Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ / ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ / ВАРИАТИВНОСТЬ / ДОСТУПНОСТЬ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / FEDERAL STATE STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION / DEVELOPING THE SUBJECT-SPATIAL ENVIRONMENT / MAIN EDUCATIONAL PROGRAM / TRANSFORMABILITY / POLYFUNCTIONALITY / VARIATION / ACCESSIBILITY / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радионова О.Р., Алиева Э.Ф.

В статье раскрываются вопросы, касающиеся деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации и методы решения его профессиональных задач по развитию развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации с учетом потребностей родителей (законных представителей), связанных с вопросами развития, воспитания и образования детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Радионова О.Р., Алиева Э.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITY OF THE TEACHER OF THE PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION FOR THE DEVELOPMENT OF THE DEVELOPING SUBJECT-SPATIAL ENVIRONMENT

The article covers issues related to the activities of a preschool educational institution educator and methods for solving his professional tasks in developing the developmental object-spatial environment of a preschool organization taking into account the needs of parents (legal representatives) related to the issues of development, upbringing and education of preschool children.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ»

ОЛЬГА РАДИОНОВА, ЭВЕЛИНА АЛИЕВА

Деятельность воспитателя дошкольной образовательной организации по развитию развивающей предметно-пространственной среды

Аннотация. В статье раскрываются вопросы, касающиеся деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации и методы решения его профессиональных задач по развитию развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации с учетом потребностей родителей (законных представителей), связанных с вопросами развития, воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: федеральный государственный стандарт дошкольного образования, развивающая предметно-пространственная среда, основная образовательная программа, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, дошкольная образовательная организация.

Каждый профессионал, даже очень высокой квалификации, непременно сталкивается в своей деятельности с проблемой старения прежних методов работы и с необходимостью отказа от привычного и замены его новым. Происходит это потому, что любая социальная система, являясь открытой, непрерывно развивается. Ее развитие происходит под воздействием как внутренних, так и внешних факторов окружающей среды. В этом непрерывном процессе есть периоды роста системы, стабильного функционирования, даже периоды стагнации и распада и, конечно, периоды развития. И любому специалисту, рано или поздно, приходится работать, выполняя все эти задачи в самых разнообразных условиях.

На современном этапе в дошкольном образовании, как и во всей системе общего образования, происходят значительные изменения, то есть идет этап развития. Работа в этих условиях требует проявления от воспитателя особых способностей: умения быстро перестраивать свою деятельность, находить наиболее эффективные новшества, внедрять их в

свою практику. И эти задачи выполняет каждый воспитатель, не зависимо от опыта и стажа работы.

В этой главе мы рассмотрим деятельность воспитателя и методы решения его профессиональных задач по развитию развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации. Это задачи:

— анализа и оценки развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями;

— определения необходимых изменений в предметно-пространственной образовательной среде дошкольной организации;

— поиска наилучших решений по изменению среды;

— проведения самих изменений.

Обычно, понимая под средой то внутреннее или внешнее пространство, которое оказывает влияние на находящихся в ней людей, выделяют социальную среду, которую создают сами люди, и предметную или материальную. Социальная среда складывается из системы разделяемых людьми ценностей и сложившихся на их основе отношений к работе, детям, родителям, друг к другу. Это своеобразный микроклимат обра-

зовательной организации. Предметную среду составляет окружающая обстановка, орудия труда, и главное, те предметы, размещенные в пространстве, которые обеспечивают условия для организации образовательной деятельности ребенка. Предметно-пространственная развивающая среда — элемент образовательной среды дошкольной организации, ее «наполнение», содержательная или точнее, материальная составляющая. Нужно также отметить, что предметная среда, не менее, чем социальная определяет деятельность, ее содержание и способы, и она, как правило, быстрее социальной устаревает морально и, наконец, просто изнашивается. Отсюда следует, что предметно-пространственная среда требует к себе постоянного внимания, и, если нужно, изменений. Следует сразу оговориться, что воспитатель должен выполнять эту задачу самостоятельно и регулярно, не зависимо от требований администрации.

Чтобы правильно провести анализ и оценить соответствие развивающей предметно-пространственной среды (далее — РППС) предъявляемым к ней требованиям нужно понимать, каким требованиям она должна соответствовать в принципе и где эти требования нужно искать. Основным документом, в котором содержатся требования к образовательной, а значит и к предметно-пространственной среде, является федеральный государственный стандарт (далее — ФГОС) дошкольного образования [3, С.11-42]. Это требования трансформи-руемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности. Кроме этого, она должна обеспечивать возможности для общения и совместной деятельности детей, в том числе дошкольников разного возраста, для проявления их двигательной активности, а также уединения. Данные требования появились не случайно, их содержание соответствует системно-деятельностному подходу как основной методологии ФГОС. Системно-деятельностный подход рассматривает среду как главный источник развития личности, включая мышление и другие психические функции ребенка, которое происходит через деятельность с предметами окружающего мира, помогающими овладеть системой знаков-символов, таких как - язык, письмо, система счета, которые затем сами становятся инструментами познания. Тре-

бования ФГОС должны найти отражение в основной образовательной программе организации (далее — ООП), которая включает описание РППС, способы ее трансформации, раскрывает полифункциональность используемых для ее выполнения предметов. Кроме этого, ООП организации должна показывать способы использования РППС при осуществлении различных культурных практик: игровой, продуктивной творческой и познавательной исследовательской деятельности детей, а также для осуществления двигательной активности и уединения ребенка. Таким образом, ООП и ФГОС — это два главных для воспитателя документа, содержанием которых он должен руководствоваться при анализе и оценке существующей предметной пространственной среды (Таблица 1).

Помимо этого, важно также руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями, соблюдение которых обязательно для безопасности среды, жизни и здоровья детей [1].

Помимо этих документов, воспитателю желательно владеть информацией о новом оборудовании, которое создается для дошкольников нашими и зарубежными производителями. Дело в том, что РППС может полностью соответствовать и требованиям ФГОС, ООП и СанПи-нам, однако за счет нового оборудования имеющуюся среду можно улучшить, оптимизировать, рационализировать, повысить ее эффективность. Хорошо, когда в дошкольных организациях создаются специальные информационные банки, содержащие информацию о производителях и перечне оборудования, пособий, игр и др. для дошкольников. Однако отсутствие таких банков не должно стать причиной, по которой воспитатель перестает интересоваться проблемой обновления предметно-пространственной среды.

Таким образом, требования к среде формируются на основе анализа ряда источников: нормативных документов органов управления образованием, до-

об авторе

О. Р. Радионова, руководитель Центра стратегии развития, проектирования и правового обеспечения образовательных систем ФИРО РАНХиГС, кандидат педагогических наук, доцент.

Требования к среде формируются на основе анализа ряда источников: нормативных документов органов управления образованием, документации собственной организации, рекламы и каталогов производителей, опыта работы других организаций и т.д.

Таблица 1

Требования ФГОС к предметно-пространственной развивающей среде дошкольной образовательной организации

об авторе

Э. Ф. Алиева, заместитель директора по организацион-но-методиче-ской поддержке программ ФИРО РАНХиГС, кандидат педагогических наук.

Методология

Рассмотрение среды как главного источника развития личности, мышления и других психических функций, развитие которых, в первую очередь, происходит через использование ребенком предметов окружающего мира и путем овладения системой знаков-символов, таких как - язык, письмо, система счета.

Положения стандарта

Требования к предметно-развивающей среде: содержательная насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность.

Обеспечивать возможности для общения, совместной деятельности детей, в том числе разного возраста, двигательной активности и уединения.

Требования к содержанию ООП дошкольной организации

Описание среды должно включать способы ее трансформации, раскрывать полифункциональность включенных в нее предметов, описывать способы их использования при осуществлении различных культурных практик: игровой, продуктивной творческой и познавательной исследовательской деятельности; для осуществления двигательной активности и уединения ребенка.

кументации собственной организации, рекламы и каталогов производителей, опыта работы других организаций и т.д.

Для облегчения выполнения этой задачи и придания данной работе целенаправленного характера рекомендуется в процессе анализа ответить на следующие вопросы:

— насколько РППС соответствует требованиям ФГОС;

— позволяет ли она успешно выполнять собственную ООП и организовывать деятельность детей во всех образовательных областях.

При этом оценку РППС важно провести критично, определить смысл и те критерии, по которым будет оцениваться ее трансформируемость, полифункциональность и другие качественные характеристики. От того, какие критерии задаст воспитатель, будет зависеть и итоговая оценка среды. Например, трансформируемой он будет считать ту среду, которую можно легко и быстро перестроить, освободив нужное пространство для разных видов детской активности: двигательной, игровой, творческой, исследовательской, для уединения. Она будет иметь возможности заниматься со всей группой и индивидуально, переходить

Есть инициативные родители, мнение которых нужно научиться выслушивать, понимать и учитывать. Однако многие родители не проявляют инициативы, поэтому их потенциал остается не раскрытым и не использованным. Задача воспитателя состоит в создании таких условий, которые будут способствовать вовлечению как можно большего числа родителей и представителей старшего поколения в совместную деятельность.

в другие группы. В ней можно создать спортивный стадион и организовать кукольный театр, работу мастерских и др.

В результате желательно дать оценку всем компонентам среды и определить, что и в какой степени нужно менять. Данные этого анализа можно систематизировать, представив его результаты в виде таблицы (Таблица 2).

Возможно, что уже на этапе анализа воспитатель найдет решения выявленных проблем, то есть идеи для устранения недостатков существующей среды, и сможет определить не только, что нужно в ней заменить, но и какие новые элементы должны будут появиться. Осознание того, что некоторые элементы РППС устарели, и их нужно менять, закономерно приводит к их поиску.

Знакомство с опытом других организаций, анализ рекламных проспектов, изучение каталогов производителей оборудования побуждает воспитателя делать выбор. В ситуации, когда вариантов множество, появляется необходимость в оценке и сравнении разных видов оборудования, пособий и т.д., чтобы выбрать наилучшие. Это правильный подход, действительно, нужно стимулировать себя к поиску альтернативных решений. Однако при этом важно правильно выбрать критерии для их оценки.

Во-первых, новые элементы РППС должны заменить прежние, поэтому, прежде всего, они должны быть лучше имеющихся: это значит иметь большие возможности для реализации ФГОС и ООП, парциальных программ, обладать более высокими показателями безопасности. Во-вторых, важно, чтобы они были созданы надежными производителями, что гарантирует их качество. И, наконец, в третьих, придется считаться с наличием у

Г

X

О

и

27

Таблица 2

Оценка предметно-пространственной развивающей среды

Вопросы для анализа и оценки ППРС Степень соответствия ППРС требованиям Оценка необходимости изменений ППРС

Полностью соот-вет-ствует В основном соот-вет-ствует Частично со-ответствует Не со-ответствует По-строить заново Внести значи-тельные изменения Внести незна-читель-ные, частичные изменения Ничего не менять

1.Соответствие ППРС требованиям ФГОС:

1.1.трансформируе-мость

1.2.полифункцио-нальность

1.3.вариативность

1.4.доступность

1.5.безопасность

2.Соответствие ППРС ООП организации для

2.1.социально-ком-муникативного развития детей

2.2.познавательного развития детей

2.3.речевого развития детей

2.4.художествен-но-эстетического развития детей

2.5.физического развития детей

З.Соответствие ППОС для реализации парциальных программ

организации возможностей для их приобретения. Это, пожалуй, три главных критерия, которыми следует руководствоваться при выборе: эффективность, надежность и наличие ресурсов для приобретения новых предметов среды. Конечно, не исключено, что на окончательное решение повлияют также собственные интересы и предпочтения воспитателя.

Состояние предметно-пространственной среды, в которой находится ребенок, как правило, волнует и родителей дошкольников [2, С.70 ]. Опросы общественного мнения показывают, часто то, как выглядит предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации, становится решающим при

его выборе и оценке работы. Современные родители правомерно желают также участвовать в образовательном процессе. А участником является тот, кто может вносить свои предложения, принимать решения, то есть активно действовать, влиять на жизнь своих детей в образовательной организации и создавать ту среду, которая их окружает.

Есть инициативные родители, мнение которых нужно научиться выслушивать, понимать и учитывать. Однако много родителей, которые сами инициативы не проявляют, поэтому их потенциал остается не раскрытым и не использованным. Задача воспитателя состоит в создании таких условий, которые будут способ-

ствовать вовлечению как можно большего числа родителей и представителей старшего поколения в совместную деятельность.

Вовлечение родителей в совместную деятельность начинается с пробуждения у них интереса к проблеме обновления предметной пространственной среды и формированию уверенности, что их предложения могут быть поддержаны, а мечты и намерения реализованы. Второе, пожалуй, даже важнее первого, так как родительский скептицизм может во многом помешать позитивному сотрудничеству. Условиями, при которых у родителей, как у будущих возможных партнеров, возникает доверие, является заинтересованность самого воспитателя в налаживании сотрудничества, открытость его намерений, полнота предоставления всей интересующей родителей информации, создание условий для взаимного обмена мнениями, полноценного диалога, в котором разные точки зрения будут услышаны, а также доброжелательность и искреннее признание ценности семейного опыта. Не допустимым является манипулирование родителями, сокрытие истинных целей своего обращения за помощью, доминирования с позиции более знающего специалиста.

Совместные с родителями проекты уже не являются чем-то абсолютно новым, все большее число образовательных организаций использует их как совместную с родителями деятельность по решению насущных проблем обновления своих организаций.

В практике развития современных образовательных организаций ведется непрерывный поиск путей быстрого и эффективного проведения изменений. Одним из наилучших является проектная технология. Совместные с родителями проекты уже не являются чем-то абсолютно новым, все большее число образовательных организаций использует их как совместную с родителями деятельность по решению насущных проблем обновления своих организаций.

Проекты могут быть инициированы воспитателем, родителем, группой родителей или родителями и воспитателем совместно.

Для того, чтобы родители могли включиться в совместную с воспитателем деятельность, воспитателю важно продумать

и предложить им места для приложения сил. Направлений сотрудничества может быть несколько:

— это может быть личное участие родителей в оборудовании предметной среды или ее отдельных элементов: театра, спортивного зала, спален, зоны уединения и др.

— можно привлечь родителей для работы в уже созданной среде, например, утреннего чтения книг, организации совместных завтраков, работы родительских мастерских «Папа может» или знакомства с родительскими профессиями;

— наконец, можно объединить усилия воспитателей и родителей по совместному проектированию детской комнаты для домашних условий по аналогии с тем, как это сделано в образовательной организации; определить перечень минимального оборудования, показать рациональные варианты его размещения в квартире, научить родителей правильно использовать отобранные предметы для стимулирования активности детей.

Предложения родителей можно оформить как проекты. Каждый единичный проект - это часть работы по обновлению какой-то одной из сторон имеющейся среды. Основная идея проекта обычно обозначается в его названии, например: «Любимый уголок - создание уголка уединения», «Скоро в школу» - обновление предметной пространственной среды, необходимой для подготовки детей к школе, «Папа может» - организация работы мастерских, которые будут вести отцы. Такой проект может завершаться выставкой работ, подготовленной детьми и родителями. «Кем быть?» - проект, в котором родители, используя предметную среду, познакомят дошкольников со своей профессиональной деятельностью, например, повара, врача, программиста, механика, библиотекаря, учителя и др.

В рамках единичного проекта выполняется комплекс работ, необходимых для введения нового, реализации одной конкретной идеи: создание или покупка новых или недостающих элементов, их размещение, использование. Для совместных с родителями проектов важно правильно определить замысел и основной круг работ для реализации идеи. Главное не забюрократизировать эту творческую работу написанием большого числа различных документов. Если проект короткий, то план его реализации, как и сам замысел, может быть в голове у руководителя и команды,

которые будут заниматься реализацией проекта. Будет полезно также объявлять в группе старт каждого нового проекта и подводить итоги сделанного на открытых мероприятиях: выставках, экскурсиях, родительских собраниях и т.д., знакомя с его итогами весь детско-взрослый коллектив и награждая участников за активную работу.

Каждый из родителей может включиться в один или два проекта, идущие одновременно, а вот воспитатель должен иметь целостную картину проектной деятельности, чтобы не упустить из виду главную стратегическую цель. Совокупность множества единичных проектов должна привезти к воплощению всего задуманного, то есть к целостному изменению развивающей предметно-пространственной среды.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. М.: Федеральный институт развития образования. 2014. 96 с.

2. Об утверждении СанПиН 2.4.4.259910 [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19 апр. 2010 г. N 25. Доступ из ИПС «Гарант».

3. Педагогика достоинства: идеология дошкольного и дополнительного образования / под общей редакцией А.Г.Асмо-лова. М.: Федеральный институт развития образования. 2014. 160 с.

RADIONOVA Olga Radislavovna

Ph.D., Associate Professor, Deputy Head of the Center for Education Development Strategy and Organizational/Methodological Support for Programs of Federal Institute for Educational Development, Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation

radigol@yadex.ru

Каждый из родителей может включиться в один или два проекта, идущие одновременно, а вот воспитатель должен иметь целостную картину проектной деятельности, чтобы не упустить из виду главную стратегическую цель.

ALIEVA Evelina Fakirovna

Ph.D., Deputy Director on organizational and methodical Support for Programs of Federal Institute for Educational Development, Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation.

evelyn@rambler.ru

The activity of the teacher of the preschool educational organization for the development of the developing subject-spatial environment

Annotation. The article covers issues related to the activities of a preschool educational institution educator and methods for solving his professional tasks in developing the developmental object-spatial environment of a preschool organization taking into account the needs of parents (legal representatives) related to the issues of development, upbringing and education of preschool children.

Keywords: federal state standard of preschool education, developing the subject-spatial environment, the main educational program, transformability, polyfunctionality, variation, accessibility, pre-school educational organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.