Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты формирования семейных ценностей у молодежи средствами социальной рекламы'

Психолого-педагогические аспекты формирования семейных ценностей у молодежи средствами социальной рекламы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
229
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА / СЕМЬЯ / БРАК / СТУДЕНТЫ / FAMILY VALUES / YOUTH / SOCIAL ADVERTISING / MARRIAGE / STUDENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Серегина Наталья Валерьевна, Серкова Евгения Ивановна, Якубенко Елена Николаевна

В статье представлена программа по формированию семейных ценностей у молодежи, в которой раскрыта тематика лекций, практических занятий и других мероприятий, проводимых в рамках ее реализации. Для изучения сформированности семейных ценностей у студенческой молодежи было проведено исследование, в котором приняло участие 126 человека, из которых 64 человек это группа, с которой проводились занятия (ЭГ), 62 человека это группа, с которой не проводились занятия (КГ) Приведенные результаты эмпирического исследования показали эффективность проведенной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-pedagogical aspects of forming family values among young people by means of social advertising

The article presents the program for formation of the family values among the young people, in which the topics of lectures, practical exercises and other activities carried out in the framework of its implementation are disclosed. To study the formation of the family values among the students the study was conducted, in which 126 people took part, of which 64 people are from the group with which the classes were held (EG), 62 people are from the group, where the classes were not conducted (CG ). The results of the empirical study showed the effectiveness of the program

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты формирования семейных ценностей у молодежи средствами социальной рекламы»

3. Гуревич, К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика. Избранные труды / К.М. Гуревич. - СПб. : Питер, 2008. - 336 с.

4. Каппони, В. Как делать все по-своему, или ассертивность - в жизнь / В. Каппони, Т. Но-вак. - СПб. : Питер, 1995. - 192 с.

5. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. -М. : Наука, 1984. - 443 с.

6. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб. : Речь, 2001. - 448 с.

7. Рыбников, В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности и коррекция дезадаптивных нервно-психических состояний специалистов экстремального профиля : монография / В.Ю. Рыбников. - СПб. : Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. - 205 с.

8. Суходольский, Г.В. Введение в математико-психологическую теорию деятельности / Г.В. Суходольский. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1998. - 220 с.

9. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения / В. Д. Шадриков. - М. : Логос, 2001. - 136 с.

10. Шейнов, В.П. Разработка теста ассертивности, удовлетворяющего требованиям надежности и валидности / В.П. Шейнов // Вопросы психологии. - 2014. - № 2. - С. 107-116.

REFERENCES

1. Berezin, F.B. (1988), Mental and psychophysiological adaptation of a person, Science, Leningrad.

2. Vasiliev, B.L. (2001), Legal psychology: Textbook for universities, Legal literature, Moscow.

3. Gurevich, K.M. (2008), Differential psychology andpsychodiagnostics. Selected works, Peter, St. Petersburg.

4. Capponi, V. and Novak, T. (1995), How to do everything in your own way, or Assertiveness -in life, Peter, St. Petersburg.

5. Lomov, B.F. (1984), Methodological and theoretical problems of psychology, Science, Moscow.

6. Ed Nikiforov, G.S., Dmitrieva, M.A. and Snetkov, V.M. (2001), Workshop on psychology of management and professional activity, Speech, St. Petersburg.

7. Rybnikov, V.Yu. (2000), Psychological reliability prediction activities and correction of non-adaptive neuro-mental state of the specialists extreme profile: monograph, St. Petersburg University of the Russian interior Ministry, St. Petersburg.

8. Sukhodolskii G.V. (1998), Introduction to the mathematical and psychological theory of activity, St. State Petersburg University, St. Petersburg.

9. Shadrikov V.D. (2001), Introduction to psychology: motivation of behavior, Logos, Moscow.

10. Sheinov, V. P. (2014), "Development test assertiveness that meets the requirements of reliability and validity", Questions of psychology, No. 2, pp. 107-116.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.12.2019

УДК 159.9

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ

Наталья Валерьевна Серегина, кандидат педагогических наук, доцент, Евгения Ивановна Серкова, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Николаевна Якубенко, кандидат экономических наук, доцент,

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

Аннотация

В статье представлена программа по формированию семейных ценностей у молодежи, в которой раскрыта тематика лекций, практических занятий и других мероприятий, проводимых в рамках ее реализации. Для изучения сформированности семейных ценностей у студенческой молодежи было проведено исследование, в котором приняло участие 126 человека, из которых 64

человек - это группа, с которой проводились занятия (ЭГ), 62 человека - это группа, с которой не проводились занятия (КГ) Приведенные результаты эмпирического исследования показали эффективность проведенной программы.

Ключевые слова: семейные ценности, молодежь, социальная реклама, семья, брак, студенты.

PSYCHO-PEDAGOGICAL ASPECTS OF FORMING FAMILY VALUES AMONG YOUNG PEOPLE BY MEANS OF SOCIAL ADVERTISING

Natalia Valeryevna Seregina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Evgenia Ivanovna Serkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Nikolaevna Yakubenko, the candidate of economic sciences, senior lecturer, Bryansk State Academician I.G. Petrovski University

Annotation

The article presents the program for formation of the family values among the young people, in which the topics of lectures, practical exercises and other activities carried out in the framework of its implementation are disclosed. To study the formation of the family values among the students the study was conducted, in which 126 people took part, of which 64 people are from the group with which the classes were held (EG), 62 people are from the group, where the classes were not conducted (CG ). The results of the empirical study showed the effectiveness of the program.

Keywords: family values, youth, social advertising, marriage, students.

На сегодняшний день из-за влияния целой системы экзогенных и эндогенных факторов в России заметно проявляют себя нарушения (нежелание) исполнения семейных ролей молодыми супругами, трансформация традиционных функций семьи, преобразование старой системы семейных ценностей на новый лад. Изменения в семейно-брачной сфере необратимо приводят к другим отрицательным явлениям, таким как: стремление к малому количеству детей, росту количества разводов, повторных браков, неполных семей, и брошенных детей.

Сохранение и укрепление авторитета семьи в сознании молодежи, сохранение семейных ценностей является приоритетной задачей для современного российского общества. Так, по данным социологического опроса различных категорий молодого поколения читают регулярно литературу по проблемам семьи и брака 5%, читали однажды - 25%, вообще не читали - 65%, ничего не слышали о такой литературе - 5%. Молодое поколение считает, что готовить молодежь к созданию семьи надо заранее, еще в школе (65%), 17% считают, что в школе говорить об это рано [3]. При этом, позитивным следует считать наличие у различных категорий молодого поколения ориентации на семейный образ жизни.

Наряду с решением уже известных проблем семьи, связанных с повышением ее уровня жизни, а также ценности института семьи для государства и общества, укрепление семьи как социального института, профилактика деструктивных тенденций, важно формировать должное позитивное отношение среди различных категорий молодежи к семье и браку Необходимы должные позитивные установки на семью и брак, готовность реализовать заявленные установки на практике в повседневной семейной жизни. В современных условиях, когда внешний социальный контроль за поведением молодежи ослабел, а силы внутреннего еще не сформированы, необходимо воспитание культуры чувств и умения жить в семье.

Одним из способов укрепления авторитета семьи является сохранение семейных традиций. Традиционными для русского народа были семейного чтения, пение, игры, совместное рукоделие. Семейное рукоделие - это одна из точек опоры, на которой могут строиться все внутрисемейные отношения. Существуют ошибочное мнение по поводу того, что мужчины не могут участвовать в процессе рукоделия. Главной целью семейного рукоделия является не производство идеальной одежды или игрушек, а именно время, которое члены семьи проводят вместе, узнавая что-то новое друг о друге, невольно налаживая контакты

со всеми членами семьи. И мужчины с этим вполне могут справиться. Даже если они молчат во время всего процесса, это приносит существенную пользу в психологическом плане.

В рамках обозначенных выше проблем с целью формирования семейных ценностей в молодежной среде была реализована программа «Семья - единство помыслов и дел». Данная программа направлена на формирование семейных ценностей в молодежной среде, вооружение их знаниями в области психологии, педагогики и экономики, которые необходимы для создания гармоничной семьи. Были поставлены следующие задачи:

- сформировать целевые группы;

- привлечь внимание общественности к необходимости повышения психолого-педагогической культуры молодежи, продвижение информации о программе в СМИ и социальных сетях;

- расширение представлений студентов о семейных ценностях, основных закономерностях семейных взаимоотношений;

- расширение представлений молодежи о семейных ценностях, основных закономерностях семейных взаимоотношений.

В проекте участвовали студенты Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского. Была разработана программа мероприятий. С этой целью планировалось проведение серии занятий, которые включают лекции, практические занятия с элементами тренинга, практикумы, кинолектории.

Лекции со студентами проводились на темы: «Эволюция брачно-семейных отношений в истории общества»; «Традиционные и современные функции семьи»; «Семейный бюджет»; «Семейный тайм-менеджмент»; «Основные понятия социальной рекламы и ПР»; «История социальной рекламы и ПР в социальной сфере»; «Разработка социального рекламного продукта и ПР-проекта» и др..

Проведены практические занятия с элементами тренингов со студентами (2 группы) в объеме 20 часов по темам "Историческая периодизация стилей в искусстве", "Как сделать постер в программе Microsoft word", "Создание плаката в фотошопе" и "Подготовка макета социального плаката" и др.

Практикумы в объеме 10 часов со студентами на тему «Летопись семьи» по формированию семейного фотоальбомы. Цель: формирование семейных ценностей через уважительное отношение к истории своего рода, своих предков, формирование семейных традиций и семейных ценностей. В ходе беседы объяснялось, что составление семейного альбома и семейной летописи позволяет окунуться в историю своей семьи и стать частью одного единого целого, который называется родом.

Составление семейного альбома - это может стать одной из семейных традиций. А традиции дают ощущение единства со своими родственниками, сближают, укрепляют чувства. Беседа со студентами показала, что не во всех семьях традиция составления семейных альбомов существует, в некоторых семьях имеются старые альбомы или отдельные разрозненные фотографии, но на современном этапе все больше существует привычка сохранять фотографии на электронных носителях. Но всегда существует опасность сбоя техники и потери данных.

После беседы были даны практические советы по выполнению альбома.

Для тех, кто не настроен глубоко окунуться в семейную историю предложен был упрощенный вариант выполнения альбома из отдельных страниц, посвященных отдельным событиям с фотографиями членов семьи. По итогам работы была проведена отчетная выставка.

Для изучения сформированности семейных ценностей у студенческой молодежи было проведено исследование, в котором приняло участие 126 человека, из которых 64 человек - это группа, с которой проводились занятия (ЭГ), 62 человека - это группа, с которой не проводились занятия (КГ).

Для изучения семейных ценностей были составлены две анкеты, применялись методики по ранжированию ценностей, семейных ценностей, опросник «Измерение установок в семейной паре» (авторы Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская) [2], методика «Ролевые ожидания партнеров» Н.В. Волковой [1].

Результаты исследования на констатирующем этапе исследования не выявили существенных различий в сформированное™ семейных ценностей у студентов экспериментальной и контрольной группы.

На формирующем этапе исследования проводились мероприятия в рамках проекта (программы) «Семья - единство помыслов и дел» со студентами экспериментальной группы в течение 6 месяцев.

Приведем результаты сравнительного анализа, констатирующего и контрольного этапов исследования.

Результаты исследования по методике «Измерение установок в семейной паре», направленной на изучение установок у студентов по наиболее значимым в семейном взаимодействии сферам человеческой жизни представлены на рисунках 1, 2 (1 место - наиболее значимое, 10 место - наименее значимые).

12

10

8

6

4

2

10 10

22

шкала 1 шкала 2 шкала 3 шкала4 шкала5 шкалаб шкала7 шкала8 шкала9 шкала10

□ ЭГ ПКГ

0

Рисунок 1 - Исследование установок студентов по наиболее значимым в семейном взаимодействии сферам человеческой жизни (констатирующий этап)

Рисунок 2 - Исследование установок студентов по наиболее значимым в семейном взаимодействии сферам человеческой жизни (контрольный этап)

Примечание к рисункам 1 и 2 (название шкал): 1) отношение к людям; 2) альтернатива между чувством долга и удовольствием; 3) отношение к детям; 4) отношение к автономности или зависимости супругов; 5) отношение к разводу; 6) отношение к любви романтического типа; 7) оценка значения сексуальной сферы в семейной жизни; 8) отношение к "запретности секса"; 9) отношение к устройству семьи; 10) отношение к деньгам.

Проведенная методика показала эффективность проведенных мероприятий со студентами экспериментальной группы. У студентов экспериментальной группы ярко выражена установка на традиционное представление о роли женщины в семье. Они большее

значение стали придавать роли детей для семьи и значимости сексуальной сферы для благоприятного складывания отношений в семье. Не произошло существенных изменений в установках контрольной группе студентов показало, что на первом месте ориентация юношей и девушек на традиционно представляемую романтическую любовь, т.е. в основу отношений они ставят любовь. В отличие от молодых людей экспериментальной группы юноши и девушки контрольной группы более ориентированы на удовольствие, чем чувство долга в совместной жизни, а также не придают большое значение сексуальной сферы в семейной жизни и не придают большое значение детям в жизни человека.

Следовательно, между юношами и девушками двух групп существует различий в установках студентов по наиболее значимым в семейном взаимодействии сферам человеческой жизни. Это подтверждается с помощью статистической обработки с помощью программы SPSS. Критерий Манна-Уитни (U=1542 при р=0,05) подтвердил вышеприведенный вывод о том, что статически значимые различия существуют.

Результаты исследования по методике «Ролевые ожидания партнеров» наглядно представлены на рисунках 3, 4 (1 место - наиболее значимое, 7 место - наименее значимые).

7 7

5

4

22

11

1 1 1

шкала 1

шкала 2

шкала 3

шкала4

шкала5

шкала6

шкала7

□ ЭГ ПКГ

Рисунок 3 - Исследование семейных ценностей у молодых пар (констатирующий этап)

6

6

5

4

шкала 1

шкала 2

шкала 3

шкала4 □ ЭГ ПКГ

11

шкала5

3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

шкала6

шкала7

8

7

6

6

5

5

4

4

Рисунок 4 - Исследование семейных ценностей у молодых пар (контрольный этап)

Примечание к рисункам 3 и 4 (названия шкал): 1 - интимно-сексуальная шкала, 2 - шкала личностной идентификации с брачным партнером, 3 - хозяйственно-бытовая, 4 - родительско-воспитательская, 5 - шкала социальной активности, 6 - эмоционально-терапевтическая шкала, 7 - шкала внешней привлекательности

Результаты исследования показывают, что среди семейных ценностей для студентов контрольной и экспериментальной группы наиболее значимой является эмоционально-терапевтическая (1 место), т.е. для студентов в семейной жизни значимым является взаимная моральная и эмоциональная поддержка членов семьи, ориентация на брак как среду, способствующую психологической разрядке и стабилизации. Эта тенденция сохранилась. В

экспериментальной группе выявлена положительная тенденция: на 2 месте с 4 места переместилась родительско-воспитательная функция, а также социальная активность (2 место), интимно-сексуальная с 7 места перешла на 4. Следовательно, студенты экспериментальной группы большее значение для укрепления семейных отношений для стали придавать наличию детей в семье и интимно-личностным отношениям между супругами. В тоже время у студентов контрольной группы существенных изменений не выявлено. Для них по-прежнему наиболее значимы внесемейные интересы; внешняя привлекательность партнера (3 место), однако родительство, как ценность для будущей семьи у современных студентов находится на 5 месте. Юноши и девушки контрольной группы недооценивают значение сексуальных отношений в браке, а также не придают большого значения хозяйственно-бытовой функции.

Следовательно, между студентами двух групп существуют различия в приоритете семейных ценностей. Это подтверждается с помощью статистической обработки с помощью программы SPSS. Критерий Манна-Уитни (U=1583 при р=0,05) подтвердил вышеприведенный вывод о том, что статически значимые различия существуют.

Со студентами было проведено анкетирование, результаты которого представлены ниже. Молодые люди могли выбрать несколько ответов, поэтому общая сумма ответов по выборке может быть больше 100%.

Представим результаты анкетирования, которые получились отличными от результатов контрольного этапа.

Отвечая на вопрос о том, что является жизненным приоритетом для юношей и девушек 45,16%ЭГ и 62,9% КГ выделили получение образования и овладение профессией; создание семьи и рождение детей - 17,87% (КГ) и 31,25% (ЭГ), устройство на работу и обретение материальной независимости и обеспеченности - 30,65% (КГ) и 29,69% (ЭГ). По сравнению с первым этапом исследования, увеличилось количество студентов, для которых жизненным приоритетом является создание семьи и рождение детей.

Основная часть респондентов (87,5% ЭГ и 95,61% КГ) хотели бы в будущем создать семью. Молодые люди (92,5% ЭК и 98,39% КГ) считают, что воспитанием детей в семье должны заниматься оба супруга. Они не отдают предпочтение бабушкам и дедушкам, как воспитателям их ребенка.

Наиболее важным в семейном воспитании студенты считают проявление терпимости, уход за детьми, заботу, любовь родителей, установление доверительных отношений, их уход за детьми, установление доверительных отношений.

Наиболее ценными качествами молодежи для создания семьи: ответственность, взаимопомощь и взаимовыручку, уважении к личности супруга.

Наиболее важными чертами родителей в общении с детьми 51,56% респонденты ЭГ и 43,55% КГ считают справедливость, честность, 58,06% молодых людей из ЭГ и 54,69% из КГ - уважение к ребенку, 12,25% (КГ) и 4,84% (ЭГ) считают, что строгость, требовательность являются наиболее важными чертами родителей в общении с детьми.

Наилучшим возрастом для вступления в брак 59,38% респондентов ЭГ и 70,97% КГ считают 20-25 лет, 39,06% молодых людей из ЭГ и 27,42% из КГ - 25-30 лет, 4,79% (ЭГ) и 0% (КГ) - 18-20 лет, после 30 лет - 0% опрашиваемых студентов ЭГ и 1,61% КГ. Небольшая тенденция наметилась в изменении возраста вступления в брак: никто из респондентов экспериментальной группы не считает, что лучший возраст вступления брак - это возраст после 30 лет.

Большинство опрашиваемых респондентов считают, что в семье должно быть двое детей (это же выявлено на этапе входного мониторинга). Однако немного увеличилось число студентов, которые хотели бы иметь три и более детей с 17,79% до 25% в экспериментальной группе.

В современном обществе, по мнению респондентов, женщина должна выполнять функции:

- рождение и воспитание детей - 31,25% (ЭГ, констатирующий этап) и 60% (ЭГ, контрольный этап)

- создание уюта и поддержание дома - 79,67% (ЭГ, констатирующий этап) и 67,19% (ЭГ, контрольный этап).

По остальных функциям существенных изменений в контрольных и экспериментальных не выявлено.

Таким образом, проведенное исследование показало эффективность реализованной программы. Принимавшие в ней участие студенты приобрели специальные знания, умения и навыки, с помощью которых молодым девушкам и юношам будет легче создать собственную гармоничную семью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лидерс, А.Г. Психологическое обследование семьи /А.Г. Лидерс. - М. : Академия, 2008.

- 431 с.

2. Шапарь, В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми / В.Б. Шапарь. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 432 с.

3. Кочкина, Л.С. Воспитание семейных ценностей у молодёжи / Л.С. Кочкина // Актуальные вопросы развития науки : сборник статей Международной научно-практической конференции (14 февраля 2014 г.). Часть 3. - Уфа : ООО «Аэтерна», 2014. - С. 101-105.

REFERENCES

1. Leader, A (2008), Psychological examination of the family, Academy, Moscow.

2. Shapar, V.B. (2008), Practical psychology. Psychodiagnostics of relations between parents and children, Phoenix, Rostov-on-Don.

3. Kochkina, L.S. (2014), "Education of family values at youth", Topical issues of development of science: collection of articles of the International scientific and practical conference (on February 14, 2014), LLC "Aeterna", Ufa, Part 3, pp. 101-105

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.01.2019

УДК 159.9:793.3

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАНЦЕВАЛЬНОГО СПОРТА

Лидия Константиновна Серова, доктор психологических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург);

Лариса Георгиевна Чернышева, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Егор Игоревич Сидоров, магистрант, Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ), г. Хабаровск

Аннотация

В статье показана важность психологической характеристики спортивных (бальных) танцев как вида спорта. Дана характеристика танцевального спорта с позиций различных классификаций: олимпийской, психологической, классификации по характеру двигательной активности в соревнованиях, способу определения спортивного результата, по особенностям организации движений спортсмена и преимущественной роли тех или иных функциональных систем в обеспечении их рабочего эффекта. Представлен теоретический анализ психологических особенностей танцевального спорта.

Ключевые слова: бальные танцы, танцевальный спорт, спортивная классификация, психологические особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.