Научная статья на тему 'Патриотизм как первооснова становления гражданского общества'

Патриотизм как первооснова становления гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
595
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / МОЛОДЕЖЬ / СЕМЬЯ / ШКОЛА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / АРМИЯ / ТРУД / ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Великородный Павел Григорьевич, Алферов Владимир Юрьевич

В статье рассматривается в сравнении с советским периодом современное состояние нравственно-патриотического воспитания детей и молодежи в системе воспитывающих субъектов «семья школа общественные организации армия и военизированные структуры трудовая сфера». Статья содержит предложения, вытекающие из проведенного анализа, реализация которых, по мнению авторов, будет способствовать становлению, развитию и совершенствованию полноценного гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTISM AS A FOUNDATION OF CIVIL SOCIETY

The paper presents a comparison between the Soviet period system and the current state of moral and patriotic education of children and young people in the system of “family school community organizations army and paramilitary organizations workplace”. The paper contains suggestions which have been made on the basis of the above analysis; the authors believe that their implementation will contribute to the establishment, development and improvement of a full-fl edged civil society

Текст научной работы на тему «Патриотизм как первооснова становления гражданского общества»

OPD@ssea.runnet.ru. Павел Григорьевич Великородный,

кандидат юридических наук, доцент кафедры правосудия и правоохранительной деятельности, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г. В. Плеханова

Владимир Юрьевич Алферов,

кандидат юридических наук, доцент кафедры правосудия и правоохранительной деятельности, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 316.614 РЭУ им. Г. В. Плеханова

ПАТРИОТИЗМ КАК ПЕРВООСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

В статье рассматривается в сравнении с советским периодом современное состояние нравственно-патриотического воспитания детей и молодежи в системе воспитывающих субъектов «семья - школа - общественные организации - армия и военизированные структуры - трудовая сфера». Статья содержит предложения, вытекающие из проведенного анализа, реализация которых, по мнению авторов, будет способствовать становлению, развитию и совершенствованию полноценного гражданского общества.

Ключевые слова: дети, молодежь, семья, школа, общественные организации, армия, труд, обучение и воспитание, патриотизм, родина, гражданское общество.

P.G. Velikorodniy, V.Yu. Alferov

PATRIOTISM AS A FOUNDATION OF CIVIL SOCIETY

The paper presents a comparison between the Soviet period system and the current state of moral and patriotic education of children and young people in the system of "family - school - community organizations - army and paramilitary organizations - workplace". The paper contains suggestions which have been made on the basis of the above analysis; the authors believe that their implementation will contribute to the establishment, development and improvement of a full-fledged civil society.

Keywords: children, youth, family, school, community organizations, army, labor, training and education, patriotism, homeland, civil society.

Kafedra

Высочайший патриотизм - страстное, беспредельное желание блага Родине.

Н.Г. Чернышевский

Феномен патриотизма играет в жизнедеятельности и судьбах людей и государств очень важную роль. И неслучайно во все времена государства делали и продолжают делать ставку на своих подданных-патриотов как на надежную и проверенную веками опору.

Что же такое патриотизм, как он понимается и формируется?

Патриотизм (от греч. patriotes - земляк, соотечественник, patris - родина, отечество) - любовь к Родине, к Отечеству, преданность своему народу; движимые этим чувством, народные массы ведут борьбу против чужеземных завоевателей и угнетателей [7, с. 480]. Патриотизм - «одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» (В.И. Ленин) [8, с. 987].

Приведем точное определение понятия «российский патриот». Российский патриот - это человек, который соединил свою судьбу с судьбой своего народа, его вековыми традициями, верит в Россию, помнит и почитает своих героев, хранит историческую память, культуру народа, связан с ним национальными корнями, выполняет заветы предков: беречь и защищать Русь - Россию, не щадя живота своего [5, с. 532].

Смеем утверждать, что только патриоты нашего Отечества способны как на ратные, боевые, так и на трудовые подвиги - в военное и мирное время.

Из многих тысяч назовем лишь несколько имен российских патриотов, совершивших героические подвиги, и факты патриотизма во имя интересов своей Родины и народа:

• князь Александр Ярославич (Невский) и русская рать - разгром шведов на р. Неве (1240 г.) и немецких рыцарей-крестоносцев в Ледовом побоище (1242 г.);

• гражданин К. Минин, князь Д.М. Пожарский и народное ополчение - изгнание польских интервентов из Москвы и Руси (1612-1618 гг.);

• генералиссимус А.В. Суворов и отечественные войска - победы в русско-турецких войнах (17681774 гг., 1787-1791 гг.), разгром французских войск в итальянских и швейцарских походах (1799 г.);

• генерал-фельдмаршал М.И. Кутузов и русская армия - победы в русско-турецкой войне (1806-1812 гг.), разгром наполеоновской армии (1812-1813 гг.);

• маршалы Советского Союза - четырежды Герой Советского Союза Г.К. Жуков и дважды Герои Советского Союза К. К. Рокоссовский, А.М. Василевский, И.С. Конев, В.И. Чуйков и многие другие военачальники разных рангов - и руководимые ими советские войска - выиграли множество сражений с гитлеровскими войсками и одержали Победу над фашистской Германией в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.);

• летчик-космонавт Ю.А. Гагарин - впервые в истории человечества совершил полет в космос (1961 г.), Герой Советского Союза;

• полковник С. Султангабиев - закрыл собой от взрыва гранаты подчиненных ему солдат, Герой России (2014 г.).

Наша держава - страна народа-патриота. Отечественная история многократно свидетельствует, что

патриотизм - это чудодейственная и мощная духовная сила, делающая народ и страну непобедимыми.

В этой связи представляются интересными, на наш взгляд, результаты анкетирования студентов, проведенного в 2016 г. в трех ведущих саратовских вузах, посвященного вопросам патриотического воспитания молодежи в нашей стране. В частности, на вопрос: «Являетесь ли Вы по своему внутреннему убеждению патриотом своего Отечества?» респонденты ответили: «да» - 79,55%, «нет» - 6,81% и затруднились с ответом - 13,64%. А на связанный с первым второй вопрос: «В случае необходимости пойдете ли Вы защищать свою Родину (Российскую Федерацию) с оружием в руках?» последовали следующие ответы, с указанием их причин (оснований):

1. «Да, пойду» (81,25%), потому что:

- я гражданин(-ка) России (46,15%);

- считаю защиту Отечества своим долгом (40,56%);

- мои предки, как патриоты Отечества, были для меня примером (49,65%);

- мои родители преданы России и мне дороги чувства патриотизма (12,58%);

- буду мобилизован вопреки моему желанию (7,69%);

2. «Не пойду» (18,75%) ввиду того, что:

- никогда не буду рисковать своей жизнью (3,03%);

- не вижу необходимости рисковать своей жизнью (30,3%);

- отсутствуют жизненные идеалы, за которые следует рисковать собственной жизнью (21,21%);

- недоволен уровнем жизни в нашей стране (36,36%), обусловленным:

• приватизацией природных ресурсов и народнохозяйственных объектов частными лицами (18,18%);

• платным образованием (30,3%);

• платным лечением и дороговизной лекарств (36,36%);

• недоступностью приобретения жилья простыми людьми из-за его высокой стоимости (33,33%);

• проблемами с трудоустройством на хорошо оплачиваемую работу (42,4%);

• высоким уровнем коррупции в органах власти и управления (30,3%);

• высокими платежами за услуги ЖКХ, жилье и его ремонт, транспорт и связь (27,3%)1.

Известно, что патриотами не рождаются - ими становятся. Как становятся инженерами, врачами, космонавтами, спортсменами. Глубокие патриотические чувства формируются у человека не в одночасье, а постепенно, последовательно, непрерывно и поэтапно: рождение, семья, школа, общественные организации, армия и военизированные структуры, трудовая деятельность. Это «колыбели» патриотизма.

Первый, образно выражаясь, «генный» признак патриотизма - это рождение человека в конкретном месте конкретной страны. В данном случае - в России. «Генный» кирпичик есть та база, на которой формиру-

1 Здесь и далее приведены результаты авторского исследования ответов 352 студентов юридического профиля 2-4-х курсов Саратовского социально-экономического института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского и Саратовской государственной юридической академии по специально разработанной анкете в 2016 г.

ются в «колыбелях» (семье, детском саде, школе, вузе, армии, труде) лучшие человеческие качества, являющиеся предпосылками патриотизма: любовь, совесть, честность, доброта, мужество, тактичность, достоинство, щедрость, трудолюбие, милосердие, благородство, великодушие, терпимость, вежливость, сочувствие, благодарность, скромность, учтивость.

Один мудрый человек сказал, что воспитывать ребенка надо с раннего возраста, с пяти-шести месяцев. А если гораздо позже - воспитание ущемляется. В детских яслях и садах средствами воспитания служат строгий распорядок дня, озвучивание воспитателями сказок и разучиваемые с детьми песенки и танцы; игры и торжественные праздничные утренники на Новый год, 8 марта, 1 и 9 мая, в честь детей-именинников; выход на детские игровые площадки и т.п.

Семья является важнейшим звеном цепи воспитания. Известный советский педагог А.С. Макаренко, развивший теорию семейного воспитания, писал: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте -родители и педагоги» [3, с. 203]. Именно в семье ребенку (подростку, юноше) изначально прививаются такие похвальные качества души, как любовь к животным, природе, уважение к старшим, подражание старшим в хороших поступках и делах, готовность помочь больному и немощному, память и гордость за предков, заботливое отношение к родным, материальным вещам и ценностям, нравственная чистота и тактичность, трудолюбие.

Родители в первую очередь являются для своих детей образцом и в хорошем, и в плохом. Другой известный педагог В. А. Сухомлинский отмечал, что «... главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери» [3, с. 204]. Насколько воспитаны в лучших традициях сами родители, настолько будут воспитаны и дети. Справедлива веками проверенная народная поговорка «яблоко от яблони недалеко падает».

На сознание детей влияют: уровень образованности и культуры родителей; характер их взаимоотношений между собой и членами семьи; отношений с друзьями, соседями и знакомыми, способы разрешения бытовых и иных проблем; уровень достатка и материальной обеспеченности; среда обитания в целом.

Однако повседневное восприятие далеко не идеальной жизни подрастающим поколением неоднозначно. Крайне отрицательно сказывается на привитии лучших нравственных и патриотических чувств социальная несправедливость, воровство, пьянство, безработица, недостаточное внимание детям ввиду постоянной занятости родителей (или одного из них) работой на производстве, неполноценность семьи, ее бедность, другие негативные факторы. По данным Росстата, за чертой бедности сейчас живет 20,3 млн человек. Это на 12% больше, чем в 2014 г. [10]. Но фактически этот показатель выше вследствие массового сокращения во многих сферах работающих граждан и высокого уровня безработицы в стране.

Только нравственно здоровая, благополучная и самодостаточная семья как первооснова способна сформировать совместно со школой высокодуховных

и преданных стране людей. Проведенное нами исследование показало, что уровень патриотического воспитания в семье считают достаточным 75,14% респондентов, недостаточным - 13,01% и затруднились с ответом - 11,83%.

Воспитание молодежи, как известно, является составной частью образовательного процесса. В средних и высших учебных заведениях молодые люди узнают историю своей страны, этапы ее развития, трудные и критические периоды, достижения и победы, имена и подвиги отечественных патриотов - героев военного дела и мирного труда.

«История, - писал известный российский историк Н.М. Карамзин, - в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего. .и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества» [2, с. 5]. История - это кладезь знаний, бесценный дар и бытия человеческого и наших предков.

С сожалением приходится констатировать, что в настоящее время в соответствии со школьной программой история изучается в 5-9-х классах два часа в неделю и три часа - в профильных 10-11-х классах. На изучение истории Великой Отечественной войны отведено всего два часа. При такой постановке обучения в школе винить детей в незнании истории родной страны не приходится. За это ответственны взрослые.

Не менее значимо и полезно изучение детьми художественной литературы и искусства. В произведениях отечественных писателей и поэтов, представителей культуры, как эхо в природе, отражаются в прозаической, стихотворной и музыкально-театральной формах жизнь России, ее великих и знаменитых людей, знаковые события. «Книги, - отмечал английский философ Фрэнсис Бэкон, - это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой ценный груз от поколения к поколению» [4, с. 165]. Сегодня литература изучается в школе всего три часа в неделю. По всей вероятности, не иначе как предательством образовательных возможностей учащейся молодежи, с одной стороны, так и незнанием содержания и непониманием значения для познания ею «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, «Истории России с древнейших времен» С.М. Соловьева, «Бородина» М.Ю. Лермонтова, «Бориса Годунова» и «Медного всадника» А.С. Пушкина, «Тихого Дона» М.А. Шолохова, «Молодой гвардии» А.А. Фадеева, «Василия Теркина» А. Т. Твардовского, а также трудов еще многих наших классиков, с другой стороны, можно объяснить разрушение неолибералами прежней (советской) системы образования, считавшейся лучшей в мире.

В настоящее время в Финляндии, система образования которой считается лучшей в Европе, есть объединение преподавателей, работающих по советским учебникам. Четыре года назад к ним присоединилась Германия. А в американском Бостоне есть учебное заведение, где математику преподают на русском языке тоже по советским программам. Выпускников, получивших диплом этой школы, берут на работу в любую организацию [9].

Девальвированное реформой образование, высокая стоимость учебников, художественной литературы вкупе с аморальными телепередачами и интернет-ресурсами привели к тому, что теперь подростки и молодежь не читают печатные издания и, как следствие, имеют ущербный образовательно-культурный уровень.

Наши известные современники Никита Михалков и Михаил Задорнов в своих телепрограммах показали: нынешние школьники и молодежь не знают, кто такие Кутузов и Ленин, кто совершил первый в мире полет в космос, что Немирович-Данченко - это один человек и т.д. и т.п. К примеру, из числа 352 проанкетированных студентов 48,3% читали книги о патриотах, 19,3% не читали, а 32,4% затруднились с ответом. Можно смело полагать, что они тоже не читали подобных книг.

Отмечая ослабление влияния школы на формирование личности детей и подростков вследствие появления Интернета и электронных СМИ и необходимости возврата школе безусловной ценности - обновления содержания образования с сохранением наших традиций и преимуществ, Президент РФ В. Путин в Послании Федеральному Собранию указал «не забывать об огромном значении качества преподавания русского языка, истории, литературы, основ светской этики и традиционных религий. У этих предметов особая роль: они формируют личность» (Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 г.).

В педагогических, юридических, военных университетах, академиях и институтах осуществляется разумное сочетание обучения профессии и воспитания, формирование качеств гражданина и патриота, т.е. личностный эталон как для будущих учеников, правоведов и воинов, так и для оступившихся в жизни граждан.

В образовательном процессе технических, медицинских, музыкальных, театральных и других вузов превалирует профилизация - обучение соответствующей специальности. Конечно, и в этих учебных заведениях имеет место воспитательное воздействие на студентов, но оно, во-первых, незначительно и, во-вторых, выполняется в рамках обучающей профессионализации, в какой-то мере соподчинено ей.

Как учащиеся школ и колледжей, так и студенты вузов активно занимаются в кружках художественной и прикладной самодеятельности, в различных спортивных секциях, клубах, командах. Студенты и профессиональные спортсмены, добиваясь высоких результатов, патриотично и достойно представляют и защищают спортивную честь России на европейских и мировых соревнованиях и Олимпийских играх: завоевывают медали высшей пробы и поднимаются на

пьедестал почета, что сопровождается подъемом флага и исполнением гимна Российской Федерации, вызывая гордость за свою страну.

В бывшем Советском Союзе вопрос воспитания молодежи решался на государственном уровне. Важную роль в этом деле играли такие детско-юношеские общественные организации, как пионерия (Всесоюзная пионерская организация им. В.И. Ленина) и комсомол (Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи - ВЛКСМ). В них состояли миллионы школьников, студентов и работающей молодежи. С первыми проводилась планомерная работа по духовно-патриотическому воспитанию в школах, пионерских организациях и летних лагерях отдыха, со вторыми тоже целенаправленно - в комсомольских.

Члены ВЛКСМ активно участвовали в освоении целинных и залежных земель, строительстве БАМа, гидро- и атомных электростанций, городов (Комсомольск-на-Амуре, Волгодонск и др.), в хлебоуборочных кампаниях, поисковых отрядах и других акциях.

Таким образом была выстроена воспитательная идеолого-нравственно-патриотическая преемственность: пионерия (с 11 до 15 лет) - комсомол (с 15 лет) -партия (КПСС). И это приносило свои положительные плоды.

С развалом СССР пионерия и комсомол канули в небытие. Советская система воспитания была разрушена, и вся ответственность за формирование личности переложена на семью. Многие родители оказались к этому не готовы. А у школы, где подросток проводит большую часть времени в период становления личности, функцию воспитания отобрали. Представляется, что и в высших учебных заведениях также не дорабатывают в этом отношении.

Проведенное нами исследование свидетельствует, что, по мнению респондентов, уровень патриотического воспитания является:

- в средней школе: достаточным - 56,2% респондентов, недостаточным - 31,95%, затруднились с ответом - 11,83%;

- в высшей школе: соответственно 45,56%, 39,64% и 14,79%;

- в стране в целом: соответственно 43,78%, 36,09% и 20,11%.

Эти тревожные, на наш взгляд, показатели заставляют серьезно задуматься о неотложном решении проблемы духовного и нравственно-патриотического воспитания современного молодого поколения россиян.

Следует согласиться с актрисой Ириной Купченко, сыгравшей главную роль в фильме «Училка», которая в интервью газете сказала: «У учителя сейчас нет ни власти, ни авторитета: учитель не может заставить ребенка делать то, что считает нужным. Учителей лишили воспитательной функции, считая, что ребенок должен развиваться свободно - и это правильно. Но делать, что он хочет, - это уже не всегда правильно. А учитель стал менеджером по предоставлению знаний» [1, с. 18].

Авторитет профессии учителя оказался потерянным, учитель стал для школьников всего лишь транслятором знаний. А в Китае, например, учитель - главный человек после Бога и родителей.

Молодое поколение выпало на десятилетия из поля зрения государства. Важный и емкий человеческий пласт был оставлен на произвол злого рока, что обернулось негативными последствиями. Дети после школы слоняются по улицам и сталкиваются со всеми гадостями уличного воспитания, часами заняты компьютерными играми, смотрят по телевидению фильмы и передачи, пропагандирующие жестокость, секс, насилие, безнравственность. И результаты не заставили себя ждать. Сегодня уже нередки случаи правонарушений подростками, неповиновения их родителям. Имеют место в школах факты избиения и убийства учениками своих учителей и взятия в заложники одноклассников.

Молодежь, оставшаяся без внимания и идеалов, стала объектом активного антипатриотического «воспитания» Западом через радиостанции, Интернет, кинобоевики и другие средства. И это чревато непредсказуемыми последствиями.

Нельзя не отметить, что в постсоветский период федеральными органами власти де-юре был принят ряд нормативных правовых актов по линии патриотического воспитания молодежи2. А де-факто они не дали реально ожидаемых позитивных результатов ввиду недооценки проблемы и формального, как нам кажется, подхода к ее разрешению. Парадоксальность такого положения состоит в том, что, с одной стороны, государство принимает документы, направленные на благие меры патриотического воспитания молодежи, а с другой стороны, та же, к примеру, школьная реформа свела на нет воспитательные возможности школ.

Нам представляется, что должное понимание и осознание властью допущенной ошибки приходит только сейчас. У нас будет подобие пионерской организации, существовавшей в советское время (кстати, в Беларуси ее даже не отменяли, но обновили, изменив устав и девиз). Недавно Президент России Владимир Путин подписал указ о создании нового молодежного движения «Российское движение школьников», предназначение которого - «воспитание подрастающего поколения, содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей» (Указ Президента РФ В. Путина от 29 октября 2015 г. «О создании Общероссийской общественно-

2 Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ (ред. от 05.04.2013 г.) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1995 г. № 727 (ред. от 21.04. 1997 г.) «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р (ред. от 16.07. 2009 г.) «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации»; Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях»; Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 (ред. от 17.01.2013 г.) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»; Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 г. № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания».

государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников"»).

В унисон с названным президентским указом Совмином России принята перспективная государственная программа по патриотическому воспитанию граждан нашей страны (Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1493 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг."»). Есть надежда, что теперь детей и молодежь будут воспитывать в духовно-нравственном, художественном, спортивном и патриотическом отношении. Конечно, если и эта попытка не попадет в формально-бюрократические переплеты.

Замечательной воспитательной школой для молодых людей обоего пола является служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и военизированных структурах - МВД, ФСБ, МЧС, ФТС, ФСО, ФСИН и др. В них юноши и девушки практически закрепляют свое военное и специальное мастерство, применяют оружие и спецсредства, проявляют высокую дисциплину, мужество, верность долгу и жертвенность, на деле обеспечивают территориальную неприкосновенность и целостность России, защищают экономические и правовые интересы граждан, организаций и страны, охраняют природные ресурсы, государственный и общественный правопорядок - реально проявляют свою преданность Родине и народу.

В настоящее время не только школа, но и трудовая сфера является «узким» местом в деле формирования личности индивида.

Продуктивным воспитателем человека является его жизнь в целом и емкая составляющая ее - трудовая деятельность. Работающая молодежь по факту может, а если быть точными, могла бы получать уроки нравственно-патриотического порядка в надлежащей обстановке и условиях труда, при достойной его оплате и общественной оценке, социальных льготах и государственных гарантиях и в конечном итоге высоком качестве жизни. Однако в действительности ничего этого, к сожалению, нет.

Экономика страны во многом имеет сырьевую структуру, правоотношения во всех сферах жизнедеятельности в большинстве своем коммерциализированы. Сегодня у нас наличествует общество, расслоенное по воле либеральных «реформаторов» на кучку очень богатых и массу сводящих концы с концами. Сформировавшаяся олигархически-бюрократическая отечественная «элита» фактически дистанцировалась от народа, относится к «низам» как обслуживающему персоналу. Преданы забвению идеалы нации, у людей нет веры в закон и справедливость.

В стране массовая безработица. Миллионы соотечественников лишены возможности применить свои знания и силы на благо семьи и страны. К примеру, только «доля молодых людей в возрасте до 25 лет, которые не находят работу, превышает 27%» [11].

Многие наши соотечественники ищут утешения за границей. «.Из России в другие страны ежегодно выезжает 300 тысяч человек, причем 40 тысяч - на постоянное место жительства. Половина российских мигрантов - люди с высшим образованием. Евросоюз

заинтересован в привлечении российских специалистов» [6, с. 250]. Как саркастически заметила Н. До-рохина, «мозги из России уехали, зато желудки остались» [3, с. 27]. Следует отметить, что на вопрос анкеты: «Имеете ли Вы желание эмигрировать из России в другую страну?» студенты ответили:

- «да, имею» (19,31%), из них: по материально-экономическим причинам - 79,41%; по политическим соображениям - 3,97%; по религиозным мотивам -1,7%; по иным основаниям - 2,84%;

- «не имею» (54,56%);

- 26,13% будут ориентироваться по ситуации и обстоятельствам.

Эти данные являются, по нашему мнению, серьезной информацией к размышлению политикам, воспитателям и педагогам всех уровней.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всесторонне анализируя результаты проведенного исследования и получившуюся картину, отражающую состояние духовно-нравственного воспитания молодежи, зададимся вопросами: как все это согласуется с проблемой патриотического воспитания современного молодого поколения в условиях ущемления самим государством миллионов профессионально состоявшихся и трудоспособных россиян в чувствах сыновнего отношения и преданности Родине? Как воспринимаются и будут восприниматься такие примеры подрастающим поколением?

Но не стоит отчаиваться. Любые трудности, какими бы сложными они ни были, разрешимы. Это показывали в недавнем прошлом наши соотечественники, многонациональный народ Советского Союза. Для России и ее граждан нет непреодолимых преград.

Надо помнить, что патриотизм, преданность Отечеству и народу является краеугольным камнем, первейшей основой становления гражданского общества. Только патриотам небезразлична судьба страны и ее граждан, и только патриоты способны и могут самоорганизоваться в консолидированное и духовно сплоченное общественное объединение - гражданское общество. Думается, что космополитически настроенным индивидам и лицам, характеризующимся индифферентностью к общественной и государственной жизни, этого не дано. Сбережение народа в руках самого народа, оно невозможно без его добровольного и активного самосплочения на платформе патриотизма.

Подытожим все сказанное предложениями, вытекающими из проведенного анализа, реализация которых будет, как мы полагаем, способствовать дальнейшему развитию и совершенствованию нравственно-патриотического воспитания россиян и в конечном итоге становлению гражданского общества:

1. Восстановить в своей основе прежнюю (советскую) систему образования.

2. Увеличить в учебных программах средних образовательных учреждений количество часов на изучение отечественной истории, русского языка, литературы, этики.

3. Снизить до минимума стоимость школьных учебников и ученических принадлежностей, одежды для учащихся школ, игрушек для детей дошкольного возраста.

4. Переформатировать на популярных телевизионных каналах фильмы и передачи (программы), ис-

ключив (ограничив) культ жестокости, убийства, насилие, нецензурную лексику, пошлость, другие пороки, заменив их на положительные аналоги.

5. По мере развития экономики создавать в стране новые рабочие места, возрождая разрушенные в 1990-е гг. народно-хозяйственные объекты и строя новые.

6. Органам государственной власти и местного самоуправления для повышения статуса учителя постоянно пропагандировать его авторитет с помощью общественных организаций, телевидения, средств массовой информации, Интернета.

7. Учитывая, что семья является первым и наиболее важным звеном воспитательной системы, ежегодно в сентябре проводить в школах родительские собрания ориентирующе-направляющего характера с участием учительского корпуса, психологов, юристов, представителей правоохранительных структур, органов образования и культуры, уполномоченного по правам ребенка и уполномоченного по правам человека. На этих собраниях целесообразно определять двуединый согласованный подход родителей и учителей к методам воспитательного воздействия на детей: принципиальная требовательность воспитателей в школе и дома и безоговорочная исполнительность воспитуемых там же. Организационное сопровождение родительских собраний должно быть возложено на региональные министерства образования и науки и органы местного самоуправления.

8. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы», федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты по проблематике патриотического воспитания школьников и молодежи должны реализовываться согласованно единым фронтом: семья, школа, общественные организации, федеральные и региональные министерства (комитеты, отделы) образования и науки, культуры, спорта и другие ведомства.

9. Органам государственной власти и муниципалитетам субъектов РФ разумно, оперативно и строго по назначению использовать свою часть из финансового «пирога» в 50 млрд рублей, выделяемых государством из бюджета в 2016 г. на ремонт, реконструкцию и строительство новых школ.

10. При разработке программ и мероприятий по воспитанию любви молодого поколения к своему Отечеству и народу учитывать следующие предложения-пожелания студентов, принявших участие в проведенном нами анкетировании:

10.1. Работу по патриотическому воспитанию надо начинать с семьи, детского сада, школы.

10.2. С детства, со школьной скамьи больше рассказывать детям о патриотизме, проводить уроки гражданственности «Я - патриот России».

10.3. На постоянной основе осуществлять общение между ветеранами и молодым поколением; навещать ветеранов войны и оказывать им помощь.

10.4. В СМИ шире публиковать материалы о подвигах наших героических предков, уделять значительное внимание людям, приносящим пользу обществу, а не очернять честь и достоинство.

10.5. Пропагандировать выдающиеся отечественные фильмы по истории России; создавать фильмы патриотического содержания и демонстрировать их детям и подросткам в учебных заведениях и по телевидению.

10.6. Продолжить практику проведения коллективных посещений культурных памятных мест, исторических музеев, городов-героев.

10.7. Использовать социальную рекламу для пропаганды патриотизма; продвигать историю в социальные сети и компьютерные игры.

10.8. Поднять уровень жизни и обеспечить достойные условия проживания в России, чтобы не было желания уехать из страны.

10.9. Восстановить реальное равноправие и справедливость.

В качестве заключительного аккорда можно привести следующее аксиоматическое суждение. Патриотизм является обязательной частью и проявлением общей культуры человека. А настоящим патриотом может быть только воспитанный и просвещенный человек. Будут наши соотечественники, и в первую очередь молодое поколение, патриотами - состоится

и гражданское общество. А будет гражданское обще-■ будет и Россия.

ство ■

1. Жизнь. 2015. 9-15 дек. № 48.

2. Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: ЭКСМО, 2003.

3. Мудрость России / авт.-сост. А.Ю. Кожевников, Т.Б. Линд-берг. СПб.: Нева, 2005.

4. Мудрость столетия: энциклопедия афоризмов. М.: АО «Столетие», 1997.

5. Отечественная история: россияне в мировой цивилизации: учебная книга по истории / под общ. ред. проф. Г.В. Орлова. Изд. 5-е, с изм. и доп. Волгоград: Издатель, 2005.

6. Полторанин К.М. Как убивают Россию. «Золотая Орда» ХХ1 века / К. Полторанин, А.Челноков, В. Поставнин. М.: Яуза-пресс, 2013.

7. Словарь иностранных слов / под ред. И.В. Лехина, С.М. Локшиной, Ф.Н. Петрова (глав. ред.) и Л.С. Шаумяна. Изд. 6-е, перераб. и доп. М.: Советская энциклопедия, 1964.

8. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1982.

9. Экспресс-газета. 2015. 1 июня. № 21 (1058).

10. Экспресс-газета. 2015. 14 дек. № 49 (1086).

11. Экспресс-газета. 2015. 7 дек. № 48 (1085).

dvzsaratov@mail.ru

УДК 316.346.32-053.6

Жадыра Абжамиевна Калиева,

аспирантка кафедры социологии, социальной антропологии и социальной работы, Саратовский государственный технический университет

им. Гагарина Ю.А.

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗМА МОЛОДЕЖИ: АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРАКТИК

Статья посвящена социологическому анализу феномена гражданского активизма молодежи Саратовской области. Молодежный активизм представляет собой активное участие молодежи в социальных преобразованиях, инициирование гражданских акций с целью достижения позитивных изменений социальной действительности. Молодежный активизм гражданской направленности содействует оптимальной реализации мероприятий социальной политики.

Новизна авторского подхода определяется оригинальной методологией, введением в научный оборот новых эмпирических данных относительно особенностей развития молодежного активизма, полученных посредством анализа транскриптов углубленных интервью с участниками повседневных активистских практик на региональном уровне. На основе феноменологии, символического интеракционизма и драматургического подхода в статье раскрываются особенности реализации активистских практик российской молодежи. Установлено, что гражданский активизм является значимой повседневностью для определенной части молодежи, которая в высокой степени ротируема; он способствует самовыражению и личностной самореализации юношей и девушек. Активистские практики дифференцируются на два основных вида: классические и агрессивные. Агрессивный активизм является фактически делинквентным и чаще всего выступает ответом на социальное насилие.

Проанализированы результаты проводившихся междисциплинарных исследований проблемы в России и за рубежом, предложены перспективные направления ее социологической рефлексии, определены условия и факторы успешного развития молодежного активизма, обнаружена зависимость между возрастом активистов и конструктивно-аналитической сложностью, пролонгированностью активистских практик.

Ключевые слова: социальная активность, активистские практики, молодежный активизм, региональный опыт активизма, молодежные объединения, гражданский активизм.

Zh.A. Kaliyeva

SOCIAL ASPECTS OF YOUTH ACTIVISM: ANALYSIS OF REGIONAL PRACTICES

The paper presents sociological analysis of the phenomenon of civic activism of young people in the Saratov region. Youth activism is understood in the paper as active participation of young people in social change, initiating civil actions

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.