталии. Так 11 августа летчиком 3 - го истребительного отряда поручиком Скроботовым была одержана воздушная победа, в результате которой был уничтожен советский самолет типа «Фарман - 30» совершавший разведку Акватории Азовского моря. Однако данные успехи не смогли сыграть решающего значение в проведении десантной операции начатой 14 августа, ввиду чего через месяц операция закончилась эвакуацией десанта и потерей большого количество материальных средств, среди которых были 2 неисправных самолета. К сентябрю накал боев переместился обратно в район северной Таврии, ввиду чего остатки авиации Белой армии в срочном порядке были перебазированы на центральный участок фронта.
В конце августа Советским командованием была предпринята очередная попытка прорыва фронта с помощью применения крупных кавалерийских формирований. Так 28 августа 2 - я Конная армия, при поддержке 51 - й дивизии Блюхера, прорвала фронт в районе города Алексан-дровск и устремилась на город Мелитополь. С целью отражения очередного наступления Красной армии была предпринята попытка повторения успеха достигнутого при разгроме кавалерийского корпуса Жлобы. Так авиацией Белой армии во взаимодействии с частями конного корпуса генерала Барбовича была проведена серия налетов на наступающие части противника, в результате чего наступление удалось отразить. Однако эти действия уже не дали такого эффекта, который они имели несколько месяцев назад.
В основном это объяснялось плохим состоянием авиации Белой армии, так как помощь союзников по Антанте вооружением и материальными средствами прекратилась, ввиду чего приходилось рассчитывать только на свои возможности, ограниченные малой материальной и ресурсной базой Крымского полуострова. Однако проблемы в это период имелись не только у авиации Белой армии, но и у противника. Так в результате работы зенитной артиллерии белых был подбит самолет пилота Затыкина и летнаба Исаченко Центральной авиагруппы Красной армии [5, с.93]. Экипаж уцелел и смог скрыться (впоследствии вернулся к себе в расположение), однако аэроплан достался противнику в качестве трофея. На другой день, совершая перелет между аэродромами, еще один самолет по ошибке был сбит теперь уже своими войсками, при этом один пилот погиб, а второй получил серьезные травмы и надолго выбыл из строя. Другой большой утратой для советской авиации стала гибель 6 сентября в ходе авиационной катастрофы прославившегося в ходе гражданской войны летчика Сапожникова.
К концу лета Центральная авиагруппа И.У. Павлова была пополнена двумя тяжелыми бомбардировщиками «Илья Муромец». Благодаря своей большой грузоподъемности (один самолет был способен поднять до 16 пудов груза) это позволяло Советскому командованию начать планирование и реализацию серии воздушных ударов по позициям Белой армии. Так 2 сентября один из таких самолетов под командованием летчика Шкудова сбросил 11 пудов бомб на штаб Дроз-довской дивизии, расположенной у станции Пришиб. В результате налета было ранено порядка 6 человек, в том числе генерал Ползиков [5, с.94]. В следующий раз 16 сентября уже оба бомбардировщика появились над станцией, однако с помощью расположенного на ней бронепоезда удалось отразить этот налет с причинением незначительного ущерба обоим самолетам. Через день полеты экипажей возобновились, что позволило Советской авиации нанести ряд ударов по войскам П.Н. Врангеля расположенные вблизи сел Андребург, Гейдельберг и Гогхейм. При возвращении на аэродром базирования произошел встречный воздушный бой с 4 самолетами белой авиации типа «Де Хэвилленд». Он примечателен тем, что это был единственное за время гражданской войны столкновение одномоторных и четырёхмоторных бомбардировщиков. Результатом боя стало повреждение маслобака одного «Ильи Муромца» и повреждение радиатора и рубашки охлаждения двигателя у одного «Де Хэвилленда». Однако данный эпизод стал последним применением тяжелых бомбардировщиков, после которого они были выведены в тыл. Во многом это было обусловлено
большим расходом при работе данных самолетов дорогую авиационную технику. Действия авиа-
(один самолет типа «Илья Муромец» расходовал порядка 30 пудов бензина и 1,5 пуда касторного масла), а также боязнью потерять столь редкую и
ции воздушного флота Южного фронта хорошо отображены (см. рис. 2).
Рис.2. Действия авиации воздушного флота Южного фронта
В то же время белое командование начало активно проводить авиационные налеты на места базирования авиации Красной армии. Так, во время налета 18 сентября, проводимым силами 11 самолетов типа «Де Хэвилленд», было уничтожено на земле два самолета типа «Сопвич», а так же ещё несколько аэропланов, одним из которых являлся, захваченный в недавнем прошлом, во время польского похода «Фоккер» D - V 48-го авиационного отряда, в результате чего Советскому командованию пришлось отправить на переформирование данное подразделение. В этот же день красные авиаторы лишились еще одного самолета теперь уже из состава 49-го авиаотряда, который совершил экстренную посадку на занятой врагом территории (летчику удалось скрыться, а аэроплан достался в качестве трофея Белой армии). Результатом успешных действий авиации белых, в результате которых было временно завоевано превосходство в воздухе, стала возможность нанесение контрудара по истощенным войскам Красной армии. Его целью ставился захват города Александровск. С целью успешного выполнения этой операции авиацией Белой ар-
мии предпринимались попытки завладением господством в воздухе по всему фронту.
В ходе одного из таких боев над Каховским плацдармом 18 сентября 1920 год поручик П.Ф. Кочан входе противоборства с тремя большевистскими аэропланами сбил один из них, а остальные заставил вернуться на свои аэродромы. Операция, начавшаяся 19 сентября оказалась настолько неожиданной, что город Александровск был захвачен в первый день операции. Примечательно, что авиационная группа И.У. Павлова базировавшаяся не далеко от города бала застигнута врасплох и только в самый последний момент успела перебазироваться на тыловой аэродром. Однако, не все части и подразделения авиации узнали о данном поражении, в результате чего 21 сентября летчик Правобережной группы Яков Гуляев отправился в Александровск для награждения орденом «Красного знамени», однако сразу же после приземления был схвачен и отправлен в Крым для допросов (по дороге летчик сумел бежать и через две недели вернуться к своим) [5, с.94].
С конца сентября обстановка в обеспечении белой авиации и боеспособности оставшихся аппаратов стало все больше ухудшаться (см. табл. 2).
Таблица 2.
Количество боеспособных самолетов в авиационных отрядах Русской армии Номер По состоянию на:
отряда 22.09.1920 г. 7.10.1920 г. 23.10.1920 г.
1 3 2 0
2 7 6 5
3 1 3 2
4 4 4 6
5 6 4 7
6 4 6 -
8 5 3 2
Тем временем в авиации Красной армии наблюдалась обратная картина. Так в середине октября на Южном фронте числилось 84 боевых самолета. Это во многом стало возможным благодаря ликвидации Польского фронта и переброски частей авиации на усиление фронта в северной Таврии. Однако белое командование еще пыталось удержать стратегическую инициативу. Так 14 октября армией генерала П.Н. Врангеля начался новый штурм Каховских позиций с целью того, чтобы иметь возможность осуществлять дальнейшие операции в северном направлении и в конечном итоге соединиться с наступающей на Украине польской армией [1, с.201]. В этой операции самое активное участие принимала авиация. Но к этому времени ввиду предпринятых мер руководством 6 - й армии (в частности повышения количества зенитных орудий) прорвать оборону стало невозможным. Это стало одним из последних эпизодов применения авиации Белой армии на территории Крыма. Дальнейшее применение авиации армией ввиду больших по-
терь при отступлении с территории Украины и северной Таврии, а также ввиду фактического прекращения поставок со стороны союзников по Антанте стало невозможным.
Начавшееся 11 ноября наступления Красной армии на Крым привело к успешному прорыву оборонительных позиций Белой армии и захвату большевиками 14 ноября последнего действующего аэродрома в Симферополе, на котором были захвачены последние 6 неисправных самолетов противника. Таким образом, гражданская война на территории полуострова была завершена. За время противоборства именно 1920 год стал самым значимым в деле применения авиации с целью успешного выполнения как армейских, так и фронтовых задач. Именно в этот период был в полной мере раскрыт потенциал авиации как отдельного рода войск.
Заключение. За время боевых действий в Крыму, на Украине и в северной Таврии Красный воздушный флот совершил порядка 2100 вылетов, сбросив на противника около 6400 кг бомб [4, с.95]. В то же время по имеющимся данным белой авиацией только за май - июнь 1920 года было совершено 387 боевых вылетов и сброшено порядка 12800 кг бомб. Непосредственно в ходе боев авиация белых недосчиталась порядка 10 самолетов.
На заключительном этапе в авиации белых широко применялась организация взаимодействия авиации с пехотными частями, корректировка действий артиллерии. Штурмовка авиации подразделений конного корпуса Жлобы. В историю боевой организации авиации навсегда вошло имя В.Н.Ткачева как одного из выдающихся авиационных военноначальников.
Список литературы
1. Владимиров М. И. О Михаиле Фрунзе: Воспоминания, очерки, статьи современников. Москва: Издательство политической литературы, 1985. 287 с.
2. Гусев С. И. Гражданская война и Красная армия. Москва: Государственное издательство, 1925. 218 с.
3. Доронин Ю. П. Воздушный флот белых армий России в годы гражданской войны (1918-1920 гг.) Автореферат. На соиск. канд. ист. наук / Юрий Петрович Доронин; Москва, 1994. 134 с.
4. Жаров Ф. И. Подвиг красных летчиков. Москва: Воениздат, 1963. 289 с.
5. Кондратьев В. Авиация гражданской войны. / В. Кондратьев, М. Хайрулин. Москва: «Техника Молодежи», 2000. 100 с.
6. Кондаков А. А. Разгром десантов Врангеля на Кубани. Краснодар 1960. 36 с.
7. Левочкин А. Г. Герои Каховки и Перекопа. Москва: Воениздат, 1958. 314 с.
8. Павлов И.У. Боевой путь. Записки Красного летчика. - Ленинград: «Молодая гвардия», 1937. - 295 с.
9. Спатарель И. К. Против черного барона. — Москва: Воениздат. 1967. 387 с.
10. Шамбаров В. Е. Белогвардейщина. — Москва: «Алгоритм», 2017. 811 с.
THE ACTION OF THE MILITARY AVIATION OF THE RED AND WHITE ARMIES ON THE TERRITORY OF CRIMEA IN 1920
The experience of the First World War showed the increasing role of aviation on the battlefield and its significant contribution to the final result of the struggle. With the outbreak of the civil war on the territory of the former Russian Empire, in the confrontation of the reds, whites, and greens, only the first two turned out to have aviation units inherited from the Imperial army. Since the actions of aviation turned
out to be very successful, especially in terms of conducting aerial reconnaissance, adjusting artillery fire, bombing, and storming cavalry units, their number grew. Both through the manufacture of new aircraft and through supplies from abroad. Tactics were improved. Radio communication was used to adjust artillery fire. For aerial reconnaissance of cinema and photographic equipment. Elements of interaction with ground units were worked out. The successful actions of aviation against cavalry units in Tavria significantly influenced the outcome of the fighting. The article personalizes many outstanding pilots of the Civil War period, both in the camp of whites and Reds. The brands of all aircraft used at that time are given. It plays a role in correcting the artillery fire of balloons and means of combating them. All the main battles of the final stage of the Civil War and the role of military aircraft of the warring parties in them are shown. Keywords: Civil war, white, red, aviation, balloons, airplanes.
References
1. Vladimirov, M. I. (1985). О МюЫк Frunze [About Mikhail Frunze]:. М.: Izdatel'stvo Politicheskaya literature. 287 p.
2. Gusev S. I. (1925). Grazhdanskaya voyna I Krasnaya armiya. [The Civil War and the Red Army]. — M.: Gosudarstvenoe izdatel'stvo. 218 p.
3. Doronin Y.P. (1994).Vozdushniy flot belikh armiy Rossii v godi grazhdanskoy voyni. [The air fleet of the White Armies of Russia during the Civil War]. Avtoreferat. Na soiskanie kand. ist. nauk. M. 134 p.
4. Zharov F.I. (1963). [The feat of the red pilots]. Podvig krasnich lyotchikov. M. Voenizdat. 289 p.
5. Kondrat'ev V. (2000). Aviatsiya grazhdanskoy voyni. [Civil War aviation.]. M. Technika molodyezhi.
100 p.
6. Kondakov A. A. (1960). Razgrom desantov Vrangelya na Kubani [The defeat of Wrangel's landings in the Kuban]. Krasnodar. 36 p.
7. Lavochkin A.G. (1958) Geroi Kakhovki I Perekopa. [Heroes of Kakhovka and Perekop]. M. Voenizdat. 314 p.
8. The battle path. Notes of the Red Pilot] Leningrad: Molodaya gvardiya. 295 p.
9. Against the black Baron]. M. Voenizdat. 387 p.
10. Shambarov V.E. (2017). Belogvardeyshchina [The White Guard]. M. Algoritm. 811 p.
Об авторах
Поляков Владимир Евгеньевич - доктор исторических наук, профессор, Крымский инженерно - педагогический Университет им. Февзи Якубова, E-mail: turshu@inbox.ru
Ковалеров Артём Евгеньевич - магистр по направлению «Отечественная история», Крымский инженерно - педагогический Университет им. Февзи Якубова, E-mail: turshu@inbox.ru
Polyakov Vladimir Evgenievich - Doctor of Historical Sciences, Professor, Crimean Engineering and Pedagogical University University named after Fevzi Yakubova, E-mail: turshu@inbox.ru
KovalerovArtyom Evgenievich - Master in the direction "Domestic history" Crimean Engineering and Pedagogical University University named after Fevzi Yakubova, E-mail: turshu@inbox.ru