Научная статья на тему 'Деятельность уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете народных комиссаров - Совете Министров по Омской области в 40-60е гг. XXв'

Деятельность уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете народных комиссаров - Совете Министров по Омской области в 40-60е гг. XXв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
193
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОМСКАЯ И ТЮМЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РПЦ ПРИ СНК СОВЕТЕ МИНИСТРОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Добровольский Александр Петрович, Воробьева Наталия Владимировна

В статье рассматривается история взаимоотношений государства и Церкви в Омской области в послевоенный период и до 1964 г. Анализируются направления деятельности и формы взаимодействия Омских епископов с уполномоченными Совета по делам РПЦ при СНК Совете министров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Добровольский Александр Петрович, Воробьева Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете народных комиссаров - Совете Министров по Омской области в 40-60е гг. XXв»

^^источниковедение, церковное краеведение

Иерей Александр добровольский, Воробьева Наталия Владимировна «Деятельность уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете народных комиссаров - Совете Министров по Омской области в 40-60-е гг. XX в.»

удк 27:94

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННЫХ СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПРИ СОВЕТЕ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ - СОВЕТЕ МИНИСТРОВ ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В 40-60-Е ГГ. XX В.

Иерей Александр Добровольский, проректор по воспитательной работе Омской духовной семинарии Омской епархии Русской Православной Церкви, Воробьева Наталия Владимировна, доктор исторических наук, доцент проректор по научной работе Омской духовной семинарии Омской епархии Русской Православной Церкви

аннотация. В статье рассматривается история взаимоотношений государства и Церкви в Омской области в послевоенный период и до 1964 г. Анализируются направления деятельности и формы взаимодействия Омских епископов с уполномоченными Совета по делам РПЦ при СНК - Совете Министров. Ключевые слова. Церковно-государственные отношения, Омская и Тюменская епархия, уполномоченный Совета по делам РПЦ при СНК - Совете Министров.

ACTIVITY OF THE AUTHORIZED AGENTS OF THE COUNCIL FOR THE AFFARS OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AFFILIATED WITH THE COUNCIL OF PEOPLE'S COMMISSARS- THE COUNCIL OF MINISTERS IN THE OMSK REGION IN THE 1940S-60S.

Priest Alexander Dobrovolskiy, Vice-Rector for educational work the Omsk Theological Seminary Omsk diocese., Vorobyeva Natalia Vladimirovna, Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, Vice-Rector for Scientific Work of the Omsk Theological Seminary

the Omsk Theological Seminary Omsk diocese

Abstract. The article discusses the history of relations between the state and the Church in the Omsk region in the post-war period and until 1964. It analyzes the areas of activity and the form of interaction between the Omsk bishops and representatives of the Council for the ROC under the Council of People's Commissars- the Council of Ministers.

Keywords. Church-state relations, Omsk and Tyumen diocese, authorized agents of the Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church under CPC- Council of Ministers.

t>\ 170

4<64rO -gJU'üVrÜ ча^иЧгв ^ХжйЧг о С

№ 2, 2018 (5)

стория взаимоотношений государства и Церкви в Омской области не может быть представлена в отрыве от истории вероисповедной политики советского государства в целом. 28 ноября 1943 г. СНК СССР принял постановление «О порядке открытия Церквей». Согласно ему верующим предоставлялось право организовывать религиозные общества. Для регистрации приходской общины необходимо было написать заявление и собрать 20 подписей. С января по сентябрь 1943 г. подано 36 ходатайств об открытии храмов в Омской области, из которых удовлетворены были лишь 6. Отказ об открытии храмов мотивировался главным образом незначительным количеством верующих и отсутствием помещения. Омский горисполком своим решением от 7 марта 1943 г. зарегистрировал общину верующих и 2 августа передал ей храм Воздвижения Креста Господня. Вторым храмом в Омске стал Никольский. Омский горсовет своим решением от 3 марта 1944 г. удовлетворил просьбу верующих, однако 21 марта горсовет отменил ранее принятое решение и передал Церковное здание под заводской клуб. Верующие избрали приходской совет. Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви по Омской области И.Е. Тихомиров (1943-1946) представил в облисполком проект о передаче Никольского храма. Облисполком направил документы в Москву для окончательного решения. В августе 1944 года в Омск пришло распоряжение о передаче храма верующим.

В начале мая 1944 г. приходским советом храма Воздвижения Креста Господня И.В. Сталину была направлена телеграмма: «В годы борьбы нашей Родины с немецкими варварами мы, духовенство и верующие г. Омска, Патриаршей Православной Русской Церкви, одушевленные единым с нашей доблестной Красной Армией стремлением к скорейшей Победе над кровожадным врагом, вносим свою скромную помощь в великое дело обороны нашей Родины и просим Вас принять от нас на бронетанковую колонну сто тысяч рублей. Молим Господа, желаем сердечно Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, и многолетнего здоровья, и полнейшего успеха в Вашем мудром руководстве нашей славной Красной Армией в достижении скорейшей победы над врагом. Настоятель протоиерей Токарев, председатель церковного совета Иванов».

Ответная телеграмма от 15 мая 1944 г.: «Прошу передать духовенству и верующим г. Омска Патриаршей Православной Церкви, собравшим сто тысяч рублей на строительство танковой колонны, мой привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».

Всего в 1944 г. на общецерковный счет Омского отделения Госбанка поступило от храмов города Омска свыше 225 тыс. руб., проводились сборы вещевых подарков. Согласно подсчетам Московской Патриархии за 1946 г. по сбору пожертвований Омская епархия занимала первое место в Советском Союзе, средний доход Церкви в Омской области был равен 998 тыс. руб., тогда как в Московской области он составлял - 165 тыс. руб., а в Ленинградской - 375 тыс. руб.

15 июля 1945 г. открыт Покровский храм в с. Воскресенка.

Усилия верующих области привели к тому, что число приходов увеличилось с 1 в 1943 г. до 24 к 1948 г. В 1946 г. Омская кафедра восстановлена, в конце ноября 1946 г. сюда назначен архиеп. Алексий (Пантелеев). К середине 1947 г. в Омской области действовало 5 храмов: собор Воздвижения и Никольский храм в Омске,

И

^^источниковедение, церковное краеведение

Иерей Александр добровольский, Воробьева Наталия Владимировна «Деятельность уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете народных комиссаров - Совете Министров по Омской области в 40-60-е гг. XX в.»

Покровский храм в с. Воскресенка, Калачинского района, храмы в с. Новая Станица, Ульяновского района, в с. Куйтарлы, Саргатского р-на, молитвенный дом в г. Исилькуле. За 3 квартала 1947 г. в кафедральном соборе было собрано пожертвований - 2,7 млн руб. В Омской области к середине 1947 г. числилось 15 священнослужителей.

Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви по Омской обл. И.Е. Тихомиров провел регистрацию уставов двадцаток всех фактически действовавших храмов региона.

Выполнение функций уполномоченного было невозможно без взаимодействия с органами власти, в том числе по хозяйственным и имущественным вопросам. Они часто становились объектом внимания уполномоченного после жалоб верующих или духовенства. Жалобы и посещения уполномоченного с целью получения информации и разъяснений были распространенным явлением, в среднем за год уполномоченный принимал порядка полутора сотен человек. Важным каналом информации для него являлись командировки, как по служебным делам, так и совмещаемые с поручениями обкома и исполкома области. Новая должность, введенная в военное время, нашла свое место в структуре государственной власти региона. Была налажена работа в соответствии с указаниями и инструкциями Совета, уполномоченный смог занять свое место в иерархии областных органов власти.

Материальное положение сельских приходов ухудшалось. В связи с бедностью советской деревни и малочисленностью прихожан сельские приходы закрывались. Проблемой было и материальное обеспечение священников. Можно констатировать, что церковно-религиозная жизнь в области переместилась в города и в городские поселки, из приходов которых складывался основной доход епархии. Несмотря на эти трудности, Церковь активно участвовала в патриотической работе, в займах восстановления хозяйства после войны и в адресной помощи различным категориям населения.

В Омской области за рассматриваемый период сменилось четыре уполномоченных по делам Русской Православной Церкви: по Омской и Тюменской областям И.Е. Тихомиров (1943-1946 гг.), по Омской области А. Плотов (май 1945 - февраль 1949 гг.), Б. Сергеев (с февраля 1944-1949 гг.), Д. Кукарин (декабрь 1949 г.).

В их деятельности стала преобладать работа с обращениями и ходатайствами верующих по бытовым вопросам жизни приходов, налогообложению и взаимодействию с властью.

Уполномоченный стал фигурой, способной разрешить практически любой вопрос, связанный с жизнедеятельностью православных приходов.

В начале 1950 г. был арестован настоятель Воздвиженского собора священник П. Г. Чернявский1, осужден на 10 лет по ст. 58. К апрелю 1950 г. в Омской области осталось 8 священников, 3 диакона и 2 псаломщика.

120 июня 1950 г. арестована по 58-й статье Чернявская Ю.Н. (1898 г.р., молдаванка, член ВКП(б) с 1919 г., не работала, г. Омск). В июле 1948 г. отправила в адрес ЦК ВКП(б) анонимное письмо: "Дорогой тов. Жданов! Прочитав в "Правде" резолюцию Информбюро о положении компартии Югославии, меня удивляет одно, почему мы суем свой паршивый нос во внутренние дела других стран? Навязывая им этот голодный коммунизм, которым Вы кормите миллионы трудящихся СССР. Да! Югославские товарищи правы, что говорят, что ВКП(б) и советская власть в СССР переродилась... Да! Т. Сталин попирал святые заветы Ленина...". ГАРФ. Ф. 8131. Оп. 31. Д. 25142.

№ 2, 2018 (5)

Обращаясь к уполномоченному с просьбой о регистрации священника, архиерей должен был как-то аргументировать его назначение.

Борьба за власть в высшем руководстве страны после смерти И.В. Сталина не могла не сказаться на церковной политике, проводимой в государстве. Пристальное внимание к идеологической работе проявилось после смещения и ликвидации Л.П. Берии. Принятие постановления ЦК КПСС от 7 июля 1954 г. «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» заново расставило приоритеты в отношении к Церкви и верующим. Негативная реакция верующего населения, Московской патриархии, критическая позиция руководства СДРПЦ и Совета по делам религиозных культов, международный резонанс привели к признанию ошибочности июльского постановления и принятию нового, «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения», опубликованного в «Правде» 11 ноября 1954 г.

Период 1954-1957 гг. стал достаточно либеральным для верующих и духовенства, что было связано с преобразованиями после ХХ съезда КПСС и очередной борьбой за власть в высшем руководстве страны. Этап потепления отношений сменился новой политической войной с религией и верующими, что было вызвано победой Н.С. Хрущева над «антипартийной группой Маленкова, Кагановича, Молотова и примкнувшего к ним Шепилова», увеличением сторонников «жесткой линии» по отношению к религии, желанием дистанцироваться от всех проявлений сталинской политики. Реализация нового курса в отношении к религии и Церкви, выраженная в проведение жесткой линии по ограничению деятельности РПЦ, могла стать успешной только при условии изменения кадрового состава Совета по делам РПЦ. Данная задача была решена в течение 1957 г.

Начало новому этапу церковной политики власти положило секретное постановление ЦК КПСС от 4 октября 1958 г. «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам "О недостатках научно-атеистической пропаганды"». Реализация постановлений правительства возлагалась на Совет и его уполномоченных, при этом активное наступление на религиозные организации, начавшееся в регионах страны, поощрялось и направлялось с самых верхов власти. В данном контексте символична отставка Г.Г. Карпова, которая ознаменовала собой конец особого периода и в жизни Совета, и в истории государственно-церковных отношений. Новым председателем СДРПЦ 6 февраля 1960 г. был назначен В.А. Куроедов.

Свою специфику в работу уполномоченных привнесла хозяйственная реформа, провозгласившая переход от отраслевого к территориальному принципу управления хозяйством. По усмотрению местного руководства уполномоченные произвольно зачислялись - где-то в штаты промышленных, где-то в штаты сельских исполкомов, что привело к сложностям в работе и управлении уполномоченными. С конца 1963 г. руководство СДРПЦ все чаще в своих документах стало акцентировать внимание на главной задаче Совета и его уполномоченных - контроле за выполнением законодательства о религиозных культах. К этому привела эволюция взглядов руководства Совета и непосредственно В.А. Куроедова. С середины 1950-х гг. Г.Г. Карповым неоднократно поднимался вопрос об объединении Совета по делам РПЦ и Совета по делам религиозных культов, что было обусловлено стремлением решить проблему правового статуса своих уполномо-

^^источниковедение, церковное краеведение

Иерей Александр добровольский, Воробьева Наталия Владимировна «Деятельность уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете народных комиссаров - Совете Министров по Омской области в 40-60-е гг. XX в.»

ченных, а также исключить дублирование функций уполномоченных и сократить расходы на содержание аппарата. Лишь в конце 1965 г. был организован единый Совет по делам религий.

Позиция партийных и советских структур Омской области в отношении церковного вопроса была, в целом, конформистской. Введение должности уполномоченного и его работа воспринимались как необходимость, определяемая решением Москвы. Для региональной власти значимость деятельности уполномоченного возросла в первой половине 1960-х гг., в период нового наступления на религию и Церковь в целом по стране.

Процессы, происходившие в церковно-религиозной сфере в Омской области в 1943-1965 гг., не имели кардинальных отличий относительно других регионов страны. По сравнению с центральными областями СССР в Омской области было небольшое количество верующих. Но при этом верующие и духовенство были активны в организации жизнедеятельности своих приходов, в защите своих прав.

В 1953 г. уполномоченным по Омской области был Густов, но на момент принятия и реализации постановления ЦК КПСС от 7 июля 1954 г. в Омской области должность уполномоченного СДРПЦ была вакантна. В 1958-1960 гг. уполномоченными Совета по делам Русской Православной Церкви при Тюменском облисполкоме был И. В. Черезов, а при Омском облисполкоме - Л.Л. Серебренников.

К реализации июльского постановления приступили партийные организации Омской области, обком внимательно следил за ходом научно атеистической пропаганды.

В рассматриваемый период выросла численность духовенства, увеличилось число советских граждан, принимающих участие в религиозных обрядах. К примеру, в сводке уполномоченного по Омской обл. Л.Л. Серебрянникова (1958-1960) находим скупое описание празднования Светлого Христова Воскресения в 1958 г.: «... Во всех храмах епархии прошли торжественные пасхальные богослужения. Еще задолго до начала пасхальной заутрени омские храмы были переполнены народом. В церковной ограде Крестовоздвиженского собора, где пасхальное богослужение совершалось архиерейским чином, скопилось около тысячи человек, не вместившихся в церковь. Среди пришедших в храм было большое количество молодежи (крайне опасное явление!). Такая же обстановка сложилась и в Никольской церкви г. Омска, что на ул. Труда, а также в храмах и молитвенных домах сельской местности области.».

Растущие доходы храмов и молитвенных домов позволяли духовенству направлять средства на их ремонт и реконструкцию, на улучшение материального обеспечения церковно- и священнослужителей, на приобретение домов и автомобилей для причта. Также данный период характеризуется тем, что церковная политика власти реализовывалась в Омской области двумя уполномоченными - Л.Л. Серебренниковым (уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви при Омском облисполкоме) и И.В. Черезовым (уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви при Тюменском облисполкоме).

Первым шагом на пути развертывания антирелигиозного наступления стала «Записка Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам. О недостатках научно-атеистической пропаганды» от 19 апр. 1958 г., поступившая на имя секретаря ЦК Е.А. Фурцевой. 16 окт. 1958 г. вышло два постановления Совета Мини-

№ 2, 2018 (5)

стров СССР «О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей» и «О монастырях в СССР». 28 нояб. 1959 г. вышло постановление Президиума ЦК КПСС «О мерах по прекращению паломничества к так называемым "святым местам"», требующее ограничить (до полной ликвидации) паломническую деятельность Церкви.

В 1958 г. в епархии местными властями были распаханы и засыпаны землей почитаемые источники в с. Кутырлы, Тюкалинского р-на и в местечке Криванково, Юр-гинского р-на. Под давлением власти еп. Мстислав издал циркуляр о прекращении паломничества.

С 11 марта 1959 г. под руководством Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС и общества «Знание» в 1959 г. началось издание специализированного антирелигиозного журнала «Наука и религия». Антирелигиозная борьба включала: 1) коренную перестройку Церковного управления, отстранение духовенства от административных обязанностей, финансово-хозяйственных дел в религиозных объединениях; 2) восстановление права управления религиозными объединениями органами, выбранными из числа самих верующих; 3) перекрытие всех каналов благотворительности Церкви; 4) ликвидация льгот для церковнослужителей в отношении подоходного налога, обложение их как некооперированных кустарей, роспуск и ликвидация профорганизаций в религиозных организациях; 5) ограждение детей от влияния религии, 6) перевод служителей культа на твердые оклады, независимо от совершенного ими количества Богослужений и обрядов, ограничение материальных стимулов духовенства.

В качестве примера приведем ситуацию противостояния директора школы в селе Воскресенском, Калачинского района, Омской области настоятелю храма Покрова Божией Матери протоиерею Александру Рухмалеву. Из рапорта протоиерея о. Александра Рухмалева, настоятеля Покровской церкви с. Воскресенского епископу Сергию: «в начале ноября с/г меня вызвали в село Львовку со станции Илюшкино, взяли на машину до Львовки. Доехали до фермы, вышел человек из будки, человек выдал нам билеты. Приехали в Львовку. Меня уже ждал заведующий школой, позвал меня в сельскую контору. В конторе еще председатель с/с. Зачем приехал. Я приехал исполнить христианскую требу. Мы не разрешаем. Я им сказал, что тов. Хрущев в газетах писал, что мы не преследуем христианским требам. Это не для нас писано. Продержали 5 часов. Отправляйся отсюда и больше к нам не езжай. В 11 часов ночи я уехал на Колонино. Документ уполномоченного не признал. Грешный протоиерей о. Александр Рухманов». 27.11. 1959.

Резолюция: «О более чем странном поведении заведующей школой я информировал уполномоченного т. Серебренникова. Вас прошу только не совершать треб огульно, чтобы они не носили массового характера. А вообще удовлетворять религиозные запросы верующих - дело священника, что гарантировано ст. 128 Конституции Советского Союза. 30.11.1959. Епископ Сергий»2.

13 янв. 1960 г. вышло Постановление ЦК КПСС «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах» [декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 янв. 1918 г., постановление СНК и ВЦИК РСФСР от 8 апр. 1929 г. «О религиозных объединениях»].

2Архив Омского Епархиального управления. Ф. 1. Оп. 4. Д. 3. Л. 13-16 об.

^^источниковедение, церковное краеведение

Иерей Александр добровольский, Воробьева Наталия Владимировна «Деятельность уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете народных комиссаров - Совете Министров по Омской области в 40-60-е гг. XX в.»

Усиление антирелигиозной пропаганды напрямую отразилось на церковной жизни. Приведем еще один пример. Из докладной записки в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров Союза ССР; Его Святейшеству, Патриарху Московскому и Всея Руси, Святейшему Алексею: «Вынужден довести до сведения Совета о нарушении порядка в пасхальную ночь при богослужении в Знаменском соборе города Тюмени. Группа молодежи находясь в центральной части собора учинила беспорядок, шумела, кричала и позволяла хулиганские действия в отношении молящихся в пасхальную ночь в храме. При содействии членов церковного совета и 20-ки эти лица были выдворены из храма и сданы в руки представителей милиции, те направили их в отделение. Там был составлен протокол, и лица на некоторое время задержаны, но вскоре освобождены и никаких результатов о расследовании их поступков не последовало. Даже их фамилии органы милиции назвать отказались. По этому поводу администрация собора обращалась к тов. Че-резову И.В., но до сих пор никаких результатов о принятых мерах к возмутителям спокойствия не было применено. Конституцией Советского Союза права верующих охраняются от всякого посягательства с чьей-либо стороны, как охраняется и антирелигиозная пропаганда. В данном случае хулиганские действия отдельных лиц, нарушающих спокойствие и порядок, оказались ненаказанными или, по крайней мере, скрытыми.

В пасхальную ночь в селе Голышманове, того же района, Тюменской области, во время крестного хода, в алтарь через так называемые царские врата вошел гр-н Юрков Василий Гаврилович, член ВЛКСМ, стал глумиться над священными предметами на престоле, брал крест напрестольный, Евангелие и др. предметы. На попытки остановить, бранился непристойными словами, и лишь угрозами пожаловаться в обком комсомола его вынудили уйти и прекратить кощунство. Настоятель храма свящ. Д. Олейник мне об этом рапортовал. Я своевременно от 27 апреля с/года письмом сообщил об этом возмутительном случае Уполномоченному по делам Р.П. Церкви тов. Черезову И.В. с просьбой уведомить меня о принятых мерах к Юркову. Но до сих пор нет ответа ни письменного, ни устного, хотя бы через благочинного.

Доводя о сем до сведения Совета, убедительно прошу положить конец подобным явлениям издевательства над религиозными чувствами верующих и оскорбляющим предметы религиозного почитания. Я не могу допустить, чтобы такие поступки могли считаться компонентами антирелигиозной пропаганды. Очевидно, невежды или отдельные провокационные элементы могут так вести себя ради заведомой компрометации самих органов власти или общественных организаций.

Епископ Омский и Тюменский Сергий»3.

Еще один показательный пример. Обращение верующих Тары Патриарху Всея Руси об открытии церкви в г. Таре: «от Омска до Тобольска на тысячу верст развелись везде баптисты. Они собираются безнаказанно, нам не разрешают ни собираться, ни хлопотать. Послали мы телеграммы Вам и Хрущеву Н.С., так приехал Серебренников вместе с Колбуновым, стали нас вызывать по одному и стращать 58-й статьей. А также запретили писать куда-либо и подписываться в списке веру-

3Архив Омского Епархиального управления (АОЕУ). Ф. 1. Оп. 2. Д. 9. Л. 18-23.

№ 2, 2018 (5)

ющих. Велели сидеть дома и молиться. Теперь мы и не знаем, что делать. Очень уж хочется, чтобы открыли церковь... Просим Вашего совета, что нам теперь делать: хлопотать или отступиться»4.

Произвол уполномоченных фиксируется в ряде документов.

Рапорт епископа Омского и Тюменского Сергия Святейшему Патриарху Алексию (14 ноября 1960 № 2131): «.еще в мае там служил священник. посещаемость была слабой, местные жители посещали в единицах. Священник А. Ильин жил за счет тре-боисправлений. Но главное, в данном случае, это полное игнорирование со стороны уполномоченного Совета по Тюменской обл. тов. И.В. Черезова, меня как епископа. Тов. Черезов выражал недовольство через нашего уполномоченного по Омской области, если я в каком-нибудь случае не согласовывал с ним вопроса о назначении того или иного священнослужителя, и такие случаи были не больше двух раз, и с его стороны справедливо, но я в свою очередь этим фактом поставлен в очень ложное положение, церковь на очереди назначения туда священника, а из нее уже вывезли утварь и конфисковали средства. А меня никто не поставил об этом в известность.. Вам я не раз писал о ненормальных фактах со стороны отдельных советских работников в данном приходе и на других приходах. Но от Вас или Вашей канцелярии ни разу не получил никакого ответа. Прошу Вас, Ваше Святейшество, поставить вопрос об этом факте в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров Союза ССР»5.

В совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров Союза ССР (17 декабря 1960): «14 ноября с/года за № 2131 я послал рапорт Его Святейшеству о закрытии церкви в с. Ильинке-Ельцове Казанского р-на Тюменской области. Вопрос о ее закрытии не стоял вообще, мне о ней ни разу не говорил тов. Черезов. Правда церковь маломощная, имеющая годовой бюджет 14 968 р. О ней я говорил в личной беседе в сентябре месяце с т. Сивенковым. Но главное в этом мероприятии то, что для меня все это явилось неожиданностью. А верующие обратились ко мне за разъяснением и посыпались жалобы от членов 20-ки, старосты Половодова и других лиц. Храм посещался слабо, священник жил с трудом, а с июня месяца священника уже не было там. Ведь можно же было меня поставить предварительно в известность о готовящемся закрытии. Утварь можно было перевезти в другой храм и все было гораздо безболезненнее.

На мой раппорт Святейшему Патриарху я получил из Управления делами Патриархии сообщение за № 2315 от 22 ноября с/года, в котором мне было предложено самому непосредственно написать в Совет по делам Церкви.

Епископ Омский и Тюменский Сергий»6.

18 апр. 1961 г. под давлением власти Синод принял постановление о мерах по улучшению приходской жизни и по приведению ее в соответствие с законом «О религиозных объединениях в СССР», постановление утверждено Архиерейским Собором 18 июля 1961 г. Реализация «приходской реформы» сопровождалась принятием жестких мер со стороны властей по отношению к тем клирикам, которые медлили с выполнением новых требований.

4АОЕУ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 9. Л. 14-14 об. 5АОЕУ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 9. Л. 2-2 об. 6АОЕУ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 9. Л. 1.

^^источниковедение, церковное краеведение

Иерей Александр добровольский, Воробьева Наталия Владимировна «Деятельность уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете народных комиссаров - Совете Министров по Омской области в 40-60-е гг. XX в.»

Иногда предусмотрительные архиереи в прошении о регистрации священнослужителя перечисляли несколько приходов, куда, по согласию уполномоченного, мог быть определен священнослужитель. Уполномоченный одно время должен был сообщать в отчетах председателю Совета по делам Русской Православной церкви при СНК СССР о конкретных священнослужителях, которые были назначены архиереем на приходы и которым он выдал справки о регистрации.

Во 2-й половине 1961 г. в Омской епархии сняты с регистрации 5 священников. Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви по Омской обл. И. В. Бутюгов предложил упразднить Омскую епархию.

Активная антирелигиозная и атеистическая пропаганда в области проводилась как со стороны советских, так и партийных органов. Происходит создание домов атеизма, в атеистическую работу включаются библиотеки, музеи, клубы и дворцы культуры; в 1963 г. к атеистической пропаганде привлекается радио и телевидение. В противовес церковным обрядам активно популяризируются гражданские, в практику работы культучреждений входят вечера, отмечающие торжественные события в жизни людей: свадьба, рождение ребенка, получение паспорта. Возрастает роль уполномоченного в связи с многочисленными обращениями представителей власти за советами и помощью, неоднократным проведением выступлений и консультаций.

Уполномоченным была организована кампания по учету церковного имущества, для проверки факта законности его приобретения, по результатам которой изымались дома, автомашины и пр. у общин и священнослужителей.

Например, 5 декабря 1961 г. было отказано в прописке прот. В. Перепелкину, священнику Омского Никольского храма. 31 декабря 1961 г. отказано в регистрации прот. П. Чернявскому. В 1962 г., совершая очередную поездку, еп. Венидикт (Пляскин) не спрашивал на это разрешения уполномоченного, за что уполномоченным обвинен во вмешательстве в дела приходов. За нарушения законодательства о культах уполномоченный настоятельно просил Совет поставить на высшем уровне вопрос о снятии еп. Венедикта с должности управляющего епархией. 13 июня 1962 г. Синод постановил освободить еп. Венедикта от порученного ему временного управления Омско-Тюменской епархией.

Необходимо отметить, что в деле руководства приходами произошло глобальное изменение - руководство общинами в 1961 г. перешло от настоятелей к исполнительным органам, «двадцаткам».

Вступив в должность и ознакомившись с положением дел в епархии, архиеп. Ер-моген (Голубев) посетил уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по Омской обл. И. Бутюгова и сообщил о своем несогласии с практикой контроля за деятельностью духовенства и в целом Церкви, а также о многих беспорядках в епархии. Владыка попробовал через учение классиков марксизма-ленинизма указать на неверную линию правительства по отношению к Церкви. Он настаивал на дословном исполнении декрета об отделении Церкви от государства и невмешательстве их в дела друг друга. Им были написаны письма Н. С. Хрущеву и председателю Совета по делам Русской Православной Церкви В. А. Куроедову. Эта активная деятельность не осталась незамеченной со стороны властей. «Он теоретически

№ 2, 2018 (5)

подготовлен, это опытный волк. он явно реакционер», - писал об архиепископе Ермогене уполномоченный И. Бутюгов. И уже 29 мая 1963 г. владыку перевели в Калужскую епархию.

Кризис церковного управления в области, жесткая налоговая политика власти, изменение правового положения священника на приходе обусловили сокращение численности духовенства Омской епархии, в 1964 году из 24 приходов, открытых после войны, в епархии осталось 13: из шести приходов в Омской области - 5, из восемнадцати в Тюменской - 8.

Все действующие храмы находились в городах, в сельской местности практически не осталось ни одной действующей общины. Рост численности треб и религиозных обрядов, вызванный сокращением храмов и молитвенных домов, власть пыталась уменьшить введением в 1962 г. квитанционной системы учета обрядов с целью контроля над совершением треб - крещений, венчаний, отпеваний. В период так называемого «хрущевского десятилетия» церковная политика советского государства была непоследовательной и противоречивой. «Оттепель» в государственно-церковных отношениях середины 1950-х гг. сменилась к концу этого десятилетия ужесточением политики в отношении РПЦ. Жесткий курс в отношении Церкви с удовлетворением был воспринят уполномоченным И. Бутюговым. В его лице партийное руководство области обрело действенный инструмент по реализации решений партии и правительства в церковно-религиозной сфере. Натиск на религию и Церковь на территории Омской области в первой половине 1960-х гг. носил особенно жесткий и даже варварский характер. В результате к середине 1960-х гг. не только число храмов и молитвенных домов уменьшилось более, чем вдвое, но и резко сократилась численность священно- и церковнослужителей. Тем не менее, 21 ноября 1967 г. (в год 50-летия революции) епископом Николаем (Кутеповым) освящен отремонтированный храм в г. Тюкалинске.

С начала 1960-х гг. священнослужители были «посажены» на твердый оклад. Однако это привело к значительному сокращению облагаемой подоходным налогом базы и, как следствие, к уменьшению поступлений в государственный бюджет. Определенным способом компенсации недопоступивших средств в казну явились добровольно-принудительные взносы церквей в «Фонд мира» и «Фонд охраны памятников». Денежные отношения советской власти и православных религиозных объединений выражались, прежде всего, в контроле финансовой конфессиональной практики, что напрямую сводилось к материальному давлению, усилению налогового бремени и т.п. Ежегодно епархия перечисляла в Фонд мира крупные денежные суммы - до 100 тыс. руб.

Субъективные личностные характеристики уполномоченных, привнесение своих взглядов и жизненного опыта в работу на новой должности накладывали отпечаток на проведение церковной политики в регионе. Новый институт занял значимое место в областной структуре власти. На протяжении десятилетий институт уполномоченного сохранил свою значимость как в проведении государственной религиозной политики в области, так и во взаимоотношениях с религиозными объединениями, с верующими и духовенством.

^^источниковедение, церковное краеведение

Иерей Александр добровольский, Воробьева Наталия Владимировна «Деятельность уполномоченных Совета по делам -Русской Православной Церкви при Совете народных комиссаров - Совете Министров по Омской области в 40-00-е II. XX в.»-

Библиографический список:

1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 8131. Оп. 31. Д. 25142.

2. Архив Омского Епархиального управления (АОЕУ). Ф. 1. Оп. 4. Д. 3. Л. 13-16 об.

3. АОЕУ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 9. Л. 1, 2-2 об., 14-14 об., 18-23.

4. Алексий Сидоренко, прот. Борьба органов советской власти Омской и Тюменской областей с православными в 40-80-е гг. (Очерки). // Сайт: Сибирская Православная газета // http://www.ihtus.ru/414.shtml (29.06.2018 г.)

5. Варфоломей, митрополит Новосибирский и Барнаульский. Из духовного наследия митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея : Дневник, статьи, послания : К 40-летию со дня кончины. - Новосибирск : Православ. гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 1996. - 328 с.

180 Л^Т^МЗ^&Т^МЗ^^!^

-дЛ^оЧгО С

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.