го о Œ
ы
о л
^ л го
О _Û CÛ
к О
Ф го го
л го
О CL
ы va
Œ и О
и
сх ш
0-&
О
1— CL а
Grigoreva Stella G. - Dr. Pedagogy Hab.; associate professor at the Department of Preschool and Primary Education Institute of Psychology and Education, Kazan (Volga region) Federal University
Potashova Irina I. - PhD in Pedagogy; methodologist, College of Small Business No. 4, Moscow
Л.К. Веретенникова, В.В. Кольтинова
Формирование у будущего педагога навыков ассертивного поведения во взаимодействии с родителями обучающихся
Важным звеном профессиональной подготовки будущих педагогов является формирование у них умений качественного взаимодействия с родителями обучающихся. Авторы данной статьи считают оптимальным применение ассертивного стиля общения межу участниками образовательного процесса, что позволит находить взаимоприемлемые решения и сохранять отношения даже в очень сложных ситуациях. Приводятся результаты оценки ассертивных умений студентов, полученные в результате исследования.
Ключевые слова: ассертивность, ассертивное поведение, обучение студентов взаимодействию с родителями, этика межличностного общения, подготовка будущего педагога.
В условиях современной российской образовательной практики родители провозглашены субъектами, полноправными участниками образовательного процесса, законодательно закреплены их права и обязанности [5, ст. 44]. Однако это не только не исключает рисков взаимодействия учителя и родителей, но и создает новый контекст этих отношений [4, с. 127].
Взаимодействие образовательной организации с родителями обучающихся исторически возведено в общепедагогический принцип, правило
организации образования в нашей стране, которое является обязатель- Е ным для выполнения. Педагогическое взаимодействие имеет структуру, § ® традиционные формы и методы: классное собрание, родительские кон- 5 ° ференции, консультации, беседы.
Проблемой данного исследования является качество подготовки буду- | 2 щих педагогов к взаимодействию с родителями обучающихся. Ситуация о § взаимодействия с родителями обучающихся является феноменом высо- ч о кой степени неопределенности, изменчивости, малой прогнозируемости. с Поэтому на сегодняшний день вооружить будущего педагога методами, формами, технологиями взаимодействия с родителями является недостаточным, необходимо обучить его ассертивному стилю поведения.
Объектом данного исследования являются ассертивные качества будущих учителей начальных классов, необходимые для организации конструктивного взаимодействия с родителями обучающихся. Предметом исследования - методы и приемы формирования ассертивных качеств у студентов педагогического вуза.
Специалисты считают, что ассертивный стиль взаимодействия оптимален для применения в повседневной деятельности современной образовательной организации. Этот стиль позволяет находить взаимоприемлемые решения и сохранять отношения даже в очень сложных ситуациях. Сложности с применением ассертивности связаны с тем, что навыки такого поведения требуют серьезной подготовки и практики, поскольку для большинства людей более привычны другие стили общения [3, с. 115].
В настоящее время под ассертивностью понимают уверенность в себе, готовность принимать самостоятельные решения по поводу собственной жизни и нести всю полноту ответственности за их последствия. Ассертивное поведение опирается на четкое осознание своих собственных целей и ценностей. Ясно, что опора на ценности всегда придает дополнительную устойчивость личности. Причем, чем больше эти ценности совпадают с базовыми, тем крепче внутренний каркас человека. Ассертивность помогает избежать агрессии, конформности, позволяет не идти на поводу у манипуляторов. Ассертивный человек -это человек, уверенный в себе, в своих способностях, в своем предназначении. Ощущение внутренней свободы дает ему возможность адекватно оценивать происходящие вокруг события, четко планировать действия, ясно выражать чувства; уважительно сотрудничать с партнерами, донося до них свою позицию.
Согласно определению, ассертивность - это способность человека конструктивно отстаивать свои права, демонстрируя позитивность и уважение к другим, при этом принимая ответственность за свое поведение. Ассертивное поведение - способ действий, при котором человек активно
целях и намерениях, уважая при этом интересы окружающих [2, с. 165]. В ходе исследования студентам очно-заочной формы обучения
го о ^
I о 1 и последовательно отстаивает свои интересы, открыто заявляет о своих
О -О со
к ^ о
Ф го т
5 л го
ы О О.
^ у о Московского педагогического государственного университета (МШ У) было предложено оценить свои потенциальные возможности работы ^ с родителями школьников. Ясно, что будущие педагоги отличаются содержанием своих личностных пространств, опытом межличностных отношений, а также другими особенностями (табл. 1).
Анализ полученных данных показал, что студенты имеют опыт самостоятельной оценки качеств. Они позиционируют себя как активных субъектов, которым свойственна работоспособность, эмпатия, самоконтроль, открытость, самостоятельность (табл. 2).
Таблица 1
Результаты ранжирования личностных качеств будущего педагога (на начало обучения)
Качества педагога Значимость (1-10) Мотивировка выбора
Эмаптия 1 Педагог должен почувствовать ребенка, его настроение, и на основе этого составлять программу для обучения
Самоконтроль 4 Педагог должен уметь контролировать свои эмоции, мысли и поведение
Отзывчивость 6 Для педагога важно быть готовым прийти на помощь к своему подопечному, оказать поддержку
Целеустремленность 7 Педагог должен ставить перед собой цели и стремиться к саморазвитию и самосовершенствоваться
Рациональность 5 Как взрослый человек, педагог обязан осознанно принимать решения и уметь объяснить свои поступки и решения
Спокойствие 8 Педагог должен уметь сохранять спокойствие в любой ситуации и не поддаваться на провокации
Готовность помогать 3 Педагог должен быть всегда готов помочь
Готовность консультировать родителей 2 Профессия педагога подразумевает общение с родителями, в ходе которого необходимо на доступном языке объяснить поведение ребёнка и дать рекомендации по дальнейшему воспитанию
Таблица 2 |
Результаты оценки личностных качеств и ассертивных умений
будущего педагога (на начало обучения) 5 ^
гг
Качества педагога Мотивировка выбора ранжируемых качеств Кол-во выборов, %
Открытость сотрудничеству Данным качеством должен обладать каждый педагог, он должен быть открыт для окружающих (других учителей, родителей, учеников). Учитель должен найти подход к детям, ограниченным в своих возможностях, и показать им, что его готовы выслушать, а самое главное - понять 68
Готовность консультировать родителей Учитель должен быть готов консультировать родителей не только в педагогическом процессе, но и давать им советы по успешному адаптированию детей в детском коллективе, по созданию для них благоприятных психо-физических условий 77
Любознательность Каждый учитель должен интересно проводить занятия и вовлекать детей в познавательную деятельность, расширять их кругозор, мотивировать к учебной деятельности 90
Дисциплинированность Подавать пример детям собственной дисциплинированностью 80
Готовность помогать Педагог должен помогать окружающим 80
Ответственность Учить детей нести ответственность за их поступки и уметь признавать свои ошибки, делать выводы и пытаться исправить их 86
Энергичность/ активность Учитель должен быть энергичным и активным, независимо от физического и психического состояния здоровья и ситуации 93
Отзывчивость Педагог должен быть отзывчивым и подавать пример окружающим 88
Самоконтроль Это одно из тех качеств, которое должно быть у учителя 100
Уравновешенность Хороший учитель - спокойный учитель 100
го о
X
I О л
1=1 I го
О -о т
^ ^ О
Ф го т
5 х го
^ О .
ЕЮ
сс и О
х и
О. Ф
о^
Ф о
ь- о.
Таблица 3
Самооценка личностных качеств будущих педагогов, обеспечивающих ассертивное поведение
Самооценка по баллам 1-5 баллов (макс. - 5, мин. - 1) Самооценка
Любознательность 5
Самоконтроль 3
Эмпатия 4
Открытость к сотрудничеству 5
Доброжелательность 4
Готовность консультировать родителей 2
Энергичность 4
Дисциплинированность 3
Социальная ответственность 3
Целеустремленность 3
Студенты высоко оценивают у себя уровень таких качеств, как любознательность и открытость сотрудничеству, эмпатия, доброжелательность и энергичность. Эти качества связаны с возрастом - молодостью обучающихся. При этом, по мнению респондентов, недостаточный уровень развития имеют такие качества, как самоконтроль, социальная ответственность, целеустремленность и готовность консультировать родителей (табл. 3).
Результаты, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о необходимости специальной подготовки будущих учителей начальных классов к взаимодействию с родителями. Мы считаем, что программа формирования ассертивных качеств у будущих учителей начальной школы должна содержать информационно-аналитический компонент, включающий информацию о целях, ценностях, стилях, технологии взаимодействия с родителями в новом формате, а также способах сохранения психического благополучия всех участников образовательного процесса. Информационный компонент программы включает в себя обзор различных теорий ассертивности, принципы ассертивности как эмпирические правила поведения в обществе, общения с окружающими. Раскрывается сущность ассертивного общения как опирающегося на истинно гуманистические начала, исключающего манипуляцию,
жестокость, экспансию и агрессию по отношению к другому. Инфор- | мационный компонент содержит алгоритм ассертивного поведения: § ® высказываться четко и однозначно, поступать порядочно, действовать 5 ° убедительно, избегать манипулирования окружающими, разбираться | 1 в себе и в других, уметь настоять на своем. Диагностико-рефлексивный | <§ компонент программы формирования ассертивных качеств позволяет о § студентам с помощью психолого-педагогического инструментария оце- ч о нить у себя уровень развития важнейших свойств (именно эти свойства с и обеспечивают конструктивную интеракцию педагога с родителями), а также осознать психологические детерминанты ассертивного (уверенного) поведения педагога и способы овладения им. Диагностико-рефлексивный компонент программы обучения будущих педагогов ассертивному поведению позволяет запустить механизмы самосовершенствования, т.к. ассертивность - это адекватная оценка обстановки и своего поведения, это путь к самореализации, путь саморазвития.
Информационный компонент программы позволяет обогатить представления будущего педагога начального образования о субъектах его труда, семейной системе, родительском потенциале, правилах взаимодействия с родителями в зависимости от образовательной задачи, таких как единство требований к обучающемуся, согласованность и взаимодополнение влияний, правило обеспечения эмоциональной безопасности родителей, правило опоры на положительные качества родителей и детей, правило приоритета действий, направленных на укрепление и повышение авторитета родителей; правило недопустимости неосторожного вмешательства в жизнь семьи и др.
Очень важным элементом содержания являются вопросы этики взаимоотношений педагога начального образования с родителями обучающихся. Требования этики рационально представить в виде запретов, искажающих деловое взаимодействие с родителями, например, запрет на установление личных отношений; запрет на обсуждение отношений внутри образовательного учреждения; запрет на оценку личности ребенка, его семьи.
Инструментальный компонент программы обучения будущих учителей начальной школы ассертивному поведению предполагает овладение ими новыми способами взаимодействия с родителями, а также способами сохранения психологического благополучия в условиях отягченного, конфликтного взаимодействия с участниками педагогического процесса. Студентам было предложено анализировать педагогические ситуации, просматривать видеоматериалы с последующим анализом, решать и самим создавать прикладные кейсы, исходя из собственного педагогического, либо родительского опыта.
го о к
о =| Научные исследования профессора Л.К. Веретенниковой показали, что для реализации поставленных целей «педагогу необходимо постоянно проектировать свои действия, владеть приемами проектировочного ^ о о мышления: планированием, анализом, прогнозированием, моделирова-о-е- нием, педагогическим дизайном» [1, с. 53].
Таблица 4
Результаты оценки личностных качеств будущего педагога (в конце обучения)
О ^ ш
к ^ о
Ф го т 5 л го О О.
Ф О
н- О.
Качества педагога Мотивировка выбора ранжируемых качеств Кол-во выборов, %
Открытость сотрудничеству Данным качеством должен обладать каждый педагог, он должен быть открыт для окружающих (других учителей, родителей, учеников). Учитель должен найти подход к детям, ограниченным в своих возможностях, и показать им, что его готовы выслушать, а самое главное - понять 98
Готовность консультировать родителей Учителю должен быть способен консультировать родителей: давать советы по успешной адаптации детей в детском коллективе, проводить консультацию по психо-физиче-скому состоянию ребенка 96
Любознательность Каждый учитель должен интересно проводить занятия и вовлекать детей в познавательную деятельность, расширять их кругозор, мотивировать к учебной деятельности 100
Дисциплинированность Подавать пример детям собственной дисциплинированностью 100
Готовность помогать Педагог должен помогать окружающим 100
Ответственность Учить детей нести ответственность за их поступки и уметь признавать свои ошибки, делать выводы и пытаться исправить их 100
Энергичность/ активность Учитель должен быть энергичным и активным, независимо от физического и психического состояния здоровья и ситуации 95
Отзывчивость Педагог должен быть отзывчивым и подавать пример окружающим 100
Самоконтроль Это одно из тех качеств, которое должно быть у учителя 92
Уравновешенность Хороший учитель - спокойный учитель 95,5
ее ^
В результате исследования можно утверждать, что у бакалавров, изу- | ^ чающих педагогику, есть понимание необходимости
жизненной стратегии планирования достижений, стремление к самопо- 5 ° ниманию и самореализации, стремление использовать разработанные I 1
возможности университетской среды, информационного пространства, * <§
Е о
расширяющегося коммуникативного пространства каждого человека, о рд включая как непосредственное общение с окружающими, в том числе чю в профессиональной среде, так и виртуальные общение в интернет-сетях. с
Понимание важности взаимодействия в педагогической деятельности в условиях глобального образования ставит перед педагогической и психологической наукой задачу поиска и реализации пути и механизмов профессиональной подготовки будущих педагогов к жизни и деятельности в постоянно меняющемся мире и неожиданно меняющихся ситуация, когда необходимо быть особенно организованным и эффективным.
На наш взгляд, важно понимание трансформаций, происходящих в обществе. Важно понимание изменений: в педагогических и родительских сообществах; в требованиях к личностным и профессиональным качествам педагога, их проявлениям в социальной, профессиональной жизни; в нормативно-правовом поле. Мы убедились, будущие педагоги понимают, что ассертивное поведение в коммуникативном педагогическом процессе - это оптимальный вариант общения учителя с учениками и родителей с детьми, приводящий к формированию самостоятельной и ответственной личности, способной успешно решать жизненные проблемы (табл. 4).
Полученные результаты вносят вклад в психологию межличностных отношений, в профессиональную педагогику, педагогику семейных отношений, родительскую педагогику. Возникают возможности для более глубокого понимания закономерностей формирования компетенций у будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки, разработки типовых программ по педагогике и авторских спецкурсов, учебных программ, различных курсов повышения квалификации педагогов и переподготовки специалистов, а также новых исследовательских программ для системных и внесистемных организаций.
Библиографический список
1. Веретенникова Л.К. Подготовка будущих педагогов к развитию творческого потенциала обучающихся. М., 2018.
2. Дудина М.Н. Ассертивное поведение в этико-педагогическом дискурсе // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2014. № 4 (132). С. 163-172.
го о ^
so! 3. Каппони В. Как сделать все по своему, или Ассертивность в жизнь.
о ^ m URL: https://www.livelib.ru/book/1002269239-kak-delat-vse-posvoemu-ili-
^ ^ PS assertivnost-v-zhizn-vera-kapponi-tomash (дата обращения: 20.05.2018).
s § vo 4. Кольтинова В.В. Компетенции учителя начальных классов во взаимодей-
§ Ь ° ствии с родителями обучающихся // Молодой ученый. 2016. № 7-6 (111).
о-е- С. 127-130.
ш о
5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 31.12.2014, с изм. от 06.04.2015) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.05.2018).
Веретенникова Людмила Кузьминична - доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры теории и практики начального образования факультета начального образования Института детства, Московский педагогический государственный университет E-mail: [email protected]
Кольтинова Вера Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент; доцент кафедры теории и практики начального образования факультета начального образования Института детства, Московский педагогический государственный университет
E-mail: [email protected]
L. Veretennikova, V. Koltinova
The formation of a future teacher's skills of assertive behavior in interaction with students' parents
An important part of the professional training of future teachers is the formation of their skills of high-quality interaction with the parents of students. The authors of the article consider the use of assertive communication style between the participants of the educational process to be optimal, since it will lead to mutually acceptable solutions and maintaining good relationships even in very difficult situations. The article presents the results of the assessment of students' assertive skills obtained as a result of the study.
Key words: assertiveness, assertive behavior, teacher-parent interaction training, ethics of interpersonal communication, training of future teachers
Veretennikova Lyudmila K. - Dr. Pedagogy Hab.; professor at the Department of Theory and Practice of Primary Education of the Faculty of Primary Education of the Institute of Childhood, Moscow Pedagogical State University
Koltunova Vera V. - PhD in Pedagogy, associate professor at the Department of Theory and Practice of Primary Education of the Faculty of Primary Education of the Institute of Childhood, Moscow Pedagogical State University