Научная статья на тему 'Предпосылки открытия Рыльского училища специальных служб гражданского воздушного флота в курской области'

Предпосылки открытия Рыльского училища специальных служб гражданского воздушного флота в курской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
141
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИЯ / AVIATION / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ВОРОНЕЖ / VORONEZH / КУРСК / KURSK / РЫЛЬСК / ИНСТИТУТ / ИНЖЕНЕР / ЭКСПЛУАТАЦИЯ / MAINTENANCE / ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / AIRCRAFT / АВИАЦИОННОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ / CIVIL AVIATION TECHNICAL COLLEGE / RYL''SK / INSTITUTE ENGINEER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хороших Владимир Алексеевич

В статье рассматривается история зарождение авиации и авиационного образования в центрально-черноземной области России, в тридцатые годы ХХ века. Автор дает обзор истории развития предприятий гражданской авиации, аэроклубов, авиационных: кружков, обществ и школ в гг. Курск и Рыльск. Показана преемственность Советской системы подготовки авиационных кадров среднего звена от военных авиационных школ во второй половине ХХ столетия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Хороших Владимир Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the beginning of aviation education in the Central Black Earth region of Russia, in the thirties of the twentieth century. The author gives an overview of the history of the development of civil aviation enterprises, flying clubs, air: circles, societies and schools in the towns of Kursk and Ryl'sk. The continuity of the Soviet training system of mid-level aviation personnel from the military aviation school in the second half of the twentieth century.

Текст научной работы на тему «Предпосылки открытия Рыльского училища специальных служб гражданского воздушного флота в курской области»

Еще один кризис в русском сознании становится результатом революции. Г.П. Федотов замечает, что после революции национального сознания вовсе не было. Уничтожение интеллигенции, актуализирующей установки национального сознания, становится причиной «всеобщего оскудения и опошления». Разрыв с традициями приводит к тому, что: «к 1917 году народ в массе своей срывается с исторической почвы, теряет веру в Бога, в царя, теряет быт и нравственные устои (...) К 1917 году народ в массе своей максимально беспочвенен и максимально безыдеен» [10, с.99].

Г.П. Федотов пишет, что революция способствовала разложению христианской души, воспитанию поколения, далекого православной этике, и задается вопросом о сохранении русского национального типа в свете перемены религии во всенародном масштабе. Интернационализм, под знаменами которого пришли к власти большевики, рассматривается исследователем как модификация мессианской идеи. Федотов определяет его как «механический сплав потерявших свой духовный облик народов», отмечает враждебность интернационализма персонали-стической природе христианства.

Разрешение проблемы, «восстановление России мыслимой как национальное и культурное единство» [6, с.43], преодоление раскола в народном сознании Г.П. Федотов видит в восстановлении христианства, в приобщении России к православной культуре, к духовной национальной жизни. «Новое сознание должно воспринять и слить в себе все жизненное и ценное в старой и новой идее России» [9, с.265], должно соединить элементы Древней Руси, петровской и новой России. Каждый период в истории страны по-своему ценен, вне зависимости от его содержания. Любой из этапов развития России несет в себе национальные черты, которые могут сказываться «и в измене, и в падении» [10, с.81]. Носительницей духовного преемства в России Федотов видит Церковь, потому обращение в Ее лоно - путь к формированию русского национального сознания.

Таким образом, Г.П.Федотов, обращаясь к русской истории, отмечает разрывы, выражающиеся в кризисах российской идентичности - потере целостности культурного и духовного единства. Мысль о преемственности развития страны позволяет ему объяснить «срывы» истории, увидеть причинно-следственную связь, а также надеяться на возрождение страны, которая будет стоять на фундаменте культурного и духовного богатства прошлого.

Список литературы

1. Бердяев Н.А. Русская идея. М.: Фолио, 2002. С.11-248.

2. Булгаков С.Н. У стен Херсонеса. Диалоги // Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии: В 2 т. М.: Наука, 1999. Т.2.

3. Гумерова Ж.А. Идеал святости на Руси у Г.П.Федотова // Вестник ТГУ. Серия «История. Краеведение. Этнология. Археология». 2005. №289. С. 32-38.

4. Кнабе Г.С. Жажда тождества: культурно-антропологическая идентификация. Вчера. Сегодня. Завтра. М.: Росс. гос. гуман. ун-т, 2003. 60 с.

5. Федотов Г.П. Изучение России // Судьба и грехи России: Избранные статьи по философии русской истории культуры: В 2 т. СПб.: София, 1991. Т.1.

6. Федотов Г.П. Лицо России // Судьба и грехи России. Т. 1.

7. Федотов Г.П. Новый идол // Судьба и грехи России. Т.2.

8. Федотов Г.П. О национальном покаянии // Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Т. 2.

9. Федотов Г.П. Проблемы будущей России // Судьба и грехи России. Т.1.

10. Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции // Судьба и грехи России. Т.1.

11. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000. 235с.

ПРЕДПОСЫЛКИ ОТКРЫТИЯ РЫЛЬСКОГО УЧИЛИЩА СПЕЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Хороших Владимир Алексеевич

Канд. ист. наук, преподаватель Рыльского авиационного технического колледжа - филиала Московского государственного технического университета гражданской авиации, Заслуженный работник транспорта РФ, г. Рыльск

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается история зарождение авиации и авиационного образования в центрально-черноземной области России, в тридцатые годы ХХвека. Автор дает обзор истории развития предприятий гражданской авиации, аэроклубов, авиационных: кружков, обществ и школ в гг. Курск и Рыльск. Показана преемственность Советской системы подготовки авиационных кадров среднего звена от военных авиационных школ во второй половине ХХ столетия

ABSTRACT

The article deals with the beginning of aviation education in the Central Black Earth region of Russia, in the thirties of the twentieth century. The author gives an overview of the history of the development of civil aviation enterprises, flying clubs, air: circles, societies and schools in the towns of Kursk and Ryl'sk. The continuity of the Soviet training system of mid-level aviation personnel from the military aviation school in the second half of the twentieth century.

Ключевые слова: авиация, образование, Воронеж, Курск, Рыльск, институт, инженер, эксплуатация, летательный аппарат, авиационное техническое училище гражданской авиации.

Keywords: aviation, education, Voronezh, Kursk, Ryl'sk, Institute engineer, maintenance, aircraft, Civil Aviation Technical College.

Первая сохранившаяся летописная запись о г. Рыльске описана во многих научных трудах по исследованию Ипатьевской и других древних летописей. События 1152 г. связаны с появлением Юрия Долгорукого из северо-восточной окраины Суздаля, расположенного на границе Черниговского и Киевского княжеств. В летописи сказано: "А Гюрги иде на Новъгород на Северскии и оттуда же иде к Рыльску и яко хоте поите из Рыльска Суж-далю".

Существует гипотеза, что "Слово о полку Игореве" написано участником похода первым Рыльским князем Святославом Ольговичем, племянником Игоря. В течении многих веков здесь находились: княжеские дружины, сторожевые, казачьи, стрелецкие, пушкарские, кавалерийские, артиллерийские и другие воинские формирования [8, с.12].

О полетах на воздушных шарах, змеях, гигантских птицах куряне и рыляне знали со времен Киевской Руси из сказок, легенд, былин, устного фольклора и литературных источников. Известный в России спортсмен Ф.Ф. Дзиковский 29 сентября и 1 октября 1891 года совершил два полета в г. Курске на воздушном шаре и прыжок с парашютом. [6, с. 25]

Популяризации воздухоплавания и авиации в городах Курской области, включая г. Рыльск способствовал так же тот факт, что они входили в состав Харьковского учебного округа, где к 1910 году насчитывалось более десятка частных авиационных мастерских, аэроклубов, студенческих обществ в технических учебных заведениях [8, с.30].

Киевские конструкторы А.С. Кудашев и И.И. Си-корский летом 1910 года совершили первых два полета на аэропланах собственной конструкции. В небольшой мастерской г. Харькова создавал свои первые самолеты С. В. Гризодубов [9, с. 94].

Известный российский пилот С.И Уточкин стал первым кого куряне увидели в своем небе на аэроплане «Фарман-1 V" 5 мая 1911г., а 13 июня 1912 года на ипподроме приземлился самолет военного летчика В.В. Ды-бовского, совершавшего перелет Севастополь-Москва (Восторженная публика среди которых безусловно были учащиеся курской мужской гимназии будущие авиаконструкторы самолетов С.А. Лавочкин и М.И. Гуревич. [4, с. 449]

В этот период курянину А.Г. Уфимцеву на Международной воздухоплавательной выставке в Москве была присуждена большая серебряная медаль за биротативный двигатель. В 1909 году он построил модель своего летательного аппарата - «Малый сфероплан» с крылом в виде части сферической поверхности. Весной 1910 года был готов большой «сфероплан», но он не прошел летных испытаний т. к. его разбила буря. [1, с. 613]

Интенсивное развитие гражданского воздушного флота на курской земле в интересах мирного социалистического строительства началось в конце 20х годов в составе центральной черноземной области (ЦЧО) с центром в г. Воронеж. В первоначальной подготовке авиационных кадров большую роль играл авиаспорт, который получил распространение в ЦЧО после 1923 года, когда в бывших губернских городах Воронеже, Орле и Тамбове были созданы кружки моделистов, а затем и планеристов [5, с. 13].

Начало регулярных работ в области сельского хозяйства относится в ЦЧО к концу 1931 года. Подготовку летных кадров для гражданской авиации для ЦЧО вела Тамбовская авиационная школа, являющаяся крупнейшей в СССР. В распоряжении Воронежского центрального

аэроклуба имелись самолеты, несущие гражданскую авиационную службу. Аэроклуб также проводил подготовку летных кадров без отрыва от производства. По первому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1928-33 гг. ЦЧО суждено было стать одним из ведущих центров авиастроения и системы подготовки кадров для ГВФ. В 1930 году был создан Воронежский учебно - строительный комбинат в составе института и техникума, третье по объему работы комплексное учебное заведение аэрофлота после Ленинградского и Киевского. В 1932 году состоялся выпуск 78 инженеров и 500 техников. [7].

Первые выпускники учебного комплекса ГВФ сразу после получения дипломов включались в строительство авиазавода, начатого в 1932 году на пустынном левом берегу реки Воронеж. В 1934 году Воронежский авиазавод N° 18 вошел в строй действующих по производству тяжелых бомбардировщиков, магистральных пассажирский и грузовых самолетов. [3, с. 26-28].

С 1934 года ЦЧО была разделена на Курскую и Воронежскую, а учебное заведение ГВФ передано Наркомату авиационной промышленности.

В 1936г. в городе Курске был создан областной аэроклуб. Его образованию предшествовала четырехлетняя работа парашютно-планерной станции, девизом которой стал провозглашенный на IX съезде ВЛКСМ крылатый призыв "Комсомолец - на самолет!". Аэроклуб осуществлял подготовку планеристов и парашютистов, спортсменов-летчиков, первый выпуск которых состоялся 14 декабря 1936г. Первым начальником Курского аэроклуба стал капитан Богатырь, переведенный на эту должность из Харькова.

Здесь была организована массовая подготовка авиационных специалистов, в первую очередь - летчиков и парашютистов, открылось новое отделение по подготовке авиационных механиков; открылся и успешно действовал (с 1938 по 1941 гг.) Шебекинский филиал; значительно укрепилась материально-техническая база; объем подготовки курсантского состава увеличился до 250 человек. В предвоенный период аэроклубом было произведено четыре выпуска спортсменов-летчиков, подготовлено значительное число авиамехаников, планеристов и парашютистов. В эти годы аэроклуб находился в здании по ул. Колхозная, 11, имел мастерские, аэродром, более 16 учебно-тренировочных самолетов, значительное количество парашютов.

Высокие показатели в работе Курского аэроклуба дали основание для создания на его базе в 1940-1941 гг. 7-й Курской специальной летной школы ВВС РККА. В декабре 1945 года, по решению Главного управления ГВФ, из Польши в город Курск была направлена 109-я Отдельная авиаэскадрилья ГВФ, командиром которой был Слота Михаил Семенович. На базе прибывшей авиаэскадрильи и действовавшего Курского авиационного звена (командир звена С. Н. Шонин) в начале 1946 года был создан 203-й Курский авиаотряд Московского Управления спецприменения и местных воздушных линий

Первым командиром Курского авиаотряда был М.С. Слота, его заместителем - Сергей Максимович Кар-тамышев, командирами звеньев - Серафим Никитович Шонин и Сергей Федорович Тупоносов. В 1939г. было выпущено 250 курсантов, в 1940г. уже более 700.

На аэродроме аэроклуба, располагавшемся тогда на месте современного Северо-Западного микрорайона, шла интенсивная концентрация авиатехники. Было собрано более 100 самолетов, в том числе: По-2, УТ-1, И-16. Весной 1941 г. из Москвы прибыл начальник 7-й летной школы Александр Пархоменко - сын легендарного героя

гражданской войны, воспитавшийся в семье наркома обороны СССР К.Е. Ворошилова.

С началом Великой Отечественной войны в 7-й летной школе шла напряженная работа. Ее штаб располагался в центре города, по адресу: Красная площадь, 6; на улице Колхозной, 11 были оборудованы учебные классы; энергично велась летная подготовка на аэродроме. Однако с началом налетов фашисткой авиации на Курск учебные полеты были прекращены. Несколько раз аэродром "Западный" подвергался бомбардировочным налетам.

С продвижением фашистских войск к Курску возникла необходимость эвакуации школы на восток. В октябре 1941г. школа была эвакуирована в г. Кинель - Черкассы, Куйбышевской области, где летно-инструкторский состав осуществил выпуск 100 курсантов, прибывших из Курска. К началу зимы 1941/1942 гг. 7-я летная школа была преобразована в авиационную дивизию ближних ночных бомбардировщиков. Ночные легкие 641-й и 635-й бомбардировочные авиаполки, а затем дивизии, сформированные из летно-технического штата аэроклуба, были отправлены на Калининский фронт и сыграли немаловажную роль в начальном периоде войны.

В ходе боев мужество и отвагу проявили многие воспитанники аэроклуба, пять из них стали Героями Советского Союза: Виктор Ильич Александрюк, Александр Климентьевич Еремин, Николай Иванович Леонов, Михаил Петрович Ренц, Сергей Васильевич Сыромятников; дважды был удостоен этого звания Андрей Егорович Боровых.

Многие работники и летчики аэроклуба после окончания Великой Отечественной войны вернулись в Курск и приступили к мирному труду. Возобновил с 1947г. свою деятельность и Курский аэроклуб. Возглавил аэроклуб бывший командир 567-го Берлинского штурмового авиаполка Борис Карпович Свирс. Его преемниками на этом посту стали Герой Советского Союза Г.В. Денисенко, Г.Ф. Бабенко, А.И. Кислица А.Н. Костарев, В.Ф. Афиногенов, Как и в довоенные годы, выпускники аэроклуба поступали в военные авиационные училища, пополняли ряды воздушно-десантных войск и авиапредприятий ГВФ. Позднее аэроклуб стал называться им. героя Советского Союза С.В. Сыромятникова. [6, с.26-28]

В 1952 году Курский авиаотряд был реорганизован и стал называться объединенным. В него вошли Орловская, Брянская авиаэскадрилья, Калужское и Тульское авиазвенья, а в 1954 году Белгородская авиаэскадрилья.

В 1954 году самолетный парк Курского авиаотряда пополнился новым самолетом АН - 2, который по всем показателям значительно превосходил своего предшественника ПО -2. Первыми командирами самолета АН - 2 стали Иван Михайлович Марченко, Юрий Александрович Акимов.

1957 году в Курский объединенный авиаотряд на эксплуатацию начал поступать самолет ЛИ - 2. Успешно усвоили новый тип самолета и стали первыми командирами воздушных судов Михаил Васильевич Сафронов Геннадий Васильевич Елихин. [6, с.7]

В практическом и методическом значении для авиации большой опыт был накоплен педагогическим коллективом специальной средней школы №4 ВВС. Она была организована на основании постановления № 2276 СНК СССР от 6 ноября 1940 года с целью подготовки кадров для комплектования военно-воздушных училищ летчиков и летчиков наблюдателей ВВС. Первый набор учащихся в восьмые, девятые и десятые классы был произведен к 1 января 1941г, в соответствии с постановлением устанав-

ливалось общее количество учащихся школы - 500 человек во всех 3 -х классах. Комплектовалась школа из числа лучших учащихся средних школ мужского пола. Для преподавания в школу назначались учителя с высшим педагогическим образованием. Руководство военной и технической подготовкой осуществляли военные, и политические руководители из числа лиц командного и политического состава Красной Армии. Первым директором школы был назначен Федор Алексеевич Казьмин, с января 1942г. и до ликвидации школы эту должность занимал Павел Лаврентьевич Забабурин. Учащиеся школы имели установленную форму одежды. Окончившие школу получали особый аттестат и распределялись в авиашколы первоначального обучения летчиков, авиатехнические училища, высшие авиационно-инженерные училища; отличники направлялись в военно-воздушные инженерные академии.

После 22 июня 1941г. здание по ул. Бебеля, 12 было передано госпиталю, а школа перебазировалась в Дом пионеров. Отсюда в армию проводили первый выпуск - 116 человек. Вскоре и Дом пионеров был занят под госпиталь, и школа временно разместилась в доме № 58 по ул. Ленина.

17 сентября 1941г. в связи с приближением линии фронта к городу учебное заведение было эвакуировано из Курска в г. Сарапул, Удмуртской АССР К концу 1942г. в школе обучались 394 человека. В соответствии с Постановлением СНК РСФСР от 11 апреля 1944г. № 767-р школа была реэвакуирована в Курск. Ликвидирована с 1 сентября 1955г. на основании решения № 300 Курского облисполкома от 3 августа 1955г., принятого в соответствии с постановлением Советов Министров РСФСР от 8 июля 1955г. № 886 "О ликвидации специальных средних школ Военно-воздушных сил в системе Министерства просвещения РСФСР". Всего за время существования школы ее окончили 2200 человек. [6, с. 462-463].

В середине 50-х гг. началось строительство двух заводов с новейшими технологиями: 1955г. завода авиационной промышленности - «Прибора», а в 1956 году -радиозавода «Маяк», которые в 1959 году начали давать продукцию.

После освобождения города Рыльска Курской области от фашистов здесь разместили автомобильный полк, затем автошколу. В сентябре 1955 г. из подмосковного Остафьево в Рыльск перевели 139-ю военную авиационную школу механиков (ВАШМ) радиотехнических станций ВВС. Под руководством начальника школы Б.А. Кругляка - инженера-полковника были построены аэродром, стоянки для самолетов, казармы, склады и иные авиационные объекты инфраструктуры. Школа младших авиационных специалистов (ШМАС), как ее называли ры-ляне, все увереннее вливалась в общественную и социальную жизнь города. Первый выпуск курсантов состоялся в апреле 1959г., а в июне-июле на основании приказа МО СССР началась расформирование школы в связи с сокращением вооруженных сил.

Официально РАУСС ГВФ было организовано приказом начальника ГУГВФ Е. Ф. Логинова №479 от 29 августа 1960 г. на базе фондов, передаваемых из МО СССР. В период со 2-го по 16 сентября была произведена передача 139 Военной авиационной школы механиков радиотехнических станций ВВС в Главное Управление гражданского Воздушного Флота при Совете Министров СССР [2].

Таким образом накопленный опыт подготовки летного состава в ЦЧО и Курской области: учебном комбинате, аэроклубах, авиационных школах, военных учебных

эскадрильях, объединенных авиаотрядах, а так же авиационная специализация новых Курских заводов и военной школы в г. Рыльске предопределили создание авиационного училища специальных служб гражданского воздушного флота СССР (РАУСС ГВФ) в Курской области, как единственного учебного заведения подобного профиля в РСФСР, два других в этот период уже существовали в г. Кривой Рог (Украина) и г. Рига (Латвия).

Список литературы

1. Авиация. Энциклопедия. // Гл. Ред. Свищев. - М.: изд. БСЭ, 1994г. - 736с.

2. Архив Рыльского авиационного технического училища ГА. Д. Специальная часть (Акт о передачи имущества). Л. 1-3.

3. Гагин В.В. Самолеты Воронежского авиазавода. / В.А. Гагин. - Воронеж. «Траст», 1996 г. - 88с.

4. История и современность Курского края: Региональное учебное пособие //отв. ред. Б.Н. Королев -Курск: обл. ИПКиПРО. - 2001 г. - 717с.

5. Крылья города. Воронежавиа // автор сост. В.Л. Елецких, Воронеж. «Альбом». - 2006 г. - 128с.

6. Курск. Краеведческий словарь-справочник // гл. ред. Ю.А. Бугров - Курск: «Юмекс» 1997г. - 495с.

7. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф.9527. (ГУ ГВФ). Оп.1. Д. 446. Л. 99 об.

8. Хороших В.А. Наследие российского купца Шеле-хова: Монография. / В.А. Хороших. - Курск: КГПУ, 2002. - 510с.

9. Хороших В.А. Зарождение и формирование системы подготовки кадров гражданского воздушного флота в отечественной истории (1887-1964 гг.). / В.А. Хороших. - Курск: КГПУ, 2012. - 316с.

СИСТЕМА АРТИЛЛЕРИЙСКИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, СОЗДАННАЯ В НАЧАЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Кисин Константин Алексеевич

Канд. пед наук, доцент.

Дьяков Сергей Иванович

Канд. пед наук, начальник факультета (артиллерийского), Михайловская военная артиллерийская академия

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается развитие системы подготовки командных кадров артиллерии в ходе Великой отечественной войны. Показана судьба артиллерийских военно-учебных заведений с началом Великой отечественной войны.

ABSTRACT

The article discusses the development of training command personnel artillery during World War II. It is shown that the fate of the artillery military schools with the beginning of the Great Patriotic War.

Ключевые слова: Великая отечественная война; артиллерия; артиллерийские училища.

Keywords: the Great Patriotic War; artillery; Artillery School.

Великая Отечественная война явилась величайшим испытанием советского народа, государственного и общественного строя страны, серьёзной проверкой состояния советских Вооруженных Сил в целом и системы подготовки военных кадров в частности, потребовала организации подготовки офицерских кадров в невиданных ранее масштабах.

С началом войны создаются новые училища: 2-е Ростовское противотанковой артиллерии, Пензенское ар-тиллерийско-минометное, Днепропетровское и 2-е Томское училища дивизионной артиллерии, Дальневосточное училище дивизионной артиллерии. В ноябре 1941 г. на базе 1-го Московского артиллерийского училища имени Л.Б. Красина создается 1 -е гвардейское минометно-артил-лерийское училище (РА). В первый период войны 13 артиллерийских училищ занимались не только подготовкой артиллерийских кадров, но и принимали участие в боевых действиях на фронтах и выполняли задания по обеспечению безопасности и порядка в гарнизонах.

Артиллерийская академия РККА им. Ф.Э. Дзержинского, военные артиллерийские училища и школы с началом войны произвели досрочные выпуски слушателей и курсантов старших курсов. Подготовка остальных слушателей и курсантов была переведена на сокращенные программы. Сроки обучения в зависимости от курса были: 6-12 месяцев в академии и 4-10 месяцев в военных училищах.

В кровопролитном 1941 году из личного состава курсантских подразделений формировались артиллерийские и пехотные полки, вливавшиеся в ряды действующей армии и принимавшие активное участие в защите Отечества в этот сложный для него период. Большая часть преподавателей вузов ушла на фронт. Все это требовало большого напряжения сил, и вузы с честью справились с возложенными на них задачами по подготовке офицерских кадров для фронта. Для артиллерии подготовку офицерских кадров осуществляли: 32 училища, 4 высшие офицерские артиллерийские школы и артиллерийская академия.

За годы Великой Отечественной войны осуществляли подготовку 28 артиллерийских училищ (из них ар-тиллерийско-оружейно-технических училищ - 3, противотанковой артиллерии - 5; артиллерийско-минометных -

3).

Артиллерийские училища составляли 11,5% от общего количества училищ и 18,5 % от количества военных училищ сухопутных войск.

15 артиллерийских вузов из 29 во время войны были эвакуированы на новые места дислокации.

В таблице 1 представлена судьба артиллерийских военных училищ с началом Великой отечественной войны.

Приведем пример изменений на командном факультете Артиллерийской академия РККА им. Ф.Э. Дзержинского в ходе Великой отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.