Научная статья на тему 'ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ СФЕРЫ ТУРИЗМА (ДИСКУРСИВНЫЙ ПОДХОД)'

ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ СФЕРЫ ТУРИЗМА (ДИСКУРСИВНЫЙ ПОДХОД) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСКУРС / МОДЕЛЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / РЕКУРРЕНТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА В СФЕРЕ ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сизякина Виктория Михайловна

Цель исследования - разработка технологии отбора содержания дисциплины "Иностранный язык" для студентов колледжей в сфере туризма, основанной на аутентичном учебном материале и рекуррентом подходе к иноязычному обучению. Методология исследования базируется на аксиологическом, компетентностном, текстоцентрическом и дискурсивном подходах с ведущей ролью контентного анализа аутентичной литературы. Научная новизна заключается в разработке и описании этапов педагогической рекуррентной дискурсивной технологии иноязычного образования студентов сферы туризма. В результате исследования была создана модель отбора содержания иноязычного образования для студентов и представлена рекуррентная дискурсивная технология иноязычного образования будущих специалистов сферы туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сизякина Виктория Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELECTION OF FOREIGN LANGUAGE CONTENT FOR STUDENTS OF TOURISM COLLEGES (DISCURSIVE APPROACH)

The purpose of the study is to develop a technology for selecting the content of the discipline "Foreign Language" for college students in the field of tourism, based on authentic educational material and a recurrent approach to foreign language learning. The research methodology is based on axiological, competence-based, text-centric and discursive approaches with the leading role of content analysis of authentic literature. The scientific novelty lies in the development and description of the stages of pedagogical recurrent discursive technology of foreign language education of students in the field of tourism. As a result of the research, a model of selecting the content of foreign language education for students was created and a recurrent discursive technology of foreign language education for future specialists in the field of tourism was presented.

Текст научной работы на тему «ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ СФЕРЫ ТУРИЗМА (ДИСКУРСИВНЫЙ ПОДХОД)»

выков. Будущим специалистам, обучающимся сегодня в вузах страны, нужно уметь ориентироваться в инновационных достижениях, в области выбранной специальности, так как инновационность в профессиональной деятельности стала одной из типичных черт нашего времени. Преобразование образовательной деятельности в высшей школе (содержания и процесса образования) является предметом инновационности. Следовательно, функциональная грамотность, которой овладеют будущие специалисты, обучающиеся в вузах, обеспечит профессионализм в их действиях, в условиях внедрения цифровых технологий и применения на практике модифицирующих, прорывных, интегрирующих нововведений. Научиться действовать в цифровом пространстве, применять полученные профессиональные компетенции, создавать научные и проектные группы - все эти задачи, поставленные перед молодыми специалистами, в разных областях деятельности человека, можно успешно решить, если при изучении вузовских дисциплин применяется деятельно-стно-ценностный подход.

Деятельностно-ценностный подход, реализуемый в рамках преподавания дисциплин,позволяет осуществить развитие мотивации обучающихся к овладению навыками принятия решений в меняющейся, непривычной обстановке, развить навыки применения существующих теорий для решения практических инновационных задач, в соответствии с получаемой специальностью. Об этом шла речь в Инновационном центре "Сколково" еще в 2018 году, когда состоялся VII Московский международный форум инновационного развития "Открытые инновации", в рамках которого обсуждались многие актуальные вопросы, в том числе и источники цифрового прорыва, нахождение которых потребовало разработку новых профессий.

Заключение

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы.

1. Внедрение деятельностно-ценностного подхода в образовательный процесс вуза требует от преподавателей понимания сущности и компонентов формирования функциональной грамотности, профессиональных ценнос-

тей будущих специалистов, важности профессионального контекста в преподавании дисциплин.

2. Функциональная грамотность используется личностью как ресурсная база, что обеспечивает нахождение нужного решения профессиональной проблемы, скорость выполнения заданий, эффективный поиск вариантов решения задач, преодоление трудностей и неблагоприятных условий при выполнении работы.

3. Реализация деятельностно-ценностного подхода в формировании функциональной грамотности обучающегося в вузе обеспечивает развитие профессиональной саморефлексии, которая проявляется в квазипрофессиональной, учебной, научно-исследовательской деятельности.

Литература:

1. Бережная И.Ф., Галустян О.В. Система полифункционального контроля профессиональной подготовки современного специалиста в вузе // Инновации в современной системе образования: подходы и решения: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова,- Ульяновск: Зебра, 201 б. - С. 250-260.

2. Волынкина Н.В. Решение изобретательских задач как основа развития творческой личности // Almamater. Вестник высшей школы. - 2004. - № 9. -С.29-32.

3. Ермоленко В.А. Дидактические основы безопасности жизнедеятел ьности. - М.: ИТИ П РАО, 2010. -С.54-70.

4. Кошелева А.О., Уман А.И. Профессиональное образование: инновационная функция: монография / под ред. А.О. Кошелевой. - Орел: Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2018.-189 с.

5. Кошелева А.О., Гонеев А.Д., Сухорукова A.A. Деятельностно-ценностный подход в цифровом образовании: монография / под общ. ред. А.О. Кошелевой. - Курск: Учитель, 2019. - 168 с.

6. Кошелев ДА., Булысова T.B., Ломовская О.И. Цифровые технологии в юридическом образовании: учебно-методическое пособие / под общей редакцией Д.А. Кошелева. - Орел: Горизонт, 2020. -121 с.

7. Леонтьев A.A. Образовательная система "Школа 2100" Педагогика здравого смысла / под ред. A.A. Леонтьева. - М.: Баласс, 2003. - С. 35.

8. Сидорова М.В. Проблемы становления начинающего преподавателя ведомственного вуза // Психология образования в поликультурном пространстве. - Том 2 (№34). - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2016.-С.101-107.

си о

CXJ

-Q X

2

оэ

со

OJ

407

SELECTION OF FOREIGN LANGUA GE CONTENT FOR STUDENTS OF TOURISM COLLEGES (DISCURSIVE APPROA CH) Sizyakina Victoria Mlkhallovna, Postgraduate student, Don State Technical University, Rostov-on-Don

The purpose of the study is to develop a technology for selecting the content of the discipline "Foreign Language" for college students in the field of tourism, based on authentic educational material and a recurrent approach to foreign language learning. The research methodology is based on axiological, competence-based, text-centric and discursive approaches with the leading role of content analysis of authentic literature. The scientific novelty lies in the development and description of the stages of pedagogical recurrent discursive technology of foreign language education of students in the field of tourism. As a result of the research, a model of selecting the content of foreign language education for students was created and a recurrent discursive technology of foreign language education for future specialists in the field of tourism was presented.

Keywords: foreign language education; discourse; model; technology; recurren t education; foreign language training in the field of tourism.

DOI 10.24923/2222-243X.2021 -39.71

УДК 377.5 ВАК РФ 13.00.02

© Сизякина В. M., 2021

ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ СФЕРЫ ТУРИЗМА (ДИСКУРСИВНЫЙ ПОДХОД)

Цель исследования - разработка технологии отбора содержания дисциплины "Иностранный язык" для студентов колледжей в сфере туризма, основанной на аутентичном учебном материале и рекуррентом подходе к иноязычному обучению. Методология исследования базируется на аксиологическом, компетентностном, текстоцентрическом и дискурсивном подходах с ведущей ролью контентного анализа аутентичной литературы. Научная новизна заключается в разработке и описании этапов педагогической рекуррентной дискурсивной технологии иноязычного образования студентов сферы туризма. В результате исследования была создана модель отбора содержания иноязычного образования для студентов и представлена рекуррентная дискурсивная технология иноязычного образования будущих специалистов сферы туризма. Ключевые слова: иноязычное обучение; дискурс; модель; технология; рекуррентное образование; иноязычная подготовка в сфере туризма.

СИЗЯКИНА Виктория Михайловна, аспирантка, Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону

Введение

Гостиничный, досуговый, развлекательный и туристический секторы являются одними из крупнейших и быстрорастущих отраслей отечественной и мировой экономики. Знание иностранного языка вносит значительный вклад в профессиональную конкурентоспособность будущих бакалавров туризма, поскольку возможности карьерного роста для специалистов со знанием иностранных языков бесконечны и постоянно растут. В этой связи актуальность данного исследования характеризуется потребностью в разработке содержания дисциплины "Иностранный язык" для студентов колледжей в сфере туризма, основанной на аутентичном учебном материале. Необходимо подчеркнуть, что знание иностранного языка в сфере туризма представляет преимущество для карьерного роста в сфере туризма [2]. Преподавание иностранных языков в туризме призвано удовлетворить профессиональные и образовательные потребности студентов на различных этапах обучения.

Цель исследования структурировала следующие задачи-. 1) изучить феномен рекуррентности в обучении иностранному языку в сфере туризма; 3) выявить факторы, влияющие на организацию содержания курса иностранного языка для профессиональных целей; 3) определить особенности в организации эффективного иноязычного образования студентов в сфере туризма. В этой связи был осуществлен анализ научно-педагогической литературы исследования, анализ аутентичной литературы. Для осмысления научной проблематики в статье применяются теоретические методы исследования -анализ, синтез, обобщение.

Теоретической базой исследования послужили публикации О.В. Аникиной, C.B. Артюшевской, Л .С. Бейлисон, C.B. Дроздова, Е.В. Егоровой и др.

Практическая значимость исследования определяется тем, что предложенная нами педагогическая технология и образовательная модель позволяют сформулировать концептуальный подход к отбору содержания иноязычного текстового материла для студентов колледжей в сфере туризма.

Основная часть

Под рекуррентным иноязычным образованием понимается обучение иностранному языку в течение всей профессиональной деятельности по потребности. В научных исследованиях, посвященных рекуррентному иноязычному образовании в профессиональной сфере, отмечается, что "критерием качества подготовки современного выпускника вуза становится его профессиональная компетентность. В связи с этим, современное образование должно также иметь рекуррентную прецедентность, под который мы понимаем связь образовательных потребностей с объективно существующими социально-культурными аспектами развития личности, такими как потребности в саморазвитии, самообразовании, самосовершенствовании, профессиональном становлении и самоутверждении. Формировать профессиональную компетентность такого рода необходимо не только в рамках обучения специальным дисциплинам, но и в процессе обучения дисциплинам общеобразовательного блока, и особую актуальность приобретает разработка контента обучения иностранному языку, как дисциплины развивающей компетенции межкультурного взаимодействия в профессиональной и деловой сфере" [б, с.2]. При проектировании содержания иноязычного образования для обучающихся в сфере туризма преподаватели должны учитывать различные факторы. Образовательные программы, факультативы, курсы по выбору, рабочие программы дисциплин и средства оценивания результатов обучения, различные дидактические материалы, составленные с учетом профессионального дискурса и потребности в рекуррентном иноязычном образовании, принесут пользу студентам, повысят мотивацию и улучшат их межкультурные и коммуникативные иноязычные навыки.

Один из важных шагов для достижения цели удовлетворения иноязычной образовательной потребности студентов в сфере туризма -эффективная организация содержания курса иностранного языка для профессиональных целей. Есть много факторов, которые играют решающую роль в организации содержания такого курса. Без них процесс обучения не будет

эффективным. При обучении иностранному языку для специальных целей есть некоторые вопросы, которые возникают из содержательного аспекта иноязычного обучения, например, что хотят и что должны изучать студенты; какие темы должны быть раскрыты; какие аспекты языка будут востребованы и как их можно описать. Правильные ответы на все эти вопросы приводят к установлению точной цели и задачи курса иностранного языка. Кроме того, учет профессионального дискурса и рекуррентного подхода к организации иноязычного обучения - это еще одна особенность организации эффективного иноязычного образования студентов в сфере туризма. Руководствуясь принципами отбора и использования профессионального и других видов иноязычного дискурса, которыми следует овладеть обучающиеся в сфере туризма для удовлетворения их иноязычных образовательных потребностей, преподаватель указывает, на каких аспектах студентам необходимо сосредоточить внимание [1].

Изучение иностранного языка в сфере туризма должно учитывать различные факторы в международном контексте. Слова, высказывания и дискурс, в зависимости от конкретного контекста, могут иметь различные значения и коннотации. Носители языка, которые стремятся работать в международной индустрии туризма и услуг, а также те, кто хочет овладеть иностранным языком в туристических целях, должны учитывать язык, который они используют, и контекст конкретной ситуации. Поэтому актуализируется создание комплексной учебной программы практических курсов.

Учебная программа по иностранному языку для международного туризма и сферы услуг должна быть тщательно разработана с учетом конкретных потребностей учащихся. Мы подчеркиваем, что курсы иностранного языка для туристических целей должны разрабатываться специалистами в данной области и имеющими развитые лингвистические и межкультурные компетенции. Учебные материалы для обучающихся в сфере туризма должны отражать профессиональный дискурс международной индустрии туризма и услуг, а также должны быть не только многоязычными, но и поликультурными. Ознакомление студентов с различными культурами и повышение осведомленности о других культурах поможет обеспечить их принятие и уважение. Решение задач такого рода возможно с помощью представленной нами далее технологии отбора иноязычного учебного содержания для студентов в

сфере туризма. Обучение иностранному языку в сфере туризма необходимо решать с помощью использования в обучении аутентичных текстов иноязычного профессионального дискурса, совершенствующих коммуникативную и межкультурную компетенции студентов. [7]

В лингвистике дискурс относится к единице языка длиннее, чем одно предложение. Дис-курс относится к тому, как и в каких условиях осуществляется речь. Дискурсивные исследо-^ вания рассматривают форму и функцию язы-< ка в разговоре за пределами его небольших 1С грамматических частей, таких как фонемы и 111 морфемы [9]. Эта область исследований, спе-■ЧГ циалистом которой является голландский лин-гвист Т. ван Дейк, исследует то, как такие еди-

0 ницы языка, каклексемы, синтаксис и контекст, У приобретают смысл. Изучение дискурса - это ^ анализ функционирования устной или пись-

1 менной речи в социальном контексте [4].

0 В данном контексте иноязычное обучение студентов оказывается в тесной связи с про-фессиональным дискурсом [3]. Что значит быть С! профессионалом? Что делает профессионал, У чтобы отличить себя от непрофессионалов и профессионалов других сфер деятельности? В 10 общем понимании, быть профессионалом означает иметь определенный опыт работы и квалификацию по диплому. Профессия - это гораздо больше. Для того, чтобы понять, как профессионал выполняет свои обязанности и работу в повседневной жизни, необходим меж-дисциплинарный подход. Дискурс-анализ вполне подходит для этого, поскольку его предположение о том, что дискурс опосредован различными социальными контекстами, позволяет интегрировать при анализе идеи из разных дисциплин. Профессиональный дискурс - это язык, используемый профессионалами. В узком смысле профессиональный дискурс относится к языку, используемому определенными профессионалами в определенной области. В более широком смысле к профессионалам могут относиться любые лица, прошедшие определенную профессиональную подготовку на рабочем месте [8]. Мы исходим из определения профессионального дискурса как семиотической формы дискурса, составляющей социальные и предметно-специфические контексты и используемой профессионалами со специальной подготовкой для достижения социальных, профессиональных и нормативных функций взаимодействия [5].

В нашем исследовании мы разработали и описали следующие этапы педагогической рекуррентной дискурсивной технологии

иноязычного образования студентов сферы туризма:

1. Определение иноязычных образовательных потребностей обучающихся сферыту-ризма (диагностический этап).

2. Проектирование содержания и организация иноязычного образования обучающихся с использованием аутентичных текстов различных типов дискурса (экспериментально-процедурный этап).

3. Анализ результатов применения рекуррентной дискурсивной технологии иноязычного образования студентов (этап ретроспективного анализа и коррекции содержания и организации обучения иностранному языку).

На первом этапе проводится диагностическая работа на выявление иноязычных образовательных потребностей и уровня развития лингвистической и межкультурной компетенций обучающихся. Диагностика проводится на основе тестирования и анкетирования обучающихся, которые касаются мотивационных и познавательных аспектов процесса обучения.

На втором экспериментально-процедурном этапе проводится проектирование содержания иноязычного обучения и его организации с целью удовлетворения потребностей обучающихся, выявленных на диагностическом этапе. Разработка содержания основана на использовании аутентичных текстов определенных типов дискурсов в сфере туризма, а именно: социально-бытового (прагматического), медийного, научно-профессионального и профессионально-делового дискурсов. Затем с помощью компьютерных программ статистического анализа определяется частотность использования в текстах различных дискурсов соответствующих им лексических единиц и грамматических форм с целью включения их в учебные и дидактические материалы для иноязычного обучения студентов в сфере туризма. На втором этапе также проводится отбор содержания иноязычного образования на основе контентного анализа. В связи с этим нами были сформулированы принципы отбора иноязычного учебного контента, согласно которым отобранные дидактические единицы были включены в учебные материалы для студентов. При составлении учебников, учебных пособий и дидактических материалов к ним были использованы принципы частотности, учета образовательных потребностей студентов, аутентичности, отнесенности к определенному типу дискурса. Для включения в рабочую программу дисциплины "Иностранный язык" были отобраны такие темы, как "ТоипБтапс!

Hospitality", "Ecotourism", "Cultures and Behaviour", "Tourism Industry" "Careers in Tourism lndustry"n другие.

Рисунок - Модель отбора содержания иноязычного образования для студентов колледжей в сфере туризма

На третьем этапе был проведен ретроспективный анализ результатов применения рекуррентной дискурсивной технологии иноязычного образования и мониторинг удовлетворенности студентов на основе тестирования уровня развития коммуникативных иноязычных навыков и анкетирования уровня развития межкультурной компетенции. Анализ опросников показал значительную положительную динамику в отношении мотивации изучения иностранного языка, повышение интереса к рекуррентному изучению иностранного языка, а также необходимость и

актуальность для студентов колледжей включения аутентичных текстовых материалов на основе применения дискурсивного подхода к их отбору.

Каждый из этапов технологии был подробно разработан нами и в итоге мы можем представить нашу авторскую образовательную модель отбора содержания иноязычного образования для студентов колледжей вуза (рис.).

Заключение

Таким образом, в нашем исследовании был представлен обзор дискурсивного подхода к отборусодержания иноязычного образования студентов колледжа в сфере туризма и подробно изучены возможности его применения в совокупности с использованием аутентичных иноязычных текстов в иноязычном обучении студентов колледже в сфере туризма. В ка честве важной методологической составляющей в исследовании описан феномен рекуррентности в иноязычном образовании и те особенности, которые он вносит в образовательный иноязычный процесс студентов колледжей сферы туризма. Руководствуясь сформулированными принципами отбора иноязычного аутентичного текстового материала для включения его в учебно-методическую литературу и дидактические материалы, мы рассмотрели особенности отбора содержания иноязычного учебного материала в сфере туризма на основе анализа социально-бытового, медийного, профессионального и научного видов дискурса.

В результате проведенного исследования были сформулированы технологические этапы проектирования содержания иноязычного образования студентов колледжа в сфере туризма. Важным этапом проведенного исследования является разработка рекуррентной дискурсивной технологии иноязычного образования студентов в сфере туризма. Применение данной технологии позволило предста-

вить результаты опытно-экспериментальной работы и провести ретроспективный анализ ее использования на каждом из этапов. В результате была разработана и представлена модель отбора содержания иноязычного образования для студентов колледжей в сфере туризма.

Таким образом, предложенная нами педа-гогическая технология и образовательная мо-дель позволяют сформулировать концептуаль-^ ный подход к отбору содержания иноязычного < текстового материла для студентов колледжей X в сфере туризма.

Ш Литература:

3> 1. Аникина О. В. Дискурс как объект обучения в

^С курсе иностранного языка // Вестник ТГПУ. - 2011.

О - №2. - С. 54-59.

ш 2. Артюшевская C.B. Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам буду-

S щих специалистов сферы туризма // Психология

U- и педагогика: методика и проблемы практичес-

О кого применения,- 2015.- №47,- С. 151-157.

L- 3. Бейлисон Л.С. Профессиональный дискурс как предмет лингвистического изучения // Вестник

CI Волгоградского государственного университета.

Ш Серия 2: Языкознание. - Вып. 1. - 2009. - С. 145-149.

С

412

4. Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. Прогресс. - М„ 1989. - 312 с.

5. Дроздов С. В. Иноязычная подготовка студентов в сфере туризма // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Общество. Коммуникация. Образование. - 2014. - №4 (208). -С. 205-212.

6. Егорова Е. В. Проблема рекуррентности в современном научно-педагогическом дискурсе // Мир науки. Педагогика и психология. - 2018. -№5. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ р roblema-re kurre ntnosti-v-so vre me nn om-nauchno-pedagogicheskom-diskurse.

7. Мирошникова O.X. Профессионально-языковая подготовка в федеральном университете в контексте реализации стратегий непрерывного образования // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2014. - № 3 ( 181 ). - С. 91 -94.

8. Мкртычян C.B. Типология межличностного делового дискурса в лингводидактическом аспекте / C.B. Мкртычян // Знание. Понимание. Умение. -2010.-№3,-С. 182-187.

9. Тарнаева Л. П., Дацюк В. В. Туристический дискурс: лингвопрагматические характеристики // Вестник СПбГУ. Язык и литература. - 2013. - №3. -С. 220-235.

MEANS OF TEACHING AND EDUCATING ENVIRONMENTAL SAFETY OF SCHOOLCHILDREN IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION OF A BOARDING TYPE

Suvorova Gallna Mikhailovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor Goricheva Vera Dmitrievna, PhD of Biological sciences, Associate Professor Department of Life Safety, Yaroslavl State Pedagogical University, Yaroslavl

Ushkova Nina Vasllyevna, Director of the МОЕ "V. /. Sharov Sanatorium and Forest School", Yaroslavl

The purpose of the study is to identify the problems of the personality of younger schoolchildren in maintaining health in the environment by using the example of the content of the project "Time to act correctly in the field of MSW" as a means of teaching and educating schoolchildren on en viron mental safety. The article presents modern means of teaching and educating the environmental safety of schoolchildren in a residential institution as a project activity. The appeal to this category of schoolchildren is due to the importance for the formation of the student's personality as en viron mental literacy, en viron mental consciousness, responsibility, and the formation of an ecological culture of safe behavior. As a result of the implementation of the project on the basis of the МОЕ "Sanatorium and Forest School named after V. /. Sharov", priorities were determined in the organization of activities in the training and education of environmental safety, as well as funds and conditions were created for the implementation of key tasks on environmental safety.

Keywords: boarding school-type institution; modern means of teaching and educating schoolchildren about environmental safety; projects; assessment; safe behavior.

DO I 10.24923/2222-243X.2021 -39.72

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗО ПА СНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБР АЗОВ А ТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ИНТЕРНА ТНОГО ТИПА

Цель исследования - на примере содержания проекта "Время правильно действовать в сфере ТКО" как средство обучения и воспитания школьников по экологической безопасности выявить проблемы личности младших школьников в сохранении здоровья в окружающей среде. В статье представлены современные средства обучения и воспитания экологической безопасности школьников в учреждении интернатного типа как проектная деятельность. Обращение именно к этой категории школьников обусловлено значимостью

УДК 37.35 ВАК РФ 13.00.02

© Суворова Г.М., 2021 © Горичева В.Д., 2021 © Ушкова Н. В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.