государственного университета физической культуры (г. Челябинск, 13-14 ноября 2015 г.) : в 2 т. -Челябинск : Издательский центр Уральская Академия, 2015. - Т. 1. - С. 416-419.
11. Обоснование применения аминокислот-адаптогенов в обеспечении спортивной деятельности / В.А. Павлов, Ф.Б. Вашляев, Б.Ф. Вашляев, Д.А. Дятлов // Современные методы организации тренировочного процесса, оценки функционального состояния и восстановления спортсменов : материалы Всероссийской научно-практической конференции (г Челябинск, 24-25 октября 2017 г.) : в 2 т. - Челябинск, 2017. - Т. 2. - С. 192-195.
REFERENCES
1. Ashmarin, I.P. (1996), Neurochemistry: textbook for biological and medical Universities, publisher Institute of biomedical chemistry RAMS, Moscow.
2. Garaeva, O.I. (2011), "Sulfur-containing amino acids as stress markers", Materials of the III congress of physiologists of the CIS Physiology and human health, Yalta, pp. 303-305.
3. Dmitriev, A. and Kalinchev, A (2016), Neurostimulators and neuroprotectors in sports nutrition: scientific review, available at: http://spor1:wiki.to/Нейростимуляторы_и_нейропротекторы_в_спортивном_питании:_научн^IЙ_обзор (дата обращения: 01.01.2019).
4. Kulinenko, O.S. (2006), Pharmacological assistance to the athlete. Correction of factors limiting athletic performance, Soviet sport, Moscow.
5. Kurashvili V. A. (2011), "Influence of amino acids on adaptation to physical loads", Bulletin of sport innovations, Issue 27, pp. 6-7.
6. Makarova G. A. (2000), Practical guide for sports doctors, Cubanpress, Krasnodar.
7. Mirzoev O.M. (2000), Application of recovery means in sport, SportAcademPress, Moscow.
8. Musakhanov, Z. and Zemtsova, I. (2013), "Use of metabolic complexes in the course of training of athletes", Science in the Olympic sport, No. 2, pp. 53-56.
9. Pavlov, V.A. and Doronin, A.I. (2015), "Role of dicarboxylic amino acids in the formation of the athlete", Problems of physical education: contents, methods, organization: materials of IVinternational scientific Congress, dedicated to the 45th anniversary of the Ural state University ofphysical culture, Publishing Center of Ural Academy, Chelyabinsk, pp. 413-416.
10. Pavlov, V. A. (2015), "Role of amino acids in the formation of adaptive mechanisms of the athlete", Problems of physical education: contents, methods, organization: materials of IV international scientific Congress, dedicated to the 45th anniversary of the Ural state University ofphysical culture, Publishing Center of Ural Academy, Chelyabinsk, pp. 416-419.
11. Pavlov, V.A., Vashlyaev, F.B, Vashlyaev, B.F. and Dyatlov, D.A. (2017), "Rationale for the use of amino acids, adaptogens in providing sporting activities", Modern methods of organization of training process, evaluation of functional status and rehabilitation: Materials of all-Russian scientific-practical conference, Chelyabinsk, pp. 192-195.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.01.2019
УДК 159.9
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ АССЕРТИВНОСТИ
СОТРУДНИКОВ ОВД
Евгений Валерьевич Саунин, Отдел Министерства Внутренних дел России по Тосненскому району, Ленинградская область
Аннотация
Статья ориентирована на изучение специфики деятельности с точки зрения ее феноменологических и содержательных составляющих. Отдельно в статье рассматриваются проблемы деятельности сотрудников ОВД. Подчеркиваются основные аспекты, отражающие ее особенности и специфику. Отдельно рассматривается компонентный состав деятельности, который соотносится с ее функциональной и личностной составляющей, частью которых является такое качество, как ассер-тивность.
Ключевые слова: деятельность, поведение, ассертивность, личность сотрудника ОВД.
ACTIVITY APPROACH TO THE STUDY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OFFICERS ASSERTIVENESS
Evgeny Valeryevich Saunin, Department of the Ministry of Internal Affairs in Tosnensky District, Leningrad Region
Annotation
The article is focused on the study of the specificity of activity from the point of its phenomenolog-ical and content components. Separately, the article deals with the problems of Ministry of Internal Affairs officers. The key aspects that reflect its characteristics and peculiarities are highlighted. The article also considers the component composition of activities, which are correlated with their functional and personal component, and the quality of assertiveness within it.
Keywords: activity, behavior, assertiveness, personality of the Department of Ministry of Internal Affairs officer.
Категории «активность», «деятельность» и «поведение» в отечественной психологии относятся к ряду основных теоретических понятий и занимают одно из центральных мест в структуре психологических исследований. И связано это с тем, что данные феномены, отражая внешние проявления человека, относятся к разряду наблюдаемых и позволяют нам ориентироваться в особенностях субъекта.
Наиболее сложным с содержательной и структурной точки зрения является понятие деятельности. В зарубежной психологии понятие деятельности рассматривается в широком диапазоне и практически заменяется понятием «активность» («activity» и «action»). В отечественной психологии данное понятие рассматривается как базовое по отношению к исследованию психики человека, поскольку связано с социально-психологическим контекстом развития субъекта, а также его системой целеполагания. Именно последнее, по мнению Б.Ф. Ломова, и является тем системообразующим моментом, который отличает деятельность от других видов активности, в том числе поведения. Отдельное и вполне самостоятельное место в структуре деятельности психолог отводит ее коммуникативному компоненту, который он считает ядром любой социальной активности [5, стр. 192].
Однако в психологии существуют и другие подходы к анализу понятия деятельности. Так Г.В. Суходольский предлагает рассматривать деятельность не с точки зрения активности, а с точки зрения ее компонентного состава, который включает в себя морфологический (структура и состав деятельности), аксиологический (направленность), праксиологический (функционирование), онтологический (форма деятельности) компоненты [8, стр. 27]. Последние два аспекта имеют непосредственное отношение к тому, что принято называть профессиональной деятельностью, которая проявляет себя в конкретных особенностях функционирования и специфике производимых человеком операций. Они отражают те ее элементы, которые связаны с внешними атрибутивными признаками профессии и составляют ее внешнюю сторону.
Немаловажную роль в структуре формирования операциональных аспектов деятельности играют и конкретные особенности поведения человека, которое принято рассматривать как промежуточную форму его внешних проявлений. Наиболее последовательным направлением, отстаивавшим свои взгляды на поведение, как системообразующую характеристику личности, можно считать бихевиоризм. Так в рамках данного научного направления, поведение было принято рассматривать в качестве явления, через призму которого человек усваивает все то, что становится основой его личности. Центральным понятием, характеризующим особенности поведения, вернее ее инструментальной составляющей, по мнению большинства авторов, представляющих данное направление, является собственно проблема научения или усвоения операций.
Однако, операциональные аспекты деятельности и поведение человека составляют лишь часть изучаемой проблемы. Следует обратить внимание и еще на одну очень важную составляющую профессиональной деятельности, которую принято связывать с уровнем эмоциональной напряженности в профессии. При этом, длительность включенности
человека в деятельность определенным образом сказывается на его индивидуальных особенностях, которые зачастую значительно трансформируются под влиянием профессии. Данный факт принято связывать с тем, какое место данный вид деятельности занимает в структуре жизненного пространства субъекта. Теоретический анализ позволяет констатировать следующий факт. Чем больший отрезок времени деятельность занимает в жизни человека, чем больше требований она предъявляет к его личностным ресурсам, тем более эмоционально затратной она является и, как следствие, тем в большей мере человек подвергается риску формирования внутренних изменений под влиянием данной профессии. По мнению В.Д. Шадрикова, под влиянием длительного воздействия определенных профессиональных факторов, у человека складываются определенные паттерны поведения, которые изначально встраиваются в структуру эмоциональных проявлений человека (состояний), затем становятся элементами поведения и, наконец, превращаются в определенные черты личности субъекта [9, стр. 56]. Именно последнее стало основой для исследования тех видов деятельности, где фактор напряженности является максимально высоким. Сами профессии, связанные с воздействием на человека экстремальных факторов, принято относить к «профессиям экстремального профиля» [7].
Современный анализ показывает, что под экстремальными видами деятельности принято понимать те ее виды, которые связаны с воздействием на человека различного рода факторов, не часто встречающихся в обыденной жизни и профессиональной деятельности. К ним относятся: монотония, изменчивая среда, чрезмерные временные затраты, информационные проблемы, средовая или групповая изоляция, угроза жизни, высокий уровень неопределенности и т.д.
Впервые, описание эмоциональной напряженности в профессии было отражено в работах В.Л. Марищука и К.М. Гуревича. Исходя из фактора психической напряженности, К.М. Гуревич предложил разделить все профессии следующим образом: профессии, характеризующиеся постоянным уровнем напряжения (вахты, дежурства и т.д.); профессии, характеризующиеся периодическим повышением уровня напряжения (спорт, медицина, военные специальности); профессии, требующие полной мобилизации (отдельные военные специальности, работа пожарных и т.д.). Более того, по мнению автора, напряженность может служить основой для описания практически всех современных профессий [3, стр.22]. Несколько позже вопросами изучения видов деятельности данного профиля занимались ряд таких ученых, как В.Л. Марищук, Ф.Д. Горбов, Ф.Б. Березин, В.Ю. Рыбников, В.Н. Смирнов и др.
Исследуя понятие напряженности, как самостоятельный фактор деятельности, Ф.Б. Березин указывает, что напряженность представляет собой явление, протекающее параллельно адаптации и сопровождающее ее [1]. В целом, можно говорить о том, что системный анализ всех экстремальных видов деятельности невозможен вне понимания характера реагирования человека на стресс, а также анализа его адаптивных возможностей. При отсутствии нарушений в система адаптации организма, субъект формирует оптимальные для него формы поведения, проявляющие себя как в обычной, так и в экстремальной среде. На фоне подобного «психологического благополучия», человек демонстрирует и признаки «эффективного выполнения профессиональных обязанностей». В целом, задачей процесса адаптации является сохранение баланса между внутренними (психологическими) и внешними (в том числе профессиональными) условиями жизни и деятельности человека, проявляющими себя в рациональном использовании его внутренних и внешних ресурсов. Высокий уровень адаптированности позволяет субъекту полностью соответствовать условиям внешней среды, в том числе профессиональной.
Однако понятие экстремальной деятельности не исчерпывается только понятием напряженности. Так В.Ю. Рыбников, анализируя понятие экстремальной деятельности, останавливается на анализе не только внешних, но и внутренних факторов, сопряженных со структурой личностных особенностей человека, к которым он относит
коммуникативную составляющую, эмоционально-волевой потенциал и т.д. [7].
В.Л. Васильев отмечает, что сложность экстремальных видов деятельности обусловлена наличием широкого функционального потенциала, связанного с ее поисковым, удо-стоверительным, организационным, реконструктивным, социальным и коммуникативным компонентами [2, стр. 209]. При этом, именно многозадачность деятельности, по мнению автора, является основой тех требований, который предъявляются к личностным особенностям сотрудников ОВД.
В целом, анализ показывает, что профессиональная деятельность, в том числе деятельность, сопряженная с рядом экстремальных факторов, может быть успешной только в случае соблюдения следующих условий. Она должна быть ориентирована на положительный результат и социально одобряемые цели. Кроме этого, каждая деятельность предполагает наличие определенных личностных особенностей и компетенций, в том числе операциональных навыков (поведенческие аспекты), отражающих ее атрибутивные характеристики. Коммуникативная составляющая деятельности должна проявлять себя в построении адекватных ситуации отношений с окружающими. Внутренними механизмами осуществления деятельности, в свою очередь, можно считать механизмы саморегулирования, самоподкрепления и самореализации. К внешним механизмам формирования деятельности можно отнести механизмы позитивного подкрепления любого положительного результата.
Однако, не менее важными механизмами профессиональной деятельности являются те из них, которые формируются под влиянием частных или ситуативных факторов среды. Так, в частности, каждый человек, сталкивающийся с деятельностью в экстремальных условиях вырабатывает свои правила поведения, которые зачастую обеспечивают его эффективность не за счет указанных нами ранее параметров, но за счет интуиции, здравого смысла и жизненного опыта. Включаясь в деятельность, сотрудник задействует все свои качества личности, с одной стороны, а также выработанные навыки и умения в сфере поведения, с другой. В психологии подобное явление принято связывать с понятием индивидуального стиля деятельности. В свою очередь, стиль деятельности всегда формируется на основе личностных качеств человека, таких как активность, уверенность, смелость, самоконтроль, общительность, оптимизм, эмоциональная стабильность, устойчивость к стрессу и фрустрации, оптимальное напряжение и тревожность. Не менее важными являются и особенности мотивационной сферы человека, связанные с чувством долга, желанием быть успешным в профессии, реалистичностью, готовностью к действию в любых условиях. В области поведения к таким качествам можно отнести ряд просоциальных форм поведения, ориентированных на достижение максимальной успешности. В современной психологии формы поведения, позволяющие уравновесить личностные и средовые особенности субъекта принято называть копинг-стратегиями или стратегиями совладающего поведения. Несколько менее эффективными являются так называемые защитные формы поведения.
Понятие совладающего поведения было описано в середине ХХ столетия и было связано с анализом адаптивного потенциала человека, а также возможностями его защитных функций. Однако, постепенно понятия копинга и защитных реакций были содержательно разделены и составили две противоположные категории исследования, ориентированные на различные цели субъекта, такие как уход и преодоление. В современной психологии под преодолением принято понимать динамический процесс, позволяющий человеку поддерживать определенный баланс в ситуации стресса. При этом, принято рассматривать различные формы преодолевающего поведения, характеризующегося активной, просоциальной, пассивной, прямой и непрямой позицией, а также открыто асоциальными или агрессивными формами [6, стр. 311]. Особое внимание в этих исследованиях придается изучению так называемых ассертивных форм поведения, являющихся показателем максимально успешной адаптации субъекта. Следует сказать, что первые исследователи ассертивности рассматривали понятие, как некую противоположность агрессивным
проявлениям человека. Так в ранних работах американского психолога Э. Солтера, рассматривается следующий поведенческий ряд: ассертивность, манипуляция, агрессия. При этом, именно ассертивность, по мнению автора, связана с рядом наиболее важных социальных ценностей человека, таких как ориентация на события реальной жизни, независимость, способность самостоятельно проявлять свое мнение, открытость, вера в себя и т.д.
Не менее важной составляющей ассертивности субъекта являются и элементы волевых проявлений субъекта. Так В. Каппони и Т. Новак выделили два альтернативных подхода в исследовании данного понятия. Согласно первому подходу, человек может проявлять определенную свободу воли. С другой стороны, он находится в условиях, определенным образом ограничивающих его поведение. Однако, практика показывает, что реальное функционирование любого человека в современном обществе предполагает чрезвычайно высокий уровень заданности его функций. По мнению авторов, этот и другие факторы зачастую противопоставляются индивидуальным предпочтениям субъекта, его мотивам, установкам, всему тому, что принято называть индивидуальностью, которая остается вне поля исследования большинства психологов. Сохранение индивидуальности в подобных случаях является для человека достаточно сложной задачей. Именно эту задачу, по мнению В. Каппони и Т. Новака и призван решить новый подход к исследованию личности, а именно подход с точки зрения формирования ассертивных качеств, позволяющий уравновесить возможности индивидуальных проявлений человека со структурой внешней среды, ограничивающей её функциональность. В то время как адаптивность в целом, позволяет регулировать эти отношения лишь на уровне личностных особенностей субъекта. Формирование комплекса ассертивных свойств, если и не позволяет человеку полностью избавиться от давления внешней среды, тем не менее, способно существенно повысить уровень удовлетворенности субъекта как собой, так и профессией в целом [4].
Определяя ассертивность как феномен, современные психологи исходят из трехком-понентной структуры данного явления. Так к основным компонентам ассертивности принято относить целый комплекс когнитивно-смысловых, аффективных и поведенческих особенностей человека, позволяющих ему быстро и качественно овладеть навыками любой деятельности. Как способ повышения адаптивного потенциала человека в агрессивной среде рассматривает ассертивность В.А. Шамиева. Л.И. Анциферова связывает понятие совладения с «жизнетворческим дарованием личности». Как форму максимально адаптивного поведения (в структуре различных видов совладания со стрессом) рассматривают ассертивность такие отечественные психологи как Г.С. Никифоров, М.А. Дмитриева, В.М. Снетков, Н.Е. Водопьянова, Е.Р. Исаева.
Однако, главной особенностью ассертивности как феномена, можно считать еще одну составляющую, а именно ту, которая связана с реализацией как собственных прав каждого отдельного субъекта, так и прав других людей [10]. В структуре экстремальных видов деятельности, сопряженных с постоянной ориентацией на соблюдение правового контекста, именно данная составляющая может быть выделена как важнейший элемент профессиональной активности сотрудников ОВД. В свою очередь, формирование комплекса ассертивных качеств у сотрудника ОВД может позволить ему не только проявить себя в профессиональной сфере, повысить эффективность деятельности, но и снизить общую напряженность, связанную с воздействием экстремальных факторов, реализовать себя как индивидуальность. Кроме этого, формирование ассертивных форм поведения способно оказать положительное влияние на восприятие представителей данной профессии со стороны населения и участников юридических действий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. - Л. : Наука, 1988. - 270 с.
2. Васильев, В.Л. Юридическая психология : учебник для вузов / В.Л. Васильев. - М. : Юридическая литература, 2001. - 640 с.
3. Гуревич, К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика. Избранные труды / К.М. Гуревич. - СПб. : Питер, 2008. - 336 с.
4. Каппони, В. Как делать все по-своему, или ассертивность - в жизнь / В. Каппони, Т. Но-вак. - СПб. : Питер, 1995. - 192 с.
5. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. -М. : Наука, 1984. - 443 с.
6. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб. : Речь, 2001. - 448 с.
7. Рыбников, В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности и коррекция дезадаптивных нервно-психических состояний специалистов экстремального профиля : монография / В.Ю. Рыбников. - СПб. : Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. - 205 с.
8. Суходольский, Г.В. Введение в математико-психологическую теорию деятельности / Г.В. Суходольский. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1998. - 220 с.
9. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения / В. Д. Шадриков. - М. : Логос, 2001. - 136 с.
10. Шейнов, В.П. Разработка теста ассертивности, удовлетворяющего требованиям надежности и валидности / В.П. Шейнов // Вопросы психологии. - 2014. - № 2. - С. 107-116.
REFERENCES
1. Berezin, F.B. (1988), Mental and psychophysiological adaptation of a person, Science, Leningrad.
2. Vasiliev, B.L. (2001), Legal psychology: Textbook for universities, Legal literature, Moscow.
3. Gurevich, K.M. (2008), Differential psychology andpsychodiagnostics. Selected works, Peter, St. Petersburg.
4. Capponi, V. and Novak, T. (1995), How to do everything in your own way, or Assertiveness -in life, Peter, St. Petersburg.
5. Lomov, B.F. (1984), Methodological and theoretical problems of psychology, Science, Moscow.
6. Ed Nikiforov, G.S., Dmitrieva, M.A. and Snetkov, V.M. (2001), Workshop on psychology of management and professional activity, Speech, St. Petersburg.
7. Rybnikov, V.Yu. (2000), Psychological reliability prediction activities and correction of non-adaptive neuro-mental state of the specialists extreme profile: monograph, St. Petersburg University of the Russian interior Ministry, St. Petersburg.
8. Sukhodolskii G.V. (1998), Introduction to the mathematical and psychological theory ofactiv-ity, St. State Petersburg University, St. Petersburg.
9. Shadrikov V.D. (2001), Introduction to psychology: motivation of behavior, Logos, Moscow.
10. Sheinov, V. P. (2014), "Development test assertiveness that meets the requirements of reliability and validity", Questions of psychology, No. 2, pp. 107-116.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.12.2019
УДК 159.9
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ
Наталья Валерьевна Серегина, кандидат педагогических наук, доцент, Евгения Ивановна Серкова, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Николаевна Якубенко, кандидат экономических наук, доцент,
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
Аннотация
В статье представлена программа по формированию семейных ценностей у молодежи, в которой раскрыта тематика лекций, практических занятий и других мероприятий, проводимых в рамках ее реализации. Для изучения сформированности семейных ценностей у студенческой молодежи было проведено исследование, в котором приняло участие 126 человека, из которых 64