Научная статья на тему 'Деятельность военно-патриотического клуба «Честь имею» в воспитании исторической памяти учащейся молодежи'

Деятельность военно-патриотического клуба «Честь имею» в воспитании исторической памяти учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Отечество / патриотическое воспитание молодежи / гражданственность / воспитание исторической памяти / учащаяся молодежь / государственная молодежная политика / Fatherland / patriotic education of youth / citizenship / education of historical memory / student youth / state youth policy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочкарева Е. Д.

Статья посвящена деятельности военно-патриотического клуба «Честь имею» в воспитании исторической памяти учащейся молодежи. Необходимо использовать весь имеющийся ресурс учреждений культуры, образования и направить их деятельность на решение проблемы воспитания исторической памяти, для того, чтобы воспитать достойное поколение, настоящих патриотов, привить подрастающему поколению любовь к своему Отечеству, своим предкам. Помочь в воспитании достойного гражданина России, выросшего на традиционных ценностях нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The activity of the military-patriotic club “I have the Honor” in the education of the historical memory of students

The article is devoted to the activities of the military-patriotic club “I have the Honor” in educating the historical memory of students. It is necessary to use all the available resources of cultural and educational institutions and direct their activities to solve the problem of educating historical memory, in order to educate a worthy generation, real patriots, instill in the younger generation love for their Fatherland, their ancestors. To help in the upbringing of a worthy citizen of Russia who grew up on the traditional values of our country.

Текст научной работы на тему «Деятельность военно-патриотического клуба «Честь имею» в воспитании исторической памяти учащейся молодежи»

DOI: 10.24412/2226-0773-2023-12-1-37-44

EDN: ZHEXXQ

Деятельность военно-патриотического клуба «Честь имею» в воспитании исторической памяти учащейся молодежи

Е.Д. Бочкарева

Московский государственный институт культуры

141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная, д. 7

Moscow State Institute of Culture

Bibliotechnaya str., 7, Khimki, Moscow Region 141406 Russia

e-mail: mgukidissov@mail.ru

Ключевые слова: Отечество, патриотическое воспитание молодежи, гражданственность, воспитание исторической памяти, учащаяся молодежь, государственная молодежная политика.

Key words: Fatherland, patriotic education of youth, citizenship, education of historical memory, student youth, state youth policy.

Резюме: Статья посвящена деятельности военно-патриотического клуба «Честь имею» в воспитании исторической памяти учащейся молодежи. Необходимо использовать весь имеющийся ресурс учреждений культуры, образования и направить их деятельность на решение проблемы воспитания исторической памяти, для того, чтобы воспитать достойное поколение, настоящих патриотов, привить подрастающему поколению любовь к своему Отечеству, своим предкам. Помочь в воспитании достойного гражданина России, выросшего на традиционных ценностях нашей страны.

Abstract: The article is devoted to the activities of the military-patriotic club “I have the Honor” in educating the historical memory of students. It is necessary to use all the available resources of cultural and educational institutions and direct their activities to solve the problem of educating historical memory, in order to educate a worthy generation, real patriots, instill in the younger generation love for their Fatherland, their ancestors. To help in the upbringing of a worthy citizen of Russia who grew up on the traditional values of our country.

[Bochkareva E.D. The activity of the military-patriotic club “I have the Honor” in the education of the historical memory of students]

Воспитание исторической памяти учащейся молодежи в учреждениях культуры в сложившейся социокультурной ситуации в нашей стране является важнейшей масштабной задачей государства (Бочкарева, 2016). Сегодня идет тотальное разрушение исторической памяти (Бочкарева, 2018), переписывается история России в целом и история Великой Отечественной войны в частности, навязываются ложные постулаты, обесценивается значимость Победы в Великой Отечественной и Второй мировой войне (Лазарев, Ласкин, 2016; Лазарев, Бочкарева, 2022).

Социальным институтам необходимо с ранних лет формировать в детях дух патриотизма, ежедневно закладывая в них знания истории своей страны, своей Родины. Необходимо использовать весь имеющийся ресурс учреждений культуры, образования и направить их деятельность на решение проблемы воспитания исторической памяти, для того, чтобы воспитать достойное поколение, настоящих патриотов, привить подрастающему поколению любовь к своему Отечеству, своим предкам. Помочь в воспитании достойного гражданина России, выросшего на традиционных ценностях нашей страны.

Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем выступлении 30 сентября 2022 года сказал «Сегодня мы боремся за справедливый и свободный путь, прежде всего для нас самих, для России, за то, чтобы диктат, деспотизм навсегда остались в прошлом. Убеждён, страны и народы понимают, что политика, построенная на исключительности кого бы то ни было, на подавлении других культур и народов, по сути своей преступна, что мы должны перевернуть эту позорную страницу. Начавшийся слом западной гегемонии необратим. И вновь повторю: как прежде уже не будет.

Поле битвы, на которое нас позвала судьба и история, - это поле битвы за наш народ, за большую историческую Россию. За большую историческую Россию, за будущие поколения, за наших детей, внуков и правнуков. Мы должны защитить их от порабощения, от чудовищных экспериментов, которые направлены на то, чтобы искалечить их сознание и душу.

Сегодня мы сражаемся, чтобы никому и никогда не пришло в голову, что Россию, наш народ, наш язык, нашу культуру можно взять и вычеркнуть из истории. Сегодня нам нужна консолидация всего общества, и в основе такой сплочённости может быть только суверенитет, свобода, созидание, справедливость. Наши ценности - это человеколюбие, милосердие и сострадание» (Комсомольская правда, 30 сентября 2022).

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня является одной из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость.

Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, готовые работать и учиться на благо Отечества. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию исторической памяти, патриотизма, чувства любви к Родине. Молодежь - это стратегический ресурс любого общества.

Патриотическое воспитание призвано обеспечить глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отчеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы; убежденность в необходимости выполнения функции защиты Отечества в современных условиях; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах российской армии.

Президент РФ В.В. Путин в своем выступлении напомнил, что с древних времен Россия формировалась как многонациональное и многоконфессиональное государство, и среди жителей страны воспитано толерантное отношение друг к другу, что является основой существования Российской Федерации.

«Изначально закладывалось очень толерантное отношение между всеми формирующими это государство нациями и представителями различных религий. Это основа существования России» (ТАСС, 18 октября 2018), - считает В.В. Путин.

Сегодня наиболее популярными формами воспитания исторической памяти учащейся молодежи в деятельности учреждений культуры являются:

- международное общественное гражданско-патриотическое движение по сохранению личной памяти о поколении Великой Отечественной войны «Бессмертный полк» - самая масштабная воспитательная акция не только в нашей стране, и во всем мире;

- тематические вечера «героизма», «мужества» Кавалеров орденов Славы и земляков-Героев Советского Союза, участников и ветеранов Великой Отечественной войны, трудового фронта;

- аналог телевизионной программы «Умники и умницы»;

- краеведческая, поисково-исследовательская деятельность;

- целый комплекс форм в музеях Боевой Славы нашего народа, в том числе проведение совместных акций учреждений культуры с Советами Ветеранов, Комитетом солдатских матерей, музеями;

- серия фестивалей «Спасская башня»;

- диктант Победы, который вырос из акции знания русского языка в акцию формирования гражданской позиции и патриотического воспитания;

- создание электронной версии Книги Памяти.

- олимпиады, посвященные важнейшим событиям и датам истории России.

И наконец, очень эффективными становятся интерактивные программы с точной реконструкцией исторических событий и непосредственным участием в них учащейся молодежи в современной социокультурной ситуации.

Приведем пример интерактивной программы «У деревни Крюково…», которая состоялась 4 декабря 2021 года на территории Спасского храма в Андреевке. Программа была посвящена военно-исторической реконструкции событий декабря 1941 года и приурочена к 80-летию начала контрнаступления советских войск под Москвой и освобождению Крюково.

Уникальность программы - это прежде всего место ее проведения, она состоялась именно там, где 80 лет назад начался трудный путь к Великой Победе советского народа над фашистской Германией. Именно у станции Крюково и поселка Андреевка было положено начало конца операции «Тайфун».

На военно-исторической реконструкции программы были воссозданы боевые действия Красной армии. Была развернута интерактивная выставка оружия и снаряжений времен Великой Отечественной войны. Участниками программы стали учащиеся школ, воспитанники военно-патриотических клубов, в том числе воспитанники военно-патриотического клуба «Честь имею», а также военно-патриотического клуба им. С.П. Долгих «Юный десантник» и их руководители.

Основным организатором и участником данной программы стал военно-патриотический клуб «Честь имею».

Деятельность инструкторов военно-патриотического клуба «Честь имею» направлена на воспитание патриотизма, гражданственности и любви к Родине, морально-волевых качеств, бережного отношения к историко-героическому прошлому нашего народа, землякам, взаимоотношений, основанных на взаимоуважении, взаимовыручке.

Интеграция теории и практики, активное использование межпредметных связей, обусловленных спецификой патриотической направленности, позволяет воспитанникам военно-патриотического клуба получать комплексные знания. Данный комплексный подход к обучению мотивирует воспитанников к познанию, способствует успешной социализации, активизирует их созидательную деятельность.

Ежегодно в России празднуют День Великой Победы. Этот значимый день - частица истории нашей Родины, символ гордости за тех, кто отстоял свободу и независимость нашей страны, символ героизма и воли российского народа. Это истинно народный праздник на все времена, дорогой сердцу каждого патриота России.

Победа над нацизмом досталась огромной ценой, нет ни одной семьи в нашей стране, которой бы не коснулась эта страшная война. Поэтому и важно помнить уроки истории, не утратить светлую память к погибшим воинам, сохранить благодарность героям. Необходимо воспитывать историческую память нашего будущего поколения, патриотизм, прививать детям любовь к Родине, к своему Отечеству, уважительное и почтительное отношение к ветеранам, которые не жалея своей жизни защищали нашу страну от немецко-фашистских захватчиков.

Воспитанники военно-патриотического клуба «Честь имею» ежегодно участвуют в торжественной программе, посвященной Дню Победы.

Ещё в 2003 году 7 мая, в Зеленограде был открыт памятник маршалу Советского Союза, дважды Герою Советского Союза Константину Константиновичу Рокоссовскому - его 16-я армия остановила немцев на рубеже Крюково-Истра. Так было положено начало традиции проводить торжественные программы рядом с Префектурой Зеленограда.

В 2022 году в парке 40-летия Победы, проходила торжественная программа с участием воспитанников военно-патриотического клуба «Честь имею». Участники провели торжественное выставление, смену и несение почетного караула, на протяжении всей официальной части программы и с достоинством выполнили свою почетную задачу.

Постоянные занятия по теории, посещение музеев, храмов, практические занятия на полигоне формируют знания, умения, навыки и дисциплину воспитанников военно-патриотического клуба. Деятельность клуба направлена на развитие профессионально значимых качеств и умений, верность конституционному и воинскому долгу, развитие основных физических качеств: силовых, скоростных, выносливости, ловкости. Особое внимание уделяется подготовке подрастающего поколения к военной службе и воспитанию уважения к Российской Армии.

Практические занятия в военно-патриотическом клубе способствуют сохранению и укреплению здоровья обучающихся, формируют у воспитанников понятия об основных составляющих «здорового образа жизни».

Одной из основных задач военно-патриотического клуба «Честь имею» является личностное развитие воспитанников. Главной целью этого направления выступает формирование гражданской позиции патриотизма и любви к Родине, способность выстраивать свою жизнь в границах общечеловеческих ценностей. Первостепенной задачей деятельности клуба считается формирование у воспитанников нравственных качеств, таких как дисциплинированность, честность, терпимость, доброжелательность, коллективизм, самообладание, и волевых качеств - трудолюбия, настойчивости, аккуратности.

Таким образом, в сложившейся социокультурной ситуации необходима постоянная поддержка государства и создание благоприятных условий в учреждениях культуры для воспитания исторической памяти учащейся молодежи.

Вспомним мудрейшую поговорку: «Кто выстрелит в прошлое из пистолета, в того прошлое выстрелит из пушки». Действительно, знание наших традиций, нашей легендарной истории, значимость этого феномена трудно переоценить. Наше поруганное прошлое выстрелило в нас жестокостью и насилием, и в конечном итоге фашизмом и как следствие - уничижение наших предков, нашей легендарной истории.

Россия - великая многонациональная, многоконфессиональная страна, великая держава. Как сказал президент В.В. Путин «Я русский человек. Как говорится, у меня в роду кругом Иваны да Марьи. Но когда я вижу примеры такого героизма, как подвиг молодого парня Нурмагомеда Гаджимагомедова, уроженца Дегестана, лакца по национальности, мне хочется сказать: «Я лакец, я дагестанец, я чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин». Всех невозможно перечислить» (Адамович, 2022).

За честь считали называться русскими Шотландцы - Грейг, де Толли и Лермонт. Жизнь свою отдал без сожаленья за Русь грузинский князь Багратион. А вспомним потомка турка адмирала Колчака, потомка эфиопов А.С. Пушкина, творцов российской мореходной славы Беллинсгаузена и Крузенштерна.

«Язык наш - многогранный, точный, верный - то душу лечит, то разит, как сталь. Способны ль мы ценить его безмерно и знать его, как знал датчанин Даль?» (Фролов-Крымский, 2012).

24 февраля 2022 года сложилась такая социокультурная ситуация, которая несомненно изменит весь мир в целом. Когда же закончится специальная военная операция - она окажет огромное влияние на жизнь в нашей стране и это коснётся каждого. Историческая память живет в нас, в нашем сознании. И сейчас можно говорить о функционировании исторической памяти на общепланетарном уровне.

Подводя итоги, хотелось бы обратиться к выступлению Президента Российской Федерации В.В. Путина «Мы будем защищать нашу землю всеми имеющимися у нас силами и средствами и сделаем всё, чтобы обеспечить безопасную жизнь наших людей. В этом великая освободительная миссия нашего народа» (Комсомольская правда, 30 сентября 2022).

В.В. Путин: Россия - «сильное централизованное государство, которое развивалось, укреплялось на великих нравственных ценностях православия, ислама, иудаизма и буддизма, на открытых для всех русской культуре и русском слове» (Комсомольская правда, 30 сентября 2022).

ЛИТЕРАТУРА

Адамович О. 2022. Путин: Я лакец, я дагестанец, я чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин… [Электронный ресурс]. - Комсомольская правда. 3 марта 2022. - URL: https://kp-ru.turbopages.org/turbo/kp.ru/s/daily/27371/4553876/

Бочкарева Е.Д. 2016. Историческая память - важный фактор гражданско-патриотического воспитания учащейся молодежи. - В сб.: Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: сб. науч. статей. Вып. 16. Под науч. ред. А.Д. Жаркова. М.: МГИК. С. 122-129.

Бочкарева Е.Д. 2018. Роль исторической памяти в гражданско-патриотическом воспитании учащейся молодежи. - Мир науки, культуры, образования. 5: 27-29.

Лазарев М.А., Бочкарева Е.Д. 2022. Казачье образование и культура как фактор социальной интеграции и модернизации в России. - Бюллетень международного центра «искусство и образование». 4: 48-71. DOI: 10.5281/zenodo.7031038, EDN: MGHULM

Лазарев М.А., Ласкин А.А. 2016. Воспитание интереса молодежи к отечественной культуре в условиях глобализации. - Государственная служба и кадры. 1: 109-113. DOI: 10.5281/zenodo.6520125, EDN: VZEJHN

Полный текст обращения Владимира Путина 30 сентября 2022: Стенограмма выступления [Электронный ресурс]. - Комсомольская правда. 30 сентября 2022, 15:45. - URL: https://www.kp.ru/daily/27452.5/4655517/

Путин: РФ является многонациональной страной, и «пещерный национализм» может ее развалить [Электронный ресурс]. - ТАСС. 18 октября 2018. - URL: https://tass-ru.turbopages.org/turbo/tass.ru/s/obschestvo/5691434

Темиров Т.В. 2014. Созидание культуры или экономическая прагматика? - Родина. 3: 21-23.

Фролов-Крымский К. 2012. Мы русские [Электронный ресурс]. Стихи.ру - URL: https://stihi.ru/2012/11/18/11656

Поступила / Received: 01.10.2022

Принята / Accepted: 20.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.