Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА'

ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА / АТЛАС ПРОФЕССИЙ / КОНСТРУКЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ / САМОРЕФЛЕКСИЯ / МЕТОДЫ ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидорова Маргарита Владимировна, Сухорукова Анна Андреевна

Цель исследования - раскрыть современные педагогические подходы (деятельностно-ценностный, компетентностный) к формированию функциональной грамотности будущего специалиста, обучающегося в ведомственном вузе. Научная новизна статьи заключается в описании реализации конструкции функциональной грамотности и саморефлексии личности будущего специалиста, с позиций социального проектирования и конструирования. Уделено внимание атласу профессий. Описаны некоторые экспрессивные методы творческого самовыражения личности и их внедрение в образовательный процесс вуза. В результате научно обосновано активное применение преподавателями вузов деятельностно-ценностного подхода в обучении, выявлены компоненты функциональной грамотности будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидорова Маргарита Владимировна, Сухорукова Анна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY-VALUE APPROACH IN THE FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY OF THE FUTURE SPECIALIST

The purpose of the study is to reveal modern pedagogical approaches (activity-value, competence-based) to the formation of functional literacy of a future specialist studying at a departmental university. The scientific novelty of the article lies in the description of the implementation of the construction of functional literacy and self-reflection of the personality of the future specialist, from the standpoint of social design and construction. Attention is paid to the atlas of professions. Some expressive methods of creative self-expression of the individual and their implementation in the educational process of the university are described. As a result, the active use of the activity-value approach in teaching by university teachers is scientifically justified, and the components of functional literacy of future specialists are identified.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА»

енко, A.C. Битев. - Ставрополь : АГРУС, 2018. -128 с.

б. Саенко Л.А. О формировании нравственных ценностей студенческой молодежи / Л.А. Саенко, З.Т. Кулаева // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2018. -№ 1.- С. 93-97.

7. Саенко Л. А. Факторы формирования ценностных ориентаций и нравственных установок студенческой молодежи // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2019. -№3 (72).-С. 162-165.

8. Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

ACTIVITY-VALUE APPROACH IN THE FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY OF THE FUTURE SPECIALIST q

Sidorova Margarita Vladimirovna, PhD of Pedagogical sciences, employee, Orel Law Institute of the Ministry of w

Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov, Orel _q Sukhorukova Anna Andreyevna, PhD of Pedagogical sciences, employee, Academy of the Federal Security Service of

the Russian Federation, Orel 2

S

The purpose of the study is to reveal modern pedagogical approaches (activity-value, competence-based) to the

formation of functional literacy of a future specialist studying at a departmental university. The scientific novelty of сг> the article lies in the description of the implementation of the construction of functional literacy and self-reflection

of the personality of the future specialist, from the standpoint of social design and construction. Attention is paid C\J

to the atlas of professions. Some expressive methods of creative self-expression of the individual and their ^ implementation in the educational process of the university are described. As a result, the active use of the activity-value approach in teaching by university teachers is scientifically justified, and the components of functional literacy of future specialists are identified.

Keywords: formation of functional literacy of the future specialist; atlas of professions; construction of functional literacy; self-reflection; methods of creative self-expression.

DOI 10.24923/2222-243X.2021 -39.70

ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД удк 378 403

В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ВАК РФ 13.00.08

ГРАМОТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Цель исследования - раскрыть современные педагогические подходы (дея- © Сидорова М.В., 2021 тельностно-ценностный, компетентностный) к формированию функциональ- © Сухорукова А А 2021 ной грамотности будущего специалиста, обучающегося в ведомственном вузе. Научная новизна статьи заключается в описании реализации конструкции функциональной грамотности и саморефлексии личности будущего специалиста, с позиций социального проектирования и конструирования. Уделено внимание а тласу профессий. Описаны не ко торые экспрессивные ме годы творческого самовыражения личности и их внедрение в образовательный процесс вуза. В результате научно обосновано активное применение преподавателями вузов деятельностно-ценностного подхода в обучении, выявлены компоненты функциональной грамотности будущих специалистов. Ключевые слова: формирование функциональной грамотности будущего специалиста; атлас профессий; конструкция функциональной грамотности; саморефлексия; методы творческого самовыражения.

Введение

Актуальность данного исследования заключается в устойчивом росте во всех сферах знаний, планах экономического и технологического развития страны, который предопределил появление новых требований к подготовке будущих компетентных и конкурентоспособных специалистов в ведомственных вузах.

Цель исследования структурировала следующие задачи. 1) научно обосновать применение понятия "функциональная грамотность" в условиях реализации деятельностно-ценностного подхода в подготовке будущих специалистов, обучающихся в ведомственном вузе; 2) выявить компоненты функциональной грамотности обучающихся в высшей школе; 3) определить методы, используемые для профессиональной саморефлексии личности.

СИДОРОВА Маргарита Владимировна, кандидат педагогических наук, сотрудник, Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова, Орел

СУХОРУКОВА Анна Андреевна, кандидат педагогических наук, сотрудник, Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации, Орел

iaC >

< X

LU

s: *=c о

Ш T

s

< et

Ш

с

404

В этой связи был осуществлен анализ научно-педагогической литературы, в результате которого было выявлено, что развитие понятия "функциональная грамотность" прошло поэтапное становление в теории и практике профессионального образования (П.П. Блонс-кий, П.Я. Гальперин, A.B. Запорожец, В.П. Ку-зовлев, Н.Ф.Талызина, А.П. Нечаев, В.А. Сласте-нин и др.).

Теоретической базой исследования послужили публикации ученых-педагогов, имеющих большой опыт преподавания дисциплин в вузах: И.Ф. Бережной, A.C. Вершкова, Ю.В. Дуле-повой, А.О. Кошелевой, М. В. Сидоровой, A.A. Сухоруковой, О.В. Тарасовой и др., а также труды в области саморефлексии личности, принадлежащие российским ученым А.Г. Асмолову, С.Л. Братченко, И.А. Зимней,И.Ф. Исаеву, Е. А. Климову, В.И. Слободчикову и др.).

Практическая значимость исследования заключается в широком применении в обучении будущих специалистов деятельностно-ценностного подхода, при реализации мето-довтворческого самовыражения (анализ профессиональных ситуаций, эссе, диспут, дискуссия и др.), нацеленных на формирование функциональной грамотности и конкурентоспособности личности.

Основная часть

Поскольку инновационное развитие из привлекательной идеи стало реальностью, охватывающей не одну узкую область (например, производство деталей) экономики, и включает в себя сферы, влияющие на общий результат (образование, управление, маркетинг, обучение персонала, финансы и т.д.), то преподавателям образовательных организаций необходимо развернуть и эффективно реализовывать практико-ориентируемую учебную, научно-ис-следовательскую и проектную деятельность, основанную на проявлении самостоятельности, активности, творчестве обучающихся, обеспечивающую достижение ими конкурентоспособности как будущих специалистов. Задачи по обеспечению конкурентоспособности российского образования были изложены в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 года№ 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года". Выполнение этих задач особенно важно в быстроменяющемся мире, с его нестабильностью и сложностью задач для информационного общества, когда происходит быстрое внедрение инноваций в разных сферах жизнедеятельности людей. Об этом сказа-

но в Государственной программе РФ от 26 декабря 2017 года № 1642 "Развитие образования" (2018 - 2025 годы). Отметим, что этот документ ориентирует преподавателей вузов на сохранениелидирующих позиций РФ в международных исследованиях качества математического и естественнонаучного образования. Проблему качества образования решает и разработка механизмов обновления ФГОС, в том числе, с учетом приоритетов научно-техноло-гического развития РФ (Поручение Президента РФ Пр. - 294. П. 2а -16 26.02.2019 год). Признавая значимость требований ФГОС ВО 3++ к овладению обучающимися в ведомственных вузах профессиональными компетенциями, оценивая современные тенденции в высшем образовании, нельзя, вместе с тем, не осознавать, что будущим специалистам для того, чтобы быть востребованными в новых экономических и социальных условиях общества, нужна функциональная грамотность [4]. "Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течении жизни знания, умения и навыки для решения задач в разных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений" - так считает ученый-педагог А. А. Леонтьев [6, с.35]. Проведенный нами анализ педагогической литературы показал, что понятие "функциональная грамотность" прошло поэтапное становление в теории и практике педагогики профессиональной деятельности [3, 5]. В информационном веке, как считает исследователь В. А. Ермоленко, это понятие находится на четвертом этапе своего развития [3]. В. А. Ермоленко рассматривает функциональную грамотность как средство успешной деятельности в меняющемся мире. Конструкция функциональной грамотности, по мнению ученых-педагогов, состоит из определения проблемного поля, в рамках выбранной профессии, выработки целеполагания, определения ценностных ориентаций, проектирования направлений развития будущего специалиста и др.

Ученые рассматривают разные компоненты функциональной грамотности специалиста, например, математическую, правовую, коммуникационную, информационную. Компоненты включают в себя: знание и понимание конкретной области знаний (например, правовой), умения, ценности, отношения. К тому же, функциональная грамотность, по мнению многих ученых-педагогов, предопределяет необходимость овладения надпрофес-сиональными навыками:системным и креатив-

ным мышлением, управлением проектами, программированием, работой с людьми, действиями в условиях неопределенности (Н. В. Ганжа, Д. В. Степаненков, М. В. Сидорова и др.). Эти навыки позволяют повысить эффективность профессиональной деятельности, и особенно необходимы, при получении новых профессий, актуальных для экономик стран мира. На новые профессии ориентированы ключевые игроки рынка, которые следят за тем, какие отрасли активно будут развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты практики управления. Форсайт-сес-сии позволяют работодателям определиться, какие специалисты им нужны в современных условиях развития отечественной экономики. По данным СМИ за 2020 год, в нашей стране появилось более трехсот новых профессий, спрос на которые будет в ближайшие годы расти. Четыре тысячи экспертов (представители 28 отраслей экономики, образования и др.) приняли участие в определении этих профессий. Появился атлас (альманах) профессий, анализируя который, можно заметить, что в настоящее время востребованы аналитики эксплуатационных данных, специалисты по преодолению системных экологических катастроф, дистанционные координаторы безопасности, организаторы проектного обучения, тьюторы, модераторы коллективной творческой работы, координаторы образовательных онлайн-платформ, проектировщики домашних роботов, разработчики образовательных технологий, преподаватели цифровой этики и безопасности и др. Следовательно, для новых профессий нужны новые дисциплины, педагогические подходы, среди которых, как представляется авторам статьи, деятельности о-цен-ностный подход является одним из перспективных, в условиях внедрения инноваций во всех сферах жизнедеятельности человека. К тому же, понимая инновации в широком смысле, отметим, что они могут рассматриваться как синоним успешного развития социальной, экономической, образовательной, управленческой и других сфер, на базе разнообразных нововведений (социального проектирования, конструирования, внедрения цифровых технологий и др.) [1,4,5]. Обучающиеся в современных вузах становятся профессионалами своего дела, для которых создаются условия эффективного использования инновационного потенциала (личности, предприятия, организации), в интересах развития общества. Именно с участием компетентных и творческих специалистов, привлекаемых к ра-

боте в разных областях жизнедеятельности человека, можно реально добиться ускорения и повышения эффективности внедрения как технологий,так и изобретений.

Становится необходимой профессиональная саморефлексия будущих специалистов, формируемая в условиях реализации деятель-ностно-ценностного подхода в обучении. Саморефлексия обучающегося отражает целостную ориентацию личности, закрепленную в мотивах, знаниях, умениях и навыках, а также в образах и нормах поведения [4, 5]: игровое профессионально-ориентированное моделирование, имитационные игры, дискуссионные вариативные технологии, экспрессивные методы творческого самовыражения (деловые игры, дискуссии, семинары, эссе, методы самооценки и взаимооценки, самоорганизации, направленные на развитие интеллекта, навыков общения и др.) [б]. Педагогический опыт авторов статьи, полученный в высшей школе, позволяет утверждать, что внедрение таких методов в обучение позволит преподавателю раскрыть лидерский потенциал будущих специалистов, направить их на освоение инноваций в области выбранной специальности. В связи с этим и преподавательскому составу необходимо овладевать основами инновационной учебной работы с применением цифровых технологий, чтобы обеспечить грамотное преобразование научного знания в учебный цифровой материал, в совершенстве овладеть методами и приемами составления задач, упражнений, тестов по различным темам той или иной дисциплины, с использованием специальных программ для ЭВМ [б].

Деятельностно-ценностный подход применим для индивидуализации образовательных технологий, обеспечивает тесную связь учебного процесса с научно-исследовательским, нацеленным на формирование инновационной культуры личности (правовой, управленческой, корпоративной и др.) [5, 8]. Расширение возможностей ведомственных вузов в индивидуализации образовательных технологий отмечено в Послании Президента России Федеральному собранию в 2020 году. Мы убеждены в том, что все те, кто работает в высшей школе, хорошо понимают, что формирование инновационной культуры личности связано, прежде всего, с развитием творческих способностей и реализацией креативного потенциала будущих специалистов. Инновационная культура как особая форма человеческой культуры предполагает тесную взаимосвязь с другими ее формами, прежде всего, с правовой,

'Х. >

<

X ш

з: *=с о

ш т

<

С[ ш

с

406

управленческой, предпринимательском, корпоративной. Через инновационную культуру можно добиться существенного влияния на всю культуру профессиональной деятельности и производственных отношений людей [7].

Инновационная культура личности, в свою очередь, требует перехода к стратегии социального проектирования и конструирования, в системе высшей школы, на основе разработки содержания и технологий образования, новых дисциплин, который уже совершен и "набирает обороты" в разных векторах подготовки будущих профессионалов в высшей школе. Реализация этой стратегии возможна при условии творческого применения преподавателями вузов системного, компетентностного, аксиологического, акмеологического и дея-тельностно-ценностного подходов. Причем, деятельностно-ценностный подход является, по нашему мнению, системообразующим в конструкции функциональной грамотности будущих специалистов, обучающихся в ведомственных вузах. Его применение в практике преподавания вузовских дисциплин (математики, права и др.) обеспечивает включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных (профессиональных) задач. Вместе с тем, достижение функциональной грамотности прямо связано с личностным развитием и может быть представлено в деятель-ностной форме.

Деятельно-ценностный подход обеспечивает успешное овладение обучающимися функциональной грамотностью, если при его внедрении преподавателем будут реализованы следующие принципы: активизация учебной и научной деятельности обучающегося (используя технологию проблемного обучения и др.); диалоговая комфортность (формы общения и сотрудничества); вариативность (выбор использования дидактических средств, методов, форм); развитие личности; творческое начало (развитие творческих способностей обучающихся, использование метода творческого самовыражения и др.). Например, преподавая математику в вузе, преподаватели отдают предпочтение принципу развития личности, то есть, в период изучения математики у будущего специалиста должны сформироваться качества мышления (абстрактное, дискурсивное, интуитивное, продуктивное мышление), необходимые ему для жизни и деятельности в информационном обществе. Приведем в пример педагогический эксперимент, проведенный нами для проверки формирования у обучающихся функциональной грамотности,

концептуального видения и применения математических знаний в обучении. В эксперименте принимали участие две учебных группы, с равным количеством обучающихся, по одной и той же специальности. Для изучения теории вероятности в первой учебной группе, помимо лекций и практических занятий, был предусмотрен компьютерный практикум во внеаудиторное время, задания и задачи в нем были ориентированы на функциональную грамотность обучающегося. Во второй группе были предусмотрены только лекции и практические занятия. В итоге эксперимента, когда были изучены обучающимися параметры линейной регрессии, полученные по методу наименьших квадратов, и условия проверки статистических гипотез о предполагаемом законе распределения, в первой группе более 60% обучающихся смогли сформулировать сущность критериев согласия, а во второй группе - 40%. Применить методику проверки статистических гипотез в новом контексте смогли лишь 12 человек - в первой группе, и только 7 человек - во второй группе.

Таким образом, было выявлено, что обучающиеся, которые тренировали свои навыки с помощью компьютерного практикума, смогли на более высоком уровне продемонстрировать концептуальное понимание изучаемых тем, продуктивное мышление, функциональную грамотность.

Отметим, что функциональная грамотность в области математических знаний необходима специалисту любого направления. Тем более, инженерам, астрономам и конструкторам летательных аппаратов, ученым, занимающимся проблемами космоса. Без понимания того, что математическим языком Вселенной является функция, понимаемая как описание устойчивых закономерностей, познаваемых человеком, невозможно оценивать степень активности Солнца, проводить наблюдения и др. Например, количественная характеристика солнечной активности (числа Вольфа) определяется функциональной зависимостью: W = к (10 д + f), где д - количество групп пятен,

количество всех наблюдаемых пятен, к - условный коэффициент, учитывающий качество инструмента наблюдений. Но для глубокого понимания этих вопросов специалисту нужна функциональная грамотность. В 2021 году человечество отмечает 60 лет со дня первого полета человека в космос. Вспоминая полет Ю. А. Гагарина, следует отдать должное функциональной грамотности космонавтов и уровню развития у них надпрофессиональных на-

выков. Будущим специалистам, обучающимся сегодня в вузах страны, нужно уметь ориентироваться в инновационных достижениях, в области выбранной специальности, так как инновационность в профессиональной деятельности стала одной из типичных черт нашего времени. Преобразование образовательной деятельности в высшей школе (содержания и процесса образования) является предметом инновационности. Следовательно, функциональная грамотность, которой овладеют будущие специалисты, обучающиеся в вузах, обеспечит профессионализм в их действиях, в условиях внедрения цифровых технологий и применения на практике модифицирующих, прорывных, интегрирующих нововведений. Научиться действовать в цифровом пространстве, применять полученные профессиональные компетенции, создавать научные и проектные группы - все эти задачи, поставленные перед молодыми специалистами, в разных областях деятельности человека, можно успешно решить, если при изучении вузовских дисциплин применяется деятельно-стно-ценностный подход.

Деятельностно-ценностный подход, реализуемый в рамках преподавания дисциплин,позволяет осуществить развитие мотивации обучающихся к овладению навыками принятия решений в меняющейся, непривычной обстановке, развить навыки применения существующих теорий для решения практических инновационных задач, в соответствии с получаемой специальностью. Об этом шла речь в Инновационном центре "Сколково" еще в 2018 году, когда состоялся VII Московский международный форум инновационного развития "Открытые инновации", в рамках которого обсуждались многие актуальные вопросы, в том числе и источники цифрового прорыва, нахождение которых потребовало разработку новых профессий.

Заключение

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы.

1. Внедрение деятельностно-ценностного подхода в образовательный процесс вуза требует от преподавателей понимания сущности и компонентов формирования функциональной грамотности, профессиональных ценнос-

тей будущих специалистов, важности профессионального контекста в преподавании дисциплин.

2. Функциональная грамотность используется личностью как ресурсная база, что обеспечивает нахождение нужного решения профессиональной проблемы, скорость выполнения заданий, эффективный поиск вариантов решения задач, преодоление трудностей и неблагоприятных условий при выполнении работы.

3. Реализация деятельностно-ценностного подхода в формировании функциональной грамотности обучающегося в вузе обеспечивает развитие профессиональной саморефлексии, которая проявляется в квазипрофессиональной, учебной, научно-исследовательской деятельности.

Литература:

1. Бережная И.Ф., Галустян О.В. Система полифункционального контроля профессиональной подготовки современного специалиста в вузе // Инновации в современной системе образования: подходы и решения: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова,-Ульяновск: Зебра, 201 б. - С. 250-260.

2. Волынкина Н.В. Решение изобретательских задач как основа развития творческой личности // Almamater. Вестник высшей школы. - 2004. - № 9. -С.29-32.

3. Ермоленко В.А. Дидактические основы безопасности жизнедеятел ьности. - М.: ИТИ П РАО, 2010. -С.54-70.

4. Кошелева А.О., Уман А.И. Профессиональное образование: инновационная функция: монография / под ред. А.О. Кошелевой. - Орел: Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2018.-189 с.

5. Кошелева А.О., Гонеев А.Д., Сухорукова A.A. Деятельностно-ценностный подход в цифровом образовании: монография / под общ. ред. А.О. Кошелевой. - Курск: Учитель, 2019. - 168 с.

6. Кошелев ДА., Булысова T.B., Ломовская О.И. Цифровые технологии в юридическом образовании: учебно-методическое пособие / под общей редакцией Д.А. Кошелева. - Орел: Горизонт, 2020. -121 с.

7. Леонтьев A.A. Образовательная система "Школа 2100" Педагогика здравого смысла / под ред. A.A. Леонтьева. - М.: Баласс, 2003. - С. 35.

8. Сидорова М.В. Проблемы становления начинающего преподавателя ведомственного вуза // Психология образования в поликультурном пространстве. - Том 2 (№34). - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2016.-С.101-107.

си о

CXJ

-Q X

2

оэ

со

OJ

407

SELECTION OF FOREIGN LANGUA GE CONTENT FOR STUDENTS OF TOURISM COLLEGES (DISCURSIVE APPROA CH) Sizyakina Victoria Mlkhallovna, Postgraduate student, Don State Technical University, Rostov-on-Don

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.