Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Я. И. РАПОПОРТА ПО СОЗДАНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ АЭРОФЛОТА В ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Я. И. РАПОПОРТА ПО СОЗДАНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ АЭРОФЛОТА В ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
59
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКИЙ ВОЗДУШНЫЙ ФЛОТ / ФРОНТ / ОРДЕН / ОБРАЗОВАНИЕ / УЧИЛИЩЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хороших Владимир Алексеевич

В статье рассматривается деятельность Якова Израилевича Рапопорта по созданию радиотехнических учебных заведений гражданского воздушного флота СССР (1943 - 1968 гг.). Выявляются достижения и недостатки в деятельности командно-руководящего состава образовательной системы Аэрофлота в отдельных регионах страны, включая Рыльское авиационное училище специальных служб. Автор делает акцент на становление педагогических кадров и учебно-воспитательных процессов в период формирования авиационных школ и училищ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Хороших Владимир Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES JIRAPOPORT ON THE CREATION OF SCHOOLS AEROFLOT IN THE POSTWAR PERIOD

The article discusses the activities of YakovRapoportIzrailevich to establish radio schools Civil Air Fleet of the USSR (1943 - 1968 gg.). Identifies the achievements and shortcomings in the command and management staff of the educational system of Aeroflot in some regions of the country, including the Aviation School of Rila special services.The author focuses on the development of teaching staff and the educational process during the formation of aviation schools and colleges.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Я. И. РАПОПОРТА ПО СОЗДАНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ АЭРОФЛОТА В ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ»

Литература

1. Бокарев Ю. Власть и преступность в России в период хрущевской оттепели и реформ 60 - 70-х годов // Россия ХХ1 век. 1994. № 4 - 5.

2. Подсчитано автором по книге: Политические партии России. Конец Х1Х - первая треть ХХ века. Энциклопедия. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1996.

3. Суслов М.Г. Национальные воинские формирования и политические партии, как отражение нацио-

нальных движений в условиях подготовки и ведения Первой мировой войны // Первая мировая война и национальный вопрос. Сборник докладов и материалов международной научной конференции. - Пермь 22 - 23 мая 2014 г. /под общей редакцией Н.В. Подпрятова. Пермь: ПГНИУ, 2014.

4. Швейцер Петер. Победа. Роль тайной стратегии администрации США в распаде Советского Союза и социалистического лагеря. - Минск, 1995.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Я. И. РАПОПОРТА ПО СОЗДАНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

АЭРОФЛОТА В ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ

Хороших Владимир Алексеевич

Кандидат ист. наук. Рыльский авиационный технический колледж - филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации.г. Рыльск. Преподаватель. Заслуженныйработ-

никтранспортаРФ.

ACTIVITIES JIRAPOPORT ON THE CREATION OF SCHOOLS AEROFLOTin the POSTWAR PERIOD.

Khoroshikh Vladimir, Candidate ist. Sciences Rila Aviation Technical College - a branch of the Moscow State Technical University of Civil Aviation. of Rylsk. Teacher. Honored. Transport Worker of the Russian Federation. АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается деятельность Якова Израилевича Рапопорта по созданию радиотехнических учебных заведений гражданского воздушного флота СССР (1943 -1968 гг.). Выявляются достижения и недостатки в деятельности командно-руководящего состава образовательной системы Аэрофлота в отдельных регионах страны, включая Рыльское авиационное училище специальных служб. Автор делает акцент на становление педагогических кадров и учебно-воспитательных процессов в период формирования авиационных школ и училищ. ABSTRACT

The article discusses the activities of YakovRapoportIzrailevich to establish radio schools Civil Air Fleet of the USSR (1943 -1968 gg.). Identifies the achievements and shortcomings in the command and management staff of the educational system of Aeroflot in some regions of the country, including the Aviation School of Rila special services.The author focuses on the development of teaching staff and the educational process during the formation of aviation schools and colleges.

Ключевые слова: Гражданский воздушный флот; фронт; орден; образование; радиотехническая школа; училище специальных служб; курсант.

Keywords: Civil air fleet; front; Order; education; radio-technical school; School special services; cadet.

Гражданская авиация СССР с 30-х годов ХХ века имеет ведомственную систему подготовки кадров. Особенности ее развития в первую очередь зависели от: международной и оборонной значимости; стремительного развития авиационной техники, географической разбросанности и смены мест базирования, частого освоения новейших профессий и централизованной ротацией управленческих кадров.

Целью нашего исследования является деятель-ностьЯкова ИзраилевичаРапопорта, который в 1943 -1968 гг. возглавлял образовательный процесс в семи вновь созданных авационных школах и училищах. Родился Я.И. Рапопорт 7 октября 1907 года в г. Хорол УССР в еврейской семье мелких торговцев. В 15 лет Яков начал трудиться ву-чеником сапожника, в 1925 г. избирался секретарем профсоюза «кожевников». Через год уехал из родного города в г. Харьков и работал литейщиком-формовщиком в Центральном институте труда и на металлургическом заводе в г. Сталино (ныне Донецк). В 1929 году был призван в Красную Армию. Служил в г. Киеве, младшим метеорологом в пятой авиабригаде.

В 1931 году получил первое офицерское звание -младший лейтенант и после демобилизации поступил в Ленинградский институт инженеров ГВФ, где одновременно с учебой с 1933 г. стал работать начальником лекционного бюро. К концу обучения добился стипендии и окончил институт с дипломом первой степени по специальности инженера электрооборудования самолетов.

С апреля 1937 по март 1939 гг. работал заместителем начальника 4-го Московского авиационного техникума спецслужб, затем в качестве повышения был переведен на должность ученого секретаря Научно-исследовательского института ГВФ. На всех участках работы Яков Израилевич проявил себя грамотным и инициативным руководителем. В деятельность Научно-технического Совета НИИ сумел вовлечь специалистов из родственных организаций, организовал подготовку более 30 сотрудников к защите кандидатских диссертаций, руководил агитколлективом, успешно проводил научно-технические конференции [1, л. 14-16].

По личной просьбе 03.09. 1941 г. Рапопорт был направлен на Ленинградскийфронт заместителем началь-

ника политотдела авиагруппы. В январе 1942 г. был переведен в Прибалтийскую авиагруппу комиссаром 4 эскадрильи 3 авиаполка ГВФ. Особенно ярко выразились способности Рапопорта при исполнении эскадрильей боевого задания фронта по Мало-Опуевской операции. Личный составэскадрильи в 30 градусный мороз, доставил находящейся в окружении десантной группе 28,5 т. продовольствия и боеприпасы, и эвакуировал из тыла противника 540 человек раненых. Части Красной Армии, благодаря своевременно полученной помощи, успешно выполнили боевую задачу и почти без потерь перешли на свою территорию. Более 70% всего личного состава было награждено орденами и медалями, в том числеРапопорт - орденом «Красная Звезда». В числе недостатков командира были отмечены: переоценкасвоих сил и резкость с подчиненными [1, Л. 19].

Соктябре 1942 года, ужев звании майора, он стал начальником политотдела первого отдельного авиаполка ГВФ. В Великой Отечественной войне наступил перелом и командование ГВФ решило, что Я.И. Рапопорт нужнее для страны в качестве организатора новых авиационных школ. Проблемы, которые он должен был решить в экономике страны, впервые были поставлены 17 сентября 1943 года А. В. Петровым - начальником штаба ГУ ГВФ, генерал-майором авиации в докладе «О подготовке и переподготовке летно-технических кадров ГВФ в послевоенный период». Из-за отсутствия кадров так же были определены проблемы роста послевоенных авиационных перевозок необходимых для восстановления народного хозяйства из разрухи; потребностей формирования внутренних и международных транспортных отрядов, освоения новых типов воздушных судов и т.д.[5, д. 2987, л. 6-8].

Для нормальной подготовки кадров требовалось возобновить работу учебных заведений, переданных во время войны в ВВС КА или расформированных, без которых нормальная работа по подготовке кадров ГВФ не могла быть проведена, в том числе: Харьковское, Саратовское, Московское технические училища и др [5, д. 2372, л. 8-10].

В Латвийском государственном архиве хранится историческая справка Рижского летно-технического училища ГА, где сообщается: «Для подготовки технических кадров по обслуживанию летных подразделений ГВФ приказом начальника ГУ ГВФ при СНК СССР № 112 от 6 декабря 1940 года, организована 47 учебная, а/э при Узбекском управлении ГВФ с местом дислокации в г. Фрунзе Киргизской ССР.

Приказом начальника ГУ ГВФ при СНК СССР от 2 марта 1943 г. 47 учебная, а/э переименована в Фрунзенскую школу радиоспециалистов ГВФ. Согласно приказу начальника школы №203 от 05.06.1944 г., школа стала именоваться Фрунзенской радиотехнической школой (ФАРШ). С этого времени она стала подчиняться непосредственно ГУ ГВФ при СНК СССР.

На основании приказа начальника ГУ ГВФ №176 от 31 августа 1945 г. - ФАРШ ГВФ в период с 6 октября по 23 октября 1945 г. была перебазирована в Ригу и получила наименование Рижская авиационная радиотехническая школа (РАРШ) ГВФ. Приказом начальника ГУ ГВФ № 098 от 8 июля 1947 г. РАРШ ГВФ с 1 октября 1947 года была переименована в Рижское авиационное училище специальных служб ГВФ [4, с. 1-3].

Значительную роль в хронологии перечисленных событий играл Я. И. Рапопорт. В июле 1943 г. прямо с передовой он оказывается в глубоком тылу и приступил к созданию одной из первых авиационных школ. В этот период на школу была возложена задача по подготовке квалифицированных специалистов для ГВФ, а именно радиотехников и бортмехаников. Последний выпуск бортмехаников был в ноябре 1946 года в связи с изменением профиля училища (до октября 1946 года школа являлась военной) и началась планомерная подготовка радиотехников со средним обучением 2 года 6 месяцев».

Из служебной характеристики начальника авиационной Радиотехнической школы ГВФ майора Рапопорт от 21.01. 1045 г. мы узнаем, что Яков Израилевич в ноябре

1944 г. был награжден вторым орденом «Красная звезда» и под его руководством школа улучшила свою работу, организованно окрепла и была способна готовить полноценные кадры радиоспециалистов. Повысилась дисциплины личного состава, воинский порядок.В оборудовании и устройстве школы Рапопорт действовал энергично и инициативно, но часто подменял подчиненных начальников, мало уделял вниманияорганизации и обеспечению работы летного состава, имелись случаи появления внетрезвомвиде на территории школы и проявление необоснованной грубости в отношении своих помощников. На партийной комиссии управления ГВФ 06.07. 1945 г. ему был объявлено первое в жизни взыскание [1, л. 29].

Через пять месяцев ему была выдана новая характеристика: «Командует Фрунзенской школой 2 года, за это время в школе улучшился порядок, учебный процесс и повысилось качество подготовки.политически устойчив, состояние здоровья хорошее. Энергичен, инициативен. В

1945 году имел взыскание «выговор в приказе», за использование учебного самолета не по назначению - перевозка грузов, без надлежащего оформления с целью приобретения денег, которые использовал на нужды школы, с нарушением финансовой дисциплины.Учитывая, что т. Рапопорт был зачислен в кадры красной армии в связи с войной, целесообразно уволить в запасКА, с дальнейшим использованием в системе ГВФ по основной его специальности «инженер по аэронавигации» [1,л.30].

После этих событий Я. И. Рапопорту вручают медаль «За победу над Германией и демобилизуют из армии. Но в этот период на высшем уровне принималось решение о перебазировании школы из Киргизской в Латвий-скуюССР, что в октябре 1945 г. было успешно выполнено под руководством Я.И. Рапопорта. В этом решении

о переезде определяющую роль сыграло присутствие в Риге мощной радиотехнической промышленности и более удачное место для развития школы в послевоенное время с новыми задачами [6, с. 93].

В связи с образованием на базе авиашколы Рижского авиационного училища специальных служб ГВФ ее начальник -Рапопорт в июне 1947 г. был переведен начальником штаба в Егорьевскую школу пилотов.Но оказалось, что для 40-летнего ветерана ГВФ - Подмосковье было не тихой гаванью для дальнейшей спокойной жизни, а короткой передышкой.Якова Израилевича Аэрофлот направил организовывать Сырдарьинскую авиационную радиотехническую школу (САРШ) ГВФ, которая начала свою деятельность 10 октября 1947 г. при следую-

щих специфических условиях: отсутствие штатного расписания, неукомплектованность персоналом[5, д, 2743, л. 254].

В это время подготовка авиационных радистов проводилась в двух школах: Арзамасской и Чимкентской (бывшей Сырдарьинской). На 1 декабря в них училось 306 человек, выпуск в 1948 г. был 240 человек, из них 152 направлены в ШВЛП и подразделения. Обе школы имели базу на 250 человек учащихся. Учебниками и учебными пособиями все школы были обеспечены недостаточно [5, д. 2900, л. 25-27]. Выполнению плана мешали трудности, которые были общими для всей страны: это текучесть специалистов, не доукомплектованость до 25% преподава-тельско-инструкторского состава в Сыр-Дарье; ограниченность в жилых, служебных и учебных помещениях [5, д. 2885, л 25-28].

Из партийной характеристики, составленной в июле 1949 г. известно, что Я.И. Рапопорт - работая начальником Чимкентской школы авиационных радистов ГВФ с ноября месяца 1947 г. показал себя способным и опытным работником. В трудных условиях г. Сыр-Дарьи Узбекской ССР, почти при отсутствии кадров руководящего и преподавательского состава т. Рапопорт сумел сформировать школу, добиться хороших показателей в успеваемости курсантов первого набора, организованно провести передислокацию школы на новое место базирования в г. Чимкент. Развернул здесь большую работу по освоению новой базы, методической подготовке, воспитанию преподавательского и инструкторского состава.

В чертах характера т. Рапопорт показательны прежде всего большевистская убежденность и принципи-альность.в отношениях с подчиненными вежлив и справедлив. Из качеств необходимо отметить черты волевой активности. В работе организован и усидчив, присуще чувство нового, творчески инициативен, морально устойчив, в быту опрятен. К недостаткам следует отнести нервозность в работе, недостаточную коллегиальность в руководстве, малообщительность с рядовыми, слабую самокритичность [1, л. 38].

Этот объемный документ был утвержден 25. 08. 1949 г. на партбюро авиашколы. В последующие три года инженер-полковник гражданской авиации успешно организовывает выполнение приказа ГУ ГВФ по повторной перебазировке школы авиационных радистов из г. Чимкента Казахской ССР в г. Олевск Украинской ССР. Но воспользоваться плодами своей нестандартной работы в 4 Союзных республиках Рапопорту не удалось и на этот раз. Предположительно у руководства ГВФ выработался стиль создания негативной обстановки вокруг руководителей с помощью их сослуживцев.

Так начальник УУЗ ГВФ генерал майор В. И. Васильев в докладной от 26. 03. 1953 г. на имя начальника ГУ ГВФ маршала авиации С.Ф Жаворонкова сообщил о неоднократных предупреждениях и взысканиях вынесенных Я.И. Рапопорту - начальнику Олевской школы по жалобам работников за 1952-1953 гг.: « В отношениях с подчиненными т. Раппопорт допускал грубость и окрики, непродуманными решениями, их последующей отменой создавал неуверенность и нервозность среди работников, некоторым работникам давал обещания по вопросам изменения их служебного положения и не выполнял их. Учитывая, чтоРапопорт в своей деятельности по руководству школой

допустил ряд грубых ошибок, не сумел создать сплоченного коллектива и не мог служить личным примером руководство приняло решение о его переводе в другое подразделение с понижением [1, л.34-36].

Единичные и типичные для деятельности руководителя учебногозаведения недостатки, в том числе и у автора статьи, имеющего пятнадцатилетний опыт работы руководителя авиаколледжа, выглядят странно для подобных выводов. Но эти события были описаны в марте 1953 г., а с апреля Яков Израилевич уже трудился и передавал свой богатый опыт курсантам Криворожского авиационного училища специальных служб (КрАУСС).В 1951г. Арзамасская школа радистов со всем имуществом была перебазирована в г Кривой Рог и на базе бывшего летного училища вылетевшего в свою очередь в г. Бугуруслан было создано КрАУСС. Первым руководителем училища был Н.А. Овсиенко, который работал заместителем у Рапопорта, а затем сменил его на посту начальника Рижского авиационного училища специальных служб.

По воспоминаниям Овсиенко мы узнаем, что: «Не успели мы еще как следует освоиться в своем новом качестве, как в июле 1952 года последовало новое указание из Москвы - нам надлежало принять к себе, продолжить обучение и обеспечить выпуск большой группы курсантов из Рижского авиаучилища ГВФ (РАУССа) Причем профиль их подготовки авиаприборное и электрооборудование самолетов - был для нас новым. Имея редкую для того времени специальность Я.И. Рапопорт был необходим КрА-УССудля постановки учебной работы [6, с. 21-23].

Здесь он отработал семь лет, период становления училища завершился и от нового начальника КрАУССа С.М Савченкова прибывшего из Ульяновской школы высшей летной подготовки, получил аттестацию, из которой следовало, что начальник учебного отдела, обладал необходимым опытом работы, но мог бы работать лучше.не все-гдадисциплинирован, часто раздражался и свои ошибки старался объяснить объективными причинами. В общественной жизни был активен, являлся членом партийного бюро училища. В заключении ожидаемый вывод: «Занимаемой должности не вполне соответствует» [1, л. 52].

Исследователи уже видимо поняли особенность в работе ветерана - это его востребованность на новом, не известном для других участке работы. В приказе начальника, открытого 29. 08. 1960 г. Рыльского авиационного училища спецслужб (РАУСС)№ 22/л. от 19.09. 1960 г. было зафиксировано: «Прибывшего из КРАУССа в мое распоряжение Я. И. Рапопорта с 30. 09. 1960 г. занести в списки и допустить к исполнению обязанностей заместителя начальника учебного отдела с окладом 1400 руб. [2, л 38].

Примером качества этой работы можно считать его ведущую роль в организации и проведении первой в истории училища педагогической конференции, которая проходила с 10 по 12 мая 1962 г. Подводил итоги деятельности коллектива за два года существования училища так же Я.И. Рапопорт - начальник учебного отдела. Его выводами и предложениями следует руководствоваться и в настоящее время [3, л. 16-18].

Из анализа материалов конференции становится понятно, что И. Н. Щелчков - начальник училища прибывший переводом с должности начальника общетехнического цикла Егорьевского авиационного технического училища ГВФ по специальности и уровню управленческой де-

ятельности формировался как руководитель учебного заведения под влиянием Я.И. Рапопорта, который хорошо знал организацию и планирование учебного процесса в учебных заведениях ГВФ и умел его организовывать. Недостатки, как под копирку переписывались из объемного личного дела[1, л. 56]. В 1968 г. Яков Израилевич перешел на работу рядовым преподавателем.

Из воспоминаний ветеранов РАУССА В.П. Дунаева и П.П. Зуева, продолжающих работать в Рыльском Авиационном колледже в дни празднования его 55 - летия, следует, что его заслуга выразилась в создании «Криворожской учебной школы в РАУССе - единственном на тот период средне - специальном учебном заведении специальных служб ГВФ СССР в Российской федерации. К этим словам также следует добавить выводы: о значении «школ»: Ленинградского института инженеров, Московского научного исследовательского института и авиационных частях ГВФ в годы Великой отечественной войны; об опыте создания многих учебных заведений Аэрофлота; о таланте дипломата приобретенном в годы безупречной

деятельности в Киргизской, Латвийской, Узбекской, Украинской, Российской республиках в должностях руководителя ведомственных образовательных учреждений оборонного значения.

Список литературы

1. Архив Рыльского авиационного технического колледжа гражданской авиации (АРАТК). Ф. Р-934. Оп. 1-л. Д. 229. (личное дело Я.И. Рапопорта).

2. АРАТК. Ф. Р-934. Оп. 1-л. Д. 1. (приказы начальника училища).

3. АРАТК. Протокол первой педагогической конференции РАУСС ГВФ (10-12 мая 1960 г.). - Рыльск. 1962. 18 с.

4. Латвийский государственный архив. Ф.928, оп.1, историческая справка Рижского летного технического училища ГА.

5. Российский государственный архив Экономики: Ф.9527 (ГВФ). Оп. 1.

6. Эйгарс Г.А. Начальник авиаучилища Аэрофлота. Ов-сиенко.- Кривой Рог: 2006. 64 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.