УДК 378, ББК 74.58 О O.A. Фадеева
O.A. Фадеева
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДИСКУРСА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Статья посвящена рассмотрению проектирования современного дискурса высшего образования в рамках рефлексивного управления образовательными системами. В исследовании обосновывается необходимость изучения междисциплинарных явлений в условиях современного социокультурного пространства, изменившегося рынка труда и модернизируемого высшего образования. Автор описывает сущностные характеристики современной социокультурной ситуации, обосновывает популярность конструктивистских, в том числе, дискурсивных методов исследования, определяет базовые термины новой системы профессиональных стандартов.
В статье рассмотрено содержание понятий «профессиональная подготовка», «профессиональная идентичность» с позиций компетентностного подхода. При рассмотрении понятий «дискурс», «дискурс высшего образования», «профессиональный дискурс» автор опирается на междисциплинарные исследования.
Дискурс высшего образования представляет собой ценностно - смысловое поле всего корпуса текстов, содержащих концептуальные основы профессионального знания по направлению подготовки, описания норм, законов и образцов профессиональной деятельности, в том числе средствами иноязычной профессиональной коммуникации. В работе рассматривается понятие «иностранный язык для специальных целей», определяется содержание понятий «профессионально - ориентированный языковой материал», «дискурсивная компетенция».
Осваивая профессиональный иноязычный дискурс в рамках курса дисциплины «Иностранный язык», студент осваивает «новые» социальные роли, реализует общение в учебно - профессиональных коммуникативных ситуациях, формируя начальную профессиональную идентичность.
В заключении определено, что проектирование дискурса профессиональной коммуникации ориентировано на успешное формирование «вторичной» языковой личности, готовой к иноязычному общению в профессиональной сфере, осуществляется на основе отбора профессионально-ориентированного речевого материала; использования технологий гуманитарного взаимодействия (критического мышления, рефлексивного мышления), а также разработки диагностического сопровождения дискурсивных практик.
Ключевые слова: социокультурное проектирование, профессиональный стандарт, дискурс, профессиональное иноязычное общение, профессиональная идентичность, дискурсивная компетенция.
одернизация высшего образования в I \ /1 условиях современного
.X. т .^социокультурного пространства, обуславливает необходимость исследования изменений, их закономерностей для своевременного управления развитием. В связи с этим в педагогической науке возникла необходимость изучения междисциплинарных явлений, в связи с необходимостью рефлексивного управления образовательными системами.
лено введение в действие нового Классификатора ОКСО ОК- 009-2016 с 1 июля 2017 гада, представляющих систему профессиональных стандартов. Квалификация работника - это уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, согласно статье 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации. Профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности [ 1].
Современная социокультурная ситуация определяет необходимость постоянного развития профессиональной идентичности, а также ее трансформацию, обусловленную необходимостью адаптироваться к быстрым изменениям в социальной, профессиональной и технологической сферах.
Цель исследования: разработать
теоретические подходы к проектированию дискурса профессионального иноязычного общения как средства формирования профессиональной идентичности.
Интерпретация результатов исследования:
Современное глобальное социокультурное пространство характеризуется не только коммуникативным и перформативным характером современной культуры, но также переходом от объективной к эпистемической науке в конце XX века, определяющей, что познание в современном
Так как в основе теорий социокультурного проектирования лежит изучение механизмов «деятельности по разработке нововведения, целью которого является планирование, а в последующем создание, модернизация или поддержание в изменившейся социальной среде материальной или духовной ценности» (В.А Баранов), то социальное проектирование обладает потенциалом для применения в высшего образования в новых социокультурных условиях, так оно предполагает возможности моделирования определенных свойств, структур и отношений, причем -не только выделение этих компонентов, но и формирование той среды, в рамках которой они могут существовать [2, с. 16].
С другой стороны, появление новых видов профессиональной деятельности, изменившийся рынок труда требуют постоянного развития навыков, освоение новых компетенций. Именно этим обуслов-
мире выступает как субъективный процесс конструирования и интерпретации мира, а не его отражение [7, с. 55].
Конструктивизм является основной общеметодологической концепцией современности: в разных областях научного знания накоплены исследования по конструированию общественных процессов. В современной журналистике происходит конструирование «новостной повестки дня» для управления вниманием аудитории. В лингвистике и теории коммуникации основными ведущими направлениями являются дискурсивные исследования текста и коммуникации, позволяющие исследовать его скрытые ценности. В педагогической науке базовой теорией обучения за рубежом является концепция обучения на опыте (Д. Дьюи), лежащая в основе личностно - деятельностного подхода к организации образовательного процесса (Б. М. Бим-Бад, С. Г. Вершловский, О. С. Газман, А. Г. Козлова, А. Маслоу, В. В. Сериков,В. А. Ситаров, Н. Ф.Радионова, А. П. Тряпицына и др.). Конструктивистские методы являются ведущими в оценке степени сформированности компетенций учащегося («портфолио студента», проективные методики оценки умений). Накопление опыта учебно - профессиональной деятельности, его рефлексивное осмысление один из путей присвоения ценностей будущей профессии. Согласно современной педагогической науке, личность осваивает и присваивает ценности среды, преобразуя себя на их основе, формируя идентичность. Под идентичностью понимают интегрированность человека и общества, их способность к осознанию своей
В современной педагогической литературе профессиональная идентичность рассматривается как явление системное, динамичное и уровневое. Данное понятие характеризуется структурной сложностью: мотивы, потребности, интересы, убеждения, психологическая удовлетворенность
профессиональной деятельностью, а также выступает фактором освоения компетенций.
Профессиональная идентичность - это осознание принадлежности, отождествление
личности с представителями какой-либо профессии по тем или иным параметрам, которые образуют набор необходимых и достаточных дескрипторов соответствующей профессии [6, с. 53]. Формирование профессиональной идентичности происходит в результате профессиональной подготовки, которая начинается в вузе и представляет собой определенный набор профессиональных
компетенций, которыми должен владеть выпускник.
По исследованиям Дроботенко Ю.Б. «профессиональная подготовка студентов вуза - это процесс освоения норм, образцов и правил профессиональной деятельности» [3, с. 42]. Любое профессиональное знание представлено текстами, формирующими профессиональную картину мира, представляющими нормы и образцы деятельности. В них содержится информация о системе ценностей будущей профессии, а также представлена национально-культурная специфика знания.
Таким образом, дискурс профессиональной подготовки - выражение определенной общественной практики, упорядоченное и систематизированное особым образом использование языка, за которым стоит идеологически и исторически обусловленная ментальность (У. Маас, ЗЮ. Хабермас, Р. Водак), ценности, нормы, выраженные во всем корпусе текстов профессионального знания по направлению подготовки.
Критериями отбора текстов для эмпирического изучения, выступают совокупности отдельных коммуникативных актов - содержательно-тематические области профессиональной речевой деятельности: экономический дискурс, политический дискурс, педагогический дискурс и т.п.
Цель дисциплины «Иностранный язык», с одной стороны, заключается в освоении языка профессиональной иноязычной коммуникации, представленного, в том числе, в лексико -семантическом слое текстов разных жаров профессиональной коммуникации. Именно в рамках данной дисциплины при освоении дискурсивных практик развивается интерес студентов к разнообразию форм современной профессиональной деятельности; создаются условия для ее осмысления как сложной по своему характеру из-за ее интенсивности, эмоциональности, противоречивости современных ситуаций.
Так как профессиональная подготовка представляет собой процесс освоения норм профессиональной деятельности, то овладение профессиональным дискурсом, в том числе, иноязычным профессиональным дискурсом будет способствовать подготовке
высококвалифицированного специалиста в
соответствии с международными стандартами. Проектирование учебного профессионального иноязычного дискурса позволит управлять процессом формирования начальной профессиональной идентичности, а также разработать систему учебно -методического сопровождения этого процесса.
самотождественности к ответу на вопрос: «кто я такой?» [6, с. 33].
«Профессия» (от латинского ря^еввю ргоШеог - объявляю своим делом) рассматривается как род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и, как правило, являющейся источником существования. «Специальность» - это вид занятия в рамках одной профессии. [5, с. 1074, 1259]. Профессия может представлять группу специальностей.
Так, квалификация работника - это уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, согласно статье 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации [1]. Профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Сформированный в структуре
профессиональной идентичности образ
профессионала определяет успешное овладение компетенциями. В связи с выделенной проблемой исследования, именно дискурсивная компетенция предполагает развитие способности понимать различные виды коммуникативных высказываний, а также строить целостные, связные, логичные высказывания разных функциональных стилей (статья, письмо, эссе); предполагает выбор лингвистических средств в зависимости от целей высказывания.
Так, в структуру сформированной профессиональной идентичности также входит дискурсивная компетенция, овладение которой подразумевает знание разных типов
профессионального дискурса, умение
интерпретировать их в соответствии с коммуникативной ситуацией и продуцировать эти дискурсы с учетом экстралингвистических особенностей ситуации общения, ролей участников коммуникации и способов взаимодействия коммуникантов.
Исследованию сущностных характеристик понятия «компетенция» и ее видов посвящены исследования В.А. Болотова, Е.В. Бондаревской, И.А. Зимней, Н. В. Кузьминой, В.В. Серикова и др.
Компетенция является синтезом когнитивного, предметно-практического и личностного опыта, а профессионально значимыми компетенциями являются компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире, в том числе, профессиональном, компетенции в устном и письменном профессиональном иноязычном общении. Как известно, в структуре коммуникативной компетенции выделяют шесть компонентов: лингвистический, социолингвистический, дискурсивный,
стратегический, социокультурный, социальный. Однако, именно овладение дискурсивной компетенцией представляет потенциал для формирования профессиональной идентичности.
Возможность проектирования
профессионального дискурса обусловлена развитием концепции «иностранный язык для специальных целей» (Foreign Language for Specific Purposes), которая появилась в зарубежной педагогике и методике обучения иностранным языкам (Т. Хатчинсон, А. Уотерс) во второй половине XX века.
В отечественных исследованиях конца XX века, язык для специальных целей рассматривался как особая система языковых средств, объединенных тематически в соответствующей
узкопрофессиональной сфере человеческой деятельности (Т.Г. Добросклонская, А.П. Миньяр -Белоручев. С.Г. Тер- Минасова), однако, именно развитие конструктивизма обусловило то, что речевые формы профессионального дискурса, а также освоение ими в рамках обучения языку
профессиональной коммуникации стало главной проблемой исследования.
Выявление путей профессионализации специалиста средствами иностранного языка, формирование его профессиональной идентичности средствами освоения функциональных стилей письменной и устной речи в ситуациях профессиональной деятельности явилось предметом исследования раздела отечественной методики преподавания иностранных языков профессиональной лингводидактики.
Однако, в данной области знаний отсутствуют исследования по проектированию профессионального иноязычного дискурса с целью управления ценностной основой знаний, социокультурными особенностями профессиональной идентичности, подготовки высококвалифицированного
профессионала в соответствии с международными стандартами.
Проектирование дискурса осуществляется на основе отбора иноязычного профессионально-ориентированного материала для формирования умения достаточно уверенно и бегло пользоваться наиболее употребительными и языковыми средствами во всех видах профессиональной коммуникации (устной и письменной). Для этого учебные материалы должны быть представлены связными информативными текстами определенных типов дискурсов профессиональной коммуникации, содержащие языковые и речевые средства.
Профессионально ориентированный материал включает в себя знания о предмете профессионального общения, фрагменте
действительности (факте, событии, явлении и др.) и его вербализации в дискурсе. Это знания об участниках общения, пространственно-временных характеристиках явления; знания типов взаимодействия, ролей, которые коммуниканты на себя принимают; осознание себя как коммуниканта и той аудитории, с которой происходит общение; знание о том, как вербализуются те или иные типы взаимодействия и актуализируемые роли при помощи языковых средств в соответствии с ситуацией общения; знание жанрового разнообразия текстов.
В состав дискурсивной компетенции входят умения, которые обозначают способность использовать в практической деятельности имеющиеся знания. Результатом обучения студентов иноязычному письменному общению является овладение умениями продуцирования дискурса, то есть умения определять концептуальную схему будущих профессиональных сообщений разных типов; отбирать, планировать и организовывать информацию в статье с учетом дискурс-категорий; репрезентировать в содержании письменного продукта дискурс категории. Однако овладение дискурсивной компетенцией происходит как результат освоения операций дискурс - анализа: выявление языковых средств, при помощи которых в содержании текста описываются субъект-предметные
и субъект-субъектные отношения; структурирование информации в соответствии с композиционными особенностями текста; подбор адекватных языковых средств для оформления текста с учетом особенностей его жанра, обеспечивая целостность и связность текста.
Неотъемлемым компонентом дискурсивной компетенции является опыт: социальный, учебно -профессиональный.
Таким образом, овладение дискурсивной компетенцией в рамках освоения курса дисциплины «Иностранный язык» предполагает успешное формирование «вторичной» языковой личности, готовой к иноязычному общению в профессиональной сфере. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость формирования психологических механизмов «переосознания» предмета, содержания и условий профессиональной деятельности для целей иноязычного общения и овладение адекватными им средствами коммуникативной деятельности, что предполагает
ориентацию на развитие профессионально осознаваемого «иноязычного сознания».
Заключение.
Проектирование дискурса профессионального иноязычного общения как средства формирования профессиональной идентичности предполагает организацию образовательного процесса в рамках дисциплины «Иностранный язык» таким образом, чтобы способствовал становлению и развитию «вторичной языковой личности». Разработка учебно -методического сопровождения данного процесса будет способствовать формированию среды, иноязычной профессиональной коммуникативной реальности, которая позволит реализовывать ситуации профессионального общения, будет способствовать освоению «новой» социальной (профессиональной) роли. Становление
профессиональной вторичной языковой личности (вербально - семантического, когнитивного, мотивационного уровней) происходит в результате дискурсивных практик.
Библиографическии список
1. Трудовой кодекс [электронный ресурс] / Трудовой кодекс РФ // Режим доступа: www.trudkod.ru/, свободный.
2. Баранов, В.А. Социокультурное проектирование как способ преодоления кризиса сознания российского общества [Текст] /В.А. Баранов // Молодежь и гражданское общество в современном мире: стратегии взаимодействия и модели воспитания. - М: ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», 2015. - С. 15-20.
3. Дроботенко, Ю.Б. Изменения профессиональной подготовки студентов педагогического вуза в условиях модернизации педагогического образования Российской федерации. Автореф. доктора пед.наук [Текст] / Ю. Б. Дроботенко - Омск: «ОмГПУ», 2016. - 45 с.
4. Ежова, Т.В. Проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя [Текст] / Т.В. Ежова. - Оренбург, 2009. - 50 с.
5. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская Энциклопедия, 1987. - 1600 с.
6. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг [Текст] /Л.Б. Шней-дер. - М: «МПСИ», 2004. - 600 с.
7. Шюц, А. Избранное: Мир, светящийся смыслом [Текст] /А. Шюц. - М. «Российская политическая энциклопедия», 2004. -1054 с.
References
1. Trudovoy kodeks [Labour law of Russian Federation], http: www.trudkod.ru/
2. Baranov V. A. Sotsiokulturnoye projectirovanie как sposob preodoleniia krizisa soznaniya rossyiskogo obzhestva// Molodezh i grazhdanskoye obschestvo v soveremennom mire: strategic vzaimodeystviya i modeli vospi-taniya. /Sociocultural construction as a way of coping with the crisis of Russian society// Youth and civil society in a contemporary world: strategies and models of upbringing. Collection of articles], - Moscow, 2015, 198 p.
3. Drobotenko Y.B. Izmemeniya professonalnoy podgotovki studentov pedagogicheskogo vuza v usloviyah modernizatsii pedagogicheskogo obrazovaniya [Changes of professional education of the students of a pedagogical educational institution in the modernization of higher education. PhD Thesis] - Omsk, 2016, 45 p.
4. Ezhova Т. V. Proyektirovanie pedagogicheskogo diskursa v vushem proffesionalnom obrazovanii buduz-hego uchitelya. [Construction of pedagogical discourse in the higher professional education of a future teacher]. -Orenburg, 2009, 50 p
5. Sovetsyi entsiklopedicheskii slovar. [Soviet encyclopaedic dictionary] - Moscow, Soviet Encyclopaedia, 1987,1600 р.
6. Sneider L. B. Proffesionalnaya identichnost: teoriya, eksperiment, treningi. [Professional identity: theory, experiments, workshops] - Moscow, MPSI, 2003, 600 p.
7. Tshuts A. Izbrannoye: Mir, svetyazhiisya smuslom. [Selected works: world shining with sense] - Moscow, Russian political encyclopaedia, 2004, 1054 p.
THE DESIGN OF THE DISCOURSE OF HIGHER EDUCATION AS MEANS OF FORMATION
PROFESSIONAL IDENTITY
Olga A. Fadeeva,
Associate Professor, Omsk State Technical University
Abstract. The article covers the issues of social constructivists discourse of the contemporary higher education in purpose of reflexive management of educational institution. The necessity of study of interdisciplinary issues conditioned by modern sociocultural sphere, transformed job market and modernized higher education is conceptualized in the research. The author exposes the characteristics of the contemporary social culture, proves the popularity of con-structivist and discursive methods of research and defines the basic notions of the new system of professional standardized system.
The article covers the definitions «professional education», «professional identity» using the competence approach. The author defines the notions of «discourse», «higher education discourse», «professional discourse» with the generalisations of the interdisciplinary researches. Higher education discourse is assumed to be value field of all corpus of texts on professional body of knowledge on the qualification, containing descriptions of principles, laws and examples of professional experience by means of foreign professional communication. The article covers the contents of the concepts «foreign language for specific purposes», «professionally - oriented language texts», «discourse competence».
By acquiring professional foreign communicative experience during the studying a foreign language, a student masters «new» social professional identities, gains learning professional communicative experience in the foreign language, shapes his initial professional identity.
The author comes to conclusion that professional communicative discourse construction targets the construction of the professional linguistic personality, demands the professional value- oriented text selection, application of the humanitarian methods of cooperation (critical thinking method, reflexive thinking method) and construction of assessment of the discursive competence.
Key words: sociocultural construction, professional standard, discourse, professional foreign communication, professional identity, discursive competence.
Сведения об авторе:
Фадеева Ольга Александровна - кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет» (г. Омск, 644043, ул. Красногвардейская, д., ауд.315), y-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 06.03.2017.